Художник добужинский биография. В Европе и США

Название картины: Провинция 1830-ых . 1907-09


Биография Добужинского

ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875-1957), русский художник. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884-1885), а также (1899-1901) в Мюнхене у А.Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш.Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Член «Мира искусства» с 1902. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918-1919 в Витебске, в 1924-1926 и 1929-1938 в Каунасе, в 1926-1929 в Париже, в 1938-1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету - Человек в очках (портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905-1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900-1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука; «Золотое руно», 1907); помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов. Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое, игровое узорочье. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них - оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1925).

Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987).

. 1902

Двор . 1903


. 1903


. 1904

. 1905

. 1905


. 1905


. 1905


. 1905


. 1906-07

. 1906

. 1906


. 1908

. 1915?


. 1910


. 1911


. 1912


Воронеж. Ворота . 1912


Поцелуй (Двое в городе) . 1918

. 1919


. 1920


Из жизни Петрограда 1920 года . 1920


. 1924


Иллюстрация к повести Достоевского «Белые ночи» . 1922

Зеленая диванная. Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне» . 1909


Сад. Эскиз декорации к балету Глазунова «Раймонда» . 1933


Грот. Эскиз декорации к опере Вагнера «Тангейзер» . 1930


Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (1875, Новгород - 1957, Нью-Йорк) - русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.

Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка, певица и либералка уехала. Отец забрал сына на воспитание, и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885-1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899-1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса .

Первый директор Витебского художественного училища (1919).

Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 года был профессором Академии художеств в Петрограде.

В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из СССР. В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год - для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». С 1929 года Добужинский был ведущим художником литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.

Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 (Великая Ложа Франции). Посвящён в степень ученика - 20 октября 1927 года, возведён в степень подмастерья - 21 июня 1928, в степень мастера - 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год.

С 1939 года жил в США. Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому.

Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Жена (с 1899 года) - Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 - 12 октября 1965), племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859-1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858-1935), гимназических товарищей А. П. Чехова; двоюродная сестра драматурга В. М. Волькенштейна, адвоката Ф. А. Волькенштейна и публициста О. А. Волькенштейн.

В начале творческого пути (1902-1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века - А. Н. Бенуа и К. А. Сомова . По стилю Добужинский был близок к символистам.

По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» - закоулки, дворы и тому подобное.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.

Добужинский работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.

В 1941 году Добужинский писал декорации для балета Михаила Фокина «Русский солдат».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957)

М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.

Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

Картины художника

В Скворечниках. Эпилог. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин».

В ротах. Зима в городе


Вильно. Базар у стены


Вильно. Ночная сцена


Вильно. Старая стена


Витебск


Город


Городские типы (Гримасы города).


Дания. Театрик


Домик в Санкт-Петербурге


Из жизни Петрограда


Канал Хаарлем


Кукла


Лондон. Монумент


Мойка у Нового Адмиралтейства


Набережная в Петербурге


Неаполь


Ночь в Санкт-Петербурге


Окно парикмахерской

Омнибус в Вильно

Петербург. 1914г


Петербург. Александринский театр


Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра Первого


Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок


Поцелуй


Провинция 1830-х годов


Провинция. Воронеж



ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович (1875-1957) – живописец, график, театральный художник, критик, мемуарист, участник творческого объединения «Мир искусства».

«Мстислав Добужинский родился 15 августа 1875 г. в Новгороде. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в звании генерал-майора. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка и «радикалка», как ее называли знакомые, взяла мальчика к себе в Казань, затем переехала в Нижний Новгород. В четырехлетнем возрасте его увезли в Петербург к отцу. Несмотря на эту семейную драму, Добужинский в мемуарах назвал свои ранние годы «воистину золотым детством». В последних классах вильнюсской гимназии и затем в студенческие годы он каждое лето навещает мать, поселившуюся на своем хуторе в тургеневских местах в Кирсановском уезде. «Эпоха Тургенева, – писал Добужинский, – была мне душевно близка». Эта близость и знание помещичьего быта помогли ему впоследствии в работе над спектаклями в МХТ в качестве театрального художника.
В 1885-1887 гг. он учился в школе рисования Общества поощрения художеств. Поступил в Петербургский университет, занимался в публичной библиотеке, где однажды Стасов, известнейший в ту пору художественный критик, показал ему собрание лубочных картинок и благословил на изучение народного искусства. Окончив университет в 1899 г., Добужинский едет в Мюнхен учиться рисунку в школе А. Ашбе. Затем переходит к другому учителю – венгру Ш. Холлоши, чья школа на лето переезжала из Баварии в Венгрию, и там ученики писали этюды на пленэре. Таким образом, Добужинский сумел наработать опыт в двух противоположных по своему подходу к искусству мюнхенских мастерских. По возвращении в 1901 г. в Петербург он вынужден был поступить на службу в Министерство путей сообщения помощником делопроизводителя в чине коллежского секретаря. «Тут действительно не было ничего общего с тем, чем был полон мой внутренний мир», – вспоминал Добужинский. В 1902 г. он сблизился с художниками «Мира искусства», разделял их ретроспективный эстетизм и культ Старого Петербурга, «полного горькой поэзии и тайны», в создании которого он сам принимал непосредственное участие. «Меня интересовала больше всего «изнанка» города… Я рисовал Питер, его «уголки», а красотами Петербурга любовался, но рисовать их не подмывало… За парадный Санкт-Петербург я взялся попутно лишь по настоянию друзей и «заказчиков».
С осени 1906 г. он преподавал в мастерской ученицы Репина Е.Н. Званцевой, продолжая одновременно свою необременительную службу в министерстве, откуда вышел в отставку в 1909 г., став уже к тому времени известным художником. Мастерскую Званцевой обычно называли «Школой Бакста и Добужинского». Располагалась она в доме на Таврической улице, где этажом выше был знаменитый литературно-художественный салон Вячеслава Иванова («Башня»). Добужинский стал часто бывать на ивановских «средах», встречался там с Блоком, Белым, Сологубом, Волошиным, Ремизовым, Чулковым и многими другими поэтами и писателями. «У Вячеслава Иванова, – вспоминал Добужинский, – я еще бывал и по поводу затеянного им его собственного издательства «Оры». Он торжественно нарек меня почетным именем «художника Ор» и я сделал несколько обложек для крошечных книжек этого издательства, удовлетворяя Вячеслава Иванова моими символическими рисунками. Эти книжки были: антология «Цветник Ор», «Трагический зверинец» и «33 урода» Лидии Зиновьевой-Аннибал и «По звездам Вячеслава Иванова».
История русской книжной графики не представима без Добужинского. Его иллюстрации, обложки, книжные марки, заставки и прочее украшают множество изданий той поры. Они встречаются в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», в альманахах «Шиповник» и «Подорожник», сборниках стихов Блока, Верховского, Крандиевской, Чулкова, Георгия Иванова, Мандельштама, Цветаевой, в книге Волошина «Лики творчества», М. Кузмина «Вторник Мэри» и «Нездешние вечера», в романе Сологуба «Мелкий бес» и его же «Политических сказочках», в книге для детей Ремизова «Морщинка», в книге В.А. Верещагина «Русская карикатура». Одним из значительных его достижений как художника-графика остались иллюстрации к «Бедной Лизе» Карамзина. Сам Добужинский называл в числе самых удачных своих работ той поры нарисованную им обложку к роману Ремизова «Пруд». Уже с богатым опытом театрального художника в театре Комиссаржевской и в МХТ он начинает в 1914 г. работать для балета. С.П. Дягилев вызвал его в Париж для исполнения декораций. Делал он также эскизы к костюмам в дягилевских балетах и был одним из тех, кто внес вклад в блистательный «русский сезон» в Париже перед началом мировой войны.
Годы революции и Гражданской войны Добужинский прожил в Петрограде. «На моих глазах город умирал, смертью необычайной красоты, и я постарался перед тем, как его покинуть навсегда, посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик». Добужинский принимал участие в художественной жизни «Дома искусств», основанного в 1919 г. К. Чуковским. Лично встречался практически со всеми петроградскими деятелями художественной культуры. С 1922 г. он был профессором факультета живописи Академии Художеств. Одна из последних работ Добужинского, завершенная в советской России, – иллюстрации к «Белым ночам» Достоевского, оставляющие незабываемое впечатление.
Эмигрировал Добужинский в 1924 г. в Каунас. Вскоре переехал в Латвию, интенсивно включился в культурную жизнь Зарубежья. Точности ради следует упомянуть, что книги, оформленные Добужинским, выходили еще в начале 1920-х гг. в Берлине, когда немецкая столица на несколько лет фактически стала столицей Русского зарубежья и крупнейшим центром русского книгопечатания. В известном издательстве Зиновия Гржебина еще до эмиграции художника вышла книга Ганса Христиана Андерсена с рисунками Добужинского. В этих иллюстрациях сказалась давняя любовь мастера книжной графики к детской книге. В 1922 г. в Берлине выходит монография С. Маковского «М.В. Добужинский», а в следующем году в «Балтийском альманахе» (Каунас) была напечатана статья другого крупного искусствоведа – Эриха Голлербаха, – посвященная 25-летию творческой деятельности Добужинского, вскоре вышла его же книга «Рисунки М. Добужинского».
Переезд в Латвию по времени совпал с основанием в Риге иллюстрированного журнала «Перезвоны» (1925-1929 гг.). Редакция придавала особое значение оформлению своего издания и стремилась представить журнал как орган русского творческого слова, искусства и художественной старины. Политические разногласия авторов в «Перезвонах» были стерты, объединение творческих сил осуществлялось вокруг идеи русскости. Добужинский стал ближайшим постоянным сотрудником журнала. Он устраивает также персональные выставки, читает лекции, дает интервью для эмигрантской печати, пишет для рижской газеты «Сегодня» воспоминания о художниках Баксте и А. Яковлеве, об издателе Гржебине, статью о постановке «Ревизора» в эмигрантском театре.
В 1929 г. Добужинский переехал в Вильнюс. С этим городом у него были связаны детские воспоминания. Сюда он попал одиннадцатилетним, там же окончил гимназию. Вильнюс, как и некоторые другие старые города Европы, отразился в творческом наследии Добужинского. Но его справедливо называют по преимуществу художником Петербурга, связь с которым была для него «совершенно романтическим чувством». Он – поэт города, в графике и в станковой живописи, впитавший широкий диапазон традиций и преобразивший их в своем индивидуальном стиле, лирическом и психологическом. Он синтезировал в своем творчестве увлечение прерафаэлитами, мюнхенскую школу, изящество и ретроспективность «Мира Искусства», любовь к русскому лубку, народной игрушке, сатирический журнальный рисунок, японскую гравюру на дереве, мечтательную «музыку» символистов, «величие и гармонию» (по его собственным словам) архитектуры старого Петербурга. В творчество Добужинского вошел и древний Новгород. В этом городе он родился, здесь же родился и как художник, в девятилетнем возрасте нарисовавший свой первый пейзаж. Имя Мстислав дано ему было в честь новгородского князя, жившего в XII в., – св. Мстислава Храброго.
Живя в эмиграции в Прибалтике, Добужинский становится членом парижского Общества русской книги. Участвует в основанном в Париже и сразу ставшем популярным журнале «Сатирикон». На его страницах появляется серия «Старая Москва в рисунках М.В. Добужинского». Наездами он бывает в Париже, а в 1935 г. переезжает в Лондон. Иллюстрировал выходившие за рубежом русские книги. В 1937 г. Зарубежье широко отмечало столетие со дня смерти Пушкина. В эмигрантском «Петрополисе» вышло юбилейное издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями Добужинского. В пору Серебряного века он был одним из тех талантливых людей, чье творчество способствовало культурному возрождению в России. Так же и в эмиграции он был в числе тех, кто «помог наладить культурную жизнь Русского Зарубежья, участвуя в его культурных мероприятиях… и продолжил на чужбине традиции своего культурного наследия».
В 1939 г. Добужинский переехал в США. В эмиграции он много работал как театральный художник. Среди его театральных работ – декорации к постановкам «Евгения Онегина» (Дрезден, 1923 г., и в неаполитанском Сан Карло, 1954 г.), «Бориса Годунова» (Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд), «Половецких плясок» (Буэнос-Айрес, 1957 г.), «Пиковой дамы», «Бала-маскарада», «Хованщины». Две оперы и пять балетов с декорациями Добужинского были показаны в нью-йоркской Метрополитен-опере. Декорации и эскизы костюмов сделаны им для балетов, поставленных в Монреале. Живя в Нью-Йорке, а летом в Нью-Джерси у моря или в пригороде Нью-Йорка – на Лонг Айленде (г. Си Клиф), писал пейзажи. Несколько раз устраивал в Нью-Йорке свои выставки. В тот же период начал работать над историей театральной живописи и собрал сведения более чем о 200 русских театральных художниках. Сам Добужинский отдал работе в театре пятьдесят лет своей жизни. Им написаны воспоминания, главы из которых публиковались в эмигрантских изданиях - «Новоселье», «Возрождении», но главным образом в «Новом Журнале», где напечатаны его замечательные очерки «Круг Мира искусства», «О Художественном Театре», «Встречи с писателями и поэтами», «Новгород», «Петербург моего детства», «Деревня», «Историческая выставка портретов» и другие. Им же была нарисована обложка «Нового Журнала», под которой этот ежеквартальник выходит и в настоящее время.
В эмиграции Добужинский воспринимался как художник, вышедший из самой сердцевины Серебряного века, из эпохи, которую он сам ценил исключительно высоко и о которой писал года за полтора до своей смерти: «Время между двумя революциями (1905-1917) представляет небывалый по продуктивности подъем нашей художественной жизни во всех ее областях – в живописи, поэзии, в театре, издательском деле и т.д. Это петербургское Возрождение, начавшееся с «Мира искусства» еще недостаточно оценено исторически, а в общую картину тех лет входит еще огромный мир Москвы, который был охвачен тем же подъемом. В перспективном отдалении кажется, что творчество точно инстинктивно торопилось проявить себя как можно полнее в предчувствии общей катастрофы».
В 1950-е гг. продолжительное время он жил в Европе: во Франции, два года в Италии (Милан, Рим, с наездами на Ривьеру, в Неаполь и во Флоренцию), затем год в Англии. Побывал в Германии (Кельн, Дюссельдорф) и в Копенгагене – «моем издавна любимом городе». В Лондоне в 1955 г. была устроена его персональная выставка, на которой представлены были его эскизы, сделанные им для 24 балетных постановок. Это была его единственная выставка за несколько лет пребывания в Европе в 1950-е гг., и Добужинский с горечью в письме к Сомову говорит о себе как о «забытом художнике». К современному европейскому и американскому искусству 1950-х гг. он относился с недоверием, видя в нем «страшное падение вкуса». В октябре 1957 г. он вернулся в Нью-Йорк с большим количеством рисунков, эскизов и этюдов, выполненных за годы жизни в разных странах Европы, и через месяц после своего возвращения, 20 ноября, скончался в доме младшего сына. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.» Вадим Крейд ©

Работы Мстислава Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк)...
Работы художника неоднократно продавались на ведущих мировых аукционах: Sotheby"s, Christie"s, MacDougall"s...

Добужинский М. В. ДОБУЖИ́НСКИЙ Мстислав Валерианович , рус. график, живописец, театр. художник. Член объединения "Мир искусства". Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Художеств. образование получил в 1899–1901 в мюнхенских частных школах А. Ажбе и Ш., Холлоши. В т-ре дебютировал в 1907 ("Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля, Старинный т-р Евреинова, Петербург). Оформлял спектакли в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), в МХТ. В 1925 уехал в Литву. В 1939–57 жил в США и Франции. Первые опыты Д. в области балетного т-ра – "Бабочки" на муз. Шумана (1914, костюмы Л. С. Бакста, Русский балет Дягилева, балетм. М. М. Фокин), "Мидас" на муз. Штейнберга (1914, костюмы Бакста, там же, балетм. тот же), "Фея кукол" муз. Байера (1914, антреприза А. П. Павловой, балетм. И. Н. Хлюстин). Декорации Д. отличались живописным мастерством, чувством стиля. Оформил балеты: в Каунасе (Т-р оперы и балета, все пост. Н. Зверевым) – "Сильфиды" на муз. Шопена (1932), "Раймонда" (1933), "Спящая красавица" (1934); "Щелкунчик" (1949, Лондон, "Сэдлерс-Уэллс"), "Балле эмпериаль" на муз. 2-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (1941, "Американ балле караван", балетм. Дж. Баланчин), "Русский солдат" на муз. Прокофьева (1942, Бостон, балетм. Фокин), "Мамзель Анго" на музыку Лекока (1943, Нью-Йорк, балетм. Л. Ф. Мясин), "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна к балету "Гаянэ" (1951, Париж, труппа "Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. Ж. Скибин) и др. Сотрудничал также с балетм. Н. де Валуа, Д. Яншиным, М. Рамбер и другие.

Лит.: Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – нач. XX века, М., 1970; Ванслов В. В., Театрально-декорационное искусство, в кн.: Пути развития русского искусства конца XIX – нач. XX века, М., 1972; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Русское театрально-декорационное искусство, М., 1978; Mstislavas Dobuzinskis. Teatro decoracijų, kostiumų, eskizų paroda. Katalogas, Vilnius, 1963; Mstislav V. Doboujinsky. 1875–1957. Memorial exhibition, L., 1959.


Β. Μ. Паппе.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое "Добужинский М. В." в других словарях:

    Добужинский - Добужинский, Мстислав Валерианович Мстислав Валерианович Добужинский … Википедия

    ДОБУЖИНСКИЙ - Мстислав Валерианович (1875 1957), график и театральный художник, член Мира искусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной и станковой графике (иллюстрации к Белым ночам Ф.М. Достоевского, 1923), карикатурах, театральных … Современная энциклопедия

    ДОБУЖИНСКИЙ - Мстислав Валериа нович (1875 1957), график, живописец и театральный художник. Член Мираискусства. С 1925 жил в Литве, с 1939 в Великобритании и США. В книжной (иллюстрации к Белым ночам Ф. М. Достоевского, 1923) и станковой графике, карикатурах … Русская история

    Добужинский - Мстислав Валерианович , русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 87), в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения … Большая советская энциклопедия

    Добужинский М.

    Добужинский М. В. - Мстислав Валерианович Добужинский Б. М. Кустодиев Портрет М В Добужинского Дата рождения: 2 (14) августа 1875 Место рождения: Новгород Дата смерти … Википедия

    Добужинский - Мстислав Валерианович (1875, Новгород – 1957, Нью Йорк), русский график и театральный декоратор. Участник художественного объединения «Мир искусства» (с 1902 г.). Родился в семье офицера. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств… … Художественная энциклопедия

    - (1875 1957), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1885 87) и в Мюнхене (1899 1901) в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения Мир искусства. В дореволюционный период работал главным образом в… … Художественная энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерианович - (1875 1957), рус. художник, книжный график; член объединения «Мир искусства». Подготовил отд. издание поэмы Л. «Тамбовская казначейша» (1913). Как все «мирискусники», преим. внимание уделял декоративным элементам книги, наполняя их, однако,… … Лермонтовская энциклопедия

    Добужинский Мстислав Валерьянович - (1875—1957), график и живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1885—87) и в Мюнхене в школе А. Ажбе (1899—1901). Преподавал в АХ (1918—23). Член объединения «Мир искусства» (1902—21). Работал в области станковой и… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Книги

  • М. В. Добужинский. Воспоминания , М. В. Добужинский. Издание 1987 года. Сохранность хорошая. Немного найдется людей в нашем художественном мире, которые не знали бы автора книги "Воспоминания" . Объем литературного наследия Добужинского…


Загрузка...
Top