Что я знаю о мировой художественной культуре. Мировая художественная культура

МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

______________________________________________________________

Н.М. МЫШЬЯКОВА

Мировая художественная культура

Часть 2 художественная культура древнейшего и древнего мира

Программные материалы к курсу лекций

(ГСЭ.Ф.04. – культурология)

(протокол № 4 от 15 июня 2004 г. заседания Президиума совета УМО по специальностям педагогического образования)

Издательство ОГПУ

Оренбург 2004

УДК 008:930.8

Рецензенты

Н. Л. Моргунова , доктор исторических наук,

Профессор ОГПУ

А. Г. Прокофьева , доктор педагогических наук,

Профессор ОГПУ

Мышьякова Н.М.

М 96 Мировая художественная культура. Часть 2: Художественная

культура древнейшего и древнего мира: Материалы к курсу лекций. –

Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004. – 79 с.

Программа является второй частью курса «Культурология» (Часть 1: «Мифология») и предназначена для студентов всех факультетов и студентов гуманитарных факультетов, обучающихся по специальности «Культурология».

УДК 008:930.8

Мышьякова Н.М., 2004

Издательство ОГПУ, 2004

Программа является второй частью общего курса «Культурология» (часть 1 – «Мифология») и предназначена для студентов гуманитарных специальностей. Программа предполагает вариативное, выборочное использование материала в зависимости от количества часов, специфики факультета, наличия иллюстративного материла и т.п. Программные материалы позволяют рассматривать выбранные темы в широком национальном, социокультурном, морфологическом контексте, выявляя взаимодействия культур или их типологическую общность. Темы, которые не вошли в основной курс, могут быть использованы в системе факультативных занятий.

Раздел 1. Художественная культура древнейшего мира

Понятие традиционного типа культуры. Своеобразие социальной структуры. Присваивающий характер экономики. Формирование культуры как механизма самоорганизации социума. Аккумуляция жизненного опыта и культурная традиция. Основные этапы древнейшей культуры. Проблема происхождения художественной культуры. “Метаисторическое пространство” зарождения “метаискусства” (Э.Семенцова ). Анонимный характер художественной деятельности. Синкретизм первобытной культуры. “Нравственная нейтральность” (М.С.Каган) первобытного искусства. Данные археологии и этнографии. Каменные орудия позднего палеолита. Понятие избыточного мастерства . Анимизм и тотемизм первобытного искусства. Первобытный “идеологический синкретизм” (Н.А.Дмитриева ). «Археологические» гипотезы, связывающие генезис «первичных форм творчества» с «подсказками» «естественной скульптуры», «макаронами», «руками» (А.Д.Столяр ).

Изобразительное искусство. “Звериное” воплощение космоса. Связь первобытного искусства с охотой и охотничьей магией Анимализм палеолита как искусство «великих охотников» на крупного, стадного зверя. Мифологическая система пещерной живописи.

Открытие настенных рисунков в пещере Альтамира испанцем Марселино де Саутуола (1875). Альтамира – палеолитическая «картинная галерея», наиболее значительная по художественному богатству и по «трагической роли в историографии» (А.Д.Столяр ). Размещение рисунков (на потолке, на стенах, в труднодоступных местах). Манера рисования. Несоблюдение внешних взаимных пропорций. Явление суперпозиции. Отсутствие перспективы. Редкие случаи изображения пространства (“бизон, оглядывающийся назад” и “отдыхающая женщина” в пещере Ла Мадлен). Отсутствие вертикальной и горизонтальной ориентации. Рентгеновский стиль. Изображение сцен. Приёмы передачи движения (положения ног, наклон тела, поворот головы). Приёмы упрощения и символизации изображения. Два стиля первобытного искусства:жизнеподобный иусловный . Изображение зверя и выражение человека. Первобытная изобразительная техника (крупные каменные резцы; палец, испачканный цветной глиной). Использование в изобразительных целях формы скалы (“вставший бизон” в сталагмите пещеры Кастильо, “бизон со стрелами” в пещере в Нио). Применение минеральных красителей.

Виды изображённых животных: бизоны, туры, носороги, козлы, лошади, волки. Редко изображаемые животные: олень, осёл, хищные животные. Уникальность изображения рыб, птиц, змей, насекомых.

Антропоморфные изображения . Частые изображения женщин. Образ женщины как антропоморфная составляющая концепции мира.Реалистический истилизованный типы изображения. Фронтальность, неподвижность женских фигур, их потенциальная монументальность. Плоское, не проработанное изображение лица.Клавифорные изображения (напоминающие нотные знаки или музыкальный ключ). Типодетых женщин . Уникальность изображения двух “отдыхающих женщин” в пещере Ла Мадлен. “Модернизм” изображения (Я.Елинек ).

Изображения мужчин. Драматизм сцен и ситуаций, в которых изображены мужчины: пронзаемые стрелами, защищающиеся от зверя (терзания ). Фаллические мотивы.

Система символических изображений. Различное толкование символов (знаки пола, календарь, обрядовые касания). Позитивные и негативные изображения руки. Изображения руки с неразвитыми пальцами (мутилация ).

Выход изображения из пещеры на поверхность скалы (мезолит). Поза летучего галопа . Системаорнаментальных символов. “Рождение сосуда с цельной системой росписи – мировоззренческая революция” (Э.Семенцова ). Развитое почитание богини-матери, быка. Узоры «ленточной» керамики, скорпионы, рыбы, птицы, изображения «рогов посвящения», символы креста, свастикообразные спирали и т.п. Тенденция к созданию относительно самостоятельной изобразительной целостности. Развитие рисуночного письма –пиктографии . Раскрашенныегальки пещеры Мас д’Азиль в Арьеже (Франция) – возможные знаки древнейшей письменности (предположение французского учёного Э.Пьетта).

Первобытная скульптура. Стелы с рельефом человеческого лица. Зооантропоморфные изображения. Палеолитические “Венеры”. Проблемы эротической и социальной атрибуции «Венер». «Буквализм» как «стадиальная особенность древнего символизма» (А.Д.Столяр ).

Первобытная архитектура . Освоение монументального пространства, выборкамня в качестве главного материала. Образы естественного скопления (лабиринты ). Антропоморфность идеи каменных валунов. Циклопические крепости. Европейские городища. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. Стоунхендж в Англии (сложное пространственное сооружение, продуманность конструкции). Мегалитическая культура Франции. «Срубные» культуры Среднего Поволжья и Южного Приуралья. Погребальные сооружения. Элементы архитектурного декора.

Изготовление украшений: брелоки, шпильки, ожерелья, браслеты. Манера ношения украшений. Материалы и техника обработки. Украшения-амулеты.

Первобытный театр (использование масок, подражание повадкам животных, раскраска тела и т.п.). Роль тотемических и инициационных обрядов в развитии первобытного театра. Образ животного в первобытных представлениях. Появление первых человеческих масок в похоронном и поминальном обрядах. Роль тайных мужских союзов в сохранении и развитии первобытных “театральных” традиций. Колдовские «сеансы» и шаманское камлание – образцы синкретического театрально-ритуального действа. Элементы театральности в свадебных обрядах, в календарных аграрных народно-обрядовых играх.

Искусство танца. Ритм движений и ритм звуковой.

“Вызревание” музыки внутри первобытного синкретического комплекса праискусства. Мелодические и ритмические формулы. Логическая организация звуков. Первые примитивные инструменты: колотушки, погремушки, каменные плиты-литофоны, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук. Усложнение интонационного строя. Образование простейших музыкально-звуковых систем, элементарных видов метра и лада. Музыкальная мифология. Представление о музыке как о могучей силе, способной влиять на природу. Лирические заклинания.

Концепция А.Н.Веселовского о происхождении поэзии из народного обряда. Эпос и лирика как “результат разложения древнего обрядового хора”. Понятия “коллективной эмоциональности” и “группового субъективизма” (А.Н.Веселовский ).Запевалы обрядового хора – прообразпоэта . Канонизированность первобытной лирики, её магические цели.Смысловой комплекс – важнейший элемент первобытной поэзии. Поэтика повторяемости и варьирования. Формирование семантико-синтаксического параллелизма. Характерные стилевые черты первобытной поэзии (приём контраста, накопление синонимов, рефрены, полилогия, метафорические формулы и т.д.).

Внутренний аспект проблемы происхождения словесного искусства. Понятие мифа . Ритуалистическая концепция соотношения мифа и обряда (Дж. Фрезер, Р.Харрисон и др.). Ритуально-мифологическая школа (Н.Фрай, Р.Чейз и др.). Отождествление поэзии с мифом и ритуалом.

Исследование Э.Кассирера о мифе как особом символическом и рациональном языке.

Структурная антропология К.Леви-Стросса. Логические механизмы первобытного мышления: “поле бессознательных логических операций”; принцип “бриколажа”; система бинарных оппозиций; механизмы медиации (посредничества) и “порождающей семантики” (К. Леви-Стросс ). Символизм, генетизм и этиологизм мифологического мышления. Всеобщая персонификация в мифах и широкое метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, “парадигматический” характер мифа (Е. Мелетинский ). Миф как мировоззрение и повествование. Миф как знаковая система (Р.Барт ). Мифологическое мышление – интеллектуальная база длянеолитической технической революции . Миф и сказка. Миф и историческое предание. Миф и легенда. Миф и архаический эпос. Классификация мифов. Культура и мифология Евразии (индоевропейская, западно-семитская, германо-скандинавская, кельтская, тюрко-язычных народов, народов Закавказья, Сибири и др.), Африки, Америки, Австралии.

Поздние формы первобытного искусства: глиняные сосуды с геометрической орнаментальной росписью, с маленькими схематическими скульптурными фигурами людей, лошадей, птиц; бронзовые сосуды в виде вёдер (ситулы ).

Художественная культура Древнейшего мира на территории России. Западная и Восточная Европа: общее и особенное. Широкое развитие геометрической орнаментации – специфика позднего палеолитаВосточной Европы, так же как наскальная живопись – типичное явление Древнейшего искусстваЗападной Европы.

Искусство эпохи палеолита (Авдеевское поселение, поселение Костёнки, Кобыстан, Капова пещера, стоянки Сунгирь, Мезино и др.). Доминирование зооморфных образов. Мамонт – главный персонаж звериной галереи. Образы птиц и змей (соколы, коршуны; зигзагообразные меандровые орнаменты мезинских птиц).

Антропоморфные образы (палеолитические «Венеры» в Костёнках).

Искусство Средней Азии эпохинеолита ибронзового в ека. Особое распространение терракотовых статуэток женщин (культ богини-матери). «Канонические» формы женских статуэток (стоящие женщины с широкими прямоугольными плечами и опущенными короткими руками; многочисленные овальные налепы на туловище – символы «многогрудия»).

Наскальные изображения Средней Азии. Понятие писаницы (рисунки на скале красной краской). Горный козёл – наиболее характерный мотив наскальных изображений Средней Азии.

Искусство Кавказа медного ибронзового веков . Наиболее типичные памятники – древние поселения центральной части. Своеобразие керамики: принцип «лицевого заполнения», сухость, графичность и излишняя композиционная усложнённость орнаментов(В.Б.Блек). Грандиозность Майкопского кургана (3 тыс. до н.э.). Близость памятников Майкопского кургана шумерским и малоазийским древностям.

Уникальность и декоративная выразительность металлических украшений Закавказья . Культовый характер бронзовых поясов, декорированных гравировкой; «космизм» зооморфных образов. Развитие керамики (чёрные лощёные сосуды, эффектное сочетание чёрного и белого).

Мегалитические сооружения Кавказа и Закавказья. Вишапы ивишапоиды – монументальные каменные изваяния, стелы в форме рыб (сом или «чанар»), высеченные из базальта.

Мелкая пластика Северного Кавказа . Северокавказский звериный стиль. Мифологические «змееборцы», отражающие древние анимистические и тотемические представления. Многочисленность зооморфных подвесок в виде голов туров, оленей, медведей.

Северное Причерноморье эпохинеолита ибронзового века . Освоение камня как строительного материала; создание курганов; появление первых антропоморфных изображений. Курганы как собственно степное явление. Грандиозные размеры кургановямной культуры . Надмогильные изваяния, типичные для степной полосы – «каменные бабы» (антропоморфные стелы-плиты со слегка округлёнными углами и небольшим выступом, обозначающим голову). Особенности ямных изваяний – трактовка черт лица в виде Т-образного знака. Надмогильные изваяния как возможное изображение «богини погребений».

Искусство трипольских племён (осёдлые земледельчески-скотоводческие племена в степной полосе между Днепром и Днестром) – «культура расписной керамики» (Т.С.Пассек ). Употребление керамических материалов для постройки жилищ. Множество керамических изделий: сосуды, антропоморфные и зооморфные статуэтки, игрушки, амулеты.Техника изготовления (лепка вручную без применения гончарного круга) итипы трипольской керамики: керамика с углублённым орнаментом в виде спирали; тонкостенная керамика с полированной поверхностью, украшенная каннелюрами; керамика из розовой тонкой массы со спиралевидным орнаментом одной или несколькими красками (красной, чёрной, белой). Особая группа «кухонной керамики».

Неолитические племена Севера . Скульптура Оленеостровского могильника: орнаментальные изделия из кости; зооморфная скульптура.

Янтарные изделия Прибалтики . Петроглифы на гранитных скалах восточного побережья Онежского озера и Белого моря.

Древнейшее искусство Урала и Западной Сибири (по правую сторону Енисея «всё выглядит своеобразно» –И.Г.Гмелин ). Родство искусства племён Западной Сибири искусству древнейших финно-угорских племён Приуралья и Восточной Европы. Культ медведя. Медвежьи церемонии и праздники. Изображения водоплавающей птицы – утки. Перекличка с эпосом финнов «Калевалой». Орнаментированная посуда и поделки из дерева, кости, бересты; круглая скульптура из кости, дерева и камня; художественное литьё; наскальные рисунки (уральские писаницы ). Основной и наиболее древний вид орнамента – волнистые линии (чередование вертикальных прямых линий с горизонтальными или косо расположенными волнистыми линиями). Общие стилистические черты изображенийживотных : глаз в виде выступающей округлой площадки; кольцевая бороздка, подчёркивающая контур глаза и углубление слёзной железы; невыделенность зрачка. Древнейшие деревянныеантропоморфные изображения –идолы : небрежно обработанные столпообразные изображения с грубо намеченными чертами лица (обязательно – наличие глаз и рта) и иногда с признаками пола. Антропоморфные фигуркимохар (мансийские фигурки, которые изготавливались после смерти человека для временного вместилища перевоплощающейся души). Мохары угров –шонгыт («череп»). Фигурные штампы керамических узоров (следы различных животных и птиц). Распространённость орнамента «ленточного типа»(В.И.Мошинская ).

Каменные изваяния эпохи бронзы в Южной Сибири . Изваяния Минусинской долины: стелы из песчаника или гранита в форме плит или высоких столбов (в нижней части столба высечено лицо, выше – символические знаки). Оформление вершины изваяния в виде реалистической круглой скульптуры головы человека или животного: «Старуха-камень» на тагарском кургане; «Ахмарчинский баран» на Верхне-Биджинском кургане. Проблемы интерпретации каменных изваяний: могильные памятники или антропоморфные идолы.

Культура Прибайкалья : украшения из зубов и клыков животных. Прибайкальский орнаментальный стиль: сочетание длинных горизонтальных и коротких перпендикулярных линий; полное подчинение орнамента форме сосуда; окаймление верхней части изделия; многократно повторяющиеся зигзаги и «висюльки».

Центр наскальных росписей – Каменные острова на Ангаре. Образ лося – отражение преданий эвенков (охотничьи мистерии; шаманские походы к мифической прародительнице – лосихе «бугаде»). Скульптурные изображения рыб.

Самобытность художественного мира древнейших племён Дальнего Востока (бассейн Амура и Уссури, Приамурье и Приморье). Специфика дальневосточного орнамента: криволинейность, преобладание спирали и «плетёнки», орнамент в виде рыбьей чешуи. «Амурская плетёнка»: узоры из переплетающихся широких лент, образующих сетку с ромбическими ячейками. Традиции древнейшего дальневосточного орнамента в современном орнаментальном искусстве амурских племён.

Культура древних эскимосов («берингоморский этап»– Г.Б.Коллинз). Шедевры резьбы по кости. Характерная черта культуры арктических племён – стремление украшать орнаментом любую бытовую вещь, оружие, орудие. Характер узоров: резные, тонкие, плавные линии, окаймлённые пунктиром и строго соответствующие форме предмета; выпуклые овалы и кружки, часто с точкой внутри; сочетание объёмно-выпуклых пластических элементов абстрактно-орнаментальных украшений с резными линиями. Характерная черта берингоморского искусства – совмещение на одном предмете причудливо стилизованных изображений животных, антропоморфных фигурок и масок-личин. Сходство берингоморских масок-личин с аналогичными произведениями искусства индейцев северо-западной Америки.

«Женщины-мухоморы» в наскальных рисунках на берегу реки Пегты-мель в заполярной Чукотке – отражение важной роли гриба в шаманской культуре и мифологии чукчей.

Устойчивость традиционной художественной культуры и развитие традиций в современном искусстве народов Сибири.

Первобытные культуры современной Африки (полихромные фрески Тассили), Австралии («чуринги», отпечатки руки, негативные изображения, рисунки).

Историческое значение традиционных художественных культур.

Конспект урока МХК 10 класс

По программе Даниловой Г.И.

Учитель МХК и музыки

г.Амурск

Хабаровского края

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ц е л и :

    расширение представлений о понятии «культура»;

    рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;

    развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;

    развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.

Тип урока : вводный урок.

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Кабалевский

Ход урока

    Организационный момент.

Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.

II. Введение темы урока.

СЛАЙД

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета - МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.

Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».

Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.

III. Изучение нового материала.

Уточним смысл понятия «культура».

В о п р о с ы:

Что такое культура?

Что такое культурный человек?

Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

СЛАЙД

Альберт Швейцер - немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.

Итак, культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это

понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.

Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).

Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» - преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.

Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально - улучшение, преобразование, затем - воспитание, развитие, совершенствование.

Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

СЛАИД

Культура - это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

П оэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.

Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».

СЛАЙД

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.

Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются - материальные или духовные.

Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Дискуссия на тему : «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».

СЛАЙД

В ы в о д : культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

IV. Итог урока.

СЛАЙД

Анкетирование.

1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)

2.Что мне дает изучение МХК?

3.Нужен ли мне этот предмет?

Список используемой литературы:

    Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.

    Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000

    Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000

    Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999

    elite-home.narod.ru

    Мультимедийное учебное пособие по курсу "Мировая художественная культура"

Мировая художественная культура раскрывает специфику и своеобразие духовного и эстетического опыта человечества, обобщает имеющиеся у человека представления об искусств. Этот предмет входит в базисный учебный план и является обязательным для изучения.


Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

История искусства (а также его философия и психология)

Эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

Культурология (комплекс исследований культуры в целом)

Культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

Семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

Семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

Герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

Онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

Эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

Аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир:«культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни - как материальной, так и духовной »)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально... »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «... культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации »)

4) определения, отталкивающиеся от понятия сверхорганического (т.е., лежащего за пределом чувственного восприятия), - интеллектуального, эмоционального, духовного)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Разделение культуры на материальную и духовную. Принято считать, что материальная представляет собой предметы труда, жилище, одежду, транспортные средства, средства производства и т. д. Но этот вид культуры представлен не только определенными предметами, он включает в себя знания, способности и навыки личности, занимающейся процессом производства. Физическое развитие человека также является частью этой культуры. Духовная культура -- это искусство, религия, образование, наука и уровень внедрения ее достижений в быт и производство, традиции, обычаи, обряды, медицина, степень развития потребностей и интересов людей в материальном и духовном планах. Сюда также можно включить отношения между людьми, а также отношение человека к себе и природе…

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа… ». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).


Художественная культура
- это мир искусства, которому свойственно взаимодействие с обществом и другими видами культуры. Этот вид культуры является продуктом художественной деятельности человека. Художественная культура Она включает в себя следующие составные части:

Художественное производство,

Искусствоведческие науки,

Художественную критику,

- «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя(зрителя, читателя, слушателя), обладающего определеннымипознаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Для того, чтобы изучить ту или иную научную дисциплину, нам нужно избрать своего рода «наблюдательный пункт» - т.е., наше положение во времени и пространстве относительно изучаемых явлений. Французский философ Анри Корбен называет эту точку «историал».

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Возможен ли такой подход к области искусства? Можем ли мы изучать, например, древнегреческое искусство, пребывая на позициях современности (современных научных данных, социального устройства, технических возможностей, эстетических тенденций)и нашей культурной и национальной идентичности (традиций, актуальной системы ценностей, религиозных воззрений и т.д.)? То есть, можем ли мы изучать тексты Гомера, всецело оставаясь русскими людьми 21-го столетия, живущими в эпоху информационного общества, демократических ценностей, воспитанных в русле христианской и пост-христианской культуры? Нет, не можем, потому что в этом случае мы просто останемся равнодушны и глухи к этим произведениям; всё, что мы сможем о них сказать – это, какую-нибудь бессмысленную и банальную чушь - мол, это «шедевры» и их «должен знать каждый»…Что же нам делать? Ответ: сдвинуть наш историал в ту пространственно временную точку, когда эти произведения создавались (в случае с Гомером это будет Древняя Греция архаического периода). Интеллектуально и эмоционально это будет означать – попытаться понять и прочувствовать гомеровские поэмы так, как их чувствовали и понимали современники автора и сам автор. Тогданаш историал будет личностным и подвижным. Тогда мы сможем хотя бы что-то понять. Вот это перемещение историала – это, пожалуй, самое технически трудное, что нам предстоит. Потому что оно требует от нас постоянно видоизменять свое мышление, постоянно освобождаться от стереотипов современности. Это действительно непросто, и это требует практики.

Зачем нам всё это нужно ? Современный русский философ Гейдар Джемаль сравнил человека со свечой. Есть свеча и есть её огонь. Пламя свечи не является свечой. Но свеча без пламени – тоже не совсем свеча, - это просто продолговатый восковой предмет. Т.е., именно пламя свечи делает свечу свечой. Также и с человеком. Есть человек (свеча) и есть смысл (пламя). Не будучи вовлечен в область смысла, человек – не совсем человек, а лишь совокупность внешних признаков человека,двуногое без перьев. И лишь ища и обретая смыслы мы становимся в полной мере людьми. А область смыслов и есть та область, с которой «работает» художественная культура.

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня мне бы хотелось посвятить вас в общее понятие Мировой Художественной Культуры. Думаю, многим будет . И начнем мы с определения, что же такое МХК. Далее я продолжу развивать эту тему, и мы посмотрим и узнаем много стилей живописи и архитектуры. А сейчас, давайте определим, что же такое культура? Культура - это все то, что человеком создано в результате его материального и духовного развития. Это не только процесс, но и сам процесс творческой деятельности людей, в результате которого меняется и человек и окружающий его мир. Так же основной задачей культурной деятельности человека является познание и преобразование мира. Ведь даже в каменных джунглях человек пытался преобразовать окружающий его мир - убил мамонта, вот тебе и ковер на стену. тоже являются следствием культурного развития человека. Но о Первобытной культуре мы узнаем в следующей статье.

Понятие «культура» можно поделить на два раздела: материальная и духовная. Что такое материальная культура?! Это материально-производственная деятельность человека и ее результаты. Иными словами - это все то, что создал человек, и мы можем это потрогать, понюхать, лизнуть. Духовная же культура тоже делится на два подвида - духовный продукт и духовные ценности. Духовный продукт - это духовный мир каждого человека и его деятельность по созданию духовных ценностей. А ценностей у него три: наука, искусство и нравственность. Надеюсь, всем знакомо, что это и не надо давать эти понятия. Ю.М. Лотман сказал: «В подлинной культуре ничего не умирает». Давайте подумаем, что он имел в виду. Наверное, если обычный человек внесет что-то , не виденное раньше, в культуру, то это никогда не умрет . Может, будет забыто, но не умрет. Об этом вспомнят и возродят! Так всегда бывает…

Приведу еще одно высказывание. Т. Манн сказал: «Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству». А что такое искусство? Искусство - одна из форм общественного сознания, которая представление о мире и человеке выражает через художественные образы. В отличие от науки , которая опирается на формулы, законы и понятия. А что дает искусство людям? Во-первых, это сила, которая способна объединить людей. Во-вторых, оно занимается вечными проблемами человечества. Ведь, например, проблема отцов и детей никуда не делась. И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и много других русских и зарубежных писателей освещали эту проблему в твоих романах/повестях/рассказах. А это один из видов искусства. В-третьих, искусство отражает закономерности развития общества. В-четвертых, развивает кругозор человека, его внутренний мир. И, наконец, в-пятых, дает творческий потенциал. Много художников или композиторов творили под влиянием того или иного потрясения. От картины какой-то или никто не знает, но факт остается фактом!

Я тут употребила такое выражение «виды искусства», а что это, кто знает? Виды искусства - это исторически сложившиеся особые образы художественной деятельности человека, которые различаются по средствам выражения действительности, по законам создания художественных образов. К таковым относятся - литература (основное отражение действительности - слово), музыка (окружающая действительность выражается в звуках) и изобразительное искусство (создание на плоскости или в пространстве видимого мира). Последнее можно разделить на пространственные и временные. Пространственные искусства обладают видимой формой, а временные воспринимаются в течение какого-то времени.

Ну вот мы и узнали основные понятия, что же такое Мировая Художественная Культура. Не забывайте, это только начало, в следующей статье мы познакомимся с искусством Древнего мира и поймем, что двигало первобытным человеком в плане искусства. Читайте и узнавайте как можно больше нового, а мне пора с вами прощаться. До свидания, дорогие читатели! Ждите следующего выпуска и вы узнаете много нового и интересного.

Видео Новый вид искусства - флешка в стене

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.

Культура - общий объем творчества человечества.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

-

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура - не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:
  1. Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
  2. Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
  3. Какие виды искусства вы знаете?
  4. Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

Загрузка...
Top