Древнее царство. Где учились писцы

На вопрос Кого греки называли "натягивателями веревок" ? заданный автором Прососать лучший ответ это Натягивателями веревок греки называли Гарпедонаптов - землемеров -геометров. Они должны были восстанавливать границы участков после разлива. И это они успешно делали только с помощью веревки и колышков.
* В Греции геометрия стала математической наукой около 2500 лет назад, но зародилась геометрия в Египте, на плодородных землях Нила. Чтобы собирать налоги, царям требовалось измерять площади. Много знаний требовало и строительство. О серьезности геометрических знаний египтян говорит тот факт, что египетские пирамиды стоят уже 5 тысяч лет.

Статуя писца Каи была найдена во время раскопок некрополя Древнего Царства в Саккаре. Каи был крупным сановником, и в его мастаба была найдена также вторая статуя в традиционной позе, соответствующей его сану - сидящим на стуле. Очевидно, своё образование он считал не меньшим достижением, чем административные успехи.
Греки считали, что наука зародилась в Египте. Аристотель полагал, что у местных жрецов было достаточно свободного времени для этого, но здесь он, по-моему, путал причину со следствием. Геродот же связывал зарождение геометрии с необходимостью учета земельных наделов вдоль Нила.
Не очень веря в бескорыстное стремление к истине, я, вслед за ван дер Варденом, склонна согласиться с Геродотом в том, что первыми геометрами были землемеры. Это русский аналог греческого термина (гарпедонапт - натягивающий веревку) , который означал, однако, писцов. Возможно, греки были правы, и именно этот процесс послужил зарождению науки. Демокрит, похваляясь своими навыками, сравнивал себя именно с ними.

Статуя Каи в облике писца. Известняк. V династия.

На фото показан "Аркан", где изображён землемер с тростью в руке, а именно показана одна из 11 деревянных резных досок, которые были найдены в гробнице Хеси-Ра, кто считается архитектором Пирамид.
Трость в руке землемера равна длине от середины тела до линии бровей, что составляет два локтя При помощи трости строители вычислили стороны пирамид, причём в проекте пирамиды Хефрена был зафиксирован "священный египетский треугольник" с отношением сторон 3: 4: 5, который иначе называют "священный пифагорейский треугольник", а в проекте пирамиды Хеопса был зафиксирован "золотой треугольник" с отношением сторон, которое отвечает золотому сечению, при условии, что вычислен "Золотой Треугольник Пирамиды Хеопса" при помощи трости в соответствии с линиями бигептагональной геометрической сети.
То есть в проекте пирамиды Хефрена и в проекте пирамиды Хеопса использованы разные методы вычислений, и поэтому пирамиды имеют разное эзотерическое значение.


Изображение на могиле Джесеркере-сонб в Фивах Датируется 1567–1310 гг. до н. э. На верхней части изображена процедура установления границ земельных участков. Характерно, что математические знания египтян, носящие форму рецептов для решения практических задач, развиваются параллельно с требованием в искусстве пытаться дать возможно наиболее детальное воспроизведение изображаемого предмета.

«Портрет ИЗО» - Валентин Серов – портрет Мусоргского. Нарисовать портрет человека, который вам дорог, симпатичен, близок… Урок изобразительного искусства 6 класс. Диего Веласкес – Портрет Папы Иннокентия Х. Давайте вспомним, что такое портрет? Василий Суриков – этюд к картине Боярыня Морозова. Посмотрим, как нарисовали портрет другие ребята.

«Портрет учителя» - Под психолого-педагогической компетентностью учителя. Альберт Эйнштейн. Педагогический совет по теме: Педагогический процесс -. Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций.

«Фаюмский портрет» - Фаюмский портрет. ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Вошло в обычай держать мумии некоторое время дома, для чего употреблялись или деревянные носилки или деревянные саркофаги, поставленные на подножие и имеющие вверху дверцы.

«Портрет в музыке» - тема Богатырей. Акцент - ударение в музыке. Кто там летит в вышине? Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица. Поют. В темной ночной глубине? Опера. тема Царевны -Лебедь. Балет. тема Белочки. Н.А.Римский-Корсаков. Воет кто там? нарисовать рисунок к пьесе "Баба-Яга". Танцуют. «Портреты в музыке».

«Русский портрет XVIII века 1» - Д. Левицкий. «Портрет Е.Н. Хованской и Е.Н. Хрущевой». Портрет В.И. Майкова. В. Боровиковский изобразил Екатерину в теплом салопе с собачкой на прогулке в царскосельском парке. Гавриил Иванович Головкин легок, изящен, достаточно уверен в себе. У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (1680 – 1742).

«Русский портрет 18 века» - Русский портрет 18 века. Рокотов Федор Степанович (1735-1808). Что ни лицо - характер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой. Портрет Екатерины II. 1782. Задорная живость Хрущевой подчеркивает нежную застенчивость Хованской. На столе луковицы и гербарий - предметы страсти любителя ботаники.

ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ИСКУССТВО

История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий - с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э.

За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Прежде всего нужно подумать о «ка»- двойнике человека. Когда человек умирал, «ка» оставался, но при одном условии: для него должно найтись вместилище, например портретная статуя из твердого камня или дерева, обязательно передающая точный облик покойного,- иначе «ка» в нее не вселится. А если скульптур будет несколько, то «ка» может переходить из одной в другую.

Для «ка» необходимо жилище - гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача - заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Погребальная ладья.

Египет.

Погребальная ладья.
Среднее царство. XII династия. Начало II тысячелетия до н. э.
Египет.

Подобные верования обусловили возникновение - впервые в истории человечества - портретного жанра, создание множества подлинно реалистических произведений уже в период Древнего царства.

Религиозные представления египтян почти не менялись тысячелетиями. Зависимое от религии искусство подчинялось особым канонам. Так, согласно «Предписаниям для стенной живописи и канону пропорций», человек изображался по такой схеме: голова в профиль, глаза, плечи и руки в фас, ноги в профиль. Для скульптур поза и раскраска тоже были раз и навсегда узаконены.

Но хотя возможности художников были ограничены жесткими требованиями правил, многие из них сумели глубоко и тонко показать внутренний мир человека, его чувства и переживания.

Вот две статуи - принцессы Нофрет и принца Рахотепа. Кажется, что перед тобой живые люди, о чем-то напряженно думающие, хотя скульптор запечатлел красоту Нофрет и мужественный облик Рахотепа почти пять тысячелетий назад.


Статуи Рахотепа и его жены Нофрет.

Раскрашенный известняк. Египетский музей. Каир.

Статуи Рахотепа и его жены Нофрет.
Из гробницы Рахотепа в Медуме. IV династия. XXVIII в. до н. э.
Раскрашенный известняк. Египетский музей. Каир.

В середине III тысячелетия до н. э. - за двадцать веков до расцвета искусства Древней Греции неизвестным гениальным ваятелем создано скульптурное изображение писца Каи. Он сидит, скрестив ноги, внутренне собранный, готовый записывать приказы фараона. Умное лицо выражает угодливость и хитрость ловкого придворного. Тонкие сжатые губы, напряженный внимательный взгляд, застывшая в немом ожидании поза потрясают правдивостью, совершенством исполнения. Глаза так искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми.


Статуя писца Каи из Саккары.

Лувр. Париж.

Статуя писца Каи из Саккары.
Середина III тысячелетия до н. э. Раскрашенный известняк.
Лувр. Париж.

Почти в любом месте Нильской долины видны ее восточные и западные рубежи - желтеющие в мареве знойного воздуха пески и каменистые возвышенности Ливийской и Аравийской пустынь. А между ними возделанная земля, каждая горсть которой была перебрана руками феллахов еще в древности. Вереницы финиковых пальм, хлопковые плантации, каналы и дамбы, могучая река...

Но что за острые зубцы врезались в небо у самого горизонта? Это пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина - жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. Самую высокую - гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун в XXVII в. до н. э. близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Эта пирамида была воздвигнута руками рабов. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства. Масса людей погибла от непосильного труда и голода. Гигантские сооружения Древнего Египта остались в веках как памятник этим безвестным строителям.


Зодчий Хемиун. Пирамида фараона Хеопса в Гизе.
Ill тысячелетие до н. э.
Египет.

Зодчий Хемиун. Пирамида фараона Хеопса в Гизе.
Ill тысячелетие до н. э.
Египет.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания - она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Со временем право быть столицей отвоевал у Мемфиса город Фивы, расположенный в Верхнем Египте. Здесь, над восточным берегом Нила, поднялись два грандиозных храма бога солнца Амона-Ра-Карнакский и Луксорский. Лучшие зодчие страны работали над их созданием. Один из архитекторов, Инени, имел полное право сказать: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца...»

Луксор - современное название Фив. Сейчас это тихий городок, осененный славой памятников искусства, даже в развалинах поражающих красотой, величием, монументальностью.


Колоннада храма Амона-Ра в Луксоре.
XV в. до н. э.
Египет.

Колоннада храма Амона-Ра в Луксоре.
XV в. до н. э.
Египет.

Монументальность - черта, характерная для всего древнеегипетского искусства. Монументальны даже маленькие статуэтки - их формы обобщены, позы внушительны и торжественно неподвижны, выражения лиц спокойны, а взоры как бы устремлены в бесконечность. Все временное, частное, преходящее, казалось бы, не волнует людей, увековеченных ваятелями. Но нередко за внешней отрешенностью угадываются скрытые думы и переживания, человечность, «земная» теплота души.

Рельефы и росписи, ясные по рисунку, локальные по цвету, плоскостные, прекрасно ложащиеся на поверхность стены, также монументальны.

Поражают не только размеры построек и скульптур, но и то, как они вписаны в пространство. Древнеегипетские скульпторы прекрасно учитывали особенности географической среды. Множество пилонов (башен, оформляющих вход в храм), колонн, высоких стен, обелисков... Отблески неба, песка, известняка, песчаника, смешиваясь, дают всевозможные оттенки - целая симфония бликов и рефлексов! Благодаря им даже многотонные каменные блоки кажутся легкими, воздушными.

Под палящим солнцем чеканными выглядят контуры иероглифов, выявляя объем скульптур и фактуру материала. Рельефы покоряют красотой очертаний и тончайшей моделировкой, хотя изображение нередко выступает всего на 1-1,5 мм над плоскостью стены. Интересно, что рельефы создавались в расчете не только на солнечное, но и на любое другое концентрическое освещение, например от факела: пламя колебалось - фигуры словно оживали.

Противоположный от Луксора берег - низкая равнина, над которой возвышаются две статуи фараона Аменхотепа III. Когда-то эти исполинские фигуры, названные греками Мемноновыми колоссами, находились перед пилонами огромного храма. От него теперь не осталось и следа. Длинные аллеи сфинксов вели к Нилу (те, что украшают берега Невы, вывезены в Петербург в 1832 г. именно отсюда).

С запада долину обрамляют скалы. В одном месте они расступились, будто огромный сфинкс широко расставил лапы, оберегая бесценное сокровище - храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона, правившей Египтом в конце XVI в. до н. э.

Храм этот - одно целое с окружающим пейзажем. Он словно вытекает из огромной отвесной скалы, ступенями террас спускаясь к долине, протягивая к ней пологие пандусы, вторя горным склонам. Ряды стройных колонн прекрасно согласуются с вертикальными складками скал. И в то же время формы сооружения своей подчеркнутой геометричностью и строгой ясностью утверждают его рукотворность, словно напоминая, что перед нами плод размышлений и вдохновенного труда человека. Такое сочетание единства с природой и противопоставления ей сообщает строению особую красоту.


Зодчий Сенмут. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
XVI-XV вв. до н. э.
Египет.

Зодчий Сенмут. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
XVI-XV вв. до н. э.
Египет.

Недалеко от храма царицы Хатшепсут расположена Долина Царей, где среди прочих усыпальниц находится знаменитая гробница Тутанхамона. Правление Тутанхамона - конец удивительного, очень краткого и яркого периода в истории Древнего Египта, так называемого Амарнского, когда в XIV в. до н. э.

Аменхотеп IV осуществил религиозную реформу. Вместо старых богов, объявленных ложными, он провозгласил нового - Атона, отождествляемого с солнечным диском, а сам стал именоваться Эхнатоном - «Духом Атона».

Прежние храмы были закрыты, Фивы покинуты ради новой столицы, получившей название Ахетатон - «Небосклон Атона» (теперь на ее месте находится небольшой поселок Эль-Амарна - отсюда название исторического периода). Для строящихся храмов и дворцов требовалось огромное количество статуй, рельефов, росписей. Поэтому в Ахетатоне появилось множество мастерских скульпторов и живописцев.

В творчестве художников усилился интерес к пейзажу, животным, растениям, воспроизведению бытовых сцен, созданию реалистического образа человека. Появилось новое в изображениях фараона и членов его семьи: явственно выраженное портретное сходство с оригиналом, отказ от его приукрашивания. В предшествующие времена это считалось недопустимым.

Самые знаменитые произведения того времени связаны с именем начальника скульпторов Тутмесом. Ему приписываются знаменитые портреты Нефертити, жены Эхнатона.

Скульптурный портрет Нефертити сделан из кристаллического песчаника, великолепно передающего цвет смуглого, загорелого тела. Удивительна нежность щек, висков, шеи, чуть улыбается рот, на губах еще сохранились следы красной краски. Прекрасное лицо кажется живым, излучающим тепло, неуловимо меняющим выражение.


Тутмес. Портрет царицы Нефертити.
1-я четверть XIV в. до н. э. Египет. Песчаник.
Государственные музеи. Берлин.

1-я четверть XIV в. до н. э. Египет. Песчаник.
Государственные музеи. Берлин.

Искусство Древнего Египта не мыслилось без ярких и чистых красок: празднично расцвечивались архитектурные сооружения, раскрашивались скульптуры и рельефы, звонко расписывались стены. Краски были минеральные. Белая добывалась из известняка, черная - из сажи, красная - из красной охры, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры. На стенах храма царицы Хатшепсут раскраска некоторых рельефов сохранилась до сих пор!


Жрец Усерхет. Фрагмент росписи гробницы Усерхета в Фивах.

Египет.

Жрец Усерхет. Фрагмент росписи гробницы Усерхета в Фивах.
Искусство Нового царства. XVI-XI вв. др н. э.
Египет.

Вот, например, живая сценка - плывущие в лодке рыбаки («Рыбачья лодка», фрагмент росписи в гробнице Ипи в Фивах, ок. 1298-1235 до н. э.). Изображение пронизано удивительным ритмом: повторяются жесты рук и позы сидящих, белые треугольники набедренных повязок, рябь голубого водоема. Красиво чередуются коричневые краски разных оттенков. Но этот порядок вдруг нарушается неожиданным поворотом головы переднего гребца, что вносит в композицию равновесие. А множество устремленных вверх линий и пятен как бы сдерживает, успокаивает протянутая рука кормчего. Нет ничего надуманного - все подсказала сама жизнь.

Древнеегипетским художникам было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Их произведения рождены и математическим расчетом, и трепетностью сердца. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось и в достоинствах каждого отдельного произведения, и в стремлении к синтезу - созданию единого архитектурного ансамбля, в котором находили место все виды изобразительного искусства.

«Я был художником, опытным в своем искусстве... Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного... выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой» - так говорил скульптор, живописец и мастер декоративно-прикладного искусства Иртисен, живший в XXI в. до н. э. Но он, разумеется, не полагал, что достиг полного совершенства. Недаром в «Поучениях Птахотепа», написанных сорок пять веков назад и изучавшихся на протяжении многих столетий в древнеегипетских школах, утверждается: «Искусство не знает предела. Разве может художник достигнуть вершин мастерства?»

Писец изображен сидящим на земле скрестив ноги. На его коленях - развернутый свиток папируса; оставшуюся часть свитка он держит в левой руке. В правой руке когда-то был тростниковый калам. Свитки папируса обычно имели длину от 1,5 до 2 м и около 20 см в ширину. Их изготавливали из очищенной сердцевины стебля папируса определенной толщины, нарезанной на полоски, которые потом, сложив в определенном порядке, помещали под пресс. Чаще всего египтяне выписывали знаки колонками, справа налево.

Сохранилось множество статуй этого типа; тела писцов переданы более-менее сходно, головы же портретны, индивидуальны и часто очень выразительны. У этого писца внимательный взгляд. Сжатые губы передают готовность записать услышанное.

Лишь знатные египтяне сидели в креслах, а служащие часто размещались прямо на полу. Однако на самом деле то, что особый вид скульптурного памятника был разработан для обозначения определенного служебного статуса, показывает насколько значимым и уважаемым он был. Умение писать являлось основой для официальной карьеры, а чиновники были осью административной системы. Необходимым знаниям обучали в школах, однако попасть туда удавалось лишь немногим мальчикам. Они изучали иероглифическое письмо и более быстрый курсивный почерк, области и города Египта, названия растений и животных, имена богов и дни их празднества искусство правильного обращения к вышестоящим членам официальной иерархии. «Поучения» использовались для того, чтобы научить их правильно вести себя, быть внимательными к своему начальству, справедливыми к подчиненным; больше всего времени уделялось тому, чтобы научить их самодисциплине: «Писец, изысканный сердцем, терпеливый в суждении, словам которого радуются, когда их слышат, искушенный в иероглифах. Нет ничего, чего бы он не знал».

Государственная администрация была всегда сильна в Египте. Теоретически фараон владел всей страной и ее людьми; весь собранный урожай передавался в его руки, и он перераспределял его. На самом деле все обстояло иначе. Крестьяне оставляли себе оговоренное количество продуктов для собственного пропитания, а налогами обкладывались количество быков и приблизительный урожай. В храмах имелись хранилища, откуда собранная провизия поступала жречеству, чиновникам и служащим, занятым, например, на строительстве пирамиды или скальной царской гробницы. Организация обеспечения всем необходимым тысяч людей, которые строили пирамиды Гизы, была бы невозможна без высококвалифицированных чиновников. Без писцов ежегодный паводок Нила также привел бы к хаосу. Покрытая илом, плодородная земля вновь измерялась каждый раз, когда вода возвращалась в русло реки. Жизнь на берегах Нила была возможна только благодаря разливу реки, правильное распределение вновь отмеренных земель было возможно только с помощью опытных служащих.

В искусстве других древних цивилизаций войны и ведение боя почитались и превозносились куда чаще, чем в Египте. Пустыни, естественным образом изолирующие страну, затрудняли атаки внешних врагов, а сложившийся образ жизни куда большую славу приносил чиновникам. Согласно царской идеологии, сам фараон оборонял страну от внешней угрозы. Он сам повергал врагов Египта. На вершине социальной пирамиды, которую он возглавлял, находились чиновники, жрецы и военачальники, часто оспаривавшие первенство своей значимости для страны.


Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании –

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка (2600 до н. э.) были сделаны для гробницы Рахотепа. Сейчас они находятся в Египетском музее Каира.

В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Они раскрашены: у Рахотепа смугло-золотистое тело, белая повязка на бедрах, черные короткие волосы, у Нофрет - более светлая кожа, белое облегающее платье, красивая прическа из пышных волос, ее голову украшает узорчатая диадема, на шее - цветное ожерелье.

Знаменитую статую царского писца Каи археологи нашли в одной из гробниц. Когда первый луч солнца проник в ее вековой мрак, оттуда сверкнули два словно живых глаза. Ученые установили, что глаза из горного хрусталя, блестящего черного дерева и белоснежного алебастра вставляли статуе лишь во время обряда ее "оживления". Ведь египтяне считали глаза вместилищем души. Поэтому вставить статуе глаза - все равно, что вернуть ей душу.

Статуя писца Каи , раскрашенный известняк, 2490 до н. э. В Древнем Египте писцы пользовались большим почетом, ведь изучение египетской письменности было делом очень сложным.

В погребальную камеру рядом с саркофагом - большим футляром в форме человеческой фигуры - египтяне клали все, что потребуется умершему в загробной жизни: домашнюю утварь, мебель, одежду и… слуг. Но, конечно, не настоящих, а маленькие деревянные статуэтки. Прекрасная коллекция таких статуэток хранится в петербургском Эрмитаже. Здесь и ткачихи, сидящие у станка, и повара, жарящие гуся на вертеле, и грузчики, несущие мешок с зерном…

В гробницах находят также фигурки со скрещенными на груди руками, с корзиной или сосудом для воды за спиной. Они имеют явное портретное сходство с умершим. Их называли ушебти (ответчики). Возможно, эти "копии" умерших должны были выполнять на том свете самую тяжелую работу.

Статуэтка служанки, найденная в одной из гробниц.

В чем загадка портрета Нефертити?

Самый известный древнеегипетский портрет - цветной бюст царицы Нефертити, жены фараона Эхнатона, правившего Египтом в XIV в. до н. э., обнаружил в 1912 г. немецкий археолог Боркхард во время раскопок в Ахетатоне. Этот город был построен по приказу Эхнатона как новая столица Египта. Фараон-реформатор вопреки воле жрецов ввел в Египте новый культ единого бога солнца Атона. После его смерти был восстановлен культ прежних богов, а прекрасный город стерт с лица земли.

Раскопки жилищ, дворцов, мастерских скульпторов в Ахетатоне принесли замечательные находки. Портрет Нефертити оказался в мастерской "начальника скульпторов" Тутмеса среди множества других работ, в том числе портретов Эхнатона и его дочерей.

Имя Нефертити означает "Прекрасная пришла". Современники, поражавшиеся совершенством Нефертити, называли ее "прекрасной ликом", "умиротворяющей солнце голосом сладким". Древний скульптор запечатлел Нефертити в расцвете красоты. Голову царицы на изящной шее венчает высокая голубая корона. Полуопущенные веки, слегка прикрывающие большие миндалевидные глаза, придают взгляду мягкость, легкую грусть.

У Нефертити вставлен только один глаз. Почему? Долгое время это оставалось загадкой. Сейчас считается, что второй глаз не потерялся, его никогда и не было. Как мы уже знаем, древние египтяне верили, что глаза наделяют статую жизнью.

Если бы оба глаза в статую вставили еще при жизни Нефертити, изваяние бы "ожило" и забрало часть души у царицы.

Нефертити, раскрашенный известняк, XIV в. до н. э. На гробнице Эхнатона ученые прочитали его послание к Нефертити:

"Я люблю сладкое дыхание твоего рта. Я каждый день восхищаюсь твоей красотой. Мое желание - слышать твой прекрасный голос, звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе. Дай мне твои руки, что держат твой дух, чтобы я мог принять его и жить им…"

Что хранилось в гробнице Тутанхамона?

В ноябре 1922 г. мир облетела весть об удивительном открытии. Английский археолог Г. Картер обнаружил в Долине Царей на берегу Нила гробницу фараона Тутанхамона. Видимо, о том, где она находится, забыли еще в древности - над ней в скале вырубили новую усыпальницу. Только по этой счастливой случайности воры не разграбили гробницу Тутанхамона.

Расчистив заваленный щебнем узкий проход, вскрыв одну за другой запечатанные двери, археологи обнаружили несколько комнате сокровищами: драгоценными ларцами, статуями, массивным золотым троном, домашней утварью, разобранными колесницами, алебастровыми вазами и ожерельями…

Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату. Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота. В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. Пристально смотрят в вечность глаза фараона. Зрачки их сделаны из драгоценного камня. Благодаря им лицо кажется живым. К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны. В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита.

Золотая маска и саркофаг Тутанхамона, около 1340 до н. э.



Загрузка...
Top