Картины войны в поэме василий теркин. А.Т

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин"

(картины фронтовой жизни)

Цели и задачи:

· для учеников: доказать или опровергнуть эпиграф к уроку.

· для учителя: познакомить с жизнью и творчеством Твардовского; проанализировать главы « От автора» и «На привале»; выявить тематику произведения, историю и актуальность его создания, композицию, характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для узнавания друг друга, нового, своих возможностей и самих себя. Как это сделать? В процессе общения и выполнения совместных задач.

2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека, суда по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность).А теперь представьте, что Твардовский - это вы. Расскажите о себе. Отвечают 1-2 ученика. (Родился в крестьянской семье, много повидал, был фронтовым корреспондентом). О чем из скромности умолчал А.Т.? (Во время войны всегда находился в самых опасных местах, рисковал жизнью) Дополнения остальных?

3. Переход к анализу (слайд 2).

Спросить о Симонове, что написал? Чтение эпиграфа. Вы согласны с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание - цель урока).

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Вы похожи на ребят, изображенных на снимке. (Слайд 3). Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в то время. (Слайд 4). О чем бы вы стали писать? О войне. Как, что и для чего?

Но какую выбрать форму? Предлагаю вам задачу. (Слайд 6). Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). (Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем - Теркиным).

Знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. На чем или на ком держится книга? На герое. Каким, по вашему, он должен быть? Заполним анкету. (Слайд 7). Обосновать ответы. Посмотрите на портрет. Какими чертами характера он должен обладать? (Слайд 8).

Спросим у Твардовского, когда впервые читатель встретился с Теркиным? Задуман во время советско-финской войны, чтобы поднять настроение бойцов. Сравните портреты героев. В чем изменения и чем их можно объяснить?

Внешность. (Вася Теркин - лубочный персонаж, созданный для смеха. Василий Теркин - один из бойцов, разделяющих все тяготы войны).

Развитие характера. Чтение главы «На привале». Верны ли наши предположения? Вспомним, без чего нельзя на войне?

Без шутки.

Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

Обсудить отчество - Иваныч. (Василий Иваныч ассоциируется с Чапаевым - героем гражданской войны. Твардовский указывает и на крестьянское происхождение героя - распространенное имя «Василий», и на то, что он, как и Чапаев, должен быть мужественным, находчивым. Можно сказать, что им «Василий» происходит от «Базилевс» - царь, т.е. несет в себе внутреннее благородство и достоинство)

В чем глубинный смысл поэмы? - в правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд (найдите подтверждения) (Слайд 9). Вставьте пропущенные слова, обоснуйте. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

Вставьте союз на месте пропуска. Обоснуйте. Обратите внимание, как одно слово может изменить смысл высказывания или придать ему иной оттенок. (Союз «а» вносит значение противопоставления «заумных» стихов живой, разговорной, народной речи).

Итог урока.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа».

Возвращаемся в наше время. (Слайд 12, 13).

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — произведение выдающееся. И содержание его, и фор-ма по-настоящему народны. Поэма стала одним из са-мых значительных произведений о Великой Отечест-венной войне. На первый взгляд может показаться, что «Василий Теркин» — просто ряд эпизодов из жиз-ни одного бойца. Но, внимательно прочитав и осмыс-лив всю поэму, читатель получает достаточно полное представление о ходе войны — от отступления в 1941 году до великой победы.

Война — это голод и холод, смерть, самопожертво-вание, героизм, терпение, глубокая боль за объятую огнем родину. Все это можно увидеть в поэме Твардов-ского. Поэт нарисовал впечатляющие картины воен-ных лет. На войне «жить без пищи можно сутки, мож-но больше», и все эти тяготы нужно выносить терпе-ливо и достойно. Нужно быть каждый день готовым к смерти.

Яркая картина создана поэтом в главе «Перед боем». На пути следования бойцов оказывается род-ная деревня командира, и сжимается его сердце от тоски. Пробираться в родной дом ему приходится «вдоль стены», потому что вокруг война, немцы.

Забежал, поспал урывком,

Догоняй опять войну...

Так Твардовский описывает эту короткую побыв-ку. Некогда насладиться бойцу радостью короткой встречи, а для жены его этот праздник «горький, гру-стный» , потому что жалкие часы, если не минуты от-ведены ей для свидания с самым близким человеком и, быть может, эта их встреча последняя. Горько ухо-дить командиру из родного дома, потому что «может, нынче в эту хату немцы с ружьями войдут».

С великим уважением говорит поэт о простой рус-ской женщине, вынесшей на своих плечах в годы вой-ны огромные страдания, и ей поэт отдает земной по-клон.

Последние крохи отдают хозяйки солдату, зашед-шему в их дом по пути к победе. Он для них не чужой, он родной, потому что, как и тысячи других, идет от-давать свою жизнь за Отечество.

В главе «Генерал» Твардовский показывает един-ство простого солдата и генерала. Война стала для них общей бедой, одно горе разлучило их с родным домом. Война объединяет и семьи:

Нынче жены все добры,

Беззаветны вдосталь,

Даже те, что до поры

Были ведьмы просто.

Любовь укрепляет в бойцах стремление к победе, ведь «любовь жены... на войне сильней войны и, быть может, смерти».

Трагическую, типичную картину рисует поэт в гла-ве «Про солдата-сироту». Герой этого эпизода, прохо-дя мимо родных мест, не узнает родной деревни Крас-ный Мост, не находит родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята...

Плакал обо всем этом солдат, а о нем самом плакать было уже некому.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

О смерти поэт говорит легко, потому что смерть эта во имя Родины: «страшный бой идет кровавый, смертный бой не ради славы,— ради жизни на земле». Гибнут солдаты при переправе, гибнут в неравных боях с немцем, но все же доходят до Берлина.

Цели и задачи :

  • для учеников: доказать или опровергнуть эпиграф к уроку.
  • для учителя: познакомить с жизнью и творчеством Твардовского; проанализировать главы « От автора» и «На привале»; выявить тематику произведения, историю и актуальность его создания, композицию, характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для узнавания друг друга, нового, своих возможностей и самих себя. Как это сделать? В процессе общения и выполнения совместных задач.

2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека, суда по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский – твердость, мужественность).А теперь представьте, что Твардовский - это вы. Расскажите о себе. Отвечают 1-2 ученика. (Родился в крестьянской семье, много повидал, был фронтовым корреспондентом). О чем из скромности умолчал А.Т.? (Во время войны всегда находился в самых опасных местах, рисковал жизнью) Дополнения остальных?

3. Переход к анализу (слайд 2).

Спросить о Симонове, что написал? Чтение эпиграфа. Вы согласны с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание – цель урока).

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Вы похожи на ребят, изображенных на снимке. (Слайд 3). Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в то время. (Слайд 4). О чем бы вы стали писать? О войне. Как, что и для чего?

Но какую выбрать форму? Предлагаю вам задачу. (Слайд 6). Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). (Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. На чем или на ком держится книга? На герое. Каким, по вашему, он должен быть? Заполним анкету. (Слайд 7). Обосновать ответы. Посмотрите на портрет. Какими чертами характера он должен обладать? (Слайд 8).

Спросим у Твардовского, когда впервые читатель встретился с Теркиным? Задуман во время советско-финской войны, чтобы поднять настроение бойцов. Сравните портреты героев. В чем изменения и чем их можно объяснить?

Внешность. (Вася Теркин – лубочный персонаж, созданный для смеха. Василий Теркин – один из бойцов, разделяющих все тяготы войны).

Развитие характера. Чтение главы «На привале». Верны ли наши предположения? Вспомним, без чего нельзя на войне?

Без шутки.

Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

Обсудить отчество – Иваныч. (Василий Иваныч ассоциируется с Чапаевым – героем гражданской войны. Твардовский указывает и на крестьянское происхождение героя – распространенное имя «Василий», и на то, что он, как и Чапаев, должен быть мужественным, находчивым. Можно сказать, что им «Василий» происходит от «Базилевс» - царь, т.е. несет в себе внутреннее благородство и достоинство)

В чем глубинный смысл поэмы? – в правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд (найдите подтверждения) (Слайд 9). Вставьте пропущенные слова, обоснуйте. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

Вставьте союз на месте пропуска. Обоснуйте. Обратите внимание, как одно слово может изменить смысл высказывания или придать ему иной оттенок. (Союз «а» вносит значение противопоставления «заумных» стихов живой, разговорной, народной речи).

Итог урока.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа».

Возвращаемся в наше время. (Слайд 12, 13).

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». А. Т. Твар­довский был призван в армию в 1939 г. и снял военную фор­му только после окончания Великой Отечественной войны. Знание фронтовых будней (поэт был военным корреспон­дентом) вылилось в собирательный образ русского солда­та - Василия Теркина, веселого балагура, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Автор писал о поэме: «Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение за­конности места художника в великой борьбе народа, ощу­щение очевидной полезности моего труда… «Теркин» был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читате­лем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучени­ем. Анекдотом и присказкой, разговором по душам и репли­кой к случаю». Жанровое своеобразие поэмы «Василий Теркин». Сам ав­тор обозначил жанровое своеобразие поэмы - «книга про бойца», подчеркивая достоверность изображаемого. Произ­ведение создавалось постепенно, на протяжении всей вой­ны, что придало поэме характер поэтической летописи со­бытий. Постоянные лирические отступления и обращения автора к читателю расширяют пространство «книги» и со­здают эффект причастности событиям. Представляя в «Ва­силии Теркине» судьбу простого русского солдата, поэт не мог не изобразить наравне с фронтовыми картинами жизнь тыла в эти страшные годы. Фронт в поэме. Фронт предстает в поэме без прикрас, со всеми тяготами и лишениями, которые выпадают солда­там. Здесь «На привале» особенно начинают цениться прос­тые человеческие радости: холодная вода, когда хочется пить, простая пища, когда охватывает голод, возможность поспать солдату: Спит - хоть голоден, хоть сыт, Хоть один, хоть в куче. Спать за прежний недосып, Спать в запас научен. Страшные картины войны, ужасающие масштабностью, предстают в главе «Переправа», где троекратно повторяю­щееся «на дно» усиливает трагичность звучания: И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… Но за этими тягостными картинами прорисовывается ве­ра в победу, т.к. не погиб Теркин, жив простой солдатик, и чувством глубокого патриотизма завершается глава «Пере­права»: Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Свой страх и боль нужно забыть, потому что от каждо­го из тех, кто на фронте или в тылу, зависит будущее Ро­дины: На войне себя забудь, Помни честь, однако, Рвись до дела - грудь на грудь, Драка - значит, драка. И в этом чаду, в грязи и крови рождались то единение душ, та дружба, что спасала многим жизнь. Укрывали друг друга незнакомые солдаты, согревали дыханием, не надеясь увидеться когда-нибудь потом.Тыл в поэме. Описание тыла автор «Василия Теркина» включает в поэму, подтверждая мысль, что победа слагается из совместных усилий: те, кто спасал солдат от холода и го­лода, те, кто работал на заводах и выпускал оружие, «воевал» не меньше. А как нужна была воинам поддержка жен и лю­бимых, оставшихся дома, где проблем и бед было с избыт­ком: Вновь достань листок письма, Перечти сначала. Пусть в землянке полутьма. Ну-ка, где она сама То письмо писала? При каком на этот раз Примостилась свете? То ли спали в этот час, То ль мешали дети. То ль болела голова Тяжко, не впервые, Оттого, брат, что дрова Не горят сырые?.. Возвращающаяся на Родину женщина в главе «По дороге на Берлин» становится собирательным образом всех мате­рей, потому так тепло заботятся о ней солдаты: Мать святой извечной силы, Из безвестных матерей, Что в труде неизносимы И в любой беде своей; Что судьбою, повторенной На земле сто раз подряд, И растят в любви бессонной, И теряют нас, солдат; И живут, и рук не сложат, Не сомкнут своих очей. Коль нужны еще, быть может, Внукам вместо сыновей. Финальная глава «От автора» раскрывает основной замы­сел поэмы и ту цель, которую талантливый поэт сумел до­стичь: Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей, Чтобы радостью нежданной У бойца согрелась грудь, Как от той гармошки драной, Что случится где-нибудь. «Василий Теркин» стал «книгой», в которой поэт сумел раскрыть все лучшие черты народа: патриотизм и самоот­верженность, щедрость души и доброту, смелость и смекал­ку. И. А. Бунин высоко оценил произведение А. Т. Твардов­ского: «…это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже. Но даже и это можно будет простить ему за «Теркина».



Загрузка...
Top