Саша Путря. Звездная девочка


Судьбы детей, чьи способности во много раз превосходили таланты их сверстников, как правило, складывались непросто: только единицы могли стать успешными во взрослой жизни, а многие из них уходили из жизни раньше срока. Одним из таких вундеркиндов была полтавская художница Саша Путря , которая всего за 11 лет своей жизни успела создать более 2000 работ. Девочка поражала окружающих не только своим художественным талантом, но и необычным восприятием действительности.



В этом году ей бы исполнился 41 год. Саша Путря родилась в 1977 г. в Полтаве в семье художника и преподавательницы музыкального училища. Любовь к живописи ей передалась от отца – девочка не ходила в детский сад, занимаясь рисованием целыми днями вместе с отцом. Она никогда не училась в художественной школе, а рисовать начала с трех лет, мечтая о том, что станет художницей и будет заниматься любимым делом «с утра до вечера и даже ночью».



Отец Саши Евгений рассказывал: «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам – на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах ».



Одной из первых ее работ стал портрет Пушкина в образе Сверчка – однажды она узнала о том, что так поэта называли в лицее, и всего за 15 минут сделала набросок, который поразил ее отца. «Я был потрясен. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат », – говорил он. Это был не единственный талант девочки – она не только рисовала, но и вышивала, писала стихи, изготавливала открытки, шила мягкие игрушки, занималась выжиганием по дереву, много читала.



В 5 лет девочка тяжело заболела. Врачи долго не могли установить причину высокой температуры и сильных болей, пока не поставили страшный диагноз: лейкоз. С тех пор Саша Путря месяцами находилась в больнице, где продолжала рисовать по 8-10 часов в день. Еще одним увлечением ее последних лет стала индийская культура – однажды она увидела индийский фильм, и с тех пор начала интересоваться всем, что было связано с этой страной.



Она часто изображала себя в образе взрослой индийской женщины, а близких озадачивала своими воспоминаниями о тех событиях, которых не было на самом деле. Так, она спрашивала у матери о том, помнит ли она, как они катались на слоне, чего никогда в реальной жизни не происходило. При этом девочка описывала такие детали и подробности, что близкие сомневались в том, что она могла видеть это в кино. Свой последний день рождения и Новый год она праздновала в сари, в образе индианки.



Врачи давали ей всего два месяца, но она прожила еще 6 лет. Незадолго до смерти она поразила близких такими словами: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте – я уже устала. Я знаю, смерть не страшна... ». На одном из своих последних рисунков 11-летняя художница изобразила свою руку поверх папиной руки, указывающей на звезду Сириус – именно туда Саша мечтала попасть после жизни на Земле.



Мама девочки-вундеркинда Виктория рассказывала: «Искусство подарило Сашеньке 6 лет жизни. Она отвлекалась от своих проблем, от своей боли, уходила с головой в творчество. Я даже знала – если Саша рисует, значит, все хорошо. Но если забрасывает любимое дело, не притрагивается к кистям и карандашам – беда, обострение близится. Даже по цветам красок определяла ее состояние. Если все хорошо, Сашенька использовала свежие тона в рисунках – зеленый, голубой, салатовый… Когда она рисовала красным, коричневым, я понимала, что надо срочно бежать в больницу и сдавать анализы ».





Художнице-вундеркинду было отведено всего 11 лет жизни, за которые она успела создать более 2000 работ – 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами. Уже после ее смерти рисунки Саши увидел весь мир: с 1989 по 2005 гг. в 10 странах прошло 112 ее персональных выставок. Об этой необычной девочке сняли 5 документальных фильмов, а в Полтаве ее имя носит Детская художественная галерея, в которой проводятся международные конкурсы детского рисунка. Посмертно ее наградили Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», Орденом Николая Угодника «За приумножение добра на земле» и Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити – Каласари».



Судьбы таких детей часто складывались трагически: . Саша была ребенком Нового сознания. Она уже оперировала теми знаниями, которые с рождения не были в нее заложены. Скорее всего, это был опыт, сложенный жизнями. Жизнь Саши была ярким проявлением феномена, известного сейчас как Дети Света или Дети индиго. (извините за фотографии, лучших не нашел)

Саша Путря — талантливая художница, известная во всем мире.

"Когда я вырасту большая, непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью."

За свою короткую жизнь создала 2279 работ — 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, чеканки, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камушков, выжигание по дереву. Делала даже технические чертежи, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин. Умерла в возрасте 11 лет от лейкемии.
Саша родилась 2 декабря 1977 года в Полтаве в творческой семье. Отец Евгений Васильевич — по профессии художник, мать Виктория Леонидовна — хормейстер. С раннего детства вместе со старшей сестрой Лерой Саша любила слушать классическую музыку, рано научилась читать, знала наизусть много стихов и сказок, а рисовать начала с трех лет. Отец пытался привить ей художественные навыки, но Саша отказалась. Обладая утонченным чувством красоты, она вдохновенно творила свой неповторимый мир образов. Очень жизнерадостная и общительная, она неузнаваемо менялась, когда рисовала. Ее задумчивый взгляд был устремлен в пространство, словно она видела что-то, доступное только ей. По воспоминаниям художника — друга отца, однажды он был поражён Сашенькиным взглядом во время рисования: в её глазах застыла такая глубина и неземная тайна… Эта тайна светится в огромных глазах её персонажей — людей и животных. Она порождает высокие чувства, излучает свет и радость, дарит незабываемые минуты встречи с красотой и совершенством. В её по-детски простодушных рисунках видна рука настоящего мастера, чувствуется глубокое философское осмысление жизни. Своим искусством Саша Путря пыталась изменить этот мир, сделать его добрее и прекраснее, особенное её волновала судьба беззащитных животных. С любовью и нежностью девочка изображает их, оберегая от людской жестокости, пряча в домиках и подводной лодке. Так родилась серия рисунков "Щеночек Бимочка", "Альфа-модница", "Медвежонок-царевич", "Дом для бездомных зверей" и другие. Особую любовь у Сашеньки вызывала Индия. Она всем сердцем полюбила эту страну, её искусство и культуру, посвятила этой теме много своих работ. В доме появились пластинки с индийскими песнями. Особенно Саше нравился фильм "Танцор диско" с известным индийским киноактером Митхуном Чакраборти, который стал её настоящим кумиром. В течение шести последних лет своей жизни Саша Путря мужественно боролась со смертельным недугом, сохраняя терпение и радость, оптимизм и огромную любовь к жизни, продолжала творить Красоту. Её рисунки стали еще красочнее, а в глазах на автопортретах появились грусть и боль за этот несовершенный мир. Она спешила, понимая, что времени осталось мало. В это время на ее рисунках появился космос, его бесконечность, звезды и созвездия. Саша была уверена, что Вселенная живая и что люди пришли на Землю из Космоса, а после смерти возвращаются обратно. Её последняя композиция называется "Сириус". Именно там после ухода с Земли Сашенька собиралась жить.
С 1989 по 2005 год состоялось 112 её персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия её рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.

О Саше снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть “Саша Путря”.

На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска, открыт музей Саши Путри.

В Полтаве открыта Детская художественная галерея имени Саши Путри, в ней под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

Награждена (посмертно):

Золотой медалью Христа Спасителя “За жизнь, достойную человека”, 1998 . Орденом Святого Николая Угодника “За приумножение добра на земле”, 2000 . Старинной иконой в серебряном окладе “Христос Вседержитель”, 2001 . Национальным призом Всеиндийского детского объединения “Неру Бал Самити” — “Каласари Авард”, 2001

"Анна Каренина". Саша Путря, 8 лет

"Византийский принц"

"Девочка Мария. Ей еще 11 лет"

"Иисус Христос плачет"

"Дорогая Лерусинька". 10 лет

Оксана-индианка.

"Дева Мария". 10 лет

"Сириус" — последний рисунок Саши Путря.

Ее рука и рука папы.

Я верю: это Ангела душа

Коснулась нас, убогих, мимолетно.

Мы прозреваем слишком неспеша,

С грехами расстаемся неохотно.

К нам достучаться очень нелегко,

Мы ничего не видим, кроме хлеба,

И, сокрушаясь, посылает Небо

Ягненка в стаю городских волков.

Теперь горит печальная звезда

Свечою над могилкой одинокой…

Ох, Сашенька…Мир этот никогда

Не принимал ни Бога, ни Пророков.

Эти глаза…Глаза…глаза…глаза!..

Со всех сторон, со всех ее портретов!

И закипает жгучая слеза -

На их вопрос не нахожу ответа!

Немой укор преследует меня, -

Как благодушно я жила на свете!..

А между тем, звоночками звеня,

Под благовест от нас уходят дети…

Саша Путря родилась в Полтаве 2-го декабря 1977-ого года. Земной путь девочки был очень коротким - 11 лет, однако за это время она создала почти 2300 работ, среди которых около полусотни альбомов с рисунками, множество поделок и даже технические чертежи с помощью которых, по мнению Саши, взрослые смогут долететь до Луны и покрывать дороги асфальтом без трещин. Занятие рисованием для девочки было так же естественно, как сон или приём пищи. Она могла рисовать по 8-10 часов в день. Нередко любимое занятие заменяло ей детские игры и друзей, особенно во время обострения болезни...

"Я и Витя", 1983 г. (прим. двоюродный брат, в которого Саша была влюблена)

"Царица Клеопатра", 1984 г.

Рисовать девочка начала уже в трёхлетнем возрасте. Рисовала она почти всегда под музыку, записи песен, детских сказок, инсценировок, мюзиклов. Она знала наизусть почти все сто пластинок, которые были в её фонотеке. Лицо и ручки малышки постоянно были испачканы красками или фломастерами. Все стены квартиры и двери шкафов были разрисованы до того уровня, до которого доставала ручка Сашеньки. Свои рисунки девочка щедро раздаривала родственникам и друзьям, рисовала открытки на праздники, самостоятельно сочиняя поздравительные тексты и стихи.


"Цыганка Земфира", 1985 г.

"Бимка в конверте", 1985 г.

Евгений Путря, отец Саши, пытался обучить дочь рисованию по академической программе, однако, натолкнувшись на деликатное сопротивление, не стал настаивать. Художественное развитие девочки формировалось самостоятельно: Саша руководствовалась собственным воображением и впечатлениями. Любила рассматривать книги по изобразительному искусству, которые были в домашней библиотеке — особенно "Рисунки Дюрера" и "Дюрер и его эпоха". Также любила пересматривать и богато иллюстрированные детские книжки. Ей нравились работы Билибина, Васнецова, Нарбута, ей нравился Ганс Гольбейн, но любимым художником оставался Дюрер. Саша также увлекалась астрологией, гороскопами, особенно ей были интересны сообщения про НЛО. Девочка верила, что инопланетяне - это прилетающие к нам наши предки, и что когда-нибудь она обязательно с ними встретится.


"Мама и папа в виде хомячков" (шарж), 1985 г.

"Девушка со звезды", 1986 г.

Девочка очень любила животных. Родители подарили ей собачку, затем в компанию к ней кошечку, а чуть позже соседи, зная о её любви к животным, подарили аквариум с рыбками. А как-то осенью на балкон забился еле живой попугайчик-альбинос, которого бережно выходили и оставили жить у себя.


"Ужин в семье собачки Рыжки", 1986 г.

"Графиня", 1986 г.

Заболела Сашенька неожиданно, вдруг. Врачам долго не удавалось поставить диагноз, а когда его озвучили... лейкоз. Это случилось на 5-ом году жизни малышки. То, что она прожила ещё 6 лет - настоящее чудо, в основе которого - фантастическая, неимоверная тяга к рисованию.


"Мушкетёр д"Артаньян", 1986 г.

"Евгений и Виктория", 1987 г.

В больнице Саша была любима всеми: от нянечки до главврача. Любили за жизнерадостный нрав, за доброту, за терпеливость и стойкость, с которыми девочка переносила болезненные процедуры. В её палате постоянно слышался детский смех и веселье - рядом с ней всегда собирались дети. Они окружали тумбочку, за которой рисовала Саша, и наперебой просили нарисовать ту или иную картинку. Она каждый раз отвечала: "Нарисую, нарисую! Всем нарисую!" С Сашей было легко и приятно общаться, за свою короткую жизнь она ни разу никого не обидела, была ласкова со всеми.


"Созвездие Водолея", 1987 г.

"Гордая герцогиня", 1987 г.

В 1986-ом году девочка посмотрела картину "Танцор диско" с участием Митхуна Чакраборти — последней самой сильной любовью Саши. Фильм произвёл на неё такое сильное впечатление, что вся последующая жизнь девочки была окрашена интересом к Индии, культуре этой страны и её артистам. Конечно же, изменилась и тематика рисунков Саши - она стала чаще рисовать портреты индийских принцев, танцовщиц, бога Шивы и т.д.


"Индианка", 1988 г.

"Дорогая Лерусинька" (прим. сестра), 1988 г.

Однажды, незадолго до своей смерти, Саша попросила папу положить руку на лист бумаги и обвела её. После чего так же обвела и свою руку. Законченный рисунок родители увидели уже после её ухода 24 января 1989-го года. На рисунке был изображён Сириус - звезда, на которую девочка мечтала улететь. Сашенька прожила 11 лет, 1 месяц и 21 день…


"Дева Мария", 1988 г.


"Митхун Чакраборти в фильме "Танцор диско", 1988 г.


"Индийская танцовщица", 1988 г.


Последний автопортрет, 19 января 1989 г.


"Сириус", 1989 г.
последняя композиция

Другие рисунки Саши Путря вы можете посмотреть

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Александра (Саша) Евгеньевна Путря (2 декабря 1977, Полтава, Украинская ССР, СССР - 24 января 1989, Полтава) - юная художница. За свою короткую жизнь создала 2279 работ - 46 альбомов с рисунками, шаржами и стихами, чеканки, вышивки, поделки из пластилина, мягкие игрушки, изделия из бусинок и разноцветных камешков, выжигание по дереву. Делала технические чертежи, которые должны были, по её мнению, помочь взрослым достичь Луны и сделать асфальтовое покрытие дорог без трещин.

Награды (посмертно)

Золотая медаль Христа Спасителя (1998)
Орден Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле» (2000)
Старинная икона в серебряном окладе «Христос Вседержитель» (2001)
Национальный приз Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» - «Каласари Авард» (2001)

Память о Саше Путре
Дева Мария. 10 лет

С 1989 по 2005 года состоялось 112 персональных выставок Саши Путри в 10 странах.
В Австрии с рисунком Саши выпущен почтовый конверт, штемпель и издана серия её рисунков.
О Саше снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря»
В детском саду, где она воспитывалась, открыт музей Саши Путри, а на стене установлена мемориальная доска.
В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путри; под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей в этой галерее проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

Её отец Евгений Васильевич Путря был художником, а мама Виктория Леонидовна – профессиональным дирижером-хормейстером, преподававшим в музыкальном училище.
Саша развивалась удивительно быстро, удивляя и родителей, и их друзей-художников. С трёх лет она хорошо держала в руках карандаш и кисточку. Она рисовала, не переставая, часто засыпала, вся испачканная красками. «Когда я вырасту большая, - говорила она, - непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью».

Грустно осознавать, что феноменально одарённая художница прожила всего одиннадцать лет. Шесть последних она тяжело болела, но именно это время оказалось самым плодотворным в её творчестве. За эти годы Саша Путря создала более двух тысяч работ. Для восстановленной Пушкаревской церкви она написала даже икону Божьей матери.

Саша умерла в возрасте 11 лет от лейкемии.

Как-то Сашины работы отправились в Новосибирск. Организаторы выставки решили объединить её картины и картины Нади Рушевой. Отец с удовольствием отметил, что работы дочери ни в чём не уступали произведениям Нади. Но если для восприятия творчества Рушевой необходимо быть подготовленным, то творчество Саши Путри понятно всем, даже самым маленьким.

Справка:

Лейкоз - Википедия
ru.wikipedia.org›Лейкоз
Лейкоз (лейкемия, алейкемия, белокровие, неправильно «рак крови») - клональное злокачественное (неопластическое) заболевание кроветворной системы. К лейкозам относится обширная группа заболеваний, различных по своей этиологии.

Лейкемия – онкологическое заболевание клеток крови. Лейкемия начинается в костном мозгу, мягкой ткани, находящейся внутри большинства костей. Костный мозг – важнейший орган кроветворной системы, продуцирующий клетки крови.
eurolab.ua›leukemia/2588/2589/19404

Zavantag.com›docs/1908/index-12105.html
- лейкозы (лейкемии) - системные опухолевые заболевания кроветворной ткани... Причины смерти: - кровотечение (геморрагический диатез), кровоизлияние в мозг.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

16 36 55 72 104 105 117 123 134 152 153 167 172 189 190 196 199 203 209 223 252 258 261 275 276
П У Т Р Я А Л Е К С А Н Д Р А Е В Г Е Н Ь Е В Н А
276 260 240 221 204 172 171 159 153 142 124 123 109 104 87 86 80 77 73 67 53 24 18 15 1

1 13 19 30 48 49 63 68 85 86 92 95 99 105 119 148 154 157 171 172 188 208 227 244 276
А Л Е К С А Н Д Р А Е В Г Е Н Ь Е В Н А П У Т Р Я
276 275 263 257 246 228 227 213 208 191 190 184 181 177 171 157 128 122 119 105 104 88 68 49 32

ПУТРЯ АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВНА = 276 = 63-ЛЕЙКОЗ + 213-ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ.

276 = 191-\ 63-ЛЕЙКОЗ + 128-ЧЕТВЁРТАЯ \ + 85-СТАДИЯ.

276 = 204-БЕЗНАДЁЖНАЯ БОЛЬНАЯ + 72-БОЛЬН\ ая \.

204 - 72 = 132 = РАЗРАСТАНИЕ МЕ\ тастазов \.

276 = 246-\ 69-КОНЕЦ + 177-СКОНЧАЛАСЬ ОТ... \ + 30-РАКА.

276 = 207-СКОНЧАЛАСЬ ОТ РАКА + 69-КОНЕЦ.

207 - 69 = 138 = ОТ МЕТАСТАЗОВ.

Цифру 207 можно найти следующим образом:

Составим таблицу из всех букв, взятых по 1 разу:

16 36 55 72 104 105 117 123 134 152 166 171 174 178 207
П У Т Р Я А Л Е К С Н Д В Г Ь
207 191 171 152 135 103 102 90 84 73 55 41 36 33 29

207 = 134-\ 55-ОНКО + 79-ЗАБОЛЕВАНИЕ \ + 73-ЗАБОЛЕВАНИ\ е \, СМЕРТ\ ь \.

Код буквы "С", равный 18, разделим на 2. 18: 2 = 9.

134 = ОНКОЗАБОЛЕВАНИЕ + 9 = 143 = СКОНЧАЛАСЬ.

73-СМЕРТ\ ь \ - 9 = 64 = ОТ РАКА.

207 = 143-СКОНЧАЛАСЬ + 64-ОТ РАКА.

Смотрим столбец:

174 = ИНТОКСИКАЦИЯ
_______________________
36 = ОРГ\ анизма \

174 - 36 = 138 = ОТ МЕТАСТАЗОВ.

207 = 69-КОНЕЦ, УМЕРЛА + 138-ОТ МЕТАСТАЗОВ.

207 = 103-КОНЕЦ ОТ... + 104-МЕТАСТАЗОВ.

276 = 142-ТОКСИКОЗ ОТ... + 134-МЕТАСТАЗОВ РАКА.

276 = 246-ТОКСИКОЗ ОТ МЕТАСТАЗОВ + 30-РАКА.

123 = БОЛЬНАЯ ЛЕ\ йкозом \
____________________________
159 = БОЛЬНАЯ ЛЕЙКО\ зом \

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 24.01.1989. Это = 24 + 01 + 19 + 89 = 133 = УМЕРЛА ОТ РАКА.

276 = 133-УМЕРЛА ОТ РАКА + 143-СКОНЧАЛАСЬ.

301 = ПРЕКРАЩЕНИЕ ЖИЗНИ ОТ РАКА КРОВИ.

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 301-ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТОЕ ЯНВАРЯ + 108-\ 19 + 89 \-(код ГОДА СМЕРТИ)-ТОКСИКОЗ = 409.

409 - 276-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) = 133 = УМЕРЛА ОТ РАКА = (код краткой ДАТЫ СМЕРТИ).

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = ОДИННАДЦАТЬ = 136 = ПОГИБАЕТ ОТ РАК\ а \.

276 = 136-ОДИННАДЦАТЬ + 140-ОТРАВЛЕНИЕ ОРГА\ низма \.

Смотрим столбец в нижней таблице:

208 = РАЗВИТИЕ МЕТАСТАЗОВ РАК\а \
______________________________________
88 = ОДИННАДЦА\ ть \ = КОНЧИН\ а \

208 - 88 = 120 = КОНЕЦ ЖИЗНИ = ОТ РАКА КРОВИ.

Примечание:

Код ДАТЫ РОЖДЕНИЯ: 2.12.1977. Это = 2 + 12 + 19 + 77 = 110 = ОТ РАКА КРОВ\ и \.

276 = 110-(код ДАТЫ РОЖДЕНИЯ) + 166-СМЕРТЬ ОТ РАКА.

СМЕРТЬ ОТ РАКА = 166 = 136-ОДИННАДЦАТЬ, СМЕРТЬ ОТ... + 30-РАКА.

Цифра 166 - это сумма кодов всех букв, вошедших в код ПОЛНОГО ИМЕНИ только один раз. Читатель может это легко проверить.


Саша Путря 11 лет прожила на Земле, но оставила огромное творческое наследие, больше двух тысяч рисунков и композиций. В России ее имя стало известно совсем недавно. Оно привлекло к себе особое внимание после рассказа о ней на Международной конференции «Дети нового сознания», которая прошла в Международном Центре Рерихов в 2006 году. На конференции говорили о новых детях, которые сегодня радуют и изумляют нас ранней духовной и творческой зрелостью, и вспоминали тех, чьи юные жизни не удалось сберечь в силу самых разных обстоятельств. Рассказ о жизни Саши Путря потряс участников и гостей конференции.

О жизни Саши авторам этого рассказа было известно лишь то, что она родом из Полтавы, и чтобы узнать больше о ее феномене и собрать материал для нынешней конференции, мы отправились на ее Родину. Родители Сашеньки встретили нас сердечно и с готовностью доверили свои воспоминания и свидетельства о земных и надземных трудах своей дочери, – все, чем сами владели, что изучали, хранили, осознавали. Позволили съемку всех материалов, рисунков, записей, дневников, привели в музей имени Саши Путря в детском саду, где она воспитывалась, в детскую галерею ее имени, показывали места, где они гуляли. И рассказывали, рассказывали, рассказывали... Евгений Васильевич, отец девочки, объяснил, что он не может обо всем говорить с другими, как с нами, потому, что люди не готовы слушать о необычном.

«"А помнишь, папа, как мы лежали на траве и смотрели в небо?” И начала рассказывать, какие были тогда облака белые-белые, и небо синее-синее, высокое-высокое, и в нем копошатся маленькие золотые змейки; она, мол, спрашивала, вижу ли я их, а я отвечал, что вижу, а она спрашивала, что это такое, а я и не знал. А вот теперь она знает, что это – "живчики”! Я попросил объяснить подробнее, и услышал удивительную теорию, явно ее собственную: из этих "живчиков” состоит, мол, все живое, – и насекомые, и микробы, и все животные, и рыбы, и все деревья и травы, словом, все-все-все на всем свете. Эти "живчики” находятся везде и всюду и управляют всем-всем, а когда что-то или кто-то умирает, то они покидают его и свободно летают, и тут-то мы их видим. Они могут соединяться, и тогда происходит молния, а когда соединяются в огромный-преогромный шар, то получается солнце! Эти "живчики” очень умные и знают то, чего мы не знаем. И нимбы у святых – это тоже они, "живчики”».

Девочка из хорошей семьи

Звездная девочка Саша Путря (1977–1989), родилась в то время, когда Земля еще не готова была принять ребенка Света в нежные объятья как ласковая мать, а предъявила лишь жесткую хватку суровой мачехи. Но должны быть первые...

Она родилась в интеллигентной семье, отец – художник, мать – музыкант. Взрастая на благодатной творческой почве, девочка развивалась поразительно быстро, удивляя и родителей, и друзей-художников. С трех лет она уже хорошо держала в руках карандаш и кисточку и рисовала не переставая, часто засыпала, вся испачканная красками. «Когда я вырасту большая, – говорила она уже тогда, – непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью».

«Как-то спрашиваю: "Доця, а почему ты рисуешь на днище стула? Бумага закончилась?”

"Ой, а как ты увидел!.. Знаешь, за бумагой надо бежать в другую комнату, а мне некогда!”»

Из маленькой спальни двухкомнатной квартиры отец сделал художественную мастерскую, в которой поставил два стола – себе и Сашеньке. Отец и дочь творили каждый за своим столом, никогда не заглядывая друг другу через плечо. В тех случаях, когда Саша хотела показать отцу готовую работу или ей нужна была помощь, она тихонько клала ему на стол записку: «Папа, приходи!» Убежденный, что его доченька – это алмаз, который нуждается в огранке, отец сделал попытку обучать ее по академической программе: этюды, натюрморты, технические приемы и т. д. – и натолкнулся на деликатный, но твердый отпор. Больше подобных проб не делал. «Не мешай, не навреди», – вот мудрый довод, который приводил ребенок. Как художник Саша формировалась самостоятельно, руководствуясь собственными влечениями, воображением внутреннего, многогранного и неповторимого мира.

«Папа, а тебе приходилось рисовать, когда не хочется?

– Ого! Еще сколько! А что?

– А зачем же ты рисовал?

– Потому что надо. Сроки и всякое такое... А в чем дело?

– Подожди-подожди, значит, ты себя заставлял?

– Выходит, заставлял.

– А хорошо получалось?

– Когда как. А к чему ты все-таки клонишь?

– А я, когда не хочется, то не рисую...»

Принцессы и зверята

Она очерчивает своих любимцев, будто лаская их кисточкой: смешных цыплят, котят, щенков. Прекрасные творения, рожденные волшебным воображением Саши-художницы, остались трепетным откровением чистого детского доверия и нежности к «братьям нашим меньшим». Гармония отношений между людьми и природой – заповедь Саши. «Щеночек Бимочка», «Кот-рыболов», «Собачка Ника и котенок Тишка в своем замке», «Праздник зверят». Если у людей есть праздники, то и у зверят они должны быть! – считала Саша. Принцы, короли, рыцари, доблестные и справедливые, заполняют ее альбомы, и в этом сообществе она, Саша, – принцесса в короне, прекрасная и добрая. В образе спящей царевны легко угадываются черты Сашеньки. «Это я еще маленькая, тогда была звездная и темная ночь без луны, и потому у меня такие большие глазки», – говорила Сашенька. Но нам нетрудно уловить в этих огромных, как на иконе, глазах, глубокое сострадание и печаль за нашу Землю.

Братик Юрочка

«В Харькове, когда мы с женой были еще студентами и жили на квартире, у нас в 1963 году родился первенец, мальчик, назвали его Юрочкой. А через месяц он умер. Ежегодно мы ездим туда из Полтавы, ухаживаем за могилкой, поминаем. Сашенька часто расспрашивала о нем, и мы с любовью, вспоминая, описывали его, смугленького крепышочка, спокойного и улыбчивого. "А фотографии его есть?” "Нету, доченька.”

В 1983 году, к его двадцатилетию, которое мы собрались отметить в семейном кругу, Сашенька, стесняясь, принесла и показала нам его портрет, нарисованный цветными фломастерами: ребеночек с большими сине-голубыми заплаканными глазками, и надпись: "Юрочка, мой погибший братик”. Мы растроганно обняли ее: "Спасибо... Спасибо, доченька... Но почему же он плачет, маленький?”

"Так он же в чужом городе. Он же там совсем один. Он скучает о нас...”»

Болезнь

Неожиданно тяжелая болезнь ворвалась в счастливо-спокойную, размеренную жизнь. Лейкемия неумолимо наваливалась, постепенно отбирая у девочки силы. Но Саша не сдается. Только теперь ее сознание вышло за границы земного существования. Бог, галактики, планеты и созвездия, пришельцы, НЛО – вот куда потянулась за спасением потревоженная душа. Это уже композиции другой Саши, той, которая день за днем отвоевывает право на жизнь. Вся семья, объединенная общей бедой, мужественно оберегала каждый вздох ребенка.

Увлечение Индией

Ширятся слухи о необычных рисунках, и вскорости одна за другой состоялись две ее персональные выставки, – первая и последняя прижизненные. Неожиданно для всех появилась в ее рисунках Индия. Десятки портретов актера из индийского фильма «Танцор диско», красавца Митхуна Чакроборти, танцующего Бога Шивы, Индиры Ганди, влюбленных индийских юношей и девушек. Индийская кинозвезда Рекхи, автопортрет в виде шестирукой богини... Отец рассказывает, что Сашенька любила повторять: «Ну куда подевались еще мои четыре руки»? Она шутила или серьезно? Интересная случайность – второго декабря, в день, когда родилась в Полтаве Саша Путря, православной церковью отмечается и день памяти Преподобного Иосафа, царевича индийского.

Поначалу родители не придавали особого значения увлечению дочери Индией, хотя поддерживали его. Вместе со старшей сестрой и подружками составляли ей компанию в походах на индийские фильмы. Впервые увидев «Танцора диско» с Митхуном Чакроборти в главной роли, Саша без ума влюбилась в него и в его родину. Она более десяти раз смотрела этот фильм. В доме появились не только журналы, посвященные Индии, и пластинки с песнями из индийских кинофильмов, но и серьезная литература о древнем искусстве этой страны, ее культуре. Девочка с воодушевлением все это постигала.

"Где наш слон?"

Отец вспоминает, что девятилетняя Саша как-то огорошила их вопросом: «Куда девался наш слон?» Родители не поняли: «Что ты, доченька, какой слон? Откуда?» «Ну как же вы не помните нашего слона? – горячилась девочка. – Я еще каталась на нем в такой красивой корзине. Я была тогда маленькой, а слон большой, настоящий, и мне было даже немножко страшно, что я так высоко сижу». По тону и настойчивости, с которой дочка выясняла, где они раньше жили, Евгений Васильевич и Виктория Леонидовна поняли, что это не киношная фантазия. Тогда что? Какая память включилась в сознание девочки? Из прошлой жизни? Память вечной души?

Выражение любви

«Когда наши художники трудились над новой экспозицией музея истории Полтавской битвы, по телевидению показывали сериал "Юность Петра”. Молодой актер в роли царя вызывал всеобщее восхищение внешним сходством с молодым Петром, таким, каким его всем хотелось видеть. В залах музея воцарилась атмосфера всеобщей приподнятости, экспонаты вдруг начали восприниматься как ожившие свидетели. С каким-то трепетом осматривали мы теперь старые камзолы Петра, его токарные инструменты, и выточенную им собственноручно табакерку, и гипсовую маску, снятую с его лица еще при жизни. Все прикладывали свои ладошки на чугунную отливку оттиска ладони царя. И мы с Сашенькой примерили. Как сейчас помню ее растопыренные розовые пальчики, лежащие на черной лапище... "Ну и велика-а-ан!” Вспомнилось это теперь, когда смотрел ее последнюю композицию "Сириус”. Тогда же она нарисовала несколько портретов Петра Первого, а рядом – себя, его невестой. Так она обычно выказывала свою любовь...»

Митхун Чакроборти стал самой большой Сашиной любовью, за него она готовилась выйти замуж. Она научилась облачаться в сари, постигла сложное искусство индийского макияжа, без ошибок напевала индийские песни с пластинок, посвящала любимому актеру десятки рисунков, стихи.

Будучи уже тяжело больной, с помощью отца сочиняла письмо в журнал «Индия», выписанный домой по просьбе дочери. Письмо, в котором она просила сообщить адрес кумира, осталось недописанным... Позже последнюю волю дочери исполнят родители, а редакция журнала выделит цветную вкладку для публикации рисунков девочки. Кстати, на последнем портрете Саша изобразила себя индианкой.

Сириус

Девочка боролась за жизнь шесть лет. Потом попросила родителей отпустить ее: «Я устала. Не переживайте за меня. Умирать не страшно». Накануне своего ухода, рассказывает Евгений Васильевич, Саша попросила папу приложить руку к белому листу, затем обвела. Потом сверху приложила свою руку, обвела и ее. Законченным нашли рисунок после Сашиного ухода. Возле большой Луны справа находится звезда – это Сириус, на который Сашенька хотела улететь...

Биографическая справка

Саша Путря прожила на Земле 11 лет.

В 1983 году заболела острым лимфобластным лейкозом.

Оставила после себя 2280 рисунков и композиций.

Сашу Путря как талантливую художницу знают во всем мире. С 1989 по 2005 года состоялось 112 ее персональных выставок в 10 странах. В Австрии с рисунком Саши выпущены почтовый конверт, штемпель, издана серия ее рисунков, средства от продажи которых переданы на закупку одноразовых шприцов для больных в СССР.

О Саше снято пять документальных фильмов, вышла документальная повесть «Саша Путря». На стене детсада, где она воспитывалась, установлена мемориальная доска, открыт музей Саши Путри. В Полтаве открыта Детская художественная галерея имени Саши Путри, в ней под эгидой Фонда защиты и поддержки талантливых детей проводятся конкурсы детского рисунка; с 2005 года эти конкурсы стали международными.

Награждена (посмертно):

Золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека», 1998 г.

Орденом Святого Николая Угодника «За приумножение добра на земле», 2000 г.

Старинной иконой в серебряном окладе «Христос Вседержитель», 2001 г.

Национальным призом Всеиндийского детского объединения «Неру Бал Самити» – «Каласари Авард», 2001 г.



Загрузка...
Top