Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Сказка ложь, да в ней намёк….

"Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок" А.С. Пушкин
"Что за прелесть эти сказки!" А.С.Пушкин

Покажите мне сказку, где в русско-народной сказке поп герой===.С.В.С.

Никогда не думал, что вопрос веры в БОГА для взрослого человека может зависеть от героев детской сказки. Это уже предельный примитивизм, языческое восприятие религии и полное отсутствие намёка на духовность.

Ну, хорошо, обсудим факт, что в немногочисленных сказках (я нашёл 5 русских сказок, где говорится о попах), они чаще всего представлены карикатурно – глупыми и жадными. Заметим, что практически во всех сказках цари и придворные, и все богачи также карикатурно представлены, как глупые и жадные. Да и среди простых людей "умных" в русских сказках практически нет, за исключением Прекрасных и Премудрых Девиц, которые спасают дураков и помогают им преодолеть трудности. Встречаются изредка образы умных богатырей, добрых молодцев, калек и мудрых старцев, а также хитроумных и ловких солдат, ну и, конечно «умных» животных, птиц и рыб, деревьев и т.д., которые порой «мудрее и могущественнее» людей.

Глупости и жадности противопоставлены чаще всего не ум и щедрость, а везучесть и чудо. И самый везучий, конечно же, всем известный круглый дурак. Ибо «дуракам везёт». Он и есть – главный герой русских народных сказок. Другим, например, богатырям, принцам, бывалым солдатам повезло меньше. А о прочих и говорить не приходится.

Соответствует сказка реальной жизни? Трудно такое представить. В русской сказке всё парадоксально, карикатурно, как бы перевёрнуто, необычно и чудесно. Сказка, говоря попросту, это – небылица, выдумка, но что-то в них есть, что заставляет миллиарды детей слушать их по сто раз с открытым ртом, и что взрослого человека заставляет порой задуматься.

Все мы помним: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.» (А.С. Пушкин).
Да – ложь, да – небылица, да – выдумка. Да, нельзя переносить сказочные ситуации в жизнь, также как характеристики нарицательных героев. Далеко не все цари и попы – глупы и жадны, и не все лягушки – премудры и прекрасны. Это так.

Но в чём же намёк? Намёк – это неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства. Если в сказке прямо сказано, что поп и царь – глупы и жадны, то здесь и намёка никакого нет. И полный маразм - воспринимать это как непреложный факт. Вы имеете дело с вымыслом, карикатурной зарисовкой. И строить свою жизнь на этом вымысле - глупость несусветная.

Намёк в сказке есть, но он не в очевидном и определённо сказанном. Тем и хороша сказка, что в ней, кромке поэзии и чуда, есть в каждой - свой намёк, своя неразгаданная загадка.

Аристархов Иван

Цель: п роследить как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим.
Задачи:
изучить русские народные сказки;
выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона;
проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;
привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»

Исследовательский проект

тема: «Сказка- ложь, да в ней намек…»

Выполнил :ученик 3 класса

Аристархов Иван

Руководитель:

Гусельникова В.И.

2012год.

1. Вступление,актуальность,область исследования,

Предмет исследования…………………………………………………3

2.Гипотеза,цель,задачи,практическое исследование……..4

3.Практическая часть………………………………………………………5

4.Выводы по результатам исследования…………………………6

5.Общий вывод,перечень литературы…………………………….7

6.Творческие работы детей(рисунки к сказкам)……………..8,9,10

Проект «Сказка – ложь, да в ней намёк...»

  • Все ребята нашего класса любят сказки. Раньше нам их читали родители и учитель, а сейчас мы научились читать и сами можем знакомиться с народной мудростью.

Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Актуальность.

Когда мы пришли в первый класс, многие из моих одноклассников не умели выполнять правила поведения и уважительно относиться к старшим. Но, когда учитель задавал вопрос, все правильно отвечали по поводу правил поведения и хороших манер. Получается, что ответы все давали верные, а поступали не всегда правильно. Если мы обсуждали сказку, всем было интересно работать. Я решил обратиться к сказкам и изучить их.

Область исследования : литература.

Предмет исследования : русские народные сказки.

Взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Особенно их огорчает, как мы ведём себя по отношению к своим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям. А ведь эти люди о нас заботятся и стараются дать всё самое лучшее.

Гипотеза.

Я предположил, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу, а русские народные сказки могут научить меня и моих одноклассников отношению к старшим.

Цель : проследить как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим.

Задачи:

  • изучить русские народные сказки;
  • выявить ситуации, в которые попадали сказочные герои из-за того, что не выполняли правил поведения хорошего тона;
  • проследить, какими приёмами пользовались составители сказок для того, чтобы научить героев уважительному отношению к старшим;
  • привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.
  • 2 . Я провел практическое исследование на основе русских народных сказок. Сказка - произведение устного народного творчества, повествующее о вымышленых событиях. Сказки бывают волшебные, бытовые, о живот-ных. По образцу народных сказок создавались и литера- турные сказки. Сказка – это произведение, в котором –изо-бражается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка . Народные сказки – самая древняя из форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов, такая сказка отражает убеждения, мировоззрения, главные черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях -бытовых сказках. Но не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.
  • 3. Практическая часть. В ходе исследования я работал над русскими народными сказками. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не расте-рялась и побежала искать братца. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда девочка обращалась к этим персонажам без уважения, никто не хотел ей помочь. А когда она стала обращаться ласково и уважительно : печка – матушка, речка –матушка , все девочке помогли. Родителей девочка называет батюшка и матушка. Даже к злой бабе-Яге обращается вежливо. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливое обращение. В сказке «Колобок» герой сбежал от бабы и деда не зная, что его ждут большие опасности. Вся история Колобка закончилась тем, что его съела хитрая лиса. Непослушание колобка привело его к гибели. Попала в опасность и Машенька из сказки «Маша и медведь», когда не послушала старших и отстала от подружек. В этой сказке Машенька тоже очень ласково и вежливо называет свих родных бабушкой и дедушкой. Девочке помогли выбраться из сложной ситуации смекалка и трудолюбие. В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» Иван Царевич сначала обругал старую женщину, которая встретилась ему по пути. А потом призадумался: «За что я обругал старуху? Дай ворочу её; старые люди хитры и догадливы! Авось, что доброе скажет». После этого Иван –Царевич уже обращается к старушке по -другому.«И не стал ворочать старушку:- Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое! Ведь я с досады вымолвил.» Такое поведение помогло Царевичу в его поисках. В сказке «Каша из топора» солдат обращается к старой женщине «Здравствуй, божья старушка!» Хоть старуха и была вредная, но солдат не грубил ей, потому, что она была старше его и заслуживала уважения. В сказке «Морозко» девушка, которая была терпелива и вежлива с Морозом,получила в награду соболью шубу, золото, серебро и короб с богатыми подарками. Пять раз спрашивал Морозко Красную девицу, дедову дочку:- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
  • 4. А девушка хоть и замерзла сильно, даже окостеневать стала. Чуть языком шевелит. А отвечает вежливо и ласково:- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.- Ой,тепло, голубчик, Морозушко! Здесь мы видим как награждалось в сказках кротость и уважительное отношение любой, даже самой тяжёлой, ситуации. В сказке «Снегурушка и лиса» Снегуруш-ка обращается к медведю и говорит ему:- Как мне, медведь- батюшка, не плакать? А лисичку называет лиса - Олисава. В сказке «Финист –ясный сокол», когда отец спрашивает у дочерей:- Что вам дочки купить, чем порадовать? Старшие дочери отвечают:- Купи по полушалку…А младшая дочь обращается по –другому:- Купи мне, батюшка, пёрышко… Да и сам крестьянин, когда разговаривает со стареньким старичком обращается к нему вежливо и с уважением.- Здравствуй, дедушка! Младшая дочь была самой любимой у батюшки за свою кротость и послушный характер.

5.В результате исследования я выяснил:

  • в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели можем получить урок;
  • в русских народных сказках непослушание родителям или взрослым наказывалось, а терпение и послушность вознаграждались;
  • герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней и многим героям пришлось проходить целые испытания чтобы понять это;
  • обращение к родителям и старшим людям было уважительным и ласковым: батюшка, матушка, бабушка, дедушка, божья старушка, старенький старичок, к родным – сестрица, братец;
  • главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.

Вывод:

Всё-таки моё предположение подтвердилось: взрослые не зря беспокоятся о нас и не разрешают нам грубить, вредничать и лениться. Они хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. А сказки, написанные много-много лет назад, помогают нам это понять.

В классе я познакомил ребят со своим исследованием и продолжаю изучать русские народные сказки.

  • 6. Литература: 1. Русские народные сказки:» Гуси-лебеди», «Колобок», »Маша и медведь», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Каша из топора», «Морозко»,»Финист-Ясный сокол» Интерактивный ресурс. Словарь Википедия. http://ru.wikipedia 3. Интерактивный ресурс. Русские писатели и поэты. Словарь литературоведческих терминов.

На что же намекают сказки? Ответ прост: сказки учат любви, чести, мудрости, добру. Но, может быть, сказочные образы также являют нам шифр, скрывающий от прямого прочтения сокровенные знания?
Десять знаков
Размышления в этой области, как ни изощряйся, всегда останутся субъективными. И всё же дух ощущает справедливость, пусть очень зыбкую, того мнения, что сказки – это тайнопись. О чём? Прежде всего о Космосе и его строении. Но стоит вспомнить ряд сказочных примеров, и убеждение это крепнет.
В тридевятом царстве, тридевятом государстве… Не намёк ли это на Страну Обетованную, о существовании которой имеется много преданий и даже документальных свидетельств?За семью морями, за семью горами… Мы уже знаем о семи чакрах, энергетику которых раскрыть так же трудно, как преодолеть моря и горы. Достичь трудной героям сказок помогали серый волк, клубок ниток, конь, добрая фея и т.д. Это очень важный момент, тут намёк на то, что самостоятельная работа над чакрами в лучшем случае бесперспективна, в худшем окажется гибельной для человека.

Камень на перепутье трёх дорог… На камне имеются надписи указания, что ожидает странника на том или ином пути. Но выбор – за героем. Здесь, мне кажется заложен глубокий глобальный космологический смысл жизни человека: его право на свободу воли от начала и до скончания века. Камень же – символ Закона невмешательства в карму человека.
много ситуаций, связанных с цифрой три. Здесь, скорее всего, намёк на трёхмерное строение Вселенной – не геометри-ческое, а сакральное: Материальный, Тонкий и Божественные миры. И не случайно всё первое(загадках, желаниях, заданиях) оказывается не сложным по сравнению с последующими испытаниями. То есть первое задание причастно к миру земному – материальному. Утончённость же вибраций других усложняет второе и третье задание.
Третий брат – Иван –дурак… В итоге он оказывается самым мудрым. Объяснение феномена этого образа можно найти в Библии в первых словах Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Ещё одно свидетельство того, что всё третье символизирует в сказках Мир Божественный.
Феи, волшебники, гномы, Кащей Бессмертный, Баба Яга – что это, если не отражение разнообразия форм жизни в различных Мирах Вселенной?
Ковёр – самолёт. Образ, говорящий о реальности левитации, т.е. полётов тела человека в пространстве.
Шапка – неведимка. Она говорит о существовании Закона, использование которого даёт возможность невидимого полёта в духе, а также изменений вибраций тела до состояния, невидимого глазу.
Скатерть – самобранка – намёк материализовать любые вещи из пространства. Вспомним, как Иисус Христос накормил более 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами.
Волшебное . Существуют молитвы обладающие безграничной силой. Но такие молитвы даются только избранным. Если же слово становится известно человеку случайному, ничего хорошего не получается. Заслужить же избранничество можно только добрыми целями.
Вот только первые десять знаков символов. И все они несут эзотерический смысл. Однако само слово «эзотерический» переводтся как «скрытый, тайный» – то есть прямая противоположность открытому народному творчеству. И вовсе не в природе фолькльора давать истину в зашифрованном виде. Так народные ли это сказки?

Папуас Ванюша
Без сомнения, народ гениален, умалять его мудрость нет никаких оснований. Достаточно представить красоту и величие его художественного творчества – песни, афоризмы, пословицы, сказки-анекдоты…
Но как только дело доходит до волшебных сказок, картина сразу меняется. Как правило, действие в них происходит не здесь («за тридевять земель» , «в некотором царстве, некотором – государстве»), а события, которые случаются с нашим Ванюшкой, с немецким Гансом или каким-нибудь бедолагой из папуасской деревушки, и проблемы, перед ними, как и силы, приходящие к ним на помощь, одни и те же. Это говорит о том, что сказки универсализировались ещё в процессе их создания. А лёгкий местный калорит – уже плод творчества пересказчиков. Недаром в мировом литературоведении существует термин «бродячие сюжеты».

Ниточка из Тонкого мира
Именно в детском возрасте закладывается краеугольный камень в фундамент духовной эволюции человека. Учитывается и сакральная сторона возраста: у детей до семи лет ещё не прервалась связь с Тонким миром. Сказки дают возможность укрепить память о Мирах и сохранить его на дальнейшую жизнь.
Если же взрослый человек перечтёт сказки под новым углом зрения, то его ожидают захватывающие дух открытия. Все учения мира оказываются сфокусированными в простых сказочных сюжетах. Но чего вы никак не найдёте ни в одной волшебной сказке, так это даже намёка на какую либо конкретную религию. Хотя само по себе это уже намёк на истинное объеденение людей без каких – либо обычаев и предрассудков.
«Сказка ложь…», но именно она даёт самые первые знания об иерархии Миров и Учителей.
«Сказка ложь…», но именно она учит истинной любви к человечеству.
«Сказка ложь…», но именно она даёт твёрдую веру в то, что для человека всё возможно: нет таких препятствий, которых бы он не покорил; нет таких духовных высот, которых бы он не достиг; нет такого зла, которого бы человек не победил.

В жизни каждого человека наступает момент, когда ему хочется окунуться в детство. Один из лучших способов — перечитать детские сказки. Вы удивитесь, сколько нового можно открыть в, казалось бы, уже давно прочитанных книжках.

В этом обзоре собраны книги, которые сегодня, в достаточно сознательном возрасте, вы поймёте по-другому.

1) Почему бы не начать с классики? Перечитайте сборник сказок братьев Гримм. Вы удивитесь жестокости, иногда и откровенной дикости, этих сказок. Многие герои, казавшиеся хорошими в детстве, предстанут в совсем другом свете.

2) Ганс Христиан Андерсен. Имя этого датского сказочника известно чуть ли не каждому. Вот только далеко не все читали полный список его произведений. Поверьте, там есть что почитать и над чем погрустить.

3) Льюис Кэрролл. «» . В одном интересном британском исследовании выяснилось, что больше 50% англичан врут о прочтении данной книги. Довольно грустно, не правда ли? Приключения Алисы настолько «чудесаты», что оторваться от них просто невозможно. Небольшой совет, если вы владеете английским языком, смело читайте книгу в оригинале, в произношении на английском . Увы, при переводе она потеряла большинство шуток и задачек, но от этого не стала менее очаровательной.

4) Джеймс Барри. «Питер Пэн». История, являющаяся для взрослых настоящим прозрением. Найдёте ли вы ответ на вопрос, почему же мы больше не летаем.

5) Джон Р.Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Эта книга — рассказ об удивительном путешествии мистера Бэггинса, простого сквайра из мирного Шира. На поверхности — приключения, сражения, битва и победа над драконом, в глубине — история невероятно сильной личности, решившейся полностью изменить свой привычный уклад жизни. Кстати, возможно, «Хоббит» приведёт вас к прочтению легендариума Толкина «Властелин колец», который только кажется книгой в жанре фэнтези, на самом деле, являясь книгой с явно христианским смыслом.

6) Клайв Льюис. «Хроники Нарнии». Это библия для детей и, как по мне, ничего тут больше не добавишь. И всё же, перечитайте эту книгу, чтобы окунуться в мир доброты и магии, коей и является Нарния.

7) Антуан де Сент-Экзюпери. «» . Если вы забыли, каково это быть ребёнком, то вам определённо нужно прочитать эту книгу снова. В детстве она казалась довольно скучной для многих, возможно потому что она написана совсем не для детей.

8) Туве Янссон. «Всё о муми-троллях». Открыв эту книгу, вы словно вернётесь домой. В ней вас ждут добряк Муми-тролль, а также его семья — Муми-мама и Муми-папа, и, конечно же, его верные друзья. История, которая росла вместе с вами, хотя вы даже не подозревали об этом.

9) Астрид Линдгрен. И тут уже не важно прочитайте ли вы историю Карлсона или же заводной Пеппи, главное, что они помогут вам снова почувствовать себя ребёнком, а также зарядят вас позитивом.

10) Алан Милн. «» . Невероятно милый медвежонок Винни и его друзья совершенно бесплатно подарят вам кучу жизненных советов, а также напомнят, как правильно нужно дружить и ходить в гости.

11) Памела Трэверс. «Мэрри Поппинс». Книга о том, что каждый из нас сам выстраивает свой мир, мы и только мы решаем есть ли в нашей жизни место для чуда. Действительно актуально во взрослом возрасте, не так ли?

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки:



Загрузка...
Top