Сказка старик и сова бианки краткое содержание. Проверка домашнего задания

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова.

Здорово, - говорит, - друг!

А Старик ей:

Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.

А Старик:

Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить - пошёл Старик Сове кланяться:

Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Отзывы о сказке

    Спасибо за сказку, мне очень нравится сказка «Виталий Бианки—Сова»

    Поэзия природы стала основой художественности в сказках Виталия Валентиновича Бианки. Свобода вымысла соединилась в его сказках с правдой о несказанно причудливом мире леса, полей, рек и озер В сказке «Сова» поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик - и развелось много мышей, покинули поле шмели, некому стало опылять клевер, не стало хорошего корму и все меньше стала доиться Корова. И вот уже нечем Старику забелить чай.

    Нос у каждой птицы свой, хорошо приспособлен для ее жизни. И трудно решить, чей же нос лучше («Чей нос лучше?»).

    Что ни сказка - то новая страница из многолистной писательской энциклопедии, в которой охвачены все месяцы года, все следующие чередом изменения в природе.

    Все в этом мире до мельчайших мелочей известно писателю. Все поражает своей затейливостью. Однако верный свойствам сказки как искусству Бианки не только несет своим читателям знание. Он всегда остается художником. Отсюда веселая игра интонаций, метких выражений и вообще весь склад «исательской речи - речи повествователя - поэта и художника. Вот и про Сову сказано, что она «вдовушка», что «из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туи. Эта игра словом, как в прибаутках, как в детских играя. Маленькая сказочка «Лис и Мышонок» стала привлекательнее от одного необычного словечка в последней фразе: «отнорочек». Лис сказал, что подстережет Мышонка в норе.

    А Мышонок отвечает: есть, мол, у меня спаленка, есть и кладо-вочка - можно отсидеться. Но Лис не отступает - говорит, что разроет норку. Тут Мышонок и сказал: «А я от тебя в отнорочек- и был таков!» Все в сказках Бианки располагает к любви к миру живой природы - любви высокой, облагораживающей, той, без которой нет настоящего человека.

    Русские писатели всегда охотно обращались к разработке тем, мотивов и образов сказочного фольклора других народов и народностей. В наше время переход сказок от народа к народу - один из могучих и плодотворных источников взаимного обогащения культур братских народов многонационального Советского Союза. Выдающийся успех пришел к писателю-дальневосточнику Дмитрию Дмитриевичу Нагишкину, когда он решился на воссоздание в сказках фольклорных преданий и мифов нанайцев, ульчей, нивхов, орочей и других малых народов Приамурья и Приморья. Нагишкин нашел здесь все, чем привлекательно подлинное художественное творчество, - глубокую жизненность, романтическую героику, дерзкий вымысел и неповторимость такого взгляда на мир, в котором объединились древние традиции мифа и реализм.

    Герой сказки писателя храбрец, отважный Азмун, чтобы спасти свой народ от голодной смерти, спустился на дно морское. Спустился и увидел: лежит на нарах старый Тайрнадз, владыка моря, спит, забыл о нивхах - перестал посылать им рыбу. Разбудил Тайрнадза юноша: «Я - Азмун, нивхского народа человек, - назвал себя герой.- Отец, нивхам помоги - нивхам рыбу пошли. Отец, нивхи с голоду помирают». Это речь человека, помнящего о своем долге. И стыдно стало Тайрнадзу. В трактовке сказочного подвига ощутима манера Нагишкина как автора романа о герое-комсомольце Виталии Бонивуре («Сердце Бонивура»). В истории о юноше Азмуне подвиг во имя счастья и благополучия народа воссоздается в полном соответствии с героическим пафосом нивхских преданий. В фольклоре народов Дальнего Востока писатель нашел близкое себе.

    Источники:

    • Сказки русских писателей/ Вступит, статья, сост., и коммент. В. П. Аникина; Ил. и оформл. А. Архиповой.- М.: Дет. лит., 1982.- 687 с.
    • Аннотация: В книгу вошли сказки русских писателей XIX и XX вв.

    Учитель: Прозорова Е.А.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели:

    1. Образовательные:

    а) формировать внимательное отношение к языку произведения; умения понимать образные выражения; высказывать своё отношение к прочитанному, анализировать текст.

    б) совершенствовать умения осознанного и вдумчивого чтения про себя и вслух.

    в) учить навыкам работы над выразительностью: выбор интонации, тона, темпа, громкости.

    г) обучать младших школьников методам познания родного края.

    д)показать неразрывную связь человека и природы.

    2. Воспитательные:

    а) воспитывать любовь к слову, природе, ко всему живому на земле.

    б) положительную мотивацию через интерес к самому процессу чтения.

    в) эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней.

    г) учить детей решать экологические проблемы, близкие и доступные младшему школьнику:

    Защита и сохранение видового многообразия растений и животных и мест их обитания как природного окружения человека;

    Защита о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей;

    Охрана природной среды от разрушения и истощения;

    3. Развивающие:

    а) развивать устную речь учащихся, образное мышление, кругозор.

    б) развивать читательские умения: слушать и говорить

    в) научить детей прослеживать межпредметные связи.

    Г)приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

    Оборудование: портреты В.В.Бианки; иллюстрации луга, совы, клевера, шмелей; кроссворд, листы с тестами.

    Ход урока.

    1. Орг.момент.

    2. Проверка д.з.

    3. Мотивация на урок:

    Отправляемся на чудесный летний луг. Но вспомним, как себя ведут в гостях, правила поведения в природе (не сорить, не рвать цветы, не ломать ветви деревьев, не разорять птичьи гнёзда, не пугать зверей).

    - Закройте глаза. Постарайтесь представить что- то очень для вас приятное, близкое, красивое, то, что везде окружает нас. А может кто- нибудь почувствует запахи, услышит звуки?

    (зелёные листики, пение птиц, аромат цветов).

    - Как вы себя чувствовали, когда слушали голоса птиц?

    (очень нежно, хотелось пойти в лес, на луг и посмотреть на птиц

    - А как, вы, думаете, связан человек с природой?

    • (он сам является частью природы, влияет на её красоту, бережёт природу
    • Закрываем глаза (звучит стихотворение ):
    • Бежит тропинка через луг,

    ныряет влево, вправо.

    Куда ни глянь, цветы вокруг,

    да по колено травы.

    • Открываем глаза, мы на чудесном лугу. Но не просто будем гулять, но ещё и… (читать, наблюдать, вспоминать, думать)

    4 Подготовительная работа.

    Сегодня на уроке отправимся в удивительное путешествие, побываем в гостях у природы. Но для этого нам надо подготовиться.

    1. Слушание диска
    2. Кроссворд
    3. Беседа о писателе

    Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома. Был у писателя и аквариум с рыбами, и террариум с черепахами, ящерицами и змеями.

    Все свои наблюдения в природе В.В.Бианки записывал. Так же он записывал, путешествуя по стране, народные песни, сказки, прибаутки, поговорки. Все эти увлечения соединились вместе, так родилось более трёх десятков сказок.

    Книги В.В.Бианки - это ответы на ваши постоянные "Отчего" и "Почему?"

    Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного

    ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

    — Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним рассказом В.В. Бианки «Сова».

    1. Беседа о сове

    Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездятся в брошенных гнёздах; других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

    В мире насчитывается около 130 видов сов. На территории России встречается 16.

    5. Изучение нового материала

    1. Словарная работа.

    хо-ро-нишь-ся — хоронишься

    сто-ро-нишь-ся — сторонишься

    рас-сер-ди-лась — рассердилась

    от-ча-ян-ная — отчаянная

    пе-ре-кли-ка-ют-ся — перекликаются

    за-гля-ды-ва-ют - заглядывают

    стар — старик — стариковом

    шмель — шмелевые

    корм — кормовистый

    глаза — глазищами

    лез — вылезла

    носить — переносить

    2. Первичное чтение.

    Читает учитель

    Чтение сказки цепочкой .

    Работа по частям, работа по содержанию.

    1 часть - до слов» Ночь пришла»

    - Как обратилась Сова к старику?

    - А что Старик ответил ей?

    - Почему Старик не считал Сову своим другом?

    - Как ответил он на её предупреждение?

    2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»

    - Почему мыши так расхрабрились?

    - Чем они занялись на лугу?

    - Как предупреждает Сова Старика о возможной беде?

    - Прислушался ли он к совету Совы?

    - Подумайте, как ответ Старика характеризует его?

    (Легкомысленный, ненаблюдательный)

    3 часть- до слов « Старик браниться…»

    Словарная работа:

    Клевер кормовистый- клевер, предназначенный для корма скоту.

    Цветень- пыльца.

    - Почему не родится клевер на лугу?

    - Что стало с коровой?

    - Найдите три предупреждения Совы.

    - О чём она предупреждает Старика?

    - Меняется ли его поведение?

    (Герой стал задумываться о правильности своего поведения).

    4 часть - до слов « Простила Сова…»

    - Что изменилось в Старике?

    (Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

    - Когда Старик понял свою ошибку?

    (Вот и чай белить Старику нечем стало»)

    - Права ли оказалась Сова? Пришлось ли старику кланяться?

    - Найдите пословицу. Что она означает?

    (Дружно не грузно, а врозь хоть брось).

    5 часть .- до конца сказки.

    - Как Старик исправил ошибку? Что он понял?

    (В природе всё друг с другом связано

    - В какой пословице содержится главная мысль сказки?)

    - Убедил ли нас писатель том, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга?

    О связи всего живого можно написать научную статью, но В. Бианки написал художественное произведение. Почему?

    - Докажите, что это действительно сказка.

    (Произведение « Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами, действуют, думают как люди; использована поговорка:

    Мыши не волки, не зарежут тёлки, пословица: Дружно не грузно, а врозь хоть брось; слова автора звучат как стихи- складно»

    При чтении встретятся слова Как вы их понимаете?

    • кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту. Клевер можно встретить на лугах, лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них много сладкого нектара. Клевер специально высевается на колхозных полях, т.к. даёт питательное сено для скота. А ещё цветки растения используются в медицине.
    • цветень - пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. Многие из вас видели на цветках растений пчёл, шмелей, бабочек. Здесь они кормятся цветочным соком - нектаром. Но не только кормятся, они ещё выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление цветков. В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда шмель садится на цветок, пыльца остаётся на мохнатом тельце. Перелетая с цветка на цветок, шмель невольно переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители.
    • пойло - питательное питьё для скота
    • Вы читали 1и 2 части произведения. Какие основные моменты можно выделить? Вспоминаем. (ответы уч-ся: Старик показан легкомысленным, ненаблюдательным, грубым в общении. Прогонял сову с луга, не считал её своим другом, не прислушивался к советам, ведь она много раз предупреждала его о возможной беде).
    • А какая беда? (от такого грубого отношения сова перестала ловить мышей, она улетела, забралась в дуб; мыши стали рыть землю, искать шмелиные гнёзда ).
    • Старик легкомысленный. А сова? (мудрая, всё понимает).
    • Какого человека называют мудрым? (который даёт советы, предупреждает об ошибках).
    • Сова мудрая. А ещё? (смелая).
    • Подберите близкие по смыслу слова …(храбрая, мужественная, отважная, решительная).
    • Какие приёмы увидели? (сравнение: нос - крючком, мыши не волки)
    • Объясните, сказку или рассказ мы читаем? (произведение «Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами; действуют, думают как люди; встречаются пословицы, поговорки).
    • Хорошо, я с вами согласна. Это сказка. А ещё В.Бианки считают создателем нового жанра - «Сказки - несказки» (слайд №1) . Они рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения. И попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.
    • Надеюсь, что и вы сегодня сами ответите на свои «почему»? и много сделаете открытий. Над лугом нависла беда. Что же было дальше?

    5. Работа над содержанием следующих частей произведения .

    1) 3 часть

    • 3часть читаем выразительно цепочкой по предложению, понаблюдаем за языком автора. При чтении верно выбираем: темп, громкость, тон (на доске)

    б) Целевая установка .

    • При чтении нужно найти следующие 3 предупреждения совы (на доске).

    в) чтение

    г) проверка восприятия

    • О чём теперь предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1.Шмели с луга летят. 2. Не кому переносить цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.
    • Что стало с коровой? Зачитайте.
    • Меняется ли поведение старика? (старик « в затылке скребёт», молчит, ничего не говорит на предупреждения совы; стал задумываться о правильности своего поведения).
    • Сравните, как, каким тоном разговаривал старик вначале, как отвечал теперь на предупреждения совы? (грубо, свысока, а теперь молчит, ничего не говорит ).
    • Какие приёмы здесь использует Бианки? (олицетворение- ветер гуляет; сравнение - травы с кашей).
    • Трава без клеверу, что каша без масла. Как вы это понимаете? (клевер имеет сочные мягкие стебельки, от цветов идёт приятный запах, и животные с удовольствием едят траву, где растёт клевер. Ну, а каша с маслом - вкусная и питательная).

    Вывод:

    • Старик изменяется, начинает задумываться над своим поведением, прислушивается к словам совы.
    • Как бы вы прочитали слова совы, в которых содержится предупреждения, выберите нужную карточку. Зачитайте, показав голосом (на доске карточки ): строго, с мольбой, с насмешкой, радостно, с возмущением, с досадой.
    • Не попадает цветень с цветка на цветок, не родится клевер на лугу, корова стала тощать. Молчит старик, ничего не говорит.

    2) 4 часть - комбинированное чтение (учитель - уч-ся хором).

    а) Целевая установка .

    • Заметьте, каким здесь видим старика, что изменилось в нём?

    б) чтение

    в) проверка восприятия

    • Каким здесь видим старика, что в нём изменилось? (стал более добрым, пошёл кланяться к сове, т.е. просить о помощи).
    • Когда старик понял свою ошибку? (вот и чай белить нечем).
    • Как бы вы прочитали слова старика, выберите нужную интонацию
    • Права ли оказалась сова?
    • Прочитайте 1 предложение этой части. Как вы его понимаете? (от слов мало толку, надо дело делать, исправлять ситуацию)
    • Когда старик просит о помощи, как реагирует сова? (уже его простила, глазищами луп-луп, т.е. рада, ей то какого без мышей - они для неё еда).
    • Что хотела сказать сова пословицей: « Дружно не грузно, а врозь хоть брось»? (ответы уч-ся).
    • Бианки использует такие приёмы как… (олицетворение и сравнение ).

    Литературное чтение 2 класс
    Тема: В.В. Бианки «Сова»
    Тип урока: изучение нового материала.
    Цели урока:
    1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием
    сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки­несказки –
    познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
    2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного
    чтения, умение анализировать поступки героев.
    3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с
    природой.
    Планируемые результаты
    Учащиеся должны уметь:
    Предметные:
     прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с
    постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;
     определять последовательность событий, работать с планом.
    Метапредметные:
    Познавательные:
     анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
     выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения
    совместной коллективной деятельности.
    Регулятивные:
     выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
    Коммуникативные:
     слушать и понимать учителя;
     участвовать в диалоге;
     высказывать свою точку зрения на события, поступки.
    Личностные:
     развитие навыков сотрудничества;
     воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с
    природой.
    Методы обучения: проблемный, частично­поисковый.
    Оборудование:
     презентация;
     карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;
     карточки с деформированным текстом;

     карточки для самооценки
     отрывок мультфильма
    Ход урока
    1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.
    Приветствие.
    ­ Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Елена Алексеевна. И сегодня я проведу у
    вас урок литературного чтения.
    ­ Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. А когда человеку
    хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Я желаю вам,
    чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
    2. Речевая разминка.
    ­ Итак, речевая разминка.
    ­ Прочитайте это стихотворение все вместе.
    ­ А теперь, 1 ряд – читает стихотворение с радостью, 2 ряд – с грустью, 3 ряд ­ с
    удивлением.
    Молодцы!
    Повсюду: в лесу, на полянке,
    В реке, на болоте, в полях ­
    Ты встретишь героев Бианки,
    У них побываешь в гостях.
    3. Актуализация знаний.
    ­ Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о
    нем рассказать?
    Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в
    Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для

    маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых
    являются звери, птицы, растения.
    (Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу
    вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую
    птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома.)
    ­ А какие произведения Бианки вы уже читали? («Музыкант»)
    ­ Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к
    природе, любить ее).
    4. Самоопределение к деятельности.
    ­ Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением этого замечательного
    писателя. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.
    Всю ночь летает ­ мышей добывает.
    А станет светло ­ спать летит в дупло. (Сова)
    5. Беседа о сове.
    ­ Ребята, что вы знаете о сове?
    Сообщение о сове.
    Совершенно верно.
    Сова - ночная хищная птица. Живет в лесу. Охотится ночью, на мелких
    грызунов.
    «А вы знаете?», что
    С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она
    была священной птицей богини мудрости Афины.
    Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали
    «совушкой­вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.
    В книгах о Гарри Поттере совы используются как средство связи между
    волшебниками (совиная почта).
    Совами (иногда слово используют в переносном значении) также называют
    людей, которые привыкли поздно вставать.
    Интересно!
    ­ А сейчас откройте учебник (на стр.146) и прочитайте название произведения, с
    которым вы познакомитесь на уроке. Как оно называется?

    ­ Ребята, а какая нам предстоит работа? Что будем делать? А еще? (Будем читать
    произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст,
    высказывать своё отношение к прочитанному, пересказывать.) А еще составлять
    цепочку взаимосвязей, работать с текстом и пословицами. Определим порядок
    нашей работы! (НА ДОСКЕ висит СОВА с шариками, на которых записаны этапы
    нашей работы. Распределим их по порядку. Что сначала будем делать? А потом? –
    Ребята, у вас на партах тоже сова. После каждого этапа работы над
    произведением вы будете оценивать себя: справились с этим заданием или нет, а
    для этого вам понадобятся шарики зеленого и желтого цветов. (зеленого –
    справились, желтого –были затруднения)
    5. Подготовка к восприятию нового материала.
    ­ А теперь вернемся к нашей работе.
     Словарная работа
    ­ В данном произведении вам встретятся незнакомые слова и выражения. Давайте
    узнаем их значение.
    Утекает ­
    Кормовистый
    клевер ­
    Цветень ­
    убегает
    предназначенный для корма скоту.
    пыльца, мельчайшие жёлтые
    Хорониться ­
    Раздолье ­
    Как бы худа не
    вышло
    Пойло­
    зёрнышки.
    прятаться, таиться.
    много места.
    как бы беды не было.
    питательное питье для скота.

    6. Первичное знакомство с произведением.
     Чтение текста учителем и детьми. (Просмотр мультфильма ­ последняя
    часть)
    ­ Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а
    потом вы по цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте
    очень внимательны.
    ­ Понравилось ли вам это произведение?
    ­ Назовите главных героев. (Старик и Сова)
    ­ Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки назвал «Сова»? (В нем
    рассказывается о пользе совы)
    ­ Можно ли ему дать другое название? Какое? (Как старик нарушил равновесие в
    природе. Природное равновесие.) Почему?

     Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».
    ­ Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так как звери
    разговаривают, с ними происходят приключения.)
    ­ А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат
    много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы
    получаем какую­нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким
    образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную
    сказку.
    ?! Справились вы с этой работой или нет – раскрасьте шарик зеленым или
    желтым цветом.
    7. Физминутка «Сова».
    ­ Ребята, устали. Давайте немножко отдохнем. Встали и делаем вместе со мной.
    В лесу темно,
    Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
    Все птицы спят...
    Одна сова не спит,
    Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
    Совушка­сова,
    Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
    На суку сидит, (Присесть.)
    Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
    Во все стороны глядит,
    Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
    8. Анализ произведения.
    ­ А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный.
    Приготовились. Кто помнит:
    ­ Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)
    ­ Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)
    ­ Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее прогнал.)
    ­ Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много
    мышей.)
    ­ Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)
    ­ Какую пользу шмели приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

    ­ Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это
    отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)
    ­ Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным,
    вкусным? (Питательный клевер.)
    ­ Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы.
    1 ряд ­ стр. 147, 2 ряд ­ стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.
    1) Гляди, как бы худа не вышло: мыши­то, говорят, на охоту пошли.
    2) Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
    3) Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка
    на цветок разносить.
    ­ Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он
    не задумывался о последствиях.)
    ­ Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал?
    (Пошел просить у совы прощения.)
    ­ Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)
    ?! Анализ своей деятельности.
    8. Закрепление.
     Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в
    этой цепочке. ВРЕМЯ 2 МИН!
    ­ Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются
    ответы учащихся.) Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе
    взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а
    значит, и всего человечества. ­ Попробуем восстановить эту цепочку. Будем
    работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом. Это ваша группа.
    Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы,
    которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь
    между ними. Работа в группе и объяснение ПО ДВЕ СВЯЗИ ОТ ГРУППЫ.
    Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко ­ чай)
     Самостоятельная работа.
    Карточка с деформированным текстом. Работа в паре. (стр.149) ВРЕМЯ 2 МИН!
    ­ А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите
    листок желтого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в
    котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.
    Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)
    Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг
    ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________.

    Загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________
    красный стал на лугу наливаться.
    (Старика, мышей, норы, шмели, клевер)
    !? Анализ своей деятельности
     Работа с пословицами.
    ­ Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах. На доске рассыпались
    пословицы. Давайте их соберем. СОБИРАЮТ ПОСЛОВИЦЫ
    ­ Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? Объясните ее значение. Как
    вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью произведения?
     С тем не бранись, кому будешь кланяться.
     Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
     Чем дальше в лес, тем больше дров.
    (Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.)
    ­ Ребята, давайте вернемся к нашей сове. Всю ли работу мы выполнили?
    9. Итог урока.
    ­ Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?
    ­ Кто из героев нравится ему больше и почему: Сова или Старик? (Сова, она
    понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
    ­ Чему учит эта сказка? (Сказка учит любить природу; не обижать животных;
    автор показывает связи между животными, между животными и растениями,
    между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки.)
    ­ А как вы, дети, можете помочь природе?
    10. Домашнее задание (распечатать на карточках)
    ­ Дома ребята вы будете выполнять интересные задания. Возьмите листочки зеленого
    цвета. Вы можете….
    Выбери себе домашнее задание: (творческого характера)
    1) Подготовь пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
    2) Подготовь чтение сказки по ролям.
    3) Подготовь выразительное чтение отрывка и нарисуй к нему иллюстрацию.
    11. Рефлексия. Работа с совой.

    ­ Ребята, покажите своих совушек. Со всеми этапами работы над произведением вы
    справились? Или были затруднения? Какое настроение у вас в конце урока? Все ли
    удалось сделать? …., то повяжем на букет из шаров бантик.
     Если вам урок понравился, было все понятно, то...
     Если урок не понравился, и не все было понятно, то...
    12. Оценивание.
    ­ Ребята, а как вы думаете, кто сегодня в классе был самым активным и внимательным?
    Что мы им поставим? А кому нужно еще немного поработать?
    (Молодец! Умница! Ты сегодня очень хорошо поработал, потрудился. Был самым
    внимательным. Самым активным. Очень хорошо читал.)
    ­ Ребята, сегодня на уроке вы были очень внимательными и активными. Мне
    понравилось с вами работать. Большое всем спасибо!

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели урока:

    1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
    2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.
    3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

    Оборудование:

    • выставка книг В.Бианки;
    • презентация (Приложение);
    • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
    • карточки с деформированным планом;
    • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).

    Ход урока

    1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

    Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

    2. Речевая разминка.

    Работа со скороговоркой.

    Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
    Читаем громче целыми словами.
    Читаем быстрее .
    Читаем быстро .

    Прорычал медведь в берлоге,
    Промолчал сурок в норе.
    Прорычали, промолчали -
    И проснулись на заре.

    О ком говорится в скороговорке?

    3. Проверка домашнего задания.

    С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

    Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

    Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

    4. Актуализация знаний.

    Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

    Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

    Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

    11. Физкультурная минутка «Сова».

    В лесу темно,
    Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
    Все птицы спят...
    Одна сова не спит,
    Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
    Совушка-сова,
    Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
    На суку сидит, (Присесть.)
    Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
    Во все стороны глядит,
    Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

    12. Работа над усвоением смысла прочитанного.

    На доске:

    1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
    2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
    3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

    Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

    Объясните её значение.

    Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

    Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

    13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

    Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду. (Слайд №7)

    14. Работа над выразительностью чтения.

    Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

    Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

    Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

    15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.

    (Карточки с деформированным планом.)

    • Рассердилась сова.
    • Молока у Коровы мало.
    • Шмели на чужих лугах гуляют.
    • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
    • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
    • Пошел Старик Сове кланяться.

    Взаимопроверка. (Слайд №8)

    16. Подведение итогов.

    Над каким произведением работали?

    Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

    А как вы, дети, можете помочь природе?

    17. Оценка за работу на уроке.

    18. Домашнее задание.

    Выберите себе домашнее задание:

    1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
    2. Чтение по ролям.
    3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

    19. Рефлексия.

    Закончите предложения:

    • «Сегодня я узнал ….»
    • «Было интересно ….»
    • «Урок дал мне для жизни…

    Используемые источники:

    1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.
    2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

    Интернет-ресурсы:

    1. Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00873501225988269902/
    2. http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki


Загрузка...
Top