Уинстон черчилль картины. Художественный дневник Черчилля


Живопись Уинстона Черчилля

Уинстон Черчилль - политик-импрессионист, подаривший миру 500 живописных полотен

Уинстон Черчилль.

Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль IV(1874-1965) - 12-й герцог Мальборо пэр Англии, лорд Адмиралтейства, премьер-министр Великобритании, военный в чине полковника занимался журналистикой, писал литературные труды. А в сорок лет, впервые, взяв в руки кисти и краски, стал художником-живописцем, оставившим после себя огромное творческое наследие.

Уинстон Черчилль.

Еще будучи командиром батальона шотландских стрелков в 1915 году Черчилль написал четыре живописных полотна с натуры, практически на линии фронта. Это непоколебимое спокойствие производило на его подчиненных солдат и офицеров невероятное впечатление. Черчилль с невозмутимым видом делал наброски, не реагируя на вражеские обстрелы.

Увлеченность живописью вывело Уинстона из глубокого приступа депрессии и после отставки с поста первого лорда Адмиралтейства. Он вывел для себя закономерность, что полностью отдаваясь написанию картин, он напрочь забывает обо всем - даже о неприятностях "большой политики". Своей кузине как-то он признавался: "Иногда я готов бросить почти все ради занятия живописью".

Уинстон Черчилль на пленэре.

Новое хобби для Уинстона было намного больше нежели увлечение. Его походы на пленэр представляли собой целую процессию: впереди шли садовники с мольбертом, холстом на подрамнике, палитрой кистями и красками, за ними - Черчилль в сюртуке, широкополой шляпе и с сигарой во рту. Найдя место, с которого просматривался интересующий его пейзаж в нужном ракурсе, он отдавал распоряжение установить мольберт и зонт от солнца. Затем отпускал работников и приступал к живописи.

Уинстон Черчилль за мольбертом.

Все атрибуты художника-живописца всегда были при нем, во всех его бесконечных поездках по разным странам. Во всех домах, где жила чета Черчиллей, устраивались художественные студии. Уинстон рисовал везде и всегда мог выделить пару часов любимому увлечению.

«Я не знаю какого-либо другого занятия, которое, абсолютно не изматывая тело, настолько полно поглощает ум. Какие бы заботы ни принес день, какие бы угрозы ни таило в себе будущее, едва картина начинает рождаться, все тревоги отступают, для них больше нет места в голове. Они уходят в тень и исчезают во мраке».

Уинстон Черчилль. Парадный портрет.

Если в политических делах и литературном творчестве Черчилль был уверен в себе на все сто, то в живописи он очень скромно оценивал свой талант. Будучи открыт для критики, с подозрением относился к похвалам, так как понимал, что хвалят его не только за картины.
Он часто говорил: «Мои картины слишком плохи, чтобы их продавать, и слишком дороги, чтобы дарить их кому-то другому, кроме близких друзей».

Живопись Уинстона Черчилля.

Тем не менее в 1921 году Черчилль все же отправил несколько своих картин на Международную выставку в Париже, поставив на них подпись выдуманного им художника Чарльза Морина. К его удивлению, жюри одобрило шесть картин и выставило на аукцион. А в 1925 году Черчилль-живописец имел еще больший успех: на экспозиции художественных работ в лондонской галерее его полотно было удостоено первого места среди работ художников-непрофессионалов. Авторы были представлены на суд жюри анонимно.

Живопись Уинстона Черчилля.

Профессиональное жюри достаточно высоко оценило работу Уинстона, утверждая: «Кто бы ни был их автор, он явно не художник воскресного дня». А политик то как раз и писал свои творения только по выходным дням да и совсем малые часы и минуты, свободные от государственных дел.

Живопись Уинстона Черчилля.

Во время Второй мировой войны Черчилль не писал картин. А вернулся к любимому делу уже после войны еще с большим рвением.

Уинстон был премьер-министром Британии 2 избирательных срока: с 1940-1945 и с 1951-1955. И когда консерваторы во главе с Черчиллем в 1945 году потерпели поражение на выборах, его снова из подавленного душевного состояния снова выводила живопись. Он, как и 30 лет назад с головой ушел в творческое состояние.

«Мечеть Кутубия».

И уже спустя три года ему было присвоено звание почетного члена Королевской академии искусств. Удостоенный большой чести художник все так же как прежде скромно оценивал собственные живописные произведения.

Вид на ипподром в Ницце.

Как то своему другу он признался: «Мне как-то неловко выставлять свои картины публично, ведь они для меня, как дети: даже если ведут себя плохо, то все равно остаются любимыми».
И все-таки выставка состоялась. В Канзас-Сити (Миссури) в 1958 году была организована первая персональная экспозиция тридцати пяти работ Уинстона Черчилля, которые имели ошеломляющий успех. Далее картины отправились в турне по городам США, где были по достоинству оценены. Более полумиллиона зрителей увидело работы отставного британского премьера.

Вид на реку Вар. Франция.

Давний друг Уинстона, президент Гарри Трумэн похвалил его за реалистичность работ: «Они чертовски хороши. По крайней мере, вы ясно видите, что именно на них изображено. А о работах многих современных художников этого не скажешь».

Вилла на Ривьере.

А фельдмаршал Алексендер, анализируя живопись Черчилля, сказал: «Он очень любит краски и берет их слишком много, отчего его картины так резки. Он не может устоять, чтобы не использовать всю палитру красок. В живописи, как и во всем остальном, начиная от большой политики и заканчивая едой, Черчилль был максималистом."

Домик садовника в имении мадам Бальзан.

Бухта Камара де Лобос. Мадейра.

Марракеш.

Горы возле Локмора. Шотландия.

Меллс, Сомерсетшир, Англия.


Рандольф Черчилль за чтением.

Итальянский сад в Саттон Плейс. Англия.

Пейзаж с овцами. Чартуэлл.

Истинные ценители живописи работы британского политика воспринимают довольно тепло и признают, что "более десятка его работ могли бы соперничать с шедеврами гениальных импрессионистов". Так, к примеру, в 2006 году картина "Чартуэлл: Пейзаж с овцами." было продано на торгах аукциона за миллион фунтов стерлингов (2 миллиона долларов США).

Великий государственный деятель был весьма плодовитым художником - написал за жизнь около 500 картин

Лето 1915 года стало первым тяжелым периодом в политической карьере Уинстона Черчилля. В самом начале Первой мировой войны провалился разработанный им грандиозный план по захвату пролива Дарданеллы. Амбициозному политику пришлось выйти из нового состава кабинета министров. Для восстановления душевного равновесия Уинстон вместе со своей женой Клементиной удалился в небольшой загородный домик времен Тюдоров Хоу Фарм, снятый ими на летний период.

Среди немногочисленных гостей, навещавших чету Черчиллей в те трагические дни, был его младший брат Джек со своей женой Гвенделин или, как ее звали близкие, Гуни. Но ни общество брата, ни живописные окрестности Саррея (графство в южной части Англии) не смогли отвлечь Уинстона от печальных мыслей.

Душевное состояние Черчилля не на шутку пугало Клементину, боявшуюся, что в минуту отчаяния, поддавшись депрессии, ее муж пойдет на крайние меры и решит свести счеты с жизнью. Выход предложила Гуни. Она увлекалась акварелью и в один из июньских дней, демонстративно выйдя на лужайку, стала рисовать. Ее занятия живописью привлекли внимание Черчилля. Заметив его любопытство, Гуни предложила деверю самому принять участие в творческом процессе. Уинстон сделал нехотя несколько мазков и поразился произошедшей перемене. Рисовать хотелось еще и еще. Чувствуя его нетерпение, Гвенделин дала ему набор художника своего шестилетнего сынишки. Но Черчиллю этого уже было мало. Он хотел рисовать маслом, и только маслом.

Новое увлечение исцелило Уинстона от тяжелейшего приступа депрессии. С удивлением для себя Черчилль обнаружил, что, концентрируясь на живописи, он забывает обо всех политических дрязгах и неприятностях. Однажды он признался своей кузине Клэр Шеридан: "Иногда я готов бросить почти все ради занятия живописью".

К новому хобби Черчилль относился с большой любовью. Его выход на пленэр представлял собой поистине величественное зрелище. Сначала появлялись садовники - кто нес холст и мольберт, кто кисти, палитру и тюбики с красками. За ними следовал Уинстон, одетый в сюртук из белого тика, в легкой широкополой шляпе и с сигарой во рту. Оценив пейзаж, он давал указание размещать оборудование и устанавливать зонт для защиты от солнца. Когда все приготовления были закончены, Черчилль отпускал свою свиту и приступал к работе.
С тех пор живопись стала постоянной составляющей жизни великого британца. Мольберты, краски и громоздкие холсты всегда сопровождали Уинстона в бесчисленных поездках и командировках. В каждом доме, который снимала чета Черчиллей, устраивалась студия. Даже в жестком временном графике государственного деятеля он всегда старался выкроить часок-другой для занятия своим новым и, пожалуй, самым сильным увлечением. Уинстон рисовал везде. В министерских кабинетах и королевских покоях. В пустыне Марракеш и на побережье Франции. На английских просторах и канадских озерах.

Порой занятия живописью были опасными для политика (и еще не так давно - храброго офицера). В марте 1921 года, во время Каирской конференции, Уинстон решил посетить пирамиды, отправившись туда вместе со своей женой, Лоуренсом Аравийским и Гертрудой Белл на верблюдах. Как писала позже газета Palestine Weekly, "во время посадки на верблюда Черчилль потерял равновесие и упал на землю. Несмотря на рваную рану, полученную в результате падения, он продолжил путешествие и даже умудрился сделать несколько набросков пустыни Сахара".

В отличие от политики и литературы, где Черчилль был более чем уверен в собственных силах, с живописью дело обстояло иначе. Он скромно оценивал свои художественные достижения, будучи всегда открыт для критики, советов и новых идей. А вот как раз к похвалам он относился подозрительно, подсознательно понимая, что не только за художественные заслуги хвалят его картины.

В том же, 1921 году Уинстон послал несколько своих полотен на международную выставку в Париже, предусмотрительно подписав их вымышленным именем Чарльз Морин. И сразу шесть из его работ были отмечены жюри и выставлены на продажу! Еще более крупный успех Черчиллю-живописцу принес 1925 год. На проходившей в Лондоне выставке среди художников-непрофессионалов его картина заняла первое место. И здесь, разумеется, также соблюдалась полная анонимность представленных авторов.

Настоящим подарком для художника-политика было приглашение на выходные в загородную королевскую резиденцию Балморал (произошло это в сентябре 1927 года, когда он был министром финансов). Большую часть уик-энда Уинстон провел за мольбертом, рисуя живописный вид, открывающийся из окна его комнаты. О чем, соблюдая политес, потом рассказал, точнее, заявил личному секретарю короля Георга V лорду Стэмфордхэму:
- Я с большим удовольствием провел время в Балморале. Не часто бывает, чтобы тропы долга и наслаждения пересекались в столь непринужденной манере. Я очень рад, что Его Величество разрешил мне использовать министерские покои в качестве студии, и я уж предпринял все меры предосторожности, чтобы не оставить пятна на викторианской шотландке (классическая британская расцветка ткани).

Нарисованная здесь картина была передана местному благотворительному обществу, выставившему работу на аукцион. Политик-художник был приятно удивлен, когда узнал, что в ходе торгов цена картины значительно превысила его ожидания.

В годы Второй мировой войны Черчилль приостановит на время занятия живописью. Единственным исключением стало посещение в январе 1943 года любимой Марокканской пустыни.

Во время проведения конференции в Касабланке Уинстон скажет американскому президенту:
- Вы не можете, побывав в Северной Африке, не увидеть при этом Марракеш (провинция и старинный город в Марокко). Давайте проведем там пару дней. Я должен быть с вами, когда вы увидите, как заходит солнце за снежные хребты Атласских гор.

Рузвельт согласился. Они быстро пересекли пустыню на военных джипах и направились в сторону знаменитой виллы Тейлора, принадлежавшей американскому вице-консулу. Для охраны высокопоставленных друзей были предприняты особые меры безопасности. На всем пути следования, составлявшем 240 километров, были выставлены военные патрули. Когда же кортеж останавливался на ланч, его сверху прикрывала еще и военная авиация.

Добравшись до виллы Тейлора, Уинстон взобрался на крышу, туда же подняли коляску с президентом США. Черчилль и Рузвельт, два самых близких союзника Второй мировой, сидели рядом и наблюдали за величественным заходом светила. Минуты спокойствия, красоты, тишины среди всеобщего ужаса и грохота мировой войны.
- Марракеш - самое красивое место на нашей планете, - прошептал Черчилль.

Вечером, во время званого обеда, Уинстон так "растаял", что даже немного спел. Слышавшие это говорят, что получилось не слишком музыкально, но зато - от чистого сердца. На следующий день Рузвельт вернулся в Соединенные Штаты. А Черчилль в полдень телеграфировал жене: "Мы остановились на вилле Тейлора (она вообще долгие годы была центром общественной жизни европейцев в Марракеше). Погода прекрасна. Я собираюсь немного порисовать. Все признали, что я не переоценивал красоту данного места". Картина, написанная Уинстоном в тот день, станет единственной написанной им за все шесть лет Второй мировой. Позже Черчилль подарил ее Рузвельту в память об их совместном закате в разгар войны.
Летом 1945 года в Англии были объявлены всеобщие выборы, не проводившиеся ни разу за последние десять лет. Подсчет голосов состоялся в четверг 26 июля 1945 года. Уже в середине дня стало ясно, что консерваторы потерпели сокрушительное поражение. Когда лорд Моран, личный врач премьера, пытаясь утешить Черчилля, заговорил о "неблагодарности британского народа", Уинстон, резко оборвав его, сказал: "О нет, у них были трудные времена... " Одному из своих помощников, капитану Пиму, он признался: "Британский народ проголосовал так, как посчитал нужным. Это и есть демократия. Это и есть то, за что мы с вами боремся". Результаты выборов не просто лишили Черчилля поста премьера, они лишили его самого главного - деятельности. Меньше чем через две недели после поражения Уинстон признался личному врачу:
- Я не могу приучать себя к безделью всю оставшуюся жизнь. Намного лучше быть убитым в самолете или умереть, как Рузвельт. Теперь я иду спать в полночь, потому что мне нечего больше делать.
Как и тридцать лет назад, для восстановления душевного равновесия Уинстон обратился к мольберту, краскам и скипидару (используется как растворитель для красок). В сентябре 1945 года он отправился в Италию на виллу своего друга фельдмаршала Александера (верховный командующий союзными войсками на Средиземноморском театре военных действий), где возобновил свои занятия живописью.

В 1947 году Черчилль отправил несколько работ в Королевскую академию искусств. Как и в случае с парижской выставкой 1921 года, все работы были подписаны вымышленным именем, на сей раз - мистер Дэвид Винтер. К большому удивлению Уинстона, две его картины были приняты. А уже в 1948 году ему было пожаловано звание почетного члена Королевской академии искусств. Несмотря на столь большую честь, Черчилль все равно по-прежнему скромно оценивал собственные художественные достижения. Когда в конце 1940-х годов ему предложили провести выставку своих работ, он отказался, заметив при этом:
- Они не достойны того. Данные картины представляют ценность только потому, что написаны... - здесь Уинстон широко улыбнулся и продолжил: ... прославленным человеком.

Хотя Черчилль никогда не считал себя равным большим живописцам, его целеустремленность и трудолюбие за мольбертом были не меньшими, чем за письменным столом. Он сутками мог заканчивать уже готовую работу, правя
eе до бесконечности. Кроме того, при любом удобном случае всегда старался проконсультироваться с профессионалами. Всего Уинстон за сорокалетнюю карьеру художника написал маслом свыше 500 картин. Неудивительно, что, узнав об этом, президент Королевской академии искусств сэр Чарльз Вилер невольно воскликнул: "Я просто не знаю, когда вы находите время на все ваши занятия помимо живописи!"

Обладая блестящим чувством юмора, Черчилль и в живописи был не прочь пошутить. Его старая подруга Вайолет Бонэм-Картер вспоминала, как однажды они остановились в загородном доме и Уинстон решил зарисовать ничего из себя не представляющий, одноцветный и скучный местный пейзаж. Каково же было ее удивление, когда, посмотрев на картину своего друга, она обнаружила эффектно вздыбленные горные гряды, непонятно откуда появившиеся позади унылой и скучной равнины. Тщетно она всматривалась в местный туман, пытаясь найти хоть какие-то признаки далеких горных массивов.
- Ну и что? - произнес Уинстон, заметив ее удивление и опережая вопросы. - Не мог же я оставить все таким же скучным и безжизненным!

Не менее характерен и другой случай, произошедший в сентябре 1945 года во время отдыха на вилле Александера. Однажды вечером, когда хозяина не было дома, взгляд Уинстона упал на одну из висевших на стене картин. Она показалась ему тусклой и безликой. Не долго думая, он решил исправить данный недостаток, добавив немного ярких и светлых тонов. Картина была снята со стены, извлечена из рамы и отдана для экспериментов экс-премьеру. Дочь Уинстона - Сара высказала сомнения в правомерности подобного обращения с чужой собственностью. Она хотела остановить своего отца, но было уже поздно. "Победоносно" схватив картину, он быстро помчался в наспех устроенную в ванной комнате художественную студию. На следующее утро откорректированный шедевр предстал перед гостями.

Это было великолепно! - забыв про свое первоначальное недовольство, восклицала Сара, картина была вставлена обратно в паспарту и повешена на прежнее место.

В 1953 году Черчилль признался одному из своих друзей:
- Мне как-то неловко выставлять свои картины напоказ. Они для меня, скорее, как дети - хотя и ведут себя плохо, но все равно любимы.

Как ни возражал автор, но остановить поток общественного признания было уже не в его силах. Со временем работы Черчилля будут выставляться во многих европейских странах, Канаде, США, Австралии и Японии. Картины, написанные его рукой, войдут в состав постоянных экспозиций таких всемирно известных музеев, как Королевская академия искусств, галерея Тейт, Музей искусств в Далласе, Смитсонианский институт в Вашингтоне (научноисследовательский и образовательный институт в США, обладающий целым комплексом музеев), Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Черчилль всегда притягивал к себе публику, и живопись в данном случае не стала исключением. Его первая личная выставка была организована в Канзас-Сити (штат Миссури, США) в 1958 году. 21 января, в день открытия экспозиции, ее посетили 5427 человек. Многие любители искусства, обращаясь к творчеству Черчилля, психологически готовили себя к элементарным для художника-непрофессионала ошибкам и промахам. Каково же было их удивление, когда они увидели, насколько гармоничны представленные работы. The Kansas City Times тогда написала:
"Еще никогда в истории нашей Нельсоновской галереи искусств за один день не приходило столько посетителей. Хотя их и привлекло, в первую очередь, имя Черчилля, большинство из них остались довольны увиденными полотнами".

А директор галереи Лоуренс Сикман так охарактеризовал художественный стиль Уинстона: "По большей части он реалист. Его деревья выглядят как деревья, дома как дома... Достаточно одного взгляда на его работы, чтобы понять - он испытывает сильную привязанность к ярким тонам". Коллега Черчилля не только по шпаге, но и по кисти, фельдмаршал Александер так прокомментировал любовь своего друга к ярким оттенкам: "Он очень любит краски и использует их слишком много. Именно поэтому его картины столь резки. Он не может устоять, чтобы не использовать все цвета своей палитры". Из Канзас-Сити экспозиция отправилась сначала в нью-йоркский Метрополитен-музей, а затем - в Австралию и Новую Зеландию.
Первая выставка на родине сэра Уинстона состоялась в 1959 году в Лондоне. Основу экспозиции, которая проходила под патронажем Королевской академии искусств, составили шестьдесят две работы мастера. За всю историю Черчилль стал пятым академиком, которой еще при жизни удостоился столь масштабной выставки. В день открытия экспозицию посетило 3210 человек. Для сравнения: на аналогичную выставку Леонардо да Винчи, проходившую незадолго до того, в первый день пришли только 1172 человека. Узнав о такой статистике, жена Уинстона Клементина воскликнула:
- Бедный Леонардо!..

В день же закрытия черчиллевской экспозиции число посетителей превысило 141 тысячу человек. Искусствовед Джон Лондон писал в News Chronicle: "Похоже, все глубоко поражены той яркостью, силой и самоуверенностью, которые исходят от этих картин. Даже некоторые современные художники признали, что дюжина работ могла бы соперничать с шедеврами импрессионистов".

Большинство критиков сходятся во мнении, что хотя Черчилль и не являлся великим живописцем, но его работы талантливы. В 1982 году президент Королевской академии искусств сэр Хью Кэссон назвал Черчилля "любителем с выраженным природным талантом: если бы у него было больше практики и академических знаний, из него получился бы высокий профессионал; особенно хорош он как колорист". А сэр Освальд Бирли (знаменитый британский художник) сказал несколько иначе: "Если бы Уинстон уделял живописи столько же времени, сколько политике, он стал бы одним из величайших художников нашей планеты".

Большая популярность автора определила и высокие цены на его произведения. Вскоре после смерти Черчилля, в мае 1965 года, несколько его полотен выставили на первом трансатлантическом аукционе Сотби с , проходившем в Лондоне и в Нью-Йорке. Торги велись одновременно в двух странах, предоставляя покупателям возможность расплачиваться сразу же в двух валютах в долларах и в фунтах. Одну из картин Черчилля купил техасский нефтяной миллионер за 39 200 долларов и 22 цента. Позже цены многократно выросли этим летом "Пейзаж с овцами" был продан за миллион фунтов стерлингов.

И все же по-прежнему невольно встает вопрос чем обусловлены такие высокие цены - достижениями автора как художника или как выдающейся личности. Главный редактор журнала Art News (нью-йоркское издание, авторитетное в мире искусства) доктор Артур Фракфуртер ответил на это следующим образом: "Я думаю, и тем, и другим. Единственное, что я могу сказать определенно: я не знаю ни одного знаменитого художника, который был бы к тому же столь великим премьером".

Журнал "Имена" октябрь 2007

Рассвет в Кассис, близ Марселя

Mimizan Plage, Landes

Вид пирамиды издали

Ипподром, Ницца

Гавань в Сен-Жан-Кап-Ферра

Вилла на Ривьере

Шторм над Каннами

У пирамид

Кедр в саду Breccles


Пробковые деревья возле Мимизана

Домик садовника в имении мадам Бальсан

Ров Ightham

Озеро Лох в имении герцога Сазерленда

Гобелены Мальборо в Бленхейме

Мэлс, Сомерсетшир

21.08.2011 в 10:57


Картины Уинстона Черчилля (Churchill paintings)


За последние 10 лет произведения Черчилля почти удвоились в цене, отмечает издание. Предыдущий рекорд был установлен в декабре 2006 года, когда его "Вид на Тинхерир", написанный в 1951 году во время визита в Марокко, был продан за 612,8 тысячи фунтов.
Живопись для сэра Уинстона Черчилля была хобби, напоминает The Telegraph, однако он продолжал рисовать всю жизнь.

Черчиль рисует

Лето 1915 года стало первым тяжелым периодом в политической карьере Уинстона Черчилля. В самом начале Первой мировой войны провалился разработанный им грандиозный план по захвату пролива Дарданеллы. Амбициозному политику пришлось выйти из нового состава кабинета министров. Для восстановления душевного равновесия Уинстон вместе со своей женой Клементиной удалился в небольшой загородный домик времен Тюдоров Хоу Фарм, снятый ими на летний период.


Душевное состояние Черчилля не на шутку пугало Клементину, боявшуюся, что в минуту отчаяния, поддавшись депрессии, ее муж пойдет на крайние меры и решит свести счеты с жизнью. Выход предложила Гуни. Она увлекалась акварелью и в один из июньских дней, демонстративно выйдя на лужайку, стала рисовать. Ее занятия живописью привлекли внимание Черчилля. Заметив его любопытство, Гуни предложила деверю самому принять участие в творческом процессе. Уинстон сделал нехотя несколько мазков и поразился произошедшей перемене. Рисовать хотелось еще и еще. Чувствуя его нетерпение, Гвенделин дала ему набор художника своего шестилетнего сынишки. Но Черчиллю этого уже было мало. Он хотел рисовать маслом, и только маслом.


Новое увлечение исцелило Уинстона от тяжелейшего приступа депрессии. С удивлением для себя Черчилль обнаружил, что, концентрируясь на живописи, он забывает обо всех политических дрязгах и неприятностях. Однажды он признался своей кузине Клэр Шеридан: "Иногда я готов бросить почти все ради занятия живописью"


К новому хобби Черчилль относился с большой любовью. Его выход на пленэр представлял собой поистине величественное зрелище. Сначала появлялись садовники - кто нес холст и подрамник, кто кисти, палитру и тюбики с красками. За ними следовал Уинстон, одетый в сюртук из белого тика, в легкой широкополой шляпе и с сигарой во рту. Оценив пейзаж, он давал указание размещать оборудование и устанавливать зонт для защиты от солнца. Когда все приготовления были закончены, Черчилль отпускал свою свиту и приступал к работе.


С тех пор живопись стала постоянной составляющей жизни великого британца. Мольберты, краски и громоздкие холсты всегда сопровождали Уинстона в бесчисленных поездках и командировках. В каждом доме, который снимала чета Черчиллей, устраивалась студия. Даже в жестком временном графике государственного деятеля он всегда старался выкроить часок-другой для занятия своим новым и, пожалуй, самым сильным увлечением. Уинстон рисовал везде. В министерских кабинетах и королевских покоях. В пустыне Марракеш и на побережье Франции. На английских просторах и канадских озерах.


В 1921 году Уинстон послал несколько своих полотен на международную выставку в Париже, предусмотрительно подписав их вымышленным именем Чарльз Морин. И сразу шесть из его работ были отмечены жюри и выставлены на продажу! Еще более крупный успех Черчиллю-живописцу принес 1925 год. На проходившей в Лондоне выставке среди художников-непрофессионалов его картина заняла первое место. И здесь, разумеется, также соблюдалась полная анонимность представленных авторов.


В 1947 году Черчилль отправил несколько работ в Королевскую академию искусств. Как и в случае с парижской выставкой 1921 года, все работы были подписаны вымышленным именем, на сей раз - мистер Дэвид Винтер. К большому удивлению Уинстона, две его картины были приняты. А уже в 1948 году ему было пожаловано звание почетного члена Королевской академии искусств. Несмотря на столь большую честь, Черчилль все равно по-прежнему скромно оценивал собственные художественные достижения. Когда в конце 1940-х годов ему предложили провести выставку своих работ, он отказался, заметив при этом:
- Они не достойны того. Данные картины представляют ценность только потому, что написаны... - здесь Уинстон широко улыбнулся и продолжил: ... прославленным человеком.

Многие знают сэра Уинстона Черчилля, как знаменитого политика и государственного деятеля, но мало кому известно о том, что британский премьер-министр в свободное от работы время страстно увлекался живописью.

Он обнаружил в себе страсть к живописи не сразу, взяв в руки кисть лишь в 40 лет, однако за оставшиеся годы он создал более 500 картин! Это увлечение помогало Черчиллю избавиться от депрессии, забыть обо всех дрязгах и неприятностях "большой политики". Уинстон рисовал везде: и у себя дома, в Британии, и во время многочисленных поездок по разным странам. Он писал и портреты, и интерьеры, но особенно любил выходить с мольбертом на "пленэр" и рисовать пейзажи.

В 1921 году Черчилль отправил несколько своих творений на международную выставку в Париже, подписав их вымышленным именем, и сразу шесть его работ были отмечены жюри. А в 1925 году на лондонской выставке художников-непрофессионалов его картина (разумеется, никто и понятия не имел о том, кто автор) заняла первое мето! В 1947 году Черчилль отправил несколько работ в Королевскую академию искусств. Как всегда, работы были подписаны вымышленным именем. К большому удивлению Уинстона, две его картины были приняты. А уже в 1948 году ему было пожаловано звание почетного члена Королевской академии искусств.

Надо сказать, что сам Черчилль достаточно скромно оценивал свои достижения в области живописи, и всегда был открыт для критики и новых идей, а к похвалам относился с подозрением, и даже отказался устраивать выставку своих картин, когда к нему поступило такое предложение. Однако знатоки живописи воспринималили творения Черчилля весьма тепло. По словам искусствоведа Джона Лондона, "Даже некоторые современные художники признали, что дюжна его работ могла бы соперничать с шедеврами импрессионистов".

Предлагаю взглянуть на некоторые полотна знаменитого британца.

Картина была написана в качестве подарка для президента США Франклина Делано Рузвельта, и изображает марокканскую мечеть Кутубия на фоне Атласских гор в свете заходящего солнца.

В 1943 году в Касабланке проходила 10-дневная международная конференция, на которой присутствовали оба политика. Единственный выходной день они провели в городе Марракеш, где и была написана эта картина. Черчилль преподнес её в подарок Рузвельту во имя дружбы и мира во всём мире. Пока американский президент был жив, картина находилась в его доме, расположенном в Нью-Йоркском Гайд-Парке. (текст отсюда


Пон-дю-Гар (самый высокий сохранившийся древнеримский акведук, река Гардон, Франция)



Вид на реку Вар, Франция



Мимизан, Франция



Вилла на Ривьере



Вид на ипподром в Ницце



Вид на Эз, Приморские Альпы



Порт в Сен-Жан-Кап-Ферра, Лазурный Берег, Приморские Альпы



Пейзаж, юг Франции



Домик садовника в имении мадам Бальзан



Тени на лестнице дома в Южной Франции



У пирамид



Бухта Камара де Лобос, Мадейра



Марракеш



Вид на Везувий из Помпей



Закат над морем



Горы возле Локмора, Шотландия



В шотландском имении герцога Вестминстерского, возле Локмора



манор Итем Моат, графство Кент, Англия



Меллс, Сомерсетшир, Англия



Возле Бреклс



В тени монастырских стен



Соборная аллея в Хэквуд Парке, Англия



Итальянский сад в Саттон Плейс, Англия



Вилд, графтство Кент, Англия



Диана Черчилль (старшая дочь Черчиллей) в столовой Чартвелла (поместье, купленное в 1922-ом году Черчиллем)



Рисовальная комната в Чартвелле

Сэр Уинстон Черчилль (1874-1965) был не только выдающимся политическим деятелем, а также журналистом и писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе в 1953 году, но и даровитым художником-самоучкой. Он оставил после себя в этой области огромное наследие: более пятисот произведений. Он работал в основном на пленэре, а в студии создавал портреты и сразу начал писать только маслом. Сейчас мы рассмотрим некоторые картины живопись которого представляет не только исторический, но и художественный интерес.

Отрывки из биографии потомка из рода герцогов Мальборо (ветви семьи Спенсеров)

Он родился прежде времени. Мать в этот момент была на балу и, не успев добраться до комнаты, родила ребенка в прихожей, заваленной верхней дамской одеждой. Учился он в Брайтоне, в школе сестер Томпсон, хорошо, но по поведению получал самые низкие отметки.

Уже будучи известным политиком и членом Кабинета министров, Первый лорд адмиралтейства У. Черчилль в 1915 году, стремясь приблизить окончание войны, провел неудачную операцию в Дарданеллах. Войска союзников потерпели поражение и понесли громадные потери. После этого государственный деятель вышел в отставку. Он поселился с семьей в поместье Хоу Фарм. Это было время глубочайшей депрессии. К семейству Черчиллей в гости прибыл младший брат с женой, которая увлекалась акварелью и целые часы проводила в парке. Понаблюдав за свояченицей некоторое время, сэр Уинстон взялся в 40 лет за краски и кисть.

Выше на фото - картина Черчилля «Дом и сад в Хоу Фарм». Там он часами увлеченно писал пейзажи и портреты, забыв о неприятностях и горьком разочаровании. Так Черчилль вышел из депрессии. Позже, вернувшись в политику, он уже не оставлял занятий живописью, отдавая ей много времени. Она, сопровождая весь оставшийся жизненный путь, приносила ему душевное равновесие.

Отношение к живописи

Все друзья и родные восхищались неожиданно открывшимся талантом. Но сам художник относился к рисованию просто как к хобби. В 1921 году друзья уговорили отправить картины Черчилля на международную выставку в Париж в престижную галерею Друэ под псевдонимом Чарльз Морин. Среди прочих работ там был выставлен его автопортрет.

Жюри отметило появление нового самобытного художника. Все эти картины были успешно раскуплены. В 1925 году в Лондоне состоялась выставка художников-непрофессионалов. Картины Черчилля также были представлены на ней под вымышленным именем. Одно из его полотен заняло первое место! Позже, летом 1947 года, занимаясь большой политикой, самодеятельный художник направил свои работы под именем Дэвид Винтер в Королевскую академию искусств в Лондоне и, к величайшему его удивлению, два полотна были приняты. Одно из них, «Зимнее солнце. Чартулл», по-прежнему находится в его доме, другое, «Река Луп. Приморские Альпы», принадлежит национальной галерее Тейт в Лондоне. Сам художник с присущим ему скепсисом не относился всерьез к похвалам. Черчилль с легкостью дарил картины друзьям, а сейчас его произведения на аукционах оцениваются в миллионы долларов. Это происходит переоценка истинной ценности Черчилля как художника.

Серьезный и умный живописец

Хотя политик никогда не учился в профессиональных заведениях, у истоков его творчества стоял друг сэр Джон Лэвери, известный ирландский художник. На него также оказали большое влияние работы импрессионистов, с которыми он познакомился в Париже, а также очень важной была для него дружба с крупным британским художником XX века Уильямом Николсоном, про которого он сказал, что этот человек больше всех учил его живописи. Картины Черчилля показывают нам человека, который видел красоту во всем окружающем мире. Они раскрывают его как художника, который ставил перед собой сложные технические задачи. Это признак уже не любителя, а профессионала. Проиллюстрируем это одним примером: картиной Черчилля «Пруд с золотыми рыбками».

В ней преобладают прозрачные завитки воды и нежный рой золотых рыбок. Это великолепие обрамлено резными листьями растений на берегу с тщательно выписанными их отражениями в воде. Художник успешно справляется с построением композиции и перспективы, понимает и передает все сложности формы листьев, восхищается тайнами света и тени, наслаждается цветом. Владение зелеными оттенками представляет большую сложность, а в этой работе они представлены виртуозно. Неудивительно, что все друзья-профессионалы единодушно восхищались его работой.

Художественный дневник Черчилля

Куда ни приходилось ездить политическому деятелю, а он объехал половину мира, везде он с собой брал мольберт, холсты, кисти и краски. Поэтому на картинах Черчилля теперь мы можем видеть не только деревенские виды Англии, дома и поместья его родственников и друзей, но и итальянские Альпы, египетские пирамиды, виды Марокко, французскую Ривьеру, Майями.

С точки зрения композиции очень любопытна работа «Ипподром в Ницце. Вид из-под железнодорожного моста». Его арочное полукруглое перекрытие придает картине атмосферу итальянского Возрождения. Небо с легчайшими облаками отражается в синеве прозрачной воды, берега которой усыпаны мелкой галькой. Вдали сияет в мареве жаркого дня на золотистом берегу здание ипподрома, которое находится на линии золотого сечения, а потому очень гармонично вписано в пейзаж.

Любовь к жизни

Все картины Черчилля показывают его жизнелюбие. Практически во всех его работах преобладает светлая, теплая цветовая гамма. Они несут доброе восприятие мира художником, которое передается его зрителю.

Сэр Уинстон, как и многие англичане, очень любил животных. Среди его домашних питомцев были кот Нельсон, пудель сначала Руфус I, затем Руфус II, волнистый попугайчик Тоби. Он ласково относился к овечкам, которых запечатлел на полотне «Чартуэл. Пейзаж с овцами», и свинкам, про которых он говорил, что они смотрят на нас, как на равных. Временами на него нападала неодолимая тоска. Ее вызывали не только перегрузки, но и международная ситуация.

Преодоление сложности бытия

Еще перед написал в 1938 году полотно «Пляж в Вальмере». Эта сцена была ответом на предательскую политику, когда нацистам передали часть Чехословакии. Руки Черчилля были связаны. Его отстранили от активной деятельности в правительстве. Потому была написана, с одной стороны, мирная безмятежная сцена, где семья играет на золотом пляже, но огромная пушка с континента направлена дулом на Британию.

Во время войны с Гитлером появилась «черная собака» Черчилля. Картина ли это? Нет, эта метафора обозначает черную депрессию, символизирует меланхолию, болезнь, темноту и собаку из-за ее близкой связи с человеком. Черная собака бывала с ним повсюду, сидела на коленях. Это были тяжесть и напряжение, которые сопровождали руководство страной в разгар войны. Предвидя зловещие цели нацистов, в июне 1940 года Черчилль высказался в палате общин примерно так: «Если мы потерпим неудачу, то весь мир погрузится в бездну темного века». Превозмогая свой пессимизм, используя весь потенциал и свои сильные стороны, Черчилль справился с черной собакой.

После войны

Черчилль был вновь отстранен от большой политики. Он приехал в США, где писал пейзажи и дарил их Г. Трумэну и Ф. Рузвельту. В Америке был написан очень теплый и жизнерадостный пейзаж «Долина Орики и Атласские горы». Позже здоровье его стало подводить, и Черчилль вышел на пенсию, но продолжал писать картины. Он скончался на 91-м году жизни после очередного инсульта в своем лондонском доме в 1965 году.



Загрузка...
Top