Творчество писателей лауреатов патриаршей литературной премии. Издательский Совет Русской Православной Церкви: Новости Издательского Совета Русской Православной Церкви

В сентябре Издательский Совет Русской Православной Церкви открывает седьмой сезон Патриаршей литературной премии. Заявки от соискателей на эту награду будут приниматься до февраля 2017 года. О том, как в современной литературе отражается духовное состояние человека, о связи разных эпох размышляет митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. Его статья посвящена творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии этого года - иерею Николаю Блохину, прозаику Борису Екимову, литературоведу Борису Тарасову.

В истории выделяют разные периоды. Один называют золотым, другой, к примеру, серебряным или бронзовым. Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых золотым и серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и ее трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России. Это нашло отражение и в развитии философской мысли, и в различных видах искусства, особенно в отечественной литературе.

В переживаемое ныне постсоветское время также остро ощущается необходимость самоидентификации, что, в частности, отражается в поисках национальной идеи, объединяющего начала для современного российского общества. Русская Православная Церковь, веками сохраняющая важнейшие ценности русской цивилизации, поддерживает ту современную русскую литературу, которая помогает найти ответы на эти злободневные вопросы . В этой связи попробуем поразмышлять, чем отличается современный период истории русской литературы, рассматривая творчество последних номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Новыми ее лауреатами в этом году стали писатели прозаики Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов и иерей Николай Блохин . Это люди разной судьбы, но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая. При разнообразии тематики и жанров произведений все три автора транслируют современному читателю извечные нормы христианской этики, как деятельной, практической части того мировоззрения, которое воспринял наш народ со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. И еще одним объединяющим началом является то обстоятельство, что все они пережили советскую эпоху, когда прямое и откровенное изложение религиозных взглядов и даже доброе слово в адрес Церкви преследовалось атеистическим государством.

Иерей Николай Блохин в советские годы, тогда еще не будучи священником, был арестован и провел в тюрьмах и лагерях несколько лет за нелегальное издание и распространение православной литературы. Именно тогда, в тюрьме, он написал свою первую повесть «Бабушкины стекла». Он даже шутит — тюрьма сделала из него писателя. Сегодня он — автор многих книг, хорошо известных православным читателям: «Глубь-трясина», «Отдайте братика», «Избранница», «Павел», «Рубеж», «Святочная повесть», «Владимирская».

Восприятие любых скорбей как источника перерождения человека, как побуждающего начала к его внутреннему изменению проходит через все творчество автора. Данный лейтмотив внутренне выстрадан, понят священником Николаем Блохиным на личном жизненном опыте. Неслучайно именно об этом он сказал и в своем ответном слове на церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

Тема христианской веры, обретение ее, Крещения как величайшего таинства и основного события в жизни человека, выбора между верой и ее отрицанием, между уступкой греху и борьбой с ним занимает центральное место в творчестве священника Николая Блохина. Именно она — тот основной стержень, вокруг которого расположены другие темы, идеи, персонажи. Именно ей в повествовании подчинено все. Например, в повестях «Бабушкины стекла», «Избранница» автор изображает, насколько глубоко изменились люди, в том числе самые юные, совсем дети, когда уверовали и приняли Крещение, насколько иначе они стали смотреть на мир, на себя самих, на окружающих. У читателя создается впечатление, что взрослые персонажи делятся в первую очередь по признаку веры или безверия, что именно это является определяющей их чертой. Вот почему приход к вере кардинально изменяет и взрослых героев.

Мне приходилось слышать, что героям Блохина не хватает психологизма, отчего они несколько схематичны и даже недостоверны. Но, на мой взгляд, большинство из них не лишены главного — внутреннего изменения, как результата духовного выбора. Отсутствие в повествовании тонкостей душевных переживаний можно объяснить тем, что писатель, создавая своих героев, стремился сосредоточить внимание читателя на главном — показать ответственность самого человека за его собственный выбор.

Этот выбор всегда альтернативен: или принятие Спасителя, желание следовать за Христом, читать Евангелие, жития святых, пытаться следовать их примеру, или же безверие, а то и готовность общаться с темными силами… По замыслу автора, именно этот выбор, как средоточие духовной жизни каждого человека в любом возрасте стоит в центре повествования. Он — основное, о чем автор хочет рассказать читателю, а все остальное вторично, менее важно. Вот почему здесь и возможны и некоторый «схематизм», и отсутствие «психологизма» в отдельных образах.

В книгах священника Николая Блохина есть элемент фантастики. Она переплетена с реальностью, и в живой ткани его произведений их невозможно разделить.

Нередко лишь дети с их непосредственностью лучше всех остальных улавливают суть происходящего и могут ее выразить. На мой взгляд, самый яркий тому пример — Алеша из рассказа «Отдайте братика». Ребенок, не понимая того, что намереваются сделать взрослые, вообще не зная, что задуманное взрослыми (прерывание беременности) возможно, интуитивно чувствует беду. Испытывая страх, что его будущему братику что-то угрожает, он обращается к взрослым (родителям и врачам больницы) с самой важной для него просьбой: «Отдайте братика!» И эти слова ребенка «будят» пожилого врача, который думал, что за годы работы в такой больнице привык ко всему. Потом он признается, что «с войны так не бегал», когда нашел и догонял Алешу, чтобы сообщить, что его братик жив, что его не убили…

Тема страданий за веру и готовности к этим страданиям, решимости перенести их с Божией помощью, но не отступить, занимает значительное место в творчестве иерея Николая Блохина. Здесь можно вспомнить учительницу Юлию, Зою и Севу-Севастьяна из повести «Избранница».

Из произведений священника Николая Блохина наиболее сильной в художественном отношении, на мой взгляд, является повесть «Глубь-трясина», рассказывающая о событиях времен Гражданской войны. Реальность в ней переплетается с элементами фантастики, каждый персонаж имеет свою историю, и читателю не сразу и не всегда бывает понятно, почему вдруг именно этот герой видит загадочный монастырь, место спасения для многих, когда другие люди его не видят. Одна из важнейших мыслей в этой повести — это надежда на возможность покаяния, которая остается у человека даже тогда, когда очевидно, что он совершил страшные злодеяния, и по земным меркам это невозможно простить. В связи с этим в первую очередь вспоминается командир красноармейцев Взвоев, который тоже вдруг увидел тот монастырь и даже оказался в нем.

Писатель доносит до читателя мысль о важности сохранения православия каждым живущим поколением, несмотря на присущие его времени препятствия. Это очень важно не только для нас, ныне живущих, но и для наших потомков. Духовное преемство — это сущность истории нашего народа в целом и составляющих его отдельных семей, которые, как эстафету передают православную веру и добродетельную жизнь от одного поколения другому.

Ставший в этом году лауреатом Патриаршей премии писатель Борис Петрович Екимов — один из лучших прозаиков не только современности, но и, как мне представляется, всей русской литературы. Его произведения написаны на высочайшем художественном уровне. Это образцовая (если можно так выразиться) проза, созданная в лучших традициях отечественной литературы. Я помню, как много лет назад впервые прочел рассказы Бориса Петровича, и они произвели на меня совершенно особое, незабываемое впечатление.

Каждый период истории страны по-своему отражается в ее светской культуре. Различные произведения искусства: живопись, музыкальные и литературные сочинения и тому подобное, — являются ценнейшими и подробными свидетельствами той эпохи, в которую они создаются. В значительной степени именно по ним потомки могут судить о периоде в целом, о развитии культуры и общества, о том, что волновало живших тогда людей. Когда-нибудь и о нашем времени потомки будут судить по культурному наследию нашей эпохи, в том числе и по литературным произведениям современных нам авторов. Думаю, что среди самых лучших, достойных прозаических произведений в истории останутся книги Бориса Петровича Екимова.

Большинство его произведений по тематике можно отнести к деревенской прозе . Но все они повествуют не только о жителях деревни, они обо всех людях. Любовь к малой родине, красота родной природы, привычка и тяга к сельскому труду, к своей земле, радости, горести, заботы, отношения между родными людьми и односельчанами — все это есть в работах Б.П. Екимова. У одного из его сборников («Возвращение») есть подзаголовок «Рассказы о живой жизни». Это самое точное определение сути всей прозы писателя.

В его произведениях множество тем, они переплетаются друг с другом в сложное художественное целое, их нельзя разделить на слагаемые, отделить друг от друга. На вопрос о чем, к примеру, одна из самых лучших во всей русской литературе повесть «Пастушья звезда», невозможно дать односложный ответ. Лучше посоветовать прочесть.

Повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий. Снова вспомню «Пастушью звезду» и ее главного героя Тимофея, для которого нравственный принцип «не укради» настолько естественен, что ему даже в голову не приходит, что можно присвоить чужих овец. Он сначала и подумать не может, что именно это задумал хозяин, который нанял его в пастухи. Сам Тимофей чужого не берет.

«Мне чужого и на дух не надо, — отстранил он деньги. — Сколько пас, слава Богу, не польстился. А как же... Люди где-то плачут, а мы кукарекать будем от счастья, — говорил он, слабо, но все же надеясь убедить. — На чужих слезах не расцветешь».

Таким же живым, непридуманным, цельным предстает перед читателем и весь образ деревенского простеца, в котором сфокусировано величие русского духа. Тимофей по-настоящему ответственно относится к своему делу, помнит советы старого пастуха, у которого когда-то учился сам. Он живет в полную силу только на своей малой родине, вблизи родного хутора, где его окружает близкая его сердцу, такая привычная и вместе с тем самая красивая природа.

Но при всей своей простоте Тимофей имеет мудрость. Он не обижается на хозяйского сына подростка, который сначала ведет себя несколько высокомерно. Со временем Тимофей становится для этого мальчика по-настоящему близким человеком. Ненавязчиво он убеждает подростка, что портить растущий хлеб нельзя. Нельзя пускать на поле стадо, ведь даже если начальство готово закрыть на это глаза, человек не должен поступать против совести:

«Ты уж не гоняй в хлеба. Хлеб травить — это великий грех».

Рассказ «Хозяйка» ярко иллюстрирует, как уступка одному греху тянет за собой целую цепь последующих. Главная героиня Ольга овдовела и хочет обрести свое счастье с Михаилом — другом детства, у которого давно есть жена и дети. Мечтая о разрушении чужой семьи и о совместной жизни с чужим мужем, Ольга все дальше идет по пути неправды, ожесточая свое сердце. Мать умершего мужа она выставляет из дома, в котором та прожила всю жизнь, несмотря на то, что свекровь всегда помогала ей растить дочерей, брала на себя самую тяжелую работу. Ольга вынуждает ее переехать в другое село к дочери, где ей не слишком рады, а потом отказывается принимать обратно. Когда старая женщина просит со слезами дать ей провести последние земные годы в этом доме, Ольга подчеркивает, что теперь они чужие люди. Всю несправедливость, бездушность упорного стремления Ольги остаться единственной хозяйкой в доме обличают ее отношения с собственной дочерью Розой, которая настаивает, чтобы бабушка Акулина («баба Куля») жила с ними. Ведь для нее «бабанечка» — самый родной и любимый человек.

Рассказ «Говори, мама, говори…» о полном взаимопонимании и настоящей любви между давно взрослой дочерью и матерью. Обе на расстоянии способны почувствовать, что особенно важно близкому человеку, и дать ему именно это. Обе знают, помнят и бережно относятся к тому, что любит и ценит родной человек.

Пусть в этих произведениях прямо не говорится о христианстве, такая была эпоха, но везде в них прописаны нравственные ценности.

В число лауреатов Патриаршей премии 2016 года вошел и Борис Николаевич Тарасов — писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук, профессор Литературного института имени М. Горького, многие годы возглавлявший его в должности ректора, заслуженный деятель наук Российской Федерации.

В серии «Жизнь замечательных людей» у Бориса Николаевича Тарасова вышли две книги. Это художественные биографии христианских мыслителей Паскаля и Чаадаева. Полагаю, что большинство читателей ценят эту, наверное, старейшую книжную серию, которая появилась еще в 1890 году. Именно с этого времени издательство Ф.Ф. Павленкова стало выпускать биографические и художественно-биографические книги под общим заголовком. Позднее, в 30-е годы XX века, серия была возобновлена Максимом Горьким.

Обе книги Бориса Тарасова востребованы читателями и неоднократно переиздавались. Обоих мыслителей широкая читательская аудитория, на мой взгляд, знает несколько «однобоко»: одного как ученого, другого — как современника Пушкина, адресата его строк, человека, которого за его сочинения правительство объявило сумасшедшим. Другие стороны их деятельности остаются как будто в тени. Между тем, сам Чаадаев считал себя христианским мыслителем. В книгах Б.Н. Тарасова Б. Паскаль и П.Я. Чаадаев раскрываются как разносторонние, глубокие личности. Борисом Николаевичем проделан огромный труд. Он изучил и проанализировал множество источников, в результате его книги получились весьма информативными и увлекательными.

Кроме названных биографических произведений Борис Тарасов издал целый ряд познавательных книг («В мире человека», «Куда движется история», «Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте», «Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе», «Тайна человека» и тайна истории (непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский, неопознанный Тютчев)», «Достоевский и современный мир» и др. Он также подготовил двухтомник «Николай Первый и его время» и однотомник «Рыцарь самодержавия»), названия которых свидетельствуют о неизменном интересе автора к истории отечественной литературы, ее связях с религиозной философией.

Хочу особо остановиться на книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)». В ней автор последовательно проводит актуальную мысль: когда на место христианских ценностей пытаются ставить какие-то другие, даже самые на первый взгляд хорошие, гуманные, человечные, — ничего по-настоящему доброго и светлого в результате не выходит. Все попытки заменить христианские ценности, христианские нормы, христианские взгляды какими-либо другими, направленными будто бы на благо отдельных людей и всего человечества, которые предпринимались в истории не один раз и предпринимаются в наше время, не приводят ни к чему хорошему. Если в основе не заложена христианская иерархия ценностей, если эти ценности искажаются, то все, сделанное на таком фундаменте, чаще всего оборачивается злом для человека и окружающего мира, хотя, как казалось, пытавшиеся созидать на такой опоре, преследовали благие цели.

В книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история» речь идет об известных отечественных писателях, философах и политических деятелях XIX века (императорах Александре I и Николае I, западниках, славянофилах, почвенниках, Ф.И. Тютчеве, А.С. Пушкине, П.Я. Чаадаеве, К.Н. Леонтьеве, Л.Н. Толстом) и об их современниках. Исследуя их наследие в самых различных аспектах: культурном, литературном, философском, социальном, — автор анализирует стоявшие перед ними проблемы и пути их решения в сложном контексте российской и мировой истории.

На первый взгляд может показаться, что XIX столетие достаточно хорошо изучено и в значительной мере известно большинству людей. Отечественную и мировую историю этого века, а также классиков русской литературы в нашей стране изучают за школьной партой. Этот период истории широко представлен в исследовательской, научно-популярной и художественной литературе. Но следует заметить, что представления о нем в нашем обществе, как правило, поверхностные, недостаточные и, что немаловажно, содержат значительное количество штампов.

Особая ценность трудов Б.Н. Тарасова состоит в том, что он последовательно, на строго научной основе разрушает многие шаблоны. Один из самых ярких примеров — отношение к императору Николаю I, оценка его личности и периода его правления. Из школьного курса истории большинство учащихся усваивают, что это была эпоха реакции, застоя во всех областях жизни, а сам император воспринимается ими как душитель всякой свободы, «обидчик» лучших поэтов, писателей и вообще мыслящих людей — как «Николай Палкин». Оппонируя этому клише, Борис Николаевич Тарасов убедительно показывает, что фигура императора не была столь однозначно мрачной, а годы его правления нельзя охарактеризовать лишь как время сплошной тьмы во всех жизненных сферах. Исследователь приводит множество примеров из жизни и деятельности императора, которые убеждают читателя, что Николай I, имел немало положительных качеств, важных и необходимых для управления государством, а его дела на благо страны многочисленны и незаслуженно забыты.

Считаю очень ценным, что Б.Н. Тарасов не впадает при этом в другую крайность, сохраняя критичность оценки исторических личностей. Бывает, авторы, которые пишут о ком-то незаслуженно забытом или получившим в истории незаслуженный «темный ореол», слишком увлекаются апологетикой и создают в своих трудах нереально положительный, в какой-то мере «неживой» образ. В исследованиях Б.Н. Тарасова сохраняется историческая правда, герои остаются реальными людьми, обладающими как достоинствами, так и недостатками . Автор не идеализирует поступки героев своих книг, не представляет их в «выгодном» свете, не подбирает оправдания любым их поступкам. Он признает верными далеко не все мысли и действия тех, о ком пишет.

Благодаря трудам Б.Н. Тарасова перед читателем предстает гораздо более реальный, разносторонний XIX век со всеми его противоречиями, со многими интересными и важными людьми, которые жили в то время. Автор не просто перечисляет факты и пишет об императорах, литераторах, философах, он дает возможность читателю осмыслить историко-культурные закономерности и значение христианских ценностей, норм, традиций в истории.

В заключение необходимо отметить, что лауреаты Патриаршей литературной премии нынешнего года по-своему отражают многообразие современной литературы, коренящейся в православном мировоззрении. Годы атеистической цензуры в отечественной культуре не ослабили творческий потенциал писателей, которые транслируют православные нравственные принципы и убеждения. И сегодня нужно больше таких писателей. Мне не ведомо, как будет назван современный нам период русской литературы. Но отличительной его чертой, на мой взгляд, является интерес многих талантливых авторов к духовным законам бытия и проявление их в реалиях современности.

- Отец Евфимий, расскажите, пожалуйста, о Патриаршей литературной премии. В чем ее особенности, отличия от других литературных премий?

Премия учреждена Священным синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла. На настоящий момент это самая молодая литературная премия России, а лучше сказать - используя вошедший с недавнего времени в употребление термин - Русского мира, поскольку среди кандидатов на премию могут быть не только граждане России, но и все писатели, которые пишут на русском языке вне зависимости от того, в какой части света они живут. Также и в Палате попечителей премии есть представители Украины, Белоруссии и русского зарубежья.

Если говорить об особенностях премии, то, на мой взгляд, очень важно, что это не просто одна из многих инициатив, поддержанных Церковью, а именно инициатива самой Церкви, причем та инициатива, которую Церковь воплощает в жизнь исключительно своими силами - денежная составляющая премии будет выплачиваться из церковного бюджета.

В этом смысле учреждение Премии - беспрецедентная попытка Церкви поддержать русскую литературу и в чрезвычайно сложный для нее период протянуть ей руку помощи. Если хотите, это символический акт примирения - ведь мы знаем, что история взаимоотношений Русской Церкви и русской литературы знает разные периоды, так что появление такой премии можно рассматривать как предложение стать, наконец, полноценными союзниками.

- У каждой премии есть свои критерии. По каким критериям отбираются претенденты на Патриаршую премию?

Об этом сказано в Положении о премии, где в частности говорится, что премия присуждается за вклад в русскую литературу, а также за укрепление в обществе христианских ценностей, под которыми понимается совокупность духовных и нравственных норм, хранимых Православной Церковью. Это и есть основной критерий. В отличие от премий, которые вручаются за конкретное произведение, Патриаршая литературная премия по своему типу ближе, например, к Нобелевской премии или к государственным премиям.

Эта премия означает признание со стороны Церкви всей совокупности заслуг писателя не только как автора конкретного произведения, но и как общественного деятеля, как человека, занимающего определенную жизненную позицию, имеющего христианское мировоззрение и распространяющего соответствующие этому мировоззрению взгляды. В таком подходе заключается очень важная и, к сожалению, в наше время часто пренебрегаемая идея цельности личности писателя, неразрывной связи жизни автора и его произведений. Ведь как известно, дух творит себе формы. Собственно, в этом, наверное, и заключается критерий подлинности писательского творчества: соотносимо ли оно - прямо или, может быть, косвенно - с тем, что открывает нам Слово Божие, что являет нам Бог-Слово в Своем Откровении? В этом же, очевидно, ключевое отличие подлинного писателя от графомана.

Людям ведь не все равно, какой образ жизни ведет священник. Так же и настоящим читателям всегда интересна личность писателя. Помню, еще в университете на одном из семинаров по истории русской литературы мы обсуждали вопрос, могли бы Пушкин и Лермонтов быть признаны национальным гениями, если бы на дуэли они убили своих противников? Тогда сама постановка вопроса меня поразила - ведь к моменту своих дуэлей и Пушкин, и Лермонтов уже написали все те тексты, с которыми они вошли в мировую литературу. В результате долгих и напряженных обсуждений мы пришли к выводу, что убийцы не могли бы получить народное признание как национальные гении. Гений и злодейство несовместимы, как убедительно показал это тот же Пушкин, а значит подлинный гений - это еще и нравственный авторитет.

- Кто может быть выдвинут в качестве кандидата на присуждение Патриаршей премии?

Конечно, это должен быть писатель-христианин, человек, имеющий православный взгляд на мир и выражающий этот взгляд в своих произведениях. Мне лично ближе определение писатель-христианин, чем православный писатель, потому что когда мы говорим о том или ином писателе, что он христианин, то подразумеваем, в первую очередь, его причастность к великой традиции русской литературы, а не собственно конфессиональную принадлежность. А то, что в России писатель-христианин это именно православный христианин, само собой разумеется, потому как - извините уж, никого не хочу обидеть - ни католик, ни протестант, ни тем более сектант не может быть русским писателем. Такой человек может, конечно, писать по-русски, но быть русским писателем, то есть представителем и продолжателем вполне конкретной духовной и литературной традиции, он не может.

Поэтому очень хотелось бы, чтобы премия содействовала в том числе реабилитации в общественном сознании таких понятий как христианство и христианские ценности. Чтобы люди осознали наконец: в России христианство и Православие всегда были тождественными понятиями и должны ими оставаться и впредь. Странное дело - в последнее время, если речь идет о христианстве, то почему-то в большинстве случаев предполагается, что имеется в виду инославие - католицизм, протестантизм или даже сектантство. Это очень опасный крен в общественном сознании, который необходимо устранить. Надеюсь, что наши писатели напомнят нам, что наши предки принимали христианство, а его проповедником и хранителем испокон веков на Руси была Православная Церковь.

К сожалению, у нас не так много авторов, которых можно было бы считать продолжателями той великой литературной традиции, которая была сформирована в России и является неотъемлемой частью русской и мировой культуры. Классическая русская литература - явление уникальное, потому что эта литература как никакая другая литература мира характеризуется обращенностью к глубинам человеческой души, человеческого духа. Именно русские писатели пытались ставить в своих произведениях извечные, возможно, неразрешимые вопросы человеческого бытия. Этим всегда отличалась большая русская литература, и именно этим она была интересна людям других культур. К чести русских писателей нужно сказать, что даже в периоды самой глубокой отчужденности литературы от Церкви среди них всегда находились те, кто осознавал или, по крайней мере, интуитивно понимал глубинную общность задач, которые призваны решать Церковь и литература.

Как я уже сказал, писателей, которых мы с полным правом могли бы сегодня отнести к творцам большой литературы, немного, но количественный показатель в данном случае не самый главный. Примечательно, что все номинанты - это люди, родившиеся и прожившие значительную часть своей жизни в советскую эпоху. И сам факт того, что ныне Церковь признает их продолжателями великой традиции русской литературы - традиции в основе своей христианской, говорит о многом. Если наша литература не сломалась, выстояла и в суровую эпоху государственного безбожия, и во времена постсоветского хаоса, значит есть надежда и на ее возрождение в будущем.

- Кто формирует короткий список, кем и как определяется лауреат?

Короткий список формируется Советом экспертов, в который входят известные литературоведы, писатели и священнослужители. Совет экспертов представляет короткий список Палате попечителей, и здесь я хотел бы уточнить одну деталь. Чаще всего под попечителями понимаются благотворители, но в данном случае попечение заключается не в предоставлении финансовых средств. Поскольку инициатором учреждения Премии выступил Святейший Патриарх, то он и является ее главным попечителем, а писатели, литературоведы, литературные критики и священнослужители - те, кто выступают как ассистенты и советники Патриарха при избрании лауреата - соответственно образуют Палату попечителей.

Именно этот орган продолжает экспертную работу и определяет лауреата, причем его избрание состоится непосредственно в ходе торжественной церемонии 26 мая в храме Христа Спасителя, избран он будет тайным голосованием. В 2011 году премия будет вручаться впервые, поэтому в этом году будет избран только один лауреат. Впоследствии число лауреатов может быть больше.

Как секретарь Совета экспертов хотел бы пояснить, что наш Совет выбирал номинантов из тех кандидатов, которые были выдвинуты в соответствии с Положением о премии. Были достаточно известные авторы, которые не пожелали выдвигаться и взяли самоотвод. Были и те, кто, возможно, желал бы побороться за звание первого лауреата Патриаршей премии, но никем не был выдвинут. Каждый член Совета экспертов высказывал свое мнение о том, кто с его точки зрения достоин быть включенным в этот список. По совокупности этих мнений, по результатам обсуждения и были определены номинанты. Среди них есть и священник-писатель, и женщины-писательницы - причем одна из них представляет Русское Зарубежье. К сожалению, в этот раз никто не был выдвинут с Украины и из Белоруссии - надеюсь, этот изъян будет восполнен в последующих премиальных сезонах.

Какую роль играют литературные, художественные достоинства произведения при решении о присуждении премии?

Художественные достоинства - это понятие достаточно субъективное, и сегодня художественным произведением зачастую объявляется то, что ровным счетом не имеет никаких признаков художественности и еще совсем недавно ни при каких обстоятельствах не могло бы быть допущено к печати. Ведь как известно, если содержание невозможно без формы, то форма возможна и без содержания. И сегодня именно под вывеской своеобразия художественного мировосприятия автора многотысячными тиражами издаются всевозможные скабрезные книжонки, содержащие матерную брань и описание всяческих низостей, на которые только способен человек.

Христианский взгляд на литературу отнюдь не пренебрегает формой, но предполагает, что содержание первично по отношению к форме. Как говорил Николай Васильевич Гоголь, искусство - это незримые ступени к христианству, поэтому ценность художественного произведения определяется тем, в какой степени оно способно подвести читателя к восприятия высших смыслов. В христианской картине мира смысл как таковой - это смысл Божественного Откровения, это смысл Слова Божия, Священного Писания. Все остальные смыслы восходят к этому высшему смыслу.

Очевидно при этом, что чем глубже смысл, тем совершеннее должна быть форма, его выражающая. Если писатель создавал произведение, побуждаемый силой Божией, вдохновляемый пророческим даром - а тема пророческого служения очень близка русской литературе, то это обязательно найдет отражение в литературной форме его труда и предопределит художественные достоинства его произведения.

- Какая литература сегодня нужна? Какая литература сегодня востребована?

Нужна и востребована - это два разных вопроса. Серьезная, подлинная - большая литература, нужна будет человеческому обществу всегда - точнее, до тех пор пока оно захочет оставаться человеческим. Наше общество давно является секулярным, решение всех духовных вопросов вытеснено здесь в частную сферу жизни, поэтому серьезная литература для него - это единственное пространство для диалога о вечных ценностях, для размышлений о вечных вопросах. Это если хотите - его последняя надежда, последний шанс сохранить себя от полного одичания.

Другое дело, какая литература сегодня востребована - это зависит от того, как продается та или иная книга, насколько успешно она проходит фильтры, которые устанавливаются средствами массой информации. Если книга не соответствует определенному формату, то она практически не имеет шансов быть опубликованной в более или менее тиражных изданиях. В подавляющем большинстве случаев издательства не берутся издавать те произведения, которые не принесут доходов.

В этом году в короткий список Патриаршей премии наряду с признанными мэтрами современной литературы вошли и менее известные писатели. Некоторых из них пока довольствуются весьма скромными тиражами, однако сам факт включения того или иного писателя в короткий список Патриаршей литературной премии должен стать для издателей сигналом о том, на кого нужно обратить внимание.

Хотелось бы, конечно, чтобы Патриаршая премия стала центром притяжения для тех литераторов и писателей, которые осознают свою преемственность по отношению к великой традиции русской литературы. Вообще, идея преемственности - это одна из ключевых идей христианства, ведь Предание Церкви и есть по большому счету преемственность веры, учения и опыта. И если Церковь живет Преданием, если Предание является основой жизни Церкви, то и подлинная литература будет жива до тех пор, пока сохраняет преемственность с той литературой, которая обогатила мир, все человечество своими идеями, прозрениями и подходами.

Будем надеяться, что Патриаршая литературная премия напомнит об этом современным писателям, читателям и всему нашему обществу.

22 мая в Москве, в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, состоялось вручение ежегодной Патриаршей литературной премии. На этом замечательном событии побывала делегация из Ярославской митрополии, в составе которой были и рыбинские журналисты.

Патриаршая литературная премия носит имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И этот факт имеет глубокий смысл: именно труды солунских братьев дали значительный импульс интеллектуальному, духовному, культурному развитию славянских народов и способствовали их приобщению к богатейшему наследию Византии и Рима.

В ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

За три года, минувших с момента учреждения Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, она стала значительным событием в общественной жизни страны. Именно так – не только церковной жизни, или только литературной, но в целом – общественной. Потому что, во-первых, она обращает внимание общества на состояние современной литературы, что очень важно для такой «литературоцентричной» страны, какой всегда была Россия. Во-вторых, эта премия объединяет не только под сводами зала церковных соборов, но и в целом — в этом направлении общественного внимания – людей, живущих в церкви и церковью, вместе со всеми остальными, — читающими, пишущими, болеющими за судьбы страны и мира. В-третьих, выдвигая на первый план тех или иных авторов, Патриаршая литературная премия позволяет и читателю осознать главные темы сегодняшнего дня, отраженные в современной литературе.

При избрании лауреатов этой премии учитывают не только литературные достижения авторов, но и их общественную позицию, творческий вклад в дело укрепления нравственного начала в человеке, утверждения христианских идеалов и ценностей. Лауреатами премии прошлых лет были Владимир Крупин, Олеся Николаева, Виктор Николаев. Среди номинантов Патриаршей премии — Юрий Ганичев, Борис Екимов, Алексей Солоницын, протоиерей Артемий Владимиров, Александр Яковлев, протоиерей Владимир Чугунов и другие авторы.

На соискание Патриаршей литературной премии 2013 года были выдвинуты 22 кандидата. В конце марта состоялось заседание Совета экспертов, сформировавшее короткий список номинантов премии. И вот 22 мая 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ

Патриаршая литературная премия. ЗАЛ ЦЕРКОВНЫХ СОБОРОВ

Само устройство Зала церковных соборов удивительно. В нём, кроме небольшой сцены – подиума, те же партер и амфитеатры, что есть и в каждом общественно-культурном комплексе такого рода. Но в зале нет дверей, как нет и стен! Его пространство как бы открыто настежь, зал соборов связан несколькими стеклянными галереями с холлами и коридорами, откуда зритель или участник также может наблюдать за событием. Как ни странно, никакой строгой дисциплины для зрителя не существует. Перемещения по залу вполне приемлемы. Тем более что среди присутствующих множество детей, которым, как известно, не всегда удается усидеть на месте. Но при этом они почему-то не мешают всем остальным наблюдать за происходящим. Звуки как бы поглощает окружающая среда. Зато всё, что совершается на сцене, зритель видит и слышит во всей полноте происходящего.

И вот Патриарший хор приветствует собравшихся пасхальным «Христос воскресе из мертвых…» сначала на греческом, а затем на церковнославянском, и от чистоты этого стройного звука замирает сердце. С тем же праздничным возгласом обращается к собравшимся и Святейший Патриарх Кирилл, открывающий церемонию вручения Патриаршей литературной премии…

«ГЕНИЙ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К НЕБУ»

Номинантов премии Святейший Патриарх назвал «настоящими подвижниками духа, вопреки запросам моды стремящимися сохранять верность Богу, верность своему народу, верность тем традициям, в которых они были воспитаны как граждане и как писатели ». Он отметил также, что эти люди чаще всего не гонятся ни за какими рейтингами или баснословными гонорарами. «Но именно на таких писателях – подвижниках, на таком «малом стаде», выражаясь языком Священного Писания, в современном литературном движении держится и сегодня веками создававшаяся отечественная культура слова, — сказал он. — Семена, когда-то брошенные на славянскую почву святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, дали обильные всходы в самых различных областях народной жизни. Одним из таких всходов и стала классическая русская литература, глубоко укоренённая в кирилло-мефодиевской традиции. Национальная литература – это отражение того исторического пути, который прошел создавший ее народ. Всем нам хорошо известно, что на протяжении столетий культурный путь русского народа определялся православной верой. Классическая русская литература неизменно основывалась на идеалах и ценностях, данных человеку в божественном откровении. А.С. Пушкин говорил о том, что «гений должен стремиться к Небу». Именно эта устремленность к Небу, напряженные размышления о Боге, о Его творении, о человеке, о поисках Бога, и взаимоотношениях человека с Богом, непрестанные поиски истины стали чертами, определившими своеобразие русской литературы, и поставили ее в ряд важнейших явлений мировой культуры ».

Сегодняшним итогом русской истории конца ХХ столетия Святейший Патриарх Кирилл назвал оторванность русского народа от той ценностной парадигмы, которая веками определяла его национальную идентичность. Литература перестала быть источником нравственных идей, одним из важных средств познания человеком самого себя и окружающего мира. Процитировав Вяч. Иванова, утверждавшего, что литература отвечает на требования времени постепенной переоценкой ценностей, Святейший Патриарх отметил, что современная литература ответила сегодняшнему миру утратой ценностей, как этических, так и эстетических. И существующая сегодня постмодернистская культура есть культура относительности, культура анти-ценностей. «Эта культура не принимает сакрального измерения человеческой жизни , — сказал он. — В этой культуре и литературе границы добра и зла размываются настолько, что от нее веет духом апокалипсиса. Постмодернистская культура неспособна вывести современного человека из того глубокого нравственного и духовного кризиса, в котором он оказался. Почему? Потому что культура, построенная на отрицании опыта предшествующих поколений, на отрицании традиций, разрушении вечных нравственных истин, на постулировании относительности моральных норм априори деструктивна, и ввергает людей в страшный духовный хаос. Потому она не жизнеспособна. Жизнеспособно лишь то, что несет в себе добро, что оплодотворяет личность и общество. Доказательством тому – богатое культурное наследие, оставленное нам великими славянскими первоучителями ».

Рассуждая далее о том, как можно соединить духовный опыт прошлого с категориями восприятия современного человека, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что ему кажется наиболее удачным ответ на этот вопрос священника Георгия Флоровского, считавшего необходимым включение патристических ценностей в современную культуру. «Творчески усвоив опыт святых подвижников, устремиться в будущее, — такая модель, я убежден, приложима к современной литературе и ко всей культуре в целом», — сказал Святейший Патриарх, и, отмечая усилия современных российских писателей, отстаивающих нравственные ценности, заключил: «Мы надеемся, что наши совместные труды послужат воспитанию читателей».

«ДАРОВАНИЕ ЕСТЬ ПОРУЧЕНИЕ»

Церемония вручения премии построена, прямо скажем, гениально и просто. Зритель едва успевает перевести дух. Как только члены жюри приступают к голосованию, а счетная комиссия, состоящая из трех человек – протоиерея Николая Агафонова, редактора «Литературки» Юрия Полякова, президента Российской Государственной библиотеки Виктора Федорова — к подсчету голосов, на экранах в зале появляются подробные видеоролики о номинантах. Все вместе они – как дальнейшая программа действий для вдумчивого читателя. Однако вначале назовем победителей. Лауреатами Патриаршей литературной премии 2013 года стали: доктор филологических наук, преподаватель МГУ и Литинститута, автор ряда книг из серии «Жизнь замечательных людей» Алексей Варламов , поэт и писатель, автор двадцати книг, редактор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Наш современник» Станислав Куняев , а также писатель и общественный деятель, историк, автор ряда книг серии «ЖЗЛ», в том числе биографии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, редактор журнала «Тобольск и вся Сибирь» Юрий Лощиц.

Кроме них, в коротком списке премии присутствовали и получили дипломы номинантов доктор исторических наук, писатель–фантаст Дмитрий Володихин, поэт и литературный критик, преподаватель Литинститута и редактор широко известного альманаха «Поэзия» Геннадий Красников, профессор кафедры филологии Сегедского университета (Венгрия), автор семи книг о взаимосвязи русской иконы и российской словесности Валерий Лепахин, журналист и писатель, автор популярных книг Наталья Сухинина , протоиерей Александр Торик , автор неоднократно переизданных книг «Флавиан», «Димон» и других, пользующихся высоким читательским доверием.

Среди номинантов премии была писатель и журналист из Сербии, председатель Фонда имени великой княгини Ольги Александровны Ольга Куликовская – Романова , за которую «болела» наша ярославская делегация. Ольга Николаевна не раз бывала в ярославском крае. Все свои усилия она много лет направляла на установление правды о царской династии Романовых и прославление святых царственных страстотерпцев, а также объединение Заграничной и Русской Православной церкви. Приведем здесь слова из ее краткого выступления. «В моих книгах нет вымысла, — сказала Ольга Николаевна. — Они прожиты и написаны как перед Богом, — для русского читателя. «Пусть глас народный будет гласом Божиим», как сказал поэт. Я верю, что настанет пора, когда русская словесность вернется к высокому глаголу, и, как колокол, призовет народ к единству во время беды. И тогда обязательно наступит день русского торжества».

Приведем в заключение и слова другого номинанта, Геннадия Красникова, как бы подытожившего размышления о судьбе писателя в России. «В русской литературе судьба художника зависит от его миссии, — сказал он. — Когда-то Евгений Баратынский заметил: «Дарование есть поручение, и не исполнить его — грех». Получается, что как ты распорядишься своим дарованием, так и сложится твоя судьба»…

…Когда завершилась церемония вручения премии, немногие прохожие на Волхонке в тот момент стали свидетелями удивительного зрелища – после прошедшего ливня кафедральный Храм Христа Спасителя оказался вписанным в самый центр большой радуги.

Анна Романова, редактор журнала

«Рыбная слобода»

Наша справка:

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия была учреждена решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей.

Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества, прежде всего тех писателей, кто своим творчеством утверждает основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов.

Определением Священного Синода от 26 июля 2010 года (журнал № 78) был утвержден состав Палаты попечителей премии.

Ответственность за все мероприятия, связанные с отбором номинантов Премии, а также подготовка заседаний Палаты попечителей, Совета экспертов и организация торжественной церемонии избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии возложены на Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Анна Романова

В список номинантов Патриаршей литературной премии 2015 года вошли:

протоиерей Леонид Сафронов; Бондарев Юрий Васильевич; Бурляев Николай Петрович; Володихин Дмитрий Михайлович; Воропаев Владимир Алексеевич; Кублановский Юрий Михайлович; Матвеева Новелла Николаевна; Сегень Александр Юрьевич.

26 мая в 13:00 в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» (Зубовский бульвар, дом 4) состоится пресс-конференция, посвященная 5-летию Патриаршей литературной премии и церемонии награждения лауреатов этого года. Видеозапись по итогам мероприятия будет доступна по ссылке на сайте пресс-центра http://pressmia.ru/pressclub/20150526/950142685.html

28 мая 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

К 5-летию Патриаршей литературной премии выходит в свет юбилейный сборник произведений писателей - лауреатов и номинантов премии 2011–2015 гг. Написанные прекрасным языком, серьезные и веселые, лирические и наполненные теплым юмором, они не оставят читателей равнодушными. Книга будет интересна для широкого круга читателей.

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия учреждена Священным Синодом по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу.

Лауреаты Премии избираются голосованием членов Палаты попечителей из числа номинантов, которые вошли в короткий список премии. Голосование проходит на церемонии избрания и награждения Премии, в присутствии представителей средств массовой информации.

Председателем Палаты попечителей является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; секретарем Палаты попечителей - председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент. В Палату попечителей входят представители Русской Православной Церкви и литературного сообщества, общественные деятели, деятели науки и культуры. Среди них: архиепископ Бориспольский Антоний, епископ Борисовский Вениамин, протоиерей Всеволод Чаплин, архимандрит Тихон (Шевкунов), Александр Архангельский, Алексей Варламов, Андрей Василевский, Юрий Вяземский, Валерий Ганичев, Константин Ковалёв-Случевский, Борис Олейник, Юрий Поляков, Александр Соколов, Борис Тарасов, Виктор Фёдоров, Сергей Чупринин и другие.

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других поместных церквей. Вручение премии призвано содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества. Премия вручается в номинации «За значительный вклад в развитие русской литературы».

Премия призвана содействовать развитию взаимодействия Русской Православной Церкви и литературного сообщества − прежде всего, тех писателей, которые своим творчеством утверждает основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов и литературно-общественные организации.

Организация всех мероприятий, связанных с отбором номинантов Премии, а также подготовка заседаний Палаты попечителей, Совета экспертов и организация Торжественной церемонии избрания и награждения лауреата Патриаршей литературной премии возложена на Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Николаевич Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Александровна Николаева и Виктор Николаевич Николаев. В третьем премиальном сезоне (2013 год) награды удостоились Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали: о.Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев.

Более подробная информация о Патриаршей литературной премии и номинантах этого года доступна

18 мая 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил шестую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сообщает Патриархия.ru .

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений,митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, председатель Издательского совета Белорусской Православной Церкви епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря епископ Егорьевский Тихон, сотрудники Издательского Совета и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», координатор Межфракционной депутатской группы Государственной Думы ФС РФ в защиту христианских ценностей С.А. Попов, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев, президент Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев, члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, руководители и представители общественных организаций, деятели культуры.

Перед началом церемонии состоялись творческие встречи некоторых лауреатов Патриаршей литературной премии прошлых лет с гостями мероприятия.

Всем собравшимся раздавался специальный выпуск журнала Издательского Совета Русской Православной Церкви «Православное книжное обозрение», посвященный Патриаршей литературной премии и номинантам 2016 года. В выпуске содержатся фотоматериалы, биографические сведения, отрывки из произведений и интервью, а также избранная библиография номинантов.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция из Зала церковных соборов.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор Валаамского монастыря, открывший вечер исполнением тропаря Воскресения Господня.

Церемония началась с демонстрации фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На соискание звания лауреата премии в 2016 году было представлено 50 кандидатур.

3 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии был определен расширенный список кандидатов на присуждение премии 2016 года.

Участники заседания Палаты попечителей премии, которое состоялось 12 апреля под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, утвердили короткий список номинантов премии 2016 года, в который вошли:

  • иерей Николай Блохин;
  • Громов Александр Витальевич;
  • Екимов Борис Петрович;
  • Карпов Алексей Юрьевич;
  • монахиня Евфимия (Пащенко);
  • Сергеев Валерий Николаевич;
  • Тарасов Борис Николаевич;
  • протоиерей Андрей Ткачев.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился участникам церемонии с Первосвятительским словом.

Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей премии, которые были определены тайным голосованием членов Палаты попечителей премии. Подсчет голосов провела счетная комиссия, в состав которой вошли: А.Н. Варламов, писатель, филолог, исследователь истории русской литературы XX века, лауреат Патриаршей литературной премии 2013 года; В.А. Воропаев, литературовед, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова; В.Н. Николаев, писатель, лауреат Большой литературной премии России, лауреат Патриаршей литературной премии 2012 года.

Святейший Патриарх вручил каждому лауреату диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

Лауреаты премии 2016 года обратились со словами благодарности к Его Святейшеству, членам Палаты попечителей премии и всем участникам торжественной церемонии.

Затем на сцену были приглашены номинанты премии, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил грамоты и памятные подарки.

Святейший Владыка вновь обратился к собравшимся:

«Дорогие лауреаты! Дорогие номинанты! Дорогие участники торжественной церемонии!

Я всех нас поздравляю с этим светлым, добрым и очень, как мне кажется, нужным для народа нашего событием.

Мы отметили творческий путь замечательных авторов. Через эту премию, надеюсь, очень многие узнают их имена. Поэтому мое особое слово благодарности участникам премии — и лауреатам, и номинантам.

Хотел бы пожелать вам, дорогие писатели, помощи Божией в вашем непростом деле, чтобы всегда у вас хватало силы глаголом жечь сердца людей, чтобы всегда хватало мужества видеть правду и, если нужно, бороться за правду. Чтобы всегда хватало здоровья, несмотря на возраст и внешние обстоятельства жизни, в полной мере раскрывать свои способности на благо Церкви и Отечества.

Христос Воскресе!»

В завершение вечера состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие победитель всероссийского конкурса «Голос» иеромонах Фотий (Мочалов), хор Валаамского монастыря (художественный руководитель А. Жуков), солисты музыкальных театров, лауреаты международных конкурсов вокалистов и исполнителей инструментальной музыки.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню.



Загрузка...
Top