Балабанов снимает фильм «Я тоже хочу» в экстремальных условиях. Я тоже хочу! и колокольня Запогоской

Последняя предновогодняя суббота. Метель. Вечер. Мало где еще можно застать новоиспеченный и обделенный вниманием публики труд Балабанова, потому как в кинотеатрах повсеместно крутят «Хоббита». «Вай! Зэленый, пушистий, пакупай!» — елочный базар на пустынной улице у неприметного здания со скрипучими совково-деревянными дверями, как в «Служебном романе ». Небритый охранник неопределенной национальности впускает, снимая цепь; хмурый, уже похмелившийся и не менее небритый билетер трясущимися руками по линеечке отрывает квиток; одинокого посетителя встречают жесткие расшатанные кресла и огромный пустой зал, не знавший ремонта со времен Хрущева. Пыльный экран, трясущаяся картинка; бегающие полоски, точки и цифры дефектами пленки… Идеальная атмосфера для просмотра такого кино.

Если попытаться классифицировать все базовые человеческие инстинкты, то главным физиологическим окажется тяга к размножению, психологическим — самосохранение, а первым в числе духовных — перманентная потребность быть счастливым.

«Я тоже хочу » — простая история о поиске счастья. Средство для спасения из суровой тошнотворной реальности — самопровозглашенный Ноев ковчег, локализованный по критерию вместимости до пяти персон, современный по форме, но не по содержанию. Как общеизвестный «бумер» из одноименного фильма, ассоциировавшийся едва ли не с гоголевской птицей-тройкой, рассекает по просторам немытой Родины, красуясь «блатными» номерами, черный Land-Cruiser, пришедший на смену легендарному «гелику», четырехколесному символу криминальной России поколения «пепси-колы».

На борту — до смешного показательный набор маргиналов всех мастей: бандит, алкоголик с безмолвным стариком-отцом, отчаявшийся музыкант и проститутка. А между Питером и Угличем, в зоне отчуждения, где царит вечная зима, как говорит отец Рафаил, находится Колокольня Счастья. Колокольня забирает людей, вот только почему-то не всех…

Растеряв своими последними работами доверие актеров первой величины, Балабанов вынужден был слепить актерскую труппу абы из кого, для пущей экономии еще и самому в кадр влезть, да и сынишке небольшую роль выделить. Поэтому, пожалуй, главное, что портит впечатление от просмотра — люди, не живущие и даже не играющие в кадре, а просто с выражением декламирующие заученный текст. А вот тот факт, что для фильма не было построено ни одной декорации, картины, кстати, ничуть не портит.

Монолог кинорежиссера, примостившегося на холодном камне у пресловутой колокольни, в глазах рядового зрителя избыточен и напыщен. Однако посмотрим сквозь призму творческой биографии создателя культового «Брата » и поймем, что меланхоличная жалоба об отсутствии счастья и потере жизненных ориентиров — откровение самого Балабанова, и это делает эпизод едва ли не самым трогательным во всей ленте. Октябриныч сам устал снимать беспросветную чернуху. Увяз в болоте архаичных стереотипов о лихих девяностых. Задохнулся вонью собственного разрушительного пессимизма. И оттого вылилась ноющая боль и беспробудная тоска о судьбах России и гниющего общества в вычурное, капризное, прямолинейное, даже топорное, но на удивление точное, емкое и сокровенное «я тоже хочу».

Балабанов никогда не отличался деликатностью и витиеватым символизмом. Мысль дается в лоб, предельно честно и безапелляционно, а интонация ее скорее восклицательна, нежели повествовательна.

Не случайно так долго и подробно нам показывают сборы главных героев. Как котенка тыкают носом в зловонную лужицу, так и Балабанов бесцеремонно намекает: посмотрите, мол, повнимательнее! Вы думаете, это они так живут? Нет, дорогие, это вы так живете! Ветхие питерские домишки, затхлые каморки, бесхитростная парилка с нарочито экзотичным чернокожим банщиком Сережей. Петляние по узким улочкам с обязательным пуганием встречных гайцов поддельной майорской ксивой. Обыденная жестокость, с которой убиваются и калечатся люди — работа ж такая. Все это создает неповторимый, типично «балабановский» антураж.

Полуразрушенная церковь, занесенная снегом и покосившаяся обезглавленная колокольня, сквозь провалившийся свод которой души счастливцев возносятся к небесам. Вот главные и очевиднейшие символы фильма. Но символизм их, что парадоксально, двояк. Антирелигиозная позиция Балабанова читаема. Нет веры в людях, ее давно заменили индульгенции. Вот и главный герой — убил четверых, после чего исповедовался, причастился и без тени сомнения надеется на спасение грешной души. А если все люди такие? Получается, что истинной веры-то не существует как таковой, что церковные институты — есть ложь и фикция. Есть ли на небе бог, если он так избирателен в своей любви? Почему слепо верящая проститутка, готовая сломя голову бежать голышом по сугробам, достойна, а алкоголик, отказавшийся от личных амбиций, чтобы отдать последние почести отцу, — нет? Припорошенные снегом мертвецы, зияющие пустотами руины, сумерки и пугающая атмосфера безжизненности, тишины и незримого присутствия высших сил — таких же холодных и безжалостных, как ядерная зима.

Нет высшей справедливости, — сокрушается Балабанов. Но верующий человек легко парирует это утверждение, попомнив, что пути господни неисповедимы. И в этой связи кино выглядит едва ли не классической религиозной притчей, чересчур прямолинейной, слишком жестокой, но раскрывающей суть того, что называется духовностью, а точнее — наглядно демонстрирует трагедию ее отсутствия. В этом-то и парадокс.

Выхожу из совково-деревянных дверей на морозный воздух. Базар свернут, белая пелена окрашена рассеянным рыжим светом фонарей. Тихо и темно. Стряхиваю снег с лобового стекла, прогревая двигатель. А кто-то готовится к празднику. Кто-то загодя строгает «оливье», кто-то судорожно выбирает подарки, кто-то уже пьян и весел в дружной компании, кто-то садится в поезд, чтобы встретить Новый год с самыми близкими и родными людьми. Кто-то уже счастлив, не осознавая этого.

Павел Козяев, оператор плейбека: «За время съемок я основательно изучил творчество группы «Аукцыон», потому что Гаркуша, который играл музыканта, подарил Балабанову диск со всеми альбомами, и он бесконечно ставил его на полную громкость, прямо под музыку мы и снимали. Саша Мосин и Юра Матвеев, старые Лешины друзья, которые в «Кочегаре» играли главные роли, здесь снялись в роли бандитов. А девушка, которая изображала проститутку, насколько я понял, вообще впервые на киноплощадке была. В фильме все они едут за счастьем к мистической колокольне. Кого-то колокольня принимает, кого-то нет. И не всем в итоге счастье досталось. Кстати, одну из эпизодических ролей играл сын Балабанова Петя — ему досталась роль мальчика, который предсказывает будущее.

Снимали мы в местах, где дорог как таковых нет. Живут там в основном алкаши и очень древние бабушки. Полная разруха: хрущевки стоят замороженные, безжизненные, все стекла выбиты и только в одном окне свет горит. Страшное дело. Мы снимали, когда были президентские выборы, и там такие крохотные убогие избирательные участки работали: нищета, на которую смотреть невозможно. Причем до революции места эти были крупными и богатыми купеческими центрами. Церкви у них просто чудесные, с роскошными фресками — их итальянцы в свое время расписывали, — но они пустые стоят, только ветер гуляет».


Надежда Васильева, художник по костюмам: «Мало кто хотел поехать в эту экспедицию. Говорили: по морозу, по мистическим делам, да с Алексеем Октябриновичем — нет, спасибо. Так что мы поехали вдвоем с подругой. В основном — следили за тем, чтобы все были как следует утеплены. Повсюду стояли обогревательные приборы и кто-нибудь обязательно к ним прислонялся и загорался. Куртки у всех были оплавленные.

Нам приходилось одевать трупы. Трупы были разными: несколько живых на крупном плане — их играли жители Бежецка, и манекены — штук пятьдесят. Манекены были обыкновенные — пластмассовые, негнущиеся, поэтому чтобы уложить их в какие-то человеческие позы, им обрезали руки и ноги, и художники согнули им локти и колени при помощи паяльных ламп и других зверских средств. Алексей Октябринович хотел, чтобы они носили одежды разных оттенков черного: темные носки, рубашки, свитера, костюмы. Всех, кто был на переднем плане, мы одели в очень приличную одежду, которую взяли напрокат: солидные костюмы, пальто, роскошные ботинки. И вот один раз приходим на склад, а одного красивого трупа нет. И самое приличное пальто сперли. В другой раз приходим — труп лежит, а одежды на нем нет. А в третий раз пришли и увидели, что все трупы лежат по стеночкам, а одежда их приколочена к стене гвоздями и обувь прикручена шурупами. Все дырявое. Это декораторы так решили бороться с воровством. Одни ботинки было жалко до слез. Они были дорогущие, из змеиной кожи.

«Приходим на склад, а одного красивого трупа нет. И самое приличное пальто сперли»

Единственная наша девушка-актриса, которая играла проститутку, на самом деле учится на режиссуре у Снежкина. Ее зовут Алиса, и она замечательная — все вытерпела. Однажды ей надо было бегать по кадру голой. Мороз жуткий, снега по пояс. Мы придумали прятаться в кустах и окапываться в снегах на конечной точке, до которой она бежала. Происходило все следующим образом: выводили Алису, в валенках, завернутую в шубу, по команде «Мотор!» она из валенок выпрыгивала, шубу с нее сдергивали, она бежала, пока не кричали «Снято!». Тут же из сугроба выскакивал человек, который помогал ей натянуть валенки на окоченевшие ноги и заворачивал в плед, дальше она бежала к другому человеку, который прятался с одеялом в соседнем сугробе, потом к третьему — и так актрису выводили к теплой машине с электрическим одеялом. В общем, Алиса молодец.

Ощущения от этого фильма, впрочем, как и от других фильмов Леши, у меня такие: он снимает все вживую, ничего не придумано, все та же грязь и мрак, но странное дело — натурализм есть, а на экране все равно какая-то фантастика. И ты не понимаешь — как это, что это такое. Это всегда чувствуется животом, мозгами этого не понять».


Анастасия Матиборская, ассистент режиссера по реквизиту: «Фильм снимался с февраля под Бежецком и в Шексне. Главный объект — Колокольня Счастья — находился в маленькой деревне Еськи. Там мы снимали магазин, который будто застыл в девяностых. Нужно было его экипировать. Мы сделали полиэтиленовые плакаты с китайскими женщинами, календари, расчески, какие-то мелочи, которые в сельских магазинах до сих пор встречаются. Бутылки-чебурашки и портвейн «777», например, до сих пор живы. Нам только цвет немного нужно было поменять и другие этикетки напечатать. А вот с крышкой-бескозыркой для водки мы помучились. Впрочем, самым сложным моментом оказались животные, а именно коровы. Нужно было сделать так, чтобы коровы пробежали по кадру так, как хотел Алексей Октябринович. Было -25, коровы в это время обычно мирно жуют сено в своих сараях, а их выгнали на снег, они его и не видели, считай, никогда. Коровы были крайне изумлены поначалу, а потом стали на радостях носиться по всей деревне, а мы за ними. Один бык пришел в бешеный восторг и стал играть с какой-то маленькой собачкой, никак не мог вернуться в кадр. Одиннадцать дублей, как сейчас помню, мы с ними сняли».


Александра Молотова, второй режиссер: «Съемки начались 25 февраля, и предыдущий фильм «Кочегар» тоже начали снимать 25 февраля, а еще 25 февраля — день рождения Алексея Октябриновича. Это мой первый проект с Балабановым. Было очень здорово, потому что человек сам придумывает историю, пишет сценарий, сам ее воплощает — то есть изначально знает, чего хочет. Бывает, что он что-то меняет в сценарии во время съемок, но это как раз нормально, укладывается в рамки уже придуманного сюжета — настоящий творческий процесс.

Финальную часть фильма, собственно Колокольню, мы снимали в Вологодской области. Она стоит прямо на озере, метрах в двухстах от берега — очень красиво. Нам нужно было снять сцену с применением телескопического крана, чтобы камера летала туда-сюда. Сцена утренняя, а зимнее утро необычайно короткое. Машина с краном не могла просто подъехать к Колокольне так, как нам было нужно, — она очень тяжелая и просто провалилась бы под лед. И художники сделали конструкцию из досок, которую нужно было перекладывать по ходу движения машины с краном. В течение нескольких часов, начиная часов с четырех утра, почти все мужчины, которые были в съемочной группе, толкали этот кран туда-сюда. Рискованное было дело, но все как-то получилось».


Александра Голубцова, специалист по организации питания на площадке : «Я работаю в кино сто лет. А с Лешей мы третью картину делаем. Леша — он такой один. Он своего рода Ленин. У него есть присказка: «Давайте, ребята, снимаем талантливо!». Он не любит снимать типовых актеров и тех, кто постоянно мелькает на экране. И он любит достоверность. Мы сейчас снимали на Васильевском, так в кадре у нас настоящие провизоры в аптеке, настоящие медсестры, которые по-настоящему делают укол, даже зонд по-настоящему ставят. А это же ужасная процедура. Я говорю: Леш, это же кошмар, зачем ты человека мучаешь? А он отвечает: «Саша, а зачем что-то придумывать, если можно сделать по-настоящему?»

«Давайте, ребята, снимаем талантливо!»

Я с ним обожаю работать, и он работает быстро — это тоже хорошо. А вот ест он мало — весь в работе. Но я знаю, что он любит, и стараюсь его баловать. Так вот, больше всего Балабанов любит борщ, сало, соленые огурцы, малиновое варенье, очень крепкий чай и очень холодный сок. Вообще, часто киношников кормят чудовищно, но есть и приятные исключения из правил. Не хочу хвастаться, но все знают: если я на площадке — значит, все будут сыты и довольны. Ни на одном фильме вы не увидите такого шатра, как у нас. Там стоят столы, накрытые красивыми клееночками, люди едят из нормальной посуды, а не с пластиковых тарелок. На завтрак у меня 12 сортов чая, я сама натираю к нему имбирь, кофе, сливки, какао, каша трех видов, яйца вкрутую и всмятку, бутерброды. И это так красиво и приятно, когда у тебя накрыт стол и все радостно бегут к тебе на завтрак или на обед. Глаза у них разбегаются, а я счастлива, что всем все по душе. Только ни в коем случае не пишите, что я буфетчица! За «буфетчицу» у меня все получают. В одного кинула даже ножом за это. Буфетчицы на вокзале с ободранными красными ногтями. И где они, а где я».

Балабанов снял в своих фильмов больше рок-звёзд, чем кто-либо другой в России. У него снимались Егор Летов, Настя Полева, Вячеслав Бутусов, Сергей Чиграков, группа «Би-2», Гарик Сукачёв, а также поп-певица Ирина Салтыкова.


Олег Гаркуша играл ранее в фильмах Алексея Учителя, Валерия Огородникова, Алексея Германа, Игоря Волошина. Правда, в основном, это были маленькие роли, если не считать фильма «Рок», где актёр выступает в роли самого себя


Для Алексея Балабанова фильм «Я тоже хочу» вполне может считаться исключительным. Дело даже не в том, что он изобразил в нём свою собственную «смерть» или снял в непривычно фантастическом сюжете. Просто этот фильм другой. Например, картина «Кочегар» была изящнейшим в своей простоте взглядом в прошлое. В девяностые, когда страну наводнили бандиты, а бытие приняло почти гротескные черты. В «Кочегаре» всё как бы завершается. Умирают бандиты и гибнут хорошие люди, играет музыка, жизнь в стране закольцовывается и отправляется в топку. Картина «Я тоже хочу» выносит в безвременье, мечту, сказку, притчу, приводит в храм, который обладает возможностью не принять того, кто не готов. Привычен образ Зоны, но здесь она, несомненно, будет обладать нравственной принципиальностью Балабанова, который довольно прямо прикрепляет нимбы и рога к своим героям.

Олег Гаркуша, исполнитель одной из ролей:

Олег Гаркуша

Как сказать… Фильм - о погоне за счастьем. Все хотят счастья, и герои фильма едут за ним. А похоже или не похоже, я судить не стану.


Сергей Сычёв

Вы в этом фильме только актёр или ещё поэт и музыкант?


Олег Гаркуша

Моя роль обозначена как Музыкант. И есть один эпизод, в котором я как бы пою песню. Я никогда не позиционировал себя ни певцом, ни музыкантом. Но это случилось.


Сергей Сычёв

Почему «как бы поёте»?


Олег Гаркуша

Потому что пою, как умею. Музыканты – это Лёня Фёдоров, Юра Шевчук. Но меня тоже почему-то все так называют время от времени.


Сергей Сычёв

Только что вышел фильм «Суходол» Александры Стреляной, где вы сыграли одну из главных ролей. Большая разница, работать с молодым режиссёром или с опытным?


Олег Гаркуша

Как ни странно, продолжительность рабочего дня в обоих случаях одинакова. И, в хорошем смысле, дотошность есть и у Александры Стреляной, и у Лёши Балабанова. Пока не получается тот результат, который нужен режиссёру, съёмка не заканчивается. Я считаю, это не так плохо.


Сергей Сычёв

Священного трепета по отношению к Балабанову не испытываете?


Олег Гаркуша

Уважение, конечно, присутствует. Но он такой же сумасшедший, как и я. И как все актёры, которые принимали участие в съёмках этого фильма. Мне кажется, я вписался в команду, и меня приняли с распростёртыми объятиями, несмотря на то, что я, такой идиот, пришёл на площадку.


Согласно итогам голосования на официальном сайте Алексея Балабанова, наиболее любимыми его фильмами у зрителей являются «Брат» и «Брат 2». Третье место занимает «Груз 200». На последнем - «Замок», который Балабанов и сам считает своей неудачей.


Уже много лет продюсер Сельянов работает с режиссёром Балабановым. Два друга - и две серьёзных величины современного российского кино


Балабанов не очень охотно пускает посторонних людей на съёмочную площадку. Он не любит давать интервью. При всей популярности, которую завоёвывают его картины (особенно дилогия «Брат»), он остаётся одним из самых «непрочитанных» авторов российского кино. Пониманию его творчества может помочь вышедший не так давно сборник его сценариев, где прослеживается связь между всеми его фильмами, возникают сквозные образы, заметны резкости, исчезнувшие в окончательных вариантах фильмов. В новом фильме у него всё так же играет ленинградский рок, а один из ключевых персонажей здесь - обычный балабановский бандит. Просто метафизики стало чуть больше, если она, конечно, опять не уйдёт из фильма до выхода в прокат. Балабанов отказался от соблазна быть модным. Он выбрал постоянное саморазвитие.

Сергей Сельянов, продюсер картины «Я тоже хочу»:

Сергей Сычёв

В фильме, кажется, будет развита музыкальная часть. Что там будет звучать, кроме «Аукцыона»?


Сергей Сельянов

Может быть, и ничего. Предполагается разнообразная, но единая музыкальная ткань. Не исключено, что что-то добавится на стадии пост-продакшна, потому что окончательно музыка утверждается после монтажа. Но в основном это будет музыка Лёни Фёдорова, она очень хорошо ложится на фильм.

Сергей Сельянов

Возможно и то, и другое. Пока ничего не пишется, но мы договорились, что если потребуется при монтаже, Лёня приложит все усилия и создаст что-то правильное. Может, и не понадобится. За последнее время Лёня написал много музыки, и есть замечательная старая. На данный момент нет ощущения, что её не хватит.


Сергей Сычёв

У меня пока складывается впечатление, что это будет самый мрачный фильм Балабанова. А вам как кажется?


Сергей Сельянов



Сергей Сельянов

Там нам было интересно попробовать снимать о девяностых в таких условиях, в которых снимали как раз в те строгие, жёсткие времена. Сейчас такой идеи нет, и бюджет будет, я бы сказал, нормальный.


Сергей Сычёв

То есть, три миллиона долларов?


Сергей Сельянов

Нет, скромнее. К сожалению, наше время не даёт нам возможности делать фильмы с такими большими бюджетами. Для этого нужна очень серьёзная поддержка. У нас такое кино не смотрят и не любят. Хотя Балабанова многие уважают и приходят на его фильмы, но таких людей всё равно недостаточно.



Сергей Сельянов

Нашли, как обычно - путём кастинга. Это дебют. Очень самоотверженная девушка. Условия съёмок непросты. Она должна, например, передвигаться голая по снегу. Выглядит это выразительно и ярко, но сделать непросто.


Сергей Сычёв

Почему журналистов не пускают на съёмки, что за секретность?


Сергей Сельянов

Нет никаких секретов. Просто съёмки проходят в Бежецком районе – это 120 км. от Твери. В городе Бежецке даже съёмочную группу фильма расселить не удалось. В городе есть только гостиничка и крохотный частный сектор, а людей заезжает обычно очень мало, и этого хватает. Часть группы в результате жила в таких условиях, от которых в нашем кинематографе уже отвыкли. Для городского человека это экстрим. Мы даже старались минимизировать группу, чтобы избежать стрессов. Звать журналистов, чтобы поселить их в погребе, не хотелось. Это Россия, которую не знают городские жители. Но это очень красивые места. Причудливые посёлки, поросшие борщевиком – трёхметровыми палками, которые торчат из земли. На летнюю часть съёмок, которая будет в Петербурге, мы журналистов обязательно позовём.


Сергей Сычёв

Почему вдруг фильм Балабанова снимается на камеру RED?



Балабанов любит приглашать каждый раз новых актрис, особенно дебютанток, зато с актёрами работает подолгу. С Виктором Сухоруковым он снял 6 фильмов, с Сергеем Маковецким - 5, с Сергеем Бодровым - 3. В ленте «Я тоже хочу» из постоянных актёров только Александр Мосин, давний друг режиссёра.


Когда говорят о группе «Аукцыон», то обычно вспоминают Олега Гаркушу, хотя почти все песни пишутся и исполняются Леонидом Фёдоровым. В фильме Балабанова тоже будет звучать музыка солиста Фёдорова, хотя в кадре опять останется только Гаркуша - лицо «Аукцыона»


Итак, Балабанов впервые снимает кино на «цифру». В главной роли - студентка без опыта в кино. В другой главной роли - рок-музыкант, хотя ранее Балабанов давал музыкантам только совсем маленькие «камео». Дорога ведёт персонажей к храму, что нетипично для Балабанова, всегда больше интересующегося инфернальной эстетикой.

Алексей Балабанов впервые (если не считать экспериментального киноальманаха «Прибытие поезда») вошёл в кадр своего фильма. Есть достаточно причин, чтобы ждать этот фильм «Я тоже хочу». Хотя вполне достаточно и одной, главной причины: это новый фильм режиссёра Алексея Балабанова.

Получается не видать нам счастья? Ровно на 40=й день со дня смерти Алексея Балабанова...
Вчера в Шекснинском районе Вологодской области обрушилась колокольня Запогостской церкви.
Строение примечательно тем, что появлялось в последнем фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу».
Сюжет описывает путешествие пяти человек к мистической Колокольне Счастья, которая, по слухам, находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией. Музыкант, бандит, его друг Матвей со стариком-отцом, а также проститутка пытаются отыскать это загадочное место и обрести счастье. Но Колокольня, как известно, «забирает» не всех — каждый верит, что будет выбран именно он.
В последних кадрах рядом с колокольней появляется и сам режиссер.
Алексей Балабанов скончался 18 мая под Петербургом; ему было 54 года.
Получается ровно на 40-й день она обрушилась...

Жалко церковь, которая никому не нужна...

Остатки теперь не долго будут стоять, скоро вся обрушится... закрыв вход для последних "искателей счастья"...

А вот такая она была недавно.

а это кадры из фильма...

чем-то напоминает "Сталкер" Тарковского...

в последних сценах снялся и сам Балабанов.

Запогостская церковь была построена в 1802 году в устье речки Чуровки, где та впадает в Шексну. Долгие годы церковь была заброшена. В департаменте культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области ИТАР-ТАСС сообщили, что «ни в одном реестре церковь не значится и не является объектом культурного наследия».

А это трейлер последнего фильма Балабанова... про Колокольню счастья.


Вот все у нас так, через Ж... что имеем не храним...
Видно не видать нам теперь счастья...
Что-то мистическое в этой истории.

На 69 Венецианском фестивале «Я тоже хочу!» вызвал разноречивые оценки критиков, но поклонниками режиссёра оценён был по высшей шкале. Сюжет фантастический - четверо характерных персонажей на большом чёрном джипе едут из Петербурга в сторону Углича в поисках колокольни счастья, о которой бандит Саня поведал Музыканту и своему другу алкоголику Матвею. Всем захотелось счастья, и они отправились в путь, Матвей взял ещё и отца. По дороге к ним примкнула молодая особа, выпускница философского факультета, приторговывающая «туловищем» из-за нужды. Компания едет в надежде, зная про жёсткое условие - колокольня, расположенная в зоне радиации, там, где вечная зима, «забирает» лишь самых достойных. Собственно, и доходит до неё далеко не каждый. Это, считай, как попасть в рай. Фильм-притча сразу берёт зрителя в полон.

Алексея Балабанова, мастера эпатажа и нарушителя всяческих табу в кинематографе, называют «главным отечественным режиссёром современности». Его фильмы - «Брат» и «Брат-2», «Про уродов и людей», «Война», «Река», «Жмурки», «Мне не больно», «Груз 200», «Морфий», «Кочегар» - известны всем любителям кино. Ощущения от работы с мастером на площадке его коллеги выражают так: «Он снимает всё вживую, ничего не придумано, всё та же грязь и мрак, но странное дело - натурализм есть, а на экране всё равно какая-то фантастика. И ты не понимаешь - как это, что это такое. Это всегда чувствуется животом - мозгами этого не понять».

Продюсер компании СТВ Сергей Сельянов подтвердил, что определить жанр новой картины действительно трудно: «Назвать его мистическим не очень правильно, роуд-муви - сложно, притчей - скучно». Проведя параллели с «Островом» Павла Лунгина, он отметил, что этот проект совершенно другой: «Это живая история про главное, что есть в человеке, про его потаённое желание счастья для решения своей жизни в каком-то высшем и позитивном ключе». По предварительной оценке продюсера, фильм должен был стать «самым оптимистичным» фильмом режиссёра. И чуткий зритель прочувствует этот заряд сквозь мрак картины и ту неизбежность, которая предопределена каждому.

Съёмки картины проходили в Бежецком районе Тверской области, а также на Вологодчине. По рассказам членов съёмочной группы, снимали в пустынных местах, где нет дорог и стоят заброшенные дома. До революции это были крупные купеческие центры. Заброшены там и церкви - с роскошными фресками, написанными итальянскими мастерами. В них гуляет лишь ветер.

Сценарий, как обычно, написан самим режиссёром, снял фильм оператор Александр Симонов, работающий с Балабановым на протяжении последних пяти лет. В главных ролях снялись непрофессиональные актёры Юрий Матвеев и Александр Мосин, ранее снимавшиеся в «Кочегаре» и «Морфии», рок-музыкант из группы «АукцЫон» Олег Гаркуша, будущий режиссёр Алиса Шитикова.

На съёмках фильма «Я тоже хочу!» .

Алексей Октябринович, вы сказали, что показывали в фильме реальную историю, и в то же время картину считают мистической. Насколько всё это сочетаемо?

Я мистическим этот фильм никогда не называл, так назвали его критики, а я сказал, что придумал жанр фантастического реализма. Здесь всё настоящее от начала до конца, но история фантастическая, так что - да, я свёл вместе несочетаемые вещи.

Расскажите, что стало импульсом для Вашего фильма, Вы сначала придумали эту историю или увидели удивительную колокольню счастья? Расскажите об этом месте, о людях, живущих в окрестностях.

Людей там нет - это раз. Второе - сначала мы увидели колокольню, потом я придумал историю - с Сашей Симоновым, оператором. И, собственно говоря, всё.

В этом году на пресс-конференции «Кинотавра» прозвучало, что Урал, - а Вы родом из Екатеринбурга, - совершенно мистическая зона, которая и художников порождает необычных. Вы согласны, что в этом смысле Урал, как и Тверская область, где снимался фильм, тоже связан с колокольней счастья?

Видимо, связан. То же самое могу сказать о Сибири и Дальнем Востоке. Вообще за Уральскими горами - там всё другое, это уже не европейская часть России.

- В Вашей картине звучит много музыки, кто её автор?

- Мой друг Лёня Фёдоров, знаю его давно. Вообще музыка в моих фильмах - очень важная вещь, в каждом фильме использую музыку разных музыкантов. Вот здесь только Лёня Фёдоров, это группа «АукцЫон».

- У песен оригинальные тексты. Почему в титрах, спрашивают иностранцы, не было дано перевода?

Песни не имели никакого отношения к фильму, поэтому и не переводились, это принципиальный момент. Вот эмоции они передают. А если бы переводились слова песен, зрители бы просто читали буквы и не следили за изображением.

- Почему Вы так любите работать с непрофессиональными актёрами? В этом фильме у Вас ни одного профессионала.

Считаю, когда человек предстаёт на экране самим собой - это всегда интересно. Потому что когда он претендует на то, чтобы изобразить кого-то - он именно играет роль, а когда он играет себя - он таков, каков есть в реальности. А именно реальность я и хотел показать в своем фильме.

- А как Вы нашли их?

Всех их я хорошо знал, с некоторыми работал раньше. Впервые работали только с Олегом Гаркушей. Он профессиональный музыкант, музыканта играет и в моём фильме.

- Расскажите, в какой степени литература влияла на Ваше творчество?

На эту картину никак не влияла, это абсолютно оригинальный сценарий. А раньше я снимал много экранизаций - и Беккет, и Кафка, и Булгаков.

- Как Вам работалось с продюсером на картине?

Алексей Балабанов, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Сельянов .

Сергей Сельянов - мой друг, мы вместе учились, поэтому он мне очень помогает. Он привел меня в большое кино - по образованию я сценарист документального кино, снимал любительские фильмы. Сельянов показал их Герману, Герман меня с ними запустил, и я сразу поехал в Канны с фильмом «Счастливые дни».

Вас не волнует, что по вашим фильмам может создаться негативный образ России в мире? На пресс-конференции уже спрашивали - почему в России так много пьют. Спросят, наверное, и о том, почему у нас так много стреляют.

А давайте спросим, почему так много стреляют в Америке. Вот Брэд Питт в новом фильме будет играть киллера. В американских боевиках народа убивают в два раза больше, чем в русских фильмах, это вопросы глупые. А пьют в Америке, - я там какое-то время прожил, - не меньше, чем в России, так что это предвзятое мнение. Россия - самая большая страна в мире, и она очень и очень разная. Санкт-Петербург построен европейскими, в основном, итальянскими архитекторами, а Иркутск и Норильск, например, русскими.

К вопросу о стрельбе. В Ваших картинах часто появляются бандиты, вот и Саню (Александр Мосин) в картине величают «бандитом». Откуда эти люди появились в России?

Это люди, которые служили в армии в Афганистане, а вернувшись оттуда, как герой Сергея Бодрова в фильме «Брат», больше ничего делать не умеют, кроме того, как стрелять. Теперь они бросили это дело, многие стали банкирами.

В молодости и я был бандитом - в городе Свердловске, через всё прошёл. Я и музыкантом был, у меня своя группа была, и алкоголиком, и на драки с хулиганами ходил, у меня два зуба выбито, то есть у меня яркая молодость была. А потом поступил в институт и стал другим человеком.

- Бандит Саня в Вашем фильме ходит в церковь. Могли бы это прокомментировать?

Я хожу в церковь, и знаю, что большинство бандитов, которые убивали людей, тоже ходят в церковь, причащаются. А мои фильмы про убийц и убийства очень нравятся священникам. Они - мои друзья, а отец Рафаил на своих проповедях в Великом Устюге читал прихожанам сценарий картины «Я тоже хочу!». Он - бывший московский художник Сергей Симаков, участвовал в уличных выставках шестидесятников.

- Согласны ли Вы с тем, что в России идёт возрождение церкви?

Возрождение, действительно, происходит, потому что восстанавливаются и реставрируются церкви, строятся новые, и мне всё это кажется правильным. Восстанавливаются монастыри, и очень многие люди уходят в церковь. Светские люди становятся священниками, считаю, что это и есть возрождение. То есть процесс разрушения церкви остановлен.

- Что больше всего волнует Вас в общественной жизни России?

Ничего не волнует. Политикой не интересуюсь, газеты читать мне неинтересно. Я хожу в церковь, молюсь Господу. Люди есть люди, а Бог есть Бог.

- В фильме Вы играете режиссёра, которого «не взяла» колокольня, и он умирает. Как Вы решились на это?

Да, меня «не взяли», наверное, потому, что в своих фильмах я поубивал кучу народа, так что я отчасти тоже убийца. А что касается того, умереть - не умереть, разве в этом вопрос? И вы умрёте, и я умру. Все умрём, вопрос лишь в том, как и когда. А здесь кино, я играю сам себя - режиссёра, члена Европейской киноакадемии. Вот взял и умер, а мог умереть и на съёмках картины, мог позже или раньше. Много моих друзей - ровесников умерло много лет назад: кто-то раком заболел, кто-то ещё чем. В общем, их не стало.

- Если бы Вас спросили, каких людей «забрала» колокольня, что бы Вы ответили?

Это порядочные люди и те, которые страдали.

- Есть ли у Вас своя формула счастья?

У каждого своя формула счастья. Я счастливый человек. У меня семья, жена, двое детей. Я живу, я работаю.



Загрузка...
Top