Гамсун кнут. Кнут Гамсун: писатель, друг Геббельса, крестьянин, гений

Удивительны даже даты рождения и смерти Гамсуна (1859-1952): он начал писательскую карьеру, когда ещё были живы Достоевский и Толстой , Ибсен и Бьернсон , перешагнул рубеж XX века, свято верил в Третий рейх и пережил его падение, голодал, купался в деньгах, получил Нобелевскую премию, был всеми забыт и не дожил всего 5 лет до запуска первого спутника Земли. АиФ.ru вспоминает историю жизни великого норвежского писателя.

Гениальный выскочка

Кнут Гамсун родился в нищей крестьянской семье. Очень рано мальчику пришлось работать, помогая матери, и поэтому школу он закончить не смог. Всё образование, которое он получил за свою жизнь, состояло из 252 школьных дней (примерно одного класса).

Жизненный опыт, давший ему материал на всю дальнейшую жизнь и сформировавший писательскую личность, он получил во время голодных скитаний по Америке и Норвегии, где он занимался физическим трудом. Наряду с Горьким Гамсун становится одним из первых писателей новой формации, «поднявшихся со дна» общества. В конце XIX - начале XX века такая биография для художника была идеальной. Поздний успех (Гамсуну было уже около тридцати) пришёл к нему после публикации романа «Голод», который сразу же сделал его одним из главных писателей своего времени. Во многом успех книги был связан с темой: в романе Гамсун описал свою нищенскую жизнь в столице Норвегии, состояние психики человека, который находится на грани голодной смерти.

Гамсун был одной из самых эпатажных фигур в литературе конца XIX - начала XX века. Долгое время он разъезжал по Норвегии с лекциями, в которых рассказывал, чем отличается современная литература от литературы устаревшей. Он проповедовал глубинное проникновение в душу героев, психологизм и предельный реализм. «Вам пора уходить!» — говорил он прямо в лицо норвежским классикам Ибсену и Бьернсону, которые сидели в первых рядах. Удивительно, но за это ему никто не проломил голову (хотя некоторые критики призывали к этому). Какими бы сложными ни были отношения Гамсуна со старшими товарищами по писательскому цеху, он всегда считал, что они обязаны помогать ему, как финансово, так и протежируя его произведения. И они делали это, понимая, насколько важен Гамсун для норвежской и мировой культуры.

В 1920 году он получил Нобелевскую премию по литературе со следующей формулировкой комитета: «За монументальное произведение «Плоды земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям». За свою жизнь он написал более 30 романов, бесчисленное количество рассказов, статей, эссе, и за всё это время — ни одного провала, ни одной проходной книги.

Крестьянский фашизм

Гамсуновские герои страстны, но страсть эта имеет и тёмную сторону. В их характерах есть некий наивный, природный цинизм. В своих публикациях он неоднократно предостерегал читателей от пацифизма, считая, что война не является чем-то неестественным. По мнению Гамсуна, война ради жизненных потребностей является частью самой жизни. В этой позиции отражаются крестьянские корни, которыми он так любил хвастаться. Убийство домашнего скота для крестьянина является необходимостью. Назвать такие взаимоотношения с живыми существами жестокими может только городской житель, который никогда не жил в деревне. Гамсун отвергал прогресс, считая, что новый мир очистится от всей наносной шелухи, которую привнесла в него западная цивилизация. Он верил, что спасение может принести только жестокая правда, но не комфортная ложь.

Фото: Википедия

Гамсун без оглядки поносил Англию, Америку и весь Старый свет, считая, что скоро должно прийти новое время, и принесёт его в этот затхлый мир молодая Германия. Стремление Гамсуна к «новому» в начале XX века можно понять. Эпоха гуманизма ушла вместе с XIX веком, и таким писателям, как Толстой, Чехов и Достоевский, определённо повезло не дожить до революции и мировых войн. Чтобы чувствовать под ногами почву, требовалась новая философия, способная оправдать всё то, что творилось в мире в первую половину XX века, и идея Ницше о сверхчеловеке подошла как нельзя лучше. Оказалось, что идею эту можно применить к каким угодно тоталитарным режимам, пусть даже противоположным по сути своей. Так, Горький верил в то, что нового человека создают в СССР, а Гамсун, в свою очередь, считал, что новых людей делают Гитлер с Геббельсом.

Однако искать в ницшеанстве корни привязанности Гамсуна к Германии было бы слишком просто, потому что ницшеанские идеи Гамсуна были так же далеки от идей национал-социализма, как идеи национал-социализма были далеки от воззрений евреев на роль своего народа в истории. Говорить с полной уверенностью, почему Гамсун предпочёл именно Германию, было бы верхом самонадеянности. Чем больше даёшь ответов, связанных со взаимоотношениями между Гамсуном и Германией, тем больше появляется вопросов.

Гамсун был искренен в своих убеждениях и на полном серьёзе верил в светлое будущее Норвегии под руководством Германии, а кровавую оккупацию, которую возглавил Квинслинг, считал недоразумением. Именно эта тема была главной на единственной встрече Гамсуна с Гитлером, и именно настойчивость писателя в этом вопросе вызвала ярость фюрера. Понять, пошатнулась ли после этого его вера в Рейх, довольно сложно. Стоит, однако, отметить и ещё один, казалось бы, незначительный, но важный факт в его биографии. Первое время он черпал вдохновение в идеях фашизма, но с 1938 года и вплоть до конца войны не мог написать ни строчки прозы.

Фото: www.globallookpress.com

Многие связывали его отношение к Гитлеру с «вредностью» писателя: он всегда шёл наперекор обществу. Когда в конце войны стало известно, что Гитлер совершил самоубийство, Гамсун написал на него некролог, в котором назвал фюрера «борцом за права народов», хотя все близкие люди умоляли его не делать этого: было ясно, что режим Квинслинга в Норвегии падёт через несколько дней. Позже он так объяснил мотивы своего поступка сыну: «…из чистого рыцарства, сынок, из чистого рыцарства».

Вы так мягки, мистер Молотов!

На суде после войны Гамсун врал, рассказывая, что он ничего не знал о преступлениях фашистов, а был затворником рабочего кабинета на втором этаже своего дома. Он не отказался от своих убеждений, не признал себя виновным, несмотря на то, что ему были показаны кадры из немецких «лагерей смерти». Он хотел этого суда, в отличие от властей, пытавшихся спустить дело «на тормозах» и инсценировавших психиатрическую экспертизу, результатом которой стал диагноз «старческое слабоумие».

По иронии судьбы, исход дела Гамсуна решался в Москве. За день до оглашения приговора было сформировано новое коалиционное правительство Норвегии, и все в этом правительстве знали, что было сказано в Москве в ноябре 1944 года. Тогда норвежские министры в изгнании, Трюгве Ли и Терье Волд , встретились с Молотовым , который требовал, чтобы всех военных преступников, поддерживавших фашистский режим, судили по всей строгости закона. Но когда речь зашла о Кнуте Гамсуне, суровый Молотов изменился в лице. Позднее Ли так вспоминал эту встречу: «Когда Волд сообщил Молотову, что Гамсуна в Норвегии рассматривают как нациста и намереваются судить, то Молотов выдержал долгую паузу. Он был явно взволнован. Он заявил, что надо сохранить Гамсуну жизнь. Писатель, который создал «Викторию» и «Пана», — это великий художник, и его нельзя судить, как обычных нацистов. Великий художник должен спокойно дожить свой век», — добавил Молотов. Тут в разговор вмешался министр юстиции, который произнёс свою знаменитую фразу: «You are too soft, mr. Molotov!»

Речь Гамсуна, которую он произнёс на суде, была призвана в первую очередь окончательно запутать всех, кто не был равнодушен к его творчеству. Эта речь была его последней и блистательно сыгранной ролью. Гамсун в очередной раз выскользнул из рук рыбака, как скользкая рыба, и скрылся в мутном течении. Он долго говорил о том, что любит Норвегию, что все его действия направлены только на её благо, признавался, что ничего не слышал о войне, предполагал, что не заслуживает наказания. С другой стороны, он не отказался от своих воззрений и не принёс извинений пострадавшим от фашизма соотечественникам.

Одна из норвежских газет так отозвалась о выступлении писателя: «Вот какое впечатление оставляет суд над Гамсуном: старый и слепой великан пробирается по лесу, идёт по одному ему известному пути, в то время как его тяжёлой поступи мешает путающийся под ногами мелкий кустарник. Быть может, именно так он пробирался во время войны, когда нанёс нам этот невероятный ущерб? Мой ответ — однозначное «да». Его собственная эффектная защитительная речь, кажется, свидетельствует против него, но я считаю, она подтверждает моё мнение. Все его фразы, его паузы обладают той же драматической силой, что и его газетные статьи и сентенции, которыми так ловко пользовались нацисты в своей пропаганде. Каков, собственно говоря, мой вывод из всего этого: Гамсун, этот слепой великан, так же продирался по лесной чаще во время войны, и мы не можем считать его недееспособным и морально осуждать. Для самого Гамсуна сложившаяся ситуация — это трагедия, но для истории литературы — это драма, которая завершилась значительно лучше, чем мы ожидали». Суд признал Гамсуна виновным в пособничестве врагу, но наказание оказалось удивительно мягким: писатель был обязан выплатить в штраф в размере 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу). Таким образом, он остался на свободе, но в то же время лишился состояния.

На заросших тропинках

В последние годы сознательной жизни все усилия Гамсуна были направлены на издание своей последней книги, которую он начал писать в психиатрической лечебнице, а закончил в доме престарелых, куда его отправили после выписки. Все, кто навещал его, говорили, что Гамсун, сидя в бедной комнате, наполненной клопами и старческим запахом, был счастлив. Он снова мог писать. Он использовал все имеющиеся у него возможности для того, чтобы издать эту книгу до своей смерти, хотя издатель настаивал на том, чтобы это случилось только после того, как писатель отправится на тот свет: имя Гамсуна на обложке не сулило ничего хорошего для имиджа издательства. Поставив на карту всё оставшееся у него имущество и влияние, Гамсун выиграл эту последнюю в своей жизни битву. Книга «На заросших тропинках» была издана при его жизни и имела успех. После её публикации всем стало понятно, что ни о каком слабоумии в отношении Гамсуна речь не идёт.

Личность Гамсуна не умещается в привычные рамки, и особенно сложное отношение к нему в России — стране, победившей фашизм. В «Блокадной книге», среди дневников умирающих от голода людей, есть заметки директора архива Академии наук СССР Георгия Алексеевича Князева. В ноябре 1941 года он пишет: «…страшное известие промелькнуло в газетах. Кнут Гамсун, замечательный норвежский писатель, пришёл к заключению о невозможности для Норвегии быть независимой страной и склонился на сторону квинслинговцев, то есть к полному сотрудничеству с национал-социалистами».

Вот так, ни тени ненависти. Только «страшное известие» о том, что «замечательный писатель» примкнул к фашистам. Люди, находившиеся в ещё более ужасном положении, чем герой книги «Голод», не прокляли писателя. Гамсун продолжал издаваться в Советском Союзе после войны. Интересно, что в Норвегии отношение к Гамсуну остаётся более прохладным, чем в России.

До сих пор многие режиссёры отказываются от постановки его пьес, а читатели — от покупки его книг. Другие пытаются разделить личность Гамсуна на творца и политика, но получается это далеко не всегда. Но интерес к «писателю с далёкого севера», как он любил называть себя сам, не иссякает вот уже более полувека после его смерти.

Кнут Гамсун (настоящая фамилия Педерсон) родился 4 августа 1859 г. в Ломе, в сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии в многодетной семье сельского портного. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в городок Хамарой, расположенный примерно в 100 милях к северу от полярного круга, где родители арендовали небольшую ферму Гамсунд. На этой ферме, название которой послужило основой для псевдонима, будущий писатель шесть лет провел в идиллической обстановке: пас коров, любовался красотой норвежских фиордов и заснеженных горных вершин. Но позже семья впала в бедность, и девятилетний мальчик вынужден был работать на своего дядю.

В 14 лет он начал самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по северной Норвегии. В 1877 г., когда юноше было 18 лет, публикуется его первое произведение – повесть «Загадочный человек», а в 1878 г. – роман «Бергер».

В 1882 г., заручившись рекомендательными письмами к влиятельным эмигрантам из Норвегии, Гамсун едет в Соединенные Штаты, однако связей его оказывается недостаточно, и он вынужден работать сначала батраком, а затем секретарем норвежского проповедника. Здесь молодой человек серьезно заболевает бронхитом и возвращается на родину.

Продолжая писать, он берет псевдоним «Кнут Гамсунд» (впоследствии «д» из-за типографской ошибки отпало). Но литературная карьера не сложилась, Гамсун опять бедствует и в 1886 г. снова едет в Соединенные Штаты. Приехав в Чикаго, он сначала работает кондуктором трамвая, а летом батрачит на пшеничных полях.

В 1888 г. Гамсун возвращается в Европу. И тут его талант был, наконец, оценен. Его новая повесть, рассказывающая о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем, появилась на страницах одного из датских литературных журналов, а в 1890 г. была опубликована в Копенгагене под названием «Голод». Она произвела сенсацию и создала Гамсун репутацию серьезного писателя. Она логично вписалась в культурные процессы времени, когда Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман, Фридрих Ницше и Август Стриндберг призывали обратить внимание на те сложные подсознательные силы, которые управляют человеческой личностью. Отказываясь от условностей объективной прозы, Гамсун как бы предлагает изучать тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, жизнь воображения, поток мыслей и чувств.

Тот же субъективный метод был использован в романах «Мистерии» (1892) и «Пан» (1894). Возвышенные описания природы выражают эйфорию, которую стремился обрести и сам Гамсун, и его главный герой, Глан.

В 1898 г. 46-летний Гамсун женится на 25-летней Бергльот Бек и осенью того же года заканчивает свой лучший роман о любви – «Виктория». На рубеже веков он публикует также ряд других значительных произведений – драматическую трилогию о борьбе ученого-ницшеанца Карено за свои идеалы («У врат царства», «Игра жизни», «Вечерняя заря»), антицерковную драматическую поэму «Мункен Вендт» (1902), драму о любви «Царица Тамара» (1903), путевые записки о путешествии по России и по Кавказу «В сказочной стране» (1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и роман о рыбацком поселке в родном Нурланне «Мечтатель» (1904).

В 1906 г. брак Гамсуна распался, и в 1909 г. он женится на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой проживет оставшуюся часть жизни. Одна из проблем, волнующих писателя в это время, – старость. В романе «Под осенней звездой» (1907) и его продолжении «Странник играет под сурдинку» (1909), а также в пьесе «У жизни в лапах» (1910) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции – ненужная мелочь.

Писатель все активнее работает в жанре публицистики: он защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, «американизм», – против него Гамсун выступал еще в 1889, после возвращения из США, в лекциях «Духовная жизнь Америки». Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-демократических ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества (романы «Последняя радость» – 1912, «Дети века» – 1913, «Местечко Сегельфосс» – 1915). Этими настроениями проникнут и роман «Соки земли» (1917), герои которого, несмотря ни на что, сохраняют свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям. Именно за «Соки земли» Гамсун в 1920 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе. Читать Нобелевскую лекцию Гамсун отказался.

Вскоре Гамсун приобретает имение Нерхольм в Южной Норвегии,; он сочетает литературную работу с сельскохозяйственной. В 1920 г. появляется роман «Женщины у колодца» – о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. В 1923 г. – «Последняя глава», мрачный роман о сельском санатории.

Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, Гамсун пытается лечиться методом психоанализа. Он пишет трилогию «Бродяги» (1927), «Август» (1930) и «А жизнь идет» (1933). Последний роман Гамсуна – «Кольцо замыкается» – издан в 1936 г. В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться.

В 1934 г. Гамсун публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи все же недоволен режимом, пытаясь сместить немецкого правителя Норвегии, Гамсун посетил Гитлера в Германии, но тот, недовольный его запросами, аудиенцию оборвал. (Это не помешало Гамсуну 7 мая 1945 опубликовать в газете некролог Гитлеру, в котором он воздавал ему должное как борцу за «права всех народов»). На сторону нацизма Гамсуна склоняли его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и к Германии, принципиальная ориентация писателя на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм, наконец, главное – стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.

Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги. В конце войны Гамсун и его жена были арестованы. В ходе расследования Мария, поверив обещанию следователей, что она сможет спасти мужа от тюремного заключения, сославшись на его психическое нездоровье, раскрыла интимные подробности их брака. Писатель был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего его перевели в дом для престарелых в Ландвике. Разгневанный Гамсун отказался видеть жену (и это продолжалось до 1950 г.)

В 1947 г. он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к денежному штрафу и конфискации имущества. Рассказ об этом судебном процессе – «По заросшим тропам» – появился в 1949 г., когда Гамсуну было 90 лет. Эта живая и яркая книга способствовала возрождению интереса к творчеству писателя.

Последние годы жизни Гамсун провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством. Умер Гамсун 19 февраля 1952 г.

Норвежский писатель Кнут Гамсун (настоящая фамилия Педерсен) родился в Ломе, в Гудбрансдаленской долине, сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии. Его родители. Тора (Олдсдаттер) и Педер Педерсен, поселились в Гармутрете, на небольшом хуторе, где Г., его трое старших братьев и две младшие сестры провели раннее детство.


Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Хамарой, город в Нурлане, расположенный приблизительно в 100 милях к северу от полярного круга, где родители арендовали Гамсунд, небольшую ферму, принадлежавшую Хансу Олсену, дяде Г. по материнской линии. Следующие шесть лет Г. провел в идиллической обстановке: пас коров, любовался красотой норвежских фиордов и заснеженных горных вершин.

Скоро, впрочем, семья попала в долговую кабалу к Олсену, и 9-летний Г. вынужден был работать на своего дядю, сурового набожного человека, который часто бил его и не давал есть. Будучи не в состоянии выносить издевательства, Г. в 1873 г. убегает в Лом, но на следующий год возвращается в Хамарой и работает там в магазине. В 1875 г. юноша ведет скитальческую жизнь бродячего торговца, а затем устраивается к башмачнику в северном городе Буде. Именно здесь создается его первое произведение, повесть «Загадочный человек» ("Den Gaadefulde"), которая была опубликована в 1877 г., когда Г. было 18 лет.

В следующем году Г. преподает в школе в Вестеролене, а затем становится помощником судебного шерифа, в библиотеке которого открывает для себя Бьернстерне Бьернсона, Генрика Ибсена и Других ведущих скандинавских писателей. В это время Г. выпускает роман «Бергер» ("Bjorger", 1878), одноименный герой которого пишет великие стихи о своей тяжелой жизни.

На деньги нурланского торговца Г. в 1878 г. отправляется в Христианию (ныне Осло), однако писательским трудом обеспечить себя не может, растрачивает сбережения, живет в бедности и в конце концов становится дорожным рабочим в Восточной Норвегии. В 1882 г., заручившись рекомендательными письмами к влиятельным эмигрантам из Норвегии, он едет в Соединенные Штаты, однако связей его оказывается недостаточно, и Г. вынужден работать сначала батраком в штате Висконсин, а затем секретарем норвежского проповедника в Миннесоте. Здесь молодой человек серьезно заболевает, врачи ставят неподтвердившийся, впрочем, диагноз туберкулеза, и он возвращается на родину.

Когда Г. приехал в 1884 г. в Осло, все симптомы болезни, по-видимому бронхита, исчезли Какое-то время он жил в Вальдерсе, где под псевдонимом Кнут Гамсунд (впоследствии «д» из-за типографской ошибки отпало) написал работу о Марке Твене. В Осло его литературная карьера не сложилась, Г. опять бедствует, а затем, в 1886 г, снова едет в Соединенные Штаты. Приехав в Чикаго, он сначала работает кондуктором трамвая, а летом батрачит на пшеничных полях Северной Дакотыю. Разочаровавшись в своих литературных начинаниях, он вновь возвращается в Европу и в Копенгагене, в то время центре скандинавского издательского дела, показывает начатую повесть Эдварду Брандесу, брату влиятельного датского литературного критика Георга Брандеса, редактору ежедневной копенгагенской газеты, на Брандеса одинаково сильное впечатление произвели как изнуренный вид Г., так и отрывок из его повести. В конце того же года повесть появилась на страницах одного из датских литературных журналов, а в 1890 г. была опубликована целиком в Копенгагене под названием «Голод» ("Suit").

«Голод» немедленно произвел сенсацию и создал Г. репутацию серьезного писателя. В этой повести Г. порывает с традицией обличительного реализма, который тогда преобладал в скандинавской прозе, и отказывается от господствовавшей в то время идеи, согласно которой задачей литературы является улучшение условий человеческого существования. Повесть, по существу, не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Совершенно уверенный в собственной гениальности, он предпочитает страдать от нищеты, чем отказаться от амбиций «Это герой Достоевского, – писал американский критик Альрик Густафсон – Больной душой и телом, испытывающий муки голода, он превращает свою внутреннюю жизнь в сплошную галлюцинацию». Страдает главный герой «Голода» не только от отсутствия пищи, но и от отсутствия социальных контактов, от сексуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. Своей отчужденностью этот герой предвосхищает антигероя литературы XX в.

Как сказал один из переводчиков Г., современный американский поэт Роберт Блай, «живость и острота прозы Г. потрясли всех». Книга написана короткими емкими фразами, ясные, четкие описания чередуются с намеренно субъективными, многозначительными «Голод» писался в то время, когда Артур Шопенгауэр , Эдуард фон Гартман, Фридрих Ницше и Август Стриндберг призывали обратить внимание на те сложные подсознательные силы, которые управляют человеческой личностью. Собственную концепцию субъективной прозы Г. сформулировал в эссе, озаглавленном «Из подсознательной жизни души» ("Fra det ubevidste Sjaeleliv") и появившемся в том же году, что и «Голод». Отказываясь от условностей объективной прозы, писатель предлагает изучать «тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, через увеличительное стекло рассматривать изысканную жизнь воображения, поток мыслей и чувств»

Г. снова использует субъективный метод в романе «Мистерии» ("Mystener", 1892), где говорится о шарлатане, который появляется в приморской деревушке и озадачивает жителей своим странным поведением. Роман «Пан» ("Pan", 1894) написан в форме воспоминаний Томаса Глана, который отказывается от цивилизованного существования и живет жизнью охотника и рыболова вблизи провинциального городка в Нурлане. «Я попытался по аналогии с Руссо представить что-то вроде культа природы, чувствительности, точнее, сверхчувствительности души», – признался Г. своему другу, когда работал над «Паном». Возвышенные описания природы выражают ту эйфорию, которую стремился обрести и сам Г., и его главный герой, мистически и пантеистически отождествлявший себя с нурланской деревней. Пламенная страсть Глана к Эдварде, избалованной, своевольной дочери местного купца, порождает в его душе эмоциональный хаос, который в конечном счете приводит героя к самоубийству.

Г. – признанный автор романов и эссе, но его перу принадлежат также поэтические и драматические произведения. С 1895 по 1898 г. он писал драматическую трилогию о жизни философа: «У врат царства» ("Ved rikets port", 1895), «Драма жизни» ("Livets spill", 1896) и «Вечерняя заря» ("Aftenrode", 1898). По общему мнению критиков, в своих пьесах Г. оказался неспособен изобразить характеры героев так же глубоко, как это ему удавалось в романах. Большинство поэтических произведений Г. сжигал до их публикации, однако в 1904 г. он издает сборник стихов «Дикий хор» ("Det vilde kor"), который не уступает его лучшей прозе.

С начала XX в. Г. пишет объемные романы, где много действующих лиц и повествование идет от третьего лица, такие, как «Дети века» ("Bern av tiden", 1913) и его продолжение «Город Сегелфосс» ("Segelfossby", 1915). Согласно Джеймсу У. Макфарлейну, одному из переводчиков Г., эти и последующие романы «стали образной демонстрацией устоявшейся и в целом пасторальной (даже феодальной) системы ценностей писателя: антиинтеллектуализм и аполитичность в сочетании с сильным предубеждением против торгашеского духа».

В переезде Г. на ферму в 1911 г. отразились его усугубившееся отчуждение от общества и неприятие особенно в связи с событиями первой мировой войны – индустриального века. Этими настроениями проникнут роман «Соки земли» ("Markens grede"), который был издан в 1917 г. В нем с большой любовью рассказывается о жизни норвежских крестьян Исака и Ингер, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям.

Именно «за такое монументальное произведение, как "Соки земли"», Г. в 1920 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе. Представитель Шведской академии Харальд Йерне в своей речи сказал: «Те, кто ищет в литературе... правдивое изображение реальности, найдет в «Соках земли» рассказ о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился, где бы ни трудился». Йерне даже сравнил роман Г. с дидактическими поэмами Гесиода. Читать Нобелевскую лекцию Г. отказался.

Год спустя после выхода «Соков земли» Г. приобрел имение Нерхольм в Южной Норвегии, где сочетал литературную работу с сельскохозяйственной. Роман «Женщины у колодца» ("Konerne ved vandposten") появился в 1920 г. Циничный и безысходный, роман этот повествует о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. Затем появилась «Последняя глава» ("Siste kapitel", 1923), мрачный роман о сельском санатории.

Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, Г. недолго лечится методом психоанализа, после чего пишет трилогию «Бродяги» ("Landstrykere", 1927), «Август» ("August", 1930) и «А жизнь идет» ("Men livet lever", 1933), главным персонажем которой является бродяга по имени Август. Хотя в этих трех романах Г. вновь возвращается к теме социальной отверженности, бессилие Августа носит на этот раз необратимый характер. Последний роман Г. «Кольцо замыкается» ("Ringen sluttet") издан в 1936 г. В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться, но который тем не менее остается, по словам Г., «властелином в своем роде».

С возрастом Г. становится все более реакционным: в 1934 г. он открыто заявляет о своей поддержке нацистов. Хотя писатель никогда не вступал в норвежскую нацистскую партию, его перу принадлежит несколько профашистских статей, изданных в период немецкой оккупации Норвегии, а в 1943 г. он встречался в Германии с Геббельсом и Гитлером. Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги. В конце войны Г. и его жена были арестованы. Осенью 1945 г. писатель был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего был переведен в дом для престарелых в Ландвике. В 1947 г. он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к выплате 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу), однако из-за «интеллектуальной деградации» тюремного заключения избежал. «По заросшим тропам» ("Pa gjengrodde stier"), рассказ о судебном процессе, появился в 1949 г., когда Г. было 90 лет. Книга написана чрезвычайно живо, Роберт Блай назвал ее «по-прежнему живой, сжатой и яркой», что, впрочем, ни в коей мере не оправдывает поведение Г. во время войны. Тем не менее эта книга, безусловно, способствовала возрождению интереса к творчеству писателя.

В 1898 г. Г. женился на Берглют Бех, от брака с которой у него была дочь. В 1906 г. супруги развелись, а двумя годами позже писатель влюбился в актрису Марию Андерсен, которая была моложе его на двадцать три года. Они поженились в 1909 г., у них родилось двое дочерей и двое сыновей. В ходе расследования дела Г. в 1947 г. Мария раскрыла интимные подробности их брака, и разгневанный Г. отказался видеть ее в течение последующих трех лет, однако с 1950 г. они снова жили вместе вплоть до кончины писателя, последовавшей 19 февраля 1952 г.

Многие критики сходятся во мнении, что Г., с присущими ему субъективностью, фрагментарностью, лиризмом, нарушением последовательности действия, является родоначальником современной прозы. «На сегодняшний день Г. – это единственный норвежский писатель, не считая Ибсена и Унсет, который является классиком мировой литературы», – считает Харальд Нэсс. С ним согласен Альрик Густафсон, который заявляет, что книги Г. подкупают не обличением, а «чисто литературными достоинствами и запоминаются великолепно очерченными живыми характерами, невиданным богатством литературных приемов и, быть может, в первую очередь своим стилем, который по чуткости, искренности звучания является чистейшей поэзией».

Кнут Гамсун (настоящая фамилия - Педерсен) родился 4 августа 1859 года, на севере Норвегии, в местечке Лом в Гюдсбранндале, в семье сельского портного. В юности учился на сапожника, с 14 лет вел скитальческую жизнь. В 1877-1878 годах Гамсун опубликовал первый сборник стихов и первые рассказы. Не получив на родине признания как писатель, он несколько лет провел в Америке - был водителем конки, рабочим на ранчо. В США Гамсун познакомился с Твеном. Его впечатления от поездок в Америку нашли свое отражение впублицистике. Успех писателю принесла повесть "Голод", впервые опубликованная в Дании. Неоромантические мотивы звучат в его романах "Мистерии" (1892), "Пан" (1894), "Виктория" (1901). В 1906 году роман "Под вечерними звездами" открыл ряд произведений Гамсуна из жизни норвежского Севера - "Бенони", "Странник играет под сурдинку" и другие. В романе "Соки земли", за который писатель в 1920 году получил Нобелевскую премию, воспроизведена будничная крестьянская жизнь, чей уклад близок к естественному круговороту природы. В последнем романе "Кольцо замыкается" ("Круг замкнулся") преобладают настроения одиночества, обреченности и беспомощности человека. Мечты Гамсуна о возрождении былого величия скандинавов привели к тому, что во время Второй Мировой войны приоккупации Норвегии он, увидев в речах Гитлера надежду на возвышение нордических рас, публично поддержал правительство коллаборациониста Квислинга. И хотя вскоре он понял свою ошибку и пытался заступаться за тех, кого преследовали фашисты, норвежцы не простили Гамсуна, и после разгрома нацистской Германии писатель был отдан под суд и подвергся бойкоту со стороны общественности. Годы ожидания суда (1945-1948) были описаны им в книге очерков "По заросшим тропам" (1949), в которой размышлял о своих трагических заблуждениях. Скончался Кнут Гамсун 19 февраля 1952 года в своем любимом поместье Норхольм, которое он приобрел еще в 1918 году. В Норвегии его произведения начали печататься только с 1962 года.

Гамсун (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспет труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) — ницшеанские мотивы. В романах 1920-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920; «Кольцо замыкается», 1936) — мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. Нобелевская премия (1920).

Гамсун (Hamsun; наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (4 августа 1859, Лом — 19 февраля 1952, Норхольм), норвежский писатель.

Детство и годы странствий

Родился в многодетной крестьянской семье. Детство провел на севере страны, на острове Хамарей, в 1862-1867 — на хуторе Гамсунд (отсюда его писательский псевдоним). Четырнадцати лет Кнут начинает самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, но, главным образом, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по всей северной Норвегии.

Выпустив в провинциальном издательстве первые сентиментально-романтические произведения — повесть «Загадочный. Любовная история из Нурланна» (1877), балладу «Свидание» (1878) и повесть «Бьергер» (1878), окрыленный успехом юноша отправляется на юг и совершает короткую поездку в Копенгаген, где тщетно ищет издателя для новой повести «Фрида». Он добивается встречи с влиятельным норвежским писателем Б. Бьернсоном, но тот, не обнаруживая в нем таланта, советует ему: «Вы такой большой и красивый. Вам следует стать актером».

В последующие два года Гамсун безуспешно пытается утвердить себя в журналистике и влачит полуголодное существование на случайные заработки. Исчерпав, как казалось, на родине все возможности, Гамсун уезжает в США, где от профессора Р. В. Андерсона, к которому послал его с рекомендательным письмом Бьернсон, получает совет: «В Америке каждый устраивается, как может». Некоторое время он работает батраком на фермах, приказчиком в магазине, позже — помощником проповедника в Миннесоте. К осени 1884 здоровье Гамсуна ухудшается настолько, что друзья, собрав деньги, отправляют его на родину, но уже ранней осенью 1886, потерпев в Осло очередное литературное фиаско, Гамсун возвращается в США. Работает кондуктором омнибуса в Чикаго и батраком на большой ферме в долине Ред-ривер, после чего опять обосновывается в Миннеаполисе, где выступает с лекциями и статьями о современной скандинавской литературе.

Летом 1888 Гамсун едет на родину, но, не сходя в Осло (из-за связанных с этим городом болезненных воспоминаний), тем же пароходным рейсом отправляется далее в Копенгаген. Там он пишет и публикует роман «Голод» (1890), выход которого обозначает его настоящий дебют в литературе. Отныне творчеству Гамсуна сопутствует постоянный успех.

«То, что я описал в «Голоде», действительно пережито мной. Боже, как мне досталось! Но я выжил». Бедность, нищета и голод доводят оказавшегося в столице героя до экстатического состояния — чуждый всем, он воспринимает действительность через дымку обостренных до крайности чувств. Но полностью владеет собой, или, вернее, языком, при помощи которого фиксирует тончайшие, иногда парадоксальные движения души — единственную для него реальность. В романе пунктиром намечена любовная интрига: герой не хочет, чтобы любимая делила его отчаяние, и покидает ее.

Почти через 30 лет Гамсун напишет, что завершая роман, читал «Бесов» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, влияние которого прочитывается и в следующей его книге «Мистерии» — прежде всего в более объективной манере повествования.

«Мистерии» (1892)

Мистерии, или таинства, совершаются в душе Нагеля, человека ниоткуда, самовлюбленного и ненавидящего самого себя, склонного к необъяснимым переменам настроения, восстающего против общепризнанных понятий типа «прогресса», «свободомыслия», «веры в науку и демократию». Нагель исповедует ницшеанскую «религию жизни», законы которой одинаково глубоки и непостижимы в природе и в человеке. Его идеал — цельная лишенная сомнений личность, только в таких людях происходит великая самореализация жизни. Однако к ним Нагель причислить себя не может. Воплощение его слабости — это Минутка, человек с извращенным самомнением и нечистой совестью, герой видит в нем свое отражение и избавляется от него, покончив с собой.

В 1894 Гамсун выпускает самую известную свою книгу — повесть «Пан», своего рода поэму в прозе. Ее главный и очень верный в деталях образ природы одушевлен противоречивыми порывами чувств героя, одиночки и поэта, ищущего мистического слияния с мирозданием. Примечательно, что постижения тайны жизни лейтенант Глан ищет не за счет опрощения или приближения к примитиву — оно требует высокого интеллекта. И далеко не всегда познание радостно: нелепо погибает любовница лейтенанта, дочь кузнеца, Ева, заканчивается поражением его любовь, более походящая на поединок гордости, к Эдварде, дочери купца Мака. Природа в изображении Гамсуна — не только идиллия, она также оборачивается мучительной загадкой.

Виктория

В мае 1898 Гамсун в возрасте 46 лет женится на 25-летней Бергльот Бек, осенью того же года он заканчивает свой лучший роман о любви «Виктория». Герой ее, сын мельника Юханнес, настойчиво, как Гамсун, пробивает себе дорогу в жизни и становится писателем. Но он теряет свою любимую, ибо главное для него в любви — это чувство гордости. С бескомпромиссной одержимостью персонажей Достоевского романтический герой Гамсуна готов скорее отказаться от счастья, чем потерять свободу воли, выступающую у него под маской гордости. Юханнес обретает Викторию лишь после того, как та умирает: его победа с большой буквы — мертва.

Завершение романтического периода

Романы и повести 1890-х годов: «Голод», «Мистерии», «Пан» и «Виктория» — это самые известные и значительные произведения Гамсуна. Но они — лишь часть его литературного наследия, создававшегося на протяжении 72 лет. На рубеже веков писатель публикует ряд других художественно значительных произведений — драматическую трилогию о борьбе ученого Карено, ницшеанца и антилиберала, за свои идеалы («У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898), антицерковную драматическую поэму («Мункен Вендт», 1902), драму о любви («Царица Тамара», 1903), интересные путевые записки о путешествии по России и Кавказу («В сказочной стране», 1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и написанный в новом реалистическом ключе роман о рыбацком поселке в родном Нурланне («Мечтатель», 1904).

Старость

В 1906 брак Гамсуна распался, а в 1909 году он женился на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой прожил большую часть жизни. Одна из проблем, волновавших писателя в это время, — старость. В романе «Под осенней звездой» (1907) его вымышленный герой (хотя имя его — Кнуд Педерсен) предпринимает попытку вернуться в мир молодости: он скитается по хуторам, перебивается случайными заработками, влюбляется, водит дружбу с другими бродягами — он сравнивает свое прошлое и настоящее. Увы, возвращение в молодость невозможно. В продолжении романа «Странник играет под сурдинку» (1909) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции — ненужная мелочь. Теме старения посвящена также пьеса «У жизни в лапах» (1910).

«Мне не остановить чумы»

С конца 1910-х годов писатель все активнее работает в жанре публицистики: защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, или «американизм», — против него Гамсун выступал еще в 1889 после возвращения из США. Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-буржуазных ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества, в частности, в романах «Последняя радость» (1912), «Дети века» (1913), «Местечко Сегельфосс» (1915), она же прослеживается в романе «Соки земли» (1917), по-библейски сильно воспевающем основу существования человека — патриархальное земледелие. В эпоху революций и войн эта книга идеально отвечала чаяниям уставших от политических потрясений европейцев — в 1920 Гамсун получил за нее Нобелевскую премию.

Следующие два романа, «Женщины у колодца» (1920) и «Последняя глава» (1923), явились, по-видимому, следствием кризиса — в них утверждается пессимистический взгляд на природу человека и обреченность общества. Впрочем, не свойственный Гамсуну нигилистический пессимизм скоро опровергается его трилогией об Августе («Бродяги», 1927; «Август», 1930; «А жизнь идет», 1933) — панорамной картиной Норвегии за предшествующие мировой войне 50 лет. Герой романов, бродяга и авантюрист, воплощает собой дух предприимчивости, он переживает взлеты и падения, подвигает людей на технические и общественные нововведения, он обманывает, обманывается и благодетельствует, и его предприятия чаще всего оборачиваются разорением и бедой. В то же время движет Августом не стяжательство, а неуемная жажда деятельности и желание изменить жизнь: возможно, поэтому, наставительно осуждая его, писатель не может не относиться к нему с сочувственным юмором, хотя в конце концов заставляет пасть жертвой собственного начинания — Августа увлекает за собой в пропасть его собственное образцовое стадо овец.

«Англосаксы пустили жизнь под откос»

Драматические для Норвегии события Второй мировой войны не оставили Гамсуна безучастным. Он публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи недовольным режимом В. Квислинга, Гамсун пытался во время визита к Гитлеру повлиять на смещение норвежского премьер-министра, но фюрер аудиенцию оборвал. Тем не менее, Гамсун опубликовал в прессе 7 мая 1945 некролог Гитлеру, в котором воздал ему должное как борцу за «права всех народов».

На сторону нацизма Гамсуна могло склонить несколько факторов: его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и Германии, где его много печатали (как, впрочем, и в России), его принципиальная ориентация на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм (вспомним, как трудно далось ему вхождение в литературу), наконец, главное — стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.

26 мая 1945 Гамсун был арестован за пособничество нацистам и помещен под домашний арест, затем переведен в больницу и позднее в дом для престарелых, после чего был подвергнут психиатрическому обследованию, констатировавшему у него «лишь незначительное возрастное ослабление умственных способностей». В декабре 1947 Гамсун был осужден, его присудили к штрафу и аресту имущества. Последние годы он провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством.

«По заросшим тропам»

В 1949 Гамсун в девяносто лет выпустил последнюю свою книгу, об ослаблении умственных способностей отнюдь не свидетельствовавшую. В ней описываются его переживания с момента ареста до подтверждения приговора Верховным судом в 1948 и отражены чувства горечи и обиды. Автор считает, что заслуживает, если не сочувствия соотечественников, то хотя бы большего уважения. Но он не впадает в пафос и не обличает, чаще всего снимая вопросы иронией и самоиронией. Гамсун по-прежнему превосходно владеет стилем и, описывая совершенно глухого человека, демонстрирует, как всегда, абсолютный стилистический слух. В последней его книге читатель встречается не с осужденным политиком, а с уникальным по таланту писателем, которого подарила миру Норвегия.

Из книги «В сказочной стране»

Кнут Гамсун. ГАМСУН (Hamsun) (настоящая фамилия Педерсен) Кнут (1859 1952), норвежский писатель. В психологических романах “Голод” (1890), “Мистерии” (1892), “Пан” (1894), “Виктория” (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГАМСУН (Hamsun) Кнут (1859 1952), норв. писатель. В кн. «В сказочной стране» («In eventyrland», 1903), написанной после путешествия на Кавказ, Г. говорит о Л., относя его к числу «величайших гигантов поэзии, известных всему миру великих русских… … Лермонтовская энциклопедия

- (Hamsun), настоящая фамилия Педерсен (Pedersen) (1859 1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь… … Энциклопедический словарь

Гамсун (Hamsun) (псевдоним; настоящая фамилия Педерсен, Pedersen) Кнут (4.8.1859, Лом, 19.2.1952, Норхольм), норвежский писатель. Сын деревенского портного, Г. с 14 лет вёл скитальческую жизнь, менял профессии. Литературную деятельность начал в… … Большая советская энциклопедия

- (Hamsun, Knut) (1859 1952), норвежский писатель. Кнут Педерсен (наст. фамилия) родился в семье деревенского портного 4 августа 1859 в приходе Лом в Гудбрандсдалене. С девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с… … Энциклопедия Кольера

- (наст. фам. Педерсен; 1859–1952) – норв. писатель. Род. в семье деревенского портного. В детстве жил на С. Норвегии (Нурланн), где отец занимался сельским хозяйством в маленькой усадьбе Гамсун (отсюда пс.). Литер. деятельность начал в 1877. В… … Энциклопедический словарь псевдонимов

ГАМСУН Кнут - ГАМСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859—1952), норвежский писатель. Ром. «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898), «Под осенними звездами» (1906), «Бенони» (1908), «Странник играет под сурдинку»… … Литературный энциклопедический словарь

- (Knut Hamsun) норвежский писатель. Род. в 1860 г.; испытал много житейских трудностей в молодости, занимался сапожным мастерством, вел бродячую жизнь, дважды был в Америке. Выступил в литературе в 1888 г. этюдом Suit (Голод), переработанным… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- … Википедия

Гамсун, Кнут Кнут Гамсун Knut Hamsun Кнут Гамсун в 1890 г. (31 год) Дата рождения: 4 августа 1859(1859 08 04) … Википедия

Книги

  • Кнут Гамсун. Полное собрание сочинений в 5 томах (комплект из 5 книг) , Кнут Гамсун. Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1910 г. Издание А. Ф. Маркса. Типографские переплеты. Сохранность хорошая. В настоящий комплект вошло полное (на момент издания)собрание сочинений…
  • Кнут Гамсун. Собрание сочинений в 6 томах (комплект из 6 книг) , Кнут Гамсун. В своих книгах Гамсун создал сотни тончайших и живых психологических портретов, поражающих своим разнообразием. Его произведения - это не просто портреты людей, это в первую очередь поэзия,…


Загрузка...
Top