Этот памятник является совместной работой скульптора клодта. Укротитель коней

С 1830 года он является вольнослушателем Академии художеств, его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Они, одобряя работы и талант молодого скульптора, помогали ему добиваться успеха.


Семья будущего скульптора состояла из потомственных военных. Как это нередко бывает, фамилия была небогатой, хоть и родовитой. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны, был генерал-майором шведской службы. Отец скульптора был боевым генералом, воевал в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.

Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность барона к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего мальчику нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.

Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В 1822 году, в возрасте 17 лет он вернулся в столицу и поступил в артиллерийское училище. Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению: серьёзные классные занятия не могли, однако же, совершенно отдалить прилежного юнкера от специального предмета его настоящего призвания… …При малейшей возможности барон П. Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или резал лошадей в малых размерах.

Также известно, что в этот период Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры».

После окончания училища будущий скульптор получил чин подпоручика. Офицер служил в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.

Скульптор

Два года Клодт учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. С 1830 года он является вольнослушателем Академии художеств, его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. Они, одобряя работы и талант молодого скульптора, помогали ему добиваться успеха.

Одарённость и упорство Клодта принесли неожиданные дивиденды: с начала 1830-х годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей.

Кони Нарвских ворот

Сильным продолжением карьеры стал большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот совместно с такими опытными скульпторами как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена шестёрка коней, несущая колесницу богини славы, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения.

Аничков мост

В конце 1832 - начале 1833 года скульптор получил новый правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Летом 1833 года Клодт изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере.

После этого успеха в работе над этим проектом наступил перерыв, обусловленный тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот. Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I, курирорвавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей. Вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы.

П. К. Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре, а перенести их на опоры Аничкова моста.

Предложение было одобрено и новый проект предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на четырёх пьедесталах на западной и восточной сторонах моста. К 1838 году первая группа была реализована в натуральном размере и готова к переводу в бронзу. Внезапно возникло непреодолимое препятствие: скоропостижно умер, не оставив преемника руководитель Литейного двора Императорской академии художеств В. П. Екимов. Без этого человека отливка скульптур была невозможна, и скульптор принял решение самостоятельно руководить выполнением литейных работ.

Воплощение в бронзе

Для выполнения работ ему пригодились навыки основ литейного дела, которым его обучали в артиллерийском училище, практически освоенных на службе в артиллерии и применённых на уроках В. П. Екимова в бытность Клодта вольнослушателем академии. Возглавив Литейный двор в 1838 году он занялся усовершенствованием, привнеся в работу производства технологические новинки и современные методы. То, что скульптор стал литейщиком принесло неожиданные результаты: большинство отлитых статуй не требовало дополнительной обработки (чеканки или исправлений). Для достижения этого результата потребовалась тщательная работа над восковым оригиналом с воспроизведением мельчайших возможностей и целиковой отливкой композиции (до этого момента такие большие скульптуры отливались по частям). Между 1838 и 1841 годами скульптор успел изготовить в бронзе две композиции и начать подготовку к отливке второй пары скульптур.

20 ноября 1841 года состоялось открытие моста после реставрации. На боковых пьедесталах стояли две пары скульптурных композиций: бронзовые группы находились на правом берегу реки Фонтанки (со стороны Адмиралтейства), на пьедесталах левого берега были установлены гипсовые раскрашенные копии.

Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но до моста не добрались, император подарил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму III и по его указанию скульптуры отправились в Берлин украшать главные ворота императорского дворца.

В 1843-1844 копии были изготовлены повторно. С 1844 до весны 1846 года они оставались на пьедесталах Аничкова моста, затем Николай I отправил их «королю обеих Сицилий» Виктору Эммануилу II (в Королевский дворец в Неаполе).

Также копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: в окрестностях Санкт-Петербурга Стрельне и Петродворце, а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках, усадьбе Кузьминки-Влахернское.

С 1846 года на восточной стороне Аничкова моста снова были помещены гипсовые копии, а художник начал создавать дальнейшее продолжение и завершение ансамбля. Участники композиции были те же: конь и водитель, но у них иные движения и композиция, а также новый сюжет. На выполнение сиквела у художника ушло четыре года и в 1850 году гипсовые скульптуры окончательно исчезли с Аничкова моста, и на их место солдаты Сапёрного батальона под руководством барона Клодта водрузили на место новые бронзовые фигуры. Работы над оформлением Аничкова моста были завершены.

Признанный мэтр

После того, как он был признан мастером своего дела, Клодт выполнял другие скульптурные работы, но, по мнению искусствоведов, лучшей его работой остались кони на Аничковом мосту.

Служебный дом

В 1845-1850-х годах Клодт принимал участие в работах по перестройке «Служебного дома» Мраморного дворца: по проекту А. П. Брюллова нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем. В связи с этим предназначением для украшения здания по фасаду, над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был выполнен семидясетиметровый рельеф «Лошадь на службе человека». Его выполнил Клодт по графическому эскизу архитектора, он состоял из четырёх блоков, не объединённых общим сюжетом или идеей:

Боевые схватки всадников;

Конные процессии;

Поездки верхом и на колесницах;

Сюжеты охоты.

Искусствоведы считают, что этот рельеф был выполнен Клодтом по образу и подобию коней на фризе Парфенона. Это мнение поддерживается и римским облачением людей, изображённых на рельефах.

Тимпаны боковых фронтонов также были выполнены Клодтом и изображали тритонов, трубящих в раковины.

Итог жизни скульптора

Кроме того осязаемого наследства в виде графики и пластики, которое мастер оставил потомкам, он покорил ещё несколько вершин в своей жизни:

Возглавляя Литейный двор Академии художеств, он добился повышения качества художественного литья в России, и этим придал импульс развития этому искусству в России.

Вывел российскую анималистику на новый уровень, сделав её самодостаточной дисциплиной искусства.

Малые скульптурные формы

На протяжении всей карьеры Клодт работал в направлении пластики малых форм. Статуэтки этого автора были высоко ценимы его современниками. Часть из них признана произведениями искусства и включена в коллекции музеев, таких как Государственный Русский музей.

Смерть

Последние годы своей жизни художник провёл на своей даче (мыза Халала, Финляндия), где и умер 8 (20) ноября 1867 года.

Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, в 1936 прах перенесен в Некрополь мастеров искусств.

У КРОЩЕ НИЕ НЕПОКОРНЫХ

(к истории создания скульптурных групп П.К.Клодта "Укрощение коней")

Во время прогулок по центральной части вольно или невольно внимание его посетителей привлекают величественные как по своей монументальности, так и по великолепному художественному исполнению скульптурные группы коней с вожатыми у Конного двора перед Музыкальным павильоном, украшающим северную часть этого архитектурного памятника. Группы эти - творение скульптора Петра Карловича Клодта, хорошо знакомого нам по его выдающимся творениям, наиболее известные из которых украшают Большой театр в Москве (квадрига с Аполлоном на фронтоне театра) и Аничков мост в Санкт-Петербурге. История создания скульптурных групп Клодта "Укрощение коней", которые были установлены в середине XIX века здесь в Кузьминках и на Аничковом мосту, не лишена интереса. Здесь переплелись искусство, политика, исторические события, человеческие отношения. Рассказывать сколько-нибудь подробно о Кузьминках - бывшем имении князей Голицыных (до женитьбы Михаила Михайловича Голицына на Анне Александровне Строгановой эта усадьба принадлежала баронам Строгановым) в этой статье нет смысла - ведь сама по себе история Кузьминок весьма богата событиями, здесь много выдающихся архитектурных памятников. Эта история прекрасно изложена во многих специальных публикациях, в том числе в книгах Н.В.Рутман "Прогулка в Кузьминках и Люблино" (М., 2002) и М.Коробко "Кузьминки-Люблино", выдержки из которых есть в Интернете. Я упомяну здесь коротко лишь о некоторых событиях, связанных с историей появления скульптур П.К.Клодта в Кузьминском парке. Конный двор, у которого установлены эти скульптуры, был построен на берегу Верхнего пруда еще во времена Строгановых. Но тогда он имел несколько иной вид, чем сейчас. В частности, формой он напоминал букву "П", основания ножек которой в виде двух флигелей располагались у берега пруда, а фасад с зимним манежем - с противоположной стороны, в перекладине буквы "П". Таким образом, внутренняя часть двора с летним выездным манежем хорошо просматривалась со стороны дворцовой части усадьбы, расположенной на другом берегу пруда. В 1819 году Конный двор голицынского имения был реконструирован по проекту Доменико Жилярди и А.А.Григорьева, которые соединили флигели декоративной кирпичной стеной с расположенным в центре ее Музыкальным павильоном. Именно тогда Конный двор стал практически таким, каким мы видим его теперь (за исключением скульптуры Аполлона с музами, которая в то время была установлена в нише над колоннадой павильона по замыслу авторов реконструкции, и некоторых других деталей). От павильона спускается вниз широкая лестница, по сторонам которой в то время стояли гипсовые кентавры. Только в середине XIX века вместо них установили чугунные скульптурные группы, которые были отлиты на уральских чугунолитейных заводах Голицыных по моделям, созданным П.К.Клодтом для Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Лишь своим "чугунным " происхождением кони в Кузьминках отличаются от знаменитых петербургских бронзовых прототипов. Кстати, чугунное литье было широко использовано для декорации всей Кузьминской усадьбы. Прежде всего, наверное, нужно сказать о монументальных въездных воротах на ее территорию, на отливку которых пошло около 300 тонн чугуна. От них осталось лишь название улицы Чугунные ворота, берущей свое название от того места, где ранее находилась арка ворот. Чугунные ворота в Кузьминках - копия ворот, которые были отлиты в 1826 году на заводах Голицыных по проекту К.Росси, созданному для ворот царского дворца в Павловске, под Санкт-Петербургом. Ворота голицынской усадьбы отлиты были в 1832 году, и от Павловских ворот их отличал лишь венчавший их герб - в Павловске это герб Российской империи, в Кузьминках - герб рода Голицыных. Посмотреть фотографию Чугунных ворот и копию гравюры с рисунка австрийского художника Ж.Н.Рауха с изображением ворот можно в фотоочерке . До настоящего времени в Кузьминках сохранились другие чугунные декоративные украшения - изваяния львов на ограде господского двора, красивейшие грифоны у въезда во двор, ограждения в виде чугунных опорных столбиков, соединенных массивными цепями (ранее столбики с цепями располагались по обе стороны вдоль 800-метровой Липовой аллеи, которая шла от Чугунных ворот к княжескому дворцу). Заканчивая эту часть рассказа, помещаю здесь несколько фотографий Конного двора, Музыкального павильона и скульптурных групп "Укрощение коней", снятых в 2007 году (фото конных скульптур даны в нескольких ракурсах).


Ну, а теперь можно перейти непосредственно к истории создания П.К.Клодтом сульптурных групп "Укрощение коней". *** Петр Карлович Клодт (1805-1867) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, урожденный Карл Густав Клодт, наследник старинного баронского рода фон Юргенсбургов, в XVIII веке перебрался на жительство в Россию и основал русскую ветвь этой династии. Почти всю свою жизнь в годы царствования Екатерины II, Павла I и Александра I он отдал русской армии, участвовал во многих боевых походах и битвах, в том числе в сражении при Бородино (его портрет - в галерее видных участников войны 1812 года в Эрмитаже). Он дослужился до звания генерала, был награжден орденами Святого Владимира и Святой Анны, золотой шпагой "За храбрость". Один из его сыновей, Петр, поначалу тоже пошел по стопам отца - учился в Михайловском артиллерийском училище, окончил его и получил звание прапорщика. Но вскоре по болезни он был отчислен с военной службы. Современники отмечали, что еще в детстве и в годы учения Петр увлекался рисованием и резьбой по дереву, причем страстью его были фигурки коней, любовь к изображению которых привил ему отец. После отставки Петр Клодт уже серьезно увлекся рисованием, резьбой и лепкой. По-прежнему, основной объект его работ - фигурки лошадей, стати которых он изучал с особой тщательностью. Одна из таких фигурок, вырезанная из дерева, попала к Николаю I, заинтересовала его, и молодой резчик был приглашен на аудиенцию к императору. Следствием этой аудиенции явилась рекомендация Академии художеств зачислить молодого человека в число слушателей академии с выплатой ему пособия в годы учебы от Общества поощрения художников. Первая серьезная работа Клодта, давшая ему признание и известность - шестерка коней для колесницы Победы на Нарвских триумфальных воротах в Санкт-Петербурге. Модель колесницы была уже вылеплена В.Демут-Малиновским, а фигуры коней были подготовлены С.С.Пименовым, но царю кони не понравились, он предложил выполнить работу двум профессиональным и уже известным скульпторам, С.И.Гальбергу и Б.И.Орловскому, но те от этой работы отказались. И тогда выбор пал на практически никому не известного П.К.Клодта, и Клодт сумел удивить всех - он, никогда не работавший с глиной и гипсом, и с фигурами столь крупных размеров, создал модели четырех коней, понравившиеся членам Комиссии. Они были отлиты на петербургском Литейном дворе и установлены на аттике Нарвских ворот. И сразу же стало ясно, что четверки коней оказалось мало, она не вполне соответствовала великолепию сооружения. Клодту было предложено заменить четверку шестеркой - и вскоре, в 1834 году, работа была выполнена, а Нарвские ворота торжественно открыты. В итоге - в 1838 году П.К.Клодт получил звание академика и назначен профессором скульптуры Академии художеств. Вскоре Клодт получил заказ на скульптуры коней, которыми предполагалось украсить Адмиралтейский бульвар между Адмиралтейством и Зимним дворцом, у выхода на Дворцовую площадь. Проекты скульптур и место их размещения уже были одобрены царем. Однако, Клодту идея выбора места для скульптур не понравилась, и после неоднократных размышлений и прогулок по Петербургу он пришел к выводу, что лучшее место для них - Аничков мост на Невском. Его предложение было принято Николаем I. По-видимому, этому способствовало то, что к тому времени уже было принято решение о расширении и реконструкции моста. К концу 30-х годов модели двух скульптурных групп были готовы, но к этому времени умер лучший мастер Литейного двора Василий Петрович Екимов, и П.К.Клодту предложили возглавить Литейный двор и самому отливать бронзовые скульптуры по подготовленным им моделям (еще во время учебы в Академии художеств и вскоре после ее окончания Петр Карлович обучался литейному искусству у Екимова, преуспел в этом деле и постоянно совершенствовался в нем). Итак, П.К.Клодт сам руководил отливкой первых двух своих бронзовых скульптур из серии "Укрощение коней". Из-за ограниченности времени к моменту открытия отреставрированного Аничкова моста вторая, аналогичная пара коней была выполнена из гипса и тонирована под бронзу. Бронзовые группы были установлены на западных устоях моста, на Адмиралтейском берегу Фонтанки (там, где они стоят и теперь), гипсовые - на восточных, т.е. на том берегу реки, от которого Невский продолжается к Московскому вокзалу. Торжественное открытие моста со скульптурами Клодта состоялось 20 ноября 1841 года при большом стечении восхищенной публики. На первой из этих работ конь встал на дыбы, он возбужден, ноздри его раздуты, он пытается вырваться, но юноша-водничий взнуздал его и укрыл попоной. На второй - конь еще остается возбужденным, но подчинился человеку, юноша ведет его рядом с собой - взнузданного, подкованного и укрытого попоной. Уже в 1842 году были отлиты еще две бронзовые копии этих скульптур для установки на восточной части моста. Однако, на мост они не попали - Николай I распорядился подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, которому скульптуры очень понравились (супруга Николая, Александра Федоровна - родная сестра Фридриха Вильгельма IV). Петр Карлович был послан в Берлин вместе со своими творениями. Скульптуры были установлены у ворот королевского дворца, а П.К.Клодт был пожалован званием кавалера прусского ордена Красного Орла III степени, был удостоен аудиенции у короля, который одарил его двумя тысячами золотых талеров и табакеркой с бриллиантами. Ну а своему коллеге Николаю I в 1845 году Фридрих в знак признательности за этот подарок передал аллегории славы, которые были установлены на колоннах в начале Конногвардейского бульвара. Возвратившись в Россию, Клодт продолжает работать над отливкой копий первых созданных им скульптурных групп, и заканчивает эту работу в 1844 году. Бронзовые копии были установлены на восточных устоях моста, но простояли они там недолго - Николай I решил сделать подарок королю Обеих Сицилий Фердинанду II Бурбону. Скульптуры были отправлены в Неаполь и установлены там у входа в дворцовый сад. Их место на Аничковом вновь заменили гипсовые копии. И вновь Клодт работает над скульптурами. Но теперь он решил изменить замысел, и для восточной части моста изваял две новые группы, символизирующие первые этапы укрощения необъезженного коня человеком. Первая из них - это начало борьбы: конь поднялся на дыбы, пытается освободиться, а юноша, упав на колено, старается удержать его. На второй - кульминация борьбы, конь почти вырвался на волю, голова его победно запрокинута, юноша повержен на землю, но все же он из последних сил удерживает узду. Эти новые скульптурные группы были отлиты и установлены на восточном берегу Фонтанки только в 1850 году. Вот так и был завершен скульптурный ансамбль из четырех групп коней с вожатыми, известных как "Укрощение коней". Украшают они Аничков мост и сейчас, в наши дни. Вот фото Аничкова моста, взятое из Интернета, а также фотографии скульптур, снятые на Аничковом летом 2007 года.
Вы, несомненно, обратили внимание на внешнюю идентичность двух бронзовых скульптурных групп, установленных на Аничковом мосту, и чугунных скульптур Кузьминского парка в Москве. Есть в одной из этих групп и некоторые незначительные отличия во второстепенных деталях (например, попона из шкуры тигра на петербургской копии). Эти отличия связаны, скорее всего, с необходимостью изготовления новых моделей для очередных отливок скульптур. Свидетельствуют они и о неустанной творческой мысли Петра Карловича при изготовлении моделей и проведении повторных отливок. *** Несколько позднее копии скульптур Клодта "Укрощение коней" были установлены в Петергофе, а также в Стрельне (под Санкт-Петербургом) у дворца графа Алексея Федоровича Орлова. Во время Великой отечественной войны дворец был в значительной мере разрушен, а скульптурные группы Клодта похищены. *** Ну, а теперь кратко о судьбе работ Клодта, подаренных в свое время Фридриху Вильгельму IV и Фердинанду II Бурбону. Неаполитанские кони в 2002 году были реставрированы и в торжественных условиях установлены перед бывшим Конным двором бывшего королевского дворца в Неаполе. Мне удалось найти в Интернете фото одной из этих неаполитанских скульптур. Удача с поиском как первой, так и второй неаполитанской скульптурной группы, пришла позднее и совершенно неожиданно. Мне повезло - в Интернете я познакомился с интересными фотоработами Дмитрия Махаева. Среди тех из них, которые были сняты в Неаполе, оказались и снимки клодтовских коней. Прочитав эту статью, Дмитрий любезно предоставил для публикации фотокопии этих снимков, и теперь мы можем не только полюбоваться каждым из них, но и в деталях рассмотреть дарственные надписи Николая I, высеченные на скульптурных пьедесталах (фотографии двух скульптурных групп сделаны в разных ракурсах).


О берлинских копиях я узнал из публикации Елены Лопушанской "Аничков мост. "Укротители коней" и история их странствий". В частности, Е.Лопушанская в этой публикации, подготовленной в Дюссельдорфе, пишет: "Укротители коней не пострадали в войнe и незадолго до ее окончания были демонтированы с постаментов у дворца. Ныне они находятся в Кляйст-парке (Kleist-park) возле Потсдамской улицы (Potsdamer Strasse) в Западном Берлине перед бывшим зданием Контрольного совета четырех союзнических держав. Состояние скульптур очень хорошее, и после реконструкции дворца они займут свое первоначальное место". *** В своём комментарии к этой статье читатель Анастасия Ягодина напомнила, что две копии скульптур Клодта, отлитые его внуком, украшали Беговую аллею в Москве, по которой подъезжали к московскому ипподрому. И сейчас "украшают", хотя от аллеи почти ничего не осталось, а рядом проходит третье московское транспортное кольцо. В этом комментарии Анастасия привела также ссылку, по которой удалось разыскать в Интернете старую, сделанную в 1909 году, фотографию начала Беговой аллеи со скульптурами Клодта.
Действительно, в 1899-1900г.г. К.А.Клодт, внук П.К.Клодта, совместно со скульптором С.М.Волнухиным (автором московского памятника первопечатнику Ивану Фёдорову) установил здесь две скульптуры, отлитые по эскизам П.К.Клодта. На приведённой фотографии можно увидеть, что это копии тех же двух конных скульптур, которые установлены у Конного двора в Кузьминском парке. *** Имя Петра Карловича Клодта хорошо известно нашим современникам не только по скульптурам "Укрощение коней" и упомянутой ранее квадриге с Аполлоном на здании Большого театра в Москве. П.К.Клодт участвовал в украшении интерьеров Исаакиевского собора (горельеф "Христос во Славе"). Он автор памятника И.А.Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге, статуи Владимира Святого в Киеве. Последняя из его великих работ - памятник его покровителю, императору Николаю I Санкт-Петербурге. Но история этих и других работ П.К.Клодта - тема самостоятельных рассказов. *** Скончался П.К.Клодт 8(20) ноября 1867 года в своем имении на мызе Халала в Финляндии. Смерть настигла его, когда он занимался любимым делом - вырезал фигурки животных. Похороны состоялись в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. В 1936 году останки скульптора в знак признания и почитания потомками были перезахоронены в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Тогда же было установлено новое надгробие над могилой великого скульптора. Примечание: См. также фотоочерк

Мальчик, юноша, офицер

Семья будущего скульптора состояла из потомственных военных. Как это нередко бывает, фамилия была небогатой, хоть и родовитой. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны , был генерал-майором шведской службы. Отец скульптора был боевым генералом, воевал в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.

Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность барона к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего мальчику нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.

Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В 1822 году, в возрасте 17 лет он вернулся в столицу и поступил в артиллерийское училище. Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению:

Также известно, что в этот период Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры» .

После окончания училища будущий скульптор получил чин подпоручика. Офицер служил в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.


Скульптор

Два года Клодт учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. С 1830 года он является вольнослушателем Академии художеств , его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос , а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский . Они, одобряя работы и талант молодого скульптора, помогали ему добиваться успеха.

Одарённость и упорство Клодта принесли неожиданные дивиденды : с начала 1830-х годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей.

Нарвские триумфальные ворота

Кони Нарвских ворот

Сильным продолжением карьеры стал большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот совместно с такими опытными скульпторами как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский . На аттике арки установлена шестёрка коней, несущая колесницу богини славы, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году . В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения.

Первая композиция

Аничков мост

В конце 1832 - начале 1833 года скульптор получил новый правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной . Летом 1833 года Клодт изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере.

После этого успеха в работе над этим проектом наступил перерыв, обусловленный тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот. Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I , курирорвавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей. Вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы.

П. К. Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре , а перенести их на опоры Аничкова моста.

Вторая композиция

Предложение было одобрено и новый проект предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на четырёх пьедесталах на западной и восточной сторонах моста. К 1838 году первая группа была реализована в натуральном размере и готова к переводу в бронзу. Внезапно возникло непреодолимое препятствие: скоропостижно умер, не оставив преемника руководитель Литейного двора Императорской академии художеств В. П. Екимов . Без этого человека отливка скульптур была невозможна, и скульптор принял решение самостоятельно руководить выполнением литейных работ.

Воплощение в бронзе

Для выполнения работ ему пригодились навыки основ литейного дела , которым его обучали в артиллерийском училище, практически освоенных на службе в артиллерии и применённых на уроках В. П. Екимова в бытность Клодта вольнослушателем академии. Возглавив Литейный двор в 1838 году он занялся усовершенствованием, привнеся в работу производства технологические новинки и современные методы. То, что скульптор стал литейщиком принесло неожиданные результаты: большинство отлитых статуй не требовало дополнительной обработки (чеканки или исправлений). Для достижения этого результата потребовалась тщательная работа над восковым оригиналом с воспроизведением мельчайших возможностей и целиковой отливкой композиции (до этого момента такие большие скульптуры отливались по частям). Между 1838 и 1841 годами скульптор успел изготовить в бронзе две композиции и начать подготовку к отливке второй пары скульптур.

Третья композиция

20 ноября 1841 года состоялось открытие моста после реставрации. На боковых пьедесталах стояли две пары скульптурных композиций: бронзовые группы находились на правом берегу реки Фонтанки (со стороны Адмиралтейства), на пьедесталах левого берега были установлены гипсовые раскрашенные копии.

Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но до моста не добрались, император подарил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму III и по его указанию скульптуры отправились в Берлин украшать главные ворота императорского дворца .

В 1843-1844 копии были изготовлены повторно. С 1844 до весны 1846 года они оставались на пьедесталах Аничкова моста, затем Николай I отправил их «королю обеих Сицилий» Виктору Эммануилу II (в Королевский дворец в Неаполе).

Также копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России : в окрестностях Санкт-Петербурга Стрельне и Петродворце , а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках , усадьбе Кузьминки-Влахернское.

Четвёртая композиция

С 1846 года на восточной стороне Аничкова моста снова были помещены гипсовые копии, а художник начал создавать дальнейшее продолжение и завершение ансамбля. Участники композиции были те же: конь и водитель, но у них иные движения и композиция, а также новый сюжет. На выполнение сиквела у художника ушло четыре года и в 1850 году гипсовые скульптуры окончательно исчезли с Аничкова моста, и на их место солдаты Сапёрного батальона под руководством барона Клодта водрузили на место новые бронзовые фигуры. Работы над оформлением Аничкова моста были завершены.

Сюжет

  1. В первой группе животное покорно человеку - обнажённый атлет, сжимая узду, сдерживает вздыбленного коня. И животное, и человек напряжены, борьба нарастает.
    • Это показано с помощью двух основных диагоналей: плавный силуэт шеи и спины лошади, который можно увидеть на фоне неба образует первую диагональ, которая пересекается с диагональю, образуемой фигурой атлета. Движения выделены ритмичными повторами.
  2. Во второй группе голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, фигура водителя развёрнута в форме спирали, он пытается осаживать коня.
    • Основные диагонали композиции сближаются, силуэты коня и водителя как бы переплетаются между собой.
  3. В третьей группе конь одолевает водителя: человек повержен на землю, а конь пытается вырваться на волю, победно выгибая шею и сбросив попону на землю. Свободе коня препятствует только узда в левой руке водителя.
    • Основные диагонали композиции отчётливо выражены и выделено их пересечение. Силуэты коня и водителя образуют раскрытую композицию, в отличие от первых двух скульптур.
  4. В четвёртой группе человек укрощает разъярённое животное: опираясь на одно колено, он укрощает дикий бег коня, обеими руками сжимая узду.
    • Силуэт коня образует очень пологую диагональ, силуэт водителя неразличим из-за драпировки, спадающей со спины коня. Силуэт памятника снова получил замкнутость и уравновешенность.

Прообразы

Прямым прообразом коней Клодта послужили фигуры Диоскуров в Римском форуме на Капитолийском холме , но у этих античных скульптур был неестественный мотив движения, а также налицо нарушение пропорций: по сравнению с увеличенными фигурами юношей кони выглядят слишком маленькими.

Кони Марли

Другим прообразом были «Кони Марли» французского скульптора Гийома Кусту (фр.), созданные им около 1740 года, и находящиеся в Париже на въезде на Елисейские Поля с площади Согласия . В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и изображены гигантами рядом с малорослыми водителями.

Клодт, в свою очередь, изображал обычных кавалерийских лошадей, анатомию которых изучал много лет. Реализм пропорций и пластики был изображён скульптором в традициях классицизма и это помогло вписать скульптурное оформление моста в исторический архитектурный пейзаж этой части города. Одним из серьёзных отличий этой композиции от работ предшественников является отказ от идеи полной и безусловной симметрии и создание последовательного произведения, состоявшего из четырёх композиций.

Итоги

Скульптор потратил на эту работу 20 лет своей жизни. Эта работа стала одной из самых значимых и известных работ скульптора. После обсуждения в 1833 году на художественном совете первых двух скульптурных композиций академический совет решил избрать скульптора в назначенные академики, что и было сделано пятью годами спустя - в 1838-м. Также в том же году он был назначен профессором скульптуры и возглавил Литейный двор Императорской академии художеств.

Сама работа была признана современниками одной из вершин изобразительного искусства, сопоставимой с картиной К. П. Брюллова «Последний день Помпеи ». В короткое время она приобрела европейскую известность.

Окончательно статуи заняли свои места только спустя 10 лет после установки первых вариантов. Они покидали свои постаменты дважды:

  • В 1941 году, во время блокады , скульптуры были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца .
  • В 2000 скульптуры снимались с моста для реставрации.
«Укротители Коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге

Признанный мэтр

После того, как он был признан мастером своего дела, Клодт выполнял другие скульптурные работы, но, по мнению искусствоведов, лучшей его работой остались кони на Аничковом мосту .

Служебный дом

В 1845-1850-х годах Клодт принимал участие в работах по перестройке «Служебного дома» Мраморного дворца : по проекту А. П. Брюллова нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем . В связи с этим предназначением для украшения здания по фасаду , над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был выполнен семидясетиметровый рельеф «Лошадь на службе человека». Его выполнил Клодт по графическому эскизу архитектора, он состоял из четырёх блоков, не объединённых общим сюжетом или идеей:

  • Боевые схватки всадников;
  • Конные процессии;
  • Поездки верхом и на колесницах ;
  • Сюжеты охоты .

Искусствоведы считают, что этот рельеф был выполнен Клодтом по образу и подобию коней на фризе Парфенона . Это мнение поддерживается и римским облачением людей, изображённых на рельефах.

Клодт смог применить новаторский приём: он создал памятник, непохожий на пластические изображения полководцев, царей, вельмож, которые в его время украшали Санкт-Петербург и Москву , отказавшись от привычного языка аллегорий и создав реалистически точный портретный образ. Скульптор изобразил баснописца сидящим на скамье одетым в повседневную одежду в естественной расслабленной позе, как будто он присел отдохнуть под липами Летнего сада. Все эти элементы акцентируют внимание на лице поэта, в котором скульптор старался передать характеристику личности Крылова. Скульптору удалось передать портретное и общее сходство поэта, что было признано современниками.

Замысел художника пошёл дальше простого изображения поэта, Клодт задумал создать скульптурную композицию, расположив по периметру пьедестала горельефные образы персонажей басен. Изображения носят иллюстративный характер, и для создания композиции Клодт в 1849 году привлёк к работе известного художника-иллюстратора А. А. Агина . Клодт перенёс фигуры на пьедестал, тщательно сверя изображения с живой натурой.

Работы над памятником были закончены в 1855 году.

Критика памятника

Клодт был подвергнут критике за мелочную придирчивость с целью достижения максимального реализма в изображении животных на горельефе, указывая автору, что персонажи басен в воображении читателей скорее являлись аллегорическими , чем представляли собой реальных раков, собак, лисиц. Кроме того, авторов памятника критиковали за несоразмерность сложного по композиции горельефа пьедестала и реалистичного художественного решения портретной статуи.

Несмотря на эту критику, потомки высоко оценили работу скульпторов, и памятник Крылову занял достойное место в истории русской скульптуры.

Памятник князю Владимиру Киевскому

Работы завершились представлением в 1835 году проекта президенту Императорской академии художеств. По невыясненным причинам работы над проектом приостановились на десятилетие. В 1846 году Демут-Малиновский умер, после этого руководство работами взял на себя архитектор К. А. Тон . В конце того же года появляются сведения, что «проект принят к исполнению» . Тон перекомпонавал проект, взяв за основу эскиз модели Демут-Малиновского и спроектировал постамент в виде высокой башнеобразной церки в ложновизантийском стиле.

Клодт в то время руководил литейным двором академии художеств, ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника. При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели. Оценить эти различия невозможно, так как сравнить эскизный проект с памятником не представляется возможным: эскизная модель не сохранилась. Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения.

Памятник представляет из себя бронзовую статую высотой 4,5 метра, установленную на пьедестале высотой 16 метров. Монумент лаконичный и строгий, по стилю принадлежит к типичным образцам русского классицизма . Князь Владимир одет в длинный, ниспадающий плащ, в его руке - крест, который он простирает над городом.

Клодт сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев, и очень удачно выбрал место для неё: статуя вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра. Памятник хорошо виден с главной городской магистрали - Крещатика .

Памятник Николаю I

Над оформлением памятника работали несколько скульпторов: сам Клодт выполнил фигуру императора. Пьедестал оформили скульпторы :

  • Н. А. Рамазанов создал три барельефа.
  • Р. К. Залеман в 1856-1858 годах ваполнил четыре аллегорические женские фигуры: «Сила», «Мудрость», «Правосудие» и «Вера», и барельеф на том же пьедестале, изображающий поднесение графом М. М. Сперанским Свода законов императору.

Вершиной композиции является конная фигура императора. Первоначальный эскиз, созданный Клодтом, представлял собой всадника на спокойно стоящем коне. Автор с помощью мимики и жестов планировал отразить характер императора, но этот вариант был отвергнут Монферраном по причине того, что не мог служить изначальной цели объединения пространственных ансамблей.

Скульптор создал новый эскиз. В нём, отказавшись от замысла дать характеристику персонажа, он изобразил коня в движении, опирающегося только на заднюю пару ног. При этом стремительной позе коня противостоит вытянутая в струну парадная фигура императора. Для воплощения этого эскиза скульптор взял на себя труд точно рассчитать вес всей конной фигуры для того, чтобы она стояла, опираясь лишь на две точки опоры. Этот вариант был принят архитектором и воплощён в бронзе.

Гениальный скульптор Клодт Петр Карлович с детства собирался стать военным. А выбрал творчество. И начал учиться без наставников. А еще, по воле обстоятельств, он стал первоклассным литейщиком. Именно он дал толчок развитию этого искусства.

Он же сделал отечественную анималистику самодостаточной дисциплиной…

Семья потомственных военных

Петр Карлович Клодт, биография которого будет поведана читателю в статье, появился на свет в Петербурге в 1805-м. Семейство Клодтов состояло в основном из потомственных военных. Эта фамилия была весьма небогатой, зато родовитой. Так, прапрадед скульптора принимал участие в Северной войне и считался одним из известных деятелей тех баталий. Папа Петра также был военным. Он сражался против полчищ Бонапарта во время Отечественной войны 1812-го и был боевым генералом. Его портрет до сих пор находится в галерее Эрмитажа.

Когда Петр родился, его отец получил новую должность и возглавил штаб Отдельного Сибирского корпуса. Поэтому детство и юность будущего скульптура прошли в Омске.

Именно в этом сибирском городе у него проявилась тяга к рисованию, лепке и резьбе. Когда ему было двенадцать, он уже вырезал из дерева лошадей. В этих животных он видел ни с чем не сравнимое очарование.

По большому счету это увлечение перешло юному Петру от его отца. Тот высылал ему из армии бумажных лошадок, которые были вырезаны из игральных карт. После этого при малейшей возможности будущий скульптор всегда старался рисовать и вырезать этих животных.

В 1822-м глава семейства скончался, и его родственники сразу же решили вернуться в Северную столицу.

Военная служба

Поскольку предки юного Клодта были военными, семнадцатилетний Петр решил поступать в артиллерийское училище. Честно говоря, об этом периоде жизни крайне мало. Ему было семнадцать, когда он стал юнкером. Затем, через несколько лет, его произвели в прапорщики.

В эти же времена, когда у него оставалось свободное время, он изучал лошадей - наблюдал за их поведением, повадками, позами… Одним словом, он постигал этих животных как субъекты художественного творчества. У него не было другого наставника, кроме натуры. Также он продолжал заниматься своим любимым увлечением - рисовал или вырезал фигурки.

В 1827-м Клодт, уже подпоручик, по причине болезни бросил службу. С этого момента он сосредоточился только на своем творчестве.

Вольнослушатель академии

На протяжении двух лет бывший офицер занимался скульптурой самостоятельно. Он, как и раньше, работал с натуры, копировал античные и современные произведения искусства. Однажды кто-то из венценосных особ преподнес великому императору Николаю I фигурку всадника из дерева. Поскольку самодержец очень любил такие «игрушки», он приказал найти даровитого автора. В результате Петр Клодт оказался в Зимнем дворце и после аудиенции с императором стал вольнослушателем Академии художеств. Также он начал получать и денежное пособие. Это был 1829-й.

С этого времени скульптор полностью отдал себе искусству. Он начал слушать лекции, знакомился с новыми творческими людьми, копировал скульптуры во дворцах и музеях и продолжал вырезать фигурки лошадей с гусарами. Между прочим, в 30-х эти его «игрушки» шли буквально нарасхват. Известно, что подобная деревянная статуэтка Клодта украшала в свое время письменный стол самой императрицы. Одним словом, талант и упорство скульптора неминуемо принесли реальные плоды. Причем даже ранее, чем ожидал сам молодой творец.

Что касается преподавателей Академии, то они одобряли его работы, всячески помогая ему добиться успеха. Но непосредственным наставником молодого слушателя был ректор заведения И. Мартос. Именно он ввел его в свой дом…

Женитьба на племяннице ректора

В действительности, Петр Клодт, биография которого насыщенна интересными событиями, стал частым гостем в доме Мартоса. Через некоторое время он даже хотел жениться на дочери ректора. Но этого не случилось. Зато он начал любезничать с его племянницей. Иулиания Спиридонова - так ее звали. Впоследствии она стал верной любящей супругой и хозяйкой дома. Их свадьба состоялась в 1832-м.

Через три года у семейства Клодтов появился наследник - Михаил. Спустя десятилетия он стал весьма известным художником и периодически работал за границей.

Первый правительственный заказ

После свадьбы Петр Клодт (скульптор) получил первый правительственный заказ. Речь идет о скульптурном оформлении Нарвских ворот, что в Северной столице. Компанию ему составили опытные творческие личности, такие как В. Демут-Малиновский и С. Пименов. Несмотря на то что молодой скульптор совершенно не имел опыта в монументальных работах, ему удалось с блеском выйти победителем. Когда на аттике арки уже была установлена его шестерка коней, которые несут колесницу богини славы, Клодт (скульптор, творец этого шедевра) получил не только покровительство российского самодержца, но и всемирную славу.

Кроме того, после такого триумфа 28-летний творец-самоучка стал академиком Академии художеств. Также он стал профессором скульптуры, и, кроме жалованья, он начал получать ежегодную солидную пенсию. А еще ему дали просторную квартиру и мастерскую…

От Адмиралтейского бульвара до Аничкова моста

Когда Клодт работал над оформлением ему поступил очередной заказ от правительства. Он должен создать две скульптурные группы. По замыслу, они украшали бы пристань Адмиралтейского бульвара. Название им - «Укрощение коня».

Петр Клодт смог изготовить модели для этого проекта и доставил их в Академию для обсуждения. Академики были более чем удовлетворены работой талантливого скульптора, и было принято решение выполнить этот заказ в полном размере.

Но поскольку Клодт продолжал трудиться над композицией Нарвских ворот, пришлось выдержать паузу в работе над «укротителями». Через некоторое время, когда первый проект был завершен, скульптор вернулся к прежней композиции.

Однако теперь он предложил поставить скульптуры не на Адмиралтейском бульваре, а на Аничковом мосту.

Дело в том, что это сооружение изначально было деревянной переправой, потом - каменной. Мост был надежен, но очень узок для большой столицы. Николай I сам понимал, что требуется реконструкция. И в таком случае клодтовские «Укротители коней» были бы тут к месту. Одним словом, такие работы придали бы мосту весьма современный вид. В результате перестройка сооружения стартовала в 1840-м.

Но еще до этого первая группа «укротителей» была уже готова, и литейщики ждали команду, чтобы отлить произведение искусства в бронзе. Но глава литейного двора Академии В. Екимов скоропостижно скончался, не оставив, к сожалению, своего преемника…

Литейщик

Без такого профессионального специалиста отливка была вообще невозможна. Но чтобы реализовать все-таки задуманное, Клодт решил сам руководить выполнением этих работ. Тем более навыкам литейного дела он был обучен, когда учился в военном училище и в Академии.

На тот момент он считался единственным скульптором, который в совершенстве овладел художественным литьем. Поэтому он получил предложение руководить всем литейным двором. Он, конечно, не отказался. Так впервые в истории искусства скульптор, который не имел соответствующего образования, начал возглавлять подобную мастерскую.

К 1841-му Клодт уже изготовил две бронзовые композиции и начал готовиться к отливке последней пары скульптур.

Ну а в конце ноября того же года открылся Аничков мост после реставрации. Готовые бронзовые группы находились на пьедесталах правого берега Фонтанки, а слева - гипсовые копии...

История с подарками

В 1842-м были сделаны отливки последней пары. Однако до Аничкова моста они не добрались. Дело в том, что Николай I вызвал скульптора. Он сообщил, что хочет прославить творения Клодта. А для этого он решил подарить уже отлитые королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV.

В результате Клодт отправился в Берлин. Бронзовый подарок был вручен прусскому монарху. После этого скульптуры установили около главных ворот императорского дворца. Вильгельм, правда, в долгу не остался. Он презентовал Клодту бриллиантовую табакерку и вручил ему престижный орден Красного Орла.

По возвращении в Петербург в очередной раз начал отливать «укротителей». Но и в этот раз эта пара не добралась до пункта назначения, так как на тот момент в Северной Пальмире с визитом находился правитель обеих Сицилий Фердинанд II. Российский самодержец продемонстрировал сицилийскому монарху творения Клодта. В результате Фердинанду понравилось, как их ваял Петр Клодт, и он попросил презентовать парочку ему. Так и случилось. Бронзовая пара скульптора находится в Неаполе, а гениального творца наградили очередным орденом.

Честно говоря, такие же копии находятся и в России. К примеру, в усадьбе Голицыных и в Петродворце.

Вершина творчества

Таким образом, с 1846-го художник в очередной раз отливал скульптуру и завершал всю композицию. Этот процесс, на поверку, длился четыре года. И в 1850-м гипсовые копии убрали с моста, и на их место установили бронзовые фигуры. Таким образом, Клодт (скульптор) Аничков мост окончательно завершил оформлять. Работы длились два десятилетия. А весь ансамбль принес мастеру невиданный успех.

Конечно, после «укротителей» Клодт создавал и иные скульптурные работы. Однако, по мнению ценителей искусства, «Аничковы кони» являются вершиной творчества художника.

70-метровый рельеф

П. Клодт (скульптор) продолжал работать над важнейшими императорскими заказами. Один из них - перестройка служебного дома Мраморного дворца. Так, по проекту предполагалось, что весь нижний этаж отдается для конюшен, а корпус, который выходит в сад, станет манежем. Соответственно, для украшения был создан 70-метровый рельеф, который назывался «Лошадь на службе человека». Автором был Клодт. В данной работе скульптор изобразил сцены приручения лошадей, дорожные и охотничьи картины, кавалерийские баталии…

Самое проникновенное произведение

Из иных скульптур мастера особняком стоит памятник Ивану Крылову. Напомним, известного баснописца не стало в 1844-м. Его смерть была воспринята как всенародное горе. На следующий год посредством периодических изданий было объявлено о добровольной подписке, связанной с установкой памятника Крылову. Через три года нужная сумма была собрана, и Академия художеств объявила соответствующий конкурс среди скульпторов. В результате победителем стал Клодт.

Первоначально он планировал выполнить заказ в античных традициях. Но в конце концов создал правдиво точный портретный образ.

По большому счету вся творческая жизнь художника прошла при самодержце, под его непосредственным покровительством. Поэтому кто мог оставить в бронзе память о нем? Только Клодт.

В результате за сооружение отвечал известный творец Александрийской колонны Монферран. А вот вылепить статую и отлить мог лишь Клодт.

В самом начале 1857-го была произведена закладка памятника, на следующий год мастер уже начал отливать бронзовую конную статую царя. К сожалению, в процессе отливки появилась трещина, и в результате ряд частей фигуры оказались не наполненными.

В 1859-м произошла вторичная отливка. На этот раз все прошло более чем успешно.

Однако, чтобы доставить статую из мастерской на место установки, пришлось проламывать одну из стен. Больше никаких проблем уже не было.

Ну а в июне того же года памятник императору был торжественно открыт. Это произведение стало не только истинным украшение площади Исаакия, но и шедевром мирового искусства.

Анатомия

Кроме непосредственной деятельности, Клодт Петр Карлович, скульптуры которого известны всему миру, разрабатывал учебные пособия для молодых дарований Академии. Так, еще в тридцатых он отлил из бронзы известное «Лежащее тело». Иными словами, это анатомия человека, которая была создана при участии одного из преподавателей анатомии. Немногим позднее мастер создал и «Анатомию лошади».

Скоропостижная кончина мастера

Гениального скульптора не стало осенью 1867-го. Скоропостижная смерть настигла его на собственной даче в Финляндии. Говорят, в последние минуты своей жизни скульптор Клодт (его работы признаны шедеврами), как всегда, вырезал фигурки.

Похоронили Клодта на лютеранском погосте, что в Северной столице. А в 1936-м прах мастера перенесли в Некрополь мастеров искусств. Тогда же установили новое надгробие.

На лютеранском кладбище остались практически все родственники скульптора, включая его супругу. К сожалению, все могилы Клодтов оказались непоправимо разрушенными...

Награды Работы на Викискладе

Мальчик, юноша, офицер [ | ]

Семья будущего скульптора (небогатая, но родовитая) происходила из балтийских немецких аристократов, состояла из потомственных военных. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны , был генерал-майором шведской армии. Отец скульптора был боевым генералом, воевал в Отечественной войне 1812 года. Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.

Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске , где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность барона к резьбе, лепке и рисованию. Больше всего мальчику нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.

Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В Омске учился в войсковом казачьем училище . В 1822 году, в возрасте 17 лет, он вернулся в столицу и поступил в артиллерийское училище . Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению:

Также известно, что в этот период Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры» .

После окончания училища будущий скульптор получил чин подпоручика. Офицер служил в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.

Скульптор [ | ]

Два года Клодт учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. С 1830 года он является вольнослушателем Академии художеств , его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос , а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский . Они, одобряя работы и талант молодого скульптора, помогали ему добиваться успеха. Всё это время Пётр Карлович жил и работал в одном из подвалов. Туда он даже заводил лошадей. Там он рисовал их в самых разных ракурсах. Клодт изучил лошадь со всех её сторон и поз. Внутри его рабочего помещения было грязно, валялись комки глины, чертежи, зарисовки. Сам же барон ходил в затрапезье. Люди недоумевали: «Как барон может жить в таком убожестве?»

Одарённость и упорство Клодта принесли неожиданные дивиденды : с начала 1830-х годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки , изображающие лошадей.

Нарвские триумфальные ворота

Кони Нарвских ворот [ | ]

Сильным продолжением карьеры стал большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот совместно с такими опытными скульпторами, как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский . На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году . В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения.

После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I . Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Аничков мост [ | ]

В конце 1832 - начале 1833 года скульптор получил новый правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной . Летом 1833 года Клодт изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств.

Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере.

После этого успеха в работе над этим проектом наступил перерыв, обусловленный тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот.

Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I , курировавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей.

П. К. Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить скульптуры не на пристанях Адмиралтейской набережной или на Адмиралтейском бульваре , а перенести их на опоры Аничкова моста.

Предложение было одобрено и новый проект предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на четырёх пьедесталах на западной и восточной сторонах моста.

К 1838 году первая группа была реализована в натуральном размере и готова к переводу в бронзу.

Внезапно возникло непреодолимое препятствие: скоропостижно умер, не оставив преемника, руководитель Литейного двора Императорской академии художеств В. П. Екимов .

Без этого человека отливка скульптур была невозможна, вследствие чего скульптор принял решение самостоятельно руководить выполнением литейных работ.

Воплощение в бронзе [ | ]

Для выполнения работ ему пригодились навыки основ литейного дела , которым его обучали в артиллерийском училище, практически освоенных на службе в артиллерии и применённых на уроках В. П. Екимова в бытность Клодта вольнослушателем академии.

Возглавив Литейный двор в 1838 году, он занялся усовершенствованием, привнеся в работу производства технологические новинки и современные методы.

То, что скульптор стал литейщиком, принесло неожиданные результаты: большинство отлитых статуй не требовало дополнительной обработки (чеканки или исправлений).

Для достижения этого результата потребовалась тщательная работа над восковым оригиналом с воспроизведением мельчайших подробностей и целиковой отливкой композиции (до этого момента такие большие скульптуры отливались по частям). Между 1838 и 1841 годами скульптор успел изготовить в бронзе две композиции и начать подготовку к отливке второй пары скульптур.

На боковых пьедесталах стояли две пары скульптурных композиций: бронзовые группы находились на правом берегу реки Фонтанки (со стороны Адмиралтейства), на пьедесталах левого берега были установлены гипсовые раскрашенные копии.

В Берлине [ | ]

Кони перед Берлинским замком

Повторные отливки были изготовлены в 1842 году, но до моста не добрались, император подарил эту пару прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и по его указанию скульптуры отправились в Берлин украшать главные ворота королевского дворца .

В Неаполе [ | ]

В 1843-1844 копии были изготовлены повторно.

С 1844 до весны 1846 года они оставались на пьедесталах Аничкова моста, затем Николай I отправил их «королю обеих Сицилий» Фердинанду II (в Королевский дворец в Неаполе).

Также копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России : в окрестностях Санкт-Петербурга - у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе , а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках , усадьбе Кузьминки-Влахернское.

С 1846 года на восточной стороне Аничкова моста снова были помещены гипсовые копии, а художник начал создавать дальнейшее продолжение и завершение ансамбля.

Участники композиции были те же: конь и водитель, но у них иные движения и композиция, а также новый сюжет.

На выполнение копий у художника ушло четыре года, и в 1850 году гипсовые скульптуры окончательно исчезли с Аничкова моста, и на их место солдаты Сапёрного батальона под руководством барона Клодта водрузили новые бронзовые фигуры. Работы над оформлением Аничкова моста были завершены.

Сюжет [ | ]

  1. В первой группе животное покорно человеку - обнажённый атлет, сжимая узду, сдерживает вздыбленного коня. И животное, и человек напряжены, борьба нарастает.
    • Это показано с помощью двух основных диагоналей: плавный силуэт шеи и спины лошади, который можно увидеть на фоне неба образует первую диагональ, которая пересекается с диагональю, образуемой фигурой атлета. Движения выделены ритмичными повторами.
  2. Во второй группе голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, фигура водителя развёрнута в форме спирали, он пытается осаживать коня.
    • Основные диагонали композиции сближаются, силуэты коня и водителя как бы переплетаются между собой.
  3. В третьей группе конь одолевает водителя: человек повержен на землю, а конь пытается вырваться на волю, победно выгибая шею и сбросив попону на землю. Свободе коня препятствует только узда в левой руке водителя.
    • Основные диагонали композиции отчётливо выражены и выделено их пересечение. Силуэты коня и водителя образуют раскрытую композицию, в отличие от первых двух скульптур.
  4. В четвёртой группе человек укрощает разъярённое животное: опираясь на одно колено, он укрощает дикий бег коня, обеими руками сжимая узду.
    • Силуэт коня образует очень пологую диагональ, силуэт водителя неразличим из-за драпировки, спадающей со спины коня. Силуэт памятника снова получил замкнутость и уравновешенность.

Прообразы [ | ]

Прямым прообразом коней Клодта послужили фигуры Диоскуров в Римском форуме на Капитолийском холме , но у этих античных скульптур был неестественный мотив движения, а также налицо нарушение пропорций: по сравнению с увеличенными фигурами юношей кони выглядят слишком маленькими.

Кони Марли

Другим прообразом были «» французского скульптора Гийома Кусту , созданные им около 1740 года, и находящиеся в Париже на въезде на Елисейские Поля с площади Согласия . В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и изображены гигантами рядом с малорослыми водителями.

Клодт, в свою очередь, изображал обычных кавалерийских лошадей, анатомию которых изучал много лет.

Служебный дом [ | ]

В 1845-1850-х годах Клодт принимал участие в работах по перестройке «Служебного дома» Мраморного дворца : по проекту А. П. Брюллова нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем .

В связи с этим предназначением для украшения здания по фасаду , над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был выполнен семидесятиметровый рельеф «Лошадь на службе человека».

Его выполнил Клодт по графическому эскизу архитектора, он состоял из четырёх блоков, не объединённых общим сюжетом или идеей:

Искусствоведы считают, что этот рельеф был выполнен Клодтом по образу и подобию коней на фризе Парфенона .

Это мнение поддерживается и римским облачением людей, изображённых на рельефах.

Клодт смог применить новаторский приём: он сделал памятник, непохожий на пластические изображения полководцев, царей, вельмож, которые в его время украшали Санкт-Петербург и Москву , отказавшись от привычного языка аллегорий и создав реалистически точный портретный образ.

Скульптор изобразил баснописца сидящим на скамье, одетым в повседневную одежду в естественной расслабленной позе, как будто он присел отдохнуть под липами Летнего сада.

Все эти элементы акцентируют внимание на лице поэта, в котором скульптор старался передать характеристику личности Крылова. Скульптору удалось воплотить портретное и общее сходство поэта, что было признано современниками.

Замысел художника пошёл дальше простого изображения поэта, Клодт задумал создать скульптурную композицию, расположив по периметру пьедестала горельефные образы персонажей басен.

Изображения носят иллюстративный характер, и для создания композиции Клодт в 1849 году привлёк к работе известного художника-иллюстратора А. А. Агина .

Клодт перенёс фигуры на пьедестал, тщательно сверив изображения с живой натурой.

Работы над памятником были закончены в 1855 году.

Критика памятника [ | ]

Клодт был подвергнут критике за мелочную придирчивость с целью достижения максимального реализма в изображении животных на горельефе, автору указывали, что персонажи басен в воображении читателей скорее являлись аллегорическими , чем представляли собой реальных раков, собак, лисиц.

Несмотря на эту критику, потомки высоко оценили работу скульпторов, и памятник Крылову занял достойное место в истории русской скульптуры.

Памятник князю Владимиру Киевскому [ | ]

Работы завершились представлением в 1835 году проекта президенту Императорской академии художеств.

По невыясненным причинам работы над проектом приостановились на десятилетие.

В 1846 году Демут-Малиновский умер, после этого руководство работами взял на себя архитектор К. А. Тон .

В конце того же года появляются сведения, что «проект принят к исполнению» . Тон перекомпоновал проект, взяв за основу эскиз модели Демут-Малиновского и спроектировал постамент в виде высокой башнеобразной церкви в псевдовизантийском стиле.

Клодт в то время руководил литейным двором Академии художеств, ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника.

При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели.

Оценить эти различия невозможно, так как эскизная модель не сохранилась.

Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения.

Памятник представляет собой бронзовую статую высотой 4,5 метра, установленную на пьедестале высотой 16 метров. Монумент лаконичный и строгий, принадлежит к типичным образцам русского классицизма . Князь Владимир одет в длинный, ниспадающий плащ, в его руке - крест, который он простирает над городом.

Клодт сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев и очень удачно выбрал место для неё: статуя вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра.

Памятник Николаю I [ | ]

Памятник для установки на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге был спроектирован Огюстом Монферраном в 1856-1859 годах. Проектировался как объединяющий центр разностильного архитектурного ансамбля большой площади между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором .

Объект культурного наследия, объект № 7810032000
объект № 7810032000

Над оформлением памятника работали несколько скульпторов: сам Клодт выполнил фигуру императора. Пьедестал оформили скульпторы :

Вершиной композиции является конная фигура императора. Первоначальный эскиз, созданный Клодтом, представлял собой всадника на спокойно стоящем коне. Автор с помощью мимики и жестов планировал отразить характер императора, но этот вариант был отвергнут Монферраном по причине того, что не мог служить изначальной цели объединения пространственных ансамблей.

Скульптор создал новый эскиз. В нём, отказавшись от замысла дать характеристику персонажа, он изобразил коня в движении, опирающегося только на заднюю пару ног. При этом стремительной позе коня противостоит вытянутая в струну парадная фигура императора. Для воплощения этого эскиза скульптор точно рассчитал вес всей конной фигуры для того, чтобы она стояла, опираясь лишь на две точки опоры. Этот вариант был принят архитектором и воплощён в бронзе.

Техническое мастерство выполнения сложнейшей задачи - постановка коня на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал на лучшем заводе в Олонецкой железные подпоры (весом в 60 пудов , стоящие 2000 руб. серебром).

Оценка работы в советское время [ | ]

Храм Христа Спасителя в Москве [ | ]



Загрузка...
Top