В каком году гофман изменил второе имя. Эрнст теодор амадей гофман биография

(1776-1822) немецкий писатель

Будущий писатель родился в городе Кенигсберге (нынешний Калининград) в семье прусского королевского адвоката. Мальчика назвали Эрнстом Теодором Вильгельмом, однако впоследствии, он изменил третью часть своего имени на Амадей, в честь своего любимого композитора Моцарта.

Через три года после рождения сына, родители разошлись, и мальчик вырос в доме бабушки по материнской линии. Его воспитанием занимался главным образом дядя, сухой, педантичный человек, который никак не хотел мириться с подвижным темпераментом племянника и частенько наказывал его.

При неказистой внешности и слабым физическом здоровьем, природа наградила Эрнста Гофмана разносторонними талантами. Он прекрасно рисовал (особенно ему удавались гротесковые карикатуры), писал рассказы. Но главной страстью Гофмана, которая останется у него на протяжении всей жизни, становится музыка. Он научился играть на разных музыкальных инструментах, основательно изучил теорию композиции и стал не только талантливым исполнителем и дирижером, но и автором множества музыкальных произведений.

В 1816 году на сцене берлинского театра была поставлена опера Эрнста Гофмана «Ундина», написанная на сюжет поэтической сказки очень популярного в то время в Германии романтика Фуке.

Еще в юности Гофман начинает заниматься и литературой. В те годы он написал несколько замечательных новелл, но все-таки музыка привлекала его больше. Юноша писал одному из своих друзей, что намерен издать свои новеллы, но только анонимно, поскольку хотел, чтобы его имя стало известным не иначе как в качестве композитора.

Однако в университете Эрнст Гофман стал заниматься юриспруденцией. Эта профессия была традиционной для их семьи, к тому же Эрнст выбрал ее из практических соображений, поскольку она давала устойчивый доход.

Эрнст Гофман прилежно изучает право, а после окончания университета в 1798 году работает чиновником судебного ведомства в различных городах Польши, которая в то время входила в состав Пруссии. Он заслуживает репутацию исполнительного и способного юриста. Но, как свидетельствует друг писателя Гиппель, «душа его принадлежала искусству». Он продолжает заниматься музыкой, много рисует. За язвительные карикатуры в адрес высокого начальства его даже ссылают в захолустный городок Плоцк, откуда он выбрался только благодаря вмешательству своего друга Гиппеля.

В 1806 году наполеоновская армия разгромила Пруссию и вступила в Варшаву. Вся прусская администрация была упразднена, и Гофман остался без работы, а следовательно, и без средств к существованию. В Берлине для него тоже не оказалось работы. Он пытается издать свои музыкальные сочинения или продать рисунки, но безуспешно.

С этого времени начинаются странствия Эрнста Гофмана в поисках хлеба насущного. Из Берлина он переезжает в Бамберг, потом в Лейпциг, Дрезден. Работает театральным капельмейстером, декоратором, учителем музыки, пения, перебивается частными уроками, оставаясь иногда без куска хлеба.

К этому времени, относится романтическая любовь Эрнста Гофмана к его шестнадцатилетней ученице Юлии Марк, которой он давал уроки пения. Однако бедный учитель музыки оказался неподходящей парой для девушки. К тому же он был уже раньше женат, в 1802 году, работая в Познани, Эрнст Гофман женился на Михалине Тржинска, дочери городского писаря. Но это был брак без любви, и писатель расстался с женой. Как бы то ни было, любовь к Юлии оказалась несчастной. Ее выдали замуж за необразованного и грубого, но богатого купца, а Гофман долгое время испытывал душевные муки, которые отразились в его творчестве.

В 1814 году, когда армия Наполеона была разгромлена, закончились и скитания Эрнста Гофмана. Он получил работу в министерстве юстиции, которую, правда, сам расценил как «возвращение в тюрьму». Однако свои служебные обязанности Гофман выполняет настолько безупречно, что уже через четыре года получает назначение на ответственный пост. Но это не было для него главным. Эрнста Гофмана больше привлекает оживленная артистическая и литературная жизнь Берлина. Он начинает публиковать свои литературные произведения и скоро становится известным писателем.

Это был период расцвета романтического направления в немецкой литературе. Писатели-романтики отвергали жестокую реальную действительность и в своих произведениях создавали вымышленный, фантастический мир, где царит красота и поэзия. Этой теме посвящена сказка Эрнста Гофмана «Золотой горшок», которая вошла в его первую книгу «Фантастические повести в манере Калло» (1814-1815). В этой сказке студент Ансельм отказывается от карьеры надворного советника и от женитьбы на профессорской дочери ради золотисто-зеленой змейки из сказочного мира Атлантиды. Вернуть Серпентине - этой заколдованной змейке с голубыми глазами - человеческий облик может только пылкая любовь юноши. И тогда Серпентина принесет ему в приданое золотой горшок, который ее отец, архивариус Линдгорст, похитил из царства Фороса.

С миром реальным здесь сталкивается мир фантастический, ирреальный. Как и Крейслер, Ансельм живет в двух мирах: в мире своих мечтаний и в повседневной прозе. В обычной жизни он беспомощен и неловок, даже бутерброды у него всегда падают маслом вниз. Недалекая мещанка Вероника жаждет выйти за него замуж. Ей помогает опутать жениха ее нянька, злая колдунья. С другой стороны, фантастическое воплощение есть и у архивариуса: он - князь саламандр. Солидный чиновник во фраке, он вдруг превращается в летающую саламандру и вылетает в окно.

С Ансельмом происходит масса приключений. Злая фея заколдовывает его и сажает в бутылку. Но в итоге он женится на Серпентине и поселяется с ней в прекрасном царстве Атлантиды.

Однако только фантастикой творчество Гофмана не исчерпывается. Многие произведения писателя построены как бы на переплетении и взаимопроникновении сказочно-фантастического начала и реального мира. Этот творческий метод Эрнст Гофман применяет в своем романе «Эликсир сатаны» (1815-1817) и других произведениях.

Тема романа «Эликсир сатаны» возникла у него после посещения им монастыря капуцинов в Бамберге. Здесь он встретился с одним итальянским монахом, отцом Кириллом, человеком редкостного ума и эрудиции. Ученый капуцин сообщил любознательному писателю немало интересных сведений о монастырской жизни, которая издавна привлекала писателей -романтиков.

Чтобы отделить автора от героя, Эрнст Гофман использует в своем романе традиционный прием, выдавая себя за издателя чужих записок. Основной темой произведения является состязание сил небесных и демонических, хотя ни бог, ни дьявол не выступают в качестве действующих персонажей. Их влияние ощущается в действиях главных и второстепенных героев.

В романе явно прослеживается мысль о том, что без сдерживающего начала (у Гофмана это религиозное чувство) в душе человека берут верх эгоизм, честолюбие, жажда власти, гордыня - все, что религиозные люди называют «демонскими» силами. Хотя, в сущности, эти чувства являются реальным свойством человеческой натуры, а не свидетельством могущества дьявола. В романе Эрнст Гофман с большим мастерством провел психологический анализ душевного состояния своего героя, который в конце концов впадает в безумие.

Этот роман был заметным событием в творчестве Эрнста Гофмана и явился как бы поворотным пунктом от ранней стадии его творчества к более зрелой. Писатель постепенно отходит от идеи бегства из реального мира в царство фантастики. Свои прежние взгляды он теперь считает наивными. В поздних произведениях Гофмана появляются сатирические темы и мотивы. Он пишет сатирическую сказку «Крошка Цахес» (1819) и роман «Житейские воззрения кота Мурра» (1819- 1821), в котором уже совершенно отсутствует фантастическое начало.

Гротескно-сатирическая сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) показала блистательное мастерство Гофмана-рассказчика. Несмотря на запрет всякой чертовщины, сверхъестественного, в стране князя Пафнутия демонические силы действуют вовсю. В дар маленькому уродцу Цахесу фея дала три волшебных золотых волоска, и теперь все принимают его за красавца, осыпают похвалами и наградами. Он становится министром и кавалером ордена зелено-пятнистого тигра с двадцатью пуговицами. Только один влюбленный поэт Бальтазар неподвластен злым чарам, и только он знает секрет маленького уродца. Бальтазар - художник по натуре, которому открывается тайна явлений. Истинный художник, по мнению Эрнста Гофмана, способен видеть проницательнее обычного человека. Чтобы понять жизнь, недостаточно просто видеть явление - надо его пропустить через фантазию художника. Нужно романтическое преломление мира реальных вещей через эту фантазию. Иначе картина жизни будет односторонней, искаженной и даже совершенно ложной. Сказка давала сатирическую картину общества, где властью и богатством наделены посредственности, крошки Цахесы, а обыватели глупы и убоги.

Эрнст Гофман часто использует ожившие предметы. Оживают овощи в «Королевской невесте», игрушки в новелле «Чужое дитя» и сказке «Щелкунчик и мышиный король», на сюжет которой Петр Ильич Чайковский создал знаменитый балет.

Последний роман Эрнста Гофмана стал причиной конфликта писателя с прусским правительством. В эти годы политические взгляды литератора меняются. Раньше он, как и многие другие немецкие писатели периода раннего романтизма, был совершенно безразличен к политике. По свидетельству его издателя Кунца, «газет он не читал вовсе, политикой вообще не интересовался и не переносил даже разговоров на эти темы...». Однако жизнь заставила писателя включиться в борьбу.

В 1820 году Эрнст Гофман был назначен членом комиссии по расследованию политических преступлений. Хотя он ни в коей мере не разделял революционных настроений студенческой оппозиции и даже относился с насмешкой к националистическим выступлениям, как юрист и гражданин Гофман считал необходимым ввести в Пруссии нормы буржуазного права, которые бы ограничили полицейский произвол и всесильную королевскую власть.

Он был недоволен своим новым назначением. По его мнению, работа комиссии представляет собой «сеть омерзительного произвола, циничного неуважения ко всем законам, личной неприязни». Писатель проявил гражданское мужество, выражая открытый протест в своих апелляциях министру юстиции против беззаконий, которые допускает комиссия.

Эрнста Гофмана поддерживали многие влиятельные люди и даже берлинская судебная палата, членом которой он состоял. В это время стало известно, что в своей фантастической новелле «Повелитель блох» под именем крючкотвора Кнаррпанти Гофман едко высмеял председателя комиссии, министра внутренних дел Кампца. Против писателя было заведено судебное дело под надуманным предлогом разглашения служебной тайны. Гофману грозило увольнение и даже высылка в провинциальный Инсбрук. Ему удалось избежать наказания только благодаря вмешательству друзей. Правда, ему все-таки пришлось изъять из своей новеллы криминальное место, но все равно до конца жизни он считался неблагонадежным.

В романе «Житейские воззрения кота Мурра» (1820- 1821) Эрнст Гофман снова возвращается к своему любимому герою - композитору Крейслеру. Этот последний роман Гофман не закончил. Двуплановость произведения видна уже в композиции: рабочие при наборе перепутали страницы рукописей капельмейстера Крейслера и его кота Мурра. Поэтому в романе чередуются страницы, посвященные романтическим грезам любителя идеального, возвышенного искусства Крейслера, с картинами повседневной жизни. Кот Мурр, подаренный мастером Авраамом, воспитывался Крей-слером по принципам тогдашней системы. Научившись грамоте, умный кот начинает записывать свои переживания. Он счастливо соединился браком со своей возлюбленной кошечкой Миссмисс. Но, пережив несчастья, Мурр ввергся в разгульную жизнь котов.

Эрнст Гофман очеловечивает жизнь животных и в сатирической манере повествует о нравах человеческого общества. В мире кота бушуют человеческие страсти: любовь, ревность, вражда. В человеческом же обществе, окружающем Крейслера, страсти приобретают уродливо-животный характер. Мать жертвует дочерью ради своей порочной страсти, выдает ее за слабоумного принца. Грабежи, убийства, обманы, подлоги - вот мир людей. Кот наивен в своих животных инстинктах, люди - безобразны и страшны. Крейслер, чужой для всех, погибает. Мир фантазии и грез бессилен против обмана и предательства. Это была разящая сатира на феодально-бюрократическое, бездуховное общество. Гофман не пощадил ни министров, ни полиции, ни дворянства, ни обывателей-филистеров. И началась травля и преследования писателя.

Здоровье Эрнста Гофмана было подорвано, и он передал через своих друзей, что «кот Мурр скончался». Это свидетельствовало о том, что Гофман бросил писать роман, который остался незавершенным.

К концу жизни, Эрнст Гофман начал все больше и больше увлекаться алкоголем и почти все время проводил с друзьями в кабаках. Состояние опьянения давало писателю иллюзию свободы в душной общественной атмосфере послевоенной Пруссии. Винные пары порождали в его голове причудливые видения, в которых он находил сюжеты и образы для своих фантастических произведений.

Однако слабый организм писателя, не мог долго выдерживать такие перегрузки. Напряженная творческая работа, безудержные возлияния, неустроенная личная жизнь привели к тому, что у Эрнста Гофмана развилась тяжелая болезнь - прогрессирующий паралич, и он уже не мог самостоятельно передвигаться. Писатель скончался в возрасте сорока шести лет, оставив множество своих почитателей и подражателей в разных странах мира.

Судьба Гофмана сложилась трагически. Сценарий был прост. Одаренный художник-разночинец стремится выстроить новую культуру и этим возвысить Родину, а в ответ получает оскорбления, нужду, доходящую до нищеты, и заброшенность.

Семья

В Кёнигсберге у адвоката Людвига Гофмана и его супруги-кузины в холодный январский день рождается в 1776 году сын - Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Через два года с небольшим родители разведутся из-за невыносимо тяжелого характера матери. Трехлетний Теодор Гофман, биография которого начинается с изломов, попадает в добропорядочную бюргерскую семью своего дяди-юриста. Но его воспитатель не чужд искусству, фантастике и мистике.

С шести лет мальчик начинает учебу в реформаторской школе. В семь лет он приобретет верного друга Готлиба Гиппеля, который будет помогать Теодору в трудные периоды и сохранит ему верность до самой смерти. Музыкальные и живописные данные Гофмана проявляются рано, и его отдают учиться органисту-композитору Подбельскому и художнику Земану.

Университет

Под влиянием дяди Эрнст поступает на юридическое отделение Кёнигсбергского университета. В это время там преподает но его лекции не привлекают внимания такой личности, как Гофман. Биография говорит, что все его устремления - это искусство (фортепиано, живопись, театр) и любовь.

Семнадцатилетний юноша глубоко увлечен замужней женщиной, которая старше его на девять лет. Однако он с отличием оканчивает учебное заведение. Его влюбленность и связь с замужней женщиной раскрываются, и во избежание скандала молодого человека отправляют в 1796 году в Глогау к дяде.

Служба

Некоторое время он служит в Глогау. Но все время хлопочет о переводе в Берлин, в который он попадает в 1798 году. Молодой человек сдает очередной экзамен и получает звание асессора. Но занимаясь юриспруденцией по необходимости, Гофман, биография которого показывает глубокое увлечение музыкой, изучает одновременно принципы музыкальной композиции. В это время он напишет спектакль и будет стараться поставить его на сцене. Его отравляют на службу в Познань. Там он напишет еще один музыкально-драматический спектакль, который поставят в этом небольшом польском городке. Но серая повседневность не удовлетворяет душу художника. В качестве отдушины он использует карикатуры на местное общество. Случается очередной скандал, после которого Гофмана ссылают в захолустный Плоцк.

Через время находит все-таки свое счастье Гофман. Биография его изменяется благодаря женитьбе на тихой, доброжелательной, но далекой от бурных устремлений мужа девушке Михалине, или сокращенно Мише. Она будет терпеливо сносить все выходки и увлечения супруга, а дочь, рожденная в браке, умрет в двухлетнем возрасте. В 1804 году Гофмана переводят в Варшаву.

В польской столице

Служить-то он служит, но все свободное время и мысли отдает музыке. Здесь он пишет очередной музыкальный спектакль и меняет свое третье имя. Так появляется Эрнст Теодор Амадей Гофман. Биография говорит о преклонении перед творчеством Моцарта. Мысли заняты музыкой и живописью. Он расписывает дворец Мнишек для «Музыкального общества» и не замечает, что в Варшаву вступили войска Наполеона. Служба прекращается, денег взять неоткуда. Он отправляет жену в Познань, а сам старается выбраться в Вену или Берлин.

Нужда и безденежье

Но в итоге жизнь приводит Гофмана в городок Бамберг, где он получает должность капельмейстера. Туда же он перевозит и жену. Здесь возникает замысел первой повести «Кавалер Глюк». Этот период длится недолго, но он воистину страшен. Нет денег. Маэстро продает даже старый сюртук, чтобы поесть. Гофман просто перебивается уроками музыки в частных домах. Он мечтал посвятить жизнь искусству, а в результате глубоко отчаялся, что, видимо, сказалось на здоровье и слишком ранней смерти.

В 1809 г. выходит иррациональная повесть «Кавалер Глюк», в которой свободная личность художника противопоставляется затхлому обществу. Так в жизнь творца входит литература. Всегда стремясь к музыке, Гофман, биография которого полна и многогранна, оставит неизгладимый след в другом виде искусства.

Берлин

После продолжительных и непоследовательных, как у всякого большого художника, метаний по совету школьного друга Гиппеля Гофман переезжает в Берлин и снова «впрягается» в работу на поприще судебного ведомства. Он, по его собственным словам, снова «в тюрьме», что не мешает ему быть отличным знатоком права. К 1814 году издаются его работы «Золотой горшок» и «Фантазии в манере Калло».

Теодор Гофман (биография это показывает) признан как литератор. Он посещает литературные салоны, где ему оказывают знаки внимания. Но до конца своей жизни он сохранит восторженную любовь к музыке и живописи. К 1815 году нужда уходит из его дома. Но он клянет свою собственную судьбу, как судьбу человека одинокого, маленького, раздавленного и слабого.

Проза жизни и искусства

Эрнст Гофман, биография которого продолжается весьма прозаически, по-прежнему служит юристом и свой ненавистный труд сравнивает с бессмысленной, бесконечной и безотрадной работой Сизифа. Отдушиной становится не только музыка и литература, но и стакан вина. Когда он забывается за бутылкой в кабачке и потом возвращается домой, у него возникают пугающие фантазии, которые ложатся на бумагу.

Но совершенством становятся «Житейские воззрения Кота Мурра», который живет у него дома в любви и холе. Герой романа Крейслер, жрец «чистого искусства», меняет города и княжества страны в поисках уголка, где можно найти гармонию между обществом и художником. Крейслер, автобиографичность которого не подвергается сомнению, мечтает поднять человека из бесцветной повседневности к высотам божественного духа, в высшие сферы.

Завершение жизненного пути

Сначала умрет любимый кот Мурр. Не пройдет и года, как от паралича скончается в 46 лет великий романтик, у которого уже намечался новый реалистический путь в литературе, - Эрнст Теодор Амадей Гофман. Биография его - это путь поисков выхода из «игры мрачных сил» к «кристальным струям поэзии».

В словаре «Deutshes Schriftstellerlexikon» (Weimar, 1961) выдающийся немецкий писатель назван «универсальной личностью в искусстве». Действительно, Гофман обладал универсальными способностями в разных областях искусства. Он был автором первой немецкой романтической оперы, дирижером, профессиональным музыкальным критиком, театральным декоратором, графиком, писателем, музыкантом и блестящим юристом. Поразительно не то, как столь различные способности могли сочетаться в одном человеке, а то, что в каждой из областей, в том числе и юридической, Гофмана отличал высокий профессионализм.

Родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман – именно такое имя было дано ему при крещении 26 января 1776 г. в столице Восточной Пруссии – Кёнигсберге. Брак родителей был странным. Отец – Кристоф Людвиг Гофман (1736-1797) – служил адвокатом при прусском верховном суде в Кёнигсберге. Биографы отмечают, что он был человеком, легко поддающимся настроению, не чуждый музам, но склонный к пьянству. Мать – Ловиза Альбертина Дерфер (1748-1796) – была женщиной чрезвычайно набожной, нелюдимой и слегка истеричной, испытывавшей склонность к пиетизму. Супружеская жизнь этих совершенно разных людей сопровождалась частыми семейными скандалами, приведшими в итоге к тому, что через несколько лет после рождения сына родители сочли необходимым расторгнуть брак. Эрнст Теодор вместе с матерью переехал в дом Дерферов, где прошли детские и юношеские годы. Материалов, свидетельствующих о том, как жилось маленькому Эрнесту в доме бабушки, сохранилось немного. Известно, что мать не очень заботилась о воспитании сына, не был ласков с племянником и дядя – Отто Вильгельм Дерфер. Единственным человеком, от которого мальчик получал хоть немного любви и заботы, была тётя – Иоганна Софи Дерфер. Обстановка дерферовского дома наложила отпечаток на характер Гофмана. Он рос довольно замкнутым мальчиком, нелегко сходился с людьми. Во многом предоставленный самому себе, он много времени уделял занятиям музыкой. В 12 лет Гофман свободно импровизировал на клавире, органе, играл на скрипке и гамбе, изучал теорию музыки. Домашние занятия были дополнением к основному образованию, которое Гофман получал, посещая Лютеранскую школу, куда он поступил в 1781 г. (по др. источн, в 1782 г.). Ректор школы Стефан Ванновский был большим поклонником учения «Северного мага», жившего в Кёнигсберге, – Иоганна Георга Гамана (1730-1788). Интерес Ванновского вызывала та часть учения Гамана, в которой речь идет об особом значении воспитания и развития эмоциональной сферы человека через приобщение его к искусству и особенно музыке. Может быть, поэтому в деятельности руководимой Ванновским школой большое место занимала музыкальная подготовка подопечных, развитие их музыкальных способностей. Очевидно, уже в школе впервые перед Гофманом встает вопрос о выборе между следованием семейной традиции – Дерферы были юристами – и служением искусству.

Но Кёнигсберг был городом, который вряд ли мог похвастаться особой благосклонностью к искусствам. В некогда вольном ганзейском городе престижными считались занятия науками серьезными и полезными, к коим относилась и юриспруденция. В 1792 г. Гофман поступает на юридический факультет Кёнигсбергского университета, который заканчивает в 1795 г. Изучение юридических наук не мешает музыкальным занятиям. Его учителем музыки был соборный органист и композитор Христиан Подбельский. Своего наставника Гофман спустя много лет запечатлеет в образе мастера Абрагама Лискова – заботливого опекуна прославленного кота Мурра. В Кёнигсберге Гофман впервые услышал и оперу Моцарта «Дон Жуан», на всю жизнь музыка австрийского композитора покорила его. Знаком особого преклонения перед гением Моцарта стало имя Амадей, которое избрал для себя Гофман.

В Кёнигсберге Гофман встретил и первую любовь. Объектом его поклонения стала Дора Хатт, которая была старше его на 10 лет. Гофман давал ей уроки музыки и боготворил свою возлюбленную. Именно образ Доры Хатт угадывается годы спустя в героине-баронессе в новелле «Майорат». Первая любовь принесла Гофману больше страданий, чем радости. Разразившийся в кёнигсбергском обществе скандал заставил Гофмана принять предложение из Глогау. В 1796 г. он покидает Кёнигсберг и до 1798 г. работает в суде города Глогау. Это были годы, полные тяжёлых разочарований и подавленности. Занятия юриспруденцией не доставляли радости, пребывание в обществе дяди Иоганна Людвига Дерфера мало отвечало духовным запросам. Единственным спасением оставалось занятие искусством. Именно в Глогау произошли важные для Гофмана встречи. Здесь он познакомился с Иоганном Самуэлем Хампе, одаренным музыкантом, который, как и Гофман, вынужден был тянуть чиновничью лямку. Дружба с Хампе связывала Гофман всю жизнь. Не менее важной была и встреча с художником Алоизом Молинари. Вместе с ним Гофман расписывал церковь иезуитов в Глогау, а спустя несколько лет запечатлел образ художника в новелле «Церковь иезуитов», вышедшей в сборнике «Ночные рассказы». Сдав в июне 1798 г. экзамен на референдария, Гофман направляется в Берлин. Путь его пролегал через Дрезден.

Первый берлинский период жизни Гофмана падает на 1798-1800 гг. Он по-прежнему работает в суде, но выполнение чиновничьих обязанностей тяготит его в меньшей мере, чем в Глогау, т. к. молодая прусская столица стремилась не отстать в организации светской жизни от своих старых европейских сестёр. За образец для подражания был взят Париж. В Берлине были театры, шумели многолюдные салоны, в которых бурно обсуждались вопросы политики, события французской революции, велись разговоры об искусстве. Так, предметом обсуждения стал в 1799 г. роман Фр. Шлегеля «Люцинда», романтическая история о любви. Бурлящая жизнь Берлина нравилась Гофману. Не оставлял он и музыкальных занятий, совершенствуя свои знания и умения у Иоганна Фридриха Рейхардта. Здесь был написан зингшпиль «Маска» (1800). Гофман попытался добиться постановки своего произведения на сцене Национального театра, но руководитель А.В. Иффпанд отклонил предложение молодого композитора. Первая попытка прорыва на сцену закончилась неудачей. Но Гофман не оставляет занятий искусством. Он копирует произведения античных мастеров, совершенствуется в портретной живописи, оттачивает свое мастерство как рисовальщик и... сдает в 1800 г. экзамен на чин асессора, после чего получает направление в г. Познань. Берлин Гофман покидал с неохотой, но перевод в Польшу давал ему освобождение от гнета дерферовской семьи.

1800-1802 гг. Гофман провел в Познани. По сравнению с Берлином это был тихий город. Вынужденный заниматься юриспруденцией, Гофман все более тяготится этими обязанностями. Внимательный человек, он не мог не заметить отношения поляков к прусским чиновникам, наводнившим Познань. Он был солидарен с несломленным, вопреки всему, национальным духом жителей Польши. Гофман, в роду которого были люди разных национальностей, был чужд пруссаческий национализм, поэтому, когда судьба свела его с очаровательной полькой Михалиной Рорер-Тищинской, голубоглазой и тёмноволосой Мишей, он, не раздумывая, обвенчался с ней 26 июля 1802 г. С этого времени мягкая и терпеливая Михалина стала верным другом и опорой для Гофмана, разделив с ним до конца все тяжелейшие испытания, коих в их жизни было немало. Брак с дочерью городского писаря, лишившегося места из-за плохого знания немецкого языка, полькой, стал поводом для окончательного разрыва с семейством Дерферов. Гофман не мог больше рассчитывать на поддержку влиятельного дядюшки. Непростое положение, в котором оказался Гофман, осложнилось тем, что на бал-маскараде в 1802 г. он распространял карикатуры, отмеченные удивительным портретным сходством с известными в городе людьми. Автора карикатур обнаружили без особого труда, и расправа с осмелившимся взорвать общественное мнение последовала молниеносно. Вместе с молодой женой Гофман должен был покинуть Познань.

Так они оказались в захолустном городе на берегу Вислы – Плоцке. Заточение в этом провинциальном городке длилось с 1802 по 1804 г. Самым тягостным в эти годы для него было отсутствие культурной атмосферы. Стремясь как-то преодолеть чувство отчаяния, он начинает вести дневник. Записи, сделанные им, свидетельствуют о настойчивых попытках Гофмана прорваться сквозь «архивную пыль» к высотам искусства. Страницы дневника пестрят суждениями о музыке Моцарта, Гайдна, Бетховена, рассказывают о попытках Гофмана в написании собственных произведений. Но чаще других встречаются записи: «Заурядный день», «Dito черный день» и возглас отчаяния: «Я остаюсь прозябать – я забыт!» Именно в плоцком заточении у Гофмана оформляется желание обратиться к литературному труду. 17 ноября 1803 г. он записывает: «А теперь я хочу написать книгу». Покидая городок на Висле, Гофман в последний раз посещает Кёнигсберг, встречается со своим другом Гиппелем, вместе они строят планы поездки в Италию, которым так и не суждено будет осуществиться. Здесь же Гофман узнал о смерти своей первой возлюбленной Доры Хатт. Поездка оказалась печальной, но впереди ждала Варшава, куда Гофман получил назначение.

1804-1807 гг. он проводит в Варшаве. Служебные обязанности по-прежнему отнимают немало времени, но Гофман справляется с ними быстро и полностью посвящает свой досуг занятиям музыкой. В конце 1804 г. он закончил двухактный зингшпиль «Веселые музыканты», положив в основу текст романтика Клеменса Брентано, а 6 апреля 1805 г. состоялась премьера. Год спустя на сцене Варшавского театра был поставлен еще один зингшпиль – «Непрошенные гости, или Каноник из Милана». В Варшаве увидели свет и пять сонат Гофмана. Из «местного музыкального дилетанта» Гофман именно здесь превратился в одну из заметных фигур в музыкальном мире, получил признание широкой публики. В Варшаве раскрылись не только композиторские способности Гофмана, но и его певческий дар, дирижерский талант. Впервые за дирижерским пультом варшавская публика увидела Гофмана 3 августа 1806 г. при открытии дворца Мнишков.

Варшавский период был, пожалуй, одним из самых гармоничных в жизни Гофмана Он по-прежнему совершенствуется в итальянском языке, достигая блестящего знания его; расписывает дворец Мнишков, работает над первыми музыкальными статьями, открывает для себя удивительный мир романтической литературы, а в июле 1805 г. у Гофмана родилась дочь Цецилия. Относительно спокойное существование Гофмана в Варшаве было нарушено вторжением войск Наполеона. В 1807 г. Гофман лишается работы, вынужден сменить квартиру, но средств не хватает и нужда поселяется в его семье. Один за другим город покидают близкие по духу Гофману люди. В апреле 1807 г. Гофман заболел нервной горячкой, вызванной, по-видимому, всеми предшествующими треволнениями. Болезнь протекала тяжело, но после выздоровления Гофман отправился в новые странствия – вначале в Познань, где были его жена и дочь, а затем в Берлин. С этого времени постоянной спутницей Гофмана становится нужда, и сам капельмейстер оценивает свое положение как «в самом деле отчаянное...». Берлинская зима 1807 / 1808 г. принесла Гофману трагические известия о смерти дочери, тяжёлой болезни жены, в эти месяцы он познал голод, его преследовали приступы нервной горячки. Положение становилось безнадежным, и, чтобы выжить, Гофман вынужден был покинуть Берлин. Ему была предложена должность капельмейстера в театре Бамберга.

1 сентября 1808 г. Гофман прибыл в Бамберг, где ему предстояло пробыть до 1815 г. Заняв место капельмейстера в театре, пребывавшем в довольно жалком состоянии, со свойственным ему энтузиазмом Гофман берется за дело. Здесь им были закончены и поставлены оперы «Любовь и ревность», «Напиток бессмертия», написана музыка к трагедии Захария Вернера «Крест над Балтикой», начата работа над оперой «Ундина ». Всего в бамбергский период им было создано около 32 больших и малых произведений. В Бамберге Гофман открывает школу пения, в качестве критика сотрудничает с «Всеобщей музыкальной газетой», публикуя в ней в 1809 г. новеллу «Кавалер Глюк».

Но к литературной деятельности Гофман по-прежнему относится спокойно. В письме к редактору общей музыкальной газеты» Фридриху Рохлину от 29 января 1809 г. он предоставляет ему полную свободу в правке новеллы и замечает: «Я бесконечно далек от всякого писательского тщеславия».

Доказательством виртуозного владения словом и удивительно тонким пониманием музыкального искусства были блестящие музыкальные рецензии Гофмана, которые появлялись в «Музыкальной газете». Обладая, несомненно, способностями к разным видам искусства, Гофман выше всех ценил музыку.

Пребывание Гофмана в Бамберге было ознаменовано и встречей с Юлией Марк, к которой он испытал большое и сильное чувство. Как и история с Дорой Хатт, увлечение Юлией Марк принесло больше страданий, чем радости. Как только о чувствах, испытываемых капельмейстером к своей ученице, стало известно в чинном бюргерском семействе, родители Юлии поспешили выдать дочь замуж. Но именно с образом Юлии связано рождение замыслов таких произведений Гофмана, как «Житейские воззрения кота Мурра» и «Крейслериана».

После отъезда Юлии Гофман возвращается к работе над первой романтической немецкой оперой «Ундина», либретто к которой написал Фуке. Творчество по-прежнему остается единственным средством, которое помогает отвлечься, чтобы запечатлеть «пестрый мир», теснящийся в голове художника и требующий воплощения. Пребывание в Бамберге становилось все более тягостным, 21 апреля 1813 г. Гофман покидает город, предварительно заключив с Кунцем первый договор на издание своих литературных сочинений.

Сначала Гофман с женой ненадолго задерживаются в Дрездене, а затем направляются в Лейпциг, где его ждет большая работа в театре и где разворачивается заключительный акт наполеоновской эпопеи. Кажется, что жизнь Гофмана находится в какой-то фатальной зависимости от наполеоновских планов. Войска французского императора заставили его покинуть Варшаву, обрекли на голодное существование в Берлине и, корчась в предсмертных муках, настигают его в дилижансе, следующем в Лейпциг. И хотя из-за военного времени театральные дела идут плохо, Гофман пребывает в хорошем настроении. Он продолжает работу над оперой «Ундина», выступает как дирижер, получает от Кунца первые отпечатанные листы сборника «Фантазии в манере Калло», пишет продолжение «Магнетизёра», статью «Поэт и композитор». 25 августа 1813 г. Гофман встречается с Наполеоном, который после сражения под Дрезденом переезжал мост. 3 ноября поступают первые сообщения о капитуляции Дрездена. Французы разбиты, и 17 ноября 1813 г. Гофман пишет своему издателю: «Свобода! – Свобода! Свобода! – Сбылись мои прекраснейшие надежды, и подтвердилась моя непоколебимая уверенность, которую я верно сохранял в самые тяжелые времена». Победа над Наполеоном стала мощным толчком к творчеству. 26 ноября 1813 г. Гофман приступает к работе над «дрезденской сказкой» «Золотой горшок» («Der goldene Topf», 1814). Дрезденский период жизни окончательно определил литературные планы Гофмана. В 1814 г. его друг Т.Г. фон Гиппель добивается для Гофмана места в Берлине, и 24 сентября 1814 г. Гофман покидает Лейпциг, а спустя два дня он прибывает в Берлин и поселяется в гостинице «Золотой орел». Здесь Гофман завязывает личные знакомства с Францем Горном, Людвигом Тиком, Адельбертом фон Шамиссо, К. Брентано, художником Филиппом Фейтом, с Фуке. Вскоре Гофман становится душой общества, получившего название «Serapionsabende». Друзья собирались раз в неделю в кофейне Мандерле на Унтер-ден-Линден, и Гофман читал свои новейшие произведения. Первыми были прочитаны «Приключения в новогоднюю ночь», с которых, если не считать новеллы «Кавалер Глюк», написанной ранее, начинается берлинский цикл рассказов, принесший литературную славу Гофману.

Впервые в «Новогодней ночи» и «Эпизоде из жизни трех друзей», а затем в «Щелкунчике и мышином короле» («Nußknacker und Mäusekönig», 1861), «Пустынном доме», «Выборе невесты», «Ошибках», «Тайнах» вплоть до финала в «Угловом окне» Гофман представил читателю обширную панораму жизни большого города, создал блистательную галерею образов, любящих, страдающих, смеющихся. Эти берлинские рассказы отличает удивительное переплетение точных и метких зарисовок действительности с фантазией и гротеском, столь характерное для гофмановского повествования.

1 июля 1815 г. Гофман поселился в квартире на Таубенштрассе, 32, что на Жандармском рынке. Берлин не был городом, архитектурные красоты которого могли бы покорить поклонника искусств Гофмана, но капельмейстер Крейслер, как отрекомендовал Фуке Гофмана на одном из вечеров, в Берлине оказался в центре литературной жизни, «в окружении друзей искусства». Впервые за многие годы скитаний у него появилась надежда наконец-то обрести постоянное пристанище. Но жить литературными заработками Гофман по-прежнему не может, а потому он был вынужден вновь вернуться к юридической деятельности. Он работает в уголовном суде, с завидной для чиновников виртуозностью и профессионализмом исполняя свои обязанности. Дилетантизма Гофман не любил ни в чем.

3 августа 1816 г. с большим успехом в Берлине была осуществлена постановка оперы Гофмана «Ундина». Великолепные декорации к опере были изготовлены Шинкелем, главную партию исполняла очаровательная Иоганна Эунике, последняя любовь маэстро. Публика наградила автора первой немецкой романтической оперы бурными овациями, Гофман стоял бесконечно счастливый и растроганный. Это был один из редких его «звездных часов». Гофман был признан как композитор.

Но множилось и число литературных сочинений. В Берлине он пишет роман «Эликсир сатаны», новеллы «Песочный человек», «Церковь иезуитов», которые положили начало сборнику «Ночные рассказы» («Nachtstücke», 1817). Поэтическое слово становится для Гофмана основным способом выражения собственного «я», единственным средством воплощения своего отношения к окружающему писателя миру и его обитателям. В Берлине Гофман оказался на вершине литературной славы. Его произведения публикуются в альманахах «Урания» и «Записная книжка любви и дружбы», он пишет для «Берлинского карманного календаря» и «Записной книжки компанейских развлечений». Доходы растут, но их едва хватало на посещение винного погребка у Лютера и Вегнера, в котором, начиная с осени 1817 г., Гофман стал завсегдатаем.

Работа в апелляционном суде, огромный писательский труд, каждодневные ночные кутежи не могли пройти незаметно. Не отличавшийся никогда крепким здоровьем, весной 1818 г. Гофман переносит тяжелое заболевание, находясь в течение нескольких недель на грани жизни и смерти. За тяжелейшим общим кризисом последовал период создания больших произведений, в которых Гофман возвращался к темам «Крейслерианы» и «Золотого горшка». Доказательством перемен, произошедших в художественном мышлении Гофмана, может служить сатирическая сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» («Klein Zaches…, 1819), отличающаяся сильным сатирическим пафосом.

История о маленьком уродце Цахесе разоблачала превратившийся в исторический анахронизм быт и нравы карликовых княжеств, еще имевших место в Германии и претендовавших на значительный вес в самых различных областях жизни, говорила об опасности самодурства и деспотизма, пронизавших все сферы современной автору действительности. Но Цахес и его княжество, нравы, царящие в нем, не являются только немецким явлением. Гофман с удивительным мастерством сатирика и блестящего знатока людской психологии сумел показать убийственную власть глупости, страшные последствия оголтелого и беспринципного карьеризма. Как и в произведениях, написанных ранее, страшному миру Цахеса противопоставлен мир искусства и любви, воплощением которого является поэт Бальтазар. Именно он пренебрегает мнением двора и, ведомый любовью к Кандиде, разоблачает Циннобера. Гофман верит в великую силу искусства, и победа его на страницах сказки об уродце Цахесе возможна, но автор слишком хорошо знает, что в мире людей все обстоит гораздо сложнее. Этим объясняется и иронический финал произведения. В жизни Гофман стремительно приближался к трагическому финалу.

В 1819 г. его вновь настигает болезнь. В июле вместе с женой он единственный раз в жизни, прервав работу над «Серапионовыми братьями» и первым томом «Житейских воззрений кота Мурра», едет на два месяца в Силезию, чтобы поправить здоровье. Эти дни, проведенные на курортах в Хиршберге и Вертбрунне, он позже прославил в вымышленных «Письмах с гор». Это произведение освещено вспышкой последней любви в жизни Гофмана к прекрасной певице, блистательной исполнительнице партии Ундины в опере капельмейстера Крейслера – Иоганне Эунике.

В сентябре 1819 г. Гофман возвращается в Берлин. В этом же месяце выходит второй том «Серапионовых братьев» и новелла «Мадемуазель де Скюдери» («Das Fräulein von Scudery», 1819). Это произведение принесло Гофману самый большой писательский успех. В эти дни казалось, что наконец-то перед Гофманом светлое и надежное будущее, но этим надеждам не суждено было осуществиться.

Германия вступила в период тщательно спланированной борьбы с «демагогами» и «совратителями народа», так называли тех, кто не разделял растущих имперских амбиций прусского правительства. По стране прокатилась волна арестов и увольнений неугодных университетских профессоров, на полную мощь заработала машина цензуры, были запрещены студенческие корпорации, создана «Непосредственная комиссия по расследованию антигосударственных связей и других опасных происков». 16 сентября 1819 г. членом этой комиссии был назначен советник апелляционного суда Гофман. Несмотря на жестокий идеологический нажим, Гофман с профессиональным блеском отстаивал человеческое достоинство своих подопечных. Власти вынуждены были признать справедливость судебных заключений Гофмана, но смириться с присутствием честного судьи с независимыми взглядами на человеческое достоинство было уже свыше их сил.

Для борьбы с Гофманом был избран другой путь. Власти решили расправиться с писателем-сатириком, приложив немало усилий для того, чтобы предъявить ему обвинение в разглашении государственной тайны в романе «Повелитель блох», который готовил к публикации франкфуртский издатель Вильманс. Власти не стеснялись в средствах, не смущало их и то, что Гофман находился в тяжёлом состоянии, он уже не мог обходиться без посторонней помощи. День и ночь у постели дежурили жена и друзья писателя. Как только Гофман испытывал некоторое освобождение от боли, он диктовал свои рассказы. В последние месяцы жизни им был завершен рассказ «Мастер Иоганн Вахт», начата новелла «Враг», в первой половине апреля продиктована новелла «Угловое окно», своеобразный литературный манифест позднего Гофмана, финал «Повелителя блох». 25 июня около 11 часов утра Гофман испустил последний вздох. Через три дня его останки «тихо и незаметно» были погребены на новом кладбище перед Галльскими воротами в Берлине. Скромный памятник был установлен на средства друзей.

Творческое наследие Гофмана обширно и разнообразно, собственно литературная часть его представлена произведениями разных жанров: это романы, новеллы, сказки, либретто, которые маэстро писал к своим музыкальным сочинениям, эссе, критические статьи. Первые пробы пера исследователи относят к 1795 г. Имеются свидетельства, что в этом году Гофман работал над несохранившимися романами «Корнаро, мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственная».

Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) — немецкий писатель, композитор и художник романтического направления, получивший известность благодаря сказкам, сочетающим мистику с реальностью и отражающим гротескные и трагические стороны человеческой натуры. Самые известные сказки Гофмана: , и многие другие сказки для детей.

Биография Гофмана Эрнста Теодора Амадея

Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) — — немецкий писатель, композитор и художник романтического направления, получивший известность благодаря рассказам, сочетающим мистику с реальностью и отражающим гротескные и трагические стороны человеческой натуры.

Один из самых ярких талантов XIX в., романтик второго этапа, оказавший воздействие на писателей последующих литературных эпох вплоть до настоящего времени

Будущий писатель родился 24 января 1776 в Кёнигсберге в семье адвоката, изучал право и работал в различных учреждениях, однако карьеры не сделал: мир чиновников и занятия, связанные с писанием бумаг, не могли привлечь умного, ироничного и широко одаренного человека.

Начало самостоятельной жизни Гофмана совпало с наполеоновскими войнами и оккупацией Германии. Во время работы в Варшаве он стал свидетелем ее захвата французами. Собственная материальная неустроенность накладывалась на трагедию всего государства, что рождало раздвоенность и трагически-ироническое восприятие мира.

Разлад с женой и лишенная надежды на счастье любовь к своей ученице, которая была моложе его - женатого человека - на 20 лет, усиливали ощущение чуждости в мире филистеров. Чувство к Юлии Марк, так звали любимую им девушку, легло в основу самых возвышенных женских образов его произведений.

В круг знакомых Гофмана входили писатели-романтики Фуке, Шамиссо, Брентано, известнейший актер Л. Девриент. Гофману принадлежат несколько опер и балетов, наиболее значительны из которых «Ундина», написанная на сюжет «Ундины» Фуке, и музыкальное сопровождение к гротескным «Веселым музыкантам» Брентано.

Начало литературной деятельности Гофмана приходится на 1808-1813 гг. - период его жизни в Бамберге, где он был капельмейстером в местном театре и давал уроки музыки. Первая новелла-сказка «Кавалер Глюк» посвящена личности особо чтимого им композитора, в название первого сборника включено имя художника - «Фантазии в манере Калло» (1814-1815).

Среди самых известных произведений Гофмана – новелла «Золотой горшок», сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», сборники «Ночные рассказы», «Серапионовы братья», романы «Житейские воззрения кота Мурра», «Эликсир дьявола».

Эрнст Теодор Вильгельм (Амадей) Гофман (он же композитор Иоганн Крейслер) родился 24 января 1776 года в Кёнигсберге (ныне Калининград) в семье адвоката при городском верховном суде Кристофа Людвига Гофмана. Старший Гофман был человеком весьма капризным, страдал запоями, но окружающие признавали в нем большой талант и даже избыточную мечтательность. Мать будущего писателя, Иоганна Якоба Дерффер, была женщиной невротической, склонной к душевной болезни и истерикам. Вскоре после рождения Эрнста родители развелись, и мальчик остался с матерью, отца он больше никогда не видел. Воспитывался Гофман под присмотром своего дяди Отто Вильгельма Дерффера – юриста, человека умного и талантливого, но до болезненности педантичного и законопослушного.

Мальчик рано выказал замечательные способности к музыке и рисованию. Однако когда Гофман вырос, клан Дерфферов настоял на том, чтобы молодой человек продолжил традицию их семьи и изучил юриспруденцию, из мира которой впоследствии Эрнст, сколько ни пытался, не смог вырваться до конца жизни. В 1795 году Гофман окончил Кёнигсбергский университет и отправился на службу судейским протоколистом в Глогау, под присмотр его двоюродного дяди и крестного отца Иоганна Людвига Дерффера. Когда дядю перевели служить в Берлин, он выхлопотал местечко и для Эрнста. В 1798 году Гофман перебрался в столицу Пруссии, где стал референтом в Берлинском апелляционном суде. В то время он уже пытался создавать оригинальные музыкальные произведения, но пока безуспешно.

Юридическая карьера привела будущего писателя в древний польский город Познань. Там произошел роковой перелом в его судьбе. Местное общество приняло умного талантливого молодого человека очень радушно, так радушно, что Гофман даже не заметил, как стал хроническим алкоголиком. Излечиться от алкоголизма он не смог до конца дней. Здесь же в Познани впервые на сцене был поставлен зингшпиль Гофмана «Шутка, хитрость и месть» на текст Гёте. Публика была в восторге, но после нескольких спектаклей театр сгорел вместе с партитурой оперы, с которой композитор не успел снять копию. Гофман впал в глубокую депрессию, попытался заглушить ее пьянством и однажды допился до галлюцинаций: из углов комнаты на него полезли разнообразные чудища, домовые и прочие химеры, ставшие впоследствии героями сказок писателя.

В 1802 году Эрнст женился на позненской дворянке Марии Михалине Рорер-Трциньской, она стала его верной спутницей до самой смерти.

Поворотом в судьбе Гофмана оказался карнавал-маскарад 1802 года, где переодетые незнакомцы стали раздавать гостям карикатуры на самых именитых прусских аристократов города. Оказалось, что так вздумал пошутить Гофман. На автора карикатур послали в Берлин донос. И вскоре он был отправлен служить в маленький заштатный городок Плоцк, правда, государственным советником, то есть выше чином. Но нет худа без добра. В Плоцке от скуки Гофман решил заняться литературой и сочинял много музыки. В 1803 году в берлинской «Независимой газете» появилась первая в жизни писателя публикация – эссе «Письмо монаха к своему столичному другу». Любопытно, что психиатры определили образ жизни Гофмана в глухой провинции как явное проявление шизофрении, признаки которой далее стали только усиливаться.

Хлопотами друзей в 1804 года Гофман был переведен в Варшаву в качестве государственного советника прусского верховного суда. Там он вскоре оказался заметной фигурой в музыкальном мире – его комические оперы ставились на сцене Варшавского театра, он выступал и как дирижер. 6 апреля 1805 г. состоялась премьера гофманского зингшпиля «Веселые музыканты», на партитуре которого впервые вместо третьего имени автора Вильгельм появилось имя Моцарта – Амадей, которое с тех пор и принято записывать как официальное имя писателя.

А в 1806 году, вскоре после победы в Аустерлицком сражении, в Варшаву вошла армия Наполеона. Тридцатилетний Гофман к этому времени был известен как талантливый композитор, что не приносило особых доходов, а поскольку прусские юристы Царству Польскому оказались не нужными, он остался без средств к существованию. Хуже, Гофмана обвинили в шпионаже в пользу прусской короны и выкинули из квартиры. Пришлось ему с семьей ютиться на чердаке Музыкального собрания Варшавы.

В январе 1807 года по дороге в Познань почтовая карета, в которой отправилась к родителям Михалина Гофман с маленькой дочкой Цецилией, опрокинулась. Девочка погибла, а Михалина получила серьезное ранение в голову. Когда Гофман узнал об этой трагедии, с ним случилась нервная горячка, сопровождавшаяся несколькими приступами безумия.

С трудом оправившись, в июле 1807 года писатель уехал в Берлин, где несколько месяцев нищенствовал и голодал. Только в 1808 году он получил пост театрального капельмейстера в Бамберге! Родители Михалины, выдававшие ее замуж за асессора с перспективой карьерного роста, были возмущены тем, что их зять стал «шутом», и отказались отпустить дочь к Эрнсту. Пришлось Гофману самому ехать за Михалиной. Именно в Познани, в дни отстаивания прав на собственную жену, писатель создал свою первую новеллу «Кавалер Глюк», позже открывшую сборник «Фантазии в манере Калло». Героем новеллы стал музыкант, а содержание составляют размышления Гофмана о музыке и ее месте в жизни человека.

Музыкальная карьера Гофмана в Бамберге не сложилась, и в 1813 году он перебрался в Дрезден, где устроился капельмейстером в частную труппу. Там-то и была создана в 1814 году знаменитая повесть «Золотой горшок. Сказка из новых времен», позже также вошедшая в сборник «Фантазии в манере Калло». Отличительной чертой повести является наличие в ней очень зыбкой грани между миром фантазии и миром реальным. Другими словами, перед читателями явился тот самый писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, которого мы ныне знаем и любим.

Создавался «Золотой горшок», когда в окрестностях Дрездена шли ожесточенные бои союзников с агонизировавшей армией Наполеона. Гофман был непосредственным свидетелем военных действий и несколько раз находился на краю гибели. Однажды рядом с ним пушечным ядром разорвало трех человек.

Вскоре после разгрома Наполеона Гофман приступил к подготовке своей первой книги. Примерно тогда же он увидел знаменитые гравюры Жака Калло* и решил назвать свой сборник «Фантазии в манере Калло». Первые две книги «Фантазий…» из четырех появились в мае 1814 года. С этого времени Гофман стал популярным писателем. Впрочем, гонорары были мизерными, и ему вновь пришлось вернуться на государственную службу.

С 26 сентября 1814 года Гофман приступил к исполнению обязанностей юриста при Королевском Берлинском апелляционном суде. Каждый вечер после службы писатель проводил в погребке «Лютера и Вегенера» за бокалом вина. Возвращаясь же домой после очередной попойки, Гофман мучился бессонницей и садился писать, создавая таким образом свои великие произведения. С 1816 года Гофман стал писать сказки для детей, причем одной из первых оказалась знаменитая «Щелкунчик и Мышиный король».

Писатель никогда не отличался крепким здоровьем, а берлинский образ жизни не способствовал его укреплению. Несколько лет Гофман почти не спал. В результате весной 1818 года у него развилась болезнь спинного мозга. Начиная с этого времени состояние писателя только ухудшалось. Впрочем, Гофман не собирался бросать литературную деятельность.

Летом того же, 1818 года друзья подарили ему полосатого котенка, которого назвали Мурром. В компании с Мурром, любившим спать на его письменном столе, Гофман в 1819 году написал повесть в духе волшебной сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

В 1821 году писатель сочинил сказку «Повелитель блох», где главным злодеем выступает Антоний Левенгук, изобретатель микроскопа. Жестоким ударом стала для Гофмана случившаяся в декабре того же года безвременная смерть кота Мурра.

Уже в январе следующего года писатель слег. Болезнь усугубило обвинение его в насмешках над чиновниками и нарушении служебной тайны в «Повелителе блох». Сказку запретили публиковать. Гофман ее переписал. Однако треволнения привели к тому, что в марте 1822 года у автора начался быстро прогрессирующий паралич. Он успел увидеть напечатанным «Повелителя блох», а 24 июня паралич достиг шеи.

Эрнст Теодор Амадей Гофман умер в Берлине, в 11 часов утра 25 июня 1822 года Похоронили его на Иерусалимском кладбище района Кройцберг.

ЗОЛОТОЙ ГОРШОК

Е. Марковский. Золотой горшок. Романтическая пьеса для экрана и сцены.

А. Шиц. Саламандр. Пьеса.

ЩЕЛКУНЧИК

Аба Канский. Щелкунчик. Пьеса.

В. Глазков. Щелкунчик или Тайна ореха Кракатук. Фантазия на тему вечной сказки.

Ю. Долгих, С. Макаров. Сказка о Щелкунчике и Мышином Короле. Пьеса в стихах.

О. Кузнецов. Щелкунчик и мышиный король. Волшебная сказка в двух действиях.

А. Строганов. Щелкунчик мастера Дроссельмейера. Фантазия.

Т. Уфимцева. Щелкунчик. Пьеса.

Н. Шувалов. Щелкунчик. Пьеса для театра кукол.

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ

М. Хейфец. Играем Гофмана. Комедия.



Загрузка...
Top