Загадки дагестанские народные. Дагестан — Загадки самой романтической науки

  Сидя и стоя, на ходу и в транспорте можно играть в загадки . Вот весёлое и плодотворное времяпрепровождение.
  Отгадывание загадок приносит несомненную пользу. Это и развитие интеллекта, и тренировка памяти, и увлекательный способ узнать много нового о различных предметах.
  Отгадывание загадок – своего рода испытание человеческой сообразительности.
  Добро пожаловать в мир загадок, где таится столько невероятных открытий!

Загадки.

Определение.

    Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними!

    Что же такое загадки ? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка - «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек… Но только люди (все!) получают имена.

    Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный - «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» - «Сухих».

    Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок : загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок : «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». «Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ - чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные - улетели… Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же один - убитый.

    Мы видим, что загадки-задачи, как изагадки-вопросы - неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

    Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненнму назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.

    Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадоксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.

    Сходство этих четырех типов загадок - и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть - вопрос, вторая - ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-иносказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предлагает наличие вопроса.

    Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно - важное. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение загадкам- иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны.

    Таким образом, загадки - это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Игра в загадки 1.

    В этой книжке много загадок разных народов нашей страны - и о человеке, и о зверях, и о птицах, и о растениях, и о земле, и о небе, и о разных предметах…

    Загадки можно загадывать друг другу, но в загадки можно еще играть сообща, как в другие игры.

    Вот как играют в загадки русские ребята. Собираются они где-нибудь, усаживаются поудобнее и начинают играть в «города». Каждый берет себе несколько городов, скажем, десять.

    Чтобы не забыть свои города и не спутать с другими, надо записать их на листке бумаги и держать этот листок перед собой.

    Названия городов у играющих не должны повторяться. Если будут повторяться, начнется путаница, споры.

    Одного из играющих назначают загадчиком. Он должен загадать десяток загадок.

    Вот он загадывает первую загадку. Играющие по очереди подходят к нему и тихо, чтобы не слышали остальные, говорят отгадку.

    Кто не сумеет отгадать или отгадает неверно, сдает загадчику один из своих городов.

    Как это делают? Загадчик ставит значок возле названия города.

    Когда все участники игры дали ответ, загадчик загадывает новую загадку. Ее отгадывают так же как и первую.

    После десяти загадок смотрят, у кого сколько городов осталось. Бывает так, что иные из играющих сдадут все свои города.

    Потом выходит новый загадчик, и игра продолжается. Он придумывает другие загадки, и все отгадывают их. Тот, кто отгадывают их.

    Тот, кто отгадает правильно, получает город, который он сдал.

    Затем выходит третий загадчик- со своими, новыми загадками, и все отгадывают их. После этого смотрят, у кого сколько городов осталось. Того, кто сдал все свои города и не сумел их вернуть, заставляют проделать какую-нибудь смешную штуку. На этом игра заканчивается.

    «Сдавать» можно не только города, но и зверей, и птиц, и части одежды - шапку, шарф, куртку, рубашку, пояс, башмаки.

    Игра в загадки 2.

    Эта игра называется «бабка». Играют в «бабку» так. Все становятся в ряд (можно играть и сидя). Первый загадывает какую-нибудь загадку.

    Отгадать ее могут многие участники игры, но отгадку нельзя произносить вслух. Отгадку может громко сказать только тот, кто стоит или сидит рядом с загадчиком.

    Как только он отгадает, должен загадать новую загадку своему соседу. Если тот отгадает, загадывает другую загадку своему соседу. Так загадки идут по своей цепочке до конца, а потом могут возвращаться обратной дорогой.

    Но не всегда так легко идут загадки по цепочке. Случается, что кто-нибудь не может отгадать загадку или отвечает неверно. Тогда сосед загадывает ему вторую загадку. Не смог отгадать и эту- ему загадывают третью. . Ну а если и третью не отгадает- пусть перейдет в самый конец ряда. После этого игра продолжается. Играют до тех пор, пока могут придумывать новые загадки.

В нашей стране множество официальных праздников и дней, посвященных какой-то определенной профессии.

Дибир-Али Хазамов на раскопках кентоафа

Ежегодно 15 августа археологи всего мира отмечают свой профессиональный праздник. В этот день археологи, которые находятся в поле, на раскопках, особенно любят принимать гостей, шуточно называя этот день «курбан-байрам» - «праздник кургана». Одна из таких экспедиций работает сегодня в Карабудахкентском районе, на территории будущего крупнейшего в Дагестане цементного завода.

Цементный завод

Инвестиционный проект строительства завода в окрестностях Карабудахкента по производству цемента по современной немецкой технологии был разработан несколько лет назад. Дагестан - лидер в России по объемам жилого строительства, и собственный дагестанский цемент, конечно, заменит поставки из других регионов России и стран ближнего зарубежья.

Территория завода, с одной стороны, находится не так близко от необходимых коммуникаций. Электричество, газ и воду надо еще сюда подводить за 20 км. С другой стороны, завод будет находиться практически на месторождении глины, обладающей наилучшими характеристиками для производства цемента. Место строительства - огромное поле, окруженное холмами и небольшими горами, которые тоже содержат необходимые для производства материалы. Кроме того, завод будет строиться в центральной части равнинного Дагестана, вывоз продукции - в Махачкалу, Каспийск, Избербаш, Дербент, районы Дагестана, откуда не потребуется больших расходов.

Прежде чем начинать большое строительство, согласно российским законам, необходимы экологическая и археологическая экспертизы местности. Если есть вероятность обнаружения на этой территории памятников культуры, она должна быть обследована археологами, все памятники должны быть раскопаны и исследованы. К сожалению, государственное финансирование археологических раскопок уменьшилось донельзя, и только такие крупные инвестиционные проекты как новый цементный завод могут стать основанием для археологических раскопок и новых открытий.

Именно таким образом экспедицией под руководством археолога, кандидата исторических наук Рабадана Магомедова было обнаружено городище Ортоколо в зоне затопления Гоцатлинской ГЭС. Экспедиция Рабадана Магомедова с участием доктора исторических наук Владимира Эрлиха, представляющего майкопский филиал Государственного музея Востока, начала обследование территории будущего цементного завода.

Курганы в степи

Для того чтобы догадаться, что на территории огромной степи могут находиться древние захоронения, чтобы найти предположительные места этих захоронений, безошибочно выявить древние курганы, наверное, надо быть волшебником или провидцем. Простому человеку не понять, почему именно этот участок, где земля чуть темнее или, наоборот, чуть светлее, чем земля вокруг, содержит под собой множество загадок, а небольшое возвышение, которое находится рядом, напоминающее рукотворный холм, является естественным образованием. Видимо, только специалист такого уровня и имеющий такой опыт, как Рабадан Магомедов, может по одним ему известным признакам находить места захоронений в бесконечной степи.

При обследовании территории проектируемого цементного завода был выявлен курганный могильник из нескольких курганов. Главный курган имеет высоту 3,5 метра и диаметр 30 м. Курган такого размера был возведен не за один раз. «Первоначально была установлена одна могила, затем был насыпан холм, на срезе видно ядро холма, затем более 10 погребений дополнили могильник, - рассказал Рабадан Магомедов. - Помимо этого, каменное кольцо из плотно составленных рядом крупных валунов ограничивает по сторонам могильник буквой С». Интересно, что каменное кольцо не замкнуто, оно открыто в сторону севера. С северной стороны кургана камни не уложены. Возможно, эта структура обрамления кургана имеет сакральный смысл, это может быть изображением солнца, некоторые камни изображают ответвление от основного полукруга камней, как реснички или протуберанцы на солнце.

Загадка большого кургана

Самое загадочное в этом кургане - что в найденных здесь десяти захоронениях собственно захоронений-то и нет. То есть имеются пустые каменные могилы без похороненных там людей. В каждой могиле исследователи обнаружили по два сосуда, один большой кувшин и маленький черпак. Некоторые были разграблены - археолог Дибир-Ади Хазамов сумел определить только по следам на дне могилки размеры находившихся в ней сосудов. А сами осколки этих сосудов остались в толще кургана. Видимо, сосуды разбили горе-грабители, ожидавшие найти здесь несметные богатства.

В истории Дагестана, да и всего Северного Кавказа, это первый случай такого «захоронения» - без похороненных людей. Было обнаружено только два скелета животных. Анализ показал, что это были лисы, каким-то образом забравшиеся в могильник, но не сумевшие из него выбраться.

Владимир Эрлих и Рабадан Магомедов выдвигают несколько версий причин появления такого «могильника». Возможно, это не собственно курган, а своеобразная поминальная площадка по людям, погибшим на чужбине, или где-то пропавшим без вести. Вторая версия: курган использовался для каких-то ритуальных или календарных праздников - дня весеннего равноденствия, например, а кувшины и черпаки - для ритуальных возлияний. Третья версия: настоящее захоронение находится где-то поблизости, а этот курган насыпан для отвода глаз вероятных грабителей.

Действительно, грабителей могил издревле было немало. На боковом срезе кургана по плотности и цвету земли явно видно, что когда-то в его центре была выкопана яма к центральному могильнику. И сама плита, покрывающая основную, центральную «могилу» кургана, разломана на несколько крупных осколков. В большом кенотафе - центральном «захоронении» - все было покрыто массивным плитами и замазано глиной, даже воздух туда не проникал. Грабители четко определили центр и знали, где находится центральная могила, и проникли в нее, разломав верхнюю плиту. Они вытащили сосуды, находившиеся в «могиле», археологи обнаружили и эти черепки в толще земли. Не все осколки сосуда найдены, но по тому, что удалось реконструировать, уже понятны размеры и вид сосудов.

Средняя бронза

По предположениям археологов, возраст кургана - 3,5-4,2 тысячи лет. Он относится к так называемой эпохе средней бронзы. Об этом археологи судят на основании собранных артефактов - глиняных кувшинов и черепков, которые характерны для того времени. Более точно возраст кургана поможет установить радиоуглеродный анализ останков лис, обнаруженных в толще кургана.

«Время средней бронзы - время язычества, до появления всех монотеистических религий - не было ни ислама, ни христианства, ни иудаизма, в те годы не было и зороастризма, - рассказал Владимир Эрлих. - Это было время пирамид. Время, когда создавались мегалитические конструкции. Из больших камней строились воистину циклопические сооружения. Конечно, то, что мы видим, это далеко не Стоунхендж, но, чтобы возвести такой большой курган, нужны большие усилия и большое количество людей».

Действительно, вокруг кургана простирается степь, где нет скал, нет камней, которые были использованы для укладки кромки кургана. Тут вообще нет ни больших, ни маленьких камней. Значит, местные жители привозили камни на своих арбах издалека.

Сама процедура раскопок - вскрытия кургана - достаточно сложна и требует большой методичной, кропотливой работы. Привлекается техника для вскрышных работ, затем первичную обработку делают привлеченные местные рабочие, и, наконец, самую тонкую работу делают археологи. Отметим, что всю работу, каждый ее этап, археологи фиксируют видеозаписями, фотографиями, каждый срез фиксируется художником, и расположение каждого найденного артефакта фиксируется при помощи нивелира. Все найденное наносится на план. Отчеты об экспедиции поступают не только заказчикам - строителям завода, но и в Академию наук России и в министерство культуры.

После очередной фиксации состояния могильника раскопки продолжаются. Камни, которыми усыпан могильник, разбираются, остаются только камни ограждения, и документальная фиксация сделанных раскопок повторяется.

На дне кургана археологи обнаружили овражек, заполненный гумусной землей, это, по сути, след древнего ручейка. Нижний слой земли называют погребенной землей. И если этот слой нарушен, изменен его цвет, фактура, значит, на этом месте есть что искать.

Кроме того, в центральной части кургана обнаружено кострище - видны следы золы. По углю можно определить при помощи радиоуглеродного анализа возраст могильника. Радиоуглеродный анализ может показать с точностью до 60 лет, когда было срублено сгоревшее в этом костре дерево.

Как рассказал Рабадан Магомедов, «в толще кургана были обнаружены фрагменты керамики, которые моложе самого кургана на 2 000 лет. Это черепки очень красивых красноангобированных кувшинов. К сожалению, этот способ ангобирования, покрытия глиняного сосуда тонким слоем чистейшей глины другого цвета, утерян. Эта керамика начала нашей эры очень напоминает античную чернолаковую и краснолаковую керамику».

Другие курганы

Второй курган находится почти в километре от первого, и к настоящему времени от него сохранились только несколько камней на поверхности земли и почти невидимое глазу возвышение. В небольшом кургане археологи обнаружили могилу ребенка. По остаткам скелета видно, что ребенок 10 лет был похоронен в позе эмбриона на боку, а в его изголовье находился небольшой кувшин, который был в свое время раздавлен толщей земли. Третий курган не принес археологам ничего. И такое тоже, к сожалению, бывает…

Согласно выводам экспедиции Дагестанской археологической службы во главе с Рабаданом Магомедовым, в этой степи жили кочевники. Результаты проверок грунта, вынутого из нескольких шурфов, прорытых на территории поиска, говорят о небольшом культурном слое. Кочевники весной пригоняли сюда скот, устанавливали свои передвижные кибитки, останавливались у берега реки, которая в древности протекала по этой степи. Постоянного города или городища не было, о чем говорит небольшое количество черепков и других следов человека эпохи средней бронзы.

Раскопки трех курганов завершатся к концу этого жаркого лета. Результатом этих раскопок станут, по словам Рабадана Магомедова, 3d-модели найденных курганов. Еще несколько курганов находятся за пределами будущей стройки. Кто знает, какие еще находки и открытия ждут исследователей... Ведь часто бывает у археологов, что самое интересное и неожиданное обнаруживается в последний час.

ДАГЕСТАН - СТРАНА ГОР И ЗАГАДОК
Марина АНДРЕЕВА

Жемчужина России.... Так издревле люди называют Кавказ. Испокон веков он притягивал к себе бесчисленное количество путешественников, художников, поэтов и писателей. Сколько красивейших легенд пришло к нам из этих мест, сколько достойнейших выходцев прославляли не только свой род, но и Россию в целом...
Однако сегодня, говоря о регионе, мы чаще всего используем негативную лексику и оперируем такими выражениями, как «лица кавказской национальности», «нацмены». Появляются с обеих сторон и такие лозунги, как «Россия для русских» и «Русские пошли вон». Разрозненность, обоюдное неприятие, стремление сделать что-то назло друг другу, спровоцировать на противоправное действие... Одни бесятся, когда в маршрутке водитель вдруг включит национальную музыку. Другие в рабочий день и на проезжей части вдруг решают станцевать лезгинку скуки ради. Что с нами стало?
Ответ прост. Вот за этой никому не нужной бравадой мы, ничего не добившись, потеряли уважение друг к другу. Принимая провокации за подлинную культуру и традиции, равняя всех кавказцев и русских под одну гребенку, мы взрастили межнациональную ненависть. И не говорите, что ее нет. Все равно никто не поверит.
Да и сейчас нужно не убеждать друг друга в обратном, а менять ситуацию в корне, рассказывая, что же такое Кавказ на самом деле. Как раз поэтому мы и открываем в нашей газете новую рубрику «Кавказ.РФ», где и будем рассказывать об истинных традициях региона, людях, проживающих здесь.
А начнем мы с Дагестана. Страны гор и загадок. Таинственного края, который издревле славился своим гостеприимством, богатством обычаев, умиротворяющей красотой живописных горных пейзажей.
ЭКОНОМИКА ДАГЕСТАНА
Сейчас Дагестан - это самый южный регион России, расположенный на отрогах хребтов Северного Кавказа. На западе Дагестан граничит с Чеченской Республикой, на северо-западе - со Ставропольским краем, на севере - с Республикой Калмыкия, на юге - с Азербайджаном, на юго-западе - с Грузией. Общая же площадь составляет более 50 тысячи кв.км. Наивысшей точкой Дагестана является гора Базардюзи, которая имеет отметку 4466 метров. Самые крупные реки - Терек, Сулак и Самур. Административный центр республики - город Махачкала.
Выгодное геополитическое положение на стыке Европы и Азии делает Дагестан стратегически важным транспортным узлом России. С древнейших времен здесь пролегали крупные торговые пути, соединяющие Восток с Западом. В средние века через Дагестан проходил легендарный торговый маршрут - Великий шелковый путь. Сейчас по территории республики пролегают важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального значения.
Например, махачкалинский морской торговый порт - единственный российский незамерзающий порт на Каспийском море - обеспечивает прямой выход России через Каспий на международные торговые пути и является одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры на Северном Кавказе.
Однако, несмотря на все плюсы своего расположения, приоритетное значение для промышленности Дагестана имеют пищевая индустрия, электроэнергетика, нефтедобыча и машиностроение.
Развивается в Дагестане и растениеводство. Одной из традиционных отраслей хозяйства республики является виноделие. Треть объема валового производства винограда России приходится на Дагестан, где производят более 90 процентов коньячной продукции Российской Федерации. ГУП «Кизлярский коньячный завод», ОАО «Дербентский коньячный завод»... Наверное, не ошибусь, если скажу, что эти названия на слуху у всех любителей «напитка богов». Благородный дагестанский коньяк по достоинству оценен на международных выставках и ярмарках и является основой кремлевского алкогольного фонда.
Славится республика и своими декоративно-прикладными изделиями. Здесь находятся такие центры прикладного искусства, как Кубачи (ювелирные изделия, украшенные чернью, гравировкой, эмалью), Гоцатль (медная чеканка, ювелирные изделия), Балхар (керамика с росписью), Унцукуль (деревянные изделия с серебряной насечкой, инкрустацией костью, перламутром). Самый распространенный вид кустарного промысла - ковроделие. Секреты мастерства ковроделов передаются из поколения в поколение. Дагестанские ковры можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Милана, Токио. Стоят же они от $150 до $700 за кв.м.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
Но все же главное богатство Дагестана заключается не в материальных благах и открывающихся перспективах, а в его истории, в неповторимой и самобытной культуре и искусстве народов. Современная цивилизация соседствует с уникальными памятниками старины, каменными крепостями, действующими мечетями, минаретами и башнями.
Знаете ли вы, читатель, что здесь расположен один из древнейших городов России - Дербент, история которого насчитывает уже 5000 лет. Основанный в 4 тысячелетии до н.э., Дербент был важным центром цивилизации, местом встречи дорог с юга, севера, запада и востока, одним из крупнейших городов на Великом шелковом пути. Архитектурный ансамбль Дербента впечатляет, описать все его памятники невозможно. Уже Петр I обратил внимание на их ценность и приказал составить первые описания особо значимых объектов города. Особенно следует выделить крепость Нарын-Кала, возраст которой сегодня превышает 2 тыс. лет, а стены сохранились практически полностью. Знаменитая цитадель признана ЮНЕСКО памятником мирового значения.
Другое красивейшее место в республике - горы Гуниб. По климатическим условиям он не уступает швейцарскому Давосу и превосходит Теберду. А у подножия Кумторкалинского хребта находится настоящее чудо природы - крупнейший в Европе песчаный бархан Сары-Кум. Здесь живет около 300 видов растений, в том числе редких. Несмотря на то что песок Сары-Кума - ценный и легкодоступный строительный материал, люди смогли уберечь этот заповедный уголок Кавказа от уничтожения.
Аддала-Шухгельмеэр - третья по высоте вершина Дагестана, имеющая высоту 4151 м и покрытая ледниками. Кажется, что вершина горы стягивает к себе шесть гребней, поэтому с высоты птичьего полета весь массив напоминает звезду. Еще на территории Южного Дагестана расположен уникальный комплекс, представляющий большой интерес для альпинистов любого ранга. Это - горные вершины: Шалбуздаг (4149 м), Базардюзи (4466 м) и Ярыдаг (4100 м), где проходят чемпионаты России по альпинизму.
А сколько известных и талантливейших людей подарил России и миру Дагестан! Среди них и поэт Расул Гамзатов, который и поведал миру в своих произведениях о Стране гор и ее людях, и Герой Советского Союза, подводник Магомед Гаджиев, пятикратный чемпион мира по вольной борьбе Али Алиев, первый дагестанец, удостоенный звания Героя России, Магомед Толбоев, художник Халилбек Мусаясул, при жизни удостоенный многих премий и наград, чей мраморный слепок руки хранится в «Метрополитен-музее» в Нью-Йорке и многие другие.
НАСЕЛЕНИЕ И ТРАДИЦИИ
Дагестан - это уникальное созвездие народов: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, русские, чеченцы-аккинцы и др. Больше нет такого места в мире, где на столь небольшой территории проживало бы более ста национальностей! Не случайно еще в древности регион называли не только «страной гор», но и «горой языков». Традиционными же для страны являются три религии: ислам, христианство и иудаизм.
Что же касается быта, то здесь он окружен многовековыми традициями и обычаями, некоторые из которых являются актуальными до сих пор. Например, гостеприимство. Пожалуй, это одна из отличительных черт дагестанцев. Известная здесь пословица гласит: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» Поэтому у народов издревле существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость. Гость ни в чем не должен нуждаться - таков неписаный закон горцев.
Какие блюда являются национальными для Страны гор? К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подается как первое или второе блюдо. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из разных трав, творога, овощей, яиц.
Другое обязательное правило, по которому не только живут люди, но и стараются воспитывать подрастающее поколение, - это всегда быть честными и правдивыми. Народная мудрость учит: первое достоинство человека - ум, второе - дружба, третье - совесть, четвертое - хорошее воспитание, пятое - счастье. Дагестанские мудрецы считают днем рождения человека тот день, когда он совершил первое в жизни доброе дело. Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!»
В ауле Ходота есть родник с удивительно холодной водой. Около него всегда стоит много кувшинов, ведер, бидонов. Посуда не охраняется ни днем, ни ночью, и никто никогда не посягнет на богатство хозяек.
Между тем хорошее и правильное воспитание возможно только в полноценной семье. Дагестанская семья держится на добрых традициях человечности. Самая главная из них - уважение родителей. Дети всегда должны быть внимательны к родителям. Например, отец приходит с работы, сын берет у него из рук ношу, приносит воду, поливает на руки, подает мыло, полотенце. За столом принято первым подавать чай и еду сначала дедушке, потом отцу, затем остальным по старшинству.
При родителях и старожилах нельзя держать руки в карманах, стоять полусогнутым, нельзя чесать затылок, нос, ухо, курить, жевать, пить спиртное, подпирать щеку или лоб рукой. Сыну перед отцом не принято без приглашения садиться, нельзя громко говорить и смеяться. На вопросы дети отвечают скромно, кратко, почтительно. Только при соблюдении этих правил дети в Дагестане считаются воспитанными.
АХ, ЭТА СВАДЬБА, СВАДЬБА...
Однако самыми интересными в Дагестане являются свадебные обряды! И хотя сама церемония мало чем отличается от европейской - та же поездка в загс, застолье, песни и пляски, - то предсвадебные ритуалы могут очень удивить.
Например, в некоторых селениях Дагестана в период помолвки родственники жениха могут устроить «праздник женщин». Они приходят в дом к невесте с полными чемоданами подарков. В основном это украшения и платья. Невеста и ее подружки имеют возможность без всяких магазинов примерить множество различных нарядов.
Многие девушки, соблюдая дань традициям и почитая старших, выходят замуж в национальном костюме. Правда, подвенечный наряд надевают, как правило, на определенный этап свадебной церемонии, тот же танец невесты или на выкуп. Например, сегодня, как и двести лет назад, на гунибскую невесту накидывают 5 платков. Первый снимают у дома родителей при передаче ее жениху. Второй платок снимают при подъезде к дому жениха, третий платок - в доме жениха. Четвертый платок снимают подруги, чтобы показать невесту жениху и родственникам. Пятый платок снимает сам жених. За каждый снятый платок принято давать выкуп. Когда же ритуал закончен, новобрачная может облачиться в ставший ныне традиционным европейский костюм - с белой фатой и пышным белым платьем.
Между тем принято считать, что дагестанцы неохотно заключают брак с людьми не своей национальности. Это не совсем так. Сегодня около 20 процентов семей - это брак между людьми разных национальностей. Что касается создания семьи с русскими людьми, то около 85 процентов браков такого рода - это семьи, в которых муж - дагестанец, а жена - русская. Дагестанские женщины выходят замуж за русских мужчин гораздо реже: такие браки составляют всего 15 процентов от всех браков с русскими.
Но, если вы планируете связать свою жизнь с представителем дагестанского народа, нужно учитывать следующее. Во-первых, родственники жениха могут оказаться не совсем готовы к межэтническому браку. В Дагестане самыми крепкими считаются браки между равными, и до сих пор многие из отношений устраиваются родителями. Так что брак между русской женщиной и дагестанцем может испортить их планы. И хотя в последние годы нравы стали посвободнее, важно учитывать эту особенность и не нервничать, если родители будут первое время пытаться устроить брак сына с той невестой, которая им самим по душе. Если они увидят, что это невозможно, скорее всего, они не будут препятствовать выбору сына.
Во-вторых, есть еще один неприятный нюанс... Если ваш избранник является младшим сыном в семье, не исключено, что вам придется долго дожидаться свадьбы. Отношения между членами семьи в Дагестане строятся на почитании старших. И если старшие братья вашего жениха еще не женаты, то его семья может попросить подождать, пока они устроят свою жизнь.
КРОВНАЯ МЕСТЬ...
Пожалуй, об этой традиции дагестанцев не знает разве что ленивый. Однако сегодня она уже не так актуальна, и все проблемы люди стараются решать правовыми методами. Кровопролитие можно прекратить, если убийца раскаивается и нашлись опытные переговорщики. Сам акт примирения выглядит так: в назначенный день родственники с виновной стороны в трауре идут в дом родственников убитого. Виновник, отпустивший бороду в знак скорби и сожаления о содеянном, прячется под плащом. Встреча сторон начинается с чтения молитв. Если извинения приняты и кровник прощен, то ближайший родственник убитого должен обрить лицо и голову виновника. Это символ прощения для него. Ведь мир лучше, чем война. Если люди будут прощать друг друга, то и Бог их простит. После прощения на виновнике лежит обязанность помогать в дальнейшем семье убитого.
Вот такие они, ближайшие наши соседи. Гордые и непоколебимые, верные и бесстрашные, гостеприимные и трудолюбивые. Наследники уникальной многовековой культуры, которые всегда были примером мужества, чести и доблести. А, учитывая этот фактор, так ли страшно и невыносимо жить рядом друг с другом?

1. К этой еде у многих любовь,
Рис, много мяса, лук, морковь.
Кушать его каждый день я готов.
Называется блюдо «Узбекский …….» (Плов)

2. У пророка на лице росла,
Примером внешности была.
Мужчину украшает,
От женщин отличает. (Борода)

3. С неба капает вода
Освежает города,
Повышает урожай,
Стал зеленым, ярким край! (Дождик)

4. Пророк их любил,
С другими делил.
На пальмах растут,
На ифтар их жуют. (Финики)

5. В них должен верить каждый из нас,
Они выполняют Аллаха приказ!
Их не можем видеть мы,
Из света созданы они. (Ангелы)

6. «Ночным светилом» его называют,
Он путникам дорогу освещает,
Определить начало Рамадана помогает,
И просто наше небо украшает! (Луна, полумесяц)

7. Сердцем суры «Бакара» является,
После каждой молитвы читается. (Аят аль-Курси)

8. Это животное как грузовик,
Людей и поклажу таскать он привык.
Летний зной и жару совсем не боится,
Без воды он может долго обходиться. (Верблюд)

9. Пушистый, рыжий хвостик
По веткам прыг да скок,
Кедровые орешки собирает впрок! (Белка)

10. В синем море великан
Волны сильные гонял.
Приказ Аллаха получил
И Юнуса проглотил. (Кит, большая рыба)

11. Этот пророк не умер, он жив.
На землю он спустится снова.
И христианам всю правду открыв,
Даджаля убьёт он сурово! (Иса ибн Марьям)

12. Он был дядя пророка,
Отважный и храбрый!
На защиту ислама встал он однажды.
Он часто ездил на верблюде.
Погиб же в битве при Ухуде. (Хамза)

13. Его называли «Меч Аллаха»
Он не знал поражений
И не чувствовал страха! (Халид ибн Валид)

14. Этот овощ очень любим в России,
Его жарят, парят и варят в мундире! (Картофель)

15. Дочка Пророка,
Жена Али.
Имя скорее её назови! (Фатыма)

16. В море волны гоняет,
В небе тучи сдвигает,
А в лесу он деревья качает. (Ветер)

17. Этот намаз по счету третий,
В Судный день за него мы все ответим. (Аср намаз)

18. Этот намаз перед сном мы читаем,
Потом со спокойной душой засыпаем. (Иша - Ночной намаз)

19. Без него наш намаз недействителен,
И эффект у него освежительный! (Тахарат)

20. На том языке наш пророк общался,
Его изучать мы должны стараться.
На нём говорят много стран,
А также ниспослан Кур’ан! (Арабский язык)

21. Внешне муслим,
Внутри неверный.
Как называют таких? …….. (Лицемеры)

22. Этот продукт в Коране встречается,
Вкусный суп из него получается.
Мусы народ её очень любил,
И забывать совсем не спешил. (Чечевица)

23. Когда слова эти читаются
Шайтаны сразу разбегаются.
Слышим мы их в день пять раз,
Они зовут нас на намаз. (Азан)

24. Этот напиток всемирно известный,
Вкусный, душистый и очень полезный.
В общем в любую страну поезжай,
Встретишь повсюду горяченький ……. (Чай)

25. Для религии спасенье —
Великое переселенье!
Пророк Мухаммад совершил,
Из Мекки в Ясриб поспешил. (Хиджра)

26. Это пятый столп в Исламе,
Его совершить я мечтаю давно.
Отправиться в путь к Священной Каабе
Лишь у Аллаха прошу Одного! (Хадж)

27. У меня есть конь железный,
Он большой и очень резвый!
Скорости на нем меняю,
И отлично управляю! (Спортивный велосипед, мотоцикл)

28. Пользовался им пророк,
Преподнёс и нам урок:
Чем нам зубы очищать,
От болезней защищать! (Мисвак)

29. Время, когда солнце появляется
И вокруг всё сразу оживляется! (Утро, восход)

30. Ползет по земле, миллионами в ряд,
Отряд насекомых — рабочих ребят. (Муравьи)



Загрузка...
Top