Культура камбоджи. Камбоджа: достопримечательности, культура и отдых

– древнее королевство, расположенное на полуострове Индокитай , в Юго-Восточной Азии, рядом с Лаосом, Вьетнамом и Таиландом. Территория страны невелика – немногим более 180 тыс. кв. км, но перспективы ее развития довольно многообещающие. Туризм здесь только начинает развиваться, но климат для него просто идеален, а исторические достопримечательности, хотя и пострадавшие от многочисленных войн, «накапливались» с 1-й половины I тысячелетия. Достаточно сказать, что именно в Камбодже находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор – одна из самых загадочных и популярных достопримечательностей всей Азии.

Достопримечательности городов Камбоджи

Столицей страны является Пномпень – самый крупный город, считавшийся в прошлом, во времена французской колонизации, самым красивым, но сейчас множество его исторических и культурных ценностей исчезло – войны не пощадили и их. Современный Пномпень называют мегаполисом, политическим, научным, культурным и промышленным центром, в котором рядом с технологичными небоскребами прекрасно уживаются королевские дворцы и буддийские храмы, но для туристов – особенно европейских, он малопривлекателен – в том смысле, что развлечений здесь немного, отдых не слишком организован, да и бедности тоже хватает – иногда она просто шокирует. Нередко на улицах встречаются кучи мусора, а жара и пыль вообще считаются обычным явлением; уличное движение можно назвать экстремальным, а тротуары часто переполнены; к тому же на улицах встречается немало калек и попрошаек – население города составляет более 1 млн. 325 тысяч человек.

Правда, туристы все же заезжают в Пномпень на несколько дней, по дороге на Сиануквиль – пляжный курорт с хорошо развитой инфраструктурой, теплым морем и удобными пляжами. Достаточно здесь и паломников, желающих посетить буддийские храмы.

В столице стоит посетить всего несколько мест, и начать можно с королевского дворца. Хотя вход в сам дворец закрыт, можно осмотреть ближайшие здания, Королевские сады и статую Золотого Будды. Для любителей истории открыт Национальный музей, в котором собраны богатейшие коллекции экспонатов – начиная с VI века.

В городах сосредоточены многие достопримечательности страны – пожалуй, даже их большая часть.


Вторым крупным городом, после столицы, является Баттамбанг , расположенный в северной части Камбоджи, и в нем тоже многое сохранилось еще с колониальных времен – например, старый французский квартал. В окрестностях расположились и другие достопримечательности: в основном это храмы и храмовые комплексы, но есть также искусственное озеро и месторождения сапфиров – они тоже интересуют туристов.

Кроме того, в городе немало ресторанов, ресторанчиков и кафе, где можно попробовать кухню многих азиатских стран – не только камбоджийскую, но и тайскую, китайскую и китайско-кхмерскую, японскую, европейскую и даже русскую – в странах Азии, где развивается туризм, сервис тоже постоянно развивается и растет.

О климате Камбоджи

Теперь немного о прекрасном климате, так привлекающем любителей пляжного отдыха. Климат в Камбодже тропический муссонный: летом, с мая до октября, воздух прогревается до 26-32°C, а зимой температура пониже, до 22°C – для россиян вполне комфортно и то, и другое. Влажность зимой тоже снижается, так что туроператоры советуют отправляться в Камбоджу с сентября по март, но на пляжах и летом можно чувствовать себя прекрасно – дожди есть, но они не слишком беспокоят отдыхающих.


Вообще пляжный отдых в Камбодже отличается от отдыха в других странах: море здесь очень чистое, а подводный мир нетронутый – дайверы пока еще редко посещают эти места.

История, культура и природа Камбоджи

Культурное наследие страны сохранилось не полностью – особенно разрушительным был период «красных кхмеров», но до наших дней все равно «дошло» много ценностей.


Ангкор трудно было разрушить – этот огромный храмовый комплекс в IX веке был столицей кхмерского государства, а сегодня его посещает практически каждый приехавший в Камбоджу турист. Ангкор-Бат известен больше, чем остальные сооружения – всего их около сотни, и все они внесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Именно храмы являются в Камбодже основными достопримечательностями, но и в местной природе есть удивительные места, весьма достойные внимания.

В Западной Камбодже есть озеро Тонлесап – самое крупное пресное озеро Юго-Восточной Азии. Оно довольно мутное, и знаменито тем, что очень резко может менять свою площадь, разливаясь на 16 тыс. кв. км в сезон дождей, и уменьшаясь до 2,5 тыс. кв. км во время сухого сезона. Эта природная достопримечательность привлекает туристов своей необычностью: здесь в биосферных заповедниках живет множество видов болотных птиц и зверей. Биосферными называют те заповедники, в которых животные не только охраняются, но и исследуются, и постоянно проводится мониторинг природной среды.


В озере Тонлесап и сегодня много рыбы, а в прежние времена оно просто кишело ею, и многие местные жители до сих пор зарабатывают на жизнь рыбной ловлей. Люди здесь почти всю жизнь проводят на воде, и с детства умеют держать весла: здесь все плавучее – кафе и бары, рестораны и магазины, школы, больницы, станции автозаправки и полиция.

Королевский балет – это то, без чего не обходится отдых в Камбодже. Этот балет необычен тем, что в нем используются традиции средневекового танца, относящегося к периоду ангкорской культуры – раньше он назывался сиамским балетом. Представления основаны на древних индийских, тайских и яванских танцах; это искусство нередко находилось на грани исчезновения, но его сумели сохранить, и сейчас наряду с традиционными сюжетами в танец стали вносить современные элементы.

Отдых на курортах Камбоджи

Курорты Камбоджи не так развиты, как в других южно-азиатских странах , но они развиваются, и к тому же отличаются удивительной природной чистотой. Например, в Сиануквиле, кроме чистейшей воды, богатой растительности и золотых пляжей, есть современные комфортабельные отели – с тремя, четырьмя и пятью «звездами», а при желании можно снять удобное бунгало.

Курорт Кеп был очень популярен в 1-й половине прошлого века – здесь отдыхали богатые французы и камбоджийцы, но при кхмерах здесь очень многое было разрушено и заброшено. Сейчас можно видеть много заброшенных и полуразрушенных французских вилл – джунгли наполовину поглотили их, но некоторые здания отлично сохранились и используются.

Пляжи в Кепе не такие, как в Сиануквиле – на них много черных скал, но есть и песчаные – преимущественно на островах, до которых нетрудно добраться на небольшом катере. Там, на мелководье, можно найти много удивительных животных, растений и кораллов – можно даже самостоятельно поохотиться на крабов, а потом попросить их приготовить прямо на берегу.


Туристов здесь пока не так много, но Кеп возрождается, и вскоре снова станет известным и процветающим курортом.

В настоящее время Камбоджу нельзя назвать раем для туристов, но она очень интересна и привлекательна, а рассказывать о ней можно долго – многие, кто там побывал, говорят, что эта страна «завораживает» путешественника.


Национальный характер кхмеров довольно широко известен - это спокойные и сдержанные люди, имеющие некоторую склонность к праздному времяпрепровождению, уважающие короля и свою страну, и истинно верующие буддисты. Они очень терпимы к проявлению инакомыслия или незнанию местных законов, но все же рекомендуется не пренебрегать их терпением. В большинстве своем они категорически не приемлют алкоголь и наркотики, но это касается, в основном, только "европейской продукции". Некоторые кампучийцы, особенно женщины, постоянно жуют бетель. А мужчины используют жевательный табак или различные местные травы, обладающие слабым наркотическим действием.

Чувство коллективизма у кхмеров, по мнению многих исследователей, очень похоже на японское. При этом очень заметна общинность и даже некоторая клановость. Институт семьи и религиозные традиции здесь особо почитаемы. "Ват" или "Уот" ("храм") является центром любой камбоджийской деревни. Обычно Ват представляет собой сам храм или пагоду, окруженные стеной, небольшое "святое место" со статуями Будды, водоем и жилой квартал, в котором проживают монахи. Обычно храм содержит на попечении начальную школу, в которой обучаются деревенские дети.

Когда кампучийскому юноше исполняется 16 лет, он идет в храм и живет монашеской жизнью в течение нескольких лет. Цель этой практики состоит в том, чтобы научить молодых людей основам буддизма, поднять уровень человека, который, как считается, соответственно поднимает статус человека в "следующей жизни", после перерождения. При проживании в монастыре молодые люди проводят время в труде, молитвах, размышлениях и учебе. Поэтому и последующая тесная связь человека и религиозных заповедей, столь характерная для Камбоджи, становится вполне объяснимой.

При посещении храмов принято оставлять головные уборы и обувь при входе, почтительно относиться к монахам и изображениям Будды, а также делать пожертвования в счет храмов. Обходить храм следует по часовой стрелке. Фотографировать культовые сооружения и местных жителей следует только испросив на то разрешения (в большинстве случаев за это потребуется заплатить).

Камбоджийцы традиционно приветствуют друг друга пожатием рук и поклоном, подобным тайскому жесту "вай", но в последнее время кхмеры все чаще просто жмут друг другу руки. Женщины используют традиционное приветствие и между собой, и в общении с мужчинами. При посещении частного дома, офиса или организации принято дарить небольшой подарок.

При посещении страны следует учитывать, что у кхмеров не принято показывать свой гнев или злость (это означает "потерю лица"), прикасаться к чужой голове (особенно это касается детей), показывать на кого-либо пальцем, отдавать и принимать что-либо двумя руками (это можно делать только "чистой" правой рукой), класть ступни ног на стол или демонстрировать собеседнику подошвы (ноги из-за постоянного соприкосновения с землей считаются "нечистыми") и поднимать вверх большой палец руки (у кхмеров это считается сексуальным жестом).

Форма одежды в большинстве случаев вполне неформальная. И мужчины, и женщины в повседневной жизни носят саронг из хлопчатобумажной или смесовой ткани. Шелковые саронги одеваются по праздникам или используются в повседневной носке достаточно обеспеченными людьми. В городах повсеместно носят обычные брюки и платья широкого кроя, закрывающие большую часть тела. В формальных случаях, вроде религиозных фестивалей или семейных торжеств, женщины часто носят "хои" (рубашка особого кроя), но в основном женщины одеваются очень скромно.

Туристам рекомендуется носить легкую одежду - брюки (но не шорты и мини-юбки!) и рубашки с длинным рукавом, особенно при посещении религиозных объектов. Во всех остальных случаях рубашки с коротким рукавом и одежда свободного фасона вполне допустимы.

Несколько слов об укладе местной жизни.
При взгляде на жилье камбоджийцев, во-первых, удивляешься бедности. Во-вторых, замечаешь, что дома стоят на сваях, на случай затоплений и для обустройства зоны отдыха в тени, и имеют 2 этажа. На самом верхнем этаже спят в холодное время года, потом в зависимости от температуры сначала спускаются на 1 этаж, а в самую жару и вовсе на улицу на землю (у некоторых домов на земле есть настил). Внутри дома практически без мебели, спят кхмеры прямо на полу на циновке. Живут очень и очень бедно! В частности поэтому, но во многом и из-за собственной лени, едят все, что бегает, прыгает и ползает. Причем, придумали ленивый способ ловить насекомых — устанавливают неоновые лампы, а под ними ведра. Насекомые стукаются об лампу и падают в ведро. Содержимое ведра потом падает на сковородку. Мы местные деликатесы пробовать не стали, для меня это дикость.


Лень камбоджийцев определяется их верой. Я не вникала в подробности, но суть в том, что они верят в реинкарнацию. И родиться бедным очень хорошо, так как это означает, что земной путь походит к концу. И поэтому никто не стремится к тому, чтобы что-либо изменить в своей жизни. Их и так всё устраивает. Раз дано им было родиться бедными, значит, так надо, и они не в праве это менять. Вот такая вот философия.

Впрочем, вернувшись в Камбоджу спустя три года, я заметила, что уровень жизни в стране заметно поднялся. Очень много ее жителей обзавелись автомобилями, причем большая часть из них — Лексусами. Цены на все тоже заметно поднялись. Больше Камбоджу нельзя назвать страной «one dollar»))

В предыдущей части я уже упоминала богиню танца Апсару. Ее изображения есть почти во всех . Легенда гласит: «Водная гладь расступилась, и вышли на земной берег девушки нежнейшей красоты». Это как раз о них. Во времена расцвета Ангкорской империи эти удивительные нимфы танцевали для знати. Представления апсар стали неотъемлемой частью королевского балета. Танцовщицы воспитывались и жили в королевском дворце. Быть апсарой было очень престижно, к ним относились с уважением и почетом. После разгромления империи сиамами искусство танца было утеряно. И не известно, какова была бы его судьба, если бы Камбоджу не колонизировала Франция. Традиция танца французам понравилась, и он был восстановлен по храмовым фрескам с небольшими изменениями. Изначально апсары были одеты только в шелковые юбки и массивные украшения, грудь оставалась обнаженной. Французы изменили наряд на более скромный, скорее, похожий на сари. И сам танец утратил свой сакральный смысл и стал скорее развлечением для жителей и гостей Камбоджи. Хотя есть другая версия, которая заключается в том, что после разгрома Ангкора танцовщицы были отправлены работать на рисовые поля, но некоторые из них позже вернулись и стали тайно обучать девушек искусству этого танца. То есть забыт и утерян он не был. Но, в любом случае, своим возрождением танец апсара обязан французам.

В Ангкоре мы настолько впечатлились изображениями Апсар, что решили однозначно увидеть и сам танец. Вариантов для этого было два — или пойти в ресторан, где дают танцевальные представления, или пойти на настоящий балет апсары — лазерное шоу «Улыбка Ангкора». Мы выбрали второй вариант, так как, по словам местных, в ресторанах показывают лишь жалкое подобие апсары, а настоящий танец можно увидеть только в театре балета. А нам, естественно, хотелось впечатлений настоящей апсары))
Фотографировать было нельзя, да и не хотелось отвлекаться от лицезрения такой красоты) Поэтому фотографии из интернета:



Впечатлений, конечно, мы получили море! Один только танец с подсвечниками чего стоил! Это был самый грандиозный номер из всех увиденных мною в жизни. Честно, так нельзя танцевать! Обычный человек так точно не может! На сцене однозначно было полубогиня Апсара! Жаль, что в интернете я не нашла ни фото, ни видео этого танца, но это было незабываемо!

Когда я была на этом шоу в 2014 году, билет включал в себя ужин в буфете театра. Сейчас есть возможность купить билет без ужина, но дешевле обычной цены. В январе 2018 года в зависимости от сектора посещение театра стоило 40 и 30 долларов без ужина и на 8 долларов дороже с ужином. Посмотреть актуальные цены и забронировать билеты можно на официальном сайте .

Если у вас будет время, обязательно погуляйте по Сиемрипу и посетите его . Так вы сможете лучше понять культуру и традиции этой удивительной страны. И, я уверена, полюбите ее и захотите еще не раз вернуться.

P.S. Больше информации о наших путешествиях и фотографий — в моем

В первую очередь стоит отметить то обстоятельство, что современная культура Камбоджи содержит довольно много элементов связанных с религиозными воззрениями кхмеров на построение окружающего нас мира и общества в целом с точки зрения индуизма и древнего учения Будды. И в этом плане существенную роль сыграло географическое расположение Камбоджи. Ведь, имея прямой выход к Южно-Китайскому морю и водам Сиамского залива, Камбоджа довольно длительное время была, да и остается, традиционным центром международной торговли. И с учетом этого в современной культуре Камбоджи можно найти элементы национальных традиций народов населяющих тот же Китай, Японию, Таиланд и ту же Индию.

Кхмерская скульптура, архитектура и музыка. Приезжая на отдых в Камбоджу, мы волей или не волей, но соприкасаемся с тем, что культура Камбоджи наполнена именно этими интернациональными традициями. А проявляется это, в той же архитектуре городов и рыбацких поселков Камбоджи, в национальных традициях кхмеров резьбы по камню, с ее буддийскими мотивами, с которой мы соприкасаемся, приобретая те же небольшие, каменные фигурки Будды в качестве сувенира. Не говоря уже о том, что Камбоджа просто переполнена мотивами индийского музыкального и песенного наследия, которая присутствует не только в выступлениях уличных музыкантов, но и в записях, транслируемых по национальному радио и телевидению Камбоджи.

Религия Камбоджи

Как и практически все страны Юго-Восточной Азии представлена довольно широким спектром религиозных и культовых воззрений, которые на основании конституционных прав и свобод личности, записанных в Конституции Камбоджи, гарантированы не только всем камбоджийцам, но и любому иностранцу, временно или постоянно проживающему на территории этой страны. С учетом этого путешествуя по Камбодже, вы можете увидеть не только буддийские храмы, которые посещают практически 90 процентов камбоджийцев, но культовые сооружения приверженцев индуизма, ислама и христианского верования.


Экономика Камбоджи

По своему характеру носит ярко выраженную аграрную направленность, в чем не малую роль играет не только география Камбоджи , но и ее исторический путь развития последних нескольких десятилетий обусловленный, как внутренними, так и внешними вооруженными конфликтами. Исходя из этого, на сегодняшний день при поддержке международного сообщества в стране усиленными темпами развивается два основных направления. В первую очередь это сельскохозяйственный сектор, призванный обеспечить продовольствием население страны, и туристическая отрасль, которая дает Камбодже наибольшие валютные поступления в бюджет.


Наука Камбоджи

Как и большинство юго-восточных стран Азии, получивших независимость во второй половине двадцатого века, Камбоджа испытывает значительный дефицит национальных научных и технических кадров. Исходя из этого, развивается на сегодняшний день по двум основным направлениям. К первому направлению относиться работа по созданию своей национальной базы подготовки научных и технических кадров. С этой целью в Камбодже создаются не только многочисленные общеобразовательные школы и колледжи, но с помощью иностранных ученых и специалистов открываются национальные университеты. При этом, при поддержке государства широкое распространение получило и второе направление решения проблемы подготовки национальных, научных кадров. А именно делегирование камбоджийских студентов в ведущие европейские и американские университеты.


Искусство Камбоджи

Путешествуя по Камбодже довольно не сложно обратить внимание, что на сегодняшний день развивается по двум основным направлениям, которые в той или иной мере отражают исторический путь развития этой страны. В этом плане необходимо учитывать то обстоятельство, что в семидесятые годы минувшего столетия в период правления в Камбодже так называемых «красных кхмеров» и их преступного вождя Пол Пота, и в стране систематически уничтожались не только проявления современного искусства и культуры, но и лучшие образцы исторического наследия. Так, что искусство Камбоджи сегодняшнего дня в основном представлено произведениями архитектуры и изобразительного культового плана.


Кухня Камбоджи

На удивление на сегодняшний день не отличается особыми гастрономическими и кулинарными изысками, несмотря на то обстоятельство, что длительное время на территории Камбоджи господствовали те же французы и китайцы. Ведь в любом случае представители этих наций могли бы научить камбоджийских кулинаров своим премудростям. Однако этого не произошло и на сегодняшний день гастрономический и кулинарный рынок Камбоджи в основном представлен классическим фаст-фудом средней руки, обильно сдобренный многочисленными пряностями.


Обычаи и традиции Камбоджи

Одежда и манеры поведения камбоджийцев в обществе носят в основном традиции связанные с традициями буддизма, религии, которая является превалирующим верованием большинства жителей Камбоджи. Исходя из этого как повседневная, так и праздничная одежда камбоджийцев носит довольно скромный, если не аскетичный характер. А в манере поведения характерным является сдержанность и отсутствие яркого выражения своих эмоций. При этом, в такой же сдержанной манере протекают и традиционные праздники камбоджийцев, такие, как та же свадьба или празднование рождения ребенка. Так, что несколько отличаются от того, что можно видеть в соседних с ней странах.


Спорт Камбоджи

Несмотря, на то обстоятельство, что Камбоджа еще с 1956 года принимает участие в Олимпийских играх и выставляет своих спортсменов в таких дисциплинах как бокс, велоспорт, вольная борьба и легкая атлетика, Камбоджа, за эти годы не завоевал ни одной медали. И хотя в национальном плане в основном развивается в европейском направлении и в Камбодже ежегодно проводятся национальные чемпионаты по футболу и баскетболу, основная часть спортивных соревнований страны посвящены национальным видам борьбы довольно схожей с тайским боксом.

Официальное название - Королевство Камбоджа (Preahreacheanachakr Kampuchea). Расположена в южной части Индокитайского полуострова. Площадь 181 035 км2, численность населения ок. 12,2 млн чел. (2001). Государственный язык - кхмерский. Столица - г. Пномпень (900 тыс. чел., 2001). Государственный праздник - День независимости 9 ноября. Денежная единица - риель.

Член ООН и ряда её специализированных организаций, МВФ, МБРР, Мирового банка, Азиатского банка развития, МАГАТЭ и др.

Достопримечательности Камбоджи

География Камбоджи

Расположена между 10° и 16° северной широты, 106° и 108° восточной долготы. На юго-западе омывается водами Сиамского залива. Береговая линия 443 км. Побережье от границы с Таиландом до реки Коки низкое и болотистое, далее до мыса Соривонг обрывистое, вслед за этим идёт широкая полоса песчаных пляжей. На участке от Кампонгсаома до залива Веальрень пляжи вновь сменяются скалами. Далее до границы с Вьетнамом берега Сиамского залива низкие и илистые. На побережье находятся полуострова Самит и Веальрень, отделённые один от другого заливом Кампонгсаом. Камбодже принадлежит группа островов в Сиамском заливе. Самый большой из них - остров Конг площадью 80 км2.

Камбоджа на северо-востоке граничит с Лаосом, на востоке и юго-востоке с Вьетнамом, на севере и северо-западе с Таиландом. Сухопутные границы: общая протяжённость 2572 км; с Лаосом - 541 км, с Вьетнамом - 1228 км, с Таиландом - 803 км.

Камбоджа - преимущественно равнинная страна. Значительную часть территории занимает низменная Центральная равнина, открытая на северо-запад и юго-восток. По периметру Центральной равнины идут горы и плоскогорья, в т.ч. горы Кравань (Кардамоновы) - на западе, горы Дангрэк - на севере, плато Члоунг - на востоке. Высшая точка Камбоджи - гора Ораль (1813 м), расположена в системе гор Кравань.

Речная сеть Камбоджи достаточно густа. Реки относятся к трём главным бассейнам - Сиамского залива, Меконга и озера Тонлесап. В сухой сезон акватория крупнейшего в Камбоджи озера Тонлесап равна 2700 км2, длина 150 км, ширина 32 км. В период дождей его площадь увеличивается в 3 с лишним раза и достигает 10 тыс. км2. Глубина возрастает в 5-10 раз, достигая 12 м.

В Камбоджи имеются в основном два вида почв: аллювиальные и латеритовые (базальтовые). Аллювиальные делятся на песчаные, луговые, или пойменные, глинистые, латеритовые - на красные, красно-жёлтые и красно-бурые.

В зависимости от высоты над уровнем моря Камбоджа делится на ряд климатических поясов с характерной для каждого из них растительностью. Примерно ½ территории страны (90 тыс. км2) покрыто лесами. Различаются два основных вида лесов: затопляемые - мангровый лес на побережье Сиамского залива и леса вокруг озера Тонлесап, а также нагорные - расположенные в горах и на возвышенных равнинах. Мангровый лес образуется низкорослыми деревьями и стелющимися кустарниками с вечнозелёной листвой. Среди нагорных лесов большую часть занимает т.н. многоярусный лес - высота деревьев верхнего яруса достигает 40-45 м, средний ярус - деревья высотой 15-20 м и лианы, внизу растут кустарники, травы, мхи, папоротники.

Из хищных животных в Камбоджи (в основном в горных лесах) встречаются тигр, леопард, бенгальская кошка - самое маленькое животное из семейства кошачьих. В стране обитают кабаны, дикие олени, быки, буйволы. Много разнообразных видов обезьян, пресмыкающихся.

Недра страны содержат запасы драгоценных камней, марганца, фосфоритов, бокситов, незначительные запасы железной руды. В провинции Кампонгтхом выявлены следы меди, золота и угля. В провинции Стынгтраенг обнаружены россыпи золота, циркона и корунда, а близ местечка Тукмеах в провинции Кампот - месторождение фосфоритов (350 тыс.т). Залежи фосфоритов имеются также в провинции Баттамбанг (районы Пномкрапы и Сампоу - 360 тыс. т). В этой же провинции открыты запасы бокситов, имеющие промышленное значение (5-10 млн т). Кроме того, имеются месторождения железа, марганца, драгоценных камней. На дне относящейся к Камбоджи территории Сиамского залива обнаружены запасы нефти.

Три фактора определяют особенности климата в Камбодже: а) страна расположена недалеко от экватора в пределах тропической зоны; б) находится в зоне тропических муссонов, что определяет наличие сухого и влажного сезонов; в) со стороны моря путь влажному муссону преграждают горы Кравань, что обусловливает выпадение в районе этих гор и на побережье большего количества осадков, чем на Центральной равнине. В течение всего года температура воздуха в стране держится в основном в пределах +25-30°С.

Различаются два климатических сезона: с ноября по апрель дует северо-восточный, или зимний, муссон. На этот период приходятся и самые прохладные месяцы - декабрь-январь и самый жаркий - апрель, когда средняя температура воздуха может подниматься до +37-38°С. С мая по ноябрь с Индийского океана дует юго-западный, или летний, муссон. В стране наступает сезон дождей. В целом на территории Камбоджи в течение года выпадает 750-2000 мм осадков в год. Наибольшее их количество выпадает в горах Кравань. Так, в 1923 на острове Муль выпало за год 7971 мм. На Центральной равнине их значительно меньше, в районе Северных нагорий несколько больше, чем на Центральной равнине, но намного меньше, чем в горах Кравань.

Население Камбоджи

Средняя плотность населения ок. 63 чел. на 1 км2. В густонаселённой центральной части страны она доходит до 90 чел. на 1 км2.

Камбоджа входит в число стран с очень молодым и быстрорастущим населением. За 1875-1975 его численность с 1,1 млн возросла примерно в 6 раз. Несмотря на огромные потери в период правления «красных кхмеров» (от 1 до 2 млн чел.), численность населения продолжала устойчиво расти. Среднегодовой прирост в некоторые годы доходил до 2,1-2,2%, сейчас он несколько снизился - 1,4-1,7%. Возрастные группы: 0-14 лет - 42%, 15-64 года - 55%, 65 лет и старше - 3%.

Этнический состав: камбоджийцы (кхмеры) - 90%, вьетнамцы - 5%, китайцы - 1%, остальные - чамы, тайцы и малые народности, проживающие в труднодоступной горной местности.

Языки населения Камбоджи принадлежат к нескольким языковым семьям: аустроазиатской, тайской, малайско-полинезийской и китайско-тибетской. К первой из них относится кхмерский язык, на котором говорит подавляющее большинство населения страны. Из европейских языков определённое распространение получили французский и за годы независимого развития - английский.

Наиболее распространённой религией в Камбодже является буддизм южной ветви - хинаяны (тхеравады). Сегодня это государственная религия, которую исповедует ок. 94% населения страны. Наряду с тхеравадой распространены буддизм махаяны (вьетнамцы и китайцы), ислам (чамы). Среди национальных меньшинств сохраняется влияние традиционных родоплеменных культов.

Грамотно, по разным оценкам, 32-36% населения старше 15 лет.

История Камбоджи

Первые сведения о заселении территории Камбоджи человеком относятся к эпохе палеолита. Примерно к 14-му тыс. до н.э., как показали раскопки в Молупрее, Лонгпрао и Самронгсене, население Камбоджи уже занималось ранним земледелием, собирательством, рыболовством и охотой.

С 7-го тыс. до н.э. на территории Камбоджи датируется неолит, а с 6-5-го тыс. до н.э. - поздний неолит. К этому времени население из стоянок по вершинам холмов в зоне красных земель стало спускаться в долины рек. Здесь стали появляться первые постоянные поселения земледельцев, начало распространяться орошаемое земледелие.

Первым крупным государством на территории современной Камбоджи был Бапном (1-6 вв.), известный также под названием Фунань (от китайской транслитерации кхмерского слова пном - гора). Возникло оно на юго-востоке современной Камбоджи с центром в нижнем течении Меконга. Здесь же находилась столица Бапнома- Вьедхапура. Во 2-4 вв. Бапном был наиболее значительным государством на Индокитайском полуострове, и его влияние распространялось на территории, занятые современными Таиландом, Бирмой и Малайзией. Материальной основой этого государства были долинное земледелие, в основном рисоводство по берегам Меконга и Тонлесапа, и развитое ремесленное производство. В стране была развита внутренняя торговля, о чём свидетельствуют находки местных монет из золота, серебра, бронзы и олова, а также каменных и металлических гирь.

К 6 в. Бапном приходит в упадок, тогда как на севере всё более крепнет ранее зависимое от него государство Ченла. В сер. 6 в. правитель Ченлы Бхававарман завоёвывает Бапном и основывает новое государство Камбоджа, названное так в честь мифического родоначальника династии правителей Ченлы аскета Камбу. Политическое единство нового государства оказалось непрочным. Непрерывные войны и междоусобицы привели к тому, что к 710 оно распалось на две независимые части - Ченла Воды на юго-востоке Индокитая и Ченла Земли в среднем течении Меконга.

В 9 в. на территории бывшей Ченлы Воды начинается становление могущественного и развитого по тем временам государства Юго-Восточной Азии - империи Камбуджадеша с центром в районе Ангкора. Ядром этой империи стало одно из государств, на которые распалась Ченла Воды, - Индрапура, находившееся в зависимости от правителей Явы. История империи Камбуджадеша распадается на три основных периода: ранний - кон. 8-10 вв., период расцвета - нач. 11 в. - нач. 13 в., поздний - 13 - сер. 14 вв.

Ранний период истории империи связан с деятельностью Джаявармана II (802-54) - объединителя кхмерских земель и основателя новой династии. В последней из основанных им столиц Махедрапарвате он провозгласил независимость своего государства от яванских властителей, построил первый религиозный центр страны и учредил официальный культ дева-раджи (бога-короля).

Тип государства, сложившийся при Джаявармане II, представлял собой форму неограниченной монархии, где король считался воплощением бога.

В 10 - нач. 13 вв. происходит дальнейшее политическое усиление Камбуджадеши, превращение её в полиэтническую империю. В этот период в результате многочисленных завоевательных походов были захвачены обширные территории, включавшие, помимо нынешней Камбоджи, части земель современных Бирмы, Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Малайзии.

Наибольший подъём Камбуджадеши связан с именами Сурьявармана II (1113-50) и Джаявармана VII (1181-1220). Сурьяварман II, сумев установить хорошие отношения с Китаем, начал войны на востоке с Дайвьетом и Тьямпой, а на западе с монским государством Харипунджая и тайскими княжествами. Территория империи значительно превышала в это время территорию современной Камбоджи. Помимо кхмеров, в империи проживали моны, тайцы, тьямы, малайцы, горные племена. В столице в это время возводится величественный храм Ангкорват, ставший усыпальницей этого монарха.

Другим известным правителем этого периода был Джаяварман VII. Начав свою деятельность с победоносной войны с Тьямпой, он в дальнейшем сыграл выдающуюся роль в переходе кхмерского общества к новой религии - буддизму. Закладывая основы новой религиозной системы, Джаяварман VII развернул широкое религиозное строительство. В его правление были возведены знаменитый Байон, ряд других храмов.

При Джаявармане VIII (1243-95) и его преемниках признаки упадка кхмерской империи становятся всё более очевидными. Неудачные войны, особенно против тайского государства Сккотаи, религиозные распри (к этому времени относятся попытки восстановления шиваизма как государственного культа) всё более ослабляют государственную власть. Приход к власти новой династии во главе с королём Чаем (1336-40) стал свидетельством окончательного торжества буддизма тхеравады в Камбоджа.

В 1-й трети 15 в. определился упадок западных районов страны с центром в Ангкоре. После взятия Ангкора тайцами в 1432 столица страны при короле Понья Яте переносится на восток в долину Меконга в район современного Пномпеня. Камбоджа теряет все территории некхмерского населения и превращается в моноэтническое государство.

Постепенно страна всё более попадает в зависимость от быстро усиливающихся соседей - Вьетнама и Сиама. Соперничество этих государств за преобладание на Индокитайском полуострове крайне обостряло междоусобные распри кхмерских феодалов, стремившихся в борьбе за власть опереться на поддержку иноземных правителей. В результате Камбоджа оказалась в двойной зависимости от Сиама и Вьетнама. Отношения двойного сюзеренитета были характерны для страны во 2-й пол. 18 в.- 1-й пол. 19 в.

В 1863 вслед за покорением территории Кохинхины (современный Южный Вьетнам) Франция вынудила короля Камбоджи Нородома (1860-1904) подписать договор о протекторате, который лишал Камбоджа права проводить самостоятельную внешнюю политику. В рамках последовавших за этим соглашений в стране учреждалась должность французского Верховного резидента и французских резидентов в провинциях, создавалась колониальная администрация, в ведение которой переходил контроль за установлением и взиманием налогов, косвенного обложения, таможенных сборов. Кхмерский король был лишён какого-либо участия в делах государственного управления. За ним оставалось лишь «право» подписывать декреты, он был главой буддийского духовенства и номинальным главой кхмерского административного аппарата.

В период французского протектората (1863-1953) страна прошла через «верхушечную модернизацию», которая затронула главным образом городские слои и кхмерскую правящую элиту. Серьёзных перемен в аграрной сфере, которые бы существенно улучшили жизнь камбоджийского крестьянства, составлявшего до 90% населения, так и не произошло. Кхмерское крестьянство в рамках созданной в стране экономической модели оказалось фактически в полной зависимости от ростовщиков и чиновников, балансируя на грани выживания. Такое положение на многие десятилетия вперёд предопределило политическую нестабильность и угрозу социального взрыва в стране. Достижение страной независимости в 1953 существенно ситуацию не изменило. Процесс социальной дифференциации и разорения большинства крестьянских хозяйств не только продолжался, но из-за неразумной политики правящего в стране режима Сианука даже усилился. Отказ от экономической помощи со стороны США, национализация банковской сферы и сферы экспортно-импортных операций, попытки вытеснить ростовщиков из деревни в условиях, когда государственный кредит крестьянству мог составить лишь 1/10 часть от ростовщического, подтолкнули давно назревавший социальный взрыв, последствиями которого сумели успешно воспользоваться кхмерские коммунисты в лице движения «красных кхмеров», возглавляемого Пол Потом. После проамериканского переворота в Пномпене в марте 1970 кхмерские коммунисты при поддержке вьетнамских войск сумели поставить под свой контроль значительные территории Камбоджи, где с 1973 приступили к реализации своих планов переустройства страны. В это время в т.н. освобождённых районах начался процесс широкого обобществления имущества крестьян, обрабатываемой земли и даже их сельскохозяйственного инвентаря. Появились т.н. кооперативы с общим имуществом, которые после победы «красных кхмеров» в гражданской войне и взятия ими Пномпеня в апреле 1975 были распространены на всю территорию страны. «Красные кхмеры» методом жесточайших репрессий против собственного народа попытались создать принципиально иную экономическую модель - бестоварную, в которой не существовало бы денег и даже товарного обмена, с тотальной трудовой повинностью и с тотальным контролем за людьми, когда вся жизнь отдельного человека и его семьи проходила бы под управлением и контролем правящего режима.

Отказ «красных кхмеров» от вхождения в зону вьетнамского контроля, их территориальные претензии к Вьетнаму и политика на обострение вооружённого приграничного конфликта привели к тому, что в результате вьетнамского вторжения в январе 1979 режим «красных кхмеров» был свергнут и к власти пришли кхмерские коммунисты, тесно связанные с Вьетнамом. Вслед за этим страна вступила в новый этап гражданской войны, когда уцелевшие силы «красных кхмеров» совместно с поддерживавшими Сианука националистическими группами повели борьбу против вьетнамских войск и политического режима, образованного в Пномпене. Только вмешательство ООН и проведение в стране одной из крупнейших за всю историю этой организации миротворческой операции позволили положить конец десятилетиям гражданской войны и тоталитаризма в Камбоджа.

В 1993 под эгидой ООН прошли парламентские выборы, которые ознаменовали переход страны на демократические рельсы развития. «Красные кхмеры» участия в выборах не принимали, однако провал объявленного ими бойкота выборов продемонстрировал резкое падение их влияния в стране. В результате народного волеизъявления к власти пришли две политические силы: Народная партия Камбоджа (НПК), созданная на основе правившей в стране в 1979-90 гг. Народно-революционной партии Камбоджа, отказавшейся от всех коммунистических лозунгов и атрибутов, и т.н. Единый национальный фронт за суверенную, независимую, нейтральную и мирную Камбоджа - ФУНСИНПЕК, объединивший некоммунистические и националистические силы. Первые получили ок. 39% голосов, вторые - 45% и совместно образовали первое демократическое правительство, где глава националистов принц Раннарит занимал пост первого премьер-министра, а глава НПК Хун Сен - второго премьер-министра. Такое сложное разделение власти, когда практически во всех наиболее важных министерствах действовали по два министра, было инициировано как миротворцами ООН, так и бывшим королём Камбоджа. Нородомом Сиануком, который в 1993 по решению избранных в Национальную ассамблею депутатов был провозглашён официальным главой государства. Цель создания коалиционного правительства состояла в том, чтобы всеми силами не допустить нового витка гражданской войны в стране. Движение «красных кхмеров», изолированное в джунглях после сформирования коалиционного правительства, стало быстро распадаться, а его лидеры - искать возможности вернуться к легальной политической борьбе. Вся последовавшая за выборами история страны - история борьбы двух главенствующих политических сил за контроль над Камбоджа. При этом НПК опирается главным образом на сельскую местность (муниципальные выборы 2002, где НПК получила подавляющее большинство голосов, подтверждают это), а ФУНСИНПЕК - на городские слои (на всеобщих выборах 1998 в Пномпене НПК получила менее 30% голосов, а националисты - более 40%). Несмотря на то что иногда эта борьба ставит Камбоджа на грань новой гражданской войны, как это было в 1997, когда многие сторонники ФУНСИНПЕК вынуждены были бежать из страны, обвинённые в попытке организации государственного переворота, определённый баланс сил между этими крупнейшими политическими организациями Камбоджи сохраняется, постепенно вырабатываются и достаточно цивилизованные правила политической борьбы, что является гарантом всё более стабильного и предсказуемого политического развития Камбоджи.

Государственное устройство и политическая система Камбоджи

Камбоджа - конституционная монархия с многопартийной либеральной демократией (с 1 сентября 1993).

Административное деление: 19 провинций (кхетов) и 2 города центрального подчинения. Крупнейшие города (тыс. чел.): Пномпень, Баттамбанг (94), Кампонгcаом (быв. Сиануквиль) (33), Кампот (13).

Глава государства - король Нородом Сианук (коронован 24 сентября 1993). Двухпалатный парламент - сенат (61 место) и Национальная ассамблея (122 места); члены обеих палат избираются сроком на 5 лет.

Высший орган законодательной власти - Национальная ассамблея. Высший орган исполнительной власти - правительство Камбоджа, которое формируется по результатам парламентских выборов.

Председатель Национальной ассамблеи - принц Нородом Раннарит. Глава правительства - Хун Сен, лидер НПК.

В Национальной ассамблее после выборов 1999 представлены три политические партии: 64 места - НПК, 43 места - ФУНСИНПЕК (лидер принц Нородом Раннарит) и 15 мест - резко оппозиционная Хун Сену радикально проамериканская Сэм Райнси партии (лидер Сэм Райнси).

Король Нородом Сианук обладает ограниченной официальной властью (царствует, но не правит), но при этом пользуется большим влиянием. В то же время политический режим в стране нельзя в целом назвать демократическим, несмотря на наличие парламента, всеобщих и муниципальных выборов и других атрибутов демократической власти.

В 1990-е гг. Камбоджа удалось добиться определённых успехов в реализации программ экономического и политического развития. Политическая стабильность рассматривалась как основа и гарантия экономического развития, результаты которого, однако, оказались ниже ожидаемых. Несмотря на то что до 60% бюджета Камбоджа формировалось за счёт внешней помощи, 39% населения всё ещё продолжает находиться за чертой бедности. В связи с этим на 2001-05 борьба с бедностью и подъём жизненного уровня объявлены приоритетными задачами правительства.

Во внешней политике страна стремится основываться на принципах нейтралитета. Камбоджа присоединилась к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ЮВА), вступила в АСЕАН, активно участвует в региональном форуме АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ). Основное внимание во внешней политике уделяется развитию отношений с соседними странами АСЕАН, а также с КНР и Японией, которая возглавляет международный комитет по реконструкции Камбоджа и предоставляет наибольший объём помощи, обещанной этой стране мировым сообществом.

Из экономически развитых стран основными партнёрами являются США, Франция и в последнее время Австралия.

США и Камбоджа имеют достаточно обширные торговые связи. В 1992 США отменили эмбарго на торговлю с Камбоджа. В 1996 между двумя странами было подписано Соглашение по торговым связям. США активно выступают за организацию международного суда над «красными кхмерами», и нерешённость этого вопроса сильно осложняет положение правительства Хун Сена в отношениях с американской администрацией. До последнего времени правительство Камбоджа отвергало предложения ООН по организации международного суда для рассмотрения преступлений «красных кхмеров», настаивая на суде национальном. В этом вопросе позицию Камбоджи чётко поддерживает КНР.

Королевские камбоджийские Вооружённые силы включают армию, Военно-морской флот и Военно-воздушные силы; созданы в 1993 путём воссоединения Камбоджийской народной армии и двух армий антикоммунистического сопротивления. Призывной возраст - 18 лет. Помимо государственных Вооружённых сил в Камбодже существуют силы сопротивления, включая Народную объединённую армию («красные кхмеры») и сепаратистское роялистское движение.

Камбоджа имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1955).

Экономика Камбоджи

Камбоджа в целом остаётся слаборазвитым аграрным государством. Эта страна наряду с Лаосом и Мьянмой входит в тройку самых слаборазвитых стран ЮВА. Камбоджа выделяется и крайне незначительным процентным отчислением бюджета на инвестиции - всего 4% (самый низкий показатель по ЮВА). На протяжении 1990-х гг. экономика оставалась сильно зависимой от иностранной помощи и инвестиций, которые за 1996-98 резко сократились. Прирост ВВП в 1999 - 4,3% (3,34 млрд долл. США), в 2000 - 5,5%, в 2001 - 6,25%, в 2002 - св. 5%. За чертой бедности проживает 36% населения. Безработица 2,8% населения.

Основной целью в сфере экономики правительство объявляет поддержание макроэкономической стабильности и проведение экономических реформ. Намеченная программа включает мероприятия по упорядочению политики в сфере налогообложения и в сфере управления государственными расходами, а также реструктуризацию банков, новые принципы политики в сфере лесоразработок.

Камбоджа - аграрная страна. Обрабатывается 13-16% всей территории, причём св. 1/2 пахотных земель используется для выращивания риса - главного продукта питания для большей части населения. В сельском хозяйстве занято 80-85% трудоспособного населения. Сельскохозяйственное производство составляет 45% ВВП. Принятый в 1992 аграрный закон предусматривает следующие формы владения землёй: частная собственность для земельного участка с домом, владение сельскохозяйственной землёй размером до 5 га с разрешением наследования, концессия для больших по размеру сельскохозяйственных участков без права наследования, сдачи в аренду и продажи. Производство риса составляет, по некоторым данным, 15% ВВП. Урожайность остаётся очень низкой - ок. 1,64 т с 1 га (для сравнения: Таиланд - 2,1, Филиппины - 2,7 и Вьетнам - 3,2 т).

Второй по важности аграрный продукт - каучук. Его плантации расположены на краснозёмах провинций Кампонгчам, где занимают 61 000 га. В последние годы площадь, занятая под гевею, существенно возросла (по разным оценкам, от 100 до 150 тыс. га, иногда называют и цифру 330 тыс. га). Основные потребители каучука: Малайзия, Сингапур, Индонезия, Таиланд.

К числу других выращиваемых в Камбодже культур относятся сахарный тростник, маниок, бананы, кукуруза, кокосовая и другие пальмы, цитрусовые, батат, манго, хлопковое дерево (сейба пятитычинковая), джут, маслины, пряности.

Рыболовство (рыба - основной источник животного белка) ведётся в водах Таиландского залива и озера Тонлесап. В последние годы стоки промышленных предприятий Пномпеня привели к экологическому кризису в районах рыболовства - на озере Тонлесап и реке Меконг. Уникальный экологический комплекс озера и реки Тонлесап подвергается серьёзной угрозе из-за: а) порубки леса по берегам, что приводит к сползанию земли в озеро, резко увеличивает уровень отложений; 2) роста числа поселений по берегам озера. Животноводство включает разведение крупного рогатого скота, свиней, буйволов.

Примерно 3/4 площади Камбоджи покрыто лесами, которые ещё мало эксплуатируются законным путём, особенно в удалённых горных районах со слабо развитой инфраструктурой. Лесозаготовка и продажа круглого леса в Таиланд являются одним из основных элементов криминального бизнеса в стране. Остановить этот бизнес камбоджийское государство не в силах. Чтобы как-то уменьшить потери леса, правительство принимает оригинальные меры по увеличению лесных ресурсов страны: Национальная ассамблея приняла дополнение к закону о лесах, согласно которому для получения разрешения на свадьбу молодожёны обязательно должны посадить два дерева.

Большинство промышленных предприятий Камбоджи занимается переработкой сельскохозяйственной продукции и изготовлением разного рода потребительских товаров: хлопчатобумажной пряжи, велосипедных шин, резиновой обуви, мыла, сигарет, прохладительных напитков. В результате военных действий и социально-экономических потрясений в 1970-90-е гг. экономике страны был нанесён огромный ущерб. Имеются (но не всегда функционируют в полную силу) авто- и тракторосборочные, металлообрабатывающие, судоремонтные, цементные, химические, фармацевтические, текстильные, лесобумажные предприятия.

Общая протяжённость автомобильных дорог 15 тыс. км, но лишь 1/5 имеет асфальтовое покрытие. Две железнодорожные линии общей протяжённостью ок. 650 км связывают Пномпень с Пойпетом на границе с Таиландом и с городом Кампонгсаомом на южном побережье.

До строительства в Кампонгсаоме (быв. Сиануквиле) нового порта, обеспечившего Камбодже выход в океан через Таиландский залив, главным портовым центром страны оставался Пномпень. Крупные морские суда могут подниматься до Пномпеня по реке Меконг только в период высоких вод.

Экспорт: каучук, древесина, соя, рис, кукуруза, кунжут, фрукты, чёрный перец, рыба. Импорт: нефтепродукты, оборудование, трактора, грузовые автомобили, цемент, потребительские товары. Камбоджа полностью зависит от импорта нефти и нефтепродуктов. Главные внешнеторговые партнёры: Сингапур, Малайзия, Вьетнам, Япония, Австралия, Индонезия, Франция, ФРГ, США. В 1990-е гг. торговый дефицит постепенно сокращался. Объём внешней торговли в 1997 составил ок. 1,8 млрд долл. (852 млн долл. - импорт, 425 млн - экспорт, 523 млн - реэкспорт).

В 2003 правительство надеялось на увеличение доходов государства в результате возобновления посещения туристами крупнейшего храмового комплекса Ангкора, но из-за вспышки атипичной пневмонии позитивные результаты туристического бизнеса могут быть поставлены под сомнение. В марте 2002 было открыто 29 туристских точек с информацией о преступлениях режима «красных кхмеров».

Слабое развитие инфраструктуры также препятствует туризму. Одним из шагов на пути преодоления этих сложностей стало решение о строительстве рядом с Ангкором нового терминала аэропорта Сим Реап. Правительство Камбоджа подписало 20-летний договор с французским консорциумом о его финансировании.

Наука и культура

Образование в Камбодже является ныне одной из приоритетных задач правительства. В стране действует несколько тысяч начальных школ, расположенных как в городах, так и в сельской местности. В этих школах и приравненных к ним т.н. монастырских школах дети получают элементарные знания. В школах средней ступени образование имеет более широкий спектр, во многих изучают иностранные, в первую очередь французский и английский, языки. Значительное число средних учебных заведений, особенно в Пномпене, частные.

Главный научный центр - Камбоджийская академия наук, в которую входят несколько институтов, в основном гуманитарного профиля.

Камбоджийская культура имеет длительную и богатую историю. Её истоки уходят в период Фунани и Ченлы, она поражает богатством форм в эпоху империи Камбуджадеша.

Храмовый комплекс Ангкора - один из крупнейших в мире. Такие храмы, как Ангкорват - усыпальница короля-воина Сурьвармана II, Байон, который во все стороны света смотрит глазами Джаявармана VII, удивительный Бантей Срей (Цитадель женщин), поражающий высочайшим искусством барельефов и изображений, высеченных в камне, свидетельствуют об уровне культуры в древней Камбоджи.

Современная камбоджийская культура, несмотря на понесённые утраты, развивается довольно быстрыми темпами, сочетая обращение к традиционным кхмерским жанрам с современными формами. В стране публикуются как традиционные бытовые романы, построенные на буддийской этике (Петь Тумкровыл и его роман «Мак Тхынг» - современная обработка средневекового сюжета для традиционного кхмерского театра бике), так и в большом объёме детективная литература и особенно любимые кхмерами комиксы. Популярностью пользуются и включённые в хрестоматии для школьников известные романы 1930 - 40-х гг. «Пка сропын» («Пайлинская роза»), Неак Тхиема, произведения Рым Кина.

Значительным явлением кхмерской культуры стало создание литературных произведений, основанных на сюжетах, возникших на национальной почве или исторических событиях периода Камбуджадеши. Таковы поэма «Тум и Тиеу», рассказы о правлении Джаявармана VII и других великих властителей страны.

Особую роль в культурной жизни страны играет Буддийская библиотека. В ней собрано множество образцов кхмерского народного фольклора - сказки, легенды, пословицы и поговорки.



Загрузка...
Top