Национальный музей чувашии. Чувашский Национальный музей

Сказать честно, я не готова к войне. Ну то есть у меня так и не оформилась концепция публикации про сей концептуальный музей. Когда мы обнаружили 3 июля, что по адресу Красная площадь, д. 5/2 в Чебоксарах располагается музей краеведения, до отправления теплохода "Александр Невский" оставалось два часа. Поэтому осмотр экспозиций носил легкомысленно-поверхностный характер, и я только самым краешком ухватила, что этот музей:
- кардинально отличается от других (немногих) краеведческих музеев, в которых я бывала;
- обладает четко выстроенной структурой экспозиций, и они все подчинены общей концепции;
- представляет собой новый тип российского музея, к которому всем бы стремиться.

Всего в музее 4 вместительных экспозиционных зала: археологический; история Чувашии с IX по XIX вв.; ХХ век; животный мир (записей не делала, восстанавливаю по памяти, потрепанной разыгравшимся панкреатитом: а надо было меньше жрать на теплоходе).
Все вместе экспозиции призваны создать исторический сюжет и национальный образ. Казалось бы, это есть задача всякого краеведческого музея. Но если прочие (посещенные мной в разное время) представляли собой довольно беспорядочную выставку более-менее любопытных предметов, то чебоксарцы дали себе труд подумать, придумать и создать стройную, логичную композицию. Поэтому после посещения "обычного" музея в памяти остаются воспоминания об отдельных экспонатах, а из Чувашского национального музея выносишь образ республики: откуда началась, как росла, чем хороша/знаменита... Но что-то много слов:)

Музей свеженький, недавно не то что отремонтированный, а должно быть, серьезно реконструированный.
На лестничном пролете между первым и вторым этажом помещается чувашская амазонка. Наверное, когда-то так и было:

Лестницы вверх и вниз, второй этаж:

Люстра+потолок:

А теперь к экспозициям.
Фантазийно оформленный вход в зал археологии:

Вот так, мне кажется, более живенько, с дикарем-то:

Территория Чувашии богата на археологические находки. Тут нам и доисторическая фауна

,
но главным образом - абашевские и балановские могильники, раскопки которых производились в первой трети ХХ века и которые дали богатейший материал для исследования культур бронзового века (первая половина второго тысячелетия до н.э.).

Абашевские курганы были впервые раскопаны в 1925-1927. Полученный материал позволил говорить о целой культуре, выявить черты устойчивого ритуала погребения... А лучше гляньте , если любопытно. Меня же заворожили рисунки археолога Г. Данилова, обильно представленные в экспозиции зала.

(абашевский могильник)

Балановские раскопки :

Увлекательный процесс:

В натуральную величину (это уже другая экспедиция в Баланово, 1977 год, под руководством Каховского):

Чтобы экспонаты не остались в восприятии посетителя чуждыми предметами за стеклом, в зале установлен аттракцион "почувствуй себя археологом":

Но мы не стали, побежали в другой зал.

Зал истории Чувашии с IX по XIX века стимулирует воображение, и можно попробовать представить, как жили-были здесь люди в разные исторические эпохи. Немало этому способствуют бытовые инсталляции.
Крестьянские инструменты, IX век.
Мужские:


и женские:

И снова мужские (уже не IX век, кузница):


Меха поближе:

За кузнеца ли собиралась замуж чувашская невеста, или за кого другого, но без особого национального приданого о свадьбе нечего было и думать. Чтобы собрать его, бывало, продавали последнюю корову, а общий вес "красоты" достигал 12 килограмм:








Вот такая нумизматика... А и в самом деле, зачем напрягать кузнецов да ювелиров, когда монеты сами по себе - вещи красивые:) Уборы передавались по наследству, и рассказывали, что многие чувашские семьи по сию пору хранят такие.

До свадьбы одевались вот так:

("нагайка жениха"):

А вот так одевались после свадьбы (в смысле - замужние):

В экспозиции, иллюстрирующей события Пугачевского бунта, первый раз увидала кистень:


Вот еще оружие какого-то мохнатого XVIII века. И тут голливудские выдумщики ничего не выдумали, а просто случайно подсмотрели, оказывается:

А вот - жуткий курьез:


("Коса дворовой девки Татьяны Петровой, выдранная помещицей Соколовой. Муляж ")

В зале представлен ряд реконструкций "господского" бытия XIX века (о, какая мебель, хочу-хочу!). Лучше всего получилась фотография этой гостиной:

А в школах тогда было, как сказал муж, "все, что надо для ученья": счеты, чернила, парты, горох и розги

Отдельно собраны национальный инструменты: гусли, барабан, бычий пузырь. Служительница, узнав, что мы пишем в книге отзывов хорошие слова, включила нам запись их звучания (бычий пузырь звучит похоже на волынку, но гораздо нежнее, а чувашские гусли играют мелодичные многострунные переборы - очень красиво) и рассказала еще об инструментее, не представленном в экспозиции - гусином горле. Технология его изготовления сильно сложная и долгая, горло (да-да, реальное гусиное горло, как и выше было про реальный бычий пузырь) надо как-то там высушивать и тогда получалась "дудочка", издающая "крякающие", "гогочущие" звуки. Служительница сказала, что об этом ей рассказал один посетитель - у него в деревне искусство изготовления таких "дудок" живо до сих пор.

В зале ХХ века реконструкции типичных интерьеров также присутствуют. Узнаем брата Колю?..:)

Тронула деталька - детская машинка под телевизором:

Но главный упор - на людей Чувашии. Поочередно рассказывается о людях искусства, науки, спорта. Космонавт Андриян Николаев - чуваш. Вот его тренировочный костюм:

Космическая еда:



Ну и наконец (па-бамм!!) последний зал, про природу. Там удачных фотографий вообще не получилось, вот одна - только чтобы оставить память о стиле экспозиций:


Таких больших витрин в зале три или четыре, все они построены по одному принципу: крупная центральная сцена (как здесь - лось и волк) и масса, просто прорва деталей (птички-гнездышки, мышки-норки, там кто-то за кустом притаился, отсюда из-под камушка какой-нить бурундук выглядывает...). Эти витрины наверняка очень увлекательно рассматривать с детьми - тренировать наблюдательность+много познавательного:)

Осталось добавить, что вся музейная роскошь доступна за 70 рублей с человека. Съемка - 60 рублей. Будете в Чебоксарах - зайдите непременно, там гораздо больше интересного, чем у меня поместилось...

(продолжение следует)

Адрес: 428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары,

Красная площадь, дом 5/2.

Режим работы для посетителей : с 10.00 до 17.00. Выходной: понедельник

Директор Чувашского национального музея: Меньшикова Ирина Петровна

Чувашский национальный музей был открыт 12 февраля 1921 года и назывался Центральным чувашским музеем. В его создании, а затем и деятельности активное участие принимали этнограф и языковед А.В. Васильев, художники М.С. Спиридонов и Г.Д. Данилов, историк М.П. Петров-Тинехпи, краеведы-исследователи А.П. Прокопьев-Милли, К.В. Элле, Н.Р. Романов, И.Т. Тихонов и другие.

В первые годы существования музей размещался в пяти комнатах нижнего этажа одного из лучших архитектурных сооружений города (построен в 1884 г. чувашским купцом П.Е. Ефремовым), тогда так называемого Народного дома. Музею были переданы два сада купцов Сергея и Николая Ефремовых (сыновья П.Е. Ефремова) с оранжереями, теплицами, парниками для устройства учебно-показательного Ботанического сада.

В апреле 1993 г. изменился статус музея: он стал Чувашским национальным музеем.

Чувашский национальный музей – крупнейшее хранилище памятников природы, истории, материальной и духовной культуры чувашей и других народов, центр всей музейной работы на территории Чувашской Республики и в местах компактного проживания чувашей в других регионах Российской Федерации. Здесь собирают, хранят и изучают материалы, начиная от эпохи камня и до наших дней (предметы археологии, истории, искусства, техники и т.д.). Его фонды насчитывают более 160 тысяч музейных предметов. Музей имеет четыре филиала:

· Музей В.И. Чапаева;

· Литературный музей имени К.В. Иванова;

· Музей Михаила Сеспеля в Чебоксарах;

· Музей М. Сеспеля в Канашском районе.

За 87 лет работы Чувашский национальный музей стал ведущим центром отражения чувашской истории. Национальный музей обеспечивает доступ к культурным ценностям чувашского этноса всех групп и категорий населения (жителей и гостей республики, многочисленных чувашских диаспор, туристов). На сегодняшний день музею отведена особая роль в развитии культурного туризма, т.к. богатство и своеобразие национальных костюмов, певческих и обрядовых традиций дает возможность каждому почувствовать красоту и неповторимость Земли Чувашской и ее народов. Применение современных технологий и музейного оборудования помогает создавать новые экспозиции, а это значительно приближает посетителей к культуре. Люди могут глубже и шире познавать историю своей нации и других народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

Приглашаем вас посетить одну из знаменитых достопримечательностей Чебоксар - Чувашский Национальный Музей.

Возникновение национального музея относится к периоду образования Чувашской автономной области. С провозглашением автономии и подъемом политического и национального самосознания чувашского народа резко возрос интерес к его историческому прошлому, материальным и духовным богатствам, к экономике, культуре, литературе и искусству родного края. Для удовлетворения таких потребностей и был открыт Центральный чувашский музей 12 февраля 1921 года постановлением областной секции по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Чувашской автономной области. Его организатором выступила группа интеллигенции г. Чебоксар во главе с бывшим сотрудником Народного университета, выпускником историко-филологического факультета Варшавского университета Николаем Павловичем Неверовым. Он и был первымЗдание, где в 20-е гг. XX в. размещался Центральный чувашский музейзаведующим музея. В его создании, а затем и деятельности в начальный период существования активное участие принимали этнограф и языковед (владел восточными языками) А.В. Васильев, художники М.С. Спиридонов (окончил Академию художеств) и Г.Д. Данилов, историк М.П. Петров-Тинехпи, краеведы-исследователи А.П. Прокопьев-Милли, К.В. Элле, Н.Р. Романов, И.Т. Тихонов и другие. (Первые шаги по организации музея в Чебоксарах были сделаны раньше, в 1919 - 1920 гг. Еще тогда при Народном доме была открыта небольшая комната для сбора и хранения предметов, характеризующих край, а также редкостных вещей. Было собрано незначительное количество картин, статуэток, Экспозиция Чувашского центрального музея. 1920-еэтнографического материала. В уездных центрах области (Цивильске, Ядрине) уже существовали небольшие музеи и "кабинеты учебных пособий".)

17 апреля 1921 года при музее было создано Общество изучения местного (чувашского) края, объединившее в своих рядах лучших представителей чувашской научной и творческой интеллигенции. Музей и общество интенсивно занимались поиском и сбором наглядных материалов, организацией различных экспедиций. Они явились первыми научными учреждениями, положившими начало систематическому изучению истории, культуры, быта и природы Чувашии.

Экспозиция Чувашского центрального музея. 1920-еПуть становления оказался трудным. В первые годы существования музей не имел возможности выставить все собранные материалы. Приходилось вести ожесточенную борьбу за помещения. Сначала музей разместили в пяти комнатах нижнего этажа одного из лучших архитектурных сооружений города (построен в1884 г. чувашским купцом П.Е. Ефремовым), тогда так называемого Народного дома. В июне1921 г. была получена Охранная грамота, гарантировавшая музею, что "помещение, коллекции, библиотека, обстановка и прочий инвентарь ни в коем случае реквизиции, конфискации, уплотнению и занятию кем-либо не подлежат". В начале функционирования, к тому же, музею были переданы дваЭкспозиция Чувашского центрального музея. 1920-е сада купцов Сергея и Николая Ефремовых (сыновья П.Е. Ефремова) с оранжереями, теплицами, парниками для устройства учебно-показательного Ботанического сада. К сожалению, уже в1923 г. сады были переданы в распоряжение других организаций и подверглись расхищению и разорению.

Краткий обзор развития музея показывает, что путь этот не был простым. В первые годы работы музей часто закрывался, не хватало средств для поддержания его существования (в 1921-1922 гг. свирепствовали голод и эпидемии). Дело не заглохло только благодаря настойчивости, трудолюбию и самопожертвованию тех, кто питал настоящую любовь к Здание Успенского собора, где с 1930 в течении 50 лет находился музейистории края. Посетители тепло отзывались о музее. Представитель Международного комитета рабочей помощи голодающим, чешский общественный деятель Антонин Яноушек, посетив музей в сентябре1922 г. отметил, что к великому его удивлению он встретил здесь редкостные экспонаты, которые возможно встретить лишь в музеях центральных городов. Некоторые наиболее ценные исторические памятники он полагал нужным сфотографировать и выслать за границу для внесения в каталог заграничных музеев. Известный тюрколог Н.И. Ашмарин, побывав в музее в июне1923 г., назвал егоЭкспозиция промышленного отдела. 1930"симпатичнейшим и полезнейшим учреждением, которое, несомненно, должно служить всестороннему освещению прошлого и настоящего автономной области". Особенно ценны отзывы музейных специалистов высокой квалификации. "С большим интересом и удовольствием я осмотрел Музей. Любовные усилия преданных делу людей, дав за короткое время прекрасные результаты, позволяют надеяться, что чувашский народ будет иметь очень хороший музей, ценный для всей России и родного края в особенности. Хранитель Этнографического отдела Русского Музея профессор Д. Золотарев. 18 июля1924 г."

Экспозиция отдела этнографии. 1930Благосклонность к себе музей испытывал недолго. Краеведение уже не соответствовало новым веяниям бюрократизации жизни. Меняется в худшую сторону и отношение к музеям. В1930 г. Чувашский музей вынужден был перебраться в неприспособленные помещения Успенской церкви. Была проигнорирована Охранная грамота1921 г. В этих тяжелых условиях (с печным отоплением помещений), он находился 50 лет. Спад в деятельности музея в 30-е гг. отражал общие изменения в социально-политической сфере в связи с нарушением демократических начал. Массовые необоснованные репрессии нанесли тяжелый урон музейному делу и краеведению. Директор музея М.П. Петров (Тинехпи) и хранитель Г.Д. Данилов за работойПримечательно и трагично то, что тюрьма НКВД находилась в подвале отнятого здания музея. Среди жертв тоталитарного режима оказались бывший директор Чувашского центрального музея М.П. Петров-Тинехпи, бывший заведующий отделом истории и археологии И.Т. Тихонов-Микусь, сотрудник М.Н. Лентовский. (М.Н. Лентовский был известным краеведом. Еще в1925 г. он являлся председателем Инзенского (Ульяновская область) общества изучения родного края. Уволен из музея и репрессирован в1935 г.) Были изъяты из коллекций и варварски уничтожены многие предметы, книги и рукописи авторов, подвергшихся преследованиям.

Научная экспедиция по сбору этнографического материала. Село Ново-Ахпердино Батыревский район. 1964Предвоенные годы в истории музея характеризуются частой сменой руководства и вывесок. С1937 г. учреждение стало именоваться Чувашским центральным музеем краеведения, а с1940 г. - Краеведческим музеем Чувашской АССР. В1939 г. хранившиеся здесь произведения искусства были выделены в особый фонд, на базе которого организовалась Чувашская художественная галерея. В годы Великой Отечественной войны музей временно был закрыт. В здании расположился архив воинской части. Однако и в эти трудные годы небольшой коллектив музея не прекратил своей деятельности. В ноябре1944 г. двери музея вновь были открыты для посетителей. В С 1980 музей размещается в бывшем доме купца Михаила Ефремовапослевоенные годы шло дальнейшее развитие музея. В это время были созданы новые экспозиции, основанные на широких научных исследованиях. Продолжался сбор новых интересных материалов, активный поиск, работа над выставками и экспозициями. Нельзя, однако, не признать, что основной целью деятельности музея стала в это время пропаганда официальной идеологии, политики компартии, жизненного пути и деяний различных вождей, "великих" экономических достижений, совершенных в соответствии с предначертанными партией планами.

Чувашия в крестьянских войнах под предводительством С. Разина и Е. Пугачева. Фрагмент экспозиции. Конец 1980-хВ1980 г. в связи со строительством Чебоксарской ГЭС и подъемом уровня воды в Волге Чувашский республиканский краеведческий музей был переведен из бывшей Успенской церкви в здание, построенное в конце XIX в. купцом М.Е. Ефремовым. За короткий срок здесь на площади800 кв. метровбыли развернуты новые экспозиции.

В1991 г. восторжествовала историческая справедливость. Музею было возвращено здание, в котором он начинал свою деятельность в1921 г. Здесь разместился Музейно-выставочный центр. В апреле1993 г. Экспозиция отдела природы. Диорама "Косули". Конец 1980-хпроизошло еще одно знаменательное событие: изменился статус музея. Постановлением Совета Министров Чувашской Республики он стал Чувашским национальным музеем.

Ныне Чувашский национальный музей - крупнейшее хранилище памятников природы, истории, материальной и духовной культуры чувашей и других народов, центр всей музейной работы на территории Чувашской Республики и в местах компактного проживания чувашей в других регионах Российской Федерации. Здесь собирают, хранят и изучают материалы, начиная от эпохи камня и до наших дней (предметы археологии, истории, искусства, техники и т.д.). Его фонды насчитывают более 182 тысяч музейных предметов. Музей имеет четыре филиала:
Реконструкция здания Чувашского национального музея. 2004Музей В.И. Чапаева;
Литературный музей имени К.В. Иванова;
Музей Михаила Сеспеля в Чебоксарах;
Музей М. Сеспеля в Канашском районе.

Реконструкция главного здания музея, проведенная в 2003-2005 гг., значительно расширила экспозиционные площади. Сегодня музей располагает технически оснащенным конференц-залом на 80 мест и малым конференц-залом на 20 мест для проведения секционных заседаний. С 2007 и 2008 гг. принимают посетителей постоянные экспозиции «Природа и человек», «Древние обитатели Чувашского края по Новое здание Чувашского национального музея. 2005данным археологии и палеонтологии», «История чувашского народа и Чувашского края с IX до начала XX вв.», «Чувашия в XX веке». Современные события находят отражение в крупных выставочных проектах, таких как «Отечество славлю, которое есть», «Христом связуя времена», «XX век: люди и события».

В непосредственном соседстве с главным зданием находится Музейно-выставочный центр, в котором размещаются Музей воинской Славы Чувашской Республики и Чувашский традиционно-обрядовый зал.

Сегодня в Национальном музее и его филиалах работают 36 научных сотрудников и экскурсоводов, 26 из них имеют музейный стаж более 10 лет. Высокая профессиональная квалификация 8 из них отмечена званиями заслуженный работник культуры и заслуженный деятель искусств Чувашской Республики. Ветераны передают опыт и знания сотрудникам, начинающим осваивать азы музейного дела. Коллектив успешно занимается образованием и воспитанием музейной аудитории, ежегодно принимает более 152 тысяч посетителей

На момент закладки тайника, вход был платным, при посещении одного зала 30 рублей, 3 зала - 70 рублей, фото - 60 рублей, парочку можно сделать бесплатно)

Ц ентральный чувашский музей (ныне Чувашский национальный музей) был открыт 12 февраля 1921 года постановлением областной секции по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Чувашской автономной области. Его организатором выступила группа интеллигенции г. Чебоксар во главе с бывшим сотрудником Народного университета, выпускником историко-филологического факультета Варшавского университета Николаем Павловичем Неверовым. В апреле 1993 г. Постановлением Совета Министров Чувашской Республики был преобразован в Чувашский национальный музей.

Его фонды насчитывают более 202 тысяч музейных предметов, являющихся богатым материалом для изучения истории, культуры, экономики, быта и природы Чувашии. Самая крупная фондовая коллекция – коллекция археологии, которая была сформирована в основном в 30–50-е гг. ХХ века в результате полевых исследований выдающихся ученых археологов В. Ф. Смолина, П. П. Ефименко, П. Н. Третьякова, О. Н. Бадера, А. П. Смирнова, Г. А. Федорова-Давыдова, Н. Я. Мерперта.Этнографическая коллекция музея является самым полным в республике собранием предметов материальной культуры чувашского народа и других народов, проживающих в Чувашии. Она представлена старинными женскими костюмами верховой, промежуточной и низовой групп чуваш, датируемыми XVIII – началом XX вв. Это – уникальные девичьи платья, украшенные ковровой вышивкой, покрывала невест, платки женихов, танцевальные платки – т. е. все то, что начинала готовить девочка с 5 лет до свадьбы, стараясь вышить именно свой, неповторимый рисунок. Уникальны предметы из бисера и серебра – старинные девичьи и женские нагрудные и набедренные украшения из кожи и ткани с нашивками из монет, бусин, бисера, бахромы, кистей. Здесь же и головные девичьи и женские уборы – тухьи и хушпу. Большое количество сурбанов 3 групп чувашских женщин, масмаков, поясов, фартуков, различных вышивок.

Музей имеет четыре филиала: Литературный музей им. К. В. Иванова, Музей В. И. Чапаева, Музей М. Сеспеля в Чебоксарах, Музей М. Сеспеля в Канашском районе. В непосредственном соседстве с основным корпусом размещается Музейно-выставочный центр.

Реконструкция главного здания музея, которая была проведена в 2003–2005 гг., значительно расширила экспозиционные площади. Сегодня музей располагает технически оснащенным конференц-залом на 80 мест и малым конференц-залом на 20 мест для проведения секционных заседаний. С 2007 и 2008 гг. принимают посетителей постоянные экспозиции «Природа и человек», «Древние обитатели Чувашского края по данным археологии и палеонтологии» , «История чувашского народа и Чувашского края с IX до начала XX вв.» , «Чувашия в XX веке».



Загрузка...
Top