Горе от ума классицистическая комедия. Черты классицизма в комедии “Горе от ума” Грибоедова

Черты классицизма в комедии «Горе от ума». Классицизм как стиль европейской ли­тературы 17-нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству ан­тичности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обоб­щенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в иде­ально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой нату­ры. Развернутая эстетическая теория классицизма была создана во Фран­ции Николо Буало в поэме «Поэтическое искусство» (1674 г.)

Теория жанров делила произведения на «высокие» (эпопея, траге­дия, ода) и «низкие» (сатира, басня, комедия). Произведения классициз­ма должны были строго следовать следующим принципам:

– правило трех единств: времени, места и действия;

Гармония и соразмерность частей;

Логическая стройность и лаконизм композиции;

Простота сюжета;

Ясность и четкость языка (стиль и язык должны строго соответ­ствовать выбранному жанру)

Русский классицизм возникший во второй четверти 18 века, под сильным воздействием идей просветительской идеологии, характерной для продолжателей реформ Петра I, в большей степени был направлен на конкретные явления русской действительности, на преобладание национально-исторической тематики над античной.

В начале 19 века в России усилилась борьба за народность и истин­ность литературы в их неразделенное™: освобождение от чужеродных влияний, за обращение к народной героике, «просторечию», неприкра­шенному изображению народного быта.

Возникли споры о назначении комедии, о её разных направлениях:

  1. Злободневная, «колкая», памфлетно-сатирическая комедия, (А.А. Шаховской, М.Н. Загоскин) ставила целью эстетическую поле­мику и исправление нравов.
  2. Светская комедия (А.И.Писарев, Хмельницкий) - свободная от нра­воучений, подчинялась поискам изящной, динамичной интриги и непри­нужденных форм стихотворного диалога, близкого к салонной беседе.

Будучи одним из создателей жанра «светской» комедии, А.С. Гри­боедов уже с первых шагов стремился творчески использовать идейно- тематические и жанрово-стилистические особенности обоих тапов рус­ской комедиографии.

Комедия (как более свободный «низкий» жанр, призванный отра­жать современную действительность) легче воспринимала вариатив­ность использования изобразительных средств. Она могла бьггь сата- рической, героической или лирической, а могла и соединять в себе разные типы. И чем талантливей был автор, тем органичней сливались в его произведениях элементы различных типов комедий.

Грибоедов добивался естественного развития действия комедии, жи­вости стиха, выразительных характеристик персонажей (острых, легких и жизненных), а также стремился создать ироничные зарисовки дворян­ского быта, осваивал стихию просторечия. Все эти напряженные твор­ческие поиски блистательно воплотились в главном произведении Алек­сандра Сергеевича Грибоедова - комедии «Горе от ума».

При создании комедии «Горе от ума» Грибоедов использовал пра­вило трех единств драматургии классицизма:

единство места действия - дом Фамусова;

единство времени действия - всё происходит в один день - день приезда Чацкого в Москву;

единство действия - непрерывность действия концентрируется вокруг Чацкого.

Русская комедия предпочитала «частной завязке» (т.е. интриге час^ тной жизни) - «общую завязку», при которой в действие вовлекалась определенная социальная среда в целом. У Грибоедова комедия, начи­наясь, как «частная» история неразделенной любви, постепенно пере­росла в конфликт представителя независимой мысли (пылкого, нетер­пимого, но честного и благородного героя) с окружающей его социаль­ной средой (косной, бездуховной и беспринципной, яростно враждебной любым проявлениям свободной мысли, попыткам обновле­ния норм жизни).

Фамусовская барская Москва олицетворяет узнаваемые законы за­стойного жизненного уклада («времен Очакова и покоренья Крыма»), сохраняющие свою силу при всех «превращеньях» правлений, климатов и нравов, и умов». Конфликт между «либералом» и «ретроградами» пред­стаёт как проявление борьбы за права и достоинство личности вообще. За обретение этой личностью законного места в современном обществе, за её прочную связь с основами национальной жизни. В комедии зреет сатирический социальный пафос, конфликт взят автором из обществен­ной жизни своего времени.

Строгая эстетическая дисциплина классицизма не мешала Грибое­дову наполнить комедию жизненной правдой и с небывалой свободой использовать новые формы драматической образности. «Я как живу, так и пишу свободно и свободно». Эта свобода творческого осознания, не­зависимость художественных представлений от условностей и стесни­тельных правил позволили Грибоедову создать великую комедию.

Комедийное построение легко и органично включило в себя публи­цистику, сатиру, нравоописание, тонко разработанную любовно-психо­логическую драму, трагедийные мотивы. Даже самые патетические мо­нологи Чацкого вовлекались в динамику непрерывной смены комичес­ких положений, подчиняясь комедийному темпу и ритму. Стихия смешного завладевала высоким героем, не изменяя его природы, сосу­ществуя с патетикой и сарказмом, любовью и озлоблением, идеологи­ческим пафосом и психологическими тонкостями. Развитие действия комедии подтверждало справедливость обличений Чацкого, но вскры­вались не просто отдельные пороки барской или чиновничьей среды, но и ненормальность общества в целом. Когда фарсовая острота «диалога глухих» вместе с комедийными недоразумениями сгустилась до преде­ла, комедия приобрела трагический смысл.

Потому что трагична участь Предтечи, горе Уму в обществе глухих к нему. Слепая беспощадность мгновенно объединившихся сил зла пе­ред опасностью покушения на его главные механизмы (мздоимство, поклонение чинам и богатству, «радение родному человечку») и незащи­щенность нарождающихся сил добра - гениальное открытие Грибоедо­ва, составившее смысловую основу великой комедии.

Условные комедийные образы преобразились в типические ха­рактеры, отчасти сохранившие связь с традиционными амплуа, но уже вобрали в себя черты живой действительности. Скалозуб, Репе- тилов, Молчалин - это характерные для комедии имена-маски, но умея выделить в действительности самое существенное и характер­ное, автор так изобразил своих персонажей, что мы ощущаем сто­ящие за ними социальные законы, определяющие их психику и по­ведение.

В «Горе от ума Грибоедов создал целую галерею реалистических ху­дожественных типов. Имена персонажей стали нарицательными и сегод­ня служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое ли­беральное пустословие (репетиловщина), и т. д.

Речь персонажей не расходится с их психологической характерис­тикой, принимая соответствующий колорит. Житейское правдоподо­бие и критерий поэтической правды выступают в полном согласии друг с другом.

Синтетичность драматургической поэтики Грибоедова особенно ярко проявилось в языке комедии. Разностопный ямб «Горя от ума» сравнялся в гибкости с разговорной речью; стихотворные монологи, диалоги, реплики стали передавать интонации персонажей, оттенки их психологии и особенности поведения. А традиционная афористическая отточенность сценической речи у Грибоедова зиждется на новой осно­ве, - он привлёк ресурсы меткости и краткости народного слова, сбли­зив его с законами построения пословиц и породив множество новых пословиц и поговорок.

«Счастливые часов не наблюдают»,

«Ах! злые языки страшнее пистолета»,

«Всё врут календари»,

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»,

В примерах недостатка нет, ещё Пушкин предсказал, что половина стихов «Горе от ума» войдёт в пословицы. Грибоедов осуществил двусто­ронний процесс взаимосвязи и взаимообогащения живого разговорно­го языка народа и языка литературного.

Подводя итоги, нам хотелось бы отметить парадоксы комедии Гри- бедова «Горе от ума».

  1. По определению Пушкина Грибоедов в своем произведении об­нажил и вынес на суд проблемы и болезни нашего общества, воплощая тем самым принцип «высокой комедии», которая «не основана един­ственно на смехе, но на развитии характеров, и… близко подходит к трагедии».
  • По теории жанров классицизма Грибоедов работает в низком жан­ре, а в результате создаёт по общему признанию высокую комедию.
  1. В рамках классицизма свободный дух автора комедии позволил ему на основе всеохватного органического синтеза традиций и новатор­ства совершить мощный «скачок» породивший новое эстетическое ка­чество - художественный реализм.

В своем произведении Грибоедов придерживался принципов классицизма, в том числе принципа «трех единств». Это правило подразумевает единство места, времени и действия. В пьесе единство места подтверждается тем, что все происходит в доме Фамусова, который выступает как символ Москвы. Принцип единства времени также соблюден автором. Все происходит в течение суток, начинаясь утром одного дня и кончаясь утром другого. В пьесе описан всего лишь один день, когда Чацкий вернулся в дом к своей возлюбленной.

Только единство действия не соблюдается, так как в пьесе существует не один, а целых два конфликта. Любовный конфликт в итоге приходит к финалу, а вот социальный конфликт не находит разрешения. Грибоедов вводит в классицистическую форму и свои новаторские идеи. Например, вместо классического набора персонажей, автор использует свой, как будто перепутав все амплуа.

Также писатель нарушает принцип однозначности характеров. Кроме того, Грибоедов вводит русскую форму имен, без какой-либо иронии. Все персонажи получили реальные, а не вымышленные имена. Благодаря использованию говорящих фамилий, сразу становится ясно, что собой представляет герой. Таким образом, Грибоедов с одной стороны придерживается принципов классицизма, а с другой стороны вводит свои новаторские идеи.

Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования трех методов: классицизма, романтизма и критического реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна. Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке, а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет, композицию и художественную речь.
Суть комедии - горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко - как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями “умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников” сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей “безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”, а потом - просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?” - уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно, один дополняет другой.
Можно выделить еще одну неклассицистическую черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство места и времени соблюдено, то единство действия - нет. Действительно, все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе две завязки: одна - это холодный прием Чацкого Софьей, другая - столкновение между Чацким и Фамусовым и фаму-совским обществом; две сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.
Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий - дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов - ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком
вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.
Весьма интересно проявились черты романтизма в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств, но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда - социальный конфликт с представителями московского барства, трагедия ума.
Характерна для романтизма и тема скитаний по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.
В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки нового для того времени метода - критического реализма. В частности, соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический материализм.
Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.
Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова. Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича Грибоедова - это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой - целостная панорама русской жизни начала XIX века.

Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, - противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий - Софья, Софья - Молчалин, Молчалин - Лиза, Лиза - Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари...” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.

Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: ок любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

Во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А главное - поди-тка, послужи...

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек - змея” - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей - родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Го-рич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов).

Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Ведущим литературным направлением в начале XIX века был классицизм. Однако не все так просто с комедией Грибоедова. Уникальность «Горя от ума», в частности, и в том, что в этой комедии проявляются черты нескольких литературных направлений: и

Признаки классицизма в комедии Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.

Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.

Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.

Во-первых, Чацкий – не только отвергнутый герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает идеи, близкие автору.

Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника, но это и не герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям

(«Кто так чувствителен, и меток, и остер, как Александр Андреич Чацкий»).

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:

Фамусов (от лат. «молва») боится сплетен, молвы,

князь Тугоуховский действительно плохо слышит,

Репетилов (от фр. «повторять») повторяет за другими.

Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других. В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.

Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.

Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал: порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому. Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

«Чацкий сломлен количеством силы старой».

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»

(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Наша презентация темы

Реализм в комедии Грибоедова

И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:

«В двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух», исторический момент и нравы. Эта характеристика, в частности, может быть расценена как характеристика реалистичности пьесы Грибоедова.

А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний русской драматургии. В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь


Загрузка...
Top