Культура и традиции италии. Самобытная культура Италии: население, язык, религия, архитектура, искусство,традиции,музыка

Пережив множество войн и, побывав в составе нескольких империй, эта страна смогла сохранить свою уникальность. Самобытная культура Италии осталась такой же, как на заре цивилизаций: люди по-прежнему обожают вкусно поесть, знают толк в красоте и хорошем отдыхе. Несмотря на то, что страна является оплотом католицизма, а 96% населения считают себя католиками, рьяных блюстителей веры здесь почти нет.

Древнейшая культура Италии

Пришедшие на смену античности темные века не смогли вытравить традиций Древнего Рима. , словно семя, поджидала благоприятных условий, чтобы распуститься прекрасным цветком Ренессанса. После мрачной строгости готики роскошные палаццо и храмы казались Европе глотком свежего воздуха. Именно здесь, под жарким средиземноморским солнцем, творили Да Винчи и Микеланджело, плели интриги Борджиа и Медичи, писали свои шедевры Бокаччо и Петрарка. Культура , некогда зажженная этрусками, уже не могла погаснуть.

Религия Италии

Важнейшую роль в развитии искусства сыграла религия Италии . Именно здесь начинается история христианства в Европе. Благодаря религии Рим сохранял свое влияние на соседние государства во все времена: ни один союз не заключался без одобрения Папы. Именно церковь привечала многочисленных художников, скульпторов и архитекторов – до самого Возрождения все искусство подчинялось ее потребностям. В наши дни католицизм является одним из наиболее лояльных и адаптированных к современным реалиям ответвлений христианства.

Экономика Италии

Переживая бесчисленные взлеты и падения, экономика Италии выстояла, в основном, благодаря неиссякаемому потоку туристов. Сейчас в стране нет собственной валюты – с 2002 года итальянцы стали использовать вместо нее евро. До этого момента на полуострове в обращении были итальянские лиры. Учрежденные еще Карлом Великим, лиры вышли в оборот только в 1862 г. и были национальной валютой вплоть до перехода на евро.

Наука Италии

Здесь расположены (и действуют до сих пор) первые европейские университеты, расположенные в городках Сорбонна и Болонья. Но это не единственные учебные заведения: сейчас почти каждый город может похвалиться университетом или колледжем. Италия всегда славилась не только своими учеными, но и уровнем образования. Наука Италии никогда не испытывала недостатка в светлых головах – под сенью удивительных архитектурных сооружений совершали открытия Галилей, Бруно, Да Винчи, рассуждал об устройстве государства Макиавелли.

Искусство Италии

Аппенинский полуостров славен не только своими учеными мужами. Искусство Италии можно начать познавать, едва выйдя за пределы аэропорта. Зодчих-итальянцев приглашали строить дворцы и города во все уголки материка. Поэтому, на первый взгляд архитектура может показаться знакомой. Кажется сама география Италии , сама природа этого края направляет мысли итальянских архитекторов и они творят необычное, красивое и вечное. Но только на первый – на родине творцы разошлись во всю и каждый городок по-своему уникален. Устав вертеть головой по сторонам, можно отправиться по музеям или же заглянуть в один из многочисленных соборов: даже самая захудалая церквушка представляет собой единение мастерства зодчих, художников и скульпторов.

Кухня Италии

Кажется, что кухня Италии знакома (и любима) с детства. Но, во-первых – отведав пиццы и пасты (так на самом деле называются макароны), можно понять, что это совсем другие блюда. Во-вторых, кроме этих популярных мучных изделий, итальянцы употребляют бесчисленное множество традиционных блюд. Основные продукты в прибрежных регионах – рыба и морепродукты, в удаленных от моря более популярны блюда из мяса и дичи. Повсеместно популярны ризотто (блюдо из риса с различными добавками), разнообразные сыры, равиоли, маринованные о. Не гнушаются итальянцы и сладостей: мороженого, забайоне и тирамису.

Обычаи и традиции Италии

Многие обычаи и традиции Италии могут показаться странными. Чтобы не попасть впросак, лучше изучить этот вопрос заранее. Итальянцы любят отмечать праздники с размахом. Самые популярные – Новый Год, Крещение, день освобождения от фашистских захватчиков (25 апреля), пасхальная неделя, 1 мая, в первое воскресенье июля празднуют День Республики, затем – день святых Петра и Павла, Успение. 1 ноября, как и в большинстве европейских стран, отмечается День Всех Святых (с предшествующим ему костюмированным вечером 31 октября).

Спорт Италии

Национальный спорт Италии – футбол. На время трансляции матча «родной» команды улицы пустеют, а весь следующий день итальянцы обсуждают игру, забывая о работе. В каждом городе есть свой футбольный клуб. Впрочем, для них это больше чем национальный спорт или игра – это важнейшая часть жизни страны.

Италия внесла большой вклад в становление западной цивилизации . На протяжении сотен лет она была центром обширной Римской империи. Папская область образовалась в Риме ещё в 8 в., а позже город стал мировым центром римско-католической церкви. С наступлением эпохи возрождения, в период просветления, который положил конец средневековым временам, итальянцы внесли большой вклад в интеллектуальное и художественное развитие западного мира. Италия по-прежнему сохраняет большую часть своего благородного прошлого в городах, музеях и руинах, чем привлекает иностранных туристов больше, чем любая другая страна мира.

Эпоха Ренессанса в итальянской культуре

Итальянцы, опытные и плодовитые в таких культурных областях, как литература, музыка, архитектура и скульптуры, являются создателями мировых шедевров. В целом, это путь развития от периода Проторенессанса до Высокого Ренессанса.

Настоящее развитие культуры в Италии началось главным образом в эпоху Возрождения , которая инициировала общую революцию в различных культурных сферах по всему миру. Влияние Ренессанса в Европе сильно ощущается и на итальянском полуострове. В результате в этот период произошли некоторые радикальные изменения, которые затронули воображение, творческий потенциал и интеллект человека в целом. Это резкое, но очевидное преобразование было непосредственно поглощено населением и нашло воплощение в последующих работах.

Эпоха возрождения Италии делится на несколько этапов: дученто, кватроченто и чинквеченто, каждый из которых занимает свой век и имеет особые культурные черты.

Живопись

Изобразительное искусство в Италии существует с древних времен до настоящего времени. В Древнем Риме Италия была центром искусства и архитектуры. Во время Готических и Средневековых периодов существовало множество талантливых итальянских художников. Эпоха процветания пришлась на период Ренессанса. Более поздние стили в Италии включили в себя такие направления, как Маньеризм, Барокко, Рококо . Футуризм начал развиваться в стране в 20-ом столетии. Флоренция - известный город в Италии благодаря его художественным музеям.

Творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и многих других прославленных итальянских художников и скульпторов - национальная гордость и неоценимый вклад в мировую культуру. Туристы и сейчас могу любоваться росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватикане ,



портретом известной на весь мир Джоконды (или Мона Лизы) в Парижском Лувре


"Мона Лиза" Леонардо да Винчи

и «Сикстинской Мадонной» , выставленной в Германии в Галерее старых мастеров.

"Сикстинская Мадонна" Рафаэль

Архитектура

Первичное значение архитектуры имело религиозный оттенок. Первая архитектура была датирована ещё эпохой Древнего Рима, которая отличалась грандиозными и монументальными сооружениями. На сегодняшний день античные руины являются ярким напоминанием и итальянцам, и туристам о былой великой империи: это и храмы, воздвигнутые в честь древних Богов, и Пантеон,


и Колизей.



В 11 в. наметилось романское течение в архитектуре, сооружения которого выступали сильным контрастом своим праздничным видом по-настоящему мрачной эпохе. На смену Романскому стилю пришла Готика: церкви Сан-Петронио


Церковь "Сан-Петронио" была основана в 1390 г.

и Сан-Франческо,


"Сан-Франческо" является главным храмом ордена францисканцев

дворец Дожей в Венеции


"дворец Дожей! - яркий пример готической архитектуры

и палаццо Веккь о.

Конец 14 в. знаменовался эпохой Возрождения , когда все общественные и жилые здания стали строиться на светский манер. Им присуща изящность и красота с некими элементами античности. К этому периоду относят: Сикстинскую капеллу в Риме,



палаццо Питти во Флоренции


"Палаццо Питти" расположен на одноимённой площади Флоренции

и церковь Мадонны да Кариньяно в Генуе .


Скульптура

Отцом школы скульптуры признан итальянский мастер Никколо Пизано . Он создал огромный фундамент для дальнейшего развития этого вида культуры. Его учение, просуществовавшее до середины 14 в., быстро распространилось по всей территории страны. Одной из самых ярких работ Пизано является Шестигранная мраморная кафедра в Пизе.

Литература

Новая выдающаяся форма поэтического стиля, называемая «Сонет», была введена знаменитым итальянским поэтом Петраркой (комедия «Филология»), которая впоследствии была перенята Шекспиром.


Философ и писатель Никколо Маиавелли в своём литературном произведении «Государь» предложил передовые методы управления страной. Его работы существенно изменили политические взгляды, царившие в тот период времени.

Наука и техника

Между тем, прогресс в области науки и техники был в самом разгаре в период Возрождения . Огромный вклад в области астрономии внёс Галилео Галилей.


Известный физик Ферми изучил квантовую теорию, в то время как вопросами, связанными с электрической батареей был занят Вольт. Математик Лагранж и лауреат Нобелевской премии Маркони (изобрел радио) внёс существенный вклад в культурное развитие Италии.

Музыка

Музыка традиционно была одним из самых больших показателей того, что по-настоящему означает понятие «итальянский» и занимает важную позицию в обществе и даже в политике. Итальянская музыка имеет широкий диапазон стилей : от её прославленной оперы к современной экспериментальной и классической музыке,



от традиционных мотивов этнически разнообразных регионов к большому выбору отечественной и иностранной популярной музыки. Сегодня вся инфраструктура, которая поддерживает музыку как профессию, очень обширна в Италии: консерватории, оперные театры, радиостанции и телевизионные станции, студии звукозаписи, музыкальные фестивали и важные центры музыковедческого исследования. Музыкальная жизнь в Италии остается чрезвычайно активной. В Милане находится всемирно известный оперный театр «Ла Скала» , который признан мировым сердцем оперной культуры.


Здание оперы "Ла-Скала"

Италия - католическая страна

92% итальянцев исповедуют католицизм . Церковь имеет огромное значение для страны: не только религиозное, но и политическое, так как она имеет официальный статус отдельной единицы. Государство и церковь регулирует между собой отношения, опираясь на закон "Нового Конкордата, выпущенный в 1984 году.

Помимо этого государство Италии делит религию на «католическую» и «некатолическую». Во вторую группу попадают протестантские, еврейские и мусульманские общины. Они имеют такие же права, как и католики.

Национальный язык


Национальный язык Италии - "итальянский"

Официальный язык - итальянский , на котором говорят 93% населения. 50% также могут говорить на региональных диалектах, как на своём родном языке. Многие из них не разборчивы и признаны лингвистами, как отдельные языки. Но статус официальных они так и не получили. Например, на северо-востоке Италии около 600.000 человек говорят на «Фриули».

Семейные ценности




Семья для итальянцев
имеет первостепенное значение: является центром социальной структуры и оказывает стабилизирующее влияние на ее членов. Итальянцы обычно имеют не больше 1-2 детей и к их шалостям относятся более чем спокойно. Итальянские мужчины имеют очень прочную родственную связь с матерью даже по достижению им зрелого возраста. Поэтому картина, когда 30-летний итальянец живёт с мамой, походит уже на устойчивое правило. Истинные итальянки - те ещё актрисы. Они всегда «правят балом», но делают вид, что хозяин дома - мужчина.

Италия - страна, подарившая миру огромное количество гениальных художников, мыслителей, композиторов и поэтов. Культура Италии считается общемировой культуры, поскольку многие достижения итальянцев в музыке, архитектуре, театре и живописи оказали значительное влияние на формирование культурных особенностей соседних стран.

Еще до образования Древнего Рима на территории современной Тосканы возникли национальные традиции этрусков, положившие начало зарождению итальянской культуры в целом. Падение Римской империи повлекло за собой ее упадок, и только лишь в середине 11 века культура Италии обрела свое второе рождение. Расцвет итальянской архитектуры, живописи и музыки приходится на 14 век, оставивший миру много известных имен.

В основе понятия «культура Италии» выделяют три наиболее важных временных периода:

  • Эпоха, предшествующая Возрождению и носившая название Проторенессанса (13-14 века). Из известных имен того времени до нас дошли такие имена, как Данте Алигьери (поэт, основоположник литературного итальянского языка, автор «Божественной комедии»), Франциск Ассизский (известный деятель католической церкви), Марко Поло (путешественник и первооткрыватель из Венеции) и другие.
  • Ренессанс или эпоха Возрождения (конец 14-16 веков) известен следующими именами творцов культуры: Леонардо да Винчи (великий ученый, изобретатель, художник, скульптор), Джордано Бруно (философ, поэт, пропагандист материализма), Никола Макиавелли (мыслитель, философ, писатель, видный политический деятель), Микеланджело (живописец, поэт, архитектор, скульптор), Галилео Галилей (ученый, астроном и философ) и другие.
  • Эпоха Высокого Возрождения (конец 16 - 17 веков) стала своего рода переходным периодом от античных времен к современности. В начале 17 века культура Италии претерпевает значительные изменения, Ренессанс постепенно уступает место новому архитектурному и художественному стилю под названием «барокко», что в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы». Барокко стало не просто новым и культуре Италии. Барокко в более широком смысле - это особая наука, философия, мировоззрение человека нового времени. Человек отвергает отождествляемую с бесцеремонностью, дикостью и невежеством естественность. 17 века это непременно хорошо одетый, надушенный дорогими духами джентльмен, обладающий уверенностью в себе и спокойствием. Женщина периода барокко дорожит бледностью своего лица, не выходит в свет, не затянув талию в корсет и не надев каблуки. Основными увеселительными мероприятиями конца эпохи Высокого Возрождения стали пришедшие на смену паломничеству к святым местам прогулки по паркам и садам, балы и маскарады, сменились обычным катанием на лошадях и играми в карты.

Несмотря на небольшие размеры страны каждая из ее провинций имеет свои неповторимые традиции. Самым «итальянским» городом принято считать Флоренцию. В ней, как ни в одном другом уголке страны, отражается национальная культура Италии. Стоит только однажды прогуляться по многочисленным узким улочкам города, чтобы уловить особую атмосферу его жизни. Флоренция подарила миру такие имена, как Никола Макиавелли, Марко да Гальяно, Микеланджело, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи.

Богатое многовековое наследие предков, а также современная культура Италии привлекает в эту страну огромное количество путешественников, историков и ценителей высокого искусства. Сегодня Италия является одной из самых посещаемых туристами стран, а ее богатые культурные наследия хранятся не только в национальных музеях страны, но и в лучших галереях мира.

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.

Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи , Рафаэль и Микеланджело , писатели Данте , Петрарка и Боккаччо.

Литература

Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.

Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии – одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения – Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон.

Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта – Лудовико Ариосто , автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим, пронизанной духом воинствующего католицизма. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони – поэт, драматург, критик и романист – прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи . В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы.

Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу веризма (реализма). Его повесть Сельская честь вдохновила композитора Пьетро Масканьи на сочинение одноименной оперы. Грация Деледда, получившая в 1926 Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся писатель Габриеле Д’Аннунцио, в романах которого прославлялся культ сильной личности и критиковалось итальянское общество.

Сразу после Первой мировой войны значительную известность приобрел Альфредо Пандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении Сказки о добродетели обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. Итало Свево прославился романом Самопознание Дзено. В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, автор исторической трилогии Мельница на По; Альдо Палаццески, создавший гениальную сатиру в романах Сестры Метерасси и Кодекс Перлá; Джованни Папини, известный своими книгами История Христа, Конченый человек, а также интеллектуальной сатирой Гог; и Коррадо Альваро, описывавший жизнь крестьян Калабрии.

Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины 20 в. был Бенедетто Кроче , философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму. В годы фашистской диктатуры многие итальянские писатели были вынуждены эмигрировать; среди них и писатель левого толка Иньяцио Силоне. Он написал романы о жизни людей, населяющих холмистые местности недалеко от Рима (Фонтамара, Хлеб и вино) и сатирический памфлет Школа для диктаторов. Карло Леви, врач, художник и писатель, был сослан в Южную Италию, где описал нищету деревенской жизни в романе Христос остановился в Эболи.

Фашизм, война и движение Сопротивления получили отражение в итальянской художественной литературе. Роман Альберто Моравиа Равнодушные изображает конформизм итальянского общества во время господства фашизма. Эта тема обсуждается и в его послевоенных сочинениях, например в Конформисте. Наиболее известные произведения Моравиа – Две женщины, Римлянка, Супружеская любовь, Римские рассказы и Новые римские рассказы. Как и в киноискусстве, в литературе господствующим направлением в период после Второй мировой войны был неореализм, сыгравший решающую роль в возрождении романа в Италии. Романы Джузеппе Маротта (Золото Неаполя и Святой Януарий никогда не говорит: нет!) и Васко Пратолини (Герой нашего времени и Повесть о бедных влюбленных), представляют собой замечательные образцы неореализма, созданные соответственно в Неаполе и во Флоренции. В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо Бассани (Сад Финци-Контини) и Наталия Гинзбург (Семейный лексикон), рассматривают преимущественно проблемы личности. В этих произведениях неореализм уступил место неоавангардизму. Новые направления складывались под сильным влиянием идей писателя Карло Эмилио Гадда.

Международную известность получил сицилийский писатель Леонардо Шаша (Соль на рану, Мафия Вендетта, Смерть инквизитора, Египетский совет, Благословение). Международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также Итало Кальвино (Тропинка к паучьим гнездам, Наши предки, Итальянские народные сказки, Космикомикс, Начало отсчета времени, Если зимней ночью путешественник). Роман Умберто Эко Имя Розы стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов. Среди более ранних итальянских бестселлеров выделяются повести Джованни Гуарески о Доне Камилло, приходском священнике, боровшимся с местным мэром-коммунистом. В 1958 книга Джузеппе Томази ди Лампедуза Леопард стала первым итальянским романом, который был распродан в количестве 100 тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми итальянскими писателями в 1960-е годы, а в 1974 роман Эльзы Моранте История побил все предыдущие рекорды популярности. Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери, Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели известность как авторы романов, многие итальянские авторы легко преодолевали барьеры между литературными жанрами и между литературой и журналистикой.

Величайшим итальянским драматургом конца 19 – начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934. Среди его лучших пьес – Шесть персонажей в поисках автора, Генрих IV, Вы правы; все они связаны с конфликтом между иллюзией и реальностью и с проблемами нашего времени, которые по самой своей природе неразрешимы. Перу Сема Бенелли принадлежат Маска Брута и Ужин насмешек – исторические трагедии в белых стихах. Тристан и Изольда Этторе Москино, Фантастический Замок грез Энрико Бутти, Орион и Глауко Э.Л.Морселли тоже написаны весьма выразительным белым стихом. Известность Роберто Бракко как драматурга связана с его Маленьким святым – одним из шедевров современной итальянской драматургии. Многим его пьесам присущи явно феминистские мотивы, это психологические и духовные трагедии. Суд над Иисусом Диего Фаббри был поставлен на сценах всей Европы. Со второй половины 1950-х годов драматурги Дарио Фо и Франка Раме тоже добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями.

Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма – движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его «герметическая» поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии – Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале – в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, – Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.

Искусство

Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения – живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти.

В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли .

В конце 15 – начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения.

Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне , Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе .

Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини , создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо . Среди итальянских художников 18–19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези , который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова , работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860–1880-х годов – Маккьяйоли.

Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра , Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910–1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы.

После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана , Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо «искусство нищеты» (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе.

Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти , известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини . В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви , использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.

Музыка

Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина , чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства.

Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму. С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы.

Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини . В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 – начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи

(Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невеста и Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано).

Всемирную известность приобрели «Театро дель опера в Риме» и «Ла Скала» в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине. В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о.Сан-Джорджо в Венеции и в «Театро Медитерранео» в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо , Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти ; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли.

Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах Гвидо Д’Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине.

В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).

Недалеко от Форума находится символ Рима – Колизей. Большой амфитеатр был задуман императором Веспасианом, чтобы увековечить род Флавиев. Строительство Колизея продолжалось восемь лет. Для постройки были доставлены тысячи блоков травертина, которые скреплялись с помощью выдающейся по тем временам технологии – металлическими стержнями. Амфитеатр состоял из трибун, поднимающихся от овальной арены к балконам, и мог вмещать 50.000 зрителей. Такое большое количество людей имело возможность быстро войти внутрь благодаря 76 последовательно пронумерованным входам.

Очень давнюю историю имеет в Италии стекольное производство. Всемирную известность получили изделия венецианского острова Мурано: бисер, графины из тяжелого стекла с примесью свинца, тончайшие хрустальные вазы, люстры из цветного прозрачного стекла, изящные фигурки рыб, птиц и пр. Другой венецианский остров - Бурано прославился своими тончайшими кружевами.

В Италии регулярно проводится множество самых разных зрелищных мероприятий, фестивалей, выставок, ярмарок, массовых празднеств. Наиболее популярными и интересными из них являются международный кинофестиваль в Венеции и фестиваль двух миров в Сполето, во время которого проводятся оперные и балетные спектакли, театральные постановки, концерты. Самым ярким, сказочным праздником в Италии является венецианский карнавал, который ежегодно отмечается в феврале и длится десять дней. Все улицы, площади, каналы заполняются людьми в масках и карнавальных костюмах, В течение десяти дней во всех уголках Венеции проходят музыкальные программы, устраиваются театрализованные представления и фестивали

Культура и традиции в Италии

Италии сосредоточено около 60% памятников истории и культуры Европы, внесенных в Реестр культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Практически любой город - это своеобразный музей истории под открытым небом. В Италии насчитывается более 30 000 церквей и соборов, 20 000 замков, 700 музеев.

Кухня в Италии

Кухня Италии отличается большим разнообразием. Почти каждая область славится каким-либо блюдом. Пьемонтцы, например, по праздникам готовят так называемые аньелотти («ангелочки») - квадратные пельмени, начиненные фаршем из телятины и овощей. Лигурия известна ароматичностью своих блюд и большими блинами из чечевичной муки, называемыми фаринате. Эмилия-Романья прославилась на всю Италию своими жирными кушаньями и большим количеством сортов колбасы. Традиционное блюдо Тосканы - бистекка алла фьо-рентина (бифштекс по-флорентийски). Римляне славятся умением жарить поросят. Неаполитанским по происхождению блюдом считается пицца , распространенная теперь во многих других городах Италии и даже за ее пределами. В Неаполе функционирует множество пиццерий, где пиццы приготавливают в присутствии посетителей в больших круглых печах прямо на поду.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Итальянскому этносу как таковому трудно дать емкую и однозначную характеристику - это народ противоречий, народ контрастов, как бы банально это ни звучало. Местная культура представляет собой сложнейшую смесь из нескольких десятков этнических традиций. В течение многих тысяч лет территория Апеннинского полуострова населялась людьми, причем многие народы оставили после себя удивительную культуру и памятники архитектуры, другие же прошли как будто бы незаметно для мировой истории, однако все племена в той или иной степени внесли свой вклад в формирование местного этноса и характерных черт современного итальянского народа.

Семейный уклад

Если потребуется найти что-то действительно важное для итальянца, то без сомнения на первое место можно ставить семью. Даже вера и любовь к родине, столь ярко выражающиеся в обыденной жизни, обычно отступают, когда речь заходит о семье. В течение многих столетий непростой итальянской истории семья здесь была зачастую единственным источником стабильности и силы в непредсказуемом мире, где правительства и границы постоянно менялись. Столь же важное значение она имеет и в наши дни, хотя реалии современной жизни наложили отпечаток и на этот аспект. Главное отличие современной итальянской семьи - её размер. Если в середине XX века идеалом считалась большая семья, по сути - клан, то сейчас местные семьи все ближе приближаются к общеевропейской пропорции "двое родителей - 1-2 ребенка". Коэффициент рождаемости в Италии понизился приблизительно до 1,2 ребенка на каждую женщину, хотя на юге сохраняется пропорция в 2,1 ребенка (для сравнения - в начале XX века этот параметр составлял 4,6 и 5,1 соответственно). Это означает, что население страны растет только за счет эмигрантов и нация стареет, однако во всем остальном местные семьи остались точно такими же, как и 200-300 лет назад.

Визитная карточка любой итальянской семьи - дети. Ими восхищаются, их балуют, ими гордятся и позволяют делать все что угодно. Тут трудно что-либо добавить - достаточно хоть раз увидеть выход итальянского семейства "в люди", чтобы понять - кто здесь главный. При этом местные жители умудряются совместить полную свободу отпрысков в пределах своей общины или семьи с достаточно серьезной мотивацией их на успех в жизни и социализацию в обществе. Дети посещают вместе с родителями рестораны и мессы, участвуют во всех семейных и общинных праздниках и при этом достаточно рано получают определенную финансовую самостоятельность. О большинстве младенцев заботятся бабушка с дедушкой или матери, если они не работают (последнее достаточно редко на севере и вполне распространено на юге). Обед или ужин - настоящий "час семьи", когда все проживающие совместно (или даже рядом) родственники собираются за столом. После обеда все обычно выходят на "пасседжиата" (passeggiata, вечерняя прогулка), чтобы расслабиться и поболтать с соседями или друзьями. Дети тоже имеют в рамках этого ритуала свою свободу - после "отбытия необходимого срока" они могут провести время в своей компании, пока родители пьют кофе где-нибудь в кафе поблизости.

Здесь, кстати, проявляется и суеверность итальянцев - на людях хвастать успехами ребенка в учебе или спорте, равно как и жаловаться на его здоровье, не принято. Действует целая система методов, призванная оградить чадо от сглаза, за которым, как водится, следят обычно бабушки, но исполняют ритуалы сами родители. Поэтому расспрашивать итальянца о его детях следует осторожно, не переходя границ местного этикета. Характерно также, что чем старше ребенок, тем меньше ему потворствуют все члены семьи, и тем большую нагрузку он несет в общих делах. Руководят такими "общественными работами" обычно старшие члены семьи, не брезгуя физическими наказаниями, но в пределах разумного - насилие над ребенком здесь попросту немыслимо. Однако социологи отмечают, что итальянские мужчины до сих пор больше привязаны к своей "первой семье" (матери, отцу, братьям-сестрам и даже к родственникам по материнской линии), чем к собственной семье - так велико влияние исконных методов воспитания.

Cоциальные вопросы

Итальянцы традиционно придают очень большое значение образованию, особенно высшему. Многие столетия положение человека в обществе определялось либо знатностью, либо его образованностью. И если первое преимущество можно было получить только по наследству, то второго человек мог добиться сам. Соответственно, и уровню обучения здесь всегда уделялось повышенное внимание. В стране действует множество признанных во всем мире учебных заведений, в том числе старейшие университеты Болоньи и Салерно. Однако парадоксальным является факт, что в наши дни Италия занимает последнее место среди "старых" членов Евросоюза по уровню расходов на образование.

В Италии принято обращаться к человеку по его должности, к педагогу любого уровня - "профессор", к врачу - "доктор", к тренеру - "маэстро" и даже "инженер" - очень уважительный титул для человека с техническим образованием. В этом есть элемент традиционной итальянской игры, призванной подчеркнуть статус собеседника, но есть и искреннее уважение к чужим знаниям. Бросается в глаза и отличное знание хороших манер практически всеми итальянцами - даже в глухой горной деревне стол будет сервирован по всем правилам этикета, а придержать дверь перед женщиной не забудет и самый расхристанный тинэйджер.

В итальянской культуре мужчины традиционно имели более высокий статус и влияние. Женщина обычно воспринималась лишь как мать и "душа семейства", в то время как мужчина был, если можно так выразиться, "головой". В южных районах страны, а также на Сицилии и Сардинии, эта традиция ярко наблюдается и сейчас, войдя во многие поговорки и расхожие штампы. Однако Италия не была бы Италией, если бы это правило соблюдалось всегда и везде. В действительности женщины здесь всегда имели гораздо больше "власти", чем принято считать. Причем это касается не только управления домашними делами, но и общей жизнью семьи, как на севере, так и на юге. В промышленно развитых провинциях самодостаточность женщин видна ярче, но на юге они часто имеют гораздо больше "полномочий". В настоящее время итальянских женщин считают наиболее эмансипированными и независимыми в Европе. Однако прилюдный спор женщины с мужчиной или открытое неповиновение ему считается верхом неприличия - все спорные внутренние вопросы принято решать в семье, не вынося их на улицу. Это нисколько не избавляет от достаточно характерных уличных сценок - тут просто следует иметь в виду, что если женщина на повышенных тонах разговаривает с мужчиной посреди площади, значит либо она имеет на это право (например мать или сестра - тут все просто - они "гораздо важнее" жены), либо супруга специально выстраивает "театральную сценку" с работой на публику с целью быстрее добиться своей цели.

Благосостояние

До сих пор наблюдается определенное неравенство в уровне доходов между севером и югом Италии, заметно и социальное разделение, характерное для индустриального общества. Италия имеет достаточно высокий уровень безработицы и столь же высокий уровень иммиграции, особенно с территории Балканского полуострова и Африки. Некогда обширная социальная поддержка государства в последнее время была значительно сокращена в соответствии с требованиями Евросоюза, и имущественное неравенство постоянно растет. Хотя благодаря своей находчивости и легкости нрава итальянцы способны приспосабливаться к любым условиям, что отражается в абсолютной незаметности многих внутренних проблем в глазах незнакомого с местными реалиями туриста.

Речь - наиболее яркий "маркер" социального статуса в Италии. Чем более образованный и преуспевающий человек, тем ближе его язык к литературному национальному и тем меньше в нем диалектного. Второй яркий элемент - стиль одежды, выбор продуктов питания и мест отдыха. Однако следует отметить, что все итальянцы, независимо от уровня достатка, стараются одеваться модно, поэтому на первый взгляд выделить статус человека бывает непросто - хороший костюм и галстук от престижного бренда есть практически у всех. У бедняков это будет, скорее всего, китайская подделка, но попробуй отличить это с одного взгляда! Впрочем, в последнее время принят ряд законов, жестко карающих за приобретение и ношение контрафактной продукции.

Другой стороной этой тенденции является явное стремление итальянцев экономить везде, где это можно сделать без потери престижа. Мотороллеры и велосипеды в ходу даже у достаточно обеспеченных горожан, а машины с дизельными двигателями зачастую преобладают в транспортном потоке. Однако никогда итальянец не позволит себе экономить на насущном - у каждой категории населения понятия о мере насущности, естественно, свои, но встретить неопрятно одетого человека здесь проблематично.

Менталитет

В то время как большинство итальянцев трудолюбиво и очень упорно трудится, при посещении страны постоянно складывается ощущение, что у всех каникулы! Однако это не совсем так - большинство местных жителей работает в среднем 36 часов в неделю, а в случае "авралов", как и во всем мире, трудится с полной самоотдачей. Впрочем, итальянцев нельзя назвать и трудоголиками - многие работают ровно столько, сколько нужно для выполнения насущных задач, и ни минутой больше. Этому способствует и достаточно либеральное законодательство в области охраны прав трудящихся, и профсоюзы, и общая обстановка в стране.

Есть и достаточно продолжительные перерывы в работе на завтрак и обед, в ходе которых вся организация обычно оккупирует окрестные кафе, создавая иллюзию праздности - офисов то много, а график работы у всех разный, плюс туристы. В промежуток между 12.00-13.00 и 16.00 большинство заведений бывает просто трудно застать открытыми - у всех сиеста, часто сопровождаемая "пенинкелла" (la pennichella - послеобеденный сон). Правительственные учреждения и офисы обычно работают по более жесткому графику, но сиеста соблюдается и здесь. Некоторые крупные магазины вообще открываются только в 11.00, в 13.00-14.00 уже закрываются на сиесту и открываются лишь к 16.00, однако часто работают при этом до 20.00 и даже 22.00. Рабочий день в частном секторе может быть очень длинным (с 8.00 до 19.30) и иметь всего получасовой перерыв на обед, но согласно итальянским законам и оплачивается такая работа совсем иначе.

Период отпусков почти у всех приходится на июль-август, когда многие предприятия в северных городах закрываются, а на юге работают только оживленные туристические центры. Жизнь в этот период значительно осложняется: многие магазины закрыты, и не всегда можно найти даже самое необходимое.

Хотя известная итальянская непунктуальность и "легкий" взгляд на любую проблему действительно могут попортить нервы кому угодно. Неуважение к распорядку здесь проявляется буквально во всем - от часов работы магазинов до графика движения поездов, от достаточно неупорядоченного дорожного трафика до полночного рева музыки из чьих-то окон. Однако эта проблема не так страшна, как кажется - сами итальянцы к своим вечно опаздывающим автобусам и поездам относятся философски, да и найти магазин взамен закрытого не составляет проблем. А шумные вечеринки с пьяными компаниями характерны, скорее, для крупных туристических центров и курортных районов - в небольших итальянских городах уже после 21.00 царят мир и покой.

Этикет и общение

Итальянская экспансивность прослеживается во всех сферах общественного поведения. Вполне допустимы объятия и поцелуи на публике, причем не только между лицами разных полов. Также допускается не просто прикасаться к собеседнику во время беседы, но и держать его за руку или обнимать за плечи. Вполне допустимо называть малознакомых людей "каро" или "кара" ("дорогой", "дорогая") и даже "белло" или "белла" ("милый", "милая"), хотя обычно обходятся неофициальной формой приветствия и прощания - "чао".

Итальянцы с детства вырабатывают особый стиль коммуникации, наиболее ярко проявляющийся во взгляде - это целая система мимики, жестов, закатывания и округления глаз, поз и интонаций, призванная подчеркнуть мнимые или истинные эмоции "исполнителя". Причем тут важно не столько донести свои мысли до собеседника, сколько почувствовать себя центром внимания и подчеркнуть свою значимость. Крайне важно показать окружающим свою уверенность и отсутствие слабостей, жизнерадостность и умение управлять своей жизнью. Причем зачастую это граничит с наглостью, но только не в глазах итальянца! Если он чего-то не знает - он будет уверенно вещать об этом как завзятый профессор, если он застрял в пробке - объедет её по бордюру, если видит собеседника в первый раз в жизни - будет обнимать его за плечи и заглядывать в глаза как лучшему другу. И в этом нет ничего надуманного - веками живущие с репутацией этаких мачо и секси, в прекрасной стране с уникальной историей и культурой, они искренне считают, что весь этот флер и пантомима придают образности и душевности беседе.

Впрочем, эта тенденция характерна, пожалуй, только для центральных районов Апеннинского полуострова - южане и северяне гораздо более сдержанны, а на Сицилии проявление своих эмоций на людях и вовсе могут посчитать неприемлемым. Но и здесь весьма ценится умение довести свои мысли до собеседника максимально доходчивым по местным меркам образом.

В беседе принято смотреть в глаза собеседнику, поскольку считается, что тот, кто не может смотреть в глаза, что-то скрывает. Отсюда и так настораживающая многих привычка людей на улицах всматриваться в глаза встречных или манера продавцов стараться заглянуть в глаза покупателя - для итальянца это вполне привычное дело. И при этом итальянец никогда не будет извиняться, если действительно не чувствует за собой вины, даже если обрызгал кого-то грязью из-под колес ("дороги такие!") или толкнул локтем ("а ты сам куда смотрел?"). И тут же можно увидеть трепетное, почти детское, отношение к друзьям. Для местного мужчины друзья - чуть ли не смысл жизни, с ними проводят большую часть свободного времени, у них ищут поддержки в трудные времена, их честь и достоинство отстаивают с не меньшим пылом, чем свои. У женщин все немного сложнее, но мнение подруг зачастую значит много больше, чем весь остальной мир - только мать и отец, пожалуй, имеют для итальянки больший авторитет. Причем чем дальше на юг - тем более ярко прослеживается эта черта.

Уважение к старшим всеобъемлюще - они первыми входят в комнату, первыми садятся за стол, да и вообще обычно руководят всеми церемониями. У них принято спрашивать совета по малейшему поводу, причем в случае, если за столом сидит несколько пожилых людей, ориентируются на самого старшего, даже если он не является членом семьи. Дети обычно выполняют всякие мелкие поручения или прислуживают старшим в меру приличия (открытое подобострастие здесь не поощряется). Традиция заставляет более молодых женщин публично подчиняться мужчинам и не противоречить им, однако старшие женщины в семье могут прерывать разговор мужчин без опасения. При этом для всех характерно обязательное сохранение "белла-фигура" (bella figura, образный перевод - "чуство собственного достоинства") как своего, так и собеседника. Это целый кодекс норм и принципов публичного поведения, включающий манеру одеваться, умение подать и представить себя в выгодном свете, а также умение создать о себе мнение, нужное именно в данной ситуации. Нанесение урона чьему-либо самомнению в Италии - достаточно опасная деятельность, поскольку именно оно обычно определяет статус человека в глазах общины. Именно это сложное сочетание иерархических элементов и традиций придает общению с местными жителями особый оттенок, запоминающийся обычно всем иностранцам.

В любой компании все быстро разделяются по половому и возрастному принципу - мужчины образуют свой круг, женщины - свой, бабушки обычно судачат отдельно от дедушек, даже дети разделяются на группки. Общительность итальянцев потрясающа - шумный и образный разговор, где зачастую никто не слышит друг друга, начинается практически сразу после дифференциации компании, да и просто при встрече знакомых людей. Эмоциональность и образность многих дискуссий завораживают даже несмотря на то, что обсуждаются зачастую вполне обыденные вещи. Есть у этой "говорливости" и отрицательная черта - водитель такси может всю дорогу болтать по телефону или с водителями соседних машин (в Италии возможно и такое), а водитель автобуса - с первым попавшимся пассажиром, полицейский может долго "лечить" проштрафившегося водителя, а остановить поток речи итальянской дамы, решившей вдруг объяснить продавцу потребный цвет и фасон новой шляпки, попросту невозможно.

Одежда и мода

Отношение к одежде здесь достаточно своеобразное. С одной стороны, Италия - строгая католическая страна, и в том же Риме слишком фривольная одежда не приветствуется. В шортах и футболке могут не пустить даже в магазин или отель, а уж на территорию музеев или соборов и подавно. При посещении храмов резкую неприязнь вызовут мини-юбки и открытое декольте. К явному отторжению приведут такие виды одежды и на юге, особенно на островах. Спортивный костюм считается атрибутом только стадионов и арен, а никак не улиц и площадей. Искреннее удивление вызывает также неопрятная или просто неглаженная одежда. Даже швейцары, полицейские и военные здесь выглядят как картинка из модного журнала - дизайн формы для них обычно разрабатывают лучшие кутюрье страны. Италия, пожалуй, единственная страна в Европе, где женщины предпочитают брюкам юбки, а мужчины носят галстук без стенаний по поводу его неудобства.

С другой стороны - улицы Италии полны людей в одежде самых невообразимых фасонов, начиная от изделий лучших домов высокой моды и заканчивая различными этническими костюмами, и никого это не смущает. В барах и ресторанах можно встретить как господ в строгих "тройках", так и людей в кожаных "косухах" или невообразимых рваных джинсах, за рулем дорогого "бугатти" может восседать едва прикрытая какими-то полосками ткани дама, а из битого жизнью и итальянскими дорогами ФИАТа запросто может выйти человек в костюме от Версаче. Тут многое зависит от статуса района и отношения к жизни самого носителя костюма, поэтому по большому счету в Италии можно не беспокоиться относительно одежды - главное, чтобы она была приличной с точки зрения самого хозяина. Ну и, естественно, не нарушала норм тех мест, которые он собирается посетить.



Загрузка...
Top