Принцесса греза на гостинице. Описание картины «Принцесса Грёза

Это панно, созданное Врубелем в 1896 году, поражает не только своими размерами и невероятной красотой, но и необычной судьбой. Все началось с заказа Саввы Мамонтова - известного русского мецената. Он курировал работы по оформлению Всероссийской промышленной выставки, которая проводилась в Нижнем Новгороде. Мамонтов обратился к Врубелю, который был тогда практически неизвестен широкой публике, с просьбой написать панно для художественного павильона. После некоторых размышлений Врубель пишет картину «Принцесса Греза».

Сюжет картины Врубель позаимствовал из пьесы авторства Ростана, повествующей о несчастной любви трубадура из Прованса, к Мелисинде - принцессе из Триполи. Очарованный рассказами о принцессе, представлявшей ее как идеал красоты и великодушия, юноша влюбляется и отправляется в путь, чтобы поведать принцессе о своих чувствах. В долгом морском путешествии молодого человека внезапно поражает смертельный недуг. Жизнь в нем поддерживает только надежда хотя бы раз увидеть прекрасный лик Мелисинды, являющейся ему в грезах. Борясь с болезнью, он все же добирается до дворца и умирает во время встречи со своей возлюбленной.

На картине Врубеля «Принцесса Греза» мы видим корабль, идущий под парусами по морским волнам. На переднем плане изображен влюбленный трубадур, лежащий на палубе. Силы оставляют его, но он шепчет песнь о принцессе Мелисинде, видя рядом с собой ее образ. Прекрасная девушка парит в воздухе, ее светлые волосы развеваются на ветру. Она склонилась над поэтом и внемлет ему, придавая сил.

Узнав, что Мамонтов сделал заказ «какому-то Врубелю», Академия художеств отправляет в Нижний Новгород комиссию. Несмотря на то, что картина «Принцесса Греза» не входила в число экспонатов, члены комиссии запретили показывать ее на выставке, мотивируя это «нехудожественностью» полотна. Будучи вне себя от возмущения, Мамонтов отдает распоряжение соорудить для врубелевских панно отдельный павильон, на котором огромными буквами было написано - «Панно Врубеля». Это вызвало у публики неподдельный интерес: от посетителей не было отбоя.

Впоследствии Мамонтов, взявшийся в 1899 году за строительство гостиницы «Метрополь», решил поместить на ее фронтоне керамическую мозаику, полностью повторявшую панно с принцессой Грезой. Сегодня каждый желающий может увидеть его, посетив Театральный проезд. Сама картина Врубеля «Принцесса Греза» после выставки бесследно исчезла.

Спустя десятилетия, в 1956 году, ее случайно нашли, разбирая за Большим театром пристройку. Огромный холст (14 х 7,5 м), скомканный, грязный, был завален старыми декорациями. Когда его с трудом вынесли наружу, то обнаружили надпись: «М.Врубель». По совету прибывших из Третьяковской галереи реставраторов полотно поместили на большой шест и вынесли на улицу перед Большим театром - к тому времени там уже было перекрыто движение транспорта. После того, как холст аккуратно расстелили, изумленным взглядам предстало отражение майоликовой мозаики с фасада «Метрополя», расположенного напротив театра.
Сегодня отреставрированное панно занимает почетное место в Третьяковской галерее в зале Врубеля.

Кроме того, почистят 23 уникальных панно из майолики, украшающих здание. Среди них знаменитая работа Михаила Врубеля «Принцесса Грёза».

Фасады гостиницы «Метрополь», расположенной в центре Москвы, отреставрируют в 2018 году. Их поверхность очистят специальными средствами и промоют водой, покроют штукатуркой и покрасят. Будут также приведены в порядок 23 мозаичных панно из майолики (разновидность керамики), в числе которых и работа Михаила Врубеля «Принцесса Грёза».

Перед тем как принять решение о реставрации, специалисты провели историко-культурную экспертизу. На ее основании в середине сентября Департамент культурного наследия города Москвы согласовал проект восстановления и сохранения исторического облика фасадов гостиницы и ее внутренних помещений.

Гостиница «Метрополь» была построена в 1905 году по проекту британского архитектора Вильяма Валькота.

«Здание гостиницы “Метрополь” — один из самых значимых столичных памятников архитектуры, выполненных в стиле модерн. Оно является формирующим элементом архитектурного ансамбля площади Революции. Проект предусматривает реставрацию фасадов гостиницы, майоликовых панно, люстрового и мозаичного фризов, керамических ваз главных фасадов, металлических ограждений балконов, дворового фасада, а также интерьеров здания», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Фасады гостиницы сначала промоют от грязи и пыли, а затем заделают на них трещины. На завершающем этапе поверхность покроют штукатуркой, восстановят элементы декора и покрасят. После этого специалисты почистят 23 мозаичных панно, которые украшают два фасада из трех. Один выходит на Театральный проезд, а другой — на площадь Революции. Все панно выполнены из майолики — керамической плитки из обожженной пористой красной глины, покрытой глазурью и красками. Фасадную майолику для «Метрополя» изготовили в Абрамцевской гончарной мастерской по эскизам знаменитых художников Михаила Врубеля и Александра Головина.

Самое большое майоликовое панно «Принцесса Грёза» — авторства Врубеля. Оно украшает фасад со стороны Театрального проезда. Мозаика иллюстрирует сюжет одноименной драмы в стихах французского поэта Эдмона Ростана. Произведение было очень популярно в России на рубеже XIX-XX веков. На панно изображен умирающий юный рыцарь и склонившаяся над ним принцесса. На углах фасадов расположены майоликовые панно «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Клеопатра» художника Александра Головина. Авторство других 16 небольших панно не установлено. Фасад гостиницы также украшает выполненная из майолики цитата немецкого философа Фридриха Ницше: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему».

Также будут отреставрированы майоликовые бирюзовые керамические вазы на фасаде отеля. В порядок приведут металлические балконы, которые опоясывают здание. С них удалят старую краску и ржавчину, а потом заново покрасят. Работы проведут и в некоторых внутренних помещениях. Например, отреставрируют всю декоративную отделку. Существующий паркет на полу заменят на дубовый, похожий на тот, который был в здесь изначально. Его рисунок восстановят по историческим документам.

«Метрополь», расположенный по адресу: Театральный проезд, дом 2, строился с 1899 по 1905 год. Его возвели на месте гостиницы с торговыми галереями, которой владел купец Петр Челышев. В 1898 году меценат и промышленник Савва Мамонтов (1841-1918) выкупил помещения и прилегающие к ним участки земли, чтобы построить общественно-культурный центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром, художественной галереей, кегельбаном и крытым ледовым катком. К строительству, помимо британского архитектора Вильяма Валькота, были привлечены художники Михаил Врубель, Александр Головин, Константин Коровин и Василий Поленов.

В 1899-м у здания появились новые владельцы, которые привнесли в проект существенные изменения. В 1901 году здание горело — пожар не мог не сказаться на проекте. Например, центральный зал гостиницы, где должны были находиться сцена для театральных выступлений и зрительские места, передали под ресторан.

Открытие «Метрополя» состоялось в 1905 году. Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и пышности интерьеров гостиничный комплекс. В нем находилось 400 не похожих друг на друга номеров. В них гости могли пользоваться холодильником, телефоном и горячей водой. В советские годы здесь останавливались иностранные гости, например писатели Бернард Шоу и Бертольд Брехт, актеры Марчелло Мастроянни и Марлен Дитрих. С 1986 по 1991 год была проведена масштабная реконструкция здания. Фасадам вернули первоначальный облик. Стены во внутренних помещениях освободили от поздних наслоений.

В этом году в центре Москвы отремонтировали фасады более 700 зданий. В порядок привели в том числе фасады домов, имеющих статус объектов культурного наследия. Среди них палаты бояр Романовых, театральный флигель усадьбы Алексеевых и доходный дом братьев Бочаровых. Всего в 2017 году в центре фасады 830 зданий. Кроме того, до конца года в порядок приведут фасады 17 вестибюлей станций метро, 13 из которых также являются объектами культурного наследия. в пределах Третьего транспортного кольца, а семь — «Театральная», «Арбатская» (Арбатско-Покровской линии), «Кузнецкий Мост», «Библиотека имени Ленина», «Павелецкая» (Кольцевой линии) «Таганская» (Кольцевой линии) и «Октябрьская» (Калужско-Рижской линии) — в пределах Садового кольца.

В настоящей публикации приведена цитата из книги Николая Малинина “Метрополь. Московская легенда” о пьесе Эдмона Ростана “Принцесса Грёза”. Н.Малинин кратко рассказывает о сюжете драмы, о постановке спектакля и об отношении к ней в России. Выдержка из книги может пригодиться гидам для экскурсии в и пешеходной экскурсии по центру города. Посему привожу пространный кусок, посвящённый панно на стене гостиницы “Метрополь”.

Эдмон Ростан. “Принцесса Грёза”. Сюжет

“Пьесу “Принцесса Грёза” французский драматург Эдмон Ростан пишет в 1895 году.
Навеянная легендой о трубадурах, она рассказывает о любви принца Жофруа Рюделя к прекрасной принцессе Мелисинде. Та живёт далеко за морем, принц никогда не видел её, а полюбил, вдохновлённый рассказами пилигримов. Он слагает о ней стихи, а перед смертью отправляется в путь, чтобы увидеть возлюбленную. Преодолев шторм, корабль прибывает в Триполи, и после череды препятствий (включая битву со стражами принцессы и предательство друга) Мелисинда всходит- таки на корабль Рюделя, чтобы услышать его последние стихи, закрыть ему глаза и уйти в монастырь”.

“Принцесса Грёза”. Спектакль

“Пьеса написана Ростаном специально для великой французской актрисы Сары Бернар, и в том же 1895 году поставлена её театром. А уже 4 января 1896 года состоялась её премьера в России. Переводит пьесу Татьяна Щепкина-Куперник, правнучка знаменитого русского актёра Михаила Щепкина. Антон Чехов о качестве перевода (и таланте переводчицы) отзывается скептически: “У неё только 25 слов. Упоенье, моленье, трепет, лепет, слёзы, грёзы”. И пародирует весь этот символистский лексикон в “Чайке”, которую как раз в это время пишет”.

“Главную роль в пьесе играет лучшая подруга (и любовница) переводчицы актриса Лидия Яворская. Ставить же спектакль им приходится практически вдвоём: “Уж и пришлось нам помучиться с дворцом принцессы! Опустошили всю квартиру Яворской: подушки, вазы, куски парчи – всё, что хоть немного подходило по нашим соображениям к стилю, переехало из гостиной на сцену театра. Воображаю, в какой ужас пришёл бы историк искусства, увидев во дворце XIII века вазу “декаданс” или статуэтку эпохи Возрождения”… Проблемы связаны с тем, что хозяин таатра Алексей Суворин (в юности либеральный журналист, в старости – владелец реакционной газеты “Новое время”) энтузиазма барышень не разделяет:

– Какой-то дурак едет к какой-то дуре на каком-то дурацком корабле и эти девчонки воображают, что Петербург от этого с ума сойдёт!

Однако Суворин ошибся. От спектакля сошёл с ума не только Петербург, но и вся Россия. “Появились вальсы “Принцесса Грёза”, – вспоминала Щепкина-Куперник, – духи “Принцесса Грёза”, шоколад “Принцесса Грёза”, почтовая бумага с цитатами из “Принцессы грёзы”.

В общем, всё как полагается в эпоху ар-нуво. Произведение искусства становилось модным, тиражируется всеми доступными средствами и в конце-концов растворяется в китче. Но “Принцесе Грёзе” раствориться не пришлось. В 1896 году её обессмертил художник Михаил Врубель”.

Михаил Врубель. “Принцесса Грёза” на стене “Метрополя”

Михаил Врубель 1900-е годы

“Когда-то Врубель” объявил о нежелании видеть свою “Сирень” в музее, потому что “музей – это покойницкая”. Он хотел бы, чтобы “вещь была вделана в стену в жилом доме и совершенно слилась со стенами и была бы одна”. По-настоящему это чудо свершилось только на стенах “Метрополя”.


Такого русское искусство ещё не знало. Картина художника оказалась на стене здания и не внутри, как фрески, а снаружи, и поплыла над городом. А плавные формы аттика кажутся парусом, под которым трубадур летит к своей возлюбленной”.

Знаете, сколько майоликовых панно украшают фасады гостиницы "Метрополь"?
Я насчитала восемь крупных, одно из которых самое большое и самое знаменитое - врубелевская “Принцесса Грёза”, и 14 малых, всего 22! Кто больше?
Рассмотреть их, проходя мимо, - не так-то просто. Предлагаю сделать это с помощью фоторепортажа.

1. Знаменитый русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов задумал построить не просто гостиницу, а культурный центр, который соединил бы в себе вернисажи, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад и даже оперный театр. Он привлек к этому проекту известнейших архитекторов и художников начала XX века. И хотя мечта Мамонтова не сбылась, сейчас "Метрополь" признан одним из самых значительных историко-архитектурных памятников модерна и включен в список федеральных памятников архитектуры.

У "Метрополя" сложная судьба: здание строилось с 1899 по 1905 годы, потом перестраивалось, горело и снова перестраивалось. Информации о Савве Мамонтове и "Метрополе" предостаточно, поэтому просто приведу хронологию:
1850 - Во второй половине XIX века в юго-западной части Театральной площади около древней Китайгородской стены находились очень популярные в Москве бани. В другой части здания располагалась гостиница. Оба заведения по имени их владельца купца Петра Челышева назывались "Челыши".
1898 - Санкт-Петербургское общество страхований купило здание "Челышей" и передало его в аренду Северному домостроительному обществу во главе с Саввой Мамонтовым.
1899 - В январе 1899 года был объявлен конкурс на лучший проект "первоклассной гостиницы". Первое место занял проект знаменитого русского архитектора Льва Кекушева. Тем не менее понравился Савве Мамонтову проект, который занял четвертое место. Его автором был 28-летний британский архитектор Вильям Валькотт. Впрочем, облик фасадов отеля вполне можно считать плодом совместной работы нескольких архитекторов.
1901 - В 1901 году в здании произошел пожар. В 1902 работы возобновились под началом архитектора Павла Висневского. Вплоть до окончания строительства в 1905 году Московская городская управа так и не утвердила окончательные чертежи фасадов.
1905 - 5 марта 1905 года открылась гостиница "Метрополь". Роскошный отель стал очень популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты. "Метрополь" был оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, холодильниками и лифтами.
1905 - 17 октября Николай II подписал Манифест, в котором обещал созвать Думу и даровать народу демократические свободы. На следующий день новость была опубликована в газетах. Вечером в ресторане "Метрополь" публика поднимала тосты за свободу. Среди гостей был и певец Федор Иванович Шаляпин. По просьбе публики он исполнил знаменитую "Дубинушку". Потом великий певец взял шляпу, обошел зал и собрал внушительную сумму, которую передал революционным рабочим.
1917 - В конце октября - начале ноября 1917 года в Москве развернулись бои. "Метрополь" стал одним из пунктов сопротивления большевикам. Курсанты военных училищ превратили здание в военную крепость. Только применив артиллерию, большевики смогли заставить юнкеров покинуть здание.
1918 - После переезда советского правительства в Москву в 1917 году "Метрополь" стал резиденцией руководителей большевистской партии и советского государства.
1925 - В ноябре 1925 года в зале ресторана "Метрополь" состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки (Куба), экс-чемпиона Ласкера (Германия) и других великих шахматистов.
1931 - "Метрополь" вновь стал функционировать как отель, в том числе для важных заграничных гостей.
1986 - В 1986 году начались масштабные работы по реконструкции и реставрации здания. Продолжались они пять лет. По старым чертежам восстановили фасад и интерьеры в их первоначальном виде.
1991 - Открытие отеля в декабре 1991 года имело огромный резонанс не только в стране, но и в мире: презентации отеля прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и Париже. Международная комиссия присвоила ему уровень "пять звезд".
2012 - В августе 2012 года легендарный "Метрополь" был продан за 8,7 млрд рублей в частные руки (современный владелец - А. И. Клячин).

2. Начался новый этап жизни самой знаменитой гостиницы России.

3. Внешний облик "Метрополя" стал в своё время настоящим манифестом московского модерна. По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для произведений искусства нового направления. Это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими, так как он был более приспособлен для художественного дополнения.
Майоликовое панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Как и остальные панно, украшающие "Метрополь", оно создавалась в гончарных мастерских Абрамцева.

4. Другим важным элементом наружного декора "Метрополя" является опоясывающий здание барельефный фриз "Времена года" работы скульптора Николая Андреева.

5. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно: "Жажда", "Поклонение божеству", "Поклонение природе", "Купание наяд", "Поклонение старине" и "Клеопатра".

6. Врубелевское панно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс "Принцесса Грёза", и даже духи и шоколад с таким названием.

7. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о её красоте и великодушии. Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя - и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.

8. В 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана. Однако работы Врубеля не были представлены публике. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно. При разработке проекта гостиницы у Мамонтова возникла идея повторить "Принцессу Грёзу" в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

9. Вокруг основного панно, справа и слева, расположены малые c пейзажами, дополняющими центральную картину.

11. Справа от основного панно находится майолика "Орфей играет".

13. Крайнее справа панно - "Купание наяд".

16. Слева от главного на переднем фасаде расположено панно "Поклонение природе".

17. Крайнее слева на главном фасаде - "Поклонение божеству".

19. Архитектурный облик "Метрополя" отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики - характерные башенки. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.

20. Фасад, обращённый в сторону площади Революции, украшает панно А. Головина "Клеопатра".

21. Ещё одним элементом украшения фасадов служат бирюзовые керамические вазы.

24. Рядом с "Клеопатрой" - два панно поменьше с изображением белых и чёрных лебедей.

25. Крайнее панно - "Поклонение старине" на правом боковом фасаде.

27. Обратите внимание на роскошный скульптурный фриз "Времена года" над балконами: он располагается по всему периметру здания.

32. Кроме всей этой красоты, по всему фасаду тянется надпись из майолики с цитатой Ницше: "Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему". От этой надписи сохранилась лишь часть, обращенная к Третьяковскому и Театральному проездам. После революции на одной из сторон фасада, смотрящей в сторону площади Революции, было добавлено "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин".

35. Панно на левом фасаде называется "Жажда".

Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский.


"Метрополь" на открытке начала XX века


1. Знаменитый русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов задумал построить не просто гостиницу, а культурный центр, который соединил бы в себе вернисажи, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад и даже оперный театр. Он привлек к этому проекту известнейших архитекторов и художников начала XX века. И хотя мечта Мамонтова не сбылась, сейчас "Метрополь" признан одним из самых значительных историко-архитектурных памятников модерна и включен в список федеральных памятников архитектуры.

У "Метрополя" сложная судьба: здание строилось с 1899 по 1905 годы, потом перестраивалось, горело и снова перестраивалось. Информации о Савве Мамонтове и "Метрополе" предостаточно, поэтому просто приведу хронологию:
1850 - Во второй половине XIX века в юго-западной части Театральной площади около древней Китайгородской стены находились очень популярные в Москве бани. В другой части здания располагалась гостиница. Оба заведения по имени их владельца купца Петра Челышева назывались "Челыши".
1898 - Санкт-Петербургское общество страхований купило здание "Челышей" и передало его в аренду Северному домостроительному обществу во главе с Саввой Мамонтовым.
1899 - В январе 1899 года был объявлен конкурс на лучший проект "первоклассной гостиницы". Первое место занял проект знаменитого русского архитектора Льва Кекушева. Тем не менее понравился Савве Мамонтову проект, который занял четвертое место. Его автором был 28-летний британский архитектор Вильям Валькотт. Впрочем, облик фасадов отеля вполне можно считать плодом совместной работы нескольких архитекторов.
1901 - В 1901 году в здании произошел пожар. В 1902 работы возобновились под началом архитектора Павла Висневского. Вплоть до окончания строительства в 1905 году Московская городская управа так и не утвердила окончательные чертежи фасадов.
1905 - 5 марта 1905 года открылась гостиница "Метрополь". Роскошный отель стал очень популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты. "Метрополь" был оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, холодильниками и лифтами.
1905 - 17 октября Николай II подписал Манифест, в котором обещал созвать Думу и даровать народу демократические свободы. На следующий день новость была опубликована в газетах. Вечером в ресторане "Метрополь" публика поднимала тосты за свободу. Среди гостей был и певец Федор Иванович Шаляпин. По просьбе публики он исполнил знаменитую "Дубинушку". Потом великий певец взял шляпу, обошел зал и собрал внушительную сумму, которую передал революционным рабочим.
1917 - В конце октября - начале ноября 1917 года в Москве развернулись бои. "Метрополь" стал одним из пунктов сопротивления большевикам. Курсанты военных училищ превратили здание в военную крепость. Только применив артиллерию, большевики смогли заставить юнкеров покинуть здание.
1918 - После переезда советского правительства в Москву в 1917 году "Метрополь" стал резиденцией руководителей большевистской партии и советского государства.
1925 - В ноябре 1925 года в зале ресторана "Метрополь" состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки (Куба), экс-чемпиона Ласкера (Германия) и других великих шахматистов.
1931 - "Метрополь" вновь стал функционировать как отель, в том числе для важных заграничных гостей.
1986 - В 1986 году начались масштабные работы по реконструкции и реставрации здания. Продолжались они пять лет. По старым чертежам восстановили фасад и интерьеры.
1991 - Открытие отеля в декабре 1991 года имело огромный резонанс не только в стране, но и в мире: презентации отеля прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и Париже. Международная комиссия присвоила ему уровень "пять звезд".
2012 - В августе 2012 года легендарный "Метрополь" был продан за 8,7 млрд рублей в частные руки (современный владелец - А. И. Клячин).

2. Начался новый этап жизни самой знаменитой гостиницы России.

3. Внешний облик "Метрополя" стал в своё время настоящим манифестом московского модерна. По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для произведений искусства нового направления. Это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими, так как он был более приспособлен для художественного дополнения.
Майоликовое панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Как и остальные панно, украшающие "Метрополь", оно создавалась в гончарных мастерских Абрамцева.

4. Другим важным элементом наружного декора "Метрополя" является опоясывающий здание барельефный фриз "Времена года" работы скульптора Николая Андреева.

5. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно: "Жажда", "Поклонение божеству", "Поклонение природе", "Купание наяд", "Поклонение старине" и "Клеопатра".

6. Врубелевское панно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс "Принцесса Грёза", и даже духи и шоколад с таким названием.

7. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о её красоте и великодушии. Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя - и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.

8. В 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана. Однако работы Врубеля не были представлены публике. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно. При разработке проекта гостиницы у Мамонтова возникла идея повторить "Принцессу Грёзу" в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

9. Вокруг основного панно, справа и слева, расположены малые c пейзажами, дополняющими центральную картину.

11. Справа от основного панно находится майолика "Орфей играет".

13. Крайнее справа панно - "Купание наяд".

16. Слева от главного на переднем фасаде расположено панно "Поклонение природе".

17. Крайнее слева на главном фасаде - "Поклонение божеству".

19. Архитектурный облик "Метрополя" отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики - характерные башенки. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.

20. Фасад, обращённый в сторону площади Революции, украшает панно А. Головина "Клеопатра".

21. Ещё одним элементом украшения фасадов служат бирюзовые керамические вазы.

24. Рядом с "Клеопатрой" - два панно поменьше с изображением белых и чёрных лебедей.

25. Крайнее панно - "Поклонение старине" на правом боковом фасаде.

27. Обратите внимание на роскошный скульптурный фриз "Времена года" над балконами: он располагается по всему периметру здания.

32. Кроме всей этой красоты, по всему фасаду тянется надпись из майолики с цитатой Ницше: "Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему". От этой надписи сохранилась лишь часть, обращенная к Третьяковскому и Театральному проездам. После революции на одной из сторон фасада, смотрящей в сторону площади Революции, было добавлено "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин".

35. Панно на левом фасаде называется "Жажда".

Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский.


"Метрополь" на открытке начала XX века



Загрузка...
Top