Голицын, Сергей Михайлович (1909—1989). Сергей Голицын: Как я учился на писателя

Русский советский писатель. Писал в основном книги для детей и юношества.


Серге́й Миха́йлович Голи́цын (1 марта (14 по новому стилю) 1909 - 7 ноября 1989) - русский советский писатель. Писал в основном книги для детей и юношества.

В роду Голицыных, - по воспоминаниям писателя, - "двадцать бояр, два фельдмаршала, много воинов, погибших за Отечество".

екоторые из его книнг были переведены на иностранные языки, например «Хочу быть топографом» - на чешский, китайский, румынский и болгарский языки.

Ещё в детстве, под впечталением прочитанных книг, Сергей Голицын захотел стать писателем. После окон

чания школы, в 1927 году, он поступил на Высшие литературные курсы.

Первые детские рассказы Голицына начали публиковаться в 1930-х годах в детских журналах «Чиж», «Мурзилка», «Всемирный следопыт». Однако сразу стать профессиональным писателем Сергею Голицыну не удалось. В тридцатых годах он стал

работать топографом, принимал участие в строительстве канала им. Москвы.

В 1941 году, 3 июля, Сергей Голицын был мобилизован. В качестве топографа в составе строительных частей он прошёл боевой путь до Берлина и был демобилизован только в 1946 году. Был награждён орденами Отечественной войны 2-й

степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и др.

После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом в Государственном проектном институте.

С 1959 года Сергей Голицын стал профессиональным писателем. Популярностью пользовались его детские книги о жизни со

ветских пионеров - «Сорок изыскателей», «Городок сорванцов», «Полотняный городок» и другие. Он также писал краеведческо-исторические книги - «Сказание о белых камнях» и «Сказание о земле Московской».

Писал Сергей Голицын и исторические книги для детей («Ладьи плывут на север», «До самого синего Д

она» и др.).

В шестидесятых - семидесятых годах Голицын написал несколько беллетризованных биографий художников.

В последние годы жизни писатель работал над биографической книгой «Записки уцелевшего». Издана она была только после его смерти, в 1990 году.

С 1960 Сергей Голицын каждое лето (п

римерно с апреля по начало октября) жил в селе Любец на берегу Клязьмы. Остальное время он проводил в Москве.

Библиография

Этот раздел не полон. Вы можете помочь проекту, дополнив его

Книги о жизни советских пионеров:

очу быть топографом (1953 год)

Сорок изыскателей (1959 год)

За берёзовыми книгами

Полтняный городок

Городок сорванцов

Старашный Крокозавр и его дети

Тайна старого Радуля (1972 год)

Беллетризованные биографии

Солнечная палитра (1967 год, о Поленове)

Слово о мудром мастере (1977 год

О В. А. Фаворском)

Историко-краеведческие книги

Сказание о белых камнях (1969 год)

Сказание о Земле Московской (написана 1970-х годах, издана в 1990 году)

Сказание о Евпатрии Коловрате (историческая повесть для детей, 1984 год)

Ладьи плывут на север (историческая повесть для детей, 1985

Сергей Михайлович Голицын (1909-1989) – писатель, один из представителей знаменитого старинного княжеского рода. Как и все «бывшие», лишенный в то время права получить высшее образование, он самостоятельно выучился на топографа, принимал участие в строительстве канала Москва – Волга, прошел военным строителем всю войну. Но мечтал с детства о другом: сквозной нитью через весь роман проходит страстное желание стать писателем.

Мечте дано было осуществиться только во второй половине жизни. Автор множества популярных книг (самая известная из них – «Хочу быть топографом»), рассказов для детей, беллетризованных биографий, он трудился над «Записками уцелевшего» 10 лет и считал этот мемуарный роман главным своим делом.

…Сколько раз в моей жизни решающую роль играли поразительные случайности! Порой из-за ничтожной мелочи круто поворачивалась моя судьба.

В августе 1927 года отец и мать отправились в гости к двоюродной сестре отца – Елене Михайловне Лосевой. Разговорились, и тетя Лёля начала рассказывать, в каком интересном вузе учится ее старшая дочь Аля, какие там замечательные профессора, и уже на второй курс она перешла. На вопрос моей матери, что это за вуз, отвечала сама студентка, а моя троюродная сестра Аля:

– Это Высшие государственные литературные курсы, сокращенно ВГЛК, там за четыре года готовят писателей, поэтов, критиков и литературоведов.

Рассказывала Аля с таким увлечением, что мои родители решили – надо на них устроить не только меня, но и мою сестру Машу, которая весной благополучно сдала экстерном за 7 классов средней школы и не знала, что делать дальше.

Через несколько дней Маша, Ляля Ильинская и я сидели в просторном вестибюле бывшего здания 4-й мужской гимназии на Садовой-Кудринской – писали заявление и заполняли анкету. Анкета была не очень длинная и, разумеется, с самым важным в те времена вопросом: «Ваше социальное происхождение»… Тогда еще не придумали дополнять этот каверзный вопрос тремя еще более каверзными словами в скобках: «Бывшее сословие родителей». Поэтому мы не колеблясь отвечали:

«Отец служащий, мать домашняя хозяйка».

Я мечтал быть писателем. Ляля Ильинская мечтала быть поэтессой, а сестра Маша поступала с нами «за компанию». Вступительных экзаменов было четыре: русский письменный, русский устный, один из языков и политграмота. Никакой математики, никакой физики, к нашей радости, не требовалось.

…Сочинение мы писали усердно; хорошо ли, плохо ли – не знаю. Я вообще сомневаюсь, что кто-либо проверял наши листки. Мы их подали и больше не видели. По русскому устному нас экзаменовал не старый еще профессор Иван Никанорович Розанов, впоследствии прославившийся как библиофил, обладатель лучшего в нашей стране собрания сочинений поэтов. О чем он меня спрашивал – не помню. Меня поразило его умное лицо – проницательные, глубоко сидящие глаза и выдающиеся вперед челюсти с оскаленными зубами.

Французский язык мы знали, наверное, лучше всех других абитуриентов. Нас экзаменовала старушка явно из бывших – Воронцова-Вельяминова; убедившись, что мы бойко переводим и разбираемся в многочисленных passe, она быстро нас отпустила.

У экзаменатора по политграмоте Грановского свирепые очки сидели на голом и длинном, как морковка-каротель, бритом лице. Был он сам длинный, длиннорукий, одетый в отличие от многих бородатых профессоров в хороший костюм. Вид его внушал нам ужас. «Никого не пропущу!» – казалось, говорила вся его долговязая фигура. Спрашивал он меня долго, презрительно поблескивая стеклами очков. Кое-как, запинаясь, я всё же ответил.

После меня пошли вместе Маша и Ляля. Я был убежден, что обе они провалятся с треском. Ведь они же ни черта не знали. Нет, вышли сияющие, выдержали. Думаю, что их выручили не столько знания, сколько их миловидные личики.

* * *

Итак, мы поступили в вуз, получили по голубой карточке с надписью, что такой-то является студентом ВГЛК.

Я – студент! И мы у врат царства знаний! Я чувствовал себя счастливейшим юношей на свете. Буду учиться на писателя! Теперь уж обязательно стану писателем.

Нам объявили, что занятия у нас будут вечерние, по четыре, по пять лекций ежедневно, кроме воскресений. Значит, студенты, где-либо работающие, могут посещать лекции. Лекции, а не уроки, – это звучит здорово!

…Вот на дверях табличка – 1-й курс. Мы вошли, я впереди, потом Ляля, потом Маша. Днем тут был обыкновенный класс обыкновенной школы. Но для нас эта просторная комната называлась аудиторией.

В комнате в три ряда стояли столы со скамьями. На каждой скамье сидело по три студента. Я поискал глазами свободные места. Наверное, приди мы десятью минутами раньше, таких свободных скамей нашлось бы больше. А тут незанятыми оказались лишь в первых двух рядах. Я мог бы выбрать любую из шести скамей, но выбрал в ближайшем к окну ряду. В том незначительном факте, что я выбрал именно эту скамью, была чистая случайность. Приди мы десятью минутами раньше, судьба моих младших сестер Маши и Кати – в будущем сложилась бы совсем иначе, обе они вышли бы замуж за других людей и, следовательно, их потомство, столь сейчас многочисленное, оказалось бы совсем иным… Но я забежал вперед на целых шесть лет.

Итак, мы сели: ближе к окну – Ляля Ильинская, сестра Маша – посреди, я – с краю. Столь бойкие в другой обстановке, обе они притихли, не смели поднять глаз. Я оглядел аудиторию. Набралось около сотни молодых девушек. Неужели среди них находятся будущие Пушкины и будущие Толстые?..

…Вошел высокий пожилой мужчина с бородкой, представился завучем – его фамилия Буслаев, он внук известного филолога прошлого столетия профессора Ф. И. Буслаева и будет у нас читать древнерусскую литературу. Он продиктовал нам расписание лекций… Дух захватывало, когда я писал наименование дисциплин: эстетика, стихосложение, поэтика, теория прозы, языкознание, психология творчества, история искусства, литературы – древнегреческая, немецкая, древнерусская… Наверное, большая часть студентов поморщилась, когда мы узнали, что будут у нас целых три политграмоты – история партии, политическая экономия и экономическая политика. Этим дисциплинам отводилось десять часов в неделю.

Так мы начали ежедневно по вечерам ходить на лекции, садились на ту же скамью, а сзади нас садились те же три молодых человека.

* * *

Не все профессора читали хорошо. Буслаев сумел из «Слова о полку Игореве» вышелушить всю поэзию и превратил бессмертные строфы в такую схоластику, что у нас глаза слипались на его лекциях.

…Но были у нас и совсем иные профессора, из коих многие еще до революции считались выдающимися учеными. К концу лекций сердце у меня готово было выскочить от восторга – так блестяще, остроумно, вдохновенно многие их них передавали нам частицы тех знаний, какими были сами увлечены с юных лет… У иных я запомнил даже интонацию их голосов – настолько незабываемым было впечатление от их лекций.

Григорий Алексеевич Рачинский. Фото: rufaces.ru

Григорий Алексеевич Рачинский читал нам немецкую литературу. В прошлом был он ближайшим последователем Владимира Соловьева. После смерти философа издал его полное собрание сочинений, был близок с символистами, особенно с Валерием Брюсовым. А с виду он больше всего напоминал Гомера, которому боги, однако, оставили чуточку зрения, – Гомера старого, вдового и потому неухоженного, одетого в засаленную черную куртку и в помятые брюки.

Он начал рассказывать нам о древнегерманской мифологии, потом перешел на Нибелунгов и застрял на их подвигах на целых полгода. Он говорил громким, слегка сиплым, вдохновенным голосом, отчеканивая каждую фразу. Когда же кончал говорить, у многих из нас горели глаза, и сам я выходил в коридор с головокружением.

Сергей Михайлович Соловьев. Фото: vcisch2.narod.ru

…Сергей Михайлович Соловьев – внук историка, племянник философа, поэт, друг Блока и Белого, после 1917 года католический патер – читал нам древнегреческую литературу. Он был похож на Иисуса Христа, как его изображают на иконах XIX века фряжского письма, – русая бородка и большие задумчивые и печальные глаза, в которых словно угадывались будущие страдания их обладателя. Он читал свои лекции последний семестр; летом 1928 года его арестовали, в тюрьме он сошел с ума и через какое-то время умер в сумасшедшем доме…

Борис Николаевич Грифцов читал нам французскую литературу. Блестящий, остроумный, он смаковал, приводя неприличные цитаты из Рабле, из стихов менестрелей. Благодаря ему я полюбил Вийона и Ронсара.

…Алексей Алексеевич Сидоров – высокий, элегантный, совсем молодой – читал нам историю искусств… Он поведал нам об искусстве Египта, Ассирии и Вавилонии, Греции и вдруг совершенно неожиданно нам объявил, что следующую лекцию посвятит искусству Атлантиды. Скептики сомневаются, существовала ли вообще та таинственная страна, а Сидоров, сопоставляя искусство Мексики с искусством Египта и Этрурии, находил в них общие черты, и перед восторженными глазами слушателей развернул вполне убедительную картину исчезнувшего, сказочно прекрасного мира.

Поблескивая стеклами пенсне, он помог мне понять и полюбить искусство средневековья, искусство раннего Возрождения. Тогда он только что приехал из-за границы и время от времени щеголял перед нами фразами вроде: «когда я фланировал по Шан-Зелизе» или «когда я стоял у подножия Кёльнского собора»…

Владимир Михайлович Волькенштейн читал нам драматургию. Маленький, черноглазый, живой, он бегал перед первыми рядами скамей, вдруг хватал мел и набрасывал на доске замысловатые фигуры. Тогда в Малом театре шла его пьеса «Гусары и голуби», имевшая успех…

По окончании курса пошел я к нему экзаменоваться. До меня он томил страждущих студентов подолгу, они выходили от него как ошпаренные, а я выскочил через три минуты, победно размахивая зачетной книжкой.

– Кто любил Дездемону? – спросил меня Волькенштейн, стращая своими черными глазищами.

– Отелло, – отвечал я.

– А еще кто?

– Кассио.

– А еще? Говорите, говорите быстрее.

Я немного замялся и кинулся, как с вышки в воду:

– Еще Яго любил Дездемону.

– Да, и я тоже так думаю, хотя у Шекспира нет на то никаких доказательств. Дайте свою зачетную книжку…

Русский советский писатель. Писал в основном книги для детей и юношества.


Серге́й Миха́йлович Голи́цын (1 марта (14 по новому стилю) 1909 - 7 ноября 1989) - русский советский писатель. Писал в основном книги для детей и юношества.

В роду Голицыных, - по воспоминаниям писателя, - "двадцать бояр, два фельдмаршала, много воинов, погибших за Отечество".

Некоторые из его книнг были переведены на иностранные языки, например «Хочу быть топографом» - на чешский, китайский, румынский и болгарский языки.

Ещё в детстве, под впечталением прочитанных книг, Сергей Голицын захотел стать писателем. После окончания школы, в 1927 году, он поступил на Высшие литературные курсы.

Первые детские рассказы Голицына начали публиковаться в 1930-х годах в детских журналах «Чиж», «Мурзилка», «Всемирный следопыт». Однако сразу стать профессиональным писателем Сергею Голицыну не удалось. В тридцатых годах он стал работать топографом, принимал участие в строительстве канала им. Москвы.

В 1941 году, 3 июля, Сергей Голицын был мобилизован. В качестве топографа в составе строительных частей он прошёл боевой путь до Берлина и был демобилизован только в 1946 году. Был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и др.

После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом в Государственном проектном институте.

С 1959 года Сергей Голицын стал профессиональным писателем. Популярностью пользовались его детские книги о жизни советских пионеров - «Сорок изыскателей», «Городок сорванцов», «Полотняный городок» и другие. Он также писал краеведческо-исторические книги - «Сказание о белых камнях» и «Сказание о земле Московской».

Писал Сергей Голицын и исторические книги для детей («Ладьи плывут на север», «До самого синего Дона» и др.).

В шестидесятых - семидесятых годах Голицын написал несколько беллетризованных биографий художников.

В последние годы жизни писатель работал над биографической книгой «Записки уцелевшего». Издана она была только после его смерти, в 1990 году.

С 1960 Сергей Голицын каждое лето (примерно с апреля по начало октября) жил в селе Любец на берегу Клязьмы. Остальное время он проводил в Москве.

Библиография

Этот раздел не полон. Вы можете помочь проекту, дополнив его

Книги о жизни советских пионеров:

Хочу быть топографом (1953 год)

Сорок изыскателей (1959 год)

За берёзовыми книгами

Полтняный городок

Городок сорванцов

Старашный Крокозавр и его дети

Тайна старого Радуля (1972 год)

Беллетризованные биографии

Солнечная палитра (1967 год, о Поленове)

Слово о мудром мастере (1977 год, о В. А. Фаворском)

Историко-краеведческие книги

Сказание о белых камнях (1969 год)

Сказание о Земле Московской (написана 1970-х годах, издана в 1990 году)

Сказание о Евпатрии Коловрате (историческая повесть для детей, 1984 год)

Ладьи плывут на север (историческая повесть для детей, 1985 год)

До самого синего Дона (историческая повесть для детей, 1986 год)

Про бел-горю камень (историческая повесть для детей, 1989 год)

Село Любец и его окрестности (три повести о несколько очерков о селе, его истории и жителях, 1989 год)

Биография

Сергей Михайлович Голицын (1909−1989), младший сын Михаила Владимировича Голицына.

В детстве любимыми писателями Сергея Михайловича были Пушкин, Толстой, Лесков, Майн-Рид, Скотт, Купер. Окунувшись в приключенческую литературу, в нем проснулось желание стать писателем. В 1927 году после окончания школы он поступает на Высшие литературные курсы. Первые шаги в литературе ему помогает сделать друг его старшего брата Владимира писатель Борис Житков.

В 30-е годы его первые рассказы для детей публиковались в журналах «Чиж», «Мурзилка», «Всемирный следопыт». Но жизненная судьба изменила планы и свой трудовой путь он начинает топографом-практикантом в геологической партии, затем три года работы на строительстве канала Москва-Волга техником-топографом. В июле 1941 года он был мобилизован в Красную Армию на строительство оборонительных сооружений под Москвой. В качестве топографа с армией дошел до Берлина и был демобилизован только в 1946 году.

К литературной деятельности Сергей Михайлович вернулся в 1960 году. Для детей и юношества им написаны следующие книги: «Хочу стать топографом», «Полотняный городок», «За березовыми книгами», «Городок сорванцов» и др. В творчестве Сергея Михайловича значительное место занимает краеведческая и историческая литература. Наиболее известной является книга «Сказания о белых камнях», повествующая об истории Владимиро-Суздальской земли. Вершиной творчества писателя являются его литературные мемуары «Записки уцелевшего», изданные его сыновьями в 1990 году уже после смерти отца.

Сергей Михайлович много сил отдавал воспитанию подростающего поколения, в благодарность за это его именем названа детская библиотека в городе Коврове и школа в селе Бучалки.

Родился Сергей Михайлович Голицын – известный русский и советский писатель, мемуарист и военный строитель, 1 марта 1909 года в большой семье князя Голицина в их собственном родовом имении Бучалки. Помимо Сергея в семье было ещё 6 детей.

Уже с детства у мальчика проснулась любовь к литературе. Его любимыми русскими писателями того времени были Пушкин, Толстой, Лесков. Также он интересовался и западным творчеством таких мастеров пера как Томас Майн-Рид, Вальтер Скотт и Джеймс Фенимор Купер. В 1927 году, сразу после окончания школы он принимает решение стать писателем. Ради этого он поступает на Высшие литературные курсы. Начинает публиковаться с начала 1930-х годов в детских журналах, но стать по-настоящему великим писателем ему не удаётся. Ему приходится работать топографом на строительстве канала Москва-Волга, затем началась Великая отечественная война и его мобилизовали в армию. Сергей Михайлович закончил войну в Берлине и был демобилизован в 1946 году. Сразу после войны он устаивается в Государственный проектный институт геодезистом. И лишь с 1960 года ему удаётся написать целую серию удачных книг для детей. Писал Сергей Михайлович Голицын в основном на краеведческую и историческую тематику. Венцом творчества стали его мемуары «Записки уцелевшего», которые, надо сказать, были изданы его сыновьями в 1990 году, уже после его смерти.

Как уже говорилось выше, Сергей Михайлович много писал для детей, поэтому в честь него названа школа в его родном селе Бучалки и детская библиотека в городе Коврове.

Не стало С.М.Голицына 7 ноября 1989 года. Умер он прямо за написанием своего самого большого труда «Записки уцелевшего».

Князь Сергей Михайлович Голицын (1 (14) марта - 7 ноября ) - советский писатель, мемуарист, инженер-топограф, военный строитель, участник Великой Отечественной войны . Внук московского губернатора В. М. Голицына .

Биография

Сергей Голицын родился в родовом имении Бучалки 1 (14) марта 1909 года, в семье князя Михаила Владимировича Голицына (1873-1942) и Анны Сергеевны, урождённой Лопухиной (1880-1972). Имел 5 сестёр: Александру (1900-1991), Софию (1903-1982), Евгению (1906-1908), Марию (1911-1988), Екатерину (1914-2005) и брата Владимира (1902-1943).

Во время репрессий 1920-1930-х годов их семья подверглась преследованиям. В разное время были арестованы дед, В. М. Голицын (1847-1932), отец, брат, муж сестры Александры - Г. М. Осоргин, двоюродные братья и сёстры, некоторые из них погибли в лагерях. Позднее Сергей Михайлович отразил эти годы в своей книге «Записки уцелевшего».

Брак и дети

Творчество

Ещё в детстве, под впечатлением прочитанных книг, Сергей Голицын захотел стать писателем. После окончания школы, в 1927 году , он поступил на .

Первые детские рассказы Голицына начали публиковаться в 1930-х годах в детских журналах «Чиж» , «Мурзилка» , «Всемирный следопыт ». Однако сразу стать профессиональным писателем Сергею Голицыну не удалось. В тридцатых годах он стал работать топографом, принимал участие в строительстве канала им. Москвы .

В 1941 году, 3 июля, Сергей Голицын был мобилизован. В качестве топографа в составе строительных частей он прошёл боевой путь до Берлина и был демобилизован только в 1946 году. Был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени , Красной Звезды , медалями «За боевые заслуги» , «За оборону Москвы» и др.

После войны Сергей Голицын работал инженером-геодезистом в Государственном проектном институте.

С 1959 года Сергей Голицын стал профессиональным писателем. Популярностью пользовались его детские книги о жизни советских пионеров - «Сорок изыскателей», «Городок сорванцов», «Полотняный городок» и другие. Он также писал краеведческо-исторические книги - «Сказание о белых камнях» и «Сказание о земле Московской».

Писал Сергей Голицын и исторические книги для детей («Ладьи плывут на север», «До самого синего Дона» и др.).

В 1960 - 1970-ых годах Голицын написал несколько беллетризованных биографий художников.

В последние годы жизни писатель работал над биографической книгой «Записки уцелевшего». Издана она была только после его смерти, в 1990 году.

С 1960 Сергей Голицын каждое лето (примерно с апреля по начало октября) жил в селе Любец на берегу Клязьмы . Остальное время он проводил в Москве .

Самый большой труд своей жизни, над которым Сергей Михайлович работал в течение 10 лет, увидеть изданным писателю не привелось - 7 ноября 1989 года он скончался от обширного инфаркта , в первой половине этого своего последнего дня занимаясь правкой машинописного экземпляра «Записок уцелевшего».

Библиография

Популярно-методические книги

  • Хочу быть топографом (под ред. А. М. Казачкова; 1936, переизд. 1953, 1954). (Книга популярно рассказывает о работе по ориентированию на местности и о самодельных измерительных инструментах)
  • Мы читаем «зелёную книгу» (1959)
  • Полотняный городок (Туристский лагерь пионеров) (1961) (Популярный очерк из жизни звенигородского лагеря московской школы-интерната № 18). О том как был создан этот лагерь С. Голицын рассказал в художественной повести «Городок сорванцов»
  • Туризм в школе: Книга руководителя путешествия / И. А. Верба, С. М. Голицын, В. М. Куликов, Е. Г. Рябов. (1983). (Как организовать и провести школьное путешествие)

Рассказы для детей

  • Оленёнок. Чайник. Рассказы (СПб, «Чиж» , 1940)

Книги о жизни и приключениях советских пионеров

  • Сорок изыскателей (1959, переизд. 1961, 1966, 1969, 1974, 1983, 1989, 2015)
  • Городок сорванцов (1963, переизд. 1974, 2016)
  • За берёзовыми книгами (1963, переизд. 1965, 1969, 1989, 2015) (Повесть об одном туристском походе)
  • Страшный Крокозавр и его дети (1965, переизд. 1974, 2016)
  • Тайна старого Радуля (1972, переизд. 1987, 1989, 2015)

Беллетризованные биографии

  • Солнечная палитра. Повесть о художнике В. Д. Поленове (1967)
  • Слово о мудром мастере. Повесть о художнике В. А. Фаворском (1977)
  • Очерк о Ф. М. Достоевском («Огонёк» , 1977, № 52)
  • Очерк о Л. Н. Толстом («Огонёк» , 1978, № 37)
  • О неосуществлённом замысле Л. Н. Толстого («Яснополянский сборник», 1982)

Историко-краеведческие книги

  • Сказания о белых камнях (М., Молодая гвардия, 1969; доп. и перераб. переизд. 1980, 1987). Голицын С. М. Сказания о белых камнях / Художник В. Перцов; Фотографии А. С. Потресова , П. П. Соколова, Г. Б. Шлионского. - Изд. 3-е. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1987. - 224 с. - 50 000 экз.
  • Про бел-горюч камень. Историческая повесть для детей (1983, переизд. 1989)
  • Сказание о Евпатрии Коловрате. Историческая повесть для детей (1984, переизд. 1987)
  • Ладьи плывут на север. Историческая повесть для детей (1985)
  • Дедов дом. Повесть («Новый мир», 1985, № 9)
  • До самого синего Дона. Историческая повесть для детей (1986)
  • Село Любец и его окрестности: повести, очерки (1989). (О селе Любец Ковровского района Владимирской области, где у автора был дом, и о жителях села. Содержание: История села Любец. Любецкие старожилы. Дедов дом. Большой дом. Сельские учителя. Из моего блокнота.
  • Сказания о земле Московской: Повесть (1991; написана в 1970-х гг.)

Мемуары

  • Лето в Бучалках («Пионер», 1989, № 7, стр. 36-45. Глава, не включённая в «Записки уцелевшего») (Воспоминания о детстве)
  • Записки уцелевшего. Мемуары («Дружба народов», 1990, № 3; книжное изд. 1990, переизд. 2006) Записки уцелевшего // Публикация Г. С. и М. С. Голицыных. («Наше Наследие», 2000, № 54) (Главы мемуарного романа-хроники, где автор рассказал о нескольких поколениях Голицыных и родственных им семей, доведя повествование до событий 1917 года)
  • Записки беспогонника. - М.: Русскiй Мiръ, 2010. - 608 с. - 2000 экз. (Книга издана впервые по рукописи 1946-1948 гг. Воспоминания были вновь обнаружены и исправлены автором в 1971 году. Отрывки публиковались в журнале «Наш современник », 1995, № 7, 8)


Загрузка...
Top