Автор жизненных правил для музыкантов. Жизненные правила для музыкантов (Роберт Шуман)

Ноябрь 5th, 2015 admin

Павленко Оксана Анатольевна

Сценарий внеклассного мероприятия – музыкальной гостиной — для школьников среднего возраста на тему “Путешествие в мир музыкальных инструментов”

Цель: развитие познавательного интереса и творческой активности школьников.

Задачи: воздействие на эмоции и чувства детей, возбуждение интереса к музыке (не только как учебному предмету), воспитание эстетического вкуса, ознакомление школьников с различными музыкальными инструментами.

Оборудование: рисунки с изображением музыкальных инструментов, стихотворения о музыкальных произведениях, музыкальные инструменты.

Технология:

  1. Вступительное слово Хозяйки гостиной;
  2. Выступление учащихся – ведущих и чтецов;
  3. Музыкальная викторина «Какой инструмент звучит?»
  4. Выступление учащихся музыкального колледжа;
  5. Заключительное слово.

Хозяйка- Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады встрече с вами.

Сегодня все земные звуки

У нас в единый хор слились

И места нет хандре и скуке-

Ведь музыка вся наша жизнь!

Мы приглашаем Вас заглянуть в нашу музыкальную гостиную и окунуться в мир звуков и мелодий! У каждого человека есть день рождения. И музыка имеет свой День рождения. В 1975 году по решению Всемирной организации ЮНЕСКО был учрежден Международный день музыки, который проводиться 1 октября. Одним из основателей этого дня был Д.Д. Шостакович – великий композитор.

1-й Ведущий:

Что только есть прекрасного на свете –

Все музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц, и ветер.

Про все она нам может рассказать.

То звонкою капелью засмеется,

То вьюгой заметет, запорошит

Дождем весенним радостно прольется,

Листвою золотою закружит.

Поют, танцуют, веселятся дети

И просто слушают, закрыв глаза

Прекрасно, что есть музыка на свете!

Нам без нее прожить ни как нельзя!

2-ой ведущий:

Чтобы музыка звучала, человеком создано множество музыкальных инструментов. Самый древней музыкальный инструмент – человеческий голос.

Звучит песня («Дорога добра» (муз. М. Минкова; сл. Ю. Энтина).

1-ый ведущий:

Постепенно люди заметили, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки. Удар камня об XX в. Камень может издавать четкий звук. Он хорошо поддерживает ритм танца. Натянутая тетива лука «поет даже от легкого прикосновения. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные – от камня, струнные – от поющей травы. Медные – от морской раковины, деревянные – от травинки. Предлагаем Вам совершить не большое путешествие в страну музыкальных инструментов.

2-ой ведущий:

Первая страна, в которую мы попадем – это страна Клавишных музыкальных инструментов. Отгадайте, какие музыкальные инструменты в ней живут.

Он стоит на трех ногах

Ноги в черных сапогах

Зубки белые, педаль,

А зовут его (рояль).

В стране клавишных инструментов живут пианино и рояль. 300 лет назад итальянский мастер Бархолио Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молотков извлекались как громкие звуки – форте, так и тихие – пиано. Поэтому инструмент получил такое название – фортепиано.

Исполнение на фортепиано (Э. Григ «В пещере черного короля») исполняет студентка Рудненского музыкального колледжа.

1-ый ведущий:

Пианино или рояль

С виду спутаешь едва ль –

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом!

Все – и взрослые, и дети

Знают инструменты эти.

Исполнение на фортепиано (И. Гайдн «Соната» №11 ;1 часть)

2-ой ведущий:

Прежде чем мы познакомимся со следующим муз. инструментом, предлагаю отгадать загадку:

Его растятут – он толстеет

Его сожмут – он вмиг худеет,

На колене плачет,

А кто слушает его –скачет.

— догадались, о каком инструменте идет речь?

Правильно, это баян.

1-ый ведущий:

Исполнение на баяне «ОХ, полна моя коробушка» (р.н. песня) исполняет студент Рудненского музыкального колледжа. Поддержите наших исполнителей аплодисментами.

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой – клавиши как на рояле.

Но чтоб они все заиграли,

Чтобы песня была неплоха,

Растягивать нужно меха,

Звучит синьор аккордеон,

Имеет нрав не робкий он.

Певучи звуки, громогласны,

Они торжественны, прекрасны.

Исполнение на аккордеоне.

(«Полет шмеля» Римский –Корсаков) исполняет студентка Рудненского музыкального колледжа.

2- ой ведущий:

Вторая страна, в которую мы с вами попадем – это страна Духовных инструментов. В этой стране живет флейта. Этот инструмент самый древний, ему около 4 000 лет. Предшественником флейты был пастуший рожок и дудочка.

Исполнение на флейте (!Шутка» И.С. Бах) исполняет студент РМК.

В этой стране еще живут труба, флейта, кларнет, саксофон. Как вы думаете, почему эти инструменты назвали духовными? Потому что в них можно дуть. И воздух заставляет звучать эти инструменты.

1-ый ведущий

Следующая страна, в которую мы попадаем – страна струнно-смычковых инструментов. Струнные – потому, что у них есть струны. А смычковые – потому, что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

2-ой ведущий

Самый женский и певучий,

Узнаем мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята

Инструмент волшебный… (Скрипка).

1-ый ведущий

Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий. Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари. Скрипка Страдивари очень ценятся. Секрет приготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились и до наших дней. Только самые лучшие исполнители получают право на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

2-ой ведущий

У каждой скрипки есть смычок

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведет,

И плачет скрипка, и поет.

Давайте скорей послушаем, как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

1-ый ведущий

Исполнитель этот юный

С нотной грамотой знаком

И по нежным тонким струнам

Водит маленьким смычком. Это ученица 3 «Б» класса нашей гимназии Степанова Мила («Ария» Г.Перселл).

2-ой ведущий

Отправляемся в следующую страну – страну Струнных музыкальных инструментов. Сейчас мы попадаем в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времен соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приемах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

1-ый ведущий

Этот струнный инструмент

Зазвучит в любой момент

И на суене в лучшем зале

И в походе на привале

Шестиструнку – чужестранку

Романтичную испанку,

Этот звонкий инструмент

Любят бард, солдат, студент,

И заслуженный артист,

И нагруженный турист.

Из всех инструментов нового времени гитара самая старая. Она известна с XIII века. Она имеет плоский корпус и Формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем, как звучит этот инструмент.

Исполнение на гитаре («Милая моя» музыка и стихи Ю. Визбора). Исполняет ансамбль гитаристов Рудненского музыкального колледжа

2-ой ведущий

А сейчас я познакомлю вас с казахским народным инструментом – домброй. У домбры грушевидный корпус, есть шейка, колки и 2 струны. Звук извлекается при помощи пальцев – щипком. Инструмент по тому и называется струнно-щипковым.

О домбра, почему твоя песнь грустна?

Грудь твоя забытых преданий полна.

Лишь рукою коснусь я упругих струн,

Зазвучит вековая боль, старина (К. Аманжолов).

Исполнение на домбре (кюй «Аксак кулан») исполняет студент РМК

Хозяйка: А теперь, ребята, послушайте легенду, связанную с кюем «Аксак кулан», который вы сейчас услышали. Аксан-кайгы, объехав весь свет, рассказывал Жаши-хану о виденных чудесах. Сын Жаши-хана, слушая Асана-Кайгы, не поверил, что в местности Сарыуал есть огромное стадо куланов, на которых никто не смеет нападать. Молодой сын хана взял с собой 40 джигитов и отправился искать необыкновенное стадо куланов. Когда охотники достигли указанной местности, они действительно увидели бесчисленное стадо спокойно лежавших куланов. Но не успели охотники приготовиться к охоте, как вышел из стада вожак – Аксак кулан. Он громко фыркнул, ударил копытом по земле, и в тот же миг густой черный туман окутал все вокруг. Сквозь туман услышали джигиты страшный голос, который приказал куланам топтать тех, кто одел красную накидку и бежать мимо осторожных охотников. Когда туман рассеялся, 40 джигитов увидели, что нет ни куланов, ни сына хана. Стали они искать и нашли только один мизинец молодого хана. Тело сына хана растоптали куланы, смешав его с землей. Далее легенда повествует о том, как старший домрист Кем- Бука с помощью домбры известил Жаши-хана о смерти сына и как жестокий хан приказал бросить музыканта дракону. В этой легенде все необычно, но если отбросить сказочные элементы, то окажется, что в основе сюжета лежит древнейший охотничий обычай, запрещающий охоту на священных животных. Молодой хан нарушил запрет на куланов, и животные отомстили ему.

Хозяйка:

1) Перечислите, с какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились? (фортепиано, баян, аккордеон, скрипка, флейта, гитара, домбра).

2) Какой из инструментов вам более всего запомнился?

3) Какой из инструментов вам более всего близок и понятен по звучанию?

4) Какие из прослушанных вами произведений вам более всего понравилось, запомнилось?

5) Опишите эмоциональное настроение понравившегося вам произведения.

6) Как часто слушаете вы различную музыку в живом исполнении?

7) К каким инструментам относится фортепиано? (клавишный).

8) К каким инструментам относится баян? (клавишный).

9) К каким инструментам относится аккордеон? (клавишный).

10) К каким инструментам относится флейта? (духовные).

11) К каким инструментам относится скрипка? (струнные, смычковые).

12) К каким инструментам относится гитара? (струнный)

13) К каким инструментам относится домбра? (струнно – шипковый)

14) Назовите самый уникальный, абсолютно неповторимый инструмент, которым каждый человек наделен от рождения? (человеческий голос).

15) Что больше всего понравилось вам в нашей сегодняшней музыкальной гостиной?

1-ый ведущий:

Музыка – чудесная работа

Чтобы людям сердце взволновать,

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо научиться колдовать.

2-ой ведущий:

Надо превращаться в медвежонка,

На сосну карабкаться, урча,

Или трепетать травинкой тонкой

У лесного чистого ручья.

1-ый ведущий:

Тот, кто знает и умеет,

Тот приносит счастье в каждый дом.

Постарайся сделать скорее

Добрым музыкантом – колдуном,

Хозяйка:

Вместе с музыкой можно радоваться, грустить, а можно узнавать что –то новое! Надеемся, что эта встреча с музыкой найдет отклик в ваших сердцах. До новых встреч!

Заключение:

  1. Обсуждение гостиной с творческой группой., участвующей в подготовке и проведении мероприятия.
  2. Просмотр фотографий, сделанных в процессе проведения музыкальной гостиной.

Результативность:

Юный исполнитель

– учится работать в коллективе.

– приобретает навыки общения со сверстниками.

– узнает об истории возникновения музыкальных инструментов.

– получает представления о богатстве музыкального инструментального и песенного искусства.

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

Программное содержание.

  • Учить детей чувствовать и понимать красоту музыки, передавать его в движениях, игре на музыкальных инструментах, соответствующих характеру музыки.

Развивающие задачи:

  • Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, и ее образы.
  • Развивать творческую фантазию, воображение.
  • Развивать чувство ритма, слухового внимания.
  • Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений и игры на музыкально-шумовых инструментах.
  • Развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к музыке, к музыкальным инструментам
  • Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.
  • Обогащать эмоциональное впечатления детей от знакомства с музыкальными произведениями.
  • Оборудование: шапочки зверей (осел, козел, мишка, мартышка коза козлята волк) шапочки для нот (до ре ми фа соль ля си) деревянные ложки, металлофон, бубен открытки с изображением инструментов

Действующие лица.

  • Ведущий – взрослый
  • Королева музыки – взрослый
  • Коза - взрослый
  • Волк - взрослый

Ведущий (звучит музыка) Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся необычное, волшебное путешествие – в страну музыки. Надеемся, что это путешествие подарит вам улыбку, радость и хорошее настроение. Сегодня на наш праздник пришли дети из музыкальной школы они принесли собой свои музыкальные инструменты, и приготовили небольшой концерт.

Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.

И в танце не закружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!

Еще открою вам секрет:
Без песни настроенья нет!

Звучит песня «Песенка-чудесенка» (муз. Бирнова) .

Ведущий: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в волшебную страну Музыки!

Слышите, музыка звучит?

(На лесную полянку выходят, Осел, козел, мишка, и мартышка)

Сценка «Квартет» басня Крылова (инсценировка с детьми)

Ведущий:

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козел, Да косолапый Мишка.
Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки.
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад их дело не идёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет? -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,

Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь» (животные грустят,) кто научит нас песни петь и танцевать)

Ведущий:

В страну волшебной Музыки на праздник мы пойдем.
И, если захотите, и вас с собой возьмем.
Королева Музыки в той стране живет
И к себе сегодня всех нас в гости ждет.

животные: мы песни петь и на инструментах играть, не умеем!

Ведущий:

Ничего, ведь Музыка всех нас любит,
Песни петь и на инструментах играть, она всех научит.
Ведущий: Ну, тогда, собирайся, лесной народ, нас музыка ждет!
Ног своих ты не жалей,

Отправляйся в путь скорей.

Композиция (дети имитируют движение поезда) «Песенка - друзей» (Мы едем, едем, едем в далекие края хорошие соседи, веселые друзья…) .

Ведущий: Вот и прибыли мы с вами в страну волшебной Музыки.

(Под музыку входит Королева музыки.)

Королева:

Я музыкой зовусь, друзья!
И сейчас с вами познакомлюсь я.
Взгляните вы на мой наряд –
На платье целый звукоряд.

Есть значки различные,
Даже ключ скрипичный.
Хочу пригласить вас друзья,
В мир музыки и счастья.

Королева: В мире музыки живут мои помощники, Мои помощники ноты бегите и о себе детям расскажите (дети читают стихи)

У нотки До забот полно,
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.

Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.

Ми обожает мир, покой,
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.

Фа - фантазерка и поэт,
Есть у нее велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.

Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет.
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит.

Дом нотки Ля из лепестков,
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых,
Сама похожа Ля на них.

А нота Си у нас скромна,
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.

У каждой нотки жизнь своя,
Но вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.

Ведущий: Королева музыки, твои помощники ноты помогут нашим друзьям-зверятам, научиться правильно, петь и танцевать. А то у них ничего не получается.

Королева: Конечно, помогу! Послушайте, как играет наш оркестр.

Оркестр «Веселые ложкари» (играют мальчики)

Королева: Это очень интересно. Научиться песни петь, и танцевать, а еще интересней, голос флейте услыхать, (ребенок играет на флейте)

Королева: Есть у меня для вас, друзья, музыкальные загадки.

Кто загадку отгадает, Тот отгадку получает! (открытки с изображением инструмента)

Загадки: сем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень". (Балалайка)

Шестиструнку-чужестранку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист. (Гитара)

Очень древний и простой
Инструмент, внутри пустой.
Палочки упруго бьют,
Ритм ансамблю задают.
Он всегда бывает рад
За собой вести парад. (Барабан)

Этот исполнитель юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком. (Скрипач)

Заливается трехрядка,
И народ идет вприсядку!
А трехрядка неплоха –
Есть и кнопки, и меха.
И веселые старушки,
Под нее поют частушки! (Гармонь, гармошка)

Королева:

Инструменты есть у нас,

На нем сыграют нам сейчас. Игра «Отгадай инструмент» (ребенок за ширмой играет на инструментах, металлофон, ложки бубен) дети отгадывают.

Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.

Сюрпризный момент (роль козы и волка исполняет взрослые, козлята дети)

Заходит коза с козлятами – Здравствуйте, друзья, я коза дереза, а это мои козлята, мы живем в лесу, вам не встречался волк лесной, бывает он очень злой, так и норовит обидеть моих козлят, боимся, мы его.

Королева: Не бойся коза дереза волка, мы твоих козлят в обиду не дадим, и волка победим, побудь у нас на празднике, повеселись.

Забегает волк, ах, вот вы где козлятушки ребятушки, я искал вас по всем сказкам, забегал к трем поросятам, они мне дверь не открыли, стучался к зайчонку в лубяную избенку, и там тишина, Мишке заглянул в чащу и там не кого, куда пропали лесные жители,

Королева: Они не хотят с тобой дружить, нельзя волк обежать козлят и коз, и всех соседей по сказкам, оставайся на нашем празднике и послушай красивую музыку и потанцуй с ребятами, (звучит фрагмент мюзикла «Мама» волк танцует с детьми)

Волк: теперь я тоже буду дружить с козлятами и слушать красивую музыку, и научусь красиво петь и танцевать.

Королева: Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,

А теперь, детвора,
Попрощаться мне пора!
Увидимся на уроках музыки и танцев.
(Королева музыки уходит.)

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в страну чудесной волшебной музыки, давайте улыбнемся друг – другу, и некогда не будем скучать, когда звучит такая веселая музыка, хочется петь и танцевать. (Звучит песня «Улыбка» )

Список литературы:

  • В. Семернин «Музыка всюду живет» ,
  • «Музыкальные загадки» (источник интернет) .
  • Басня Крылов И.А. «Квартет»

Сцена камерного или актового зала.

На сцене:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, рояль;
  • журнальный столик, на котором разложены плакаты с изображением музыкальных инструментов.

На сцену выходят ведущие в соответствующих костюмах:

  1. Несмеяна - в русском сарафане и короне (кокошнике).
  2. Мальвина - в нарядном платье с большим ярким бантом.
  3. Золушка - в бальном платье. В руках – музыкальный инструмент металлофон.

Мальвина:

Здравствуйте, дорогие ребята! Вы нас, наверное, знаете. Мы к вам пришли из разных сказок. Меня зовут Мальвина. Я учила Буратино грамоте.

Несмеяна:

А меня зовут Несмеяна. Меня очень трудно удивить и развеселить. А я Золушка. Самая трудолюбивая. Люблю музыку и танцы. А все знают, что не бывает музыки без музыкальных инструментов. Мне добрая фея подарила волшебную палочку (показывает) , с её помощью мы совершим необычное путешествие и познакомим вас с разными музыкальными инструментами.

(Делает “глиссандо” на металлофоне - быстро проводит палочкой по пластинкам металлофона ).

Они появились очень давно. Люди их делали из морских раковин, костей животных, растений, и спустя много веков, они приобрели современный вид. А затем объединились в группы. Одни инструменты называются струнными, другие клавишными , духовыми и ударными .

(В ходе рассказа другие ведущие показывают соответствующие плакаты)

Несмеяна:

Да. Но ведь их так много, и разве можно все запомнить?

Мальвина:

Конечно, если человеку это интересно. Я думаю, что нам всем будет интересно узнать о них, правда, ребята? Итак, отправляемся в путь. Золушка, взмахни своей волшебной палочкой, сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию .

(Звучит “глиссандо” на металлофоне)

Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

(Выходит на сцену ученик с гитарой, ведущая подходит к нему)

Из всех инструментов нового времени, гитара самая старая. Она известна с XIII века (целых 700 лет!). Посмотрите на нее (показ жестами) . Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным . Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем как звучит этот инструмент.

Выступает Фатыхова Кристина (5класс). Старинная английская песня “Зелёные рукава”.

(Исполняется номер на гитаре)

Несмеяна:

А еще я знаю, бывает и семиструнная гитара. Появилась она у нас в России. Может мы вернёмся домой? Нет. Мы отправимся в другую замечательную страну - Италию . На протяжении многих столетий эта страна славилась своими художниками и музыкантами. Город на воде Венецию с многочисленными каналами и мостами изображали на своих полотнах художники. А Рим считается главным городом страны. Даже есть пословица: “Все дороги ведут в Рим”. И не зря! Именно Италия является родиной многих музыкальных инструментов. В Италии почти все умеют петь и играть на каком-либо инструменте.

Несмеяна:

Мне становится интересно. А какие это инструменты. Их много? Сейчас мы познакомимся с инструментами, которые называются струнно - смычковыми (показ плаката) . Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

(Выходит ученица со скрипкой и показывает инструмент)

Посмотрите, ребята.

Несмеяна:

Это же скрипка! Этот инструмент знают все. Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий.

Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари . Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

Несмеяна:

Давайте скорей послушаем как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

Выступает Палей Настя (2класс).

(Исполняется номер на скрипке )

У скрипки есть семья. Эти инструменты больше самой скрипки. Это альт, виолончель и самый большой – контрабас (показ плакатов).

(Выходит ученица с виолончелью)

Посмотрите, ребята. Это виолончель . В отличие от скрипки на ней играют сидя, а металлический шпиль служит опорой (показ жестами) . Раньше шпиля не было, и музыканты держали виолончель на специальном стульчике. Звук у виолончели более низкий и глубокий. У нее также 4 струны, как и у скрипки. Послушаем звучание этого инструмента.

Выступают: Кузнецова Лиля - виолончель и Абдуллаев Мурад - партия фортепиано (2 класс) .

(Садится за фортепиан и, рассказывает)

200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте , так и тихие – пиано (показывает на инструменте ). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано . А этот инструмент - его родственник (подходит к роялю ). Называется он – рояль , что означает “королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале, а инструмент фортепиано (или пианино) похож на шкафчик и служит для домашнего музицирования.

Послушаем исполнение на фортепиано .

Выступает Цыганкова Вика (4 класс).

Несмеяна:

А я знаю, что еще раньше были изобретены другие клавишные инструменты. Это клавесин и клавикорд (показ плакатов) . И звучали они совсем по- другому, и были они намного меньше. На них играли во дворцах короли и принцессы, одевались они в длинные платья и носили парики! Помните, ребята, мультфильм про Бременских музыкантов? На таком инструменте играла принцесса.

Мальвина:

Да. Они появились задолго до фортепиано. Звук у них был не такой громкий. Он извлекался при помощи вороньего пера, которое при нажатии на клавишу зацепляло струну. Звук получался звенящий. А перед нами современный клавишный инструмент - синтезатор. На нем можно извлечь звуки разных инструментов. Сейчас мы послушаем, как бы звучал старинный клавесин .

Выступает Даниленко Даша (3-й класс).

(Исполняет на синтезаторе менуэт)

Несмеяна:

Мне очень нравится такая музыка. Как будто я оказалась в каком-нибудь дворце или старинном замке… А мне эта музыка очень даже знакома! Всем известно, что я там танцевала с принцем на балу и, убегая, потеряла хрустальную туфельку.

А сейчас, Несмеяна, мы отправимся в Россию и познакомимся с другими музыкальными инструментами, и тоже узнаем их историю. Вот моя волшебная палочка!

(Звучит “глиссандо” на металлофоне )

Несмеяна:

Я думаю, что Россия самая прекрасная страна. Она очень большая. Мы здесь живём, и поэтому любим её. Русский народ всегда отличался смекалкой, и на Руси тоже было много разных умельцев. Сначала я познакомлю вас с русским народным инструментом - домрой .

(Выходит ансамбль домристов)

На Руси домра появилась в XVI веке. На этом инструменте играли скоморохи - бродячие актеры и музыканты на разных ярмарках, народных праздниках и гуляньях. Они пели шуточные песни, в которых высмеивали жадных и злых людей, несправедливых правителей и попов. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались, их сжигали на глазах у всех. Но домра выжила. И сегодня на ней играют, как и 400 лет назад.

(Ведущая подходит к одному из исполнителей и показывает на инструмент жестами)

У домры овальный корпус, есть шейка, колки и 3 струны. Звук извлекается при помощи пальцев - щипком или медиатором – с помощью пластиковой пластинки, чтобы домра звучала громче, звук был ярче . Инструмент поэтому называется струнно-щипковым . На домре исполняют обработки русских народных песен и русские наигрыши. Давайте послушаем.

(Исполняется номер)

Несмеяна:

Домра по возрасту гораздо старше русского народного инструмента – балалайки.

(Выходит ученик с балалайкой)

Ребята, название этого инструмента пришло из старины от слов “балакать”, “балаболить”. На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам сверху вниз и снизу вверх щипком (ученик показывает прием игры) . У балалайки треугольный корпус и 3 струны, которые крепятся за колки. Она относится тоже к струнно-щипковым инструментам.

Балалайка появилась в России при Петре I, в начале XVIII века. На ней, так же, как и на домре, играли скоморохи на праздниках и ярмарках. Вместе с домрой балалайка входит в состав оркестра русских народных инструментов.

Первый такой профессиональный оркестр возник в конце XIX века и назывался Великорусским. Его организовал композитор и балалаечник Василий Васильевич Андреев (показ плаката) .

Выступает Дунаев Владислав (6 класс)

(Исполнение на балалайке)

Мальвина:

(у ведущей – губная гармошка)

Ребята, а я вас познакомлю сразу с двумя инструментами, которые очень похожи. Это баян и аккордеон .

(Выходят учащиеся: баянист и аккордеонист)

Произошли они от гармошки, или как ее называли “гармоники”. Они бывают губные и ручные (показ иллюстраций) . А вот и губная (показывает и играет) . Гармоника родилась в Германии , 200 лет назад. Приметили зарубежную новинку и русские умельцы. Русские мастера стали ее изготавливать в городе Тула . Инструмент быстро распространился по всей России. Гармонь стала подлинно народным инструментом. На ней играли в городе и в деревне. Она была легкая и набольшая, некоторые из них даже можно было носить в кармане (показ иллюстраций) .

Инструменты баян и аккордеон относятся к клавишным духовым инструментам.

(Ведущая подходит к исполнителям и показывает жестами)

Это-аккордеон.

Состоит он из двух корпусов и меха. Гармошка , или мех находится в центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на правой части корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только их меньше. А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки. На аккордеоне часто исполняют танцевальную музыку.

А этот инструмент называется баян . Он похож на аккордеон, только у него и справа и слева на корпусе расположены кнопки. А еще название этого инструмента носит имя певца-сказителя народных былин Бояна (“боять”, “сказывать”).

Давайте послушаем, как звучат эти инструменты.

1. Выступает Яковишин Никита. Белорусский народный танец.

(Исполнение на аккордеоне)

2. Выступает Шкляев Андрей. Полька.

(Исполнение на баяне)

(Выходят ведущие)

Ребята! Наше путешествие закончилось. Давайте пригласим на сцену всех артистов и поблагодарим их аплодисментами!

(На сцену выходят все участники концерта со своими инструментами)

Сегодня, ребята, вы познакомились с музыкальными инструментами: гитарой и фортепиано, скрипкой и виолончелью.

Несмеяна

: Узнали историю возникновения домры и балалайки, баяна и аккордеона.

Мальвина:

Мы всегда рады видеть вас. Приходите на следующий концерт в нашу музыкальную гостиную. Мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного о музыке и музыкантах. До новых встреч!

Сценарий лекции-концерта

о музыкальных инструментах

«В мир музыки…»

Приветствие :

    Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые зрители! Сегодня вас ждет путешествие по невероятно интересному миру музыки. Мы научим вас слушать и понимать музыку, расскажем о русских народных инструментах, об их истории, возможностях и способе изготовления. Ведь даже в самом простом музыкальном инструменте изящество и полезность, разумность, достигнуты ценой труда, напряженных поисков, а порой и лишений, сквозь которые шел к своей цели древний мастер.

    Самым древним музыкальным инструментом был человеческий голос. Это уникальный инструмент возможности, которого неограниченны, он может передать всевозможные оттенки человеческих чувств, эмоций. Тембр человеческого голоса – это его окраска, как отпечатки пальцев присущие только одному единственному человеку. Сейчас вы услышите один из самых высоких женских певческих голосов – сопрано, что в переводе с итальянского означает над, сверх.

1. муз. Дунаевского, сл. Вольпина "Весна идет" из к/ф "Весна"

2. Исаак Дунаевский, сл. Д " Актиля «Звать любовь не надо»

3. муз. Милютина, сл. Долматовского «Лирическая»

    Сейчас вы услышите один из высоких тембров мужского певческого голоса - тенор. Что в переводе с итальянского означает держать.

4. Русская народная песня «Запрягу я тройку борзых»

    Слово «оркестр» в переводе с греческого означает площадка перед сценой в древнегреческом театре, где размещался хор. Сейчас это большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.

ОНИ – коллектив исполнителей играющих на национальных музыкальных инструментах. Принцип организации ОНИ связан с национальными особенностями муз. культуры и ее уровнем. В России ансамбли народных инструментов известны с 12 в., позднее расширенны, превращены в оркестры. В 1888 г. Василием Васильевичем Андреевым создан первый профессиональный ОНИ – великорусский оркестр.

    Теперь, когда нам стали доступны все достижения мировой музыкальной культуры, мы все ровно любим народные инструменты. Мы играем на балалайке, баяне, домбре, ни потому что виолончель, рояль или кларнет нам не доступны, а потому что наши родные песни и танцы лучше звучат на народных инструментах, а жить без своей родной музыки не может не один народ на земле.

Что-то вас давно не слышно

Три заливистых струны?

Говорят из моды вышли

Песни русской старины!

Словно птиц зеленых стайка,

Мода мчит за ветром вскачь

Не печалься балалайка

Не печалься и не плачь

Ты и нынче зря робеешь!

Ты одна на всю страну

Так задиристо умеешь

Тронуть русскую струну!

    Есть инструменты ставшие музыкальным символом, того или иного народа. Например – гитара – испанская, мандолина - итальянская, волынка – шотландская. Все в мире знают, что балалайка – это русский народный инструмент. Первое письменное упоминание о балалайке относится ко времени правления Петра 1. На балалайке исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гусли - , является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: , .

    К струнным инструментам так же относится домра. Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами . Игроки на домре назывались домрачеями. Группы домбр и балалаек относятся к числу обязательных инструментов ОНИ.

5. Владимир Лямкин "Тонкая рябина";

6. Для вас прозвучал дуэт Дарьи и Ксении из оперетты Юрия Милютина «Девичий переполох»;

7. Муз. Тихона Хренникова, сл. Гусева «Ах, ты зимушка зима»;

8. Владимир Лямкин «Сибирские гулянья»;

    Сейчас я прочту вам несколько фрагментов из разных сказок, и я думаю, вы без труда мне назовете эти произведения:

Жил старик со своей старухой у самого синего моря… (о рыбаке и рыбке);

У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том… (поэма Руслан и Людмила);

Три девицы под окном пряли поздно вечерком… (о царе Салтане);

Жил был поп, толоконный лоб. Пошел поп по базару… (о попе и работнике его Балде);

Чуть опасность, где видна верный сторож как со сна, шевельнется, встрепенется в ту сторонку обернется… (о золотом петушке)

    А теперь скажите мне, пожалуйста, кто автор всех этих замечательных сказок?

Как мы все знаем сейчас у вас идет неделя детской книги, посвященная А.С.Пушкину. Очень многие композиторы обращались к творчеству А.С.Пушкина, такие как Глинки (Оперы), Римский корсаков (Сказка о царе Салтане и золотом петушке). В 1830 году А.С.Пушкин написал цикл произведений под названием «Повести Белкина», читали? Книга состоит из пяти повестей, одна из которых называется Метель. Отечественный композитор Георгий Свиридов написал множество романсов на стихи Пушкина,а также написал музыкальные иллюстрации к повести Метель. Музыка создает атмосферу основных событий и переживаний героев.

9. Георгий Свиридов «Отзвуки вальса» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»;

    Оркестр на сцене не всегда самостоятельно исполняет произведения, но и выступает так, же в качестве музыкального сопровождения, аккомпанемента. При этом так важна слаженность всех инструментов и голоса, создающая прекраснейшую музыкальную картину.

10. Муз. Мокроусова, сл. Лисянского «Осенние листья»;

11. Муз. Афанасьева, сл. Гурьянова «Не грусти»;

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень…

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка

Поэзия российских деревень!

    Прочное место в оркестре занимает Бая́н - музыкальный инструмент, разновидность . Баян состоит из трёх частей - правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера. Назван в честь древнерусского певца-сказителя . Историки утверждают, что первым мастером создавшим похожий инструмент был Кирилл Демианов, на имя которого было выдано свидетельство в Вене в 1829 году. Свое изобретение он назвал аккордион. Сейчас баян и аккордион это два самостоятельных инструмента. Создателем современного баяна был мастер Петр Стерлигов в 1905 году. Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко.

12. Иван Тамарин «Старая афиша»;

13. А. Эсинай «А снег идет»;

14. муз. А. Лепина, сл. Коростылева «Песенка о хорошем настроении» из к / ф "Карнавальная ночь";

15. Александра Пахмутова «Хорошие девчата»;

    Давно уже узаконили свое положение в русском народном оркестре духовые инструменты. К ним относятся инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха, например: Рожок, Жалейка, Свирель, Кувиклы, Варган. Вообще в старину все духовые инструменты называли флейтой.



Загрузка...
Top