Балы и традиции. Почувствуй себя аристократом! Как попасть на бал и сколько это стоит

Однако настоящей столицей балов можно считать Вену — после венского конгресса 1815 года зарождающаяся буржуазия начала развлекать светскую публику танцами и великолепной музыкой. И даже сегодня Венский оперный бал является важнейшим событием в Европе!

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Но светская молодежь предпочитала посещать московские — гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал — настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», — писал Пушкин.
Фото:

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов — семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А. Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.
Фото: Depositphotos

К балу готовились заранее. Хозяин и хозяйка могли попросить помочь кого-либо из приглашенных. Оказывается, еще во времена Екатерины II предлагали услуги организаторы праздников. Еда и напитки частенько доставлялись из клубов или ресторанов. Много внимания уделяли внешнему оформлению праздника. Цветочники украшали помещения гирляндами из живых цветов, исполнительные молодые секретари рассылали приглашения.

Балы проходили в специальных залах — апартаментах, позволяющих организовать бальные танцы. Бальные залы были окружены столовыми, буфетными, курительными комнатами. Особое внимание уделялось музыкальным номерам. Иметь собственный оркестр было большой гордостью хозяев. В каждом дворянском доме имелась коллекция музыкальных инструментов. В России неизменным спросом пользовались выступления известных исполнителей. Ужин и музыкальный вечер были неизменной составляющей бала.

В зависимости от повода, программа мероприятия могла варьироваться. Угощение включалось в программу любого бала. Если это был большой прием, настоящий ужин чаще всего отодвигался на поздний вечер, даже ночь, поскольку обычно бал начинался ближе к полуночи, а ужин следовал после бала. Самые парадные приемы с обширной программой могли начинаться с позднего обеда, тогда ужин после бала отсутствовал или предлагался в облегченном варианте.

Хозяин и хозяйка принимали гостей у входа. После приветствия гости направлялись в бальный зал. В перерывах между танцами можно было отдохнуть. Было принято ухаживать за теми дамами, с которыми мужчины сидели за столом.



Фото: ru.wikipedia.org

Одежде уделялось особое внимание. Короткие, до колен штаны были дресс-кодом для мужчин до конца 17 столетия, потом появится фрак с белой бабочкой и жилетом. Для дам шились легчайшие наряды — из шелка, газа, кружев. Бальное платье было укороченным, чтобы не мешать в танце. Бальные туалеты для молодых девушек на выданье были выдержаны в светлых тонах. Широко использовались украшения из живых и искусственных цветов. В те времена было не принято юным девушкам надевать дорогие массивные украшения. Нетанцующие дамы приезжали в длинных платьях из тяжелых тканей. Замужние женщины были обязаны появляться в головных уборах — легких шляпах, наколках из кружев или беретах.

Кстати, о беретах. Помните, у Пушкина А. С. «…кто там, в малиновом берете, с послом испанским говорит? Увы, давно я не был в свете ». Евгений Онегин, будучи на балу, не узнал Татьяну Ларину в эффектном головном уборе!

«О, времена! О, нравы! » На дворе двадцать первый век! И вновь появился интерес к балам, и каждый из нас стремится хотя бы раз побывать на таком мероприятии.

Ваш сын или дочь оканчивают среднюю школу или колледж? Или может быть вы - выпускник? Ну, тогда примите поздравления! Конечно, вы должны решить, как вы собираетесь праздновать такой важный случай!

Шаги

    Примите решение о дате и времени. Это часто является наиболее трудной задачей всех выпускников. Если ваши гости должны прилететь из других частей страны, подумайте о том, чтобы провести вашу вечеринку в ночь или день после окончания школы. Таким образом, все ваши гости смогут отпраздновать с вами, пока они находятся в городе. Также вы можете подождать, пока все не окажутся в городе по какому-то поводу - возможно, кто-то собирается жениться в середине июня? В таком случае, вы можете провести вечеринку за несколько дней до свадьбы. Ваш день рождения через несколько недель после окончания? Может быть, вы могли бы устроить огромный день рождения и выпускной в одном лице? Что бы вы ни выбрали, будьте внимательны к вашим гостям и вашей семье - у них тоже есть планы.

    Обдумайте ваш бюджет. Вечеринки стоят дорого, поэтому выяснение вашего бюджета является ключевым фактором. Размер вашего бюджета, как правило, соответствует размеру вашей вечеринки. Вы на мели? Подумайте о проведении вечеринки с несколькими друзьями; вам придется сократить расходы на блюда и аренду вполовину или в треть. А может быть, вы можете позволить себе нанять хороший зал для приемов и ди-джея и организатора, то, чего вы обычно не в состоянии сделать. Ваши средства не ограничены? Тогда небо - ваш предел!

    Выберите место. Теперь начинается самое интересное! У вас масса хороших вариантов!! Есть так много привлекательных мест: ваш двор, местный парк, ресторан, кемпинг, необычный отель, парк аттракционов или пляж. Кто сказал, что выпускной бал должен быть душной вечеринкой в пыльной гостиной бабушки? Можно даже сделать вечеринку половина на половину: пусть ваши родители устроят свою идеальную вечеринку для вас и, если это не то, что вы хотите, проведите остаток вечера с друзьями. Покатайтесь на лодке на озере или отправьтесь в поход в следующие выходные. Празднуйте!

    Попросите в вашем местном зоопарке несколько дружелюбных животных напрокат, чтобы пообщаться с гостями. Поверьте мне, я пробовал это, это действительно классно!!

    Составьте список своих гостей. Обычно этим занимаются ваши родители, но не забудьте внести свой вклад. Школьные друзья, учителя и преподаватели должны быть в списке тоже. Однако, когда вы делаете этот список, будьте абсолютно уверены, что все, кто, как предполагается, выпускается в этом году, на самом деле выпускается. Это позволит вам избежать очень неловкого момента, когда вы пытаетесь пригласить кого-то, кто, как выясняется, на самом деле еще не закончил учебу.

    Купите и отправьте приглашения. Конечно, ваши гости должны получить основную информацию в письменном виде. Многие школы предлагают пакеты для приглашений, но часто по высокой цене. Тем не менее, ученики все чаще выбирают другие варианты, заказывают их в фото центрах или делают самостоятельно. Многие люди используют простые, рукописные приглашения и вручают их в школе или на работе.

    Создайте меню. Как ни прискорбно это звучит, но многие люди приходят на выпускные вечера просто из-за еды. Не разочаруйте! Сделайте свое меню соответствующим теме вашей вечеринки. Празднуете в своем дворе? Приготовьте бургеры на гриле, хот-доги, сделайте несколько холодных салатов. Подумайте о привлечении вашей семьи в приготовлении некоторых блюд, тогда у вас будет, например, знаменитый картофельный салат тети Анны. Или вы всегда можете доверить это организаторам. Хотя этот вариант может стать довольно дорогим, вы будете получать профессиональные услуги, и вы можете приятно провести время, общаясь с гостями вместо того, чтобы постоянно заботиться о приготовлении блюд.

  1. Купите украшения на ваш праздник! У вас есть масса вариантов: креп бумага, воздушные шары, скатерти, центральные украшения, плакаты и т.д. Большинство людей просто украшают зал, используя школьные цвета. Они также выставляют смешные фотографии ребенка, школьные проекты и спортивное снаряжение. Вы можете также создать какую-то гостевую книгу или футболку, чтобы гости оставляли вам свои подписи на память.

    • Это ваша вечеринка? Не забудьте принять и отправить открытки с благодарностью в течение месяца после вашей вечеринки. Если учитель приложил вам в открытку лотерейный билет, напишите ему о том, выиграли ли вы что-то или нет. Скажите спасибо всем, кто помог в планировании, оплате, и тем, пришел на вашу вечеринку.
    • Обычно вы можете найти недорогие выпускные украшения на магазинах «все по доллару» или на распродажах. Другой вариант для тех, кто планирует заранее, это посетить магазины и распродажи сразу после окончания сезона выпускных. Вы найдете удивительные скидки, которые вы просто не сможете пропустить.
    • Не забудьте взять приглашение, если вы посещаете чей-то выпускной вечер. Вложите ли вы в него деньги или нет, оно даст человеку знать, что вы были там.

    Предупреждения

    • Создайте хорошее последнее впечатление. То как вы поведете себя на этой вечеринке - это то, как приглашенные будут помнить вас!
    • Будьте готовы к неожиданностям! Может пойти дождь, поэтому спланируйте еще что-нибудь кроме барбекю в вашем дворе. Или может оказаться, что место, которое вы арендовали, возможно, случайно заказал кто-то еще. Поэтому всегда имейте запасной план!
    • Ни в коем случае не ведите машину в нетрезвом виде. Если вы выпили, будьте ответственны и либо выберите трезвого водителя, либо возьмите такси, либо проведите ночь в чьем-то доме. Позвоните родителям или родителям друга, если это необходимо. Умереть на выпускной вечер – вряд ли кто-нибудь об этом мечтает. Это ужасная трагедия.
    • Подумайте очень тщательно о доступности алкоголя, особенно если на вечеринке будут несовершеннолетние. Местные законы варьируются, но ответственность хозяина является огромной, если кто-то пострадает или попадает в аварию, выпив на вечеринке. Для большинства взрослых нет вечеринки без алкоголя, но хозяин должен иметь возможность контролировать, кто пьет и сколько. Есть случаи, когда люди теряют свои дома в судебных процессах, если судьи решают, что они повели себя как нерадивые хозяева.
    • Если вам достаточно лет, чтобы пить по закону, и у вас на вечеринке есть учителя, постарайтесь избежать пьянства и дурацкого поведения. Если вы пьете, тогда постарайтесь сохранить веселье до наступления темноты или к концу вечеринки.

Запись новогоднего поздравления И. В. Сталина

2398

Выберите город

Выберите город

  • Волгоград
  • Екатеринбург
  • Казань
  • Краснодар
  • Махачкала
  • Москва
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Ставрополь
  • Тюмень
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск

Выберите город

Выберите город Волгоград Екатеринбург Казань Краснодар Махачкала Москва Нижний Новгород Новосибирск Омск Пермь Ростов-на-Дону Самара Санкт-Петербург Саратов Ставрополь Тюмень Уфа Южно-Сахалинск Якутск


Правила посещения

1. Настоящие Правила определяют порядок посещения Исторического парка «Россия - Моя история» (далее - Исторический парк), закрепляют правила поведения посетителей на его территории.
2. Исторический парк «Россия - Моя история» является структурным подразделением унитарной некоммерческой организации - Фонд Гуманитарных Проектов (ОГРН 1137799010623, ИНН 7718748821).
3. Адрес местонахождения Исторического парка: 129223, Москва, проспект Мира, 119, павильон № 57.
4. Настоящие Правила разработаны на основе ниже перечисленных нормативных документов:
- Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» № 3612-1 от 09.10.1992 г.;
- Гражданский Кодекс РФ;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях;
- Указ Президента РФ от 05.05.1992г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры».
5. Исторический парк осуществляет культурно-просветительное обслуживание посетителей в соответствии с настоящими Правилами посещения, обеспечивает доступ граждан на территорию Исторического парка в установленные часы работы. Выставки Исторического парка («Романовы», «Рюриковичи») открыты для посещения:
- ежедневно с 10.00 до 21.00 ч., выходной день - понедельник, санитарный день последний понедельник месяца;
- касса работает до 20.00ч.;
- выставочные залы на вход работают до 20.30ч.;
- время окончания осмотра в 20.45ч.;
6. Вход на выставки Исторического парка осуществляется по предъявлению:
- входного билета установленного образца, приобретенного в кассах Исторического парка в день посещения, билетном терминале или на сайте;
- входного билета, предоставляющего право на бесплатное посещение (перечень категорий граждан, обладающих правом бесплатного посещения, указан в пункте 15 «Стоимость билетов и дополнительных услуг Исторического парка «Россия - Моя история»).
6.1. Граждане, имеющие право на бесплатное, а также льготное посещение выставок Исторического парка, предъявляют соответствующие документы в кассе, а также по просьбе сотрудников Исторического парка или уполномоченных лиц при входе.
6.2. Лица, предъявившие на контроле билет, приобретённый по льготной цене, либо бесплатный билет, но не имеющие документов, подтверждающих право на эти льготы, на соответствующую выставку Исторического парка не допускаются, их билеты возвращаются на кассу.
6.3. Посетитель имеет право в установленный срок осуществить возврат непогашенного входного билета по письменному заявлению на имя Управляющего директора Фонда Гуманитарных Проектов через билетную кассу Исторического парка с учетом положений ч. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»: потребитель вправе отказаться от исполнения договора оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. В заявлении необходимо указать ФИО, паспортные данные посетителя осуществляющего возврат, дату приобретения, стоимость и номер непогашенного входного билета. К заявлению необходимо приложить подлежащий возврату непогашенный входной билет.
6.4. При принятии заявления на возврат непогашенного входного билета позже 09:00 часов утра даты посещения или по истечении 30 дней с момента покупки входного билета Исторический парк оставляет за собой право не возвращать Посетителю стоимость входного непогашенного билета".
6.5. Возврат денежных средств за утерянный, поврежденный входной билет, и неиспользованные по нему частично или полностью услуги не производится.
6.6. Каждый билет предоставляет право на посещение выставки в Историческом парке в день, указанный в билете.
6.7. Во время платных социально-культурных мероприятий в Историческом парке вход осуществляется только по билетам, предназначенным для посещения соответствующего мероприятия.
6.8. Стоимость входных билетов всех типов устанавливается приказом управляющего директора Фонда Гуманитарных Проектов.
6.9. Лица, не являющиеся сотрудниками Исторического парка, могут проводить экскурсии в Историческом парке только при наличии договоров об оказании экскурсионных услуг, что подтверждается удостоверением на право проведения экскурсий в Историческом парке.
6.9.1. По требованию сотрудников Исторического парка лицо, проводящее экскурсию, обязано предъявить соответствующее удостоверение.
7. Организованные группы туристов посещают Исторический парк при наличии между Историческим парком и туристической фирмой договора об оказании экскурсионных услуг. В этом случае сопровождающее группу лицо обязано предъявить наряд туристической фирмы.
7.1. При отсутствии вышеуказанного договора при входе предъявляются приобретенные в день посещения входные билеты.
7.2. Сопровождающие организованные группы лица обязаны довести до сведения каждого члена своей группы Правила поведения посетителей, являющиеся приложением к договору об оказании экскурсионных услуг.
8. При входе на выставки посетители обязаны соблюдать порядок и очередность.
9. В ходе посещения Исторического парка посетитель имеет право:
- ознакомиться с выставками, осмотреть залы, следуя только по маршруту, обозначенному указателями и специальными ограждениями - леерами;
- получить экскурсионное обслуживание (в том числе без предварительной записи) в соответствии с утверждённой методической документацией, с учётом практической возможности Исторического парка (наличие свободных экскурсоводов) и по утвержденному расписанию экскурсий. Экскурсионное обслуживание предоставляется при формировании группы от 6 до 20 человек, или по индивидуальной платной программе;
- произвести видео-, кино- и фотосъёмку любительской камерой в пределах границ, разрешённых для прохода экскурсантов и обозначенных в выставочных залах леерами.
- при необходимости перемещаться по выставкам в инвалидной коляске, предварительно очистив колёса от загрязнения.
10. В период проведения специальных акций, по решению руководства, в стоимость билетов, иных услуг могут вноситься изменения и дополнения, а также создаваться отдельные категории посетителей, в том числе льготные. Указанные изменения и дополнения вступают в силу после издания соответствующего приказа, в котором указывается срок действия акции, измененная стоимость билетов, услуг, иные изменения и дополнения, а также лицо ответственное за исполнение соответствующего приказа.

11. На выставках ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- входить с любым видом оружия (газовое, травматическое, холодное, огнестрельное);
- проносить зонтики;
- находиться с продуктами питания, мороженым, бутылками с водой, жевательной резинкой и пр.;
- находиться с животными;
- находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- курить;
- заходить за ограждения;
- производить кино-, видео- и фотосъёмку с использованием дополнительного оборудования без специального разрешения, завизированного уполномоченным лицом Исторического парка.
12. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- находиться на территории Исторического парка в ночное время без специального разрешения администрации;
- находиться на территории залов выставок Исторического парка в период с 10:00 до 21:00 без билета или документа его заменяющего;
- хождение по газонам прилегающей территории Исторического парка и устройство на газонах пикников;
- разжигание костров на прилегающей территории Исторического парка;
- засорение парковых территорий строительным и бытовым мусором, устройство свалок;
- разрушение и порча (в т.ч. и нанесение надписей и рисунков) фасадов павильонов, малых архитектурных форм (урн, скамеек, диванов) и других сооружений;
- проникновение в служебные помещения Исторического парка;
- сооружение палаток, шатров, шалашей и др. на прилегающей территории Исторического парка;
- проведение на территории Исторического парка всех видов хозяйственной, коммерческой и иной деятельности без согласования с администрацией Исторического парка, в том числе:
- торговля с рук билетами, открытками, изделиями народных промыслов, другими промышленными и продовольственными товарами;
- гадание посетителям на картах и устно и прочее;
- занятие всеми видами художественной самодеятельности;
- несанкционированная (без оформленного разрешения) фото-, кино-, видеосъемка для последующего коммерческого использования.
13. Каждый посетитель Исторического парка обязан соблюдать установленные Правила поведения.
14. Лицо, причинившее вред и материальный ущерб Историческому парку, может быть привлечено к административной или уголовной ответственности, а также обязано возместить ущерб в полном объёме. В случае несогласия лица возместить причиненный ущерб Исторический парк осуществляет свое требование в судебном порядке.
15. Использование изображений любых объектов Исторического парка, полученных во время фото- кино-, видеосъёмки, в коммерческих целях возможно только на основе договора с Историческим парком.
16. Контроль соблюдения настоящих Правил осуществляют работники Исторического парка и/или сотрудники привлекаемой охранной организации.
17. Лица, отказывающиеся соблюдать настоящие Правила, удаляются с территории Исторического парка без возмещения стоимости входного билета.
18. Администрация Исторического парка имеет право:
- изменять продолжительность работы выставок в сторону увеличения или сокращения;
- отказать в обслуживании лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- вывести с территории Исторического парка лиц, нарушающих Правила посещения Исторического парка;
- установить нахождение в зале не более одной группы;
- в случае значительного увеличения интенсивности посещения сократить продолжительность осмотра;
- закрыть выставку в целом или отдельные залы, в том числе на технические перерывы;
- закрыть выставки по иным объективным причинам.

Пользовательское соглашение

о правилах заказа и оплаты электронных входных билетов (ваучеров) в Исторический парк «Россия – Моя история» на сайте http://сайт в сети Интернет

1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

  • 1.7.

1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

  • 1.1. Соглашение – настоящее пользовательское соглашение.
  • 1.2. Стороны – Исторический парк «Россия – Моя история», Клиент (Пользователь).
  • 1.3. Исторический парк «Россия – Моя история» (далее – «Исторический парк») – структурное подразделение унитарной некоммерческой организации - Фонд Гуманитарных Проектов (ОГРН 1137799010623, ИНН 7718748821). Адрес местонахождения Исторического парка: 129223, Москва, проспект Мира, 119, павильон № 57.
  • 1.4. Клиент (Пользователь) – физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста или уполномоченный представитель юридического лица, совершающие операции с Банковской картой на основании договора с банком-эмитентом, прошедшие регистрацию на Сайте и использующие Сайт для получения информации и заказа Билетов.
  • 1.5. Банковская карта – инструмент для совершения ее держателем операций с денежными средствами, находящимися у банка, выпустившего карту, в соответствии с законодательством РФ и договором с банком-эмитентом.
  • 1.6. Билет – документ, выполненный на бланке строгой отчетности, предоставляющий право посещения Исторического парка.
  • 1.7.

1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

  • 1.1. Соглашение – настоящее пользовательское соглашение.
  • 1.2. Стороны – Исторический парк «Россия – Моя история», Клиент (Пользователь).
  • 1.3. Исторический парк «Россия – Моя история» (далее – «Исторический парк») – структурное подразделение унитарной некоммерческой организации - Фонд Гуманитарных Проектов (ОГРН 1137799010623, ИНН 7718748821). Адрес местонахождения Исторического парка: 129223, Москва, проспект Мира, 119, павильон № 57.
  • 1.4. Клиент (Пользователь) – физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста или уполномоченный представитель юридического лица, совершающие операции с Банковской картой на основании договора с банком-эмитентом, прошедшие регистрацию на Сайте и использующие Сайт для получения информации и заказа Билетов.
  • 1.5. Банковская карта – инструмент для совершения ее держателем операций с денежными средствами, находящимися у банка, выпустившего карту, в соответствии с законодательством РФ и договором с банком-эмитентом.
  • 1.6. Билет – документ, выполненный на бланке строгой отчетности, предоставляющий право посещения Исторического парка.
  • 1.7.

1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

  • 1.1. Соглашение – настоящее пользовательское соглашение.
  • 1.2. Стороны – Исторический парк «Россия – Моя история», Клиент (Пользователь).
  • 1.3. Исторический парк «Россия – Моя история» (далее – «Исторический парк») – структурное подразделение унитарной некоммерческой организации - Фонд Гуманитарных Проектов (ОГРН 1137799010623, ИНН 7718748821). Адрес местонахождения Исторического парка: 129223, Москва, проспект Мира, 119, павильон № 57.
  • 1.4. Клиент (Пользователь) – физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста или уполномоченный представитель юридического лица, совершающие операции с Банковской картой на основании договора с банком-эмитентом, прошедшие регистрацию на Сайте и использующие Сайт для получения информации и заказа Билетов.
  • 1.5. Банковская карта – инструмент для совершения ее держателем операций с денежными средствами, находящимися у банка, выпустившего карту, в соответствии с законодательством РФ и договором с банком-эмитентом.
  • 1.6. Билет – документ, выполненный на бланке строгой отчетности, предоставляющий право посещения Исторического парка.
  • 1.7.

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах. Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени - времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде - и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. «Мазурка была таким замечательным танцем особенно оттого, что выявляла те свойства мужчин и женщин, которыми они наиболее привлекали друг друга. Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперед, и самый поворот ее головы, так как ей приходилось смотреть на кавалера через свое приподнятое плечо, придавал ей дразнящую ауру непостижимости, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера. Он ее мчал вперед, то щелкая шпорами, то кружа ее, то падая на одно колено и заставляя ее танцевать вокруг себя, выказывая свою ловкость и воображение, способность себя показать и управлять ее волей» «Мазурка - это душа бала, цель влюбленных, телеграф толков и пересудов, почти провозглашение о новых свадьбах, мазурка - это два часа, высчитанные судьбою своим избранным в задаток счастья всей жизни» Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше…» В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.
Бальная танцевальная программа 1874 года
Полонез
Вальс
Полька
Лансье
Галоп
Вальс
Франсез
Полька
Галоп
Лансье
Вальс
Франсез
Котильон


В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.

Общие правила поведения на балу и бальный этикет

Приглашения на бал посылаются не менее чем за 10 дней до его начала.
В разгар сезона этот срок увеличивается до 3 недель.
В первые 2 дня после получения приглашения следует сообщить устроителям бала о своем решении.
Бальный туалет должен быть изящным и одновременно изысканным, отвечать требованиям моды и специально пошитым к очередному балу.
Цвет драгоценных камней должен соответствовать цвету платья.
Жемчуга и бриллианты или рубины и бриллианты- к розовым тканям; жемчуга и бриллианты или сапфиры и бриллианты - к голубым тканям.
Дамам рекомендовалось держать в руках небольшой букетик цветов.
Во время бала перчатки не снимали ни дамы,ни кавалеры,за исключением ужина и игры в карты.
Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).

На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев

Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.

Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.

Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.

Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.

Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Приглашение на танец (ангажемент)

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.

Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.

Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

На балу-маскараде маска имеет право приглашать незнакомых, остальные могут приглашать только знакомых.

Если дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец.

Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.

Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Но при этом дама может предложить кавалеру другой танец на свой выбор или выбор кавалера. Настаивать на приглашении или выяснять причины отказа неэтично и глупо. Разумно будет очень вежливо поклониться и без всяких комментариев отойти, не выражая при этом своего неудовольствия.

Приглашение на танец можно отклонить, если:

  • танец уже обещан;
  • дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец;
  • дама хочет пропустить танец - не танцевать, а отдохнуть;
  • приглашающий кавалер без перчаток.

В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще.

Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.

Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать.

Правила поведения во время танца

Дама должна строго наблюдать, чтобы кавалер был у нее с левой стороны, как во время танцев, так и идя с ней по зале. Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.

Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу. Назначение веера - навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. Молодые, очень живые дамы должны еще заметить себе, что не годится терять цветы из волос или с платья и куски самого платья и его отделки. Это всегда указывает на несдержанные, резкие движения и недостаток аккуратности и скромности.

Во время парадных танцев (полонеза, менуэта) вставать следует только позади уже стоящих пар. Это правило не относится к распорядителю бала. Оптимальное расстояние между парами - не менее метра. Если пар встает слишком много, стоит встать в стороне, образовав иную линию. Если в зале свободно, кавалеру следует вести даму на танец впереди себя, если же тесно - идти впереди самому, чтобы теснота не доставляла неудобств избраннице. Не нужно слишком близко подходить к танцующим, избегайте столкновений. Если же столкновение произошло, стоит извиниться и проявить внимание. Вежливым считается перед началом танца еще раз поклониться своему партнеру. Вообще, танец обычно начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

В танце даму ведет кавалер, и все ошибки он должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется кавалер, ведь он ведущий.

Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеко друг от друга, но и не нужно прижиматься друг к другу. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, кавалер не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину.

Танцующий кавалер никогда не смотрит себе под ноги, даже чтобы удостовериться, что он правильно выполняет все шаги. Кавалеру следует держаться прямо, с достоинством.

Даме также надлежит танцевать с поднятым взглядом, лишь изредка позволяя себе бросить короткий взгляд на пол. Однако никто не может запретить танцующей даме стрелять взглядом в приглянувшегося кавалера!

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неучтиво не сказать ей нескольких слов. Беседа между дамой и кавалером должна быть исключительно любезной и приятной. Говорить банальности, обсуждать других гостей бала - дурной тон. Если во время танца сказать нечего,лучше молчать.

В танце, имеющем строгую последовательность фигур, следите за предыдущими парами, особенно за первой, и не делайте ничего раньше них.

Во время танцев свободного перемещения, например, венского вальса, не спешите встать сразу в пару, сначала дождитесь музыки и поклонитесь под нее, благо музыка здесь позволяет это. Во время танцев двигайтесь вместе со всеми, старайтесь не смещаться, либо двигаться по обычной линии танца, во внешнем кругу. Если Вы танцуете более или менее на месте или по какой-то причине сбились, то лучше отойти в центр зала, но не вовне, и тем более, не оставаться на линии танца.

По окончании танца кавалер кланяется своей даме и сопровождает ее на то место, откуда он ее пригласил, либо туда, куда пожелает дама, попутно благодаря ее за честь, которую она оказала, танцуя с ним в паре.

Все пары, по-видимому, исполняют одни и те же движения, но внимательному наблюдателю можно при этом найти в них массу черт, служащих верной характеристике не только каждой отдельной пары, но и личности. По гармоническим движениям отдельной пары, которая как будто представляет из себя одно, часто можно безошибочно заключать о существующей между лицами симпатии. Грациозные, легкие, будто парящие движения молодой девушки всегда привлекательны; над несовершенствами же движений всегда позволяют себе подсмеиваться, вовсе не принимая при этом в соображение, что причиной часто бывает кавалер.

Действительно, задача последнего в танцах гораздо тяжелее и важнее, чем дамы. Он должен уметь настолько хорошо танцевать, чтобы быть в состоянии прикрыть маленькие неловкости своей дамы. Поэтому молодому человеку следует заботиться о том, чтобы уметь хорошо танцевать; тогда он может быть уверенным, что отказа не получит; напротив, его будут всюду охотно встречать и приглашать на балы. "Как-то княгиня Е.П. Белосельская-Белозерская нарушила этикет.Она явилась на придворный бал в платье лилового цвета с неподходящими украшениями,которые сразу обратили внимание присутствующих,это был своего рода вызов свету.и в свете в течении двух недель обсуждали такое грубое нарушение этикета."


Current Mood: средь шумного бала

Current Music: И.Штраус-сын-вальс Liebeslieder(Песни любви)

Ах, какой был изысканный бал,
Бал, какого еще не бывало,
Их сиятельство граф
Всех у входа встречал,
Красотою графиня блистала.
Андрей Макаревич

Для школьных и внешкольных педагогов по-прежнему актуальна такая форма общения детей, как танцевальный вечер. Организации и методике его проведения посвящено немало статей в центральных изданиях. Одной из важнейших разновидностей танцевальной программы остается бал. Предлагаемая разработка рассчитана на участников от 13 до 18 лет.

Связь времен

Танцевальная программа (дискотека, бал) – это специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. В энциклопедическом словаре И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в соответствующей статье сообщается: «Бал (франц. bal , итал. ballo , нем. Ball от ballare – «танцевать») – в настоящее время означает собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком.

Начало их восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Настоящую свою форму балы сохраняют со времен Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определенный церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно и лишь в новейшее время несколько упрощен.

Начало им (балам) положено Петром I заведенными тогда ассамблеями. <…> Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью. <…> С тех пор балы вошли в жизнь как обычное увеселение. Балы торжественные даются обыкновенно при дворах и в домах вельмож…»

Требования к подготовке

Вариант проведения танцевальной программы в виде бала является весьма привлекательным, однако в ходе подготовки возникают и значительные трудности: незнание подростками правил поведения на балу и старинных танцев (полонез, котильон и т.д.). Для того чтобы ребята во время бала не чувствовали себя скованно, необходимо провести несколько предварительных репетиций танцев. Может быть, выучить несколько тематических и достаточно простых схем танцев, таких, например, как полонез, фигурный и венский вальс. Еще один вариант проведения бала связан с конкурсом бального танца, когда желающие представляют свое мастерство на суд жюри.

Использование бала в качестве танцевальной программы принесет наилучшие результаты, когда в детском объединении последовательно изучается быт (этикет, танцы, развлечения) какой-либо бальной эпохи.

Проведение бала в XXI веке является обращением к культурным образцам прежних эпох, другими словами, в основе этого мероприятия лежит моделирование, имитация – ролевая игра. Целостность образа бала создают игровые роли, избранные в рамках одного сюжета, исторического или литературного. Лучше организовать подготовку так, чтобы участники действия приняли игровые роли, свыклись с образом (подростки в разной степени готовы импровизировать, поэтому есть смысл заранее проговорить роли в детском коллективе).

Бал лучше всего проводить в достаточно большом коллективе: три-четыре старших класса или загородный лагерь старшеклассников. В этой связи вполне подойдут коллективные роли, то есть участники объединяются в группы по четыре-пять человек и исполняют игровые роли родственников, приятелей.

Уточним список главных персонажей бала:

Два распорядителя;

Хозяин и хозяйка;

Герои бала с дамами или кавалерами (две-три пары);

Восемь меценатов;

Организаторы шахматного салона, салонов «Игра слов», «Остроумие».

Распорядители

Надо подумать о выборе распорядителей бала. Желательно, чтобы распорядителями были пара: молодой человек и девушка, и лучше, если они будут уметь танцевать все предложенные в рамках бала тематические танцы. Они должны подавать пример всем гостям.

Герои бала

Наш опыт свидетельствует, что весьма уместными на балу будут победители каких-либо конкурсов и соревнований, прошедших в школе (лагере) раньше. В опыте лагеря старшеклассников «Кентавр» бал хорошо сочетается с целой серией предваряющих его конкурсных программ: Рыцарский турнир, Круг ножей, Колизей (соревнование мальчиков и юношей в игровом фехтовании). В итоге на балу появляются настоящие герои. Дело в том, что в императорской России на балах в центре внимания были реально известные и популярные люди (герои боевых действий, политики, богачи из сказок). Думается, что в методическом плане было бы дурным тоном назначить героев бала волевым решением. Это должны быть настоящие герои. Такие герои в ходе бала будут заслуженно пользоваться особым вниманием, с ними будет связана сюжетная линия общего действа – награждение и чествование.

Любое хорошее настоящее воспитательное мероприятие должно вырастать из жизни детско-взрослого сообщества. Не случайно в определении бала есть формула «собрание… лиц обоего пола», поэтому в центре действа следует поместить юношей и девушек. Мы достаточно скептически относимся к варианту выбора королевы и короля бала. Лучше, если право быть героем бала будет заслужено не красотой костюма или лица, а действительно важными для всего сообщества достижениями.

Меценаты

Еще при подготовке к балу необходимо выбрать так называемых «меценатов», тех, кто будет выставлять призы на конкурсы для гостей бала. Лучше всего, если в качестве меценатов выступят наиболее авторитетные педагоги и старшеклассники, чьи призы хотели бы получить многие старшеклассники. При этом можно пойти разными путями: сделать список меценатов открытым либо, наоборот, тайным. Стоит предварительно подготовить всех тех, кто будет дарить свои призы участникам бальных конкурсов. Пусть предполагаемые меценаты заранее подумают, что именно они могли бы подарить. Расскажите им, какой конкурс будет проводиться для розыгрыша конкретного приза. Важно, чтобы человек, вручающий приз, подготовил речь, которую он будет говорить, когда станет награждать победителя «своего» конкурса. Не забудьте предупредить, что речь должна быть короткой, не более одной-двух минут, в ней он должен сказать, почему выбран тот или иной победитель.

Хозяин и хозяйка

Как свидетельствует история, в эпоху балов хозяин и хозяйка дома, где проводился бал, имели каждый свои обязанности. Главной задачей хозяйки было следить за тем, чтобы пребывание гостей было приятным и беззаботным, чтобы все присутствовавшие дамы не оставались без кавалеров. Чтобы не обидеть одинокую даму, хозяйка дома должна была незаметно указать свободному кавалеру на грустившую даму.

Также важно предупредить тех, кто будет танцевать вальс, открывающий бал, чтобы участники подготовились и могли отрепетировать самый первый и главный танец всего бала. Может сложиться ситуация, когда не один, а несколько человек отличатся от всех остальных и будет сложно определить победителя конкурса. Для того чтобы никого из ребят не обижать и не оставлять без поощрения достойных, заготовьте несколько дополнительных призов для участников конкурсов.

Важно создать атмосферу ожидания бала как некоего праздника волшебства, чуда, красоты и грации. Этого можно достичь не только развешивая и изготовливая с ребятами афиши, но и разговаривая с участниками: обсуждая их наряд, интересуясь выбором кавалера или дамы на балу, рассказывая о своих личных ожиданиях и приготовлениях.

Костюмы

В ходе подготовки бала есть важная и непростая задача – обеспечить внешний вид участников, соответствующий торжественности момента. Как показывает наш опыт, значительная часть подростков, юношей и девушек, не очень понимают, как подобрать адекватный гардероб. Отсюда возникают совершенно грустные моменты, когда на сцену в какой-то момент поднимается девушка в сапогах или юноша в нечищеных туфлях.

Взрослым также необходимо позаботиться о своем внешнем виде, тщательно продумать свой костюм или платье, туфли, прическу, макияж. Кроме этого очень важно помочь ребятам продумать свой внешний вид (особенно это важно для девочек). Желательно это делать заранее, за несколько дней до бала. Может оказаться, что у ребенка не найдется чистой одежды и ее надо будет постирать и погладить.

«Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака – бархатное платье, на них двух – белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque (по-гречески). Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены».

Л.Н.Толстой

Поведение на балу

Распорядители и конечно же меценаты должны выступать на балу в качестве примера поведения для ребят. Важно ходить общаться, приглашать на танцы участников бала. Дамам-учителям – помнить, что есть бальная книжечка, и записывать туда все приглашения. Кавалерам-педагогам – приглашать девушек на танец, упоминая о том, чтобы дама записала их в свою книжечку и не забыла о данном обещании.

Хозяину и хозяйке необходимо помогать ребятам в процессе участия в конкурсах. Может случиться так, что молодой человек выйдет на конкурс, не зная (не расслышав, не поняв), что именно нужно будет сделать, и не сможет выполнить (не сможет сказать комплимент, побоится дарить цветы) – в таком случае надо ему помочь советом, примером, приободрить его. Кроме того, важно объявлять участника конкурса по имени.

Пространственно-временная организация бала

Один из самых важных моментов при проведении бала – его органичность в жизни детско-взрослого сообщества. Ситуация лагеря или выездного сбора актива школы, конечно, более подходит для этого дела. Однако если всю лагерную смену не заходила речь о бале и вдруг в последние дни мы решили провести танцевальную программу в форме бала, то вряд ли что-либо может получиться. В школе бал целесообразно приурочить к какому-либо событию, однако в конце учебной четверти старшеклассники могут не найти в себе дополнительных сил на подготовку к балу и участие в нем.

По нашему опыту, бал целесообразно устраивать примерно на 1,5–2 часа. Время для проведения данного мероприятия стоит тщательно продумать. Важно помнить, что ребята должны успеть одеться и настроиться на праздник. Желательно, чтобы и после окончания бала они не торопились снять свои красивые наряды и не спешили «бежать» на следующее, другое по эмоциям мероприятие. Важно, чтобы атмосфера праздника осталась с ребятами надолго. В условиях лагеря можно проводить данную форму с полдника до ужина: ребята после часа отдыха успеют одеться и привести себя в порядок, сходят на полдник и через полчаса, одевшись, будут готовы. Хотя самое оптимальное время проведения мероприятия – с ужина до вечерки / вечерних отрядных кругов.

Бал – явление достаточно специфичное и требующее усилий от участников, поэтому исходя из разнообразия интересов и эмоциональных настроев участников следует предусмотреть различные варианты занятий. Проще говоря, не все готовы танцевать в соответствии с бальным стилем либо вообще длительное время. В то же время у этих ребят имеется потребность проводить свободное время, общаться со сверстниками, с одноклассниками, приятелями. Поэтому в рамках бального действия предполагается организация нескольких площадок по интересам:

Бальный зал, где разыгрывается основное танцевальное действие;

Шахматный салон, где предлагается посостязаться в древней игре в шахматы;

Салон «Игра слов» предназначен для любителей стихосложения (здесь можно сочинить стихотворение о любви, написать оду-посвящение прекрасной даме – одним словом, продемонстрировать свой поэтический дар);

Салон «Остроумие» – на этой площадке предоставляется возможность блеснуть своим умом и рассказать какой-либо анекдот. Есть одно ограничение: анекдот должен соответствовать балу (тематика, настроение, герои).

Оформление зала и реквизит

При подготовке бала важно обеспечить реквизит и музыку, необходимые для проведения мероприятия. Организаторам необходимо заранее запастись музыкальными записями,соответствующими бальной тематике (полонез, вальс, танго и т.д.). Не стоит пренебрегать современными медленными танцами, даже хорошо, если они будут достаточно известными. Это поможет ребятам чувствовать себя более комфортно в новой для них атмосфере бала.

Бальных книжечек должно быть больше, чем девочек, желающих пойти на бал. Потому что, во-первых, могут прийти все те, кто не собирался, а во-вторых, возможен вариант, что кто-то из дам в сильном волнении потеряет книжечку, тогда педагоги должны быть готовы предоставить новую взамен.

Желательно опубликовать (предъявить в устной и письменной форме) партитуру вечера , состоящую из музыкальных композиций и конкурсов. Тогда ребята смогут спланировать, кого и когда они решат пригласить на танец. А девочки соответственно смогут заранее понять, скольким кавалерам они готовы дать согласие на тур танца. Партитура может быть написана на стилизованном цветном листе формата А4.

Необходимо позаботиться не только о музыкальном оформлении вечера и реквизите, но и о художественном оформлении помещения. Наибольший эффект будет достигнут, если пространство, в котором проводится бал, будет действительно представлять из себя большой, светлый бальный зал. Для этого можно расставить все стулья по периметру зала, оставив место для героев (им необходимо выделить особенное, почетное место, оно должно быть хорошо освещено, возможно, оно будет находиться на возвышении, например на сцене). Конечно, всегда остается вариант договориться с каким-либо музеем или другим культурным заведением города об аренде большого, светлого танцевального зала. При продумывании расстановки необходимо выделить место для проведения конкурсов. Важно, чтобы каждому участнику вечера было удобно наблюдать за конкурсной программой.



Загрузка...
Top