Виктор михайлович васнецов - биография и описание картин. Виктор Васнецов: краткая биография

Когда речь заходит о художниках, работавших над «оживлением» былин, сказок и легенд, одним из первых вспоминается именно Васнецов. Биография для детей традиционно будет начинаться с момента рождения талантливого мастера и его детства.

Как прошло детство будущего художника?

А родился Виктор Михайлович 15 мая 1848 г. в селе под названием Лопьял, близ Вятки. Его отец, Михаил Васильевич, был местным священником. После рождения сына он был вынужден переехать в другое место - село Рябово. Мама будущего художника, Аполлинария Ивановна, растила шестерых сыновей (сам Виктор был вторым).

Жизнь семьи Васнецовых нельзя было назвать особо богатой. В их доме одновременно присутствовали обычаи и уклады, характерные как для сельской, так и для городской жизни. После смерти жены за главного остался отец семейства, Михаил Васнецов. Биография для детей, рассказывающая об основных моментах жизни будущего художника, продолжается. Михаил Васильевич был умным и хорошо образованным человеком, поэтому постарался привить всем своим сыновьям пытливость, наблюдательность, дать им познания в самых разных областях. А вот рисовать детей учила бабушка. Несмотря на бедность, взрослые всегда находили средства на покупку интересных научных журналов, красок, кистей и других принадлежностей для творчества и учёбы. Виктор Васнецов уже в детстве проявил необычайную склонность к рисованию: на первых его зарисовках встречаются живописные деревенские пейзажи, а также сцены сельской жизни.

Других жителей деревни Виктор Васнецов воспринимал как своих добрых приятелей и с удовольствием слушал сказки и песни, которые те рассказывали во время посиделок при приглушенном свете и треске лучины.

Васнецов не представлял своей жизни без рисования ещё с ранних лет

Васнецов Виктор Михайлович, биография которого сегодня является темой нашей беседы, начал рисовать очень рано. Но в те времена было принято, чтобы сын шёл по стопам отца, поэтому он сначала пошёл учиться в духовное училище, а потом - в семинарию в Вятке. Будучи семинаристом, Васнецов постоянно изучал летописи, жития святых, хронографы, различные документы. А особое внимание привлекала древнерусская литература - она ещё больше укрепила любовь к русской старине, которой и без того отличался Васнецов. Биография для детей, посвященная этому удивительному художнику, должна упомянуть и о том, что именно в семинарии Васнецов получил глубокие знания в области православной символики, которые потом пригодились ему во время работы над

Обучение в семинарии не помешало Виктору Михайловичу усердно заняться изучением живописи. В 1866-1867 гг. из-под его руки вышли 75 чудесных рисунков, которые в итоге послужили иллюстрациями для «Собрания русских пословиц» Н. Трапицина.

Сильное впечатление на Васнецова произвело знакомство с Э. Андриоли - польским художником, находившимся в ссылке. Андриоли рассказывает своему юному другу про академию художеств, что в Санкт-Петербурге. Васнецов тут же загорелся желанием поступить туда. Отец художника не возражал, но сразу предупредил, что материально помогать не сможет.

Начало самостоятельной жизни в Петербурге

Впрочем, без поддержки Васнецов не остался. Андриоли и его знакомый епископ Адам Красинский поговорили с губернатором Кампанейщиковым, и тот помог им продать картины «Молочница» и «Жница», которые нарисовал Васнецов. Биография для детей должна включать в себя ещё несколько интересных моментов, связанных с этим. За проданные картины Васнецов получил 60 рублей, и с этой суммой отправился в Петербург. Скромность и неуверенность юноши не позволили ему даже взглянуть на список зачисленных в академию после сдачи экзаменов. Виктор через знакомых смог устроиться рисовальщиком, чтобы заработать себе на прожитьё. Позднее Васнецов находит себе занятие по душе и начинает рисовать иллюстрации для журналов и книг. Тогда же он поступает в школу Общества поощрения художников, где знакомится с И. Крамским, которому ещё предстоит сыграть в жизни молодого художника важную роль.

Обучение в Академии художеств и дальнейшая жизнь художника

В 1868 г. Васнецов вновь делает попытку поступить в академию Петербурга. И узнаёт, что в прошлый раз ему всё-таки удалось успешно сдать экзамены.

Время обучения в академии подарило Виктору Михайловичу множество новых интересных знакомств. Здесь он сближается и начинает дружить с Репиным, Поленовым, Куинджи, Суриковым, Максимовым, братьями Праховыми, Антокольским, Чистяковым.

Уже в течение первого года учёбы Васнецов получает серебряную медаль, а затем - ещё две малые медали за этюд с натуры и рисунок «Два обнажённых натурщика». Ещё через два года преподаватели наградили его за рисунок «Христос и Пилат перед народом», на сей раз - большой серебряной медалью.

Период этот стал для Васнецова весьма непростым. В 1870 г. скончался отец художника, и тот стал заботиться своём дяде по материнской линии, который тоже грезит о славе талантливого художника и ищет возможность заработать. Начиная с 1871 г. Васнецов всё реже появляется в академии, в основном из-за нехватки времени и ухудшившегося здоровья. Однако он по-прежнему плодотворно трудился: за это время выполнил более 200 иллюстраций к «Солдатской азбуке», «Народной азбуке», «Русской азбуке для детей» (Водовозов). Художник занимается иллюстрированием сказок «Жар-птица», «Конек-горбунок» и некоторых других. Успевает Васнецов рисовать и для себя - как правило, это были рисунки на бытовую тематику.

1875 г. стал годом кардинальных перемен в жизни Виктора Михайловича. Он покидает академию из-за того, что необходимость зарабатывать деньги становится для него на первое место, а кроме того, потому, что он желает самостоятельно развивать свой талант. На выставке передвижников появляется его картина «Чаепитие в трактире», также заканчивается работа над «Нищими певцами». В 1876 г. он представляет картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру».

В том же году Васнецову представляется возможность посетить Париж. Визит во Францию поражает воображение художника, и под впечатлением от него он пишет знаменитые «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877).

Год спустя художник возвращается на родину, венчается с Александрой Рязанцевой и перебирается с новоиспечённой супругой в Москву.

Роспись Владимирского собора в Киеве - важнейшая работа в жизни Васнецова

В 1885 г. А. Прахов приглашает Васнецова поучаствовать в росписи недавно возведённого Подумав, художник соглашается. Минимальный опыт он уже получил, работая над абрамцевской церковью Спаса и эпическими полотнами. Будучи человеком глубоко верующим, именно в росписи церквей Васнецов начинает видеть своё настоящее призвание.

Над росписью во Владимирском соборе Васнецов трудился больше десяти (!) лет. Ведь ему было поручено расписать и главный неф, и апсиду. Художник умело изобразил важные сюжеты из Нового и русских святых, облагородил своды с помощью изумительных орнаментов. В истории искусства всего XIX столетия масштабы проведённой работы не имеют равных. Ведь за это время Виктор Михайлович создал свыше четырехсот эскизов, а общая площадь росписи занимает более 2 тыс. кв. м.!

Работа была интересной, но и очень сложной. Ведь В. М. Васнецов, биография которого является темой нашей беседы, тщательно изучал ту тему, с которой ему предстояло работать. С этой целью он ознакомился с памятниками раннего христианства, сохранившимися в Италии, фресками и мозаиками, существовавшими в киевском Софиевском соборе, росписью Михайловского и Кирилловского монастырей. Пристальное внимание Васнецов уделял и изучению смежных областей искусства: народного творчества, древнерусской книжной миниатюры. Во многом при работе он ориентировался на московские А кроме того, Васнецов всегда проверял, достаточно ли согласуются его работы с духом Церкви. Многие эскизы художник был вынужден отбрасывать из-за того, что сам считал свои работы недостаточно церковными, или потому, что согласие на них не давал церковный Совет.

Сам Васнецов считал, что его работа в соборе - это его личный «путь к свету», к осмыслению великих ценностей. Иногда ему было очень трудно из-за того, что не получалось изобразить тот или иной сюжет именно так, как он видел его в мыслях.

Одним из самых любимых образов стала Богоматерь Васнецова, впервые изображённая «с теплотой, смелостью и искренностью». Во многих российских домах конца XIX-начала ХХ вв. можно было встретить ее репродукции.

Работы завершились в 1896 г., и в присутствии семьи царя собор был торжественно освящён. Роспись Васнецова имела огромный успех, и уже в том же году со всех сторон на художника посыпалось множество предложений по оформлению петербургских, варшавских, дармштадских и других храмов. Вершиной творчества Васнецова в качестве монументалиста-декоратора стало его полотно «Страшный суд».

Васнецов - экспериментатор, сочетающий в своём творчестве вековые традиции и живую силу

Расписывая киевский собор, Васнецов в свободное время не прекращает работать в других жанрах. В частности, в это время он создал целый цикл историко-былинных картин.

Некоторое время Виктор Михайлович посвятил созданию театральных декораций.

В 1875-1883 гг. Васнецову поручают нарисовать нетипичную для него картину «Каменный век», которая должна была украсить открывающийся вскоре Исторический музей Москвы.

А вот над одной из самых известных своих картин - «Богатыри» - художник трудился несколько десятилетий, а закончил свою работу в 1898 г. Сам Васнецов называл эту картину своим «обязательством перед родным народом». А в апреле того же года Павел Третьяков с радостью забрал эту картину, чтобы она навсегда стала одним из самых ярких экспонатов в его галерее.

Картины Васнецова никогда не оставляли людей равнодушными, хотя вокруг них часто развивались яростные споры. Кто-то преклонялся и восхищался ими, кто-то - критиковал. Но удивительные, «живые» и имеющие свою душу работы никак не могли остаться незамеченными.

Умер Васнецов 23 июля 1926 года в возрасте 79 лет из-за проблем с сердцем. Однако традиции, которым он положил начало, продолжали и продолжают жить и в работах художников следующих поколений.

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) - художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где в 1867–1868 его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств (1868–1875). Был членом «Товарищества передвижников».

Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же).

Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни "Поля битвы", ни других своих картин, особенно "Аленушки и Богатырей". Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки.

Васнецов Виктор Михайлович

С годами его все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, – те поиски, что приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.

Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1881–1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова (1885).

Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), точно ответить не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы... Противоположения жанра и истории в душе моей не было, а стало быть, и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило. Некоторые из картин последующего периода, московского, были задуманы мною еще в петербургский период.

Васнецов Виктор Михайлович

Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).

Своей хмурой экспрессией впечатляет панно Каменный век (1883–1885), исполненное художником для Исторического музея. Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Живописные аллегории Царевна-Лягушка (1901–1918) и Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем (1913–1918; обе работы – в его Дом-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущей политики.

Виктор Михайлович Васнецов - фото

Виктор Михайлович Васнецов - цитаты

Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни "Поля битвы", ни других своих картин, особенно "Аленушки и Богатырей". Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки.

Вы удивительно хорошо сказали, что моя работа - "путь к свету", только это убеждает меня на этом подчас невыносимо тяжелом пути. (в одном из писем Елизавете Григорьевне Мамонтовой)

Иной раз полно, ясно и прочувствованно, - писал он, - вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи ты чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы - видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось.

Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), точно ответить не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена в Петербурге, меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы... Противоположения жанра и истории в душе моей не было, а стало быть, и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило. Некоторые из картин последующего периода, московского, были задуманы мною еще в петербургский период.

Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства - образа, звука, слова - в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

    Виктор Васнецов Автопортрет. 1873 Дата рождения: 3 (15) мая 1848 Место рождения … Википедия

    Живописец; род. в 1848 г.; воспитывался в Вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп. Академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные … Большая биографическая энциклопедия

    Русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867‒68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868‒75), действительным членом которой стал в… … Большая советская энциклопедия

    - (1848 1926) российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины (С квартиры на квартиру, 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок (После побоища, 1880,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1848 1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867 68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868 75). Член ТПХВ (с 1876; см. Передвижники). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге … Художественная энциклопедия

    - (1848 1926), рус. художник. Брат А.М.Васнецова. Чл. Т ва передвижников. В историю рус. иск ва вошел как создатель картин на сюжеты из нар. эпоса. В 1880 С. И. Мамонтов, владелец Абрамцева, предложил В. Д. Поленову и В. написать картину на сюжет… … Лермонтовская энциклопедия

    Выдающийся русский живописец. Родился в 1848 г. в Вятке, образование получил в местной духовной семинарии, в 1868 73 годах учился в Академии Художеств, по окончании которой ездил за границу. Выставлять начал с 1869 г., сначала на академических,… … Биографический словарь

    - (1848 1926), живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Алёнушка», 1881 … Энциклопедический словарь

    ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович - (15.05.1848 10.07.1926), великий русский художник, участник право монархического движения, один из авторов Иконы Покрова Монархической, член редкомиссии «Книги русской скорби». Родился в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. В… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

    В. М. Васнецов. Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 1926, Москва), живописец, брат. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского (1867—68) и в Академии… … Москва (энциклопедия)

Книги

  • Виктор Михайлович Васнецов. издание Комиссии по устройству общеобразовательных чтений для фабрично-заводских рабочих г. Москвы , А. И. Успенский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Если до Петра Великого русская живопись носила характер преимущественно византийский, то с его…
  • Виктор Михайлович Васнецов , А. К. Лазуко. Альбом посвящен творчеству крупнейшего русского художника В. М. Васнецова (1848-1926). Созданные им эпические и сказочные образы положил начало поэтическому осмыслениюнациональной темы в…

Всем нам знакомы картины «Аленушка», «Богатыри». Кто же этот гений, сумевший так колоритно описать нам в красках нам волшебные моменты наших предков, показать Древнюю Русь во всей ее мощи в образах мужественных героев. Это – прославленный В.В. Васнецов.

Виктор Михайлович появился на свет в 1848 году в семье деревенского батюшки. Детские годы его пролетели в селе Рябово, которое издревле было известно природными богатствами, искусством народных мастеров. Семейство их было большое, и поэтому жили они почти впроголодь.

Мальчик рано остался без матери, и поэтому все знания и навыки передал ему отец. Немалую роль в образовании внука сыграла его бабушка, которая обучала его рисованию.

Виктор начал рано увлекаться рисованием, и имел желание в будущем продолжить обучение, но так как его отец пребывал в сане духовника, по религиозным правилам, сына он отправил в церковное училище. Дальше юноша обучается в Вятской духовной академии, но живописью никогда не перестает заниматься. Возможно, Виктор Михайлович так бы и рисовал чисто для себя, если бы не встреча с польским ссыльным Э.Андриоли, который помог юноше поступить учиться в Петербуржскую Академию художеств.

В 1878 году он отбывает в Москву, где пройдет жизнь Васнецова и его брата Аполлинария именно здесь.

Здесь он близко сходится с основоположником популярной галереи П.М.Третьяковым, от которого получает заказ на оформление фасада здания. Заводит дружбу с Мамонтовым, состоятельным господином. Именно, часто бывая у него в гостях в усадьбе под воздействием частых бесед с приезжающими туда художниками, музыкантами, у Васнецова появились такие шедевры, как «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке».

В.В. Васнецов имел многосторонний талант. Его роспись Владимирского собора в Киеве до настоящего времени вызывает восхищение у жителей и гостей города. Занимался оформлением спектаклей.

В маленьком переулке столицы расположен красивый расписной дом, который был сделан по проекту самого художника. В этом здании он творил и здесь и скончался.

В настоящее время здесь бывает множество детей. Все они приходят, чтобы познакомиться с жизнью самого великолепного художника России и полюбоваться его прекрасными картинами.

3 класс для детей

Биография Виктора Васнецова о главном

15.05.1848 появился на свет знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов в селе Лопьял. В роду Васнецова была целая династия священников; его отец, дед, прадед – все были священниками.

В 1850 году семья перебирается в село Рябово из-за отцовской службы. Задатки художника у Васнецова проявились еще в раннем возрасте, но безденежье в семье заставило отдать его в духовное училище. Позже он, будучи подростком, проходил обучение в Вятской духовной семинарии.

В 1867 году, бросив учебу, отправился сдавать вступительные испытания в Академию художеств в Петербурге. Так как в то время он был совсем беден, ему пришлось выставить для продажи два произведения – «Молочница» и «Жница». Деньги за эти картины, он получил только в северной столице.

Учеба

Васнецов поступил в Академию художеств сразу же, но не понял, что после экзаменов его приняли, и по такому недоразумению он первый год не учился.

1867-1868 годы он учился в Школе Общества поощрения художеств, где встретился с Крамским, в будущем который будет его советчиком и другом. В следующем же году обучения начинающий художник знакомится с другими великими мастерами. Дружба его с ними была крепкой и повлияла на его становление в художественном мире. После учебного года Васнецов удостаивается множества наград за свои произведения, но этот период был для него тяжким, он переживал смерть отца, заботится о брате, тоже желающим стать художником, трудился для получения хоть каких-то денег. За эти годы художник создал огромное количество иллюстраций к азбукам и сказкам.

В 1874 году награждается бронзовой медалью на выставке в Лондоне. В том же году участвует в другой выставке, на которой критики в восторге от его произведений.

Свободное творчество

Со временем ему начала надоедать обучение в стенах Академии. Профессора не понимали его стремление рисовать картины на русско-народные темы.

Весной 1867 года Васнецов отправляется на год в Париж, где уже создают шедевры его знакомые художники. Во французской столице художник участвовал в парижском «Салоне» со своими произведениями - "Чаепитие в трактире" и "Акробаты". На родину Васнецов вернулся уже опытным живописцем, он усовершенствовал свою технику, понял, что же все-таки он хочет писать и создавать. Наиболее важную роль сыграло знакомство с семьей Мамонтова, создавшего вокруг себя общество деятелей культуры, позже названное Абрамцевским кружком. Именно этот кружок снова вдохновил Васнецова, снова привлек его русский колорит, его эстетическая значимость.

В 1880 году будет окончено одно из самых его знаменитых творений - "После побоища Игоря Святославича с половцами". Картины тех годов вызывают споры между передвижниками.

В 1885 году Васнецов приглашен для украшения Владимирского собора в Киеве. Он соглашается, и в работе над этой церковью он видит свое настоящее призвание. Над этим собором художник трудился около десятка лет.

В 1893 году Васнецов вступает в Академию Художеств как один из членов После 1905 года тесно общался с Союзом русского народа, но не был его членом, финансировал и оформлял монархические издания.

В 1915 году совместно с другими художниками-современниками создал Общество возрождения художественной Руси.

Семья

В 1877 году Виктор Васнецов вступает в брак с Александрой Владимировной Рязанцевой. У них было пять детей, и прожили они совместно счастливо 49 лет.

Смерть

Виктора Васнецова не стало 23 июля 1926 года. Художник был погребен на Лазаревском кладбище, после разрушения прах художника был перепохоронен на Введенском кладбище.

3 класс для детей и учеников

Интересные факты и даты из жизни

Васнецов Виктор Михайлович , русский живописец.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий (“Народная азбука” Столпянского, издавалась в 1867; “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя, издавалась в 1874).

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (“С квартиры на квартиру”, 1876, “Военная телеграмма”, 1878, – обе в Третьяковской галерее).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Аленушка” (1881), проникнутая искренней поэтичностью, “Иван-царевич на сером волке” (1889), “Богатыри” (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897, все в Третьяковской галерее).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке “Снегурочка” А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв.

Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (“Аленушка”), то эпические по характеру (“После побоища Игоря Святославича с половцами”), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно “Каменный век” для Исторического музея в Москве, в 1885-96 – большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль “модерн”. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба – в Третьяковской галерее), иллюстрации к “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).

По его рисункам сооружены церковь и сказочная “Избушка на курьих ножках” в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами (“Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, 1918; “Кащей Бессмертный”, 1917-26; обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).



Загрузка...
Top