Эллада – это Древняя Греция. История, культура и герои Эллады

    Древнегреческую историю специалисты делят на несколько условных периодов:
  • Крито-микенский период (3000 -1100 гг. до н. э.)
  • Темные века (1100 - 800 гг. до н. э.)
  • Период архаики (800 - 500 гг. до н. э.)
  • Классический период (500 - 336 гг. до н. э.)
  • Эпоха эллинизма (336 - 30 гг. до н. э.)

Прекрасная природа Эллады, которую много раз воспевали поэты, не была слишком щедрой, особенно для земледельцев. Плодородной земли в Греции немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, и создать оросительную систему, как в речных цивилизациях Востока, было невозможно. Поэтому земледелие стало основной отраслью хозяйства лишь в некоторых областях страны. Причем по мере развития хлебопашества почва стала быстро истощаться. Хлеба, как правило, не хватало на все население, численность которого со временем возрастала. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки издавна разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Но, естественно, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства к существованию.

Еще одним "богатством" Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова, расположенные близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.

Цивилизация сумела дать достойный "ответ" на "вызов" среды. Став искусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильную морскую державу.

Сами греки хорошо понимали преимущества созданной ими морской державы, ее независимость от изменчивой природы: "Плохие урожаи - бич самых могущественных держав, тогда как морские державы легко их преодолевают". Борьба за существование шла, прежде всего, за счет освоения новых пространств, колонизации и торговли. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы.

Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III-II тысячелетий до н. э. Около XV в. до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).

Ей на смену пришла новая культура - ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Пережив в XV- XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII-XII вв. до н. э. она погибает так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Возможно, ахейская культура была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-дорийцы.

Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

Крито-минойская и микенская цивилизации.

Греция, с одной стороны, состояла из множества вполне самостоятельных, обособленных, нередко враждовавших между собой государств, с другой - существовала некая рано осознанная общность, проявившаяся в едином, несмотря на диалектические различия, языке, единой религии, общегреческих святилищах и празднествах. Географически к Древней Греции относятся наряду с материковой Грецией, острова Эгейского моря, Крит, Кипр и западное побережье Малой Азии.

Создателем древнейшей цивилизации в районе Эгеиды было догреческое население. Греки проникли на Крит, где цивилизация уже в III тыс. до н. э. достигла высокого развития, только во II тыс. до н. э.

К началу III тыс. до н. э. население Балканского полуострова стало пользоваться металлами - бронзой, свинцом и серебром для изготовления оружия, украшений, предметов культа. Металлические орудия труда если и применялись, то в ремесле, но не в земледелии: металлы были дороги и малодоступны. Только во второй половине III тыс. до н. э. металлы получают широкое распространение в бассейне Эгейского моря. Своих запасов металла в этом районе недостаточно: медь, а затем железо необходимо было привозить. Есть предположение, что знаменитая Троя была обязана своим расцветом той роли посредника, которую она играла в доставке металлов через Малую Азию в эгейский мир.

Расцвет культуры на Крите относится к первой половине II тыс. до н. э. Это период строительства дворцовых комплексов с изумительной фресковой живописью, создания лучших образцов художественной керамики, ювелирных изделий, резных печатей. Основой экономики становится земледелие нового поликультурного типа, ориентированное на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур - злаковых (главным образом ячменя), винограда и оливы (т. н. средиземноморская триада). На этой основе в отдельных общинах стали создаваться резервные фонды сельскохозяйственных продуктов, за счет которых не только покрывалась нехватка продовольствия в неурожайные годы, но и обеспечивались пропитанием люди, не занятые непосредственно в сельскохозяйственном производстве, например, специалисты-ремесленники. Часть общинных резервных фондов могла использоваться для межобщинного и межплеменного обмена. Развитие торговли на Крите, как и вообще в Эгейском бассейне было тесно связано с развитием мореплавания. Не случайно, почти все известные нам теперь критские поселения располагались либо прямо на морском побережье, либо недалеко от него.

Высший расцвет минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. Весь Крит объединился под властью царей Кносса. Активно строились каменные дороги, которые были проложены по всему острову и связывали Кносс с самыми удаленными его уголками. В этот период на Крите существовала единая система мер, по всей видимости, принудительно введенная правителями острова. Весьма возможно, что объединение Крита вокруг Кносского дворца осуществил знаменитый Минос, о котором столько рассказывают позднейшие греческие мифы. Греческие историки считали Миноса первым талас-сократом - властителем моря. Про него говорили, что он создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем.

В это время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами Сиро-Финикийского побережья. Следы их поселений или, может быть, просто корабельных стоянок, удалось обнаружить так же на берегах Сицилии, в южной Италии и даже на Пиренейском полуострове.

В середине XV в. до н. э. положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса были разрушены. От этого удара минойская культура уже не оправилась. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского моря.

Причины катастрофы, сыгравшей столь роковую роль в судьбе минойской цивилизации, до сих пор не установлены. Согласно наиболее правдоподобной догадке, выдвинутой греческим археологом С. Маринатосом, гибель дворцов и других критских поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на острове Фера (совр. Санторин) в южной части Эгейского моря. Другие ученые считают, что виновниками катастрофы стали греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции (скорее всего, с Пелопоннеса). Они разграбили и опустошили остров и подчинили своей власти его население.

Параллельно с Крито-минойской культурой развивалась микенская. Она возникла на материковом полуострове Пелопоннес и прилегающих районах. Основателями этой культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III - II тысячелетий до н. э. с севера, их района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья.

Рубеж III - II тыс. до н. э. может считаться началом нового этапа в истории Древней Греции - этапа формирования греческой народности. Основой этого процесса было взаимодействие и постепенное сращивание двух культур: культуры пришлых ахейских племен и культуры местного догреческого населения.

В первые века формирования новой культуры наблюдается регресс. Исчезают монументальные архитектурные сооружения. Вместо них появляются невзрачные глинобитные дома иногда прямоугольной, иногда овальной или закругленной с одной стороны формы.

Постепенно внутри ахейских сообществ выделяются могущественные аристократические роды, обосновавшиеся в неприступных цитаделях и тем самым резко обособившиеся от массы рядовых соплеменников. Концентрируются большие богатства, отчасти местных крестьян и ремесленников, отчасти захваченные во время военных набегов на земли соседей. В различных районах Пелопоннеса, Средней и Северной Греции возникают первые и пока еще довольно примитивные государственные образования. Таким образом, начиная с XVl в. до н.э. Греция вступила в новый, или, как его обычно называют микенский, период своей истории.

В микенскую эпоху на греческом материке не существовало какого-то политического единства, тем более официальной империи. Земля была раздроблена на десятки царств, соперничавших между собой. Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите дворцы. Архитектура микенских дворцов имеет рад особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов.

Дворцовый центр управлял местным чиновничьим аппаратом. Крепость строго следила за окрестными городами, число которых могло быть более 20. Одновременно дворец являлся и промышленно-торговым центром с множеством подразделений. Здесь трудились зодчие, каменщики, плотники, механики, оружейники, корабельные мастера, мебельщики, бронзовщики, ювелиры и многие другие. Ниже всех стояли рабы (пленники). Ни денег, ни рыночной торговли не существовало. Все получали за свой труд натурой.

Основная часть общинной земли, очевидно, делилась на наделы с приблизительно одинаковой доходностью. Эти наделы распределялись внутри самой общины между составляющими ее семьями. Земля, остававшаяся после раздела сдавалась в аренду. Общинные земли, так же как и земли, принадлежавшие непосредственно дворцу, находились под контролем дворцовой администрации и эксплуатировались ею в интересах централизованного государственного хозяйства.

Государство монополизировало важнейшие отрасли ремесленного производства, наложило ограничения на кузнечное ремесло и установило контроль над распределением дефицитных видов сырья, всего металла.

Основным видом податей, собираемой с округов был металл - золото, бронза, и сельхозпродукты. В отличие от речных цивилизаций Египта. Месопотамии и Индии сельскохозяйственные ресурсы греческих государств были более скудными. Каменистые почвы, отсутствие разливающихся рек ориентировали хозяйство греческих государств на рыболовство, развитие обменного ремесла и торговли. Главенствующую роль занимала добыча полезных ископаемых.

Рост могущества отдельных городов привел к неизбежным столкновениям за захват территорий и богатств. XVI - XIII вв. до н. э. - период активно передела внутренних границ. Около I235 г. до н. э. начинается десятилетний период Троянской войны. С конца XVI в. до н. э. Микенская цивилизация начинает военную экспансию прилегающих территорий. В XV веке до н. э. ахейцы колонизируют Крит, превращая его в опорный пункт для продвижения на восток и на юг.

В течение XIV - XIII вв. до н. э. микенские дворцовые царства переживали наивысший подъем. Успешно совмещая занятия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре становятся одной из самых заметных политических сил Восточного Средиземноморья. Однако над ахейской Грецией уже сгущались тучи. Последние десятилетия XIII в. до н. э. были тревожными и неспокойными. Во многих местах спешно восстанавливаются старые и возводятся новые укрепления. Историки относят события этого периода к перемещению на территорию Греции дорийских племен с территории Македонии и Эпира и фригийско-фракийских племен. Микенская цивилизация не выдержала натиска варваров и исчезла безвозвратно. Другими возможными причинами гибели микенской цивилизации археологи называют гражданскую войну, социальный переворот, мощное восстание рабов, иноземное вторжение с суши или с моря, разрыв торговых связей с Востоком, результатом которого явился голод, опустошительные эпидемии…

К 1100 г. до н. э. крито-микенская цивилизация исчезла. С её исчезновением искусство письма было забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100 - 800 гг. до н. э., поэтому его называют Тёмными веками. В этот период у греков было мало контактов с другими народами, поэтому в иностранных источниках встречается мало упоминаний о них. В Греции резко сократилось население, сельское хозяйство и ремесло уменьшили объёмы и ухудшили качество продукции.

В VIII - VI вв. (период архаики) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Появляется частная собственность на движимое и недвижимое имущество.

Характерная черта экономики этого периода в истории Эллады - наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колоний в метрополию, а так же с развитием в метрополии ремесел и вывозом ремесленных изделий в колонии. Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и развитие в греческом мире монеты.

По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки - привозные рабы. Труд рабов используется в рудниках, в ремесле, в портовых и корабельных работах.

Появляются новые группы населения - судовладельцы, собственники ремесленных мастерских, которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств - полисов, возникших в VIII - VI вв. до н. э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией.

Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 км 2 . Другие полисы были намного меньше, их территория не превышала 350 км 2 . К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений.

Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины - свободные собственники - обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство, со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно замкнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое и идейное целое.

Принадлежностью к гражданскому коллективу полиса обусловливалось право собственности на землю, но в рамках этого коллектива земельная собственность свободно обращалась, по крайней мере, с конца V в. до н. э. Быстрое развитие товарно-денежных отношений привело к экономическому расцвету греческих городов-государств, в котором в той или иной мере были заинтересованы различные слои свободного населения.

Греция архаического и классического периодов

Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались неполноправными. К ним относились прежде всего зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но тем не менее им, как правило, запрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ к управлению полисом.

На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой жесткостью и определенностью. (Исключение составляла Спарта, где рабы-илоты сохраняли некоторую самостоятельность.) Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного, была такой отчетливой.

Рабы в Греции не имели никаких прав и действительно приравнивались к "говорящим орудиям": они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплодом и тоже считались рабами. Даже в тех случаях, когда рабов отпускали на волю, они оставались неполноправными и все равно зависели от прежнего хозяина, который становился их покровителем, патроном.

Рабство в Древней Греции воспринималось как нечто само собой разумеющееся, свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям. Так, великий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.) полагал, что "одни естественно являются свободными, а другие - естественно рабами, и... по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо".

С переходом к хлебопашеству из общего владения отдельным хозяйствам стали выделять особые участки (клеры), превратившиеся в частную собственность своих владельцев. В то время как одни богатели, сосредоточивая в своих руках все больше и больше земли, другие, наоборот, беднели и теряли землю. Так произошло распадение общины на крупных землевладельцев и на безземельный люд (феты). Первые составили сословие благородных, которые уже у Гомера называются лучшими людьми. Благородство именно и состояло в происхождении из хорошего рода, предком которого считался бог или герой.

Отмена царской власти, совершившаяся в VIII и VII вв. в большей части греческих городов, отнюдь не была следствием каких-либо внезапных переворотов. Царскую власть все более и более ограничивали, из пожизненной делали срочною, а из наследственной в известном роде - вообще доступною всем знатным родам. Даже наследственный царь-жрец, - там, где он сохранялся, - превратился в выборного сановника. Таким образом, землевладельческая знать, расчлененная на отдельные роды, делалась правящим сословием государства Главным органом аристократического правления сделался бывший царский совет. Он постановлял свои приговоры на основании старых обычаев, а так как последние не были записаны, то решения судей отличались очень часто произволом и несправедливостью. Вот почему одним из первых требований низшего слоя свободных граждан были писаные законы.

Наиболее важными государствами в Греции были Лакония (Спарта) и Аттика (Афины).

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин (герусия), состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали - это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин на собраниях рядовые спартиаты не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение или неодобрение предложенным решениям. Строй Спарты можно назвать олигархическим.

Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались и за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам "нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием".

Лакония в ее население. Лакония занимала юго-восточную часть Пелопоннеса и состояла из долины реки Эврота и ограничивавших ее горных хребтов. В этой стране были и пахотные земли, и пастбища, и леса, в которых водилось множество дичи, а в горах было много железа: из него местные жители выделывали оружие. Население страны состояло из потомков дорийских завоевателей и покоренных ими ахеян. Первые, спартиаты были одни полноправными гражданами государства, вторые делились на два класса: одни назывались илотами и были крепостными крестьянами, подчиненными, впрочем, не отдельным гражданам, а целому государству, другие же носили название периэков и представляли собою лично свободных людей, но стоявших к Спарте в отношении подданных без каких бы то ни было политических прав. Большая часть земли считалась общею собственностью государства, из которой последнее давало спартиатам для пропитания отдельные участки, первоначально бывшие приблизительно одинаковой величины. Обрабатывались эти участки илотам. Периэкам была оставлена часть их земли, жили они в городах, занимаясь ремеслом и торговлею, но вообще в Лаконии эти занятия были мало развиты; уже в то время, когда у других греков была монета, в этой стране, как орудие мены, употреблялись железные прутья. Периэки обязаны были платить налог в государственную казну. Спартиаты не имели права покидать свою страну, а чужеземцам запрещалось жить в Лаконии.

В Спарте сохранилась старая царская власть, но царей было одновременно два. Вероятнее всего, или это были потомки царских родов двух слившихся воедино общин, или должность второго царя была учреждена для ограничения царской власти в ту эпоху, когда подобное явление происходило и в других частях Греции. Старейшины, или геронты, выбирались на весь остаток жизни из мужчин не моложе 60 лет, но их было только двадцать восемь. Вместе с обоими царями они и составляли правительственный совет, называвшийся герусией (советом старейшин). Другое важное учреждение представляла из себя коллегия пяти эфоров, выбиравшихся народом только на год. Эфоры были следователями в делах уголовных, судьями в делах гражданских, надзирателями за поведением граждан и самих должностных лиц. Этот государственный строй держался в неизменном виде очень долго. Спартанская республика была оплотом старины и олигархического правления.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, называвших себя "общиной равных".

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения - вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жестокое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайше регламентированная жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель - сделать из спартанцев мужественных, выносливых воинов.

Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. стал воздвигаться Акрополь - вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан и расцвет греческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Афинское государство. Население Аттики причислялось к племени ионян. Первоначально здесь было несколько государств, но они слились в одно государство, сделав его средоточием Афины. Кроме граждан государства, в Аттике жили метеки - пришельцы из других мест, занимавшиеся промыслами и торговлей, платившие подати и даже бывшие обязанными участвовать в войске, но не считавшиеся гражданами. Сами граждане делились на три класса: землевладельческую знать, мелких землевладельцев и ремесленников. Афинская знать составляла сословие благородных, или эвпатридов (т.е. имеющих хороших отцов). Свободные крестьяне, жившие на своих маленьких участках, назывались геоморами, ремесленники - демиургами: геоморы и демиурги, вместе взятые, составляли демос.

Вo главе Афин стоял первоначально царь, который правил с советом, состоявшим из старейшин наиболее важных родов и носившим название ареопага . Царская власть, однако, перешла постепенно к выборным сановникам. Прежде всего, стали избирать в помощники царю на войне особого полководца, полемарха , потом и часть правительственных и судебных дел начали поручать особому сановнику архонту (правителю), которого назначал ареопаг, а еще позднее создали должность шести судей, фесмофетов . Таким образом царская власть разделилась между девятью сановниками, которые все стали называться архонтами. В середине VIII в., до н. э., их стали избирать на десять лет, а не пожизненно, как прежде, в начале же VII в. - лишь на один год. По мере того, как царская власть дробилась между отдельными сановниками, бывший царский совет, ареопаг, наоборот, получал все большее и большее значение. Он стал пополняться архонтами, хорошо исполнявшими свои обязанности и становившимися уже пожизненными членами этого учреждения. Афины сделались настоящей олигархией, в которой ареопаг являлся средоточием интересов, стремлений и традиций сословия эвпатридов.

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. до н. э. Афины образовали Делосский морской союз (что центр его находился на острове Делос) равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т. е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.

Аттическая знать не только политически господствовала над народом, но и поработила его в экономическом отношении. В Аттике было очень много геоморов, сидевших на небольших участках и ведших на них свое хозяйство. С ростом населения эти участки все более и более дробились, и скоро геоморам стало очень трудно жить, тем более что, благодаря ввозу хлеба из-за границы, земледелие в малоплодородной Аттике не могло быть очень прибыльным занятием. В случае, например, неурожая приходилось прибегать к займам у эвпатридов, но за выданные ссуды приходилось уплачивать большие проценты. Обеспечением долга служил участок должника, и заимодавец ставил на нем камень с высеченным на нем закладным актом, а если цена участка была ниже суммы долга, то сам должник и его семья отвечали собой и должны были отрабатывать недостающую сумму долга, т.е. попадали в рабство. Вследствие этого часть сельского населения Аттики не только разорилась, но и потеряла свободу.

Правящий класс уступил желанию народа и в 621 г. поручил одному из фесмофетов составить писаные законы, которыми руководились бы архонты, вместо старых обычаев и собственного усмотрения. Впоследствии, когда смягчились нравы, эти законы (законы Драконта) рассматривались, как образец жестокости, но, в сущности, афинский законодатель VII в. до н. э. лишь воспроизвел в своих постановлениях взгляды того времени на преступления и наказания. Об их соответствии общему сознанию народа можно заключить из того, что эти уголовные законы оставались в силе, по-видимому, до IV в. до н. э. Это законодательство оставляло неприкосновенным прежнее долговое право. Раздражение народа приняло такой характер, что знать была вынуждена ради предотвращения восстания пойти, на уступки, и результатом этого было знаменитое законодательство Солона.

Солон принадлежал сам к сословию эвпатридов, но главным его занятием была торговля, которая заставила его посетить многие чужие страны, что его обогатило знаниями и жизненным опытом. Солон уже успел оказать родному государству важные услуги, когда в 594 г. до н. э. был избран первым архонтом с полномочием издать необходимые законы. Его задачей было "снятие бремени" (сисахфия) с народа и земли, как было им названо уничтожение всех долговых обязательств с их последствиями. Все долги были отменены, залоговые камни, обременившие земельные участки геоморов, были сняты, все, кто только находился в рабстве из-за сделанного долга, были освобождены, и впредь было запрещено заимодавцам обращать в рабство своих должников. Солон занялся реформами в гражданском праве, дозволив гражданам между прочим совершать духовные завещания, - указание на то, что в это время принцип родовой или семейной собственности пришел в Аттике в упадок, так как право завещать свое имущество по усмотрению предполагает существование чисто личной собственности. В тяжбах об имуществах можно было жаловаться (апеллировать) на приговоры должностных лиц так называемой гелиэйе, собранию присяжных, которые выбирались по жребию из всех граждан свыше 30 лет от роду.

Солон ввел в Афинах новое деление граждан на классы, положив в его основу имущественный ценз, т.е. количество дохода, получаемого с имущества (но только с недвижимого). Этих классов было четыре: пентакосиомедимны , самые богатые граждане, имевшие не менее пятисот медимнов ячменя (либо вина и оливкового масла) годового дохода; гиппеи , т.е. всадники, доходы которых равнялись тремстам медимнов; зевгиты , т.е. упряжники, получавшие не менее двухсот медимнов, и феты , доход коих был меньше этой цифры. (Всадники называюсь так потому, что могли являться на войну с лошадью, упряжники же получили свое название оттого, что имели пару мулов для вспахивания поля). Между этими классами были распределены права и обязанности, а именно более богатые имели большие права, но и несли более тяжелые повинности. Главные должности в государстве были доступны лишь пентакосиомедимнам, феты же могли только принимать участие в народном собрании. Зато на первый класс возлагались такие обязанности, как сооружение кораблей, устройство публичных празднеств и т.п., кроме личной службы в войске в хорошем вооружении и на конях, тогда как люди четвертого класса выходили на войну легковооруженными (со щитом, луком и стрелами) или делались гребцами на военных судах. (Лица второго класса являлись в войско на своих конях и во "всеоружии" - в шлеме, латах, поножах, со щитом и копьем; лица третьего участвовали в тяжеловооруженной пехоте, т.е. служили гоплитами и тоже в полном вооружении.) Такое распределение прав между гражданами не было ни аристократией, ни демократией и получило потому особое название тимократии (от греч. тимния - ценз).

Солон преобразовал и государственное устройство Афин. Во главе правления были оставлены девять архонтов, но они избирались уже не из одних эвпатридов и не одними эвпатридами, а из всех граждан первого класса и всем народом, которому и отдавали отчет в своем правлении. Рядом с ареопагом, за которым остались высший надзор за соблюдением религиозных предписаний и законов и поведением граждан, а также суд об убийстве, Солон учредил новый совет четырехсот. Совет сделался главным правительственным учреждением, так как он заведовал доходами и расходами государства, сносился с иностранными правительствами, предварительно рассматривал вес правительственные мероприятия и т.п. Все граждане, не исключая фетов, имели право участвовать в народном собрании, которое избирало всех должностных лиц, решало все важнейшие дела и принимало постановления законодательного характера, но только под высшим надзором ареопага, который мог отменять все, что, по его мнению, противоречило законам и было опасно для государства.

Реформа Солона раздражила эвпатридов, но не вполне удовлетворила и народ. В сущности, за старою знатью она все-таки оставляла большое значение. С другой стороны, в народе было много недовольных тем, что Солон не уравнял поземельной собственности, как на то многие рассчитывали. Наконец, сисахфия уничтожила старые долговые обязательства, но прежние экономические условия, порождавшие необходимость входить в долги и платить большие проценты, оставались в силе. Вот почему народное брожение продолжалось и после реформы, произведенной Солоном. Исходом из такого состояния явилось установление в Афинах тирании, как это делалось в то же самое время и в других городах Греции. Тирания господствовала в Афинах полстолетия (560-510). Сначала правил городом Писистрат (до 527 г.), потом два его сына, Гиппий и Гиппарх.

Впоследствии, после изгнания из Афин тирана в Аттике опять началась борьба партий. В 508-506 гг. до н. э. была проведена реформа Клисфена, положившая начало афинской демократии. Представители демоса получили право занимать выборные должности. Правда, звание архонтов оставалось доступным только первым двум классам, но само архонтство потеряло прежнее значение, а в Совет попасть мог даже самый бедный гражданин, так как избрание в это учреждение производилось по жребию из всех граждан, искавших этой должности. Архонтство сильно потерпело в своем значении еще при тирании, теперь же были учреждены особые коллегии, к которым перешли обязанности архонтов. Для обеспечения преобразованного государственного строя от тирании Клисфен ввел так называемый остракизм. Каждою весною народ должен был подавать голоса по вопросу, не представляет ли кто-либо из граждан опасности для свободы, и если получался утвердительный ответ, то созывалось новое собрание граждан, на котором каждый присутствующий писал на раковине или черепке (остракизм). Кто имел против себя большинство голосов, тот изгонялся из Аттики на десять лет, но не терял при этом своего имущества и по возвращении пользовался снова всеми своими правами.

Благодаря реформе Клисфена, народ получил мало-помалу решающий голос во всех важнейших делах государства, и народное вече (экклесия) стало приобретать главное значение во внутренней жизни Афин.

Превращение Афин в морское и торговое государство должно было повлечь перемены в их внутреннем устройстве уже по одному тому, что введенная Солоном и удержанная Клисфеном тимократия была основана на землевладении, которое теперь, как основа влияния в обществе, уступило место промышленности и торговле. Целый ряд перемен, совершившихся в афинском государственном быту в первой половине V в. до н. э., привел к торжеству демократии. Прежде всего, в это время государственные должности, бывшие достоянием одних богатых, сделались доступными одинаково всем гражданам без различия классов. Но в Афинах еще оставалось учреждение, которое противоречило самому духу демократии. Это был ареопаг, состоявший из пожизненных членов и пользовавшийся правом высшего надзора над самим народным вечем. В ареопаге царствовали старые религиозные традиции, не очень-то благоприятствовавшие стремлению к переменам, а состав его из бывших архонтов, попадавших в эту должность по жребию, т.е. случайно, отнюдь не заключал в себе обеспечения того, что ареопаг будет особенно мудро пользоваться своими правами.

Удар ареопагу решился нанести Эфиальт. Он провел предложение, по которому за названным учреждением были оставлены одни дела о смертоубийствах (по их связи с религиозными представлениями об умилостивлении богов). Все остальные права ареопага были разделены между народным собранием, Советом пятисот и гелиейей, т.е. судом присяжных, выбиравшихся по жребию из всех граждан не ниже 30 лет от роду. должностные лица теперь должны были представлять свои годичные отчеты уже непосредственно народу и народ мог даже смещать их до срока в случае какой-либо провинности с их стороны. Предлагать новые законы народу дозволялось, лишь доказав негодность старых перед гелиеей.

Смерть помешала самому Эфиалъту завершить указанную реформу, но он нашел продолжателя своего дела в лице Перикла. В правление Перикла афинская демократия достигла наибольшего своего развития. Четыре раза в месяц в городе собиралось народное собрание, в котором должны были участвовать все граждане и каждый мог высказывать свое мнение, а дела решались большинством голосов. Совет пятисот подготовлял предложения, которые должны были делаться народу, и заведовал текущими делами. Все судебные дела рассматривались судом присяжных, состоявшим из шести тысяч граждан, избранных по жребию и разделенных на десять отделений. Почти все государственные должности замешались посредством жребия, но каждый избранный перед вступлением в должность должен был доказать, что сумеет исполнять связанные с нею обязанности. Одни только стратеги продолжали избираться путем прямой подачи голосов и переизбираться вновь по истечении годового срока. Таким образом, верховная власть в Афинах находилась непосредственно в руках народа. Чтобы народ имел возможность действительно исполнять, например, обязанности судей, которым было очень много дел с тяжбами, возникавшими в других городах, но рассматривавшимися в Афинах, Перикл ввел небольшое вознаграждение за отправление судейской должности, в размере двух-трех оболов в день, - сумма, на которую можно было иметь дневное пропитание.

Греческая демократия достигла своего расцвета. Однако бесконечные конфликты между греческими полисами выдвигали на арену новую силу - Македонию. Александр Македонский стал "могильщиком" греческой демократии, которая исчезла в котле первого передела мира.

Александр Македонский, вступивший на престол Македонии в 336 г. до н. э., реализовал планы, которые вынашивал его отец: предпринял поход против персов - давних врагов греков. Персидская держава, в то время уже довольно слабая, охватывала огромную территорию: нагорье Ирана, большую часть Средней Азии, всю Переднюю и Малую Азию, часть Индии и Египет. После первых побед у Александра Македонского возникла идея завоевания всей Персидской державы, а потом и мирового господства. Только в 324 г. до н. э., доведя свое изнуренное войско до реки Инд, Александр был вынужден закончить долгий военный поход и через год умер в возрасте 33 лет.

Благодаря завоеваниям Александра Македонского была создана гигантская империя, включавшая в себя помимо Балканского полуострова и островов Эгейского моря Египет, Малую Азию, юг Средней и часть Центральной Азии. Походы великого полководца несли одновременно и разрушение и созидание. На Восток хлынули потоки греческих и македонских поселенцев, которые повсеместно устанавливали новые социальные отношения, основывали города-полисы, прокладывали пути сообщения и распространяли культуру греческого мира, в свою очередь вбирая достижения древнейших цивилизаций.

Во многих завоеванных городах устраивались общественные школы, где мальчиков учили на греческий лад, строились театры, стадионы, ипподромы. Греческая культура и образ жизни проникали на Восток, впитывая в себя традиции восточных культур. Вместе с греческими богами почитались Исида и Осирис и другие восточные божества, в честь которых воздвигались храмы. Эллинистические цари насаждали, по восточному обычаю, царский культ. Некоторые города превращались в крупнейшие культурные центры, соперничавшие с греческими. Так, в Александрии была создана огромная библиотека, которая насчитывала около 700 тыс. свитков. Крупные библиотеки были в Пергаме и Антиохии.

Политическая жизнь и система ценностей

Империя была крайне непрочным образованием. В нее входили области, очень отличающиеся друг от друга и в экономическом, и в культурном отношении. Их население исповедовало разные религии. Александр Македонский, захватывая прежде всего крупные города, довольствовался сбором налогов с покоренных областей, мало что меняя в их жизни. После его смерти держава была поделена между преемниками Александра - полководцами, которые вели друг с другом борьбу за власть. Вновь возникали и распадались военные союзы, возвышались и терпели поражения наместники. Греция эпохи эллинизма представляла собой ряд отдельных государств, в которых местные традиции переплетались с греческими и македонскими.

Эти государства представляли собой своеобразное соединение восточных деспотий и полисной системы. Во главе стоял монарх, имевший свои земли, постоянную армию и централизованную администрацию. Но города с приписанными к ним сельскими территориями сохраняли самоуправление. Правда, размеры городских земель зависели от царя, полис терял право вести самостоятельную внешнюю политику, а за его внутренними делами следил царский чиновник.

Внутри эллинистических государств не было настоящей стабильности: время от времени их потрясали династические войны, конфликты между городской знатью и царской администрацией, борьба городов за полную автономию и выступления социальных низов против налоговой системы. Ситуация усугублялась тем, что уже в III в. до н. э. молодая воинственная римская цивилизация начала наступление на эллинский мир, завоевывая одно государство за другим.

Эллинистический мир постепенно поглощался Римской империей. В 196 г. до н. э. Рим провозгласил "свободу" греческих полисов, т. е. ликвидацию монархического строя - лозунг, имевший определенную популярность у греков. Римские гарнизоны размещались теперь в крупных городах Эллады, Рим определял границы государств, вмешивался во внутренние дела полисов. Союзы полисов были распущены, вместо демократии установлена олигархия, огромное число людей продавалось в рабство и вывозилось из страны. В 30 г. до н. э. римские войска завоевали Египет - последнее из сохранивших независимость эллинистических государств.

В эпоху эллинизма впервые в истории человечества контакты между Востоком и Западом стали постоянными и устойчивыми. Эти контакты проявились во многих областях: окрепли торговые связи, создавались новые формы государственности, росло культурное взаимодействие. Но в конечном счете превращение Греции в мировую державу не влило новых сил в древнюю цивилизацию. Основы, греческой цивилизации (демократизм, замкнутость полисов - автаркия) размывались, а новые цивилизационные основы так и не были созданы.

Я отправился за первым российским электромобилем с одержимостью аргонавтов, которые когда-то отважились на путешествие за золотым руном. Давка в трамвае, людское море в метро - и вот он, заветный островок техцентра, где ждет «Эллада». Но, как и у древнегреческих мореплавателей, с достижением цели мои приключения только начались.

«ЕСЛИ СНИКНЕТ ПАРУС, МЫ УДАРИМ ВЕСЛАМИ…»

Внешне электро-«Калина» - обычный универсал (только передний бампер иной). Внутри тоже все знакомо, потому особых эмоций поначалу не возникает.

Поворачиваю ключ в замке. Секундная пауза, и на панели приборов высвечивается маленький зеленый автомобильчик. Селектор в «драйв» - машина бесшумно трогается под шорох шин.

Чувствительная педаль газа требует привыкания. Коснулся - и электрокар прямо прыгнул вперед! Для традиционных «Калин» такое ускорение - предел мечтаний. Прежде у автовазовских машин подобной динамики не встречал. Но азарт остудил борткомпьютер: на цветном дисплее высветился приговор - 13 км до подзарядки. И это с полностью заряженными батареями... Сразу вспомнил зимний тест «Мицубиси-iMiEV» (ЗР, 2012, № 6), на котором мы до редакции так и не доехали. Звоню коллегам: мол, протягивайте нить Ариадны в виде буксировочной стропы, а то до розетки, боюсь, не дотяну. Хорошо хоть, на улице -1 ºС, а не -20º, как тогда.

Выключаю фары, печку, еду спокойно, не быстрее 50 км/ч. На спуске с моста жму на тормоз и чувствую, как в конце хода педали растет усилие, а стрелка в левом блюдце панели приборов опускается в синюю зону - рекуперативное торможение ободряет борткомпьютер, он милостиво показывает 14 км. Уже лучше, но левая педаль от этого не стала более информативной. Замедление невнятное, а на черепашьей скорости колеса будто кто-то схватывает щипцами. У iMiEV и «Рено-Зое» тормоза настроены гораздо лучше.

РАЗРЕШИТЕ ПРИКУРИТЬ?

Благополучно приехал на редакционную парковку и любуюсь высветившимися на мониторе магическими цифрами: 30 км. Окрыленный результатом, подзарядил машину от розетки за ночь (примерно 8–10 часов) и снова вырулил на городские улицы. Включив печку, замечаю, что салон прогревается долго. Но, по ощущениям, тепло уходит медленнее, чем в «Мицубиси-iMiEV», хотя «Калина» заметно больше. Накрутив по городу около 20 км, разрядил машину почти на 60%. Очередную зарядку решил провести на ближайшей консоли - в Москве их уже немало. На сайте компании «Револьта» (Revolta, занимается развитием сети зарядных станций) есть подробная карта. Увидев поблескивающий на солнце столбик, понимаю - это не привычный визит на АЗС!

Увы, добраться до живительного тока невозможно: места для зарядки заставлены бензиновыми машинами! Да и специальной карточки оплаты в кармане нет. Впрочем, это для меня всё впервые, а обладатели электромобилей заранее продумывают процесс. Своему клиенту «Револьта» может бесплатно установить консоль хоть дома, но тогда за каждый киловатт придется платить чуть ли не вдвое больше. Однако самое ужасное - «Элладу» от этих станций зарядить все равно не получится, потому что стандарты зарядки машины и консолей разные!

«Лада-Эллада» должна заряжаться не только от бытовой розетки, но и от соответствующих международным стандартам зарядных консолей. Тогда жить с российским электромобилем станет легче

Стандарты определяют тип кабелей, розеток, коннекторов, допускаемых к использованию в зарядных устройствах. И разработчики электрокаров в Европе и Америке следуют этим правилам. То есть «Тесла», iMiEV и другие - на зарядку становись, а «Эллада» - нет. И это сильно осложняет жизнь владельцам российского электромобиля. У большинства заграничных машин кабель снабжен преобразователем напряжения Mode 2 (медленная зарядка переменным током от бытовой сети с использованием защиты внутри кабеля), опять же описанный в стандарте и предохраняющий от удара током или возгорания, а у автовазовского электромобиля кабель без этого «излишества».

БИТВА С МИНОТАВРОМ

Прогрессивное мышление, подобно Гераклу, постепенно побеждает невежество Минотавра. Снижение пошлин на электромобили позволило сбросить цену «Мицубиси-iMiEV» с 1 799 000 до 999 000 рублей. Ценник на серийную «Элладу» обещают существенно ниже.

Но если завод действительно хочет превратить миф об электромобилях в быль, нужно сделать так, чтобы «Эллада» подзаряжалась от различных зарядных консолей. Затем объяснить дилерам структуру их будущих доходов от продажи экзотической пока машины. Наконец, обучить спасателей, как это делает «Тесла». Ведь, если машина попадет в серьезное ДТП, нужно знать, где разрезать кузов и как разрывать силовую цепь, находящуюся под большим напряжением.

Вот тогда у АВТОВАЗа появится шанс завладеть поистине золотым руном. Уверен, появление массовых электромобилей в России и высокий спрос на них у населения и корпоративных клиентов - лишь вопрос времени.

ПЛЮС Великолепная динамика, хорошее оснащение и тишина в салоне. МИНУС Ограниченный пробег и медленный прогрев салона, неинформативные тормоза.

Благодарим автосалон «АвтоГермес» за предоставленный на тест электромобиль и компанию «Револьта» за помощь в подготовке материала.

ПЯТЬ ФАКТОВ ПРО ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

Первый российский электрокар построили в 1899 году в Санкт-Петербурге.

В 1917 году фирма Woods Motor Vehicle показала первый гибрид.

В 1971 году электромобиль побывал на Луне в составе экспедиции «Аполлон-16».

К 2011 году почти половина европейских стран ввела льготы на покупку машин с нулевыми выбросами СO 2 .

В начале 2014-го в России на два года отменили таможенную пошлину на электромобили для юридических лиц. Раньше она составляла 19%.

ПОМЯНЕМ СТАРОЕ

Электромобили - отнюдь не изобретение современного мира. Первый трехколесный электрокар француз Гюстав Труве показал еще в 1881 году. А в 1897-м американцы заставили электричество зарабатывать деньги. Тогда в такси Нью-Йорка начали работать первые машины на электротяге. Позже, в 1912 году, в США появилась еще одна интересная машина - Detroit Electric Clear Vision Brougham (на фото). При мощности 4 л.с. она развивала 37 км/ч и могла проехать около 160 км. Основными покупателями были женщины, так как пуск электромотора, в отличие от бензинового двигателя, не требовал больших физических усилий. Изначально модель оснащали свинцово-кислотными батареями, но вскоре примерно за 600 долларов доплаты начали ставить и железоникелевый аккумулятор Эдисона. Росту продаж (около 1500 экземпляров в год) помогали высокие цены на бензин, ведь полным ходом шла Первая мировая война.

Обращение к искусству Древней Эллады может показаться в наши дни анахронизмом: зачем заниматься созерцанием давно исчезнувших памятников, когда человечество многострадального XX в. в муках и сомнениях ищет решения насущных жизненных вопросов? Имеют ли право трехтысячелетней давности изваяния, к тому же в большинстве своем сильно разбитые, подчас малопонятные, отвлекать внимание и время современного, вечно занятого человека? Могут ли они дать ему больше, чем познание ряда фактов и событий о том или ином времени, успокоят ли его в минуты глубоких душевных потрясений или взволнуют в тяжелые периоды равнодушия и депрессии, захватывающих порой не одного человека, а все общество?
Ответы на эти вопросы вряд ли можно найти в какой-нибудь книге. Они являются иногда в самый неожиданный момент и нередко в те часы, когда человек, придя в музей, выключается из повседневной спешки. Задержавшись в залах искусства Древней Эллады, он видит йа первый взгляд однообразные мраморные изваяния, отличающиеся друг от друга лишь поворотом торса или наклоном головы, движением рук или постановкой ног. Люди, которым все это кажется скучным, торопятся в залы, где скульптурные монументы полны кипящих страстей или красочные полотна рассказывают о занимательных ситуациях, драматических событиях, сразу захватывая воображение зрителя. Однако тот, кто заинтересуется античными памятниками, может не беспокоиться: он получит свою награду. Эллинская скульптура (а главное в искусстве древних греков это пластика -«муза сильная, но скрытная») не раскрывает всего богатства заключенных в ней эмоций, конфликтов, идеалов сразу. Она требует неторопливого, вдумчивого созерцания, проникновения в характер пластических форм, почти реального, доставляющего радость зрительного осязания всевозможных нюансов в моделировке мраморных изваяний.
Эллинское искусство, о котором пойдет речь, не такое уж, собственно говоря, и музейно-антикварное: для наслаждения им необязательно идти в залы Эрмитажа. На улицах русских и западноевропейских городов во множестве стоят здания, мимо которых люди ходят ежедневно и видят украшенные скульптурами фронтоны, рельефные фризы или монументальные статуи, прекрасные колоннады, созданные обращавшимися к античности зодчими. Прохожие обычно не думают при этом о древних эллинах, но в глубинах их сознания возникает порой воспоминание о живших тысячелетия назад и открывших для людей возможность «правильно радоваться», как говорил Аристотель, греках. Благодаря их эсте-

Тическим озарениям, у дорического портика в человека как бы вселяется мужество и доблесть, а у ионического или коринфского, украшающего вход в театр, человек испытывает «радость узнавания», предчувствуя встречу с искусством.
Несмотря на тысячелетия, отделяющие нас от древних эллинов, мы во многом живем и дышим их сознанием мира, их отношением к бытию, окрашенным и обогащенным к тому же великими идеями христианства...
Художественное наследие Древней Эллады - одна из двух составных частей великой античной культуры (другая - искусство Древнего Рима), определившей сущность всего последующего европейского эстетического творчества. Древние эллины, или греки, были небольшим, но талантливым народом, населявшим Балканский полуостров в I тыс. до н. э. Истоки их происхождения уходят в далекое прошлое.
В III-II тыс. до н. э. на Балканском полуострове, в западной береговой части Малой Азии и на островах Эгейского моря жили далекие предки греков. Большие укрепленные города ахейцев - Микены, Ти-ринф, Афины, Пилос и другие - были частью великой, очень развитой, но пока что малоизученной эгейской или крито-микенской культуры вместе с Троей, городами острова Крита и многими другими центрами Эгейского бассейна1. Покорившие Крит, но ослабленные после изнурительной борьбы с Троей, ахейцы испытали на себе сокрушительный напор дорян: племена эти хлынули на Балканский полуостров с севера и разрушили города ахейцев,*"оттеснив жителей в южные области Пело-понесса.
Можно сказать, что греческое искусство начало свою историю с XI в. до н. э. В I в. до н. э. римляне превратили Грецию в имперскую провинцию. И хотя эллинские города существовали до конца античного периода и далее, их культура и искусство с I по IV в. н. э. были уже частью культуры Римской империи. Великий же период эллинского искусства, оставивший человечеству ярчайшие памятники, продолжался с XI до I в. до н. э. О нем и пойдет речь в этой книге.
Искусство Эллады, естественно, имело в своем развитии начальные стадии, века расцвета и поздний период, когда в характере художест-
1 Некоторые исследователи считают искусство Эгейского мира началом греческой культуры, другие более осторожны и относятся к нему как к «буферному» явлению между древневосточной и греческой цивилизациями. В этой книге рассказ об искусстве Эллады начинается с творчества дорян. С художественными памятниками Эгейского мира читатель сможет познакомиться в других изданиях, в частности, в альбоме: Эгейское искусство.- М., 1972. В данной книге из памятников эгейского искусства читатель увидит (во вклейке и на форзаце) четыре произведения.
Читатель, заинтересующийся более полным составом иллюстраций по греческому искусству, сможет найти их воспроизведение в других книгах автора.

Венных форм стала ощущаться утрата былой цельности и совершенства. В связи с этим в искусстве Эллады различают несколько периодов: гомеровский (XI-VIII вв. до н. э.), архаический (VII-VI вв. до н. э.), классический (V-IV вв. до н. э.) и эллинистический (III-I вв. до н. э.). Последние античные века (I-IV вв. н. э.) Эллада жила, как отмечалось, под властью Рима.
Когда читатель встречается с теми или иными системами периодизации искусства, ему надо всегда иметь в виду условность предлагаемых границ, устанавливаемых только для удобства понимания развития и находящихся в противоречии с живой непрерывностью вечного, никогда не останавливающегося движения. Невозможно указать точно рубежи архаики и классики, классики и эллинизма, как нельзя утверждать, что именно в таком-то веке или в таком-то году завершилось, к примеру, искусство Древнего Востока и началась античная эпоха. Во многих ранних памятниках греческой архаики еще долгое время давали о себе знать элементы древневосточного искусства. Ту же непрерывность, безос-тановочность можно наблюдать и в период заката античности. Во II в. н. э. в Риме еще строился великий храм всех богов Пантеон - знаменитейший памятник языческой эпохи, но в те же годы в глубоких подземельях Рима, катакомбах, уже возникали раннехристианские произведения - полные новых чувственных эмоций фрески, многофигурные рельефы на мраморных саркофагах. Непрерывность, цельность и монолитность процесса развития античного искусства (как, впрочем, и искусства других эпох) всегда необходимо учитывать, созерцая и мысленно анализируя особенности различных художественных форм.
Искусство античной Греции - важнейший этап в развитии общечеловеческой культуры, расположенный хронологически между эпохами Древнего Востока и средневековьем,- своего рода звено в цепи всеобщей эволюции художественной формы. В то же время искусство Эллады - явление оригинальное, особенное. Именно эти два его качества - общеисторическое значение и индивидуальная, неповторимая сущность - должны всегда осознаваться человеком, соприкасающимся с образами, созданными древними греками. Также, впрочем, следует относиться и к- каждому отдельному произведению искусства, являющемуся, с одной стороны, элементом непрерывной общечеловеческой эволюции, частью всеобщей цивилизации, а с другой - исключительным созданием индивидуума - художника, которому никогда нельзя найти ничего вполне адекватного.
Читатель, знакомый с памятниками Древнего Востока, знающий о существовании пирамид в Гизе, о рельефах египетских храмов, о монументальных изваяниях фараонов, заметит много принципиально нового в искусстве древних эллинов. Действительно, древнеегипетскими художниками руководили чувства необъятности, глобальности мира, настроения, окрашенные осознанием космичности бытия: колонны египетских храмов и сейчас воспринимаются как гигантские воплощения самой сущности растений - лотоса или папируса, потолки центральных

Рождение Афродиты. Рельеф. Мрамор. Около 460 г. до н. э. Рим, Национальный музей
залов - как небо со звездами, а сами храмы - как художественная модель вселенной. Человек рядом с такими архитектурными образами кажется ничтожно малым, незначительным, почти песчинкой. У храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри он ничтожен - над ним возносится как символ божества храм с огромной колоннадой, еще выше царит природа (скалы) и над всем этим господствует небо и всеобъемлющий космос. В Греции же художники, не утратив ощущения космичности бытия, главное стали видеть в земных образах. Храмы строились исходя из пропорций человека, колонны нередко принимали облик кариатид и атлантов.
Границы понятия божества в Египте были бесконечно широкими. В Греции же все мировые сущности (природа, животные, растения), включенные в понятие божества, обретали вид человека. Бытие воплощал мужественный мудрый Зевс, безбрежность моря с его волнениями и опасностями - Посейдон, растительный мир, обещающий плодородие и богатство,- Деметра, царство животных - Артемида и т. д.
Божество в сознании древнего египетского художника являлось бесконечным по своим параметрам, в Греции божественный и реальный мир фокусировался в человеческих формах. В таком изменении миро-

Воззрения можно почувствовать, с одной стороны, сужение рамок в вос приятии бытия, некоторое снижение его величия и всеобъемлемости, но, с другой, нельзя не усмотреть в этом и движения к гуманистическому осмыслению окружавшей действительности. Человек для грека уже не бесконечно малое, ничтожное, затерянное в безбрежности божественных сфер существо, но как бы само воплощение идеи, центр мироздания.
Если в Древнем Египте божество нередко выступало в облике полузверя, часто с телом человека и головой животного, то у древних греков все иначе: божество всегда имеет вид человека, а в обличьях чудовищ используется туловище зверя, но голова порой людская.
В искусстве Древнего Египта художник заворожен величием и таинственностью природы и божества, он охвачен торжественным и благоговейным трепетом. У греческих художников человек даже в раннюю архаическую эпоху кажется спокойным, уверенным, величественным.
По сравнению с египетским искусством в греческом усиливаются элементы светского начала, конечно, при очень значительном еще культовом его смысле.
Мир художественных образов Древнего Египта полон контрастов. Это или крупные фигуры всесильных фараонов, жрецов, чиновников или мелкие - ничтожных рабов, пленников. Объясняющаяся общественным положением разновеликость людей, изображенных на египетских рельефах, повсеместна. У древних эллинов она почти исчезает.
Внутренняя взволнованность даже внешне спокойных образов в древнеегипетских памятниках предельно акцентируется художниками. В искусстве греков, особенно в классический период, все тяготеет к сдержанности эмоций, возвышенной просветленности сознания.
Стоит обратить внимание на то, что после экспрессивности египетского восприятия мира, сменившегося рациональностью и логикой античности, эмоциональная сущность образов вновь ярко проявится в искусстве средних веков, чтобы снова в годы Ренессанса уступить место логически рассудочной системе. В таком бесконечно пульсирующем ритме человеческого отношения к миру, когда попеременно после чувственных принципов возникают рациональные, античность воспринимается как одно из ярчайших проявлений мирового художественного сознания.
Известно, что обостренная внутренняя эмоциональность и чувственная экспрессивность приводила в искусстве древних египтян к канонизации форм, своего рода принципам внешней сдержанности. Греческий философ Платон пишет: «Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах, и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами", не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное».
Совершенно иную картину представляет собой искусство древних греков, для которого характерно частое, очень заметное изменение художественных форм, особенно проявившееся на рубеже V-IV вв. до н. э.
1 Мусические искусства у древних греков - искусства, которыми управляют прекрасные Музы, руководимые богом Аполлоном.- Прим. автора книги.

Воплощавшееся, как отмечалось, в древнеегипетском искусстве осознание безграничности космических масштабов мироздания определяло заметную таинственность его образов.
В искусстве же эллинов, где основой нового мифологического восприятия стал человек и на его сущности сосредоточилось внимание художников, элемент загадочности бытия стал значительно меньше.
Ко времени становления античной (эллинской) художественной деятельности успели возникнуть и сформироваться основные известные и в наше время виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, рельеф, вазопись, глиптика и др. В Древней Элладе они получили дальнейшее развитие, что обусловило своеобразие и несходство древнегреческих и древнеегипетских памятников. В искусстве греков в то же время нельзя не заметить много нового, в частности, в отношении к материалам. Одним из основных новшеств стало широкое использование мрамора взамен созвучных ощущению вечности крепких пород камня (гранит, базальт, диорит), к тому же цветных, усиливавших этим отвлеченность египетских образов от реальности. Получили у эллинов распространение и новые, помимо инталии, виды глиптики, такие, в частности, как камея; во множестве возникали и стеклянные сосуды, весьма популярным стало искусство терракоты.
Инструментами эллинским ваятелям служили шпунт, скарпель, тра-янка, рашпиль, бурав. Первоначальная обработка производилась шпунтом, от ударов острого конца которого на поверхности оставались грубые следы. Затем каменный блок обрабатывался более тщательно скар-пелью, по которой, как и по шпунту, били молотком, так что от острого и плоского рабочего конца скарпели оставался след, напоминающий дорожку. Последующая отделка велась траянкой, оставлявшей мелкие параллельные насечки. Затем шла полировка камня рашпилем или песком. Для выделывания углублений - ушных раковин, ноздрей, складок одежды и т. д.- эллинские мастера применяли бурав.
В искусстве эллинов на первом по своему значению месте всегда стояла скульптура. Даже формы архитектуры (например, Парфенон) были пластичны. Очень слаборазвитая фресковая живопись на плоскости мало интересовала греков, ее оттеснили в годы расцвета (V в. до н. э.) рисунки на сферических поверхностях сосудов. Пластичность всего мировоззрения греков очевидна. Она заявляла о себе и в характере философских афористических умозаключений («Я знаю, что я ничего не знаю», «Познай самого себя» и т. п.), мифологические герои кажутся осязаемо персонифицированными идеями, поражает объемно-образное восприятие греками мира и всех элементов.
Если в искусстве Востока преобладали умозрительность, а порой не вполне ясная отвлеченность, таинственность (кстати, обнаружившиеся позднее и в искусстве средневековья), то созданный эллинами образ (архитектурный, скульптурный, философский, поэтический, мифологический, живописный) всегда предельно конкретен, он настолько явствен, что, кажется, его можно ощупать, потрогать рукой.

Пластичность восприятия мира - это стержень, сущность античного, преимущественно эллинского искусства. В римском уже будут заметны предпосылки перехода к новому - средневековому, как и до античности, более умозрительному, отвлеченному осмыслению бытия и человека.
В искусстве древних эллинов проявилась исключительная цельность эстетического осмысления мира, своего рода универсальность художественного мышления, способность одного мастера, далекого от профессиональной ограниченности, выражать свои чувства в разных видах искусства, в архитектурном сооружении, статуе, керамике или ювелирном изделии. Так работали Фидий, Скопас и, наверное, многие их соплеменники. Те же качества цельного художественного сознания не случайно заявили о себе позднее, в годы Высокого Возрождения, в творчестве Леонардо, Рафаэля, Микеланджело.
Эллин в своем сознании воспринимал себя человеком великим, гармоничным и прекрасным. «Художник, создавая их (статуи с фронтона Парфенона.- Г. С), вряд ли имел перед собой более совершенную натуру, чем мы,- высказывался Гете,- художник вырастал сам и, воплощая природу, отражал в ней собственное высокое совершенство... Кто хочет сделать нечто великое, тот должен настолько развить свои силы, чтобы быть в состоянии, подобно грекам, поднять низшую реальную природу до высоты своего духа и сделать действительным то, что в явлениях природы, в силу внутренней слабости или внешних препятствий, осталось простой возможностью»1.
Законченность и цельность, завершенность художественного образа была характерна для искусства древних эллинов. Ощущение двойственности, неопределенности исключалось. Греческому искусству чуждо сильно развившееся в средневековье чувство радости страдания, в нем не поощрялось воплощение взаимоисключающих, но переплетающихся эмоций. Красота, в эллинском искусстве всегда должна была быть логично выражена художником и также ясно, без недомолвок, воспринята зрителем. Искусство для древнего грека не было к тому же просто украшением, в нем заключался некий более серьезный, нравственно глубокий смысл, необходимый человеку в его реальной жизни. «Кто прекрасен - одно лишь нам радует зрение, кто ж хорош сам собой- и прекрасным покажется»,- говорит поэтесса Сафо. В эстетично^ сти создаваемых образов греки всегда хотели видеть этические, нравственные элементы. Очевидно, в связи с этим поэт Феогнид пишет: «Все, что прекрасно, то мило, а что не прекрасно, не мило». Логическая четкость художественных образов, определенность и законченность их форм, так же как пластичность, составляют одно из важнейших качеств эллинского искусства.
Еще одна, весьма важная, возможно, даже основная особенность эллинского искусства, с которой встретится читатель,- исключительно сильная метафоричность образов.
В памятниках Древнего Египта всегда, как отмечалось, на первое место выступала их культовая сущность. Ценимые сейчас, несомненно,
1 Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни: Пер. Е. Т. Рудневой.- М.; Л., 1934.- С. 406-407.

Огромные эстетические их качества, как бы велики они ни были, подчинялись религиозным канонам. В Элладе возникает и развивается новый, сосуществующий с культовым принцип художественного отражения мира. В памятниках всегда на первый план выступает метафоричность. Естественно, ее проявления эволюционируют в течение долгого времени, многие ранние произведения эллинов еще сохраняют высеченные на мраморных поверхностях пространные посвящения изображенным на них божествам. Позднее в классике эта тенденция исчезает, и невозможно уже представить на ноге Аполлона Бельведерского или Афродиты Ме-лосской выбитые многострочные обращения к божеству. Статуя начинает восприниматься не только как дар паломника всесильному олимпийцу, но прежде всего как художественное произведение. Этот процесс, активно развивавшийся в течение всей эллинской истории, привел, собственно, к рождению искусства. (Хотя надо отметить, что у древних греков не было в языке слова, равнозначного позднейшему термину «искусство».)
Метафоричность, свойственная искусству всех времен и народов, возникла и проявилась с особенной силой прежде всего у эллинов. Можно сказать, что она стала основой художественного образа. Как в известном стихотворении «На севере диком стоит одиноко...» поэт говорит не о сосне и пальме, но о разлученных любящих друг друга душах, а описанные деревья не что иное, как поэтические метафоры, так и эллинские образы нередко окрашиваются в новые, порой необычные, но всегда яркие тона, обогащающие восприятие.
Агесандр (м. б. Александр).
Афродита Мелосская. Мрамор.
1-я половина II в. до н. э. Париж, Лувр

Метафоричность как глубинное, основанное на ассоциативных связях эстетического характера свойство художественного образа (требующее внимательного, неторопливого его созерцания и переживания) составила основу греческого искусства, а в дальнейшем и всего более позднего - европейского. Метафора сложна, она неразрывно связана с созерцающим образ и, по существу, "отражается в нем, являясь как бы и его, зрителя, качеством. Чем острее восприимчивость человека, тем сложнее, богаче и многообразнее кажется ему метафорическая окраска памятника. Чем скромнее его эстетический багаж, тем бесцветнее для него метафора и менее выразительно произведение искусства.
В древнеегипетских памятниках, во многом, как упоминалось, подчиненных религиозным элементам восприятия, метафора осознается не всегда открыто и логично, так как мастер взывает прежде всего к чуду, откровению, таинственному озарению. Античный способ художественно-метафорического понимания и отражения мира принципиально отличен от египетского.
Рассматривая изваяния эгинского фронтона, где борются ахейцы и троянцы, нужно помнить, что в сознании человека V в. до н. э. этот конфликт ассоциировался с войной греков и персов, сильно волновавшей тогда эллинское общество. Изображенную на рельефах алтаря Зевса в Пергаме победу богов над гигантами мы воспринимаем как своего рода метафору, художественный намек на торжество жителей Пергама, одолевших своих противников - галлов.
Древние греки начинали понимать, что в живой ткани подлинного искусства скрыта не только красота иносказания - метафора, но и возможность чудесного предвидения. Они стали видеть в художниках прежде всего пророков.
Особенно ярко метафоричность греческого искусства проявляется в теме кентавромахии. Наивно было бы думать, что греки V в. до н. э. верили в существование кентавров-чудовищ. Кентавр воспринимался поэтическим образом получеловека-полуживотного, и победа над ним была торжеством светлого разума над хаотическим и смутным полузвериным состоянием.
Метафоричность эллинов проявлялась не только в философском осмыслении многих мифологических образов, но и в отношении мастеров к художественным свойствам материалов. Как бы в самом уже чуть «подтаивающем» с поверхности мраморе, особенно хорошо подходящем для статуй Афродиты, заключался смысл образа. Бронзе, более соответствующей внешним качествам мужского загорелого тела, не случайно мастера отдавали предпочтение в статуях атлетов. В сознании зрителя на качества образа переносились отмеченные свойства материалов. Они формировали его сущность, усиливали его особенности.
Метафора сказывается и в характере обработки материала - в трактовке его поверхности. Заглаженность камня создает одно впечатление от образа, шероховатость вызывает иные ассоциации, и отношение к образу от этого меняется. Неполированные, обобщенно намеченные плечи и лицо у кентавра на одной из метоп Парфенона - не результат недоработки скульптора. Отличие их от мраморного с более тща-

Тельно обработанной поверхностью тела борющегося с чудовищем грека способствует осознанию грубости и неотесанности кентавра, противопоставленного гармоничному и ясному в своих светлых помыслах человеку.
Подобно тому как условны понятия хронологических рамок античности, обнаруживавшей себя во множестве различных стилей, манер всех последующих веков, включая современность, так же условны и территориальные ее границы. Можно лишь указать, где выразили себя начальные проявления эллинского искусства и где эллинская культура заявила о себе как новая, необычная, поразившая всех прекрасная сущность. Подобно богине, вышедшей из пены, античное искусство, непревзойденное по красоте своих памятников, раскрыло себя впервые в бассейне Эгейского моря; оно возникло, можно сказать, из волн, как прекрасная Афродита. Острова Крит, Киклады, Балканский полуостров, Малая Азия были землями, впервые облагороженными чудесными ростками эллинского художественного сознания. Первоначально узкие территориальные рамки античного искусства впоследствии значительно расширяются. В них входят Испания на западе, берега Черного моря на севере, малоазийские города на востоке, североафриканские на юге.
С наступлением на греко-римские города варваров в первые века нашей эры границы воздействия искусства древних эллинов снова сужаются, зато заявляют о себе римские элементы. Порой весьма необычные произведения эллинов возникают на периферии - в Испании, Сицилии, Северном Причерноморье, Северной Африке, Южной Франции, Малой Азии. Своеобразие быта и жизни многочисленных эллинских племен обусловливает и специфику художественных школ (аттической, дорической, ионической), весьма непохожих друг на друга и оставивших различные по своим стилевым особенностям памятники.
В книге читатель найдет много сведений о произведениях эллинских мастеров, встретится с именами художников и скульпторов, узнает об отношении к искусству самих древних греков. Эта информация в значительной части поступает в современную науку из сочинений различных древних авторов, и в первую очередь из чудом уцелевшей книги Павсания «Описание Эллады», переведенной на русский язык.
От искусства Эллады сохранилось довольно много памятников, архитектурных и скульптурных, а также изделий прикладного искусства (вазопись, глиптика, терракота, нумизматика и т. д.). Многие произведения древнегреческих мастеров обнаруживают археологи и теперь на местах поселений древних людей. Их открывают как в самой Греции, так и в районах Северного Причерноморья, где в период с VI в. до н. э. по IV в. н. э. существовали античные города и поселки.
Читателю не составит особенного труда увидеть, даже не посещая Греции, на нашей земле прекрасные памятники античной архитектуры, мраморные статуи, расписные керамические сосуды. И вполне возможно, что после прочтения книги ему станут более понятны и близки древнегреческие художественные произведения, с которыми он встретится в своей жизни.

Древняя легенда гласит, что Бог при сотворении мира, случайно уронил в море горсть камней. А эти камни чудесным образом превратились в цветущие острова и каменистые атоллы. Так появилась на свет Греция, тысячелетия назад именовавшаяся Элладой. Её жители – эллины – всему миру поведали о красоте Афродиты и могуществе Зевса , о кровавых загадках критского лабиринта и 12 подвигах Геракла . А ещё эллины научили нас слову «демократия».

Когда-то, много веков назад, многочисленные острова и южное побережье современного Балканского полуострова населяли люди , которые гордо именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.

Эллада – самоназвание Греции – изначально являлось названием города и области в южной Фессалии (греческая провинция) и лишь потом постепенно распространилось на всю Грецию.

Множество горных цепей с заснеженными вершинами опутывало Элладу. Морские волны изо дня в день превращали береговую линию Эллады в скалистые бухты, полные рифов и опасных подводных течений. Но эллины так любили свою страну, что своим неустанным трудом украшали её редкие равнины цветущими садами и виноградниками. Нельзя было представить более старательных и терпеливых земледельцев, чем эллины. Они превращали усеянную камнями землю в колосящиеся пшеницей поля, неустанно трудясь и поливая потом каждый её клочок. А горные склоны благодаря заботам эллинов покрывались аккуратными рядами бесчисленных виноградных кустов, плоды которых превращались в игристое вино, позволяющее забыть об усталости и радоваться жизни. Славились эллины и как отличные мореплаватели. Иначе и быть не могло – ведь море окружало их со всех сторон.

Жизнь эллинов полнилась многочисленными мифами и древними преданиями. Их бережно передавали из поколения в поколение. Одна из таких легенд рассказывает о страшном потопе, накрывшем буквально за несколько дней весь мир. Почти никому не удалось спастись от этой стихии. Предание гласит, что выжить сумел лишь один человек по имени Девкалион. Он и стал родоначальником нового поколения людей . Один из его сыновей – Эллин – поселился как раз в этом краю. Эллины – его прямые потомки.




Загрузка...
Top