Борис Кустодиев, «Русская Венера. Борис Михайлович Кустодиев, «Купчиха», «Русская Венера

"Русская Венера"

В последнее время он жил и работал спеша. Словно чувствовал, что надо торопиться…

Ну-ка иди сюда, Иринушка. Снимай эту шляпу, она закрывает весь лоб, долой короткое модное платье, распускай волосы.
- Ты хочешь меня писать? - воскликнула Ирина и немедленно сорвала с головы шляпу, шпильки, распушила волосы.
- Так?

Кустодиев с улыбкой взглянул на дочь. Его Ирина уродилась как по заказу - голубоглазая, русоволосая, румяная. В шутку он называл ее «Путя», "Путя Путяшкина". И говорил: "Так повезло еще, вероятно, лишь Тициану. Тициан много раз писал свою дочь Лавинию, ибо это был любимый тип его женщины - светлокожая, рыжеватая, пышная".

Ирина присела у его ног на скамеечку. Борис Михайлович взял руку дочери. Несмотря на домашнюю, будничную курточку и клетчатый плед на ногах, он выглядел сегодня торжественно. Лицо было одухотворенное, бледное.

Я решил писать большую картину - Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру - ты знаешь куда? - в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна.

Отец обычно не рассказывал ей о своих замыслах, и сейчас непоседливая Ирина притихла от гордости.

Он взглянул на нее так, словно перед ним была не дочь, а лишь необходимый в данную минуту слушатель, и слегка оттолкнул ее: иди!

- …Надоело делать «картинки», все эти иллюстрации к календарям, гравюры, обложки, облепили, опутали они меня, как паутина, - говорил художник вечером Воинову.

Полотно потребовалось большое, вся семья ломала голову, где достать его. А замысел уже торопил, "чесались руки". И Кустодиев решил писать на обороте старой картины «Терем».

Кира зачистил края, набил холст на раму, загрунтовал. Укрепил его на подвижном мольберте. Он сам уже окончил Академию художеств и был помощником отца.

И наступила минута трепетная и молчаливая.

Белый холст - и художник. Один несет в себе мысли, мечты, желания. Другой - ожидание. Теперь внутреннее представление о будущей картине, свой творческий порыв надо передать на холсте. То, что так ясно видится в воображении, надо показать другим. Поединок начался! Еще один поединок во славу живописи.

Композиция ему всегда давалась легко. Он ее видел внутренним взором. Всю центральную часть - от верхней линии холста до нижней - заняла женщина, от головы, от распущенных ее волос до ног, до крепких, как репа, пяток.

На саму картину, на живопись ушло много месяцев. Больному разрешалось лишь несколько часов находиться в сидячем положении. Но что это были за часы! Он забывал о болях в руке, которая быстро уставала. Один из друзей художника вспоминал: "Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть…" Он брал краску на кончик длинной кисти, зорко, как стрелок, прицеливался, и мазок ложился на холст. Кустодиев проворно крутил колесо кресла, быстро отъезжал и, прищурившись, смотрел на холст, как на своего злейшего врага.

Цвет уже лепил объем тела. Кажется, получается грудь, живот, но левая рука «чужая», что-то не так…

И тут жена напоминала о времени. Михаил Михайлович поднимал брата на руки и укладывал в постель. А в это время как раз все виделось! Кажется, именно теперь удалось бы достигнуть вечно недостижимого совершенства, но…

И снова начинался день, начиналась работа. Это тело, как трудно оно дается! Как легко его писал Тициан. Или тоже нет?.. Темнее. Добавить охры. А тут чуть-чуть киновари…

Поединок был длительный.

Лицо Ирины с ее милой строптивостью не годилось для русской Венеры. Надо было придать ему простодушие, непритязательность. Значит, писать надо не с натуры, а "из головы", вызвав к жизни лица других женщин.

А сколько мук было с паром и с пеной! Мыло, «мраморное» мыло с разноцветными прожилками само по себе очень живописно, но пена… Пена держалась считанные секунды. Разноцветные мыльные пузыри, только что родившись, исчезали.

Художнику пришлось одной рукой взбивать пену, другой писать.

Долго не могли раздобыть веник. Ирина позировала, держа вместо веника линейку. Наконец, к всеобщей радости, достали веник из березовых веток, и художник в один час написал его на готовой уже картине. Поставил буквы «БК» и большие точки. Пришли друзья.

Кустодиев сам снял ткань, закрывавшую полотно.

Открылись струящиеся золотистые волосы, необъятные бело-розовые плечи, бедра и ноги, плавные, как река, и крепкие, как стволы деревьев. Стыдливый жест руки с веником, добрый взгляд на простодушном лице.

Кустодиев минуту-другую смотрел на холст, как на чужой. И сказал тихо, как не о себе:

Пожалуй, это неплохая вещь. А? Да, можно сказать, я написал неплохую вещь. - И счастливая улыбка осветила его милое бледное лицо…

Его обвиняли в натурализме, а он создавал, почти отвлекаясь от натуры. Ведь все его картины - сплошная иллюзия! "Что такое картина вообще? Это чудо! Это не более как холст и комбинация наложенных на него красок. В сущности, ничего нет! И почему-то это отделяется от художника, живет своей особой жизнью" - так думал Борис Михайлович.

Его обвиняли в том, что он воспевает старую Русь, купеческий и мещанский быт; обвиняли даже, как всех «мирискусников», в ретроспективности, а он не укладывался в рамки одного течения в искусстве. Его ретроспективность была особой способностью помнить далекое, детское, находить в прошлом настоящее.

Его всегда увлекала двойственная природа вещей, он стремился не создавать теории, а выявлять законы, лежащие в основе жизни, предмета, живописи, и не любил умничать.

Всеволод Владимирович Воинов как-то заговорил о "музе Кустодиева". Мол, неужели вот такие «дебелые» женщины - его музы. "Нет! Но когда он пишет картины, то тонкие и изящные красавицы его не вдохновляют, не кажутся интересными. Вот и решай тут вопрос о "музах"!.." Художник их любит, а человек нет.

Разве не странно, что именно Кустодиев, с его наблюдательностью и дальнозоркостью, с его способностью не выпускать из поля зрения мелочей, создает портреты-синтезы?

Кустодиевские женщины воплощают представления о национальной русской красоте, притягательной своим ароматом свежести, здоровьем, чистотой. Их пышные тела предназначены для создания сильной и крепкой многодетной семьи. Не случайно художник изображает героиню картины «Русская Венера» в бане: здесь столь естественна ее красота, и неприхотливая деревенская обстановка подчеркивает значимость самого образа. Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Перед нами именно Венера. Ведь она родилась из пены. На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены.

Стыдливо прикрывая интимное место березовым веником, красавица со струящимися длинными рыжими волосами напоминает Марию-Магдалину: похоже изображали живописцы эпохи возрождения блудницу, ставшую впоследствии святой. Видимо, сказались впечатления художнической юности Кустодиева, когда он копировал в музеях Франции, Испании и Италии старых мастеров. Замысел этой картины возник в последний год жизни художника, позировала ему русоволосая дочь Ирина. Но в лице просматривается собирательный образ многих других женщин, которых он всегда изображал с удивительно нежностью.

По версии искусствоведов, не случайно в маленькое оконце баньки видна зима. Многие увидели в этом сочетание жизни и смерти, ведь великолепно выписанная молодая нагая женщина создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки...» Может быть, это и было для художника прощанием с жаркой красивой жизнью и приготовление к тесной, как и это маленькое окошечко, холодной смерти.

Также любопытной историей или секретом (как вам больше нравится) этого полотна является тот факт, что Кустодиеву пришлось писать его на оборотной стороне ранее созданной картины «На террассе» (заработок находившегося в инвалидном кресле художника в стране Советов был скромным - на покупку нового холста не хватало денег).

На обороте интеллигентской дачной идиллии Кустодиев и изобразил голую пышнотелую Венеру!

Картина «Русская Венера», по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Русская Венера художника Бориса Кустодиева на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Бориса Кустодиева Русская Венера: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Бориса Кустодиева на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Бориса Кустодиева. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Бориса Кустодиева на натуральном холсте.

Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. В девятилетнем возрасте он впервые на выставке передвижников познакомился с картинами настоящих художников, был потрясен настолько, что впечатления от увиденного определили его будущее: он решил стать художником. После завершения учебы в духовной семинарии в 1896 году Борис поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Стал знаменит образами традиционного русского быта и красочными народными типажами, на которые его вдохновляли провинциальные города и села Верхней Волги, куда он часто выезжал, проживая в Москве и Санкт-Петеребурге. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. После революции 1917 года, которую он принял в духе народного лубка, Кустодиев создал лучшие свои произведения в сфере книжной иллюстрации.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Бориса Кустодиева не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.


Русская Венера (1925-1926) Кустодиев, Борис Михайлович (1878--1927)


Посмотрите на эту радостную открытость плоти! Он назвал её "Русская Венера", и разве это не так? Помните что это

создал художник, у которого к этому моменту уже 10 лет были полностью парализованы ноги, который жил с

немыслимыми болями в позвоночнике и весь мир которого,--- уже куда больше 10-ти лет,--- было то, что он видел из

своей инвалидной коляски через окно.


Его невыносимые боли в позвоночнике (туберкулёз позвоночника) и несколько СТРАШНЫХ!! операций

начались за 13-15 лет до окончания картины. Какая сила духа! И какое воображение таланта!


Большинство того, что он создал за эти последние 11 и больше лет, когда он попал навсегда в инвалидную коляску, он

создал из воображения и благодаря таланту. Иногда у него бывали натурщицы. Но все эти города Русской провинции, их

площади и ярмарки, их незабываемые Российские типы, он вызывал в памяти силой таланта и воображения. Кустодиев

продолжал создавать Россию, которая исчезла, ещё и потому, что это было живо в его памяти. А нового опыта он почти не

приобрёл.


Он был недвижимый. Хотя, конечно, у него есть и работы, современные теме революции и всему тому, неслыханному и

невиданному, что происходило в стране. Но не так много. Пока просто посмотрите. После этой работы Борису

Михайловичу Кустодиеву оставалось жить один год. Две работы ниже этой(через одну ниже этой), я уже помещал на ЖЖ.

Но они (эти две работы) должны быть вместе с остальными. Поэтому помещаю снова.



Купчиха на балконе. 1920 г.



Купчиха за чаем. 1918г.


Как он мог создать в такую голодуху-холодуху, когда в Петрограде за окном всё время постреливали, когда не каждый

день случалась селёдка на столе,---- как он, прикованный навсегда к креслу и с страшными болями,-- как он мог создать в

1918 г. эту немыслимую купеческую пышность и такую ясную, невозмутимую русскую красоту, да ещё и с этим

потрясающим цветным изобилием на столе, с самоваром и котом МИРНОГО ВРЕМЕНИ?


Посмотрите на работы Кустодиева.

Удобно откиньтесь в кресле, расслабьтесь (без пошлятины), и стараясь не напрягаться, смотрите так на каждую

следующую работу. Это относится к любому художнику. Смотрите хотя бы секунд 30 или минуту. Если работа вас схватит,

то вам не захочется оторваться. Вы будете продолжать смотреть и смотреть, и вы почувствуете и поймёте гармонию и

таланты.




Красавица. 1915г.

Кустодиев Борис Михайлович (1878--1927)



Об этой картине можно говорить и немало. Более ни менее, сегодня есть даже позднее фото актрисы,

которая ему позировала. Пока просто смотрите. ОНА---КРАСАВИЦА. Как Борис Кустодиев её и написал.

Вот и посмотрите на красавицу!



Купальщица-2. 1921



Аглицкая меря. 1924г.


Посмотрите в правый угол картины, прочтите последнее слово, и вы всё поймёте. А там написано: "К Блохе" Да, это

сделано для постановки "Левши" в театре. Помните англичане предлагали ему жениться в Англии? Вот это она и есть. То

есть меря--это просто английское женское имя--Мэри. Такую героиню ввёл театр.


Английская Мэри---или по-нашему: "Аглицкая меря". Но я думаю, что у Кустодиева всё равно получилась русская БАБА.

Все буквы большие, значит с уважением. Кто как это видит или чувствует? По моему она русская, как и та, что на картине

ниже.



Матрос и милая. 1920г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)


должна быть Катя "толстоморденькая", из "Двенадцати" Блока. Только с соответствующей поправкой на страшные дни и

события революции.


Чулочки, и "...С солдатьём гулять пошла..." Снобы выдумывают про неё и про поэму такое, что это просто половое

извращение. Снобы правят бал!!! Вот она! Катя--- толстоморденькая!


Купчиха и Домовой. 1922г.

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)


Ну, вот! Мы видим горячую русскую женщину. Для этого и огонь в печи так бушует. Чтобы осветить картину, но ещё и для

того, чтобы у нас было впечатление и ощущение огня, пыла и жара в этой даме.. Детали в жанровой живописи, всегда

важны.

Лишних почти нету. В реализме, если это жанровая картина, каждая, даже мелкая деталь, почти всегда о чём-то говорит.

Попробуйте сами смотреть на детали и оценивать. Для вас откроется очень многое.


Вам станет интересно смотреть, потому что вы будете понимать.


И вот к простой руссской купчихе пришёл Домовой. А почему бы и нет? Ведь дело происходит в России. Нормально!!!

Ничего удивительного.



Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой. 1907

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)


Посмотрите, как он любил свою дочку. Кустодиев так ясно написал свою любовь к Ирине,

что мы просто и ясно это видим. Нам не нужно знать об этом из какой-нибудь монографии о Кустодиеве.

Мы видим его любовь на портрете. Вот это и есть сила искусства.

***************************************************************************

Отец Кустодиева, преподаватель гимназии, умер когда Борису было только два года. Поэтому жизнь не была слишком

сладкой. За сахар надо платить. Но талант привёл его в Академию, где он получил Золотую медаль и потом он поехал в

Европу. Получил Золотую медаль на международной выставке (совместной) Петербурга и Мюнхена. Он рано стал

академиком, и его рано пригласило в профессора знаменитое московское "Училище живописи...и...". Он не захотел

связывать свою творческую жизнь. Всё было прекрасно, и впереди должны были быть долгие годы созидательного

таланта.


Но когда ему было только 31 год, в 1909 году, оказалось, что он болен, и у него туберкулёз позвоночника. Уже через два с

половиной года жизнь превратилась в АД вечной боли. Кустодиев был одним из талантливейших учеников Репина, если

не самый талантливый. И Кустодиев пошёл дальше. Он не стал подражателем Репина. Это Борис Кустодиев,(и ещё

один-Иван Куликов) создавал с Репиным эту гигантскую работу, "Торжественное заседание Государственного Совета 7

мая 1901..." У Репина уже почти не работала правая рука. И доля Кустодиева была немаленькая. Совсем немаленькая. Там

же пару сотен портретов.

Потом, как вы видите, из за разных причин, Кустодиев пришёл к этому, к новому,--- к своему собственному, русскому,

расписному миру. И, я думаю, что не будет преувеличением сказать, что этот его мир,----совершенно оригинален. Если не

сказать--уникален.

**********************************************************************************

Кустодиев был высокого класса портретист. Это была ещё одна из причин, по которой считалось,

что этот, на тот момент лучший ученик Репина, станет его полным наследником.

И он, Кустодиев, в начале века, уже становился может быть больше или интереснее Репина.


Поэтому Репин так сожалел, что Кустодиев стал создавать его купеческую Россию. Репин считал, что Кустодиев перестал

писать как художник. Репин не признавал купеческую Россию Кустодиева, как настоящее искусство.

Давайте посмотрим на несколько портретов.Я думаю, что Кустодиев, как портретист, бывал иногда интереснее чем Репин.



Портрет священника и дьякона (Священники. На приеме). 1907г.

Позировали священник церкви села Богородица Петр и дьякон Павел.


Вот двойной мужской портрет.. Сельский священник, забитый и запуганный, не чересчур хорошо

помнящий даже то чему его учили в семинарии. Наверное он умеет принять на грудь по случаю, и без случая тоже.


С другой стороны, полный достоинства, из молодого поколения, образованный дьякон.


Они ждут приёма у начальства. И как они чувствуют себя перед тем как явиться на ковёр к начальству, так Кустодиев их и

написал. Они настоящие. Взгляните на надпись под картинкой. Это на самом деле портреты священника и дьякона.


литературный герой. Это настоящий дьякон. Классный двойной портрет!



Бродский Исаак 1920 г. Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)


Какой замечательный портрет Бродского. Обратите внимание, что Бродский несёт одну из купчих Кустодиева. Я помещу

эту купчиху в блоге-продолжении про Кустодиева. Если конечно, вообще. Нету желающих. Бродский, уже после

Кустодиева, был лучшим учеником Репина.

Репин его по-настоящему любил. Бродский был талант.



Но потом, почти сразу после революции, Бродский стал советским художником, а к тридцатым--, может к середине 30-х,---

он стал главным советским художником. Каждый имеет право выбирать сам. Но талант накрывается медным тазом, если

писать только Сталина и его бандитов.



Нотгафт, Рене Ивановна. (1914г.).

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)


Притягательный дамский портрет. Она не красавица. Но Кустодиев написал умный взгляд развитой женщины и он,

Кустодиев, сделал её притягательной. И очень удачно она откинулась на кресле.




Портрет писательницы А.В.Шварц. 1906 г.


Я не читал эту детскую писательницу. Но какой портрет.Какой класс!

Потом, Кустодиев переменился. И стал писать его собственную Россию.


Илья Ефимович Репин (1844-1930)

Кустодиев, Борис Михайлович (1878-1927)


Вот так Кустодиев написал Репина. Интересно.


Пасхальный обряд (Христосованик). 1916

Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.

Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.

В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы».

Картина «Лошади во время грозы» - это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины.

Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878–1927), русский художник. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии.

Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.


Гуляние на Волге, 1909

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Я. Билибин, 1901). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.

Портрет Федора Шаляпина, 1922, Русский Музей

Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.


Б.М. Кустодиев в своей мастерской. 1925 г.

После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.


Купчиха за чаем, 1918 Русский музей
Одним из излюбленных персонажей произведений Кустодиева была дородная, пышущая здоровьем купчиха. Купчих художник писал множество раз - в интерьере и на фоне пейзажа, обнаженными и в нарядных платьях.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе, изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар - все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках.

В голодный 1918 год, в холод и разруху больной художник мечтал о красоте, полнокровной яркой жизни, обилии. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.

Купчиха с зеркалом, 1920, Русский музей

Молодость всегда привлекает своей яркостью, красотой, свежестью. Художник представляет нам обычную сцену из купеческой жизни. Молодая девушка примеряет новую шелковую шаль. Картина насыщена деталями, раскрывающими характер героини. На столике разложены украшения, девушка из прислуги перебирает меха, зеленый сундук у печки явно скрывает «богатства» героини. В дверях стоит улыбающийся купец, в богатой шубе. Любуется на свою дочь, увлеченную новым гардеробом.


Красавица, 1915, Третьяковская галерея

Кустодиев всегда черпал свое вдохновение в русской лубочной живописи. Вот и его знаменитая «Красавица» словно списана с лубка или с дымковской игрушки. Однако, известно, что художник писал с натуры, известно и то, что моделью стала известная актриса Художественного театра.

К пышным формам своей модели художник подходит деликатно, с добрым юмором. Сама красавица ничуть не смущена, она спокойно, с некоторым любопытством наблюдает за зрителем, весьма довольная производимым впечатлением. Поза ее целомудренна. Белое пышное тело, голубые глаза, золотые волосы, румянец, алые губы — перед нами действительно красивая женщина.


Провинция. 1919
Вид с Воробьевых гор. 1919
В старом Суздале, 1914

Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Красочно показанное чаепитие во дворе не может не радовать глаз всем тем жизнелюбием, которое царит на картине.

Статные спины, гордая осанка, явная неторопливость каждого движения, осознанное чувство собственного достоинства, которое ощущается у всех женских фигур – это и есть старый Суздаль, такой, каким его видит, ощущает, чувствует художник. И он весь перед нами как на ладони – живой и яркий, настоящий. Теплый. Точно за стол приглашает!


Утро, 1904 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом (1903-1971). Картина написана в Париже.


Русская Венера, 1925 год, Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
Купание, 1912, Русский музей

По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Голубое небо, зеленый косогор, зеркальный блеск воды, солнечно-желтая купальня — все вместе составляют теплое лето.

Купальщицы прописаны художником схематично, очень деликатно. Кустодиев словно сам отводит взгляд зрителя от купальни и привлекает внимание к окружающей природе, наполнив ее неестественными яркими красками.

На берегу идет обычная жизнь. Лодочники предлагают публике прокатиться по реке, в гору с трудом поднимается груженая телега. На пригорке — красная церковь.

Дважды художник изобразил российский триколор. Бело-сине-красное полотнище украшает купальню и борт большой лодки. Скорее всего, перед нами праздничный день. Лето и есть праздник для всех, кто способен его оценить.

Купальщицы ведут неспешную беседу, наслаждаясь теплом, солнцем, рекой. Неспешная, размеренная, счастливая жизнь.


Купчиха и домовой, 1922

Весьма пикантную сцену изобразил художник. Домовой, обходя свои владения, застыл в изумлении перед обнаженным телом спящей хозяйки дома. Но детали все-таки подсказывают зрителю, что героиня картины все подготовила для этой сцены. Жарко натопленная печь оставлена открытой, чтобы огонь давал свет. Поза тщательно продумана. Возникают ощущение, что и сон хозяйки театральный. Красавица словно сама заманивает домового, чтобы на него посмотреть. Сказка, рождественская история, чудо.

Изящная, белотелая, ослепительно-красивая купчиха — с одной стороны, жутковатый, поросший шерстью, пузатый домовой — с другой. Они как воплощение купеческой женской и мужской красоты. Два разных начала, противоположности.


Троицын день, 1920, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Портрет художника Ивана Билибина, 1901, Русский музей

Этот портрет — ранняя работа мастера. Создавался он в академической мастерской И. Репина. В этой работе манера Кустодиева едва проступает. Она еще просто не сформировалась. Билибин изображен очень реалистично. Перед нами изысканно одетый молодой человек: черный сюртук, белоснежная сорочка. Красный цветок в петлице — деталь, характеризующая модель. Герой франтоват, любитель женщин, развлечений. Взгляд ироничный, даже смешливый. Черты лица правильные. Перед нами красивый молодой человек.


Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920
Портрет великой княгини Марии Павловны.1911
Купчиха с покупками.1920
Московский трактир, 1916, Третьяковская галерея

Московский трактир — место особое, непростое. Главное в нем — общение, отдых. Именно таким и предстает трактир на картине. Грациозны и изящны половые, обслуживающие посетителей. Красные потолки и своды придают работе радостную и праздничную атмосферу. Судя по пучку вербы за иконой, действие происходит накануне пасхи.

Борис Михайлович Кустодиев, «Купчиха», «Русская Венера»

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, и там на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. В 5 лет мальчик начал рисовать, в этом же возрасте впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в 9 лет бесповоротно решил стать художником. Одной из причин послужила V выставка Товарищества передвижников, приехавшая в его родной город, где не было ни одного музея. Именно здесь он познакомился с полотнами Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Восемнадцатилетним юношей он становится учащимся Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

К 1910 г. Борис Михайлович уже всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Единственной неприятностью, от которой хотелось скорее избавиться и забыть о ней, стала болезнь. Боли в руке и спине постоянно давали себя знать, и в 31 год художнику был поставлен неутешительный диагноз - костный туберкулез, за которым последовало более серьезное заболевание - опухоль в спинномозговом канале. Была предложена операция, в которой врачи видели единственную возможность избавиться от недуга.

Перенеся тяжелую операцию, Кустодиев возвращается в Петербург, где работает над заказами Петербургского совета.В 1913 г. он начинает писать ставшую знаменитой и находящуюся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге «Купчиху». (Румяное, свежее лицо купчихи приветливо. Тугие косы, уложенные короной, венчают гордую голову. Красавица рада гостям, ее брови чуть приподняты, карие глаза блестят. Она прелестна и величава. Кажется, еще миг - и она степенно шагнет навстречу гостям и поклонится. Тогда станет видна серебряная стежка пробора, сверкнут рубиновые серьги, зашуршат тяжелые складки шелкового платья, блеснет огнем большая серебряная брошь. Кажется, что она степенно опустит руку, чуть не касаясь земли кружевным платком, и прозвучит любезное сердцу: «Добро пожаловать!»

Пройдут века, многое изменится, но навсегда напоминанием о вечной красоте останутся богини Рубенса, закованные в парчу и бархат, очаровательные и милые парижанки Ренуара и среди этих образов будет и русская красавица «Купчиха», созданная Кустодиевым в 1915 г.

В 1916 г. болезнь снова начинает напоминать о себе, и Кустодиев соглашается на повторную операцию. Полгода он проводит в больнице. Врачи категорически запрещают ему работать. Но он столь же категорично заявляет: «Если не позволите мне писать, я умру». Уже в больнице Кустодиев начал работать. По его признанию, голова пухла от проектов будущих картин, графики, скульптуры, театральных декораций. В последующие годы свет увидело множество картин, посвященных старому русскому быту второй половины XIX в.

Особое место в жизни Кустодиева занимала дружба с Федором Шаляпиным. Как результат этой дружбы и дань таланту великого певца появился один из лучших портретов в русской классической галерее. Элегантный силуэт фигуры певца имеет черты некоторой обобщенности, за широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась зима. Шаляпин высоко оценил портрет. Больной Кустодиев писал его, сидя в кресле, по частям воспроизводя облик великого певца. Это была работа почти на ощупь, наугад. Автор ни разу не видел портрет целиком в достаточном удалении, и поэтому даже не представлял, насколько картина удалась.

За год до кончины Кустодиев создал картину «Русская Венера». Прекрасное обнаженное тело молодой женщины, крепкое здоровье, излучающее аромат свежести, чистоты. Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной ржи, лицо, далекое от классической правильности, но притягательное, доброе.

Непринужденный, по-своему грациозный и величавый жест, неприхотливая обстановка простой деревенской баньки. «Не знаю, - писал художник накануне смерти, - удалось мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел - любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». И он постоянно оставался верен этому сюжету, доказательство тому - его картины. «Ярмарку» он писал трижды - в 1906, 1908 и 1910 гг. Кроме того, были такие работы, как «Праздник в деревне», «Деревенский праздник», «Гуляния», «Провинция», «Девушки на Волге», «Московский трактир», «Балаганы», «Масленица», «Купчихи» и мн. др.



Загрузка...
Top