Памятник ледовому побоищу как доехать из. Официальное описание хода сражения

Есть эпизод с Вороньим камнем. Согласно древнему преданию, он восставал из вод озера в моменты опасности для земли русской, помогая громить врагов. Так было и в 1242 году. Эта дата фигурирует во всех отечественных исторических источниках, будучи неразрывно связана с Ледовым побоищем.

Мы не случайно акцентируем ваше внимание именно на этом камне. Ведь именно на него ориентируются историки, которые до сих пор пытаются понять, на каком озере произошло Ведь многие специалисты, которые работают с историческими архивами, до сих пор не знают, где на самом деле наши предки бились с

Официальная точка зрения гласит, что битва произошла на льду Чудского озера. Сегодня достоверно известно только то, что сражение состоялось 5 апреля. Год Ледового побоища - 1242 от начала нашей эры. В летописях Новгорода и в Ливонской хронике вообще нет ни одной совпадающей детали: разнится и количество участвовавших в сражении воинов, и число раненых и убитых.

Даже деталей произошедшего мы не знаем. До нас дошли только сведения о том, что была одержана победа на Чудском озере, да и то в значительно искаженном, преобразованном виде. Это разительно контрастирует с официальной версией, но в последние годы все громче раздаются голоса тех ученых, которые настаивают на полномасштабных раскопках и повторных архивных исследованиях. Все они хотят не только знать о том, на каком озере произошло Ледовое побоище, но и выяснить все детали события.

Официальное описание хода сражения

Противоборствующие рати встретились утром. Стоял 1242 год, еще не вскрылось ото льда. У русских войск было много стрелков, которые мужественно вышли вперед, приняв основную тяжесть немецкой атаки. Обратите внимание, как о том говорит Ливонская хроника: «Знамена братьев (немецких рыцарей) проникли в ряды стрелявших… много убитых с той и другой стороны падали на траву (!)».

Таким образом, «Хроники» и рукописи новгородцев в этом моменте совершенно сходятся. Действительно, перед русским войском стоял отряд легких стрелков. Как позже выяснили немцы на своем печальном опыте, это была ловушка. «Тяжелые» колонны немецкой пехоты прорвали ряды легковооруженных воинов и отправились дальше. Мы не просто так написали первое слово в кавычках. Почему? Об этом скажем ниже.

Русские подвижные части быстро окружили немцев с флангов, а затем начали их уничтожать. Немцы побежали, причем новгородское войско преследовало их приблизительно семь верст. Примечательно, что даже в этом моменте имеются разногласия в различных источниках. Если описывать Ледовое побоище кратко, то и в таком случае данный эпизод вызывает некоторые вопросы.

Важность победы

Так, большинство свидетелей вообще ничего не говорит о «потонувших» рыцарях. Часть немецкого войска была окружена. Многие рыцари были взяты в плен. В принципе, сообщается о 400 павших немцах, причем еще полсотни человек попало в плен. Чуди же, по данным летописей, «пало без числа». Вот и все Ледовое побоище кратко.

Орден болезненно воспринял поражение. В том же году с Новгородом был заключен мир, немцы полностью отказались от своих завоеваний не только на территории Руси, но и в Летголе. Был даже произведен полный обмен пленных. Впрочем, тевтонцы попытались вновь захватить Псков уже через десяток лет. Таким образом, год Ледового побоища стал чрезвычайно важной датой, так как позволил русскому государству несколько утихомирить своих воинственных соседей.

О распространенных мифах

Даже в краеведческих музеях Псковской области весьма скептически настроены в отношении распространенного утверждения о «тяжелых» немецких рыцарях. Якобы из-за своих массивных доспехов они едва ли не разом утонули в водах озера. Многие историки с редким воодушевлением вещают, что немцы в своих латах весили «в три раза больше» среднестатистического русского ратника.

Вот только любой специалист по вооружению той эпохи вам с уверенностью скажет, что защищены воины с обеих сторон были приблизительно одинаково.

Доспехи не для каждого!

Дело в том, что массивная броня, которую повсеместно можно встретить на миниатюрах Ледового побоища в учебниках истории, появилась только в XIV-XV веках. В XIII же веке воины облачались в стальной шлем, кольчугу или (последние были очень дорогими и редкими), на конечности надевали наручи и поножи. Весило все это килограммов двадцать максимум. Большая же часть немецких и русских воинов такой защиты не имела вовсе.

Наконец, особого смысла в столь тяжело вооруженной пехоте на льду не было в принципе. Воевали-то все пешими, бояться атаки конницы было не нужно. Так для чего лишний раз рисковать, выходя на тонкий апрельский лед в таком количестве железа?

Но в школе изучает Ледовое побоище 4 класс, а потому в такие тонкости никто просто не вдается.

Вода или суша?

Согласно общепринятым выводам, которые сделала экспедиция под началом АН СССР (руководитель Караев), местом битвы принято считать небольшой участок Теплого озера (часть Чудского), который располагается на удалении 400 метров от современного мыса Сиговец.

Почти полвека в результатах этих исследований никто не сомневался. Дело в том, что тогда ученые проделали действительно большую работу, проанализировав не только исторические источники, но и гидрологию и Как поясняет писатель Владимир Потресов, который был непосредственным участником той самой экспедиции, удалось создать «цельное видение проблемы». Так на каком озере произошло Ледовое побоище?

Здесь вывод единый - на Чудском. Битва была, и происходила она где-то в тех краях, вот только с определением точной локализации пока что есть проблемы.

Что выяснили исследователи?

Прежде всего, они еще раз прочли летопись. Там говорилось, что сеча была «на Узмени, у Воронея камени». Представьте, что вы рассказываете своему знакомому, как пройти до остановки, пользуясь понятными вам и ему терминами. Если то же самое пересказать жителю другой области, он может и не понять. Мы в таком же положении. Что за Узмень? Какой Вороний камень? Где все это вообще находилось?

С тех пор прошло уже более семи столетий. Реки свои русла меняли и за меньшее время! Так что от реальных географических координат не осталось ровным счетом ничего. Если предположить, что битва в той или иной мере действительно проходила на ледяной поверхности озера, то отыскать что-то становится еще труднее.

Немецкая версия

Видя затруднения своих советских коллег, в 30-е годы группа немецких ученых поспешила заявить, что русские… выдумали Ледовое побоище! Александр Невский, мол, просто создал себе образ победителя, дабы придать своей фигуре больший вес на политической арене. Вот только об эпизоде битвы рассказывали и старые немецкие хроники, так что сражение действительно было.

У русских ученых шли настоящие словесные баталии! Все пытались выяснить место произошедшей в давние времена битвы. Все называли «тем самым» участком территории то на западном, то на восточном берегу озера. Кто-то доказывал, что битва произошла вообще в центральной части водоема. С Вороньим камнем вообще была беда: то за него принимали горы мелкой гальки на дне озера, то кто-то видел его в каждом выступе скальной породы на берегах водоема. Споров было много, вот только дело не продвигалось совершенно.

В 1955 году всем это надоело, и в путь отправилась та самая экспедиция. На берегах Чудского озера появились археологи, филологи, геологи и гидрографы, специалисты по славянским и немецким наречиям той поры, картографы. Всех интересовало, где же было Ледовое побоище. Александр Невский был здесь, это известно доподлинно, вот только где его войска встретились с супостатами?

В полное распоряжение ученых было отдано несколько катеров с командами опытных водолазов. Работало на берегах озера и множество энтузиастов, школьников из местных исторических обществ. Так что же дало исследователям Чудское озеро? Невский был здесь с войском?

Вороний камень

Долгое время в среде отечественных ученых бытовало мнение, что Вороний камень - ключ ко всем тайнам Ледового побоища. Его поискам придавалось особое значение. Наконец он был обнаружен. Оказалось, что это был довольно-таки высокий каменный выступ на западной оконечности острова Городец. За семь веков не слишком плотная горная порода практически полностью была разрушена ветрами и водой.

У подножия Вороньего камня археологи быстро нашли остатки русских сторожевых укреплений, которые блокировали проходы к Новгороду и Пскову. Так что те места современникам были действительно хорошо знакомы из-за их важности.

Новые противоречия

Вот только определение местонахождения столь важного в древности ориентира вовсе не означало установления места, где происходило побоище на Чудском озере. Как раз наоборот: течения здесь всегда настолько сильные, что льда как такового тут не бывает в принципе. Устрой здесь битву русские с немцами, потонули бы все, вне зависимости от доспехов. Летописец, по обыкновению того времени, просто указал Вороний камень в качестве ближайшего ориентира, который был виден с места сражения.

Версии событий

Если вернуться к описанию событий, которое дано в самом начале статьи, то вы наверняка вспомните выражение «…много убитых с той и другой стороны падали на траву». Конечно, «трава» в данном случае могла быть идиомой, обозначающей сам факт падения, гибели. Но сегодня историки все больше склоняются к тому, что искать археологические свидетельства того сражения следует именно на берегах водоема.

Кроме того, на дне Чудского озера до сих пор не было найдено ни одного доспеха. Ни русского, ни тевтонского. Конечно, доспехов как таковых в принципе было очень мало (мы уже говорили об их дороговизне), но хоть что-то должно было остаться! Особенно если учесть, сколько водолазных погружений было произведено.

Таким образом, можно сделать вполне убедительный вывод о том, что лед под весом немцев, которые не слишком по вооружению отличались от наших воинов, не проламывался. Кроме того, нахождение доспехов даже на дне озера вряд ли что-то докажет точно: нужно больше археологических свидетельств, так как пограничные стычки в тех местах случались постоянно.

В общих чертах понятно, на каком озере произошло Ледовое побоище. Вопрос же о том, где конкретно была сеча, до сих пор волнует отечественных и зарубежных историков.

Памятник знаковой битве

Монумент в честь этого значимого события был поставлен в 1993 году. Находится он в городе Пскове, установлен на горе Соколиха. От теоретического места сражения памятник удален более чем на сотню километров. Посвящена эта стела «Дружинникам Александра Невского». Деньги на нее собирали меценаты, что в те годы было невероятно сложным делом. А потому сей монумент имеет еще большую ценность для истории нашей страны.

Художественное воплощение

В самом первом предложении мы упомянули фильм Сергея Эйзенштейна, который он снял в далеком 1938 году. Называлась лента «Александр Невский». Вот только рассматривать этот великолепный (с художественной точки зрения) фильм в качестве исторического пособия точно не стоит. Нелепицы и явно недостоверные факты там присутствуют с избытком.

Краткая историческая справка:

Монумент в память о Ледовом побоище 1242 г. выполнен по проекту скульптора И.И.Козловского и архитектора П.С.Бутенко. Позднее в работе приняли участие скульпторы А. И. Козловский и Р. С. Кириллова. Отливка и монтаж памятника выполнялись Всесоюзным художественно-про-изводственным объединением МК СССР им. Е.В. Вучетича. При проведении планировочных земляных работ на верхней террасе горы Соколиха были частично утрачены фрагменты эшелонированной линии обороны периода великой Отечетственной войны.

Достопримечательности объекта:

Монумент «Ледовое побоище» посвящен победе русских войск под командованием Александра Невского над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году. Авторы: скульптор И.И. Козловский, архитектор П.С. Бутенко. Высота памятника 29,9 метра. Расположен на горе Соколиха, откуда открывается великолепная панорама всего города Пскова. Памятник направлен в сторону Чудского озера, где происходило сражение. Впереди на коне князь Александр Невский, ним - надежная дружина с развивающимися знамениями. Здесь же ремесленники, мастера, - все, чей труд и подвиг привел к столь значимой для русского государства победе, остановившей Крестовый поход на Русь.

Монумент в память о Ледовом побоище 1242г. выполнен по проекту скульптора И.И.Козловского и архитектора П.С.Бутенко. Позднее в работе приняли участие скульпторы А. И. Козловский и Р. С. Кириллова. Основанием для создания проекта явилось постановление ЦККПСС и Совета Министров СССР от 21.01.1967г, № 58 "О плане сооружения в 1967-1970гг. памятников, имеющих общегосударственное значение. По итогам Всесоюзного конкурса, проведенного МК СССР в 1968г.,Всесоюзным Художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре был одобрен проект И.И.Козловского и П.С.Бутенко и рекомендована его дальнейшая разработка. В 1969г. проект был рассмотрен в псковских партийных и советских организациях, обсужден в печати и согласован исполкомом Псковского областного Совета. По поручению Совета Министров СССР Совету Министров РСФСР сооружение монумента в Псковской области было включено в план 12-й пятилетки. Архитектурная часть проекта с размещением монумента на горе Соколиха разработана в 1981г., рассмотрена и одобрена Художественно-экспертным советом; им же рекомендованы материалы для памятника-бронза и медь. Кроме того, размещение монумента на горе Соколиха было рекомендовано правительственной комиссией Совета Министров РСФСР, партийными и советскими организациями г. Пскова и одобрено секретариатом ЦК КПСС, При выборе места установки памятника учитывалось, что гора Соколиха находится на пути следования войск Александра Невского в 1242г. Монумент был завершен и открыт 24 июня 1993г., в дня празднования 1090-летия г. Пскова. Отливка и монтаж памятника выполнялись Всесоюзным художественно-про-изводственным объединением МК СССР им. Е.В. Вучетича. При проведении планировочных земляных работ на верхней террасе горы Соколиха были частично утрачены фрагменты эшелонированной линии обороны периода великой Отечетственной войны.

Архитектурные особенности:Монумент поставлен на верхней площадке горы Соколиха, среди всхолмленного ландшафта. Гора имеет в плане форму полуовала, крутые С-3 и по-логие Ю-В склоны с естественным озеленением. Подъезды к монументу устроены от шоссе Псков-Пискович и Псков-Гдов. У восточного подножья горы размещены автостоянка, пост охраны, а у северного -ТП закрытого типа и санблок. Подъездная дорога завершена площадкой с двумя радиальными пандусами. Смыкаясь, пандусы образуют пологую дорожку, проложенную по главной оси монуменат (З-В). От осевой дорожки отходит круговая обзорная дорога по склону горы. С запада круговая дорога связана с верхней площадкой ж / б лестницей Верхняя площадка размером 23х28 обрамлена ж/ б поребриком и вымощена тесаной известняковой плитой. (тип мощения "Брекчия") В центре площадки поставлен прямоугольный в плане трехступенчатый постамент высотой 1,14 м, облицованный серым гранитом. На верхней ступени восточного фасада постамента укреплена бронзовая табличка с надписью: Русским воинам, великому князю Александру Невскому от благодарных потомков". Постамет завершен бронзовым стилобатом-основанием монумента (высотой 1м) . На северной плоскости стилобата выполнена надпись: " Козловский И.И." Под ней -более мелким шрифтом: "Козловский А.И. Кириллова Р.С. " Ниже на гранитном постаменте укреплена бронзовая табличка: " Архитектор Бутенко П.С. 1993 г." На стилобате установлена монументальная скульптурная группа, композиционной основой которой является князь Александр Невский на коне, окруженный воинами и народом. Александр Невский, возвышаясь над группой, представлен в трехчетвертном повороте: обращен на юг, в сторону Пскова. Князь в полном вооружении: шлеме, пластинчатой кольчуге, в наручях, плаще и сапогах. В правой руке княхя-горизонтально опущенный меч, в левой повод коня, на левом плече-щит с изображением геральдического льва. Княжеский конь с дугообразно выгнутой шеей, настороженными ушами, согнутой левой ногой и ой правой предоставлен объемно только передней частью. Круп и задние ноги включены в объем скульптурной группы. Персонажи группы представляют различные социальные слои древнерусского общества: слева от князя фигура приближенного боярина-аристократа с непокрытой головой, в длинном плаще, ниспадающим крупными складками. Южный фасад монумента составляют три статичные фигуры воинов княжеской дружины в полном вооружении: в шлемах, кольчугах, сапогах, с мечами и выдвинутыми щитами. За первым рядом следует второй, состоящий из двух воинов. С востока композицию продолжают фигуры городских ремесленников-старца с непокрытой головой, в длинном рабочем фартуке, положившем одну руку на плечо, а другую - на руку молодого горожанина, сжимающего рукоять меча. Северный фасад памятника состоит из фигуры вооруженного воина и коленопреклоненного крестьянина в рубахе и лаптях, со щитом и топориком в руке. Вертикаль композиции составляют копья воинов и высокие древки причудливо развевающихся прапоров с навершиями новгородских, псковских, владимирских и суздальских полков. Монументальным масштабом памятника продиктована пластическая разработка его деталей. Пропорции фигур приземисты и тяжеловесны. Крупные драпировки плащей, гладкие однотипные шлемы, мечи и щиты придают группе статичность. Деталировка лиц персонажей выполнена с использованием условно-обобщенных черт славянского этнического типа. Декоративные детали одежд -чешуйчатых кольчуг, рубах, сапог воинов и князя, конской сбруи, разработаны более подробно. Как в одеждах, так и на щитах воинов использованы мотивы архитектурной орнаментики древнепсковского зодчества: элементы бегунца и поребрика на подолах кольчуг и арочно-ступенчатые проемы как украшение центральной части щитов. Памятник выполнен из бронзы, методом сборки отдельных элементов, отлитых в заводских условиях и при монтаже сваренных и закрепленных к внутреннему металлическому каркасу. Прапоры из листовой меди на металлических каркасах. Основание скульптуры выполнено из монолитного железобетона с устройством подземной галереи для технического доступа и профилактического обслуживания внутренней полости памятника. Люк в подземную галерею расположен в северной части площадки. Размеры памятника: высота общая - 30,70 м высота бронзовой части - 29,56 длина по оси З-В - 12,50 м длина по оси С-Ю - 7,50 м вес - 163 т площадь запланированной благоустроенной территориии - 17 га

Монумент «Ледовое побоище» - один из ярких и значительных памятников монументального искусства Псковской области. Идейная сторона события преобладает над образно-художественным решением памятника, выполненном в жестких, слабо расчлененных, подавляющих масштабом формах. В объемно-пространственной композиции использованы формальные приемы традиционной древнерусской иконографии и школы классицизма.

Состояние объекта: удовлетворительное

За свою более чем тысячелетнюю историю Россия испытало множество кровопролитных войн. Одним из наиболее значимых сражений, принёсших славу Отечеству, по праву считается Ледовое побоище. В апреле 1242 года дружина молодого Новгородского князя Александра Невского наголову разбила на льду Чудского озера войско немецких рыцарей Ливонского ордена. В результате сражения были полностью остановлены захват и порабощение псами-рыцарями северо-западных русских земель. Ратный подвиг русской дружины навеки покрыла слава, а самого князя Александра Невского благодарные потомки причислили к лику чудотворцев, тех, кто как святой Николай Угодник отвечает заступничеством в ответ на молитву к ним.

Именем Александра Невского в России названы воинский орден, атомная подводная лодка, мосты, улицы и площади городов, посёлки, ему посвящены православные храмы. Благоверный Александр Невский является небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска, а ещё Морской пехоты ВМФ России, ведь помимо побоища на Чудском озере в активе князе была битва на реке Неве, отчего и прозвали его Невским.

Не сохранилось прижизненных изображений Александра Невского, но существуют ставшие уже хрестоматийными образы князя, высокого статного юноши с гордым полным внутреннего достоинства и отваги лицом. Один был воплощён советским актёром Николаем Черкасовым в художественном фильме 1938 года режиссёра Сергея Эйзенштейна, другой в 1943 году художником Павлом Кориным в его триптихе. Оба произведения так и называются - «Александр Невский».

Множество памятников, бюстов и барельефов установлено святому чудотворцу по городам и весям нашей страны. Об одном из них хочется рассказать отдельно, то монументальная композиция «Ледовое побоище», расположенная в ближайшем пригороде Пскова. Не заметить этот памятник невозможно, настолько он грандиозен, к тому же ширь окружающей местности, когда беспрепятственно видны все горизонты, ведь монумент установлен на вершине горы Соколиха, добавляет поистине волнующие моменты в понимании значимости тех далёких во времени, но таких близких для сердца каждого россиянина, событий.

Идея создания монумента возникла в 1968 году после известного постановления Совета Министров СССР о плане сооружения в 1967-1970 гг. памятников, имеющих общегосударственное значение. По итогам Всесоюзного конкурса был выбран проект скульптора И.И.Козловского и архитектора П.С.Бутенко. Отливка памятника осуществлялась в художественно-производственном объединении им. Е.В. Вучетича. Однако открытие монумента «Ледовое побоище» состоялось лишь в июне 1993 года.

Почему памятник так долго воплощался? Видимо, помешало очередное смутное время, сложно сказать какое по счёту, так много их было в истории нашей страны. Может потому и сильны мы, что в тяжёлое время не падаем духом, не опускаем рук, а находим силы сплотиться, забывая при этом горечь личных обид. И как никогда важна здесь роль настоящего лидера, кто смог бы всех повести за собой. Таким в образе воина-всадника защитника земли русской предстаёт князь Александр Невский в монументальной 30-метровой скульптуре. За ним, тесно сплотившись, следует его дружина. Воины одеты в кольчуги, в руках они держат щиты, длинные копья пронзают небо. Все готовы к сраженью. И как здесь не вспомнить слова, произнесённые князем после разгрома псов-рыцарей на льду озера: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла, и стоять будет земля русская!»

Впрочем, найдутся такие, кто скажет, что слова эти лишь художественный вымысел, монолог актёра Черкасова, сыгравшего роль Александра Невского в одноимённом фильме. Никаких подобных слов история не помнит за князем. Пожалуй, учёные мужи будут правы. Но разве к ним мы прислушиваемся, когда враг нас осаждает, когда грозит огнём и мечом. Думаю, вряд ли.

Стоя у монумента и высоко задрав голову, начинаешь ощущать гордость за ратные подвиги наших предков, сумевших отстоять эти прекрасные земли. И движущимся по близлежащей окружной дороге путешественникам также хорошо виден памятник. Выглядывая из окон автомобилей, они восхищаются здешним размахом, а некоторые из них, те, что с иностранными паспортами, невольно задумываются и про себя говорят: «Экая мощь скрыта в этой стране!»

А действительно, нам есть чем гордиться, у нас огромная и замечательная страна, в которой живут хорошие люди. Мы любим свою Родину, при этом у каждого из нас в этом образе заключено что-то своё, только ему близкое и знакомое, ведь общее состоит из частей.

«С чего начинается Родина
С картинки в твоём букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе...» - поётся в одной замечательной песне, которая так и называется: «С чего начинается Родина».

И находясь у подножия памятника не лишним будет осмотреть все окрестности, а после спуститься с горы, но не к машине или автобусу, что ожидают вас на парковке, а к полю, перелеску, другому холму. Побродить не спеша, наслаждаясь чудной природой, вдыхая ароматы трав и цветов. Ощутить себя маленькой частью огромного Мира, прикоснуться к самым его истокам, раствориться в капле росы на траве, в мотыльке, порхающем с цветка на цветок, в птице, пролетающей высоко-высоко, в ветке дерева, что растёт одиноко. Всюду проистекает жизнь и каждая имеет свой голос. Очень важно всё это сберечь. От врагов, а порой и от самих себя. Но это уже другая история.

Псков, июнь 2017 года

(Фото из личного архива)

ДРАМАТИЧЕСКАЯ СУДЬБА МОНУМЕНТА В ДОКУМЕНТАХ
или
ДИСКУССИЯ НА ТЕМУ: «КУДА ЖЕ СМОТРЕТЬ КОНЮ?»

Памятник Александру Невскому и его дружине, установленный на горе Соколиха под Псковом в 1993 году, превратился в символ древнего города, и нынешним молодым псковичам даже странно представить, что его когда-то не было вовсе. Изображение памятника можно встретить не только на различных официальных и неофициальных бумагах, но и на продукции, выпускаемой в Пскове, различных сувенирных предметах; сюда, на высокий холм приезжают в день бракосочетания молодожены. Редко, редко, кто вспомнит, что этому монументу всего… менее двадцати лет.

Макет памятника на мысе Сиговец

А в то же время история создания памятника, выбор места его установки, события, связанные с изготовлением монумента, драматичны, да и вообще появился он благодаря энтузиазму и подвижничеству людей, о которых хотелось бы рассказать.

Идея увековечивания памяти победы дружины Александра Невского в Ледовом побоище 1242 года берет свое начало в 1963 году, когда окончательно завершилась работа Комплексной экспедиции АН СССР под руководством военного историка, генерал-майора Г. Н. Караева по уточнению места исторического сражения, и было принято принципиальное решение об установке памятного знака, символизирующего точку в долголетнем споре ученых относительно места битвы.

В самом деле: в результате работы экспедиции АН СССР был установлен ход легендарного исторического сражения, согласующийся с известными историческими, в первую очередь русскими летописными источниками и ливонскими хроникальными источниками; географическими, гидрологическими и геологическими особенностями найденной точки; топонимическими и археологическими данными; устранены неточности, исторические несогласованности; найдены летописные Узмень и Вороний Камень.

В 1966 году под редакцией Г. Н. Караева вышел из печати ныне почти забытый фундаментальный труд – сборник статей, посвященных аспектам работы экспедиции, что означало принятие результатов ее работы научным сообществом, а также популярное издание о поиске места Ледового побоища «Загадка Чудского озера», книга, выдержавшая затем переиздание и перевод на эстонский язык.

В том же году руководители экспедиции АН СССР Г. Н. Караев и А. С. Потресов, многие писатели, художники, ученые, в том числе через печать обращались в МК СССР и МК РСФСР с призывом увековечить память о битве на Чудском озере 1242 года. Большой общественный резонанс имело по этому поводу письмо писателя Сергея Голицына в «Литературную газету», опубликованное 20 января 1966 г.

Скульптор Иосиф Козловский в мастерской

21 января 1967 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 58 «О плане сооружения в 1967 – 1970 гг. памятников, имеющих общегосударственное значение» было принято решение о сооружении монумента в память Ледового побоища на месте битвы, – прошу обратить внимание на эти последние слова.

Однако свой взгляд на вопрос увековечивания памяти Ледового побоища руководитель экспедиции Г. Н. Караев отстаивал в письме начальнику Управления изобразительных искусств и охраны памятников МК СССР Г. А. Тимошину:

«Речь идет о необходимости установления двух памятников – в Пскове и на берегу озера против того места, где на льду произошла историческая битва». Далее руководитель экспедиции перечисляет места в городе, где с его точки зрения логично было бы установить монумент, и продолжает:

«Сооружение на нем скульптурного памятника нецелесообразно, т.к. остров удален от населенных пунктов, и памятник оказался бы без надлежащего надзора полагал бы целесообразным возвести на берегу острова Сиговец высокий светлый обелиск, который бы был издалека виден…».

12 – 14 мая 1967 г. в областной библиотеке Пскова состоялась научная конференция, посвященная 725-летию Ледового побоища, в ходе которой выступили ведущие участники экспедиции: военный историк, генерал-майор Г. Н. Караев, археолог И. К. Голунова, геолог В. С. Кузнецова, историк И. П. Шаскальский, помощник руководителя экспедиции, исследователь водных путей А. С. Потресов. Завершилась конференция выездом на место Ледового побоища и митингом в деревне Самолва, где в годы своей работы располагался штаб экспедиции.

«На конференцию прибыли гости из Москвы, Ленинграда, Новгорода», – сообщала газета «Правда».

Участники конференции единодушно подтвердили необходимость установки памятника в честь сражения.

В начале 1968 г. руководитель экспедиции, согласившись с Постановлением № 58, поменял свой взгляд на место установки памятника:

«Памятник на острове Сиговец должен находиться на возвышении и быть достаточно высоким, чтобы господствовать над окружающей местностью и быть издалека видимым с воды и с суши // Компоненты памятника могли бы быть такими: // Широкое и высокое основание может нести барельефы, изображающие момент битвы и торжественный въезд Александра Ярославовича в Псков с пленными рыцарями. // Над ним обелиск, колонна или иное высокое сооружение со скульптурой русского воина в полном вооружении того времени с лицом, обращенным на запад».

При этом он поддерживал «предложение Псковского облисполкома о сооружении, кроме памятника на острове Сиговец, музейного домика на острове Вороньем, в качестве филиала Псковского историко-художественного музея», указывая, какие он должен содержать экспонаты.

Первоначально предусматривалось, что проектирование монумента будет поручено известному псковскому художнику, архитектору, реставратору Всеволоду Смирнову.

Из письма В. П. Смирнова к А. С. Потресову: «…в Мин культуры решили почему-то вместо одного проекта сделать три: два московских и один псковичей, т. ч. это почти что конкурс. Мы будем делать втроем + скульптор. Бутенко П. С. – обл. архитектор; я и Катаев Лев Павл арх, мой лучший друг, с которым мы вместе делали памятник на острове им. Залита. Скульптором нам предлагают быть Козловскому, он москвич, делает лошадей, но на воде лошадь смотрится странно, а на льду скользит, если не кована».

Модель памятника Александру Невскому в мастерской скульптора

Действительно, в течение 1968 г. МК СССР провело закрытый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника, в котором приняло участие несколько творческих групп скульпторов и архитекторов. Однако большинство проектов не представляли значительного художественного интереса в связи с тем, что авторами «обыгрывалась» достаточно тривиальная тема, в основе которой лежал канонический образ Святого Георгия, побеждающего змея, все с тем же неизменным конем.

В ходе конкурса произошла перегруппировка сил, и основная борьба развернулась между проектами, представленными группой, возглавляемой Всеволодом Смирновым (архитекторы: Л. Катаев, В. Смирнов, инженер В. Зуев, скульптор В. Васильковский) и московским скульптором Иосифом Козловским (архитектор П. Бутенко, в дальнейшем в проекте участвовали скульптор А. Козловский и скульптор-анималист Р. Кириллова).

«21-го ноября я с Г. Н. Караевым осмотрели проекты памятника Ледового побоища в Производственно-художественном комбинате. // Наиболее удачным мы считаем проект, представленный скульптором Козловским И. И. – он лаконичен и очень выразителен, символизирует мощь войска, стоящего на границе русских земель.

Имеются у нас некоторые замечания по поводу вооружения воинов. Стоящие вокруг всадника пехотинцы вооружены мечами. Пехота имела копья, боевые топоры, луки, но не мечи. Но воины в данной композиции очень выразительно опираются на длинные мечи, и меч в данном случае является символом защиты, поэтому мечи можно сохранить. Но всадник никак не может иметь длинный пехотный щит. Такой щит нельзя быстро перебросить через шею коня, чтобы защититься от удара справа. Поэтому всаднику необходимо дать круглый щит. В остальном же по вооружению у нас замечаний не имеется. // Мы оба приветствуем проект И. И. Козловского».

Между тем, мнения общественности разделились.

«Первая, самая простая мысль рисовала мне памятник в виде всадника и коня, – писал начинающий тогда журналист А. Проханов о посещении выставки проектов памятника, в защиту В. Смирнова. – И рассматривая выставленные проекты монументов, я убеждаюсь, что многие авторы поддались этому искушению Но среди этих обычных, похожих одна на другую работ, внимание мое останавливается на одной. Из озерной глади, как бы распарывая ее, взлетают вверх белоснежные треугольные опоры, поддерживая на себе тонкие металлические полусферы. И семь этих чаш словно колышутся, бьются одна о другую, громоздятся, летят – готовы распасться и не распадаются. // Во всей конструкции много движения, звука».

«Я не архитектор и не скульптор, – пишет А. С. Потресову в противовес журналисту Алексей Ионович Захаров, уроженец деревни Самолва, проживавший на тот момент в городе Тамбове, – но я – народ, который должен понимать историю своего народа, и неужели будет сотворена такая глупость?»

А вот что понимает А. И. Захаров под «глупостью»:

«Прочитав эту статью, я страшно потрясен, неужели это случится! Тут же в газете помещен снимок этого проекта, который в основном изображает свалку бетона ХХ века, и без инструкции к нему навряд ли народ поймет, что это такое! Применить абстрактное искусство к истории России 1242 года – ни с чем не вяжется, это равносильно тому, как Александра Невского посадить на танк».

Вторит А. Проханову член-корреспондент (тогда) АН СССР Д. Лихачев:

«Нелепо выглядела бы конная статуя Александра Невского, выросшая из водной поверхности озера среди тесного островка, невесть как туда попавшая и не ведающая, как оттуда выбраться. И куда направить движение этой скульптуры? – недоумевает будущий действительный член, ссылаясь на то, что нынче на западных берегах давно живут мирные эстонцы, однако ж выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации есть: – И вот псковские архитекторы решили обратиться к традициям древней Руси. По проекту псковских архитекторов на острове Сиговец, вблизи от которого произошла битва, прямо из воды поднимутся простые белые пилоны. Между пилонами повиснут в воздухе яркие золотые шлемы: те самые боевые шлемы, которыми псковичи венчали свои храмы».

Сегодня трудно определить, кто в итоге спрохиндейничал: дело в том, что на снимке проекта Смирнова, иллюстрирующем статью Проханова, конь с всадником очевидно угадываются. Есть конь и на фото А. С. Потресова, сделанном на выставке проектов, которую посещал, по его словам, и Д. С. Лихачев. Но вот на фото проекта псковских архитекторов, сопровождающем его статью в «Литературной газете», конь вместе с всадником чудесным образом исчез! Виновны ли тут газетные ретушеры или сами псковичи, перед приходом члена-корреспондента убравшие коня, чтобы дать простор лихачевской филиппике, – сегодня можно только гадать.

В письме-реплике, направленном в газету «Советская Россия» и озаглавленном «Куда же смотреть коню?», Александр Югов из Ленинграда 4 апреля 1969 г. пишет:

«На днях в «Литературной газете» появилась статья «Богатырям Александра Невского». // Она резко распадается на две половины. Первая всеми правдами и неправдами стремится охаять памятник по проекту Козловского. Во второй части – восхваление соперничающего проекта. И снимок с макета приложен. Каждый может посмотреть и убедиться, что исполненный по заветам абстракционизма памятник русским богатырям будет представлять (если только дать ему осуществиться) огромные каменные зубья, словно бы уцелевшие от зданий после сильной бомбежки. Похоже и на гидротехническое сооружение, вроде бы на шлюзы. А в середине подвешены будут огромные позолоченные котлы, якобы шлемы. // А поразил меня больше всего тот направленный против проекта Козловского довод, которым автор статьи предает главенствующее значение Прочел и подумал: но ведь чтобы на западе угнетенных освободить, — не на восток же должен был двигаться Невский?! К чему эта дискуссия на тему: Куда же смотреть коню?».

Впрочем, дело вовсе не в коне: по здравому размышлению эксперты пришли к мнению, что, даже не рассматривая художественные особенности, проект В. Смирнова неосуществим по чисто техническим причинам: огромные полые купола могут не выдержать ветровой нагрузки – ведь на Чудском озере свирепые шторма вовсе не редкость.

Однако все эти публикации и реплики имели запоздалый характер, о чем напомнил А. С. Потресов:

Копия: Министерство культуры СССР т. Халтурину А.Г. // Псковскому обкому КПСС т. Густову И.С.

Направляем Вам мнение экспедиции АН СССР по поводу памятника на месте Ледового побоища 1242 г. // Проект памятника скульптора Козловского И. И. и главного архитектора Псковской обл. Бутенко П. С. был единогласно утвержден экспертным советом Министерства культуры СССР, и затем 12 марта с. г. утвержден Псковским обкомом КПСС и Облисполкомом, о чем напечатано в газете «Правда» 15 марта 1969 г. // Мы присоединяемся к этим решениям и прилагаем свои соображения по поводу проектов, представленных на конкурс.

Руководитель комплексной экспедиции АН СССР генерал-майор Караев Г. Н.

Помощник руководителя Потресов А. С.»

Проект монумента И. И. Козловского и П. С. Бутенко был действительно одобрен

Всесоюзным Художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре, рекомендована его дальнейшая разработка. В 1969 г. проект был рассмотрен в псковских партийных и советских организациях, обсужден в печати и согласован исполкомом Псковского областного Совета. По поручению Совета Министров СССР Совету Министров РСФСР сооружение монумента в Псковской области было включено в план 12-й пятилетки.

И вот тут-то начинается самое интересное.

Иосиф Козловский активно взялся за дело: на его даче в Песках была специально воздвигнута мастерская, в которой разместился макет памятника в 1/6 натуральной величины. В мастерской имелись ворота, через которые по рельсовому пути памятник на специальной тележке выкатывался на вольный воздух, причем тележка имела еще и поворотный механизм, с помощью которого можно было рассматривать памятник под разными углами освещения.

Основная идея, которую И. И. Козловский заложил в проект памятника – слияние его формы и декора с мотивами традиционной псковской храмовой архитектурой. Именно поэтому в качестве материала памятника предполагалось использовать белый камень – известняк, традиционный при строительстве в Пскове, а шлемы воинов и возвышающиеся над их головами прапоры предполагалось делать из меди.

Образованная таким образом композиция – сомкнутое каре вокруг конной статуи князя в известной степени символизировала внешний объем храма, заметьте, в советские годы! Впечатление усиливали верхние полукружия щитов воинов, особенно с левой стороны, напоминающие позакомарное покрытие абсид; шлемы воинов – главы храмов. Такие детали, как узкие прорези в центре щитов, оформление кольчуг воинов орнаментом, использующим мотивы древнерусских бегунков и поребриков, придавали образу былинность старопсковского стиля.

Недаром в мастерской скульптора, где он работал над монументом, на стенах были развешаны фотографии псковских церквей. Особенно внимательно Козловский приглядывался к архитектуре и деталям храма Иоанна Предтечи уничтоженного Ивановского монастыря в Пскове, рядом с которым, по преданию, хоронили воинов князя, павших в Ледовом побоище.

А в то же время культурное руководство страны и Пскова палец о палец не ударяло в деле претворения в жизнь собственных же решений.

«Нас очень беспокоит, что в Пскове не ведется никакой подготовки к установке памятника, – писал по этому поводу Г. Н. Караев в Министерство культуры СССР Т. А. Безобразовой, возглавлявшей отдел монументальной пропаганды. – Еще в мае 1967 года мы в беседе с начальником Управления культуры А. И. Медведевой говорили о срочной необходимости подготовки острова, но с тех пор прошло три года, но ничего в этом отношении не предпринято».

Далее Караев перечислял, что нужно сделать в первую очередь: провести буровые работы на острове Сиговец; произвести намывку песка на остров и т.д. Аналогичное письмо было отправлено в адрес Первого секретаря Псковского областного комитета КПСС И. С. Густова.

Летом 1970 года была изготовлена фанерная модель-силуэт памятника и установлена на острове Сиговец. Псковское руководство вместе с авторами проекта на теплоходе «Ракета» посетило остров, а затем в салоне судна состоялся торжественный банкет по поводу удачного начала.

Казалось бы, дело сдвинулось, но не тут-то было: в последующие годы на острове работы так и не начались.

В 1976 году И. И. Козловским была, наконец, изготовлена модель монумента «в величину сооружения». Модель аккуратно разобрали, перевезли в Псков и сложили в специальном хранилище.

Тут в Пскове кому-то в голову пришло проверить расчеты: с момента первых все же прошло время! Оказалось, что остров не в состоянии выдержать веса сооружения – либо старые расчеты делали непрофессионально, либо новые. Принялись искать место для установки памятника где-нибудь между Гдовом и Псковом. На это потребовалось… скоро узнаете, сколько лет: расстояние-то между городами неблизкое!

А за это время в хранилище, где пылились уникальные фрагменты монумента, случился пожар, и они погибли. Пожар – дело стихийное, злые языки пытались найти след соперничающей группировки архитекторов, но не удалось. Впрочем, в культурной жизни Пскова – пожары не редкость, даже кремлевские башни с роялями массово горят!

Козловский готов был изготовить детали памятника заново, но для этого требовалась бригада формовщиков, а Министерство культуры СССР забыло списать средства, потерянные в результате пожара. В плановом хозяйстве этого оказалось достаточно, чтобы объявить о прекращении всех работ, связанных с памятником, и в 1983 году не рожденный монумент был похоронен.

Общественность, обеспокоенная таким поворотом событий, била тревогу, люди писали письма в разные инстанции, публиковали в печати статьи, рассказывающие о творящемся беспределе.

Однако в 1986 году запреты вдруг были сняты, и Министерство культуры обратилось к автору с предложением… уменьшить монумент в полтора раза и выполнить из бронзы.

Напомню, что основная идея скульптора – пластическая связь белокаменного памятника с белокаменной же псковской архитектурой рушилась в пух и прах, однако доведенный до отчаяния автор готов был на все, лишь бы многолетняя эпопея закончилась. Ему выделили, наконец, скульптурную мастерскую на улице Зорге в Москве, лучшую бригаду мастеров во главе с опытным Александром Мотиным, установили леса, начали варить каркас, и… снова распоряжение Минкульта СССР: работы прекратить!

А потому, что подули ветры перестройки, и враз одемократившиеся чиновники от культуры приняли «своевременное, отвечающее политическому моменту» решение устроить всенародное обсуждение памятника…

Словом, замкнулся круг, символизирующий нашу недавнюю историю: от всенародного (действительно, без иронии) обсуждения проекта монумента на закате демократической хрущевской «оттепели» через брежневский «застой» к новым вершинам демократии конца 1980-х годов, и имитации всенародного обсуждения – не проекта, а готового памятника!

Воистину – сильна и изобретательна наша культурная бюрократия!

Народное обсуждение дало отмашку: «Пущай делают!», и в марте 1987 года сварочные работы были возобновлены.

Вдумайтесь, дорогие товарищи: прошло ровно 20 лет, в стране сменились политические ориентиры, на монумент затрачены колоссальные средства, масса творческой и нервной энергии, а воз – и ныне там!

Тут поиски, начатые, напомню, в 1976 году, увенчались успехом: в начале 1990-х годов архитектор П. С. Бутенко нашел, в конце концов, достойное место для памятника на горе Соколиха под Псковом. Смысловые мотивы были такие: именно здесь, по Гдовской дороге Александр Невский возвращался в Псков после Ледового побоища, да и вообще место красивое. Закончился, наконец, затянувшийся спор, куда развернуть морду коня. Решили, пусть смотрит себе на северо-запад, в сторону места битвы на Чудском озере, тем более, что и «мирные дружественные эстонцы», о душевном покое которых некогда заботился академик Д. С. Лихачев, вовсе отделились, вступили в НАТО и стали «мирно» требовать себе Петсеримаа, называемые у нас по старинке Печорами, а заодно и Изборск. Бутенко пытался, было, настоять на закладке водоема перед памятником, мол, красиво конь с всадником будут смотреться в отражении, но пыл его охладили.

Параллельно с этими поисками в 1990-е годы детали памятника делали, было, на заводе «Монумент-скульптура» в Ленинграде, но тут грянули известные события, и работы вновь – в который раз! – свернули.

А тут в 1992 году рядом с храмом Михаила Архангела в Кобыльем городище возник… памятник Александру Невскому в честь великой победы на Чудском озере в 1242 году. И хоть сравнить монументы невозможно ни по каким показателям, псковское культурное руководство вздохнуло свободно: увековечили!

Наконец, худо-бедно, детали памятника отлиты, доработаны автором, место памятнику найдено, казалось бы, что еще?

А вот что: у области нет средств и возможностей для установки монумента.

В тяжелые времена безвластия Россию спасли люди, умевшие принять «огонь на себя». Вспомним ополчение Минина и Пожарского, да, в конце концов, собранное в годы оккупации Пскова войско Александра Невского.

Игорь Михайлович Александров, начальник областного ОКСа (отдел капитального строительства) – кто его нынче вспомнит? – понял, что тянуть дальше нельзя: или сейчас, или никогда, и собственным решением двинул имевшуюся в его распоряжении строительную технику на гору Соколиха.

Вот в таких муках появился монумент, любимый ныне и простыми псковичами, и руководством.

24 июня 1993 года памятник Александру Невскому и его воинам был открыт на горе Соколиха при большом скоплении чиновников от культуры, по мере своих сил препятствовавших созданию монумента. Не было на открытии автора композиции, скульптора И. И. Козловского, покинувшего мир за несколько месяцев до завершения работ; руководителей экспедиции на Чудское озеро, Г. Н. Караева и А. С. Потресова, отсутствовавших по той же причине; автора этих строк, которого просто забыли пригласить, как, впрочем, и многих других участников той, полузабытой за тридцать лет экспедиции АН СССР, результаты которой и явились основным побудительным мотивом в установке монумента на Соколихе.

Сегодня, рассказывая о памятнике, в первую очередь сообщают, что весит он 163 тонны, а высота монумента – 30,7 метра. Жалуются, что за годы существования не было проведено ни одной профилактики монумента. Старший специалист научно-производственного центра (НПЦ) по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области Людмила Солдатенко, сообщала корреспонденту ПАИ (Псковское агентство информации) еще в 2005 году, что памятник создан из большого количества отдельных элементов, которым необходимо проводить профилактическую обработку от коррозии. «Изначально предусматривалось, что производственно-профилактическое обслуживание будет осуществляться один раз в 5 лет»,- пояснила она. «В ветреную погоду памятник весь скрипит», — справедливо замечают специалисты.

Так что впереди памятник ожидают новые драматические моменты.

И я задумался вот о чем: если бы Александр Невский принимал стратегические решения так, как делают благодарные потомки, отмечая его память… то, интересно, на каком бы наречии говорили нынешние псковичи?
По материалам сборника «Региональные Чудские чтения»

Георгий (Юрий) Николаевич Караев (1891 – 1984), советский военный историк, генерал-майор (1949). Кандидат военных наук, доцент, чуть ли ни единственный беспартийный советский генерал. С 1955 г. в отставке. В 1959 – 1963 гг. руководил научной экспедицией Института археологии Академии наук СССР на Чудское озеро для определения места Ледового побоища. Один из основателей общества советско-болгарской дружбы, созданного в 1958 году.

Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища. Академия наук СССР. Институт археологии. – Наука, 1966.

Караев Г. Н., Потресов А. С. Загадка Чудского озера. – М. : Молодая гвардия, 1966.

Александр Сергеевич Потресов (1902 – 1972), художник, фотограф, писатель, путешественник. В 1959 – 1963 гг. работал в составе экспедиции по уточнению места Ледового побоища, руководил группами, исследовавшими сети древних водных путей псковичей-новгородцев, а также восточного побережья Чудского озера в предполагаемом районе сражения.

Ответ начальника Управления учреждений изобразительного искусства МК РСФСР № 05-16 от 5.02.1966 г. писателю С. М. Голицыну (копия в редакцию «Литературной газеты»). Архив В. А. Потресова, 2-й экз. Письмо С. М. Голицыну зам. председателя исполкома Псковского областного Совета депутатов трудящихся П. Марковского № г-117 от 22 марта 1966 г. Архив В. А. Потресова, 1-й экз. Письмо С. М. Голицыну начальника Управления учреждений изобразительного искусства МК РСФСР (копия в редакцию «Литературной газеты»). Архив В. А. Потресова, 1-й экз.

Г. Н Караев – Г. А. Тимошину, письмо от 13.03.1967 г. Архив В. А. Потресова, 2-й экз. с подписью.

Пригласительный билет участника конференции. Архив В. А. Потресова.

Письмо Г. Н. Караева к Г. А. Тимошину 19 января 1968 г. Архив В. А. Потресова, 2-й экз. с подписью.

Письмо Г. Н. Караева к Г. А. Тимошину 12 января 1968 г. Архив В. А. Потресова, 1-й экз. с подписью.

Всеволод Петрович Смирнов (1922 – 1996), архитектор, реставратор, художник. Фронтовик, награжден орденами и медалями. Окончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде. В 1955 году приглашен на должность главного архитектора псковской «Реставрационной мастерской». Автор ряда памятников, реставратор исторических памятников в Пскове.

Письмо В. П. Смирнова к А. С. Потресову, б/д, скорее всего, конец декабря 1967 г. (к письму приложена фотография прапора с кованым барсом, подписанная: Александру Сергеевичу Потресову в канун Нового года). Архив В. А. Потресова, оригинал с подписью.

Петр Семенович Бутенко (1917 – 1998), советский архитектор, Главный архитектор авторского коллектива проекта послевоенной планировки и застройки Великих Лук (автор проекта областного драматического театра, здания Госбанка, детского санатория, пожарного депо и других), затем – Главный архитектор г. Пскова. Автор архитектурного решения памятника Ленину на одноименной площади, Александру Невскому на горе Соколихе, Пушкину с крестьянкой в Летнем саду и других.

Иосиф Иванович Козловский (1913 – 1993), советский скульптор, заслуженный художник РСФСР (1976). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры (ИЖСА, бывш. Академию художеств, ЛВХТИ). Известен памятниками Ф. Энгельсу, М. Ломоносову, К. Шульженко. Настоящую славу ему принесло создание в Пскове монумента Александру Невскому.

А. С. Потресов – Г. А. Тимошину, автограф. Архив В. А. Потресова.

Проханов А. Память Чудского озера. О традициях и поисках современных монументалистов // Комсомольская правда. – 1969. — 4 марта. Архив В. А. Потресова.

В архиве В. А. Потресова имеются фотографии с выставки проектов, где конная статуя представлена совершенно очевидно.

Автограф. Архив В. А. Потресова.

Газета «Псковская правда» 12 марта 1968 г. поместила заметку «Идет обсуждение памятника», где, в частности, сообщала об обсуждении проекта памятника: «Этот вопрос 11 марта был предметом обсуждения, состоявшегося в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике». Далее перечислены участники обсуждения: скульпторы В. Цигаль, Л. Кербель, художник Г. Шульц, помощник руководителя экспедиции А. Потресов.

Черновик письма и ответ на него за подписью редактора отдела искусств «Литературной газеты» Б. Галанова (подпись) № 005091/25 от 29 апреля 1969 г. Архив В. А. Потресова.

1986 – 1990 гг.

Г. Н. Караев – Т. А. Безобразовой. Письмо от мая 1970 г. Архив В. А. Потресова.

Г. Н. Караев – И. С. Густову. Письмо от мая 1970 г. Архив В. А. Потресова.

См., например: В. А. Потресов. Александр Невский и бюрократы // Огонек. – 1987. – № 31.

Пару дней назад, проезжая по Гдовскому шоссе, решили заехать на Соколиху к монументу в память о Ледовом побоище. Была я здесь очень-очень давно - в год его открытия, т.е. в 1993-м. И после этого как-то не доводилось.... Так что восполняю этот пробел.

Под катом кроме фотографий памятника и видов, открывающихся с горы Соколиха, есть и краткая история создания этого монумента.

Монумент в память о Ледовом побоище 1242 г. выполнен по проекту скульптора И.И.Козловского и архитектора П.С.Бутенко. Позднее в работе приняли участие скульпторы А. И. Козловский и Р. С. Кириллова. Основанием для создания проекта явилось постановление ЦККПСС и Совета Министров СССР от 21.01.1967г, № 58 "О плане сооружения в 1967-1970 гг. памятников, имеющих общегосударственное значение. По итогам Всесоюзного конкурса, проведенного МК СССР в 1968г., Всесоюзным Художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре был одобрен проект И.И.Козловского и П.С.Бутенко и рекомендована его дальнейшая разработка. В 1969 г. проект был рассмотрен в псковских партийных и советских организациях, обсужден в печати и согласован исполкомом Псковского областного Совета. По поручению Совета Министров СССР Совету Министров РСФСР сооружение монумента в Псковской области было включено в план 12-й пятилетки.

Архитектурная часть проекта с размещением монумента на горе Соколиха разработана в 1981г., рассмотрена и одобрена Художественно-экспертным советом; им же рекомендованы материалы для памятника-бронза и медь. Кроме того, размещение монумента на горе Соколиха было рекомендовано правительственной комиссией Совета Министров РСФСР, партийными и советскими организациями г. Пскова и одобрено секретариатом ЦК КПСС.

Добавлю, что монумент ориентирован на запад. Т.е. взгляд Александра Невского устремлен в ту сторону, откуда на русскую землю рвались супостаты...

Русским воинам от благодарных потомков...

Обходя монумент со всех сторон, я делала и фотографии близлежащей округи. Уж не знаю какие виды открывались с Соколихи во времена Александра Невского, но сейчас они вот такие - вполне весенние и предпосевные....

Вокруг монумента лежит очень много больших камней - валунов...

Некоторые, как будто бы находятся здесь испокон веков...

а некоторые, однозначно, завезены сюда специально...

А еще с горы можно увидеть Снетогорский монастырь...

Новые псковские многоэтажки....

и даже Троицкий собор. Жаль, однако, что городские виды были как раз против солнца....

Ну и заключительный кадр....

Вот такая у меня получилась, хоть и коротенькая, но все же фотопрогулка вокруг монумента возведенного в память о Ледовом побоище 1242 года, когда Александр Невский со своей дружиной одолели немецких псов-рыцарей в битве на льду Чудского озера.



Загрузка...
Top