Экономические знания и практические умения. Экономическая культура

В социологии - науке о человеческом обществе и системах, которые его составляют, закономерностях развития общества - понятие культуры являет собой центральный образующий элемент. Культура с точки зрения социологии - это не что иное, как особенный уклад общества, под которым понимаются все достижения человечества в духовном, производственном или общественном отношении.

Изучение понятия «культура» студентами вузов

Социология и культурология изучаются студентами многих специальностей как общие дисциплины. Особое внимание уделяется этим наукам на гуманитарных направлениях:

  • будущие психологи изучают социологию как учение об обществе «множественном», а не единичной личности;
  • учителя словесности больше заняты культурной составляющей, историей развития языка и этнографией;
  • историки рассматривают материальные составляющие культуры, то есть предметы быта предков, архитектуру, характерную различным эпохам, нравы народа в процессе исторического развития и так далее;
  • даже студенты специальности "юриспруденция" изучают социологию и нематериальные элементы культуры, а именно институты, нормы, ценности и убеждения.

Так, с заданием «Охарактеризуйте основные элементы культуры» сталкиваются практически все студенты не только гуманитарных, но и технических факультетов на занятиях по культурологии, бизнес-этике, психологии служебной деятельности или социологии.

Введение: что такое культура и как она соотносится с другими науками

Культура - это понятие очень многозначное, до сих пор не имеющее единого четкого определения. Основные элементы и функции культуры настолько взаимосвязаны, что создают единое целое. Термин обозначает совокупность общего развития человеческого общества в процессе эволюции и становления, от древних времен до настоящего времени, понятие прекрасного и отношение к искусству. В упрощенном понимании культурой можно назвать общие привычки и обычая, традиции, язык и представления людей, живущих в одной местности и в одном историческом промежутке.

Понятие включает в себя совокупность материальных и духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития как общества в целом, так и отдельного человека. В более узком смысле культура - это только духовные ценности. Именно она является одним из основных свойств, которые присущи любому устойчивому объединению людей, постоянной группе, будь то семья, племенная община, род, городское и сельское поселение, государство, союз.

Культура является предметом изучения не одной только культурологии. Основные элементы культуры, ценности и нормы, достижения человечества в духовном, производственном и нравственном отношениях изучают также:

  • литература;
  • социология;
  • география;
  • искусствознание;
  • философия;
  • этнография;
  • психология.

Задачи культуры: векторное развитие, социализация, формирование социокультурной среды

Чтобы осознать истинную роль культуры в жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом, нужно проанализировать ее специфические функции. В обобщенном смысле ее задача состоит в том, чтобы связывать отдельных людей в единое человечество, обеспечивать связь и Каждая функция предназначена для решения определенной задачи, но все их множество можно свести к трем сверхзадачам культуры:

  1. Векторное развитие человечества. Культура определяет ценности, направления и цели дальнейшего развития человеческого общества с целью совершенствования созданного материального и духовного мира.
  2. Социализация отдельного индивидуума в обществе, той или иной социальной группе. Культура обеспечивает социальную организацию, как уже было сказано, связывает людей в единое человечество или другую мелкую социальную группу (семью, трудовой коллектив, нацию).
  3. Формирование социокультурной среды и создание средств для наилучшей реализации и отражения происходящего культурного процесса. Имеется в виду создание материальных и духовных средств, ценностей и понятий, условий, которые затем включаются в культурный процесс.

Функции культуры, обеспечивающие реализацию задач

Таким образом, именно культура выступает средством накопления, хранения и передачи человеческого опыта от поколения к поколению. Эти задачи реализуются через ряд функций:

  1. Воспитательно-образовательная функция. Культура делает человека личностью, ведь именно по мере социализации индивид становится полноправным членом общества. Социализация же включает в себя процесс освоения норм поведения, языка, символов и ценностей, своего народа. Культура развития отдельной личности ассоциируется с эрудицией, уровнем приобщения к культурному наследию, пониманием произведений искусства, творческими способностями, аккуратностью, вежливостью, свободным владением родным и иностранными языками, самообладанием, высокой нравственностью.
  2. Интегративная и дезинтегративная функции. Они определяет то, что культура создает у людей, составляющих ту или иную группу, чувство общности, принадлежности к одной нации, религии, народу и так далее. Культура обеспечивает целостность, но и, объединяя членов одной группы, отделяет их от другого сообщества. Вследствие этого могут возникать культурные конфликты - так культура выполняет еще и дезинтегративную функцию.
  3. Регулирующая функция. Ценности, нормы и идеалы формулируют поведение личности в обществе. Культура определяет рамки, в которых может и должен действовать человек, регулирует поведение в семье, на работе, в школьном коллективе и так далее.
  4. Функция трансляции социального опыта. Информационная, или функция исторической преемственности, позволяет передавать определенный социальный опыт от поколения к поколению. Человеческое общество, кроме культуры, не располагает другими механизмами сосредоточения и передачи накопленного опыта. Именно поэтому ее называют человечества.
  5. Познавательная, или Культура концентрирует лучший социальный опыт множества поколений и накапливает богатейшие знания, что создает уникальные возможности для познания и освоения.
  6. Нормативная, или регулятивная, функция. Во всех сферах общественной жизни культура тем или иным образом влияет на межличностные отношения, взаимодействие людей. Эта функция поддерживается нормативными системами, например нравом и моралью.
  7. Знаковая функция культуры. Культура представляет собой определенную систему знаков, без изучения которой овладеть культурными ценностями не представляется возможным. Язык (тоже является средством взаимодействия людей между собой, выступает важнейшим средством овладения национальной культурой. Познавать мир живописи, музыки и театра позволяют специфические знаковые системы.
  8. Целостная, или Культура формирует ценностные потребности, выступает фактором, который позволяет определять культурность того или иного человека.
  9. Социальные функции: интеграция, организация и регуляция совместной деятельности людей, обеспечение средств жизнедеятельности (познание, накопление опыта и так далее), регуляция отдельных сфер жизни.
  10. Адаптивная функция. Культура обеспечивает приспособление людей к среде обитания и является необходимым условием эволюции, развития человеческого общества.

Таким образом, система культуры не только многообразна, но и чрезвычайно подвижна.

Виды и типы культуры: краткий обзор и перечисление

Культура имеет довольно-таки сложное строение. Раздел науки культурологии, который изучает культуру как систему, ее структурные элементы, строение и особенные черты, называется морфологией культуры. Последняя разделяется на экономическую, технологическую, художественную, правовую, профессиональную, бытовую, коммуникативную, поведенческую, религиозную и так далее.

Художественная решает задачи чувственного отражения бытия в образах. Центральное место в этом виде культуры занимает собственно искусство, то есть литература, живопись, архитектура, музыка, танец, кино, цирк.

Бытовая определяет традиционные производства и домашний быт, промыслы, народные ремесла, национальный костюм, обряды, традиции и верования, прикладное искусство и так далее. Этот вид культуры очень близок к этнической.

Экономическая культура и ее элементы

Экономической культурой называют уважительное отношение к частной собственности и коммерческому успеху, создание и развитие подходящей социальной среды для предпринимательства, система ценностей в хозяйственной (предпринимательской, рабочей) деятельности. Каковы основные элементы экономической культуры? Все то, что тем или иным образом связано с хозяйственной деятельностью человека и соотносится с культурой. Так, основными элементами экономической культуры являются определенные знания и практические умения, способы организации хозяйственной деятельности и нормы, которые регулируют отношения, экономическая направленность личности.

Политическая культура, ее характеристика и элементы

Под политической культурой понимают качественную характеристику политической жизни общества в широком смысле или комплекс представлений той или иной группы о политике. Политическая культура определяет «правила игры» в политической сфере, устанавливает определенные рамки, способствует формированию основных типов поведения. Основными элементами политической культуры являются политические ценности, общепринятые оценки состояния и перспектив политической системы, накопленный опыт в этой сфере, убежденность в истинности своих знаний, определенные правовые нормы, средства политической коммуникации и практику функционирования политических институтов.

Организационная (профессиональная, деловая, корпоративная) культура

Организационная культура по своей сути близка к профессиональной, ее часто называют деловой, корпоративной или социокультурой организации. Этим термином обозначают нормы, ценности и правила, принятые большинством членов какой-либо организации или предприятия. Внешнее проявление ее называется организационным поведением. Основными элементами организационной культуры являются правила, которых придерживаются сотрудники организации, корпоративные ценности, символика. Также элементами являются дресс-код, установленные стандартны обслуживания или качества продукции, моральные нормы.

Моральная и духовная культура

Знаки и символы, правила поведения в обществе, ценности, привычки и обычаи - это все элементы культуры. Также элементами являются духовные и социальные ценности, произведения искусства. Классифицировать все эти отдельные составляющие можно по-разному.

В самом общем смысле основными элементами культуры являются материальная и духовная составляющие. Материальная отожествляет вещественную (материальную) сторону любой культурной деятельности или процесса. Элементами материальной составляющей являются здания и сооружения (архитектура), орудия производства и труда, транспортные средства, различные коммуникации и дороги, сельскохозяйственные угодья, предметы быта, все, что принято называть искусственной средой обитания человека.

Основные элементы культуры духовной включают в себя совокупность определенных идей и представлений, которые отражают существующую действительность, идеалы и ценности человечества, творческую, интеллектуальную, эстетическую и эмоциональную деятельность людей, ее результаты (духовные ценности). Составляющими духовной культуры являются ценности, правила, привычки, манеры, обычаи и традиции.

Показателем духовной культуры является общественное сознание, а ядром - духовные ценности. Духовные ценности, то есть мировоззрение, эстетические и научные представления, моральные нормы, произведения искусства, культурные традиции, выражаются в предметной, поведенческой и вербальной форме.

Краткая характеристика основных элементов культуры

Понятие культуры, основные элементы культуры, ее виды и типы составляют общность, целостность самого этого понятия. Морфология ее, то есть структурные элементы как системы, является даже отдельным, довольно-таки обширным разделом культурологи. Исследование всего многообразия осуществляется на основе изучения основных элементов культуры. Все, что было создано человеком в процессе духовного, исторического развития, подлежит рассмотрению. Так, основными элементами культуры являются:

  1. Знаки и символы, то есть предметы, которые служат для обозначения других предметов.
  2. Язык как класс знаковых систем и как отдельная знаковая система, используемая конкретной группой людей.
  3. Социальные ценности, то есть те предпочтения, которым отдают приоритет различные социальные группы.
  4. Правила, которые определяют поведение членов группы, задают рамки в соответствии с ценностями.
  5. Привычки как постоянные схемы поведения.
  6. Манеры, основанные на привычках.
  7. Этикет как принятая обществом система правил поведения, которая присуща отдельным индивидуумам.
  8. Обычаи, то есть традиционный порядок поведения, присущий широким массам.
  9. Традиции, передающиеся из поколения в поколение.
  10. Ритуалы или обряды как совокупность коллективных действий, которые воплощают те или иные идеи, нормы и ценности, представления.
  11. Религия как способ осмысления и познания мира и так далее.

Основные элементы культуры рассматриваются в аспекте, который связан с функционированием общества в целом, а также в связке с регулированием поведения конкретного человека и определенных социальных групп. Перечисленные элементы обязательно присутствуют как в малых, так и в больших, как в современных, так и в традиционных обществах, в каждой социальной культуре.

Какие основные элементы культуры являются наиболее устойчивыми? Постоянством отличаются язык, традиции и обряды, социальные ценности, а также определенные нормы. Эти основные элементы культуры отличают одну социальную группу от другой, объединяют членов одной семьи, коллектива, родовой, городской или сельской общины, государства, союза государств и так далее.

Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления.

Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следующие основные элементы:

1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера;

2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;

3) социально-психологический климат в производственном коллективе;

4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государственные расходы или уровень налогообложения, но и такое трудноизмеримое понятие как экономическая культура. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.

Ценности – это принятые неосознанно понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом культуры. На их основе складываются социальные нормы – распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества. Проявляются ценности и нормы через предпочтения – приоритеты социальных благ. Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно.

Потребности - нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты потребностей групп населения различны, причём различия коренятся не только в сегодняшней или но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп.

Ценности, нормы и потребности проявляются также в мотивации поведения . Это стандартизованные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также ценностям и нормам, которые они разделяют. Использование человеком сложившегося «словаря мотивов» свидетельствует об идентификации личности со сложившейся системой ценностей.

Ещё одна форма проявления культуры – общественный престиж отдельных ролевых позиций, занятий, способов поведения. «Иерархии престижа» складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей. Все эти элементы культуры усваиваются индивидами и определяют их активность во всех сферах общественной жизни, включая экономику. А поскольку экономическая деятельность состоит из действий субъектов экономики, то культура оказывается регулятором не только этих действий, но и собственно экономики.

Таким образом, экономической культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей и социальных групп и выполняющих функцию социальной памяти экономического развития.

Так, составной частью экономической культуры России в целом является корпоративная культура Министерства путей сообщения, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», других крупнейших компаний. Не меньшее влияние на изменение экономической культуры оказывают и средства массовой информации, прежде всего телевидение. Использоваться при этом может как специальный подбор новостей, фильмов, так и прямая социальная реклама. Причём у телевидения уже есть соответствующий опыт. При помощи телевидения в стране внедрялись и внедряются идеи активного участия в выборах, необходимости платить налоги и предохраняться от СПИДа, не пользоваться наркотиками.

Ведущую роль в регулировании экономической культуры должно играть государство. Именно оно должно определить основные приоритеты в экономической культуре, первоочередные задачи и используемые методы. Государство в состоянии без значительных затрат воздействовать на экономическую культуру как непосредственно, так и посредством вышеописанных субъектов.

Государство может направлять деятельность остальных субъектов регулирования экономической культуры. Государство владеет контрольным пакетом акций «Газпрома» и «ЕЭС», Министерство путей сообщения вообще является одним из органов государства. Также государство является собственником телеканалов «Культура», «Российское телевидение» и т. д.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что экономическая культура является одним из регуляторов экономики и что государство может его использовать. Более того, если государство действительно хочет добиться успеха в осуществлении реформ, оно должно использовать этот регулятор.

Понятие экономической культуры

Экономической культурой общества называется система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиции и норм, регулирующие экономические отношения и поведение.

Экономическая культура диктует особое отношение к формам собственности, совершенствует предпринимательскую среду.

Экономическая культура представляет собой неразрывное единство сознания и практической деятельности, которое является определяющим в развитии экономической активности человека и проявляющееся в процессе производства, распределения и потребления.

Замечание 1

Наиболее важными элементами в структуре экономической культуры можно назвать знания и практические умения, нормы, которые регулируют особенности поведения человека в экономической области, способы ее организации.

Сознание является основой экономической культуры человека. Экономические знания представляют собой комплекс экономических представлений человека о производстве, распределении, обмене, а также потреблении материальных благ, о формах и методах, которые способствуют устойчивому развитию общества и влиянии на его формирование экономической процессов.

Экономические знания – это первостепенный компонент экономической культуры. Они позволяют выработать наше представление об основных закономерностях развития экономики общества, об экономических взаимосвязях в окружающем мире, развивают наше экономическое мышление и практические умения, позволяют развить экономически грамотное, нравственно обоснованное поведение.

Экономическая культура личности

Важное место в экономической культуре личности занимает экономическое мышление, которое дает возможность познавать сущность экономических явлений и процессов, правильно использовать усвоенные экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации.

От социально-психологических качеств участников экономической деятельности во многом зависит выбор образцов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач. Направленность личности характеризуют социально значимые ценности и социальная установка.

Экономическую культуру человека можно увидеть, рассмотрев комплекс его личностных свойств и качеств, представляющих результат его участия в деятельности. Уровень культуры конкретного человека в области экономики можно оценить по совокупности всех его экономических качеств.

В действительности экономическая культура всегда подвержена влиянию образа жизни, традиций, менталитета, которые свойственны данному народу. Поэтому в качестве образца, или тем более идеала, нельзя брать какую-либо чужую модель функционирования экономики.

Замечание 2

Для России, по всей вероятности, ближе всего европейская модель социально-экономического развития, являющаяся более гуманной, чем американская или японская, которая основывается на ценностях европейской духовной культуры и включает широкую систему социальной защиты населения.

Однако и эта модель может использоваться только при обязательном учете тенденций и особенностей развития национальной русской культуры, в противном случае говорить об экономической культуре и ее роли совершенно бессмысленно.

Функции экономической культуры

Экономическая культура выполняет несколько важных функций.

  1. Адаптационная функция, являющаяся исходной. Именно она позволяет человеку, адаптироваться к социально-экономическим условиям общества, типам и формам экономического поведения, приспосабливать к своим потребностям социально-экономическую окружающую среду, например, производить необходимые экономические блага, распространять их путем продажи, сдачи в аренду, обмена и т.п.
  2. Познавательная функция, которая координируется с адаптационной функцией. Знания, содержащиеся в экономической культуре, знакомство с ее идеалами, запретами, правовыми нормами дает возможность человеку иметь надежный ориентир для выбора содержания и форм своего экономического поведения.
  3. Нормативно-регуляционная функция. Экономическая культура диктует индивидам и социальным группам выработанные ею определенные стандарты и правила, влияющие на образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации.
  4. Трансляционная функция, которая создает возможность для диалога поколений и эпох, передавая из поколения в поколение опыт экономической деятельности.

Традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась. Выделение экономики как специальной сферы культуры покажется оправданным, если обратиться к происхождению самого термина «культура». Он непосредственным образом связан с материальным производством, земледельческим трудом.

На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием. Однако общественное разделение труда, явившееся результатом процесса развития производительных сил, размежевания духовной и материально-производственной сфер деятельности, создало иллюзию их полной автономии. «Культура» постепенно стала отождествляться лишь с проявлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас, но наряду с этим доминирует точка зрения, согласно которой культура не ограничивается исключительно аспектами надстроечного характера или духовной жизни общества.

Несмотря на разнокачественность и разнородность составляющих культуру компонентов (частей), их объединяет то общее, что все они связаны с каким-либо специфическим способом человеческой деятельности. Любой вид, способ деятельности можно представить как совокупность материальных и духовных компонентов. С точки зрения социального механизма осуществления человеческой деятельности, они есть средства деятельности. Такой подход позволяет выделить критерий явлений и процессов класса культуры - быть социально выработанным средством человеческой деятельности. Это могут быть, например, орудия труда, навыки, одежда, традиции, жилища и обычаи и т. д.

На начальных этапах исследования экономической культуры ее можно определить через наиболее общую экономическую категорию «способ производства», что созвучно с определением культуры как способа человеческой деятельности. В привычной политэкономической трактовке способ производства - это взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и соответствующих данному типу производственных отношений. Однако, имея в виду объект исследования, необходимо выделить культурологический аспект анализа производственных сил и производственных отношений.

Уместно обратить внимание на негативное влияние длительное время господствовавшего технократического толкования экономики на развитие теории экономической культуры. Преимущественное внимание было обращено на технологические отношения, натурально-вещественные показатели и технические характеристики производства. Экономика рассматривалась как машина, где люди - винтики, предприятия - детали, отрасли - узлы*. В действительности, картина выглядит намного сложнее, ибо главный агент экономики - человек, тем более, что в конечном счете целью общественно-экономического развития является формирование человека как свободной, творческой личности. В процессе производства, как справедливо отмечал К. Маркс, происходит совершенствование многообразных способностей человека, «изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

Современное общество, ориентируясь на управление экономикой как машиной через различного рода нормы расходов, технико-экономические показатели, коэффициенты, уровни, с завидным постоянством не проявляло интереса к знаниям о личностных механизмах хозяйственных мотиваций, не было ориентировано на исследование экономической активности и предприимчивости человека, который сам является сложной системой, в которой пересекаются все типы отношений: экономические, политические, идеологические, правовые и другие. Такой упрощенный подход к пониманию сути и содержания экономики, безусловно, не может являться конструктивным в плане исследования экономической культуры.

С точки зрения культурологического подхода, исторически выработанные свойства и способности субъектов деятельности к труду, производственные навыки, знания и умения представляют собой социально-выработанные средства деятельности и, согласно выделенному критерию, относятся к классу явлений экономической культуры.

В экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры

Структурный анализ экономической культуры диктуется самой структурой экономической деятельности, последовательной сменяемостью фаз общественного воспроизводства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Следовательно, правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. В структуре экономической культуры необходимо выделить главный структурообразующий фактор. Таким фактором является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. В силу важности для поддержания основных жизненных процессов труд выделяется в качестве основы для развития других элементов и компонентов экономической культуры. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения означало зарождение экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда только повторяется, копируется и, лишь в виде исключения, случайно, создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная новая вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Таким образом, любая трудовая деятельность связана с раскрытием творческих способностей производителя, но степень развития творческих моментов в процессе труда различна. Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последняя, в конечном счете, является основой достижения более высокого уровня экономической культуры в целом. Необходимо отметить, что трудовая деятельность в любом обществе - первобытном или современном - коллективна, воплощается в совместном производстве. А это, в свою очередь, находит выражение в том, что, наряду с культурой труда, необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает в себя навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники. Культура производства состоит из следующих основных элементов. Во-первых, это культура условий труда, имеющая комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера. Во-вторых, культура трудового процесса, которая находит выражение скорее в деятельности отдельно взятого работника. В-третьих, культура производства, которая определяется социально-психологическим климатом в производственном коллективе. В-четвертых, особое значение в современном производстве занимает культура управления, органически сочетающая науку и искусство управления, выявляющая творческий потенциал и реализующая инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Тенденции развития экономической культуры

экономическая культура

Существует общая тенденция повышения экономического культурного уровня. Это находит свое выражение в использовании новейшей техники и технологических процессов, передовых приемов и форм организации труда, внедрении прогрессивных форм управления и планирования, развития, науки, знаний в повышении образованности трудящихся.

Однако возникает закономерный вопрос: правомерно ли рассматривать экономическую культуру как явление исключительно положительное, можно ли представить путь ее развития как прямую на оси прогресса, устремленную вверх, без отклонений и зигзагов?

В обыденном понимании «культура» ассоциируется у нас с неким стереотипом: культурный - значит прогрессивный, положительный, носитель блага. С позиции научного уровня подобные оценки являются недостаточными и не всегда верными. Если признать культуру целостной системой, то возникает необходимость рассматривать ее как диалектически противоречивое образование, которому свойственны положительные и отрицательные, гуманные и негуманные свойства и формы проявления.

К примеру, нельзя оценивать законы функционирования капиталистической системы хозяйствования как плохие или как хорошие. Между тем, этой системе присущи кризисы и подъемы, противостояние и борьба классов, в ней соседствуют такие явления как безработица и высокий жизненный уровень. Среди этих тенденций есть и положительные и отрицательные; их закономерное существование, интенсивность проявления отражают уровень экономической культуры на достигнутом этапе развития общественного производства. Вместе с тем для иного уровня развития производства данные тенденции не являются типичными.

Объективный характер поступательного развития культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны, - степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, а значит, зависят от их знаний, воли, объективно сложившихся интересов.

В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои как в отдельных сферах, так и экономической культуре в целом. Для характеристики негативных элементов экономической культуры правомерно использование термина «низкая культура», тогда как «высокая экономическая культура» предполагает положительные, прогрессивные явления.

Прогрессирующий процесс развития экономической культуры обусловлен, прежде всего, диалектической преемственностью способов и форм деятельности поколений. Вообще, преемственность является одним из важнейших принципов развития, ибо вся история человеческой мысли и деятельности есть усвоение, переработка ценного и уничтожение отжившего в движении от прошлого в будущее. К. Маркс отмечал, что «ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы... и новые, более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества».

С другой стороны, поступательное развитие экономической культуры связано с внесением в жизнь людей инноваций, соответствующих требованиям этапа зрелости социально-экономического устройства общества. Фактически становление нового качества экономической культуры есть становление новых производительных сил и новых производственных отношений.

Как уже отмечалось, прогрессивные тенденции в развитии экономической культуры обеспечиваются, с одной стороны, преемственностью всего потенциала достижений, накопленных предшествующими поколениями, с другой, - поиском новых демократических механизмов и их экономических основ. В конечном счете, в ходе развития культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой деятельности во всех сферах общественной жизни и способствуют становлению его как активного субъекта социальных, экономических, правовых, политических и прочих процессов.

Долгое время в теории и практике экономического развития нашей страны господствовал специфический подход, игнорирующий человека, его индивидуальность. Борясь за прогресс в идее, мы получили противоположные результаты в реальности*. Проблема эта стоит перед нашим обществом очень остро и обсуждается учеными и практиками в связи с необходимостью развития рыночных отношений, института предпринимательства, демократизации хозяйственной жизни в целом.

Человеческая цивилизация пока не знает более демократичного и эффективного регулятора качества и количества выпускаемой продукции, стимулятора экономического и научно-технического прогресса, чем рыночный механизм. Нетоварные отношения - шаг назад в общественном развитии. Это - основа для неэквивалентного обмена и процветания небывалых форм эксплуатации.

Демократия произрастает не на почве лозунгов, а на реальной почве экономических законов. Только через свободу производителя на рынке осуществляется демократия в экономической сфере. Преемственность в развитии демократических механизмов - вещь нормальная и положительная. Нет ничего зазорного и в использовании элементов буржуазно-демократического опыта. Интересно, что девиз Великой французской революции 1789- 1794 гг. «свобода, равенство, братство» был следующим образом интерпретирован отношениями рынка: свобода есть свобода частных индивидов, свобода конкуренции обособленных хозяев, равенство есть эквивалентность обмена, стоимостная основа купли-продажи, а братство - это союз «братьев-врагов», конкурирующих капиталистов.

Мировой опыт показывает, что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование, определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии. Страна переживает сейчас этап бурного законотворчества. Это закономерно, ибо ни одна демократическая система не может существовать без правовой основы, без укрепления законности и правопорядка. В противном случае она будет иметь ущербный вид и низкую степень сопротивляемости антидемократическим силам. Однако необходимо осознавать пределы эффективности законодательной деятельности. С одной стороны, решения, принимаемые в законодательных органах, не всегда оперативны и не всегда соответствуют экономически более рациональным подходам. С другой стороны, можно говорить об укреплении правового нигилизма. Многие из стоящих перед нами проблем не решаются полностью в процессе законотворчества. Необходимы серьезные преобразования производственных и организационно-управленческих отношений и структур.

Длительное время состояние экономической культуры «описывалось» в строгих рамках восхваления социализма. Однако по мере выявления основной тенденции всех экономических показателей к снижению (темпов роста производства и капиталовложений, производительности труда, дефицит бюджета и т. д.) стала очевидна неработоспособность экономической системы социализма. Это заставило по-новому переосмыслить нашу действительность и начать поиски ответов на многие вопросы. Делаются практические шаги в сторону рынка, демократизации отношений собственности, развития предпринимательства, что, бесспорно, является свидетельством зарождения качественно новых черт экономической культуры современного общества.

Подобные документы

    Понятие экономической культуры как типичного способа экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов, ее структура и элементы, закономерности и этапы формирования, современные тенденции в мире. Основные ценности экономической культуры.

    презентация , добавлен 07.11.2013

    Сущность, структура, содержание традиций и норм экономической культуры. Экономические отношения и интересы, свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности.

    презентация , добавлен 06.12.2016

    Понятие, сущность и структура экономической культуры общества и личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Понятие современной рыночной экономики.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Сущность профессиональной культуры и ее структура. Понятие и методы оценки эффективности труда как экономической категории; факторы и резервы ее повышения. Анализ состава и уровня профессиональной культуры работников предприятия ООО "Бауцентр Рус".

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    Понятие и структура экономической культуры, её связь с экономическим сознанием. Российская экономическая ментальность и факторы, сформировавшие её. Пилотажное исследование "Отношение к различным видам собственности". Изменения в экономической культуре.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Теоретические аспекты возникновения и развития экономической политики. Государственное регулирование экономикой, как сфера применения экономической политики. Цели и принципы фискальной, бюджетной, кредитной и финансовой экономической политики государства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Условия и механизмы развития культурных основ хозяйствования; роль экономической культуры в процессе эволюционного развития России. Содержание, формы и механизмы ценностно-ориентированной структуры государства в результате исторического развития.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Сущность экономической безопасности. Компоненты экономической безопасности. Критерии экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности. Проблемы переходной экономики в постсоциалистических странах. Стратегия экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2008

    Предмет экономической теории, ее основная проблема. Методы экономического анализа. Краткие тезисы по полному курсу экономической теории: экономическая и рыночная системы, обращение денег, этапы развития экономической теории, организация бизнеса.

    шпаргалка , добавлен 30.08.2009

    Микроэкономика как особый раздел в фундаментальном курсе экономической теории, ее значение, предмет и основные методы экономического анализа. Поведение отдельных экономических агентов. Микроэкономика и хозяйственная практика. Уровни экономической науки.



Загрузка...
Top