Что сооружают из природных материалов приверженцы карго. Что такое карго-культ, или Как «самолетопоклонники» вредят науке и обществу

Студентка принесла статью, в которой очередной эзотерический гуру пишет о том, что для того, чтобы привлечь в свою жизнь много денег, нужно вести себя так, как ведут себя богатые люди. Ни в чем себя не ограничивать, и тогда деньги почувствуют, что вы - тот самый человек, который им нужен.

Это ж карго-культ, - я просто пожал плечами, считая разговор на этом оконченным.

А что такое карго-культ?! - спросила девушка.

Никогда не слышала? Честно говоря, я думал, что это очень известный психологический и культурный феномен. Хорошо, напишу как-нибудь.

Обещание выполняю.

Представьте такую картину: вы - обычный папуас (папуасска), живущий привычным, размеренным образом жизни на острове в Тихом Океане. Вы что-то слышали про людей с бледной кожей, которые иногда появляются у соседей, но никогда их не видели. А если видели, то так, мельком. Жизнь идет своим чередом, облака лениво плывут по теплому синему небосводу, иногда разражаясь молнией и дождем, солнце и зной иногда перемежаются прохладой и сильным ветром… Все как всегда, как было сто лет назад, триста, тысячу…

И вот, в один удивительный день, над вашим островом начинают кружиться железные птицы. С некоторых из них спрыгнули те самые бледные люди, и стали расчищать часть джунглей, прокладывая при помощи волшебных орудий целые просеки в густом лесу. Они построили вышки, огородили территорию железной веревкой, и на эту просеку стали прилетать эти серые птицы. Из их утробы вываливались огромные ящики, наполненные чудесными вещами, которые пригодятся в хозяйстве любому добропорядочному папуасу: еда в железных тыквах, вкусная вода, железные гвозди, топоры, пилы…Одежда, которая явно создавалась духами, потому что такую ткань нельзя получить из обычного растительного волокна… И еще много чего.

Бледные люди делятся некоторыми вещами с вами. За помощь (например, проводником) они щедро дают ящики. Жизнь стала намного легче, и ты благодаришь духов за то, что они послали вам на помощь этих белых.

Но спустя некоторое время бледные люди исчезли, забрав с собою все. И серые птицы больше не кружат над нашими островами, и больше нет этой чудной одежды, нет гвоздей, нет еды в железных тыквах…Что это было? И как это вернуть?

Что это было? Это была Вторая мировая война. Воюя с японцами на Тихом Океане, американцы создавали на многочисленных островках Меланезии и Новой Гвинеи опорные базы и взлетно-посадочные полосы для своей авиации. Для обеспечения небольших гарнизонов сбрасывались различные грузы военного и гражданского назначения, часть из которых в конечном итоге перепадала местным жителям, меланезийцам и папуасам, за некоторые услуги, или просто в качестве гуманитарной помощи. Довольно быстро появление предметов высокоразвитой цивилизации в среде архаичных племен произвело разрушительное воздействие на их культуру. Утрачивались некоторые навыки изготовления орудий, примитивное земледелие приходило в упадок, проигрывая консервам и сухим пайкам. Поэтому, когда война окончилась и американцы ушли, островные племена столкнулись с настоящим психо-культурным кризисом: золотые годы, которые воспринимались как награда предков, завершились, и теперь непонятно, как их вернуть.

Подобные психо-культурные кризисы случались и раньше, там, где первобытные племена сталкивались с намного превосходящими их в материальном развитии представителями западной цивилизации. Однако после Второй мировой войны этот феномен получил особое распространение. Удивительные люди с их грузами («карго» на английском) исчезли, а прежний быт оказался сильно нарушенным. Как вернуть то, что было? Здесь в силу вступает логика мифа. Нередко современные комментаторы (не имеющие отношения к науке, как правило), описывая то, что стали делать папуасы и меланезийцы, списывают это на примитивизм мышления, неспособность устанавливать причинно-следственную связь, на жажду халявы. Однако в произошедшем была совершенно четкая и понятная логика. Только исходные положения папуасской (мифологической) логики были совсем иными, чем у представителей постиндустриального мира.

Логика была такова. Наблюдательные островитяне заметили, что бледные люди ничего сами не изготавливали. Все, абсолютно все им привозили стальные птицы, и грузов было так много, что они доставались еще и местным. И когда белые ушли, мудрые люди задумались над тем способом, каким ушедшие заполучали себе карго. И ответ лежал на поверхности: они совершали магические обряды, вызывая предков, которые и делали волшебные предметы. Простой и великий магический принцип: соверши особый обряд, произнеси особые слова, используй особые предметы, и стихии природы (а духи предков относятся именно к ним) подчинятся. Белые знали отличные обряды, и что тогда мешает нам просто в точности повторить их?

В дело вступает еще один принцип магии: подобное притягивает подобное. Имитируй чужой обряд в точности - и тогда он станет подлинным… Все, что делали белые на открытом воздухе, теперь было наделено магическим смыслом. И островитяне начали подражать. По утрам у заново сооруженных флагштоков проводилась церемония поднятия флага. Маршировали на плацу импровизированные солдаты - в шеренгу, с макетами винтовок на плечах. Черный генерал с седой бородой и нарисованными орденскими планками устраивал смотр войск. На воссозданные смотровые вышки забирались полуголые часовые. Они смотрели в небо - совсем как те белые - и выискивали в нем летящих железных птиц с грузами от предков.

Однако они все не летели… Мифологическая логика начинает искать пути объяснения тому, что произошло, почему не работает… Первый вариант объяснения: мы недостаточно точно воспроизводим обряды. Нужно еще больше точности… И тела «солдат» разрисовываются под мундиры с надписями «U .S .A .», еще больше подробностей из обрядов белых вспоминают очевидцы. Сооружаются модели «железных птиц» из дерева и тростника. Их устанавливают на старых взлетно-посадочных полосах, и они, глядя в небо, призывали улетевших в никуда своих собратьев, умоляя вернуться. По вечерам имитировались огни, горевшие когда-то по контуру взлетно-посадочной полосы. И все смотрели и ждали - не послышится ли звук мотора, не сверкнут ли в вечернем солнце крылья.

Тщетно.Что же происходит, проверенные способы не работают!? Лучшие умы бились над этим вопросом, выдвигаются разные предположения. Для папуасов и меланезийцев той поры весь мир - это их деревня, покрытые лесом горы и прибрежная полоса. Вдали - еще острова, а затем - ничего. Самолеты прилетали не из другой, неизвестной земли. Мифологическое сознание не терпит пустоты, оно объясняет все, поэтому предположение о том, что нам что-то еще неизвестно, даже не приходит в голову.Поэтому одна из версий была такой: железные птицы-то прилетают в города набольших островах, где еще живут белые (речь идет о колониальных поселениях в Новой Гвинее, вроде Порт-Морсби). То есть обряды работают, просто бледные люди перехватывают то, что им не предназначено. И что на самом-то деле даже те карго, которые приносили птицы с надписью «U .S .A .» на родные острова много лет назад, тоже были предназначены для островитян. Белые люди - просто узурпаторы и негодяи, лжецы и подлецы.

В результате - кампании гражданского неповиновения, бунты, агрессия. Гуманитарные грузы, изредка доставлявшиеся на этот край мира, только утверждали бунтующих в своей правоте.

Были и не столь агрессивно настроенные люди. Они просто были готовы ждать, когда предки найдут возможности обойти белых. Иногда это ожидание железной птицы воплощалось в ожидании конкретного человека, аналога Спасителя, который начнет золотой век, прогонит белых и тогда предки беспрепятственно принесутзаветные грузы. Спасителя звали по-разному, самый популярным из них был некий Джон Фрум.И ждать Джона Фрума многие были готовы (и готовы сейчас) очень долго. Р.Докинз приводит такой диалог Дэвида Аттенборо (известного ученого и журналиста) с одним из приверженцев этого карго-культа:

Дэвид Аттенборо как-то сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:

— Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придёт. Он обещал и обещал, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет — не слишком ли долго вы ждёте?

Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:

— Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет.

Со временем распространенность карго-культов пошла на убыль. Папуасы и меланезийцы постепенно осознавали, что мир значительно больше, чем им казалось. Что железные птицы не приходят с небес, а создаются на земле. Кто-то даже бывал не в колониальных поселениях, а в крупных городах. Кто-то работал на фабриках и заводах, и понимал, откуда все-таки берутся все эти «карго». Сказка закончилась. Мир стал огромным и пугающим, а чудес в нем становилось все меньше и меньше. Но до сих пор существуют приверженцы того, что магия, предки и спаситель все-таки когда-нибудь придут на помощь. На этом пронзительном видео запечатлено это грустное ожидание чуда человечеством, чуда, которое так никогда и не произойдет... Как это по-человечески...

P.S. В настоящее время слово «карго-культ» приобрело иносказательный смысл: имитация какого-либо действия или образа жизни без наполнения этой имитации содержанием. И я думаю о том, что не зря новым идолом стал Стив Джобс - который не создавал новые карго. А просто придавал им красивую форму. И приносил их жаждущим новое карго людям. Аминь.

Во времена Второй Мировой войны на некоторых островах Меланезии (совокупность тихоокеанских островных групп) зародились интересные культы – так называемые «культы карго» (cargo – груз, перевозимый на судне), которые появились у местных аборигенов в результате контакта с цивилизованными пришельцами, в основном с американцами.

Американцы, воевавшие с японцами, размещали на тихоокеанских островах свои военные базы. Они строили там взлетно-посадочные полосы, на которые садились самолеты. Иногда самолеты не садились, а просто сбрасывали груз и улетали обратно. В общем, с неба прилетал или падал груз.

Островитяне раньше никогда не видели белых людей, поэтому с интересом наблюдали за ними. Тем более, что у них было так много интересных вещей: зажигалки, фонарики, красивые жестяные банки с джемом, стальные ножи, одежда с блестящими пуговицами, обувь, палатки, красивые картинки с белыми женщинами, бутылки с огненной водой и так далее. Туземцы видели, что все эти предметы доставлялись в виде груза с неба. Всё это было так удивительно!

Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не работали. Они не растирали в ступках зерно, не ходили на охоту и не собирали кокосы. Вместо этого они размечали на земле загадочные полосы, надевали наушники и кричали непонятные слова. Потом они светили в небо кострами или прожекторами, махали флажками – и с неба прилетали железные птицы и привозили им груз – все эти чудесные вещи, которые американцы давали островитянам в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок. Иногда бледнолицые строились в ровные колонны и зачем-то стояли рядами и кричали разные неведомые слова.

Потом война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду.

Туземцы не были лентяями. Но сколько они не трудились, у них не получались ни брезентовые палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.

И тогда они задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Они денно и нощно крутили жернова и копали огороды – и им ничего с неба не упало. Наверно, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно – надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Наверно, всё это – магические ритуалы и волшебство, которым овладели бледнолицые. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами.

Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили, что там возник совершенно невиданный ранее религиозный культ. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетеные винтовки.









Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, недостаточно молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им заветный груз. Появились жрецы, которые лучше других знали, как следует правильно маршировать и яростно поносили тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать батат и ловить рыбу. Ученые забили тревогу: племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их воззрений, ведь чудесный груз наконец-то опять стал падать с неба!

Приверженцы культа карго обычно не знают производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, науке и экономике весьма туманны. Они твердо верят в очевидную для них догму – иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, которые невозможно изготовить на Земле. А значит, надо соблюдать ритуалы, молиться и верить.



Похожие друг на друга карго-культы независимо зародились на островах, далеких друг от друга не только географически, но и в культурном плане. Антропологи зафиксировали два отдельных случая в Новой Каледонии, четыре – на Соломоновых островах, четыре – на Фиджи, семь – на Новых Гебридах и более сорока – в Новой Гвинее. Причем, как правило, они возникали совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия.

Независимое зарождение такого числа никак не связанных, но схожих культов указывает на определенные особенности человеческой психики в целом. Слепое подражание и поклонение – в этом суть культов карго – новоявленных религий нашего времени.

Многие культы карго сошли на нет, но некоторые существуют и в наши дни. Например, культ мессии Джона Фрума на острове Танна.

Культ мессии Джона Фрума описал Ричард Докинз в книге «Бог как иллюзия» :

«Один хорошо известный культ карго на острове Танна архипелага Новые Гебриды (с 1980 года носящем название Вануату) существует до сих пор. Центральная фигура культа – мессия по имени Джон Фрум. Первые упоминания о Джоне Фруме в официальных документах датированы 1940 годом, однако, несмотря на молодость этого мифа, никому не известно, существовал ли Джон Фрум на самом деле. Одна из легенд описывает его как одетого в пальто с блестящими пуговицами невысокого человека с тонким голосом и белесыми волосами. Он делал странные пророчества и прилагал все усилия к тому, чтобы настроить население против миссионеров. В конце концов он возвратился к предкам, пообещав свое триумфальное второе пришествие, сопровождаемое изобилием «груза». В его видении конца света фигурировал «великий катаклизм»: упадут горы и засыплются долины, старики вновь обретут молодость, исчезнут болезни, белые люди будут навеки изгнаны с острова, а «груз» прибудет в таких количествах, что каждый сможет взять сколько захочет.

Но более всего правительство острова было обеспокоено пророчеством Джона Фрума о том, что во время второго пришествия он принесет с собой новые деньги с изображением кокосового ореха. В связи с этим все должны избавиться от валюты белого человека. В 1941 году это привело к повальной трате денег среди населения; все бросили работать, и экономике острова был нанесен серьезный ущерб. Администрация колонии арестовала зачинщиков, но никакие действия не могли искоренить культ Джона Фрума. Церкви и школы христианской миссии опустели.

Чуть позже распространилась новая доктрина, гласившая, что Джон Фрум – король Америки. Как нарочно, приблизительно в это время на Новые Гебриды прибыли американские войска, и – о чудо из чудес – среди солдат были чернокожие люди, которые не бедствовали, подобно островитянам, но имели «груз» в таком же изобилии, как и белые солдаты. Волна радостного возбуждения захлестнула Танну. Апокалипсис неизбежно должен был вот-вот наступить. Казалось, все готовятся к прибытию Джона Фрума. Один из старейшин объявил, что Джон Фрум прилетит из Америки на самолете, и сотни людей принялись расчищать кустарник в центре острова, чтобы его самолету было куда приземлиться.

На аэродроме установили диспетчерскую вышку из бамбука, в которой сидели «диспетчеры» с деревянными наушниками на головах. На «взлетно-посадочной полосе» соорудили макеты самолетов, призванные заманить на посадку самолет Джона Фрума.

В пятидесятые годы молодой Дэвид Аттенборо приплыл на Танну вместе с оператором Джеффри Муллиганом, чтобы исследовать культ Джона Фрума. Они собрали много фактов об этой религии и в конце концов были представлены ее первосвященнику – человеку по имени Намбас. Намбас по-приятельски называл своего мессию просто «Джон» и утверждал, что регулярно говорит с ним по «радио» («радиохозяин Джон»). Это происходило так: некая старушка с обмотанными вокруг талии проводами впадала в транс и начинала нести околесицу, которую Намбас затем толковал как слова Джона Фрума. Намбас заявил, что знал о приезде Дэвида Аттенборо заранее, потому что Джон Фрум предупредил его «по радио». Аттенборо попросил разрешения взглянуть на «радио», но ему (по понятным причинам) отказали. Тогда, сменив тему, он спросил, видел ли Намбас Джона Фрума.

Намбас страстно закивал:
– Моя видеть его куча раз.
– Как он выглядит?
Намбас ткнул в меня пальцем:
– Похож как твоя. У него белый лицо. Он высокий человек. Он жить в Южная Америка.

Это описание противоречит упоминавшейся выше легенде о том, что Джон Фрум был небольшого роста. Так эволюционируют легенды.

Считается, что Джон Фрум возвратится 15 февраля, но год его возвращения неизвестен. Ежегодно 15 февраля верующие собираются на религиозную церемонию, чтобы поприветствовать его. Возвращение еще не состоялось, но они не падают духом.

Дэвид Аттенборо как-то сказал одному приверженцу Фрума по имени Сэм:
– Но, Сэм, прошло уже девятнадцать лет с тех пор, как Джон Фрум сказал, что «груз» придет, а «груз» всё равно не приходит. Девятнадцать лет – не слишком ли долго вы ждете?
Сэм оторвал глаза от земли и посмотрел на меня:
– Если вы можете ждать Иисус Христос две тысячи лет, а он не приходит, то я могу ждать Джон Фрум больше, чем девятнадцать лет.

В 1974 году острова посетили королева Елизавета и принц Филип, и принц был впоследствии обожествлен в рамках культа «Джон Фрум – дубль два» (и снова заметьте, как быстро меняются детали в религиозной эволюции). Принц – импозантный мужчина, без сомнения выглядевший впечатляюще в белой форме военно-морских сил и шлеме с плюмажем, и, пожалуй, неудивительно, что объектом почитания стал именно он, а не королева, – особенности местной культуры не позволяли островитянам принять в качестве божества женщину.

Карго-культы Южной Океании представляют крайне интересную современную модель зарождения религии почти на пустом месте. Что особенно важно – они указывают на четыре особенности происхождения религий вообще, которые я кратко изложу здесь.

Во-первых, это поразительная скорость, с которой может возникнуть новый культ.

Во-вторых, с поразительной скоростью теряются подробности возникновения культа. Джон Фрум, если он вообще существовал, жил совсем недавно. Несмотря на это, трудно установить, жил ли он вообще.

Третья особенность – независимое возникновение похожих культов на разных островах. Систематическое изучение этого сходства может обнаружить новые данные о человеческой психике и ее подверженности религиозной вере.

В-четвертых, карго-культы похожи не только друг на друга, но и на более ранние религии. Можно предположить, что христианство и другие древние религии, ныне распространенные по всему миру, зародились как местные культы, подобные культу Джона Фрума. Некоторые ученые, например, профессор еврейской культуры Оксфордского университета Геза Вермес, высказывали предположение о том, что Иисус был одним из многих появившихся в то время в Палестине пылких проповедников, которых окружали похожие легенды. От большей части этих культов не осталось и следа. Согласно данной точке зрения, сегодня мы имеем дело с тем из них, которому удалось выжить. В течение столетий в результате дальнейшей эволюции он преобразился в сложную систему – или даже в разветвленный набор потомственных систем, господствующий в настоящее время на большей части земного шара. Гибель таких обаятельных фигур современности, как Хайле Селассе, Элвис Пресли и принцесса Диана, также позволяет исследовать быстрое возникновение культов и их последующую меметическую эволюцию».

Если вам доведётся оказаться на островах Меланезии, то, наслаждаясь природными красотами этих мест, вы внезапно можете наткнуться на строение, отдалённо напоминающее подобие диспетчерской вышки аэродрома. Или на муляжи самолётов из дерева и соломы. А если совсем повезёт, то вам встретится местный житель в наушниках из кокосов, что-то сосредоточенно говорящий в бамбуковый микрофон. Пугаться этого не стоит, однако и смеяться над этим не следует, ибо это не что иное, как религиозный обряд, с помощью которого местные жители просят богов прислать им «железных птиц» с продуктами, орудиями труда, одеждой и медикаментами.

Культ карго Джона Фрума и флаги движения. Меланезия. Фото: wikipedia.org / Flickr user Charmaine Tham Эта уникальная религия меланезийцев получила название «культ карго».

Когда он зародился, с абсолютной точностью сказать нельзя. Некоторые исследователи полагают, что в 1774 году, когда на меланезийский остров Танна высадился знаменитый путешественник Джон Кук .

Для местных жителей, живших в изоляции и веками добывавших пропитание ловлей рыбы, выращиванием свиней и огородничеством, визит Кука стал настоящим потрясением.

Белые люди, с точки зрения аборигенов, ничего не делали, но имели запасы продовольствия, удобной одежды, оружия, которыми охотно делились с ними за мелкие услуги.

Вслед за Куком на острове стали появляться и другие европейцы, также привозившие с собой всевозможные полезные предметы. Но затем, не найдя для себя на острове ничего интересного, европейцы перестали приезжать.

Меланезиец. Фото: www.globallookpress.com

Возвращение божественных даров

Для жителей острова это стало новым шоком. Почему добрые боги, присылавшие к ним белых с прекрасными и полезными вещами, вдруг прогневались на них?

Решив, что вернуть «манну небесную» можно только при помощи правильных молитв, аборигены стали пытаться повторять поведение белых, полагая, что именно эти «обряды» сулят благополучие.

Нечто подобное переживали жители и других меланезийских островов, где побывали европейцы.

Европейские исследователи отметили существование подобных странных верований ещё в конце XIX века.

Однако в полную силу они проявились в годы Второй мировой войны.

Борьба с Японией заставила американских военных создать множество военных баз в Тихом океане, в том числе и в Меланезии.

Кадр youtube.com Для поклонников нового культа приход американских военных был равносилен «второму пришествию». Они правильно молились, и белые вернулись, теперь уже не только с кораблями, но и с летающими «железными птицами», которые привозят вкусные продукты, одежду, медикаменты, а также совсем уж невиданные вещи вроде фонариков и радиоприёмников.

Белые люди охотно и щедро платили за помощь в строительстве, за услуги проводников, и жизнь меланезийцев стала, в их понимании, счастливой и беззаботной.

Но затем война кончилась, и белые ушли. Больше не прилетали «железные птицы», не было щедрых «даров богов».

Жрецы новой религии, у которой теперь появилось огромное количество поклонников, объясняли — меланезийцы недостаточно хорошо молятся богам, именно поэтому они более не присылают им «даров небес». И меланезийцы принялись ещё усерднее упрашивать богов о «ниспослании железных птиц».

Другой взгляд

Те, кто впервые слышит о «культе карго», зачастую понимающе улыбаются — вот как портит людей «халява». Однако это не совсем так.

Чтобы понять поведение меланезийцев, нужно посмотреть на мир их глазами. Белые люди, приходящие на острова, сами ничего не делают и не производят, но у них всё есть. Откуда же у них всё? Конечно, они всё получают от богов. А почему боги щедры к белым людям? Потому что они знают правильные молитвы и ритуалы. И если их повторить, то «железные птицы» с подарками прилетят снова.

Аборигены начали строить взлётно-посадочные полосы, диспетчерские вышки, надели самодельные наушники, стали кричать в бамбуковые микрофоны, но самолёты не появлялись. Значит, недостаточно точно мы всё повторяем, сказали жрецы. Меланезийцы упорно воспроизводили действия белых, даже стали проводить своеобразные парады, но эффекта не было.

Традиционный танец меланезийцев. Фото: www.globallookpress.com

Но у новой религии появилось объяснение и на этот случай: «железные птицы» на самом деле летят, просто их перехватывают белые люди на других островах (некоторые аэродромы продолжали функционировать, так как там остались американские поселения). И вообще, те «железные птицы», что были сначала, присылались богами для аборигенов, а подлые белые попросту «крали чужое».

Чем Джон Фрум хуже Иисуса?

Когда учёные-антропологи через пару десятилетий добрались до островов с научной миссией, то пришли в ужас от увиденного.

«Культ карго» (поклонение грузу) настолько захватил меланезийцев, что их традиционные отрасли хозяйствования пришли в упадок. Островитянам стал грозить самый настоящий голод. Антропологи и психологи попытались переубедить меланезийцев, объяснить им их неправоту, однако аборигены встретили эти объяснения в штыки. По их мнению, белые, перехватывающие «подарки богов», попросту захотели ещё раз их обмануть.

Деревня последователей Джона Фрума. Фото: wikipedia.org / Flickr user Charmaine Tham

Поняв, что справиться с «культом карго» не так-то просто, учёные призвали хотя бы оказать островитянам гуманитарную помощь.

Но появление этой помощи для адептов «культа карго» стало подтверждением их правоты, отчего новая религия только укрепилась.

Ситуация стала меняться тогда, когда выходцы из местных племён стали чаще бывать в цивилизованном мире, где стали понимать, что и как происходит на самом деле.

«Культ карго» пошёл на убыль, однако совсем не умер.

На острове Танна, с которого когда-то всё началось, процветает культ Джона Фрума — некоего высшего существа, похожего на солдата американской армии времён Второй мировой войны, который придёт, изгонит нечестных белых и вернёт «подарки богов». Для того чтобы приблизить «золотой век», необходимо отказаться от таких аспектов европейской цивилизации, как деньги, работа на плантациях, школьное образование, сохранив поклонение деревянным макетам авиационных вышек и соломенным моделям самолётов.

Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Фото: wikipedia.org / Тим Росс

Культ Джона Фрума оказался удивительно устойчив. Его адепты даже создали собственную политическую партию, отстаивающую их интересы.

Считается, что «культ карго» пережил свой расцвет и со временем сойдёт на нет. Один из учёных, работавших с поклонниками культа Джона Фрума, как-то спросил одного из них:

— С тех пор, как Джон Фрум пообещал, что «груз» придёт, прошло уже очень много лет. Почему ты до сих пор веришь в него?

Меланезиец внимательно посмотрел на учёного и изрёк:

— Вы, христиане, ждёте второго пришествия Христа 2000 лет и до сих пор не утратили веру в него? Почему же я должен утратить веру в Джона Фрума?

Сегодня узнал об интереснейшем явлении, называется Карго-культ. Он очень хорошо описывает человеческую природу. А именно склонность верить в чудеса и волшебство и нежелание работать.

Что такое карго культ

Карго культ (от англ. cargo cult - поклонение грузу) – это группа религиозных движений, возникших в меланезии в следствии контактов местного населения с современной цивилизацией. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше.

Как зарождается религия

Во времена второй мировой войны, американские военные временно дислоцировались на меланезийских островах, населенных местными папуасами. По понятным причинам местному населению не объясняли целей пребывания на островах американских военных.

Папуасы ранее никогда не видели белых людей и всех даров цивилизации и естественно появление американцев вызвало культурный переворот. Военные показали много интересных вещей: консервы, фонарики, красивая одежда, стальные ножи, зажигалки и многое другое. Все эти ценности военные обменивали на еду и благосклонность аборигенов.

Так же островитяне наблюдали как американцы соорудили взлётно-посадочные полосы, на которые регулярно приземлялись самолёты, привозившие провиант. Часто груз просто сбрасывался с самолётов и как бы прилетал с неба. Островитяне, наблюдавшие всю эту картину, начали соотносить действия военных и получаемый результат.

Что делали военные с точки зрения папуасов? Просто совершали ряд обрядов – разжигали сигнальные огни, несли караул, маршировали, участвовали в учениях. Короче совершали какие-то не понятные действия. Военные не добывали себе еду привычными для папуасов способами, не работали, не производили никаких ценностей. Все ценности военным просто падали с неба.

Вскоре война закончилась, вместе с ней завершилось пребывание военных на островах. За один день, ничего не объяснив, они собрались и улетели. Аборигены снова вернулись в каменный век.

Стоит заметить, что папуасы не были лентяями, всё что они имели они добывали собственным трудом. В жизни они могли надеется и рассчитывать только на себя. Самое настоящее натуральное хозяйство, сколько работаешь столько и имеешь. Но сколько они не работали, получить красивую одежду, зажигалку или банку консервов у них не получалось.

Спустя какое-то время на острова прибыли учёные. Картина, которую они увидели их очень удивила. Аборигены соорудили на островах деревянные модели самолётов, построили сеть башен, соорудили взлётно-посадочные полосы. На их телах красовались надписи USA, а в руках были бамбуковые ружья. Появились жрецы, которые заставляли остальных правильно маршировать. Короче аборигены решили, что белые люди когда-то давно украли дары у их предков, и чтобы их заполучить обратно нужно правильно молиться. Самолётопоклонники воссоздают все детали аэродрома с поразительной точностью. Вплоть до наушников из половинок кокоса и антенн из бамбуковых палочек.

Но несмотря на все усилия туземцев, самолёты всё не прилетали, но они не сдавались и верили, что просто нужно более качественно молиться. Уйдя с головой в религию, они совсем перестали работать и добывать еду. Это вызвало беспокойство антропологов, и они решили оказать папуасам гуманитарную помощь. Такие действия лишь усугубили ситуацию, так как туземцы решили, что гуманитарная помощь - это дары богов за правильные молитвы.

В настоящее время большинство карго культов исчезло. Цивилизация смогла проникнуть во многие уголки планеты, но не во все. Даже в наши дни существуют карго культы Джона Фрума на острове Танна (Вануату). На том же острове в деревне Яохнанен проживает одноимённое племя, которое исповедует культ поклонения принцу Филиппу.

Как не быть папуасом

Данная история хорошо показывает, как зарождаются религии. Карго культы наблюдались на разных островах в разных участках Тихого океана. Связи между островами не существовало и предположить то что источник зарождения религии был один невозможно. При этом религии развивались примерно по одному и тому же сценарию и имеют похожие черты:

  1. Скорость формирования религии. Культ формируется за считанные месяцы.
  2. Подробности возникновения быстро забываются как не важные. То есть причина следственные связи, которые сформировали религию установить сложно спустя несколько лет.
  3. Появление активных участников, которые стремятся воспользоваться религией чтобы управлять народом.
  4. Сходство религий, развивающихся независимо друг от друга. У всех религий есть очень схожие черты, они прежде всего отражают психологию человека. Мы это разбирали в статье о том, .

За тысячелетия человечество придумало тысячи различных религий, выжили далеко не все. Люди удивительно устроены, многим проще поверить в волшебство чем в рутинный труд. Жители развитых стран, в этом плане не сильно отличаются от папуасов. Несмотря на всю образованность мы точно так же веруем в то что было сформировано тысячелетия назад при непонятных обстоятельствах. И в трудных и непонятных для нас ситуациях идём просить помощи у бога.

Хочется отметить что человеческая психология настолько подвержена желанию верить в сверхъестественное что даже простые и привычные явления мы пытаемся обосновать не научным подходом. Я много лет наблюдал как успех человека его коллеги объясняли, чем угодно, но только не трудом, который этот человек совершал. Для многих людей совершенно простейшая схема достижения успеха – не является очевидной. Проще придерживаться карго культа и верить, что удача сама спуститься с небес.

  1. Некоторые вещи лежат за гранью вашего познания. Это нормальное явления, не нормально если человек не ищет здравого объяснения происходящему. Помните про ?
  2. Обряды и ритуалы не заменят труда и знаний;
  3. Образованность человека не меняет его психологию. Даже богатые и успешные люди, добившиеся всего сами, часто верят в бога;
  4. Важно лишь три вещи: что вы знаете, что вы умеете и чего вы хотите;

К сожалению, склонностью населения к вере в сверхъестественное пользуется очень много людей с целью заработать деньги. Поэтому рекомендую всем быть выше папуасов и взвешивать то во что вы верите.

Обратный карго культ

Обратный карго культ – это глубокие и искренние убеждения туземцев в том, что у белых людей всё так же как у них. Только белые в отличие от туземцев лучше умеют имитировать самолёты. Суть в том, что каждый папуас, который «есть людей» уверен в том, что все делают точно так же, просто это скрывают.

Термин обратный карго культ введён в блогерском сообществе. И используется для описания поведения некоторых СМИ и отдельных граждан. Которые, не отрицая очевидные вещи (коррупцию чиновников, низкую социальную защищенность граждан, плохой уровень образования и медицины), просто говорят, что на западе всё тоже самое, а то и хуже. Такие граждане считают, что определенные нарушения - это нормально и без них жить нельзя.

Явление обратного карго культа очень распространено, в бытовой жизни. К примеру, остановил вас сотрудник ГИБДД за нарушения скорости. А вы даже не раскаиваетесь в поступке, просто говорите, что все так делают. В целом явление это происходит из-за низкой культуры и образованности общества.

В основе натурального строительства лежит использование натуральных материа­лов. Вот подходящее определение натуральных материалов - это материалы, кото­рые не подвергались промышленной обработке. Но в вашем доме все-таки будут материалы в некоторой степени подвергнувшиеся обработке. Разве только вы най­дете нору в земле или пустое дерево и будете в нем жить. Бобры обдирают ветки, потом цементируют их глиной, пчелы и осы вырабатывают воск для пчелиных сот и «бумагу» для своего укрытия, многие птицы строят гнезда, используя комплексные комбинации, например, из соломы, глины, палок и перьев.

Разница между обработкой натуральных материалов животными и людьми - это ключ к хорошему определению натуральных материалов. Когда животные об­рабатывают природные материалы для постройки своих убежищ, они обращаются с каждой частью компонента, как с отдельным существом. Их работа прославляет разнообразие Вселенной. Они собирают с помощью клюва или лап неоднородные материалы и составляют из них сложные структуры. Люди берут те же отдельные различные материалы и придают им монотонность. Эти натуральные материалы становятся сырьем для однотипной промышленной обработки.

Поэтому мы можем определить природные материалы как материалы, кото­рые даже после обработке сохраняют свою основную сущность. Натуральные ма­териалы необходимо уважать, используя их в том виде, в каком они существуют в природе.

Дерево остается натуральным материалом даже после того, как его спилили, даже если спилили бензопилой, даже если его распилили на части, даже если рас­кололи или порубили на квадратные куски ручным инструментом. Каждое дерево, использованное таким образом, уважают как индивидуальный организм. Если де­рево распиливают на доски той же бензопилой, оно в некоторой степени все еще остается натуральным в нем есть элемент личного участия, элемент отклика на специфические обстоятельства и таким образом, присутствует творческий выбор. Природность дерева значительно уменьшается, когда его увозят с лесопилки на большом грузовике.

Практически для любого современного здания, хотя, в общем, и натурально­го, необходимы некоторые материалы, обработанные неприродным путем. Трудно построить солнечный коллектор без стекол. Даже саман, который полностью дела­ют из натуральных материалов, в некоторой степени подвергается промышленной обработке, если использовать механически изготовленные соломенные снопы. Жестких различий нет, но обработка проходит несколько этапов и каждый из них в геометрической прогрессии удаляет материал от Природы и увеличивает ответ­ственность.

Необработанные и некомбинированные материалы

Список сырья для строительства по-настоящему натуральных зданий достаточно короткий. Существует четкое разделение на биологические и геологические мате­риалы. Мы выхватываем биологические материалы из их цикла роста, размноже­ния, упадка и увядания. Геологические мы заимствуем у земли, эти материалы не растут и разрушаются чрезвычайно медленно. В отличие от биологических матери­алов, геологические материалы не едят животные или насекомые. Жизнь на них почти не влияет. Камни и глина хорошо переносят тепло, низкую влажность или большую сырость, чего нельзя сказать о соломе или дереве. Грибок, бактерии или насекомые едят влажные биологические материалы, а сухая жара воздействует на деревянные рамы и соломенные крыши таким образом, что они высыхают и лома­ются.

В строительстве дома из натуральных материалов мы используем различные строительные материалы. Это камень, щебень, песок, глина, вода, разные травы, камыш, солома, очерет, осока, полова и деревья. На диаграмме (стр. 7) они пока­заны в последовательности соединения с водой, геологически - по нисходящей шкале, биологически - по возрастающей шкале. Вода соединяет два компонента. Добавьте к этому списку мелкие материалы: природные смолы, живицу, корку,

Воск, животные и растительные жиры, шерсть, шкуру и прочее.

Это полная палитра основных материалов так же, как и палитра тонов. И все же возможные комбинации этих основных материалов почти закончены. Мы еще очень далеки от конечного результата составления возможных комбинаций даже из трех элементов самана - песка, глины и соломы. Из-за постоянного стремления к промышленной обработке всего ради прибыли, наше общество пренебрегает даже самыми простыми экспериментами с необработанными материалами.

Первичная и вторичная обработка

Первичная обработка является частью народной традиции на протяжении тысяче­летий. После первичной обработки материал остается отдельным элементом: квад­ратный и фасонный камень, плитка и кирпич из обожженной глины, известь, обра­ботанные доски, песок, переплавленный в стекло, снопы из соломы, железные гвозди, льняное масло.

Огромный концептуальный прыжок приводит нас к вторичной обработке, когда элементы соединяют в синтетические амальгамы, не существующие в природе. Они относительно медленно разрушаются или распадаются на токсические субпро­дукты. Это алюминиевые сплавы, нержавеющая сталь, пластмасса, большинство консервантов, красок, лаков, древесностружечная плита, и, главным образом, це­мент.

Скомбинированные ненатуральным способом материалы вызывают самую глубокую тревогу и опасения. Поскольку у нас нет проверенной генетической сопро­тивляемости разрушительному воздействию материала, с которым мы не эволюци­онировали вместе. В то время, как на природные химические и физические комби­нации нашей среды обитания такого рода реакция у нас выработана. И, если на протяжении двух поколений нам вдруг приходится иметь дело с пентахлорфенолом, формальдегидом или диоксином, у нашего организма нет подготовленной защиты, и мы можем легко отравиться. Необходимо понимать, что любой синтетический ма­териал, скорее всего, в той или иной степени токсичен для всех жизненных форм.

Сборка компонентов

Предварительно собранные единицы - это квантовый прыжок, не в химическом, а
в социальном плане, даже после вторичной переработки. Натуральные материа­лы предлагают нам возможность уважать их и работать с их различными качества­ми, видеть текстуру, масштаб, цвет, прочность и уникальность. В случае с готовы­ми компонентами, главный выбор был сделан за нас. Мы покупаем уже готовые окна, двери, пластиковые кухни. Дома заводского изготовления, мобильные дома, являются наивысшим достижением.

Поскольку нет стимула и сильного желания самостоятельно решать трудную задачу, мы вынуждены постоянно приспосабливаться к разнообразию материалов, упрощая все до абсурда. В конце концов, мы становимся апатичными и невнима­тельными, лишенными чувств из-за скуки, растрачиваем бесценную остроту восп­риятия мира, которая обязательно возникает только во время активного творчест­ва.

Природные материалы, в отличие от предварительно подготовленных компо­нентов, великолепны в своей первозданной красоте, данной им Богом. В таком ви­де они полноценно раскрывают структуру здания, демонстрируют чудо противосто­яния силе тяготения и возвеличивают каждый отдельный компонент.



Загрузка...
Top