Почему мария болконская не приняла предложение курагина. Cочинение «Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Тема урока: «Отец и дочь». (По роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»). Анализ эпизода.

Цель урока: продолжить изучение произведения «Война и мир», показать истинные чувства князя Н.А. Болконского к своей дочери, проанализировав эпизод сватовства Анатоля Курагина к княжне Марье.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, его дочери Татьяны Львовны, цитаты (высказывания Грибоедова, Крылова, Карамзина, Шекспира и др.)

Что за комиссия, создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

А.С. Грибоедов

Отцы и матери! Вам басни сей урок

Я рассказал её не детям в извиненье…

Но если выросли они в разлуке с вами

И вы их вверили наёмничьим рукам,

Не вы ли виноваты сами,

Что в старости от них утехи мало вам?

И.А. Крылов

Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

Несмотря на все школы, институты и пансионаты.

Н.М. Карамзин

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью,

которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная,

которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.

Мудр тот отец, который знает

своё собственное дитя.

В. Шекспир

Ход урока:

    Организационный момент. Вступительное слово учителя:

Тема нашего урока «Отец и дочь». Вы дома внимательно прочитали 3-ю, 4-ю, 5-ю главы из 3-ей части 1 тома романа «Война и мир», выписали главные, на ваш взгляд, фразы, отрывки, которые характеризуют душевное состояние, мысли князя Болконского и его дочери Марьи, в эпизоде сватовства Анатоля Курагина.

Давайте обратимся к цитатам, написанным на доске, прочитаем и подумаем, какое из высказываний может служить подтверждением тому, что вы прочитали к уроку.

(Учащиеся высказываются, делают вывод, что так или иначе, но все предложенные высказывания соответствуют теме урока).

Скажите, впервые ли мы встречаемся с темой «отец и дочь»? (Да, впервые).

До этого мы говорили об отце и сыне. Из какого произведения? («Отцы и дети» И.С. Тургенева), свекровь и сноха (Кабановы в драме Островского), мать и дочь (Огудаловы из «Бесприданницы» Островского).

Слово учителя:

Старшее и младшее поколения, отцы и дети постоянно в этом учебном году в центре внимания на наших уроках. Почему? Потому что на примере героев произведений мы учимся понимать те, возможно, тщательно скрываемые тревоги, боль «отцов» за своих детей.

А каким отцом был Л.Н. Толстой, глава большого семейства?

(Проверка домашнего задания. Сообщение учащегося.)

Слово учителя:

В книге Н. Домениной «По страницам «Войны и мира» есть главы «Князь и княгиня», «Отец и сын», «Два императора» и др. Но нет главы с названием нашего урока. Так вот на сегодняшнем уроке мы и попытаемся понять, что чувствуют два этих родных человека в ситуации испытании для обоих – сватовства по расчёту.

II. Проверка домашнего задания.

Какие строки романа о Николае Андреевиче Болконском и княжне Марье вы записали в тетрадь? Как они передают внутреннее состояние героев?

(Учащиеся читают и кратко комментируют домашнее задание. Например, о князе Болконском:

Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима;

И кто возьмёт её из-за любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство;

Убралась, как дурра! – подумал он, злобно взглянув на дочь. – Стыда нет! А он её и знать не хочет. И так далее.

О княжне Марье:

-…тщательно пыталась преодолеть внутреннее волнение…;

Одна мысль о взгляде её отца приводила в ужас;

Она вспыхнула, прекрасные глаза её потухли, лицо её покрылось пятнами;

В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главное, сильнейшею и затаённою её мечтой была любовь земная;

И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем.

Беседа по вопросам:

Какой он, старик Болконский?

(Он сильный, деспотичный, деятельный, с причудами, прямой, крутого нрава, вспыльчивый, немного смешной, противоречивый, страшный, живой – рядом с ним и князь Василий, и гости Анны Павловны Шерер – духовные мертвецы).

Почему, когда мы читаем страницы, рассказывающие о Николае Андреевиче и княжне Марье, мы невольно думаем: «Бедная княжна Марья!»

Как к причудам отца относится княжна Марья, а как князь Андрей?

(По-разному. Сын позволял себе судить отца. Он понимал его слабости.

Обратимся к главам, которые перечитали к уроку. Как, чем живёт Болконский сейчас, когда идёт война с Наполеоном и на фронте его сын, от которого он получает ежедневно письма; о чём думает во время ежедневных прогулок по парку, что заботит его?

(Индивидуальное задание. Сообщение учащегося на тему: «Мир мыслей князя Болконского»).

III. Основная часть урока. Анализ эпизода сватовства Анатоля Курагина.

Слово учителя:

Князя Болконского заботят совсем другие мысли. Идёт война, он полностью погружён в военные события. А тут Курагины с визитом, да ещё с намерением посвататься к его единственной дочери. И в данный момент он должен думать об этом.

Почему старый князь кричит на Алпатыча? (Прочитать сцену Алпатыч и князь Николай Андреевич 3глава.)

(Ему стыдно, что он поднял палку на Алпатыча, но в глубине души рад, что тот уклонился от удара, но всё равно продолжает кричать: «Прохвосты! Закидать дорогу!» - потому что он, властный человек, в отчаянии от своей беспомощности перед ненавистной силой, которая врывается в жизнь.)

В чём выразилось волнение в доме Болконских в связи с приездом Анатоля?

(Княгиня Лиза приоделась, мадемуазель Бурьен прибавила ленточку к своему наряду, обе от чистого сердца хотят принарядить княжну Марью, но бедняжка так нехороша.)

Что испытывает княжна Марья в момент переодевания, о чём её думы?

(Выразительное чтение со слов: «Княжна Марья чувствовала себя оскорблённой в чувстве собственного достоинства…

До слов: «Но нет, это невозможно, я слишком дурна», думала она.)

Найдите строки, передающие первое впечатление княжны Марьи от Анатоля.

Как Толстой характеризует Анатоля в этот момент? (Прочитать.)

«…Анатоль, заложив большой палец правой руки… до слов…и ничем не изменяемая уверенность».

Какой вопрос мучает старика Болконского в момент одевания перед выходом к гостям?

(Уч-ся читают: «Старый князь неторопливо одевался в кабинете …» до слов: «Это-то мы и посмотрим».)

Обобщить прочитанное, что войдя в комнату, князь увидел всё: платье Лизы, ленточку Бурьен, и главное, «одиночество своей княжны в общем разговоре».

Слово учителя:

Он растил дочь, он её учил и воспитывал, хотел сделать её умной, образованной – потому так и сердился, когда она не понимала геометрии. И он любит её, видит за этим некрасивым лицом её доброту и благородство; он-то знает, как прекрасны бывают лучистые глаза, -кто достоин этой души, этих глаз? Что они, эти, могут видеть в его княжне? Богатую дурнушку? Эта мысль просто нестерпима.

А каков идеал мужчины для княжны Марьи?

Давайте выразительно прочитаем диалог князя Николая Андреевича с Анатолем. Этот разговор важен для Болконского и «потеха» для Анатоля, который сразу заявил отцу, князю Василию: «Я этих стариков терпеть не могу». (Со слов: «Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут?») (Николай Андреевич увидел, что он из себя представляет.)

Что он может сейчас сделать? Может выгнать?

Слово учителя:

И ведь может выгнать! Прямо может сказать: уезжайте, скатертью дорога, позвать Алпатыча, приказать снова расчистить нарочно закиданный снегом «прешпект» - пусть катят гости восвояси. А нужно сдерживаться, говорить с князем Василием. Более того, надо звать дочь и объявить ей о предложении. Она ещё и согласиться может, ведь гордости-то у неё нет: «…первый встречный показался – и отец, и всё забыто, и бежит, кверху чешется и хвостом винтит, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца!»

А что за разговор произошёл между князем и княгиней Марьей в кабинете отца?

Слово учителя:

И снова нам хочется сказать: «Бедная княжна Марья!» Как он мучает её, злой старик! А думает ли кто-нибудь о нём, об этом старике? Каково ему всё понимать и видеть, что дочь готова полюбить Анатоля, уже мечтает о нём и надеется быть счастливой – с ним! Легко ли ему говорить: «От твоего решения зависит счастье твоей жизни. Обо мне говорить нечего»?

Что стоит за этими словами?

(Он переламывает себя, свой властный нрав, подчиняясь тем правилам, которые он сам избрал. Но как тяжело это ему, как он уязвим в своей любви к дочери!)

Слово учителя:

Когда через час Тихон пришёл звать княжну Марью к отцу для ответа, перед нами предстала другая княжна Марья. Давайте это прочитаем.

Какое решение она принимает?

В чём же видит своё призвание княжна Марья? Что главное в ней?

(«Моё призвание – быть счастливой другим счастьем любви и самопожертвования.)

А какие выводы из события сделал князь Николай Андреевич? Этих слов мы не услышим, но можем «додумать» сами.

IV. Задание на дом: что мог бы написать в своём дневнике старик Болконский после отъезда отца и сына Курагиных? Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Из дневника Н.А. Болконского. Декабрь 1805 года».

V. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, какой же вывод можно сделать, заканчивая наш урок?

Был ли этот урок полезен для вас? Что вы поняли? (ребята делают выводы, высказывают своё мнение об отношении родителей к своим детям).

Слово учителя. (Учитель обобщает сказанное).

Итак ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели один из эпизодов романа-эпопеи «Война и мир» - сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской. И анализ этого эпизода нам показал истинные чувства князя Н.А. Болконского к своей дочери Марье. Мы увидели, что отец до глубины души любит свою дочь, переживает за неё, хочет видеть её счастливой. Хотя внешне нам, читателям, казалось, что Болконский недолюбливает свою дочь. Я думаю, что окажусь права, сказав, что и вам кажется порой, что родители к вам несправедливы, что делают всё не так, как вам хотелось бы. Даже может возникнуть мысль, что они вас не любят. Но уверяю вас, что это не так. Любая мама, любой папа желают своим детям только самого лучшего, готовы в любую минуту придти на помощь.

Урок закончен, можете быть свободными.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Хмелинец

Задонского муниципального района Липецкой области

Открытый урок по литературе

в 10 классе

Тема урока:

( по роману эпопее Л . Н . Толстого

« Война и мир »)

Анализ эпизода

Тюрина Н.А.

Хмелинец - 2014

Два сватовства в романе

в романе «Война и мир»

(опыт сопоставления)

Для анализа предлагаются два эпизода из романа «Война и мир» (3 часть первого тома главы 1-2 и 3-5).

Почему именно эти два эпизода выбраны мною? Что их объединяет?

(Тема сватовства.)

Неслучайно я захотела коснуться этой темы. Во-первых, тема эта является сквозной в и искусстве.

Вспомните, в каких произведениях она встречается.

(Сцены сватовства встречаются и у в «Дубровском», и у в «Женитьбе», и на полотнах русских художников, например, «Сватовство майора» Федотова.)

Во-вторых, сватовство – это обряд, за которым следует свадьба, создание семьи. Семьи как части общества, мира. Ведь роман Толстого не только о войне, но и о мире.

Вспомните об истории названия романа.

(Учебник Кутузова стр.345. Мир – не война; мир – общность людей, народ. В романе Толстого именно во втором значении употреблено слово «мир»).

В ходе урока мы будем заносить свои наблюдения в таблицу, которая поможет нам в дальнейшей работе над романом (в таблицу заносятся ключевые слова и сочетания, характеризующие героев данных эпизодов).



Почему в начале эпизода возникает образ кн. Василия? Каковы его планы?

(Он- завсегдатай светского общества, ему встретился человек «в силе», и инстинкт подсказал князю, что Пьер может быть ему полезен).

Почему именно Пьера кн. Василий прочит в женихи Элен, «не выпускает» его из рук, ведь многие другие претенденты обращали внимание на его дочь?

(Пьер богаче всех. Князь Василий мог извлечь из этого выгоду.

Пьер беспомощен и кн. Василий не имел права бросить на произвол судьбы сына друга с таким огромным состоянием (ирония автора).

Что думает кн. Василий о счастье своей дочери?

(«Своя выгода», удастся «пристроить сыновей»).

Какой видит кн. Василий дальнейшую судьбу своих сыновей?

(Он называет их обузой и хочет Ипполита определить на место первого секретаря в Вене, а Анатоля выгодно женить).

Какие черты характера кн. Василия мы могли бы отметить в таблице?

(заполнение соответствующей графы в таблице).


Князь Василий был постоянным завсегдатаем петербургских салонов. Какую роль в частной жизни семьи Курагиных играет мнение светского общества?

(Именно там молва соединяла людей, формировала мнение о человеке, здесь делался выбор).

Какую роль в этом эпизоде сыграла? Искренна ли она, когда проявляет интерес к Пьеру и Элен?

(– хозяйка салона. Толстой сравнивает ее с хозяйкой прядильной мастерской. «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». Пьер стал богат, следовательно, интересен для общества).

7. Под влиянием общества у Пьера возникает та же мысль, он тоже проявляет интерес к Элен. Но в отличие от светского общества он честен и искренен.

(Докажите текстом).

Что Пьер думает об Элен?

(«Умеет держать себя», красива, умеет быть достойно молчаливой в свете).

Как вы понимаете слова «уменье держать себя»? Приведите цитаты, доказывающие эту мысль.

(Элен демонстрирует свое тело, понимая, что она очень красива. Упивается этой красотой. Но красота эта «мертвая» . Она «не допускала возможности, чтобы кто-либо мог ее видеть и не быть восхищенным»; Улыбка ясная и красивая, которой она улыбалась всем; в весьма открытом платье; мраморный бюст; прелесть тела).

Какие чувства она испытывает к Пьеру? Говорит ли что-нибудь об этом автор?

(Нет. Она, как статуя, которой можно любоваться, но любить ее нельзя, и она любить не умеет).

Почему же тогда она «подходит так близко к Пьеру», привлекает его внимание. «Глаза ее как будто говорят…» Что она думает о будущей семейной жизни?

(Она выполняет «заказ» отца. Толстой ничего не говрит о ее чувствах. Героиня не мучает себя мыслями, ей не даны внутренние монологи. Только жесты, позы, физиология).

Какие же черты характера Элен мы могли бы отметить в таблице? (заполнение соответствующей графы).


А что же происходит с Пьером?

(Внутренняя борьба).

В чем проявляется эта внутренняя борьба?

(Верит в искренность; «в состоянии опьянения; не хотел огорчать людей.

Чувствует влечение к этой красоте и обязанность перед другими людьми; неопытен в жизни.

Уже знал, будет стоять под венцом с нею).

Любит ли он ее?

(Нет. Мучается, постоянно задает себе вопросы, не может дома уснуть. «Она была страшно близка ему»; «краснеет»; «она глупа»; «это не любовь»; «в этом браке что-то нечестное». Элен более опытна, сама делает первый шаг – целует Пьера).

Ни Пьер, ни Элен не испытывают друг к другу чувства любви. Почему же тогда достиг своей цели кн. Василий?

(Пьер только принят в светское общество, не знает его законов, у него нет опыта, впервые почувствовал себя в центре внимания).

Обобщите все сказанное о Пьере, заполните соответствующую графу в таблице.


Кстати, кто еще из героев романа женится так же, попадая под влияние женской красоты, без любви?

(Кн. Андрей за полгода до этого создает семью, женится на Лизе).

Случайно ли в следующей главе Толстой рисует еще одну сцену сватовства?

Опять возникает образ отца семейства – Николая Андреевича Болконского. Каково его отношение к замужеству дочери кн. Марьи?

(Недоволен сложившейся ситуацией. Презирает эту семью.)

В чем это проявляется?

(Рад выпавшему снегу, требует закидать дорогу, называет дочь дурой, иронизирует над ней при гостях, придирается ко всем: «тарелка ему показалась не чиста»).

Почему он так груб с дочерью? Он не желает ей счастья?

(Он любит Марью, но по-своему; кн. Болконский умен и проницателен – он все понимает, ему «больно за дочь»).

Эта боль выразилась в отчаянном крике души героя во время разговора один на один с кн. Василием.

(«Пускай выходит, мне все равно», - закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощании с сыном.)

Не забывая о таблице, вносим в нее мысли о кн. Болконском в соответствующую графу.


Семья Курагиных опять внесла смуту в умы и сердца героев. Давайте остановимся на характеристике образа Анатоля Курагина.

Что представляет он из себя? Почему старый кн. Болконский постоянно «хмурится»?

(Анатоль все время проводит в увеселениях, «числится» в армии. Для князя Болконского служить отечеству - святой долг каждого мужчины (сцена проводов на войну сына кн. Андрея).

А каким Анатоль видится Марье? Каково ее первое впечатление от встречи?

(«Она не могла видеть его, она видела только что-то большое, яркое и прекрасное». Она не видит его, но чувствует нежную руку, прекрасные русые волосы. Красота его поразила ее.)

Как он ведет себя?

(Молчит. Чувствует тщеславное удовольствие, видя свое влияние на окружающих. Весело наблюдает прическу Марьи. Осознает свое превосходство. Обращает внимание на Бурьен, рад тому, что скучать не придется.)

А какова же кн. Марья в этой сцене?

(Волнуется, переживает. Это доказывают внутренние монологи.

Ей совестно за себя и за других).

Какая художественная деталь подчеркивается автором во внешнем облике княжны в этой сцене?

(«Глаза ее потухли», «глаза, полные слез и мысли», «глаза, полные грусти и мысли»).

Какие же мысли ее мучают? Какой она видит свою будущую семейную жизнь?

Толстой внешне изуродовал героиню, сделал ее некрасивой. А как он относится к ней?

(Любит. Неоднократно упоминает о «лучистых» глазах Марьи. А ведь глаза человека – зеркало души. Она умеет чувствовать, переживать, мыслить (внутренние монологи). Сцена игры на фортепиано (стр. 253). Княжна преображается. Неслучайно автор не дает восторжествовать злу в образе Анатоля Курагина.)

На решение вопроса о женитьбе Толстой отводит героям только одну ночь. Как ведут себя герои?

(Анатоль заснул тот час (стр. 253). Все остальные не спят: Марье чудится дьявол с белым лбом, черными бровями и румяным ртом (стр. 254), кн. Николай Андреевич чувствует себя оскорбленным за дочь, все понимает (стр.254).

Что повлияло на решение, которое принимает кн. Марья?

Как характеризует ее этот поступок?

(Благородна, способна на самопожертвование ради счастья других (стр.257).

Заполним до конца таблицу, отметив в ней наши мысли об Анатоле и Марье.


К какому выводу подводит нас автор?

(Противопоставляет героев).

В чем смысл антитезы? Какую модель семьи Толстой не принимает, зачеркивает?

(Обе модели не принимает).

(Толстой делит героев на «любимых» и «нелюбимых». Пройдя через испытания, любимые герои: Пьер, кн. Марья, Наташа - обретают счастье, дом, семью. Нелюбимые: Элен, Анатоль – лишены будущего. (Об этом мы узнаем в эпилоге романа (4том, стр.336)). Одним из испытаний для героев стала любовь, женитьба!)

Вывод: В своей книге Толстой показал нам, что хорошо, а что плохо, как можно и нужно жить, а как нельзя. По существу, «Война и мир» - модель жизни.

Домашнее задание: На страницах романа еще образовываются семьи (Берг, Друбецкой). Как возникают эти семьи, что их отличает. Продолжите свои наблюдения в таблице.

Два сватовства в романе
в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
(опыт сопоставления)

Для анализа предлагаются два эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (3 часть первого тома главы 1-2 и 3-5).
- Почему именно эти два эпизода выбраны мною? Что их объединяет?
(Тема сватовства.)
Неслучайно я захотела коснуться этой темы. Во-первых, тема эта является сквозной в русской литературе и искусстве.
- Вспомните, в каких произведениях она встречается.
(Сцены сватовства встречаются и у А.С.Пушкина в «Дубровском», и у Н.В. Гоголя в «Женитьбе», и на полотнах русских художников, например, «Сватовство майора» Федотова.)
Во-вторых, сватовство – это обряд, за которым следует свадьба, создание семьи. Семьи как части общества, мира. Ведь роман Толстого не только о войне, но и о мире.
- Вспомните об истории названия романа.
(Учебник Кутузова 10 класс стр.345. Мир – не война; мир – общность людей, народ. В романе Толстого именно во втором значении употреблено слово «мир»).
В ходе урока мы будем заносить свои наблюдения в таблицу, которая поможет нам в дальнейшей работе над романом (в таблицу заносятся ключевые слова и сочетания, характеризующие героев данных эпизодов).

Сватовство Пьера и Элен
Сватовство Анатоля и кн.Марьи

Отец-князь Василий Курагин:
Отец-князь Николай Андреевич Болконский:

Жених – Пьер:
Жених- Анатоль Курагин:

Невеста – Элен Курагина:
Невеста- княжна Марья Болконская:

Почему в начале эпизода возникает образ кн. Василия? Каковы его планы?
(Он- завсегдатай светского общества, ему встретился человек «в силе», и инстинкт подсказал князю, что Пьер может быть ему полезен).
Почему именно Пьера кн. Василий прочит в женихи Элен, «не выпускает» его из рук, ведь многие другие претенденты обращали внимание на его дочь?
(Пьер богаче всех. Князь Василий мог извлечь из этого выгоду.
Пьер беспомощен и кн.Василий не имел права бросить на произвол судьбы сына друга с таким огромным состоянием (ирония автора).
Что думает кн.Василий о счастье своей дочери?
(«Своя выгода», удастся «пристроить сыновей»).
Какой видит кн.Василий дальнейшую судьбу своих сыновей?
(Он называет их обузой и хочет Ипполита определить на место первого секретаря в Вене, а Анатоля выгодно женить).

Какие черты характера кн. Василия мы могли бы отметить в таблице?
(заполнение соответствующей графы в таблице).

Князь Василий был постоянным завсегдатаем петербургских салонов. Какую роль в частной жизни семьи Курагиных играет мнение светского общества?
(Именно там молва соединяла людей, формировала мнение о человеке, здесь делался выбор).
Какую роль в этом эпизоде сыграла А.П. Шерер? Искренна ли она, когда проявляет интерес к Пьеру и Элен?
(А.П.Шерер – хозяйка салона. Толстой сравнивает ее с хозяйкой прядильной мастерской. «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». Пьер стал богат, следовательно, интересен для общества).
7. Под влиянием общества у Пьера возникает та же мысль, он тоже проявляет интерес к Элен. Но в отличие от светского общества он честен и искренен.
(Докажите текстом).
Что Пьер думает об Элен?
(«Умеет держать себя», красива, умеет быть достойно молчаливой в свете).
Как вы понимаете слова «уменье держать себя»? Приведите цитаты, доказывающие эту мысль.
(Элен демонстрирует свое тело, понимая, что она очень красива. Упивается этой красотой. Но красота эта «мертвая» . Она «не допускала возможности, чтобы кто-либо мог ее видеть и не быть восхищенным»; Улыбка ясная и красивая, которой она улыбалась всем; в весьма открытом платье; мраморный бюст; прелесть тела).
Какие чувства она испытывает к Пьеру? Говорит ли что-нибудь об этом автор?
(Нет. Она, как статуя, которой можно любоваться, но любить ее нельзя, и она любить не умеет).
Почему же тогда она «подходит так близко к Пьеру», привлекает его внимание. «Глаза ее как будто говорят» Что она думает о будущей семейной жизни?
(Она выполняет «заказ» отца. Толстой ничего не говрит о ее чувствах. Героиня не мучает себя мыслями, ей не даны внутренние монологи. Только жесты, позы, физиология).
Какие же черты характера Элен мы могли бы отметить в таблице? (заполнение соответствующей графы).

А что же происходит с Пьером?
(Внутренняя борьба).
В чем проявляется эта внутренняя борьба?
(Верит в искренность; «в состоянии опьянения; не хотел огорчать людей.
Чувствует влечение к этой красоте и обязанность перед другими людьми; неопытен в жизни.
Уже знал, будет стоять под венцом с нею).
Любит ли он ее?
(Нет. Мучается, постоянно задает себе вопросы, не может дома уснуть. «Она была страшно близка ему»; «краснеет»; «она глупа»; «это не любовь»; «в этом браке что-то нечестное». Элен более опытна, сама делает первый шаг – целует Пьера).
Ни Пьер, ни Элен не испытывают друг к другу чувства любви. Почему же тогда достиг своей цели кн.Василий?
(Пьер только принят в светское общество, не знает его законов, у него нет опыта, впервые почувствовал себя в центре внимания).

Обобщите все сказанное о Пьере, заполните соответствующую графу в таблице.

Кстати, кто еще из героев романа женится так же, попадая под влияние женской красоты, без любви?
(Кн. Андрей за полгода до этого создает семью, женится на Лизе).
Случайно ли в следующей главе Толстой рисует еще одну сцену сватовства?
(Нет. Автор рисует параллельный мир, противопоставляет отношение героев к вопросу создания семьи.)
Опять возникает образ отца семейства – Николая Андреевича Болконского. Каково его отношение к замужеству дочери кн. Марьи?
(Недоволен сложившейся ситуацией. Презирает эту семью.)
В чем это проявляется?
(Рад выпавшему снегу, требует закидать дорогу, называет дочь дурой, иронизирует над ней при гостях, придирается ко всем: «тарелка ему показалась не чиста»).
Почему он так груб с дочерью? Он не желает ей счастья?
(Он любит Марью, но по-своему; кн.Болконский умен и проницателен – он все понимает, ему «больно за дочь»).
Эта боль выразилась в отчаянном крике души героя во время разговора один на один с кн. Василием.
(«Пускай выходит, мне все равно», - закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощании с сыном.)

Не забывая о таблице, вносим в нее мысли о кн.Болконском в соответствующую графу.

Семья Курагиных опять внесла смуту в умы и сердца героев. Давайте остановимся на характеристике образа Анатоля Курагина.
Что представляет он из себя? Почему старый кн.Болконский постоянно «хмурится»?
(Анатоль все время проводит в увеселениях, «числится» в армии. Для князя Болконского служить отечеству- святой долг каждого мужчины (сцена проводов на войну сына кн.Андрея).
А каким Анатоль видится Марье? Каково ее первое впечатление от встречи?
(«Она не могла видеть его, она видела только что-то большое, яркое и прекрасное». Она не видит его, но чувствует нежную руку, прекрасные русые волосы. Красота его поразила ее.)
Как он ведет себя?
(Молчит. Чувствует тщеславное удовольствие, видя свое влияние на окружающих. Весело наблюдает прическу Марьи. Осознает свое превосходство. Обращает внимание на Бурьен, рад тому, что скучать не придется.)
А какова же кн.Марья в этой сцене?
(Волнуется, переживает. Это доказывают внутренние монологи.
Ей совестно за себя и за других).
Какая художественная деталь подчеркивается автором во внешнем облике княжны в этой сцене?
(«Глаза ее потухли», «глаза, полные слез и мысли», «глаза, полные грусти и мысли»).
Какие же мысли ее мучают? Какой она видит свою будущую семейную жизнь?
(Стр. 246.)
Толстой внешне изуродовал героиню, сделал ее некрасивой. А как он относится к ней?
(Любит. Неоднократно упоминает о «лучистых» глазах Марьи. А ведь глаза человека – зеркало души. Она умеет чувствовать, переживать, мыслить (внутренние монологи). Сцена игры на фортепиано (стр. 253). Княжна преображается. Неслучайно автор не дает восторжествовать злу в образе Анатоля Курагина.)
На решение вопроса о женитьбе Толстой отводит героям только одну ночь. Как ведут себя герои?
(Анатоль заснул тот час (стр. 253). Все остальные не спят: Марье чудится дьявол с белым лбом, черными бровями и румяным ртом (стр. 254), кн. Николай Андреевич чувствует себя оскорбленным за дочь, все понимает (стр.254).
Что повлияло на решение, которое принимает кн.Марья?
(стр.256).
Как характеризует ее этот поступок?
(Благородна, способна на самопожертвование ради счастья других (стр.257).
Заполним до конца таблицу, отметив в ней наши мысли об Анатоле и Марье.

К какому выводу подводит нас автор?
(Противопоставляет героев).
В чем смысл антитезы? Какую модель семьи Толстой не принимает, зачеркивает?
(Обе модели не принимает).
А что же дальше ждет героев?
(Толстой делит героев на «любимых» и «нелюбимых». Пройдя через испытания, любимые герои: Пьер, кн.Марья, Наташа - обретают счастье, дом, семью. Нелюбимые: Элен, Анатоль – лишены будущего. (Об этом мы узнаем в эпилоге романа (4том, стр.336)). Одним из испытаний для героев стала любовь, женитьба!)

Вывод: В своей книге Толстой показал нам, что хорошо, а что плохо, как можно и нужно жить, а как нельзя. По существу, «Война и мир» - модель жизни.

Домашнее задание: На страницах романа еще образовываются семьи (Берг, Друбецкой). Как возникают эти семьи, что их отличает. Продолжите свои наблюдения в таблице.

/ / / Анализ эпизодов «Сборы Наташи Ростовой на бал» и «Сватовство князя Андрея» (по роману Толстого «Война и мир»)

Эпизод сборов на бал будет продолжен очень важным событием в жизни главной героини – ее первым балом. Именно поэтому, перед таким ответственным жизненным моментом, вся семья Ростовых готовилась с необычайной щепетильностью. Тем более, на бал были приглашены высокопоставленные особы вместе с самим государем. Нельзя было ударить в грязь лицом.

По этой причине, все Ростовы были надушены, напудрены и вымыты с особой тщательностью. Руки, ноги, голова, лица – все было опрятно и ухожено. Практически закончены были прически. На ногах уже одеты кружевные, шелковые чулки.

Для самой Наташи этот бал был шагом в другой, взрослый мир. Именно от первого бала зависит ее дальнейшее расположение в обществе присутствующих персон. Поэтому, героиня, пыталась уследить за всеми, подсказать, где и что не так. Она сама взялась приделывать бант Соне и графине, ведь со стороны замечала, как будет лучше.

В такой суете Наташе не успевают подшить платье и вся семья Ростовых чуть не опаздывает к началу бала. Только лишь в карете, во время пути, юная девушка немного остыла и начала осознавать, куда же она все-таки едет.

Войдя в огромный, шикарный зал, Наташа совершенно растерялась и разволновалась. Ее пульс начал ускорятся, а кровь подступила к самому сердцу.

Конечно, Лев Толстой пытается подробно описать и сам бал. Он заостряет свое внимание на его механичности, неестественности. К примеру, всех пришедших гостей приветствовали одинаковыми выражениями.

Очень важен момент перед первым танцем на балу, когда Наташа стояла у стены, вместе с Соней. У девушки не было кавалера. Она была разочарована. Неужели никто из присутствующих не пригласит ее. А ведь она была искусной танцовщицей. И тут, по просьбе Пьера, к героине подошел Андрей Болконский. Их дуэт смотрелся великолепно. Они шикарно смотрелись в паре.

После этого бала, решительно настроен сделать Наташу своей женой. Сначала он просит благословления у своего отца, который не разрешает сыну жениться в течение ближайшего года. Затем, он отправляется в усадьбу Ростовых, просит руки Наташи сначала у графини, а затем и у самой девушки. На раздумья у юной героини был целый год. Их помолвка была тайной. Однако Наташа и думать об этом не хотела. Девушка начала готовиться к замужеству, хотя и не могла с уверенностью заявить, что любит Андрея. Автор неоднократно подмечает, что он был чужим среди Ростовых. Но, это не помешало ей дать положительный ответ. Теперь, после благословения, Наташу и Андрея именовали невестой и женихом.



Загрузка...
Top