Учебный проект «памятники моего города» (г. антрацит)

    С учетом этого были разработаны поисковые задания классам в рамках проекта, составлена программа.

    Пояснительная записка

    Проект выполняется на протяжении всего второго полугодия и включает в себя учебные занятия в рамках внеурочной деятельности «Я- исследователь». Работа над проектом предполагает совместную деятельность учащихся, родителей и учителя.

    Цели: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город , путём исследования памятников истории.

  • Образовательная:
  • Развивающая:
  • Воспитательная:

Задачи:

1.Способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой Родины;

2.Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;

3. Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;

4.Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

5. Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.

6.Развитие коммуникативно-речевых умений.

7.Познакомиться с историческими событиями, связанными с возникновением памятников города Шарыпово.

8.Научить обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;

9.Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

Прогнозируемый результат.

2.Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей учеников в учебно-воспитательном процессе.

3.Фотографии, рисунки, выпуск альбома (презентации) «Памятники моего города»

Актуализация проекта.

Материалы исследования можно использовать на уроках литературы, истории, краеведения, а также во внеклассной работе. Материал поможет сделать занятия яркими, запоминающимися. Эмоциональный настрой таких уроков очень высок. Изучение памятников открывает большие возможности для воспитания нравственно-ценностных ориентаций школьников, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений.

Основание проекта.

Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие. (Культура, развитие, основа, реализация, успешность).

Участники, партнеры проекта :

учителя, ученики, родители учащихся;

работники Краеведческого музея

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения .

Вопросы направляющие проект

Основополагающий вопрос

Нужно ли сохранять памятники?

Что такое памятники?

Методы исследования.

  • поиск и обработка информации;
  • экскурсия и изучение исторических материалов;
  • анализ изученных материалов;
  • обобщение полученных данных;
  • синтез как самостоятельная часть исследования.

Цель исследования: Какие достопримечательности города Шарыпово вы знаете?

Провести экскурсию по городу, узнать какие памятники есть в Шарыпово, в память чего они установлены? Собрать фотоматериалы и информацию о достопримечательностях города, сотрудничая с Краеведческим музеем города.

Дидактические цели проекта:

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,

Понимание учеником исторических сведений о городе, памятниках города.

Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Методические задачи:

Найти исторические сведения о городе, памятниках. Создать альбом (презентацию) о памятниках городе.

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся: памятники города, мемориальные доски.

Выдвижение гипотез решения проблем:

Мы провели анкетирование и увидели, что ребята мало знают о своем городе, его памятниках, достопримечательностях.

Ведущая деятельность.

Творческая, поисковая, исследовательская.

Ожидаемые результаты:

Для учеников:

Развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

Самореализация.

Для педагогов:

Повышение профессионализма;

Для родителей:

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с расширением знаний о своём родном городе Шарыпово. В частности, младшими школьниками выполняется поиск информации из разных источников (документы историко-краеведческого музея, книги) о памятных достопримечательностях города. В результате своей поисковой деятельности учащиеся представляют подготовленные ими материалы в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом.

Принципы реализации проекта:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

Познавательные занятия, экскурсии, встречи;

Продуктивная деятельность;

План проекта.

Реализация проекта осуществлялась в 6 этапов.

I этап - Подготовительный , включает в себя: диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города. Анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.

II этап - Погружение в проект

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Составление учителем презентации для родителей. Представление стартовой презентации учителя для школьников с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме. Формирование групп по интересам, распределение ролей в группах для проведения исследований и определение формы представления результатов. Деление на группы Предварительное совместное планирование продвижение по проекту.

III этап - Основной (реализация проекта) включает в себя:

Выдвижение гипотез решения проблемы. Организовать и провести экскурсию по городу, посетить Краеведческий музей. Сбор информации в Интернете, накопление и обсуждение ее в группе, предварительная самооценка работы группы. Самостоятельная или групповая работа по выполнению исследования (дифференцированно: сильные ученики -составление презентаций, слабые ученик - дополнений к ней.) Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту.

Оформление результатов проектной деятельности. Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом. Также свои сообщения ребята дополняли фотографиями, иллюстрациями.

IV этап. Итоговый (Представление результатов работы)

Защита своих работ (урок - выступление). Оценивание результатов проекта школьниками, родителями и учителем. Заполнение оценочного листа по критериям, выбранным детьми. Сшивание всех материалов в один альбом «Памятники нашего города». В конце учитель может предложить викторину. Например: учитель показывает учащимся объекты на экране и просит ответить на вопросы.

V этап. - Подведение итогов, награждение детей.

VI этап. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Памятники моего города »

« Памятники моего города »




Аннотация проекта.

Одна из актуальных задач, стоящих перед учителем, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь в соответствии не только с собственными интересами, а с учетом интересов и требований окружающих его людей. Решение данной задачи тесно связано с формированием нравственных качеств личности. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Одной из таких задач является воспитание гражданственности, патриотизма.. Именно из любви к своей малой Родины воспитывается и любовь к России в целом.


Тема проекта «Памятники моего города» актуальна и интересна. Изучение памятников раскрывает учащимся связи родного города с Родиной, формирует познавательный интерес к истории города.

В основе проектной работы лежат поиск, интерес к прошлому.


  • этот проект универсальный, его возможно реализовать в условиях большинства школьных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители. Сведения о городе доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
  • Проект учитывает специфику младшего школьного возраста (1-2 класс), поэтому работа над выбранным детьми модулем строится по упрощенной схеме, т.к. преследуют следующие цели:
  • -заинтересовать ребенка, увлечь историей родного города,
  • -способствовать укреплению семейных связей, общению старшего и младшего поколения.

  • Перед началом работы над проектом мы попытались выяснить, что учащиеся знают об истории города, в котором живут. С этой целью было проведено анкетирование. Оно показало следующее:
  • знают об истории города – ___14_%
  • знают памятники Шарыпово, историю их создания – __23__%
  • хотели бы расширить и углубить свои знания по истории своего города – __87___%

  • Цели: Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город, путём исследования памятников истории.
  • Образовательная: сформировать у учащихся основы знаний о проектной деятельности. Актуализировать знания о программе Windows (назначение, возможности). Познакомиться с историей нашего города, через изучения достопримечательностей (памятники). Узнать сколько памятников есть в городе.
  • Развивающая: способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса к предметам, навыков работы в программе Windows, а также развивать умение представлять готовый продукт.
  • Воспитательная: Формирование нравственных основ и воспитание патриотического мировоззрения, уважительного отношения к своему городу и его жителям через изучение достопримечательностей г. Шарыпово. Воспитывать толерантность, умение работать в группе, уважительное отношение к историческому прошлому своего города и памятникам культуры.

  • Задачи:
  • Способствовать формированию интереса к истории Отечества, своего города, расширение представлений об истории малой Родины;
  • Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;
  • Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;
  • Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
  • Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности.
  • Развитие коммуникативно-речевых умений.
  • Познакомиться с историческими событиями, связанными с возникновением памятников города Шарыпово.
  • Научить обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;
  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.

  • Прогнозируемый результат.
  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города, культурных ценностях.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей учеников в учебно-воспитательном процессе.
  • Фотографии, рисунки, выпуск альбома (презентации) «Памятники моего города»

  • Персональные компьютеры;
  • Мультимедийный проектор;
  • Цифровой фотоаппарат;
  • Стандартная программа Windows
  • Альбом (формат А4)
  • Принтер, сканер
  • проекционная система.
  • Интернет
  • Материалы из Краеведческого музея

Отражается ли прошлое в настоящем?


  • Нужны ли памятники городу и людям?
  • Как памятники города Шарыпово связаны с историей России?
  • Памятник украшение или достопримечательность?
  • В чём проявляется связующая нить поколений?
  • Нужно ли сохранять памятники?
  • Как людям сохранить то, что создано раньше?

  • Что такое памятники?
  • Какие памятники в нашем городе вы знаете?
  • В честь каких событий они были установлены?
  • Сколько памятников в нашем городе?


Ход исследований

Для того, чтобы узнать, каким был город в прошлом, мы:

  • Побывали в городском музее
  • Сходили на экскурсии
  • Побеседовали с жителями города разных возрастов
  • Обобщили и сделали выводы

  • Ожидаемые результаты:
  • Для учеников:
  • - ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
  • - развитие у детей инициативы,

активности, самостоятельности;

  • - самореализация.
  • Для педагога:
  • - повышение профессионализма;
  • - внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
  • - личностный и профессиональный рост;
  • Для родителей.
  • - повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

  • - Познавательные занятия, экскурсии, встречи;
  • - Продуктивная деятельность;
  • - создание альбома «Памятники моего города», выставка фотографий, рисунков.

Деятельность участников проекта на различных этапах

п/п

Этапы

Задачи

Подготовительный

Деятельность учащегося и родителей

выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города.

Деятельность педагога

Проведение диагностики детей (анкетирования родителей)

Проведение анкетирование, анализ анкет


Погружение в проект (Организационно-ознакомительный)

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта.

Формирование групп по интересам, распределение ролей в группах для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Деление на группы

Представление стартовой презентации учителя для школьников, родителей с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме.


Основной

(реализация проекта)

Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта.

Оформление результатов проектной деятельности.

Сбор информации: посещение музея. Изучение беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность. Выполнение работ; оформление,

Самостоятельная работа групп

Конкурс фотографий ,

Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о городе. Организация экскурсий по городу, в краеведческий музей.


Итоговый.

(Представление результатов работы) .

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города, культурных ценностях.

Выступление и защита своих работ. Сшивание всех материалов в один альбом «Памятники нашего города».

Учитель наблюдает и консультирует.


Подведение итогов

Итоговое обсуждение проекта с гостями, родителями.

Благодарность за работу в проекте


Рефлексия.

Выявить уровень итоговое диагностирование детей и

анкетирование родителей.

Обсуждение перспективы развития проекта (создание альбома, презентации с целью дальнейшего использования.

Выявление лидеров,



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№16» Авторы проекта: Бивол Антонина Шилина Ангелина Руководители: Кениг Т.В. Актуальность темы обусловлена постоянным интересом молодого поколения к истории города, подвигу людей, чья жизнь связана с историей развития и строительства города. Сохраняя память, мы не просто воспринимаем историю как череду дат и событий, но ощущаем причастность к подвигам отцов и дедов, к истории своего города, к истории России. Национально-историческая память сохраняет этические и нравственные традиции. Такая память выступает мерой совести, нравственной доминантой. Без памяти нет совести. Цель проекта: пробудить интерес молодого поколения к истории города, выраженной в монументах и памятниках, формирование активной гражданской позиции через изучение истории города. Сколько в человеке памяти, Столько в нём и человека. В. Распутин В сентябре 2007 года кадетский класс нашей школы стал инициатором акции «Памятники нашего города». Заботясь о памятнике воинам - интернационалистам, мы поняли, что мало знаем о памятниках, которые есть в нашем городе. Мы решили исправить эту несправедливость и собрали материал, представленный в презентации. Памятники монументального искусства в Балакове начали сооружаться только в советское время. Основанием для разработки проектов и практической их реализации послужил инициированный В.И. Лениным план монументальной пропаганды, воплощенный в декрете СНК РФСР от 12 апреля 1918 г. "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработки проектов памятников Российской Социалистической Революции".(Слайд) Обелиск сооружен по решению уездного комитета партии и исполкома районного Совета в день празднования 10-й годовщины Октябрьской революции - 7 ноября 1927 г. Первоначально обелиск был изготовлен из дерева. памятник представляет из себя сочетание объемных геометрических фигур. Какие-либо надписи мемориального характера на монументе отсутствуют. В 1926 г. по просьбе коллектива бывшему заводу И. Мамина № 18 объединенного механическими заводами города Балааково присваивается имя председателя ВСНХ СССР и ОГПУ Ф.Э. Дзержинского. У проходной завода был установлен бюст, а в 1937 г. состоялось открытие памятника. Одновременно сооружаются памятники В.И. Ленину, и И.В. Сталину. Все три памятника имели одинаковые размеры фигур и постаментов, созданы по проекту одного скульптора (неизвестен). В 1956 году после XX съезда КПСС памятник И.В. Сталину был снесен и утоплен в одном из водоемов. Памятник В.И. Ленину перемещают на территорию предприятия 7 мая 1970 г. на территории предприятия открывается монумент машиностроителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Первоначально на стеле был изображен солдат, склонивший голову над стеной с именами товарищей, погибших в боях за Родину(55фамилий). Дополнительно были отлиты и установлены рядом со стеной монумента две чугунные плиты с именами еще 13 машиностроителей, погибших в ВОВ. Установлен в 1938 году. Авторы проекта неизвестны. Установлен по инициативе местных коммунистов при поддержке трудящихся города на месте разрушенной в 1936 году Единоверческой церкви. В.И. Ленин предстает перед зрителем в образе вождя мыслителя. Внешний вид, мимика его лица выражают спокойствие, твердость и уверенность в правоте своего дела. На территории Судоремзавода установлена стела в честь погибших в ВОВ работников завода В 1967 году на нем была укреплена, отлитая из металла, мемориальная, плита с надписью: "Слава погибшим за свободу нашей Родины работникам Балаковского судоремзавода». На вершине обелиска укреплено, изготовленное из металла изображение птицы. На монументе укреплен якорь, снятый с судна, выведенного из эксплуатации. Рядом с обелиском находится металлический стенд, на котором написаны 138 фамилий работников Судоремзавода, погибших во время ВОВ. Памятник открыт осенью 1957 года в канун 40-летия Окгябрьской революции на бывшей Хлебной площади (ныне площадь 20 лет ВЛКСМ). Скульпторы Николай Григорьевич Шашлов и Владимир Георгиевич Курдов У подножья памятника помещена металлическая мемориальная плита со звездой вверху и лавровой ветвью внизу. На плите размещена надпись из букв, отлитых из металла: "Здесь похоронены активные участники становления Советской власти в Балаково: Чапаев Григорий Григорьев Михаил Миронов Иван Лаврентьев Иван Родичев Петр и другие". Памятник - бюст Василию Ивановичу Чапаеву начдиву 25-й дивизии, активному участнику гражданской войны 1918-1922 гг., жившему в городе с 1897 г. по 1913 г. , был открыт 7 ноября 1957 года, . Памятник установлен во дворе дома - музея В.И. Чапаева (открыт в 1948 г.). Скульптор Комаров. Обелиск в честь воинов - балаковцев, погибших в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) был открыт 9 мая 1975 г. в день 30-летия Победы. Автор мемориального комплекса Тарас Григорьевич Ботяновский. Право зажечь Вечный огонь было предоставлено кавалеру четырех орденов Красной Звезды, участнику Великой Отечественной войны, почетному гражданину города Балаково Панькову Владиславу Васильевичу. При открытии обелиска в стену замуровали капсулу со списками имен балаковцев, пропавших без вести в годы войны. Центральная площадь города длительное время не имела монументальных сооружений. При активном участии Героя Социалистического Труда, начальника управления "Саратовгэсстрой" Максакова А.И. из Украины была доставлена бронзовая статуя В.И. Ленина, демонтированная в городе Нестерове Львовской области. Скульпторы В. Подольский, Я. Скакун, Л. Яремчук. 22 апреля 1991 года статуя В.И. Ленина заняла свое место на постаменте, установленном на главной площади города. Памятный Поклонный крест Монумент открыт 13 сентября 1997 года. Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Поклонный крест выступает как знак в память о Мефодии и Кирилле и единения всех славянских народов. По форме это стилизованный крест в круге, восходящий к древнему христианскому символу "Веры, спасающей мир". Автор проекта архитектор Сергей Александрович Снежинский открыт 10 сентября 1999 года. В центре стилизованного креста имеется сквозное квадратное отверстие, внутри которого подвешивается колокол. Каждую годовщину Чернобольской трагедии 26 апреля у монумента собираются чернобыльцы, жители города и раздается колокольный звон в память о жертвах радиационных катастроф. Монумент торжественно открыт в День памяти и скорби – 22 июня 2000 г. Эта дата выгравирована на мемориальной доске, прикреплённой у основания сооружения. 22 июня 2004 г. монумент был дополнен пилоном из мрамора в виде параллелограмма и мемориальной доской. На пилоне выгравирована надпись: "В память о тех, кто не вернулся с войны. В 2010 году в честь 20-летия вывода советских войск из афганистана монумент был изменён. На нём появилась мраморная доска с изображением скорбящей матери. Памятник народному артисту СССР, почетному гражданину г. Балаково Евгению Алексеевичу Лебедеву (1917-1997, Скульптор Пальмин Владимир Анатольевич, открыт 1 июня 2001 возле здания Балаковского драматического театра. Монументом, сооруженным народному артисту СССР Е.А. Лебедеву, завершается череда памятников монументального искусства, установленных в Балакове в честь людей и событий. Сохраняя память, мы не просто воспринимаем историю как череду дат и событий, но ощущаем причастность к подвигам отцов и дедов, к истории своего города к истории России. И поэтому мы призываем оглянуться назад, ведь там не пустое место, а многовековая история народа, обращаясь к которой мы лучше поймем настоящее. И нужно быть внимательным, сберечь всё лучшее в себе, сохранить и передать новым поколениям. Декреты Советской власти о Петрограде. 25 октября (7 ноября) 1917 г. - 29 декабря 1918 г. Лениздат, 1986 г. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и куль туры) народов Российской Федерации" № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. (в редакции ФЗ от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ и от 22.08.2004 г. № 122- ФЗ). Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., Изд-во "Советская энциклопедия". Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., Изд-во "Советская энциклопедия". Балаковская книга памяти. Том 2. Литературный центр "Возрождение". Балаково. Е. Бруславцева. Возвращение великого актера. Свободная газета. 2001 г. № 44. 8 июня. Балаковские вести, 1997 г.. Л» 81 . 30 апреля. А.А. Деревянченко. У реки великороссов. Балаково: Авангард. 1994 г. А.А. Деревянченко. Память о них жива. Огни коммунизма, 1977 г.. № 42, 15 марта. А.А. Деревянченко. Этапы большого пути. Заводская хроника. Огни коммунизма. 1977 г., № 145, 10 сентября. Е.В. Запяткин. Чернобыль: в памяти навсегда. Балаковские вести, 2002 г., № 55. 8 мая. В.П. Зябкий. Память отцов. Огни коммунизма, 1973 г. . № 131. 17 августа. СИ. Ожегов. Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. - М. : 2003. В.И. Полтавец. Город Батаково. Саратов. Приволж. кн. изд., 1974 . http://letopisi.ru/index.php/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%92_%D0%BF%D0%B 0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8 %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%85_(%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE,_%D0%A1%D0%B 0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%8 1%D1%82%D1%8C)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность:

У каждого города есть свои памятники - символы его гордости и славы. Они рассказывают нам о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях, литературных героях. Памятники - это наша история. Они неразрывно сливаются со всем обликом города, незаметно для нас самих становятся неотъемлемой частицей нашей жизни. В нашем небольшом городе тоже есть памятники. Но, к сожалению, не все жители города знают, сколько их, какова их история. В городе нет единого источника информации о памятниках.

Анкетирование учащихся показало, что современный подросток, школьник недостаточно знает традиции своего народа, не интересуется историей своей страны, своего города. Только 46% учащихся нашей школы смогли ответить, сколько памятников в нашем городе, а их историю знают только несколько человек.

Проблема: отсутствие знаний об истории памятников города.

Цель: изучив историю памятников города, создать слайд-альбом «Памятники нашего города».

Задачи:

    научиться брать и оформлять интервью;

    изучить историю памятников нашего города;

    создать слайд-альбом и выступить на школьной и городской научно-практической конференции.

Используемые источники: единого источника об истории памятников нашего города нет. Мы встречались с инициаторами постановки того или иного памятника, работали с архивами города и района, использовали сведения Интернета.

Степень изученности : в городе нет единого источника информации о памятниках, в местных газетах печатались материалы об открытии памятника, о том, кому они посвящены.

Личный вклад : все материалы нами были собраны самостоятельно, мы договаривались о встречах с разными людьми, большую помощь нам оказал бывший корреспондент муниципальной газеты «Огни Сибири» А.Н. Комиссаренко, у которого мы узнали имена инициаторов постановки памятников.

Основное содержание

1.ПАМЯТНИК 57 ПАРТИЗАНАМ И МИРНЫМ ЖИТЕЛЯМ.

В центре города Шарыпово, на территории Шарыповского Дома культуры, находится памятник в честь жертв, павших в апреле 1919 года (Приложение 1). Этот памятник был выполнен по заказу шарыповцев Краевым фондом культуры, а вначале здесь находился кирпичный обелиск.

Памятник сооружен из кирпича с цементной облицовкой. Высота памятника 3 метра 87 сантиметров. Площадь основания равна 15 метрам. На бетонном постаменте мы видим фигуру партизана, перепоясанную пулеметными лентами. Левая рука сжата в кулак, это символ мести, силы. В правой руке у партизана винтовка - символ защиты, готовности сражаться за свою страну.

На мраморной доске читаем: «Здесь похоронены 57 славных партизан и мирных жителей, зверски расстрелянных белогвардейцами в апреле 1919 года».

На постаменте слова:

За светлое счастье своих поколений

Вы пали, а память в народе живет.

И свет ваших чистых, великих стремлений

Нас к воле большой, к коммунизму ведет.

Каратели жестоко расправились с участниками партизанского

движения, членами их семей и сочувствующими Советской власти.

За памятником находится братская могила. В ней покоятся 57 человек: 22 человека расстреляны колчаковцами за связь с большевиками, 2 человека повешены за участие в партизанском отряде, 6 человек, в том числе начальник милиции и милиционер, убиты в бою с бандой Колчака, 2 человека убиты, как месть за колчаковцев, 1 человек расстрелян за агитацию против Колчака, 1 - за невыполнение распоряжений колчаковских офицеров, а остальные - за связь с партизанским отрядом.

Список погибших партизан и граждан села Шарыпово Красноярского края во время становления Советской власти 1917-1921:

1.Ананьин А.Г. 31.Ползунов П.И.

2.Александров С.М. 32.Пономарев П.Е.

3.Александров Я.М 33.Прислонов И.С.

4.Буренко 34.Пашковский

5.Бугаев И. 35.Писарцов Ф.Д.

6.Быков И. 36.Поткин

7.Бочкарев И. 37.Решетников П.А.

8.Викторов Я.С. 38.Рябов М.

9.Викторов Ф.Я. 39.Рябов М.К.

10.Викторов И.Я. 40.Субботин И.И.

11.Григоров Г.С. 41.Савридов С.А.

12.Донцов С. 42.Титов

13.Духач 43.Филипов Н.В.

14.Игнатова М. 44.Филипов И.Ф.

15.Коробов Н.Л. 45.Филипов Н.Н.

16.Ковалев Е.П. 46.Чавпо В.М.

17.Колков Г. 47.Чернов П.С.

18.Комлев 48.Чернов С.П.

19.Лопатин З.Ф. 49.Шарыпов Ф.Т.

20.Лужанский А. 50.Шарыпов И.Ф.

21.Маляев М.Т. 51. Шарыпов И.

22.Маляев С.Т. 52. Шарыпов П.Ф.

23.Малой 53. Шарыпов П.А.

24.Мешков И.

25.Морозов С.

26.Пусорин

27.Петухов Т.Н.

28.Плотский А.М.

29.Плотский М.

30.Ползунов И.

*Указанные фамилии партизан и граждан села Шарыпово скопированы с периодических информаций и сведений районного отдела культуры членом Совета ветеранов войны и труда г. Черненко Н. Шариповым 30 июня 1987 года.

2.ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

В 1982 г. в Шарыпово заложили Сквер Победы. В этом же году было высажено 220 деревьев на основании решения исполнительного городского Совета народных депутатов. Тогда же был заложен первый символический камень сквера - глыба Саянского мрамора с надписью: «Здесь будет заложен памятник воинам шарыповцам, погибшим в Великую Отечественную войну». В 1984г. на 10 пленуме горкома ВЛКСМ было принято решение объявить сквер Победы объектом особой комсомольской заботы. 9 мая 1985г. к 40-летию Победы в сквере был открыт памятник землякам, погибшим в Великую Отечественную войну (Приложение 2). В этот день к подножию монумента были уложены капсулы с землёй с мест захоронения шарыповских воинов. Укладывали представители комсомольско-молодёжного отряда имени « 40 лет Победы в Великой Отечественной войне».

С двух сторон от входа в сквер - отлитые из металла, высеченные сияющей бронзой цифры 1941-1945гг. Эти цифры в сердце каждого человека, они напоминают нам о грозном времени и всегда тревожат душу.

Сам памятник - это 2 пилона разной высоты, облицованные Саянским гранитом. 2 пилона символизируют собой единство фронта и тыла. Верхняя часть пилонов увенчана композицией в виде развёрнутого знамени с пятиконечной звездой - символом доблести Советской Армии. И перед пилонами - огонь вечной памяти. За пилонами на плитах высечены имена шарыповцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Каждый год горожане приходят к памятнику, чтобы почтить память тех, кто приближал великую Победу.

В центре проспекта «Энергетиков» 2 августа 1996 года состоялось открытие памятника воинам, погибшим в мирное время (Приложение 3А). Автором проекта памятника стала бывший архитектор нашего города Людмила Вишнякова. Проект воплотила бригада домостроительного комбината мастера Ильфатова. В 1994 году, накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне ветераны поселка Дубинино обратились к архитекторам города с просьбой разработать проект памятника воинам, погибшим в Афганистане и горячих точках (Таджикистане, Чечне и других). Городской отдел архитектуры поддержал инициативу ветеранов и разработал несколько проектов памятника. В разработке памятника принимали участие и горожане. Было предложено несколько вариантов памятника(Приложение №4). Первый - это силуэт автомата как символ борьбы, второй - на двух плитах сквозные звёзды как символ гордости и славы. В итоге свой выбор остановили на проекте бывшего тогда главой администрации города Николая Григорьевича Жарко. На двух мраморных плитах сквозной крест. Но выполнить это было невозможно, потому что плиты осыпались. Поэтому было принято решение изобразить мраморный крест как символ веры и терпения.

На постаменте читаем слова:

Любовь и смерть

Смешались в скорбном дыме,

На веки Вас

Оставив молодыми.

К памятнику всегда приходят горожане, чтобы вспомнить тех, кто в мирное время с честью выполнил свой долг. Эти строки посвящены тем, кто воевал в горячих точках, не жалея своей жизни.

Память, память, память,

Ты мне его оживи…

Его глаза, улыбку

Светом нашей любви зажги.

Мы побудем с ним чуть-чуть вдвоём,

По тихим улицам вместе пройдём,

Вспомним наши тайны, мечты…

Ты рядом, ты здесь, со мной, любимый, ты.

…Тихо скатилась слеза по щеке,

Ты в сердце моём, любимый,

Ты не погиб на войне…

Цветы у постамента всегда лежат,

Мы помним тебя,

В горячей точке погибший солдат.

Накануне празднования 25-летия вывода советских войск из Афганистана ветераны-афганцы Шарыпово выступили с инициативой заменить нынешний памятник их погибшим товарищам на новый, более монументальный.

Работники муниципального управления капстроительства представили общественности макет нового монумента. Он будет существенно выше, около 4 метров, отделан черным и красным гранитом, декорирован георгиевской лентой, металлическим черным тюльпаном и вырезанной пятиконечной звездой. Памятник сдвинут с пешеходной дорожки в сторону, в отдельный карман, площадку вокруг него выложат брусчаткой и установят по периметру фонари.

Открытие памятника воинам, погибшим при исполнении воинского и служебного долга (Приложение № 3Б), стало поистине массовым мероприятием. Несмотря на мороз, прийти сюда в этот день пожелали многие шарыповцы. В их рядах и семьи тех, кому посвящен монумент. За сыновей, за настоящих защитников Отечества благодарят и преклоняют голову перед близкими все ораторы без исключения. Солдаты, офицеры, сотрудники правоохранительных органов, отдавшие свои жизни при задержании опасных преступников, во время войны в Афганистане и спецопераций в Чечне. В скорбном списке героев-шарыповцев - 17 имен. Завесу с памятника снимают под звон колоколов. Павших на поле боя церковь поминает как мучеников.

Предыдущий памятник перенесли на территорию кадетского корпуса в п. Дубинино.

4.ПОГРАНИЧНЫЙ СТОЛБ.

8 мая 2004г. в 11 часов в сквере Победы торжественно открылся памятный знак, посвященный нашим землякам - пограничникам (Приложение 5). Инициаторами были Мамаев Анатолий Георгиевич и Габдулин Раис Рауфович.

Пограничный столб раньше был около поселка Дубинина, но его постоянно разбивали, поэтому пограничники обратились с просьбой к администрации города об установке памятного знака в сквере Победы. Разрешение было получено. Стали собирать документы. Помогали все: администрация города, администрация БГРЭС-1. Были выделены все необходимые материалы. Работу выполняли сами.

Пограничный столб - память о погибших пограничниках Памятный знак представляет собой пограничный столб высотой 1, 5 метра. Красный цвет - символизирует кровь, зеленый - символ весны, жизни. У подножия столба на гранитной плите надпись: « Землякам- пограничникам, павшим на защите рубежей России от матерей и воинов г.Шарыпово».

Каждый год 28 мая пограничники собираются у этого памятника, чтобы почтить память погибших, вспомнить своих друзей.

5.ПАМЯТНИК ПЕРВОСТРОИТЕЛЯМ ГОРОДА ШАРЫПОВО.

Памятник представляет собою величественный монумент почти пятиметровой высоты из камня и металла. Создал его известный в Шарыпове и Шарыповском районе автор Пётр Симаков. Он был не единственным претендентом — в городскую администрацию было представлено больше десятка эскизов. В нашей школе тоже был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Победили 2 проекта (Приложение № 6).

П.Симакову удалось в своём проекте передать колорит начала восьмидесятых годов — на фоне первых новостроек стоят, держась за руки, парень с девушкой, а под ними надпись «Шарыпово-судьба моя». С инициативой воздвигнуть памятник в год 30-летия Шарыпово в городской Совет вышли ветераны и первостроители города во главе с Афанасием Грошевым. Проект активно поддержали депутаты и администрация города, а также руководство филиала ОАО «Суэк-Красноярск», «Разрез Березовский-1» в лице Александра Буйницкого.

Право открыть памятник (Приложение №7) доверили людям, имена которых были известны каждому на КАТЭКе. Это бригадиры отделочников Леонид Рогоза и Нина Герцик, бригадир электромонтажников Валерий Ващенко и один из ведущих специалистов дирекции Березовской ГРЭС Иван Шамрай. У собравшихся блестели на глазах слезы. Немолодые, заслуженные люди перенеслись мысленно в свою комсомольскую юность. Бывший глава города Вадим Хохлов, открывая митинг, поблагодарил всех участников проекта за столь достойное завершение юбилейного года. Председатель городского совета депутатов Анна Асанова сказала: «Люди, в честь которых воздвигнут памятник, заслужили это». Далее слово представлено депутату Законодательного Собрания Красноярского края Борису Мельниченко. Поздравив горожан, и, в первую очередь, ветеранов КАТЭКа, он подчеркнул: «Верю, надеюсь, что сегодняшнее событие станет мощным импульсом к дальнейшему развитию города, к новостройкам завтрашнего дня».

6. МЕМОРИАЛ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ-ТАНК.

В год 70-летия Победы площадь перед шарыповской стелой, посвященной Великой Отечественной войне, украсилась новым монументом (Приложение №8). На постаменте установлен танк Т-80У, который является основой танковых войск СССР и России с 80-ых годов и по настоящее время. Боевая машина, конечно же, демилитаризована и безопасна. Но даже в качестве символа она дает прочувствовать силу и мощь армии нашей страны.

Танк Т-80У был прият на вооружение Советской армии в 1984 году, в серийное производство поступил в 1985. Эта боевая машина весит 46 тонн, в боевом комплекте она оснащена газотурбинным двигателем на 1250 лошадиных сил, 125-миллиметровой пушкой, противотанковым и зенитными пулеметами. Несмотря на столь внушительную мощь, этот танк удивительно маневренный, быстро развивает скорость 70 километров в час на любых дорогах и даже без таковых. Он легко преодолевает в том числе и водные преграды средней глубины.

7. МОРЯКАМ ВСЕХ ПОКОЛЕНИЙ.

День Военно-Морского Флота России шарыповцы отметили торжественным открытием памятника морякам (Приложение № 9). Новый мемориал установили в парке Победы. В списках бывших матросов в Шарыпово - около сотни защитников Отечества. Благодаря личному участию большинства из них, появился новый памятник, который станет еще одной достопримечательностью города. Эскиз памятной композиции и детали, которые стали частью мемориала, создала инициативная группа моряков-ветеранов. Два флагштока с Андреевским и флагом Военно-морского флота дополнили большой якорь, который стал центром памятника. Его нашли на водохранилище «Березовской ГРЭС», где раньше находилось немало катеров. Здесь же установили памятные плиты, где в точности сохранили наказ Петра Великого матросам. Не обошли вниманием и традиционную для моряков бескозырку. Инициативную группу и тех, кто лично принимал участие в строительстве, отмечают благодарственными письмами главы города. Памятник установили в городском сквере Победы. На постаменте поместили якорь со списанного судна и воздвигли над ним стилизованную мачту с государственным флагом России, Андреевским флагом и флагом Военно-морского флота СССР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выполнение данного проекта помогло нам узнать историю нашего города, познакомиться с интересными людьми, заполнить неизвестные для нас страницы истории нашей страны и нашего города. Мы научились работать с архивом, брать интервью, обрабатывать полученные материалы и представлять их широкой аудитории. Мы почувствовали, как важно знать историю своего родного города. Мы рады, что создали единый источник информации о памятниках нашего небольшого города. Данный материал был представлен нами на научно-практических конференциях как города, так и края. Мы вместе с руководителем Ситниковой Т.А. обратились с просьбой в одну из краевых редакций об издании брошюры «Памятники нашего города». Брошюры мы планируем подарить городскому музею и библиотеке в день города, который ежегодно проходит в июле.

Источники информации

    Архивные материалы города и района.

    Думнова В. Из истории города. Шарыпово, 2001г.

    Интервью с главным редактором газеты «Огни Сибири».

    Интервью с бывшим архитектором города Л.В Вишняковой.

    Мой город. - Шарыпово.: Редакция «Огни Сибири». 2001.

    И.М.Сергеев. Памятники народной славы. -М.: Просвещение. 1974.

    Ситникова Т.А. Стихотворение «Память».

Приложение 1

Памятник 57 партизанам и мирным жителям.

Приложение 2

Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Приложение 3А

Памятник погибшим в мирное время.

Приложение 3Б

Памятник погибшим в мирное время.

Приложение 4

Проекты памятника погибшим в мирное время.

Приложение 5

Пограничный столб

Приложение 6

Проекты-победители памятника первостроителям города

Приложение 7

Памятник первостроителям города

Приложение 8

Мемориал воинской славы-танк.

Приложение 9

Морякам всех поколений.

,
архитектор, член правления Сочинской организации Союза архитекторов России

Памятник от слова «память» - способность помнить, не забывать прошлого. Чтобы иметь право и возможность заглянуть в будущее, мы должны знать и помнить прошлое. Прошлое — это призма будущего и от того насколько она светла и чиста, настолько мы в состоянии видеть будущее и при необходимости упреждать возникающие нежелательные процессы нашего будущего.

Практически любая революция начиналась с того, что разрушительно действовала на историческую память народа претендуя на истину в новом лице. Министр образования революционной России определил, что народу необходимо преподносить историю так, чтобы у народа не возникало чувство собственного достоинства. Давно ли мы выкинули на свалку исторические опусы, писанные коммунистическими идеологами. Наверное, поэтому, сегодня мы такие - не помнящие своего родства.

Мы с глубоким сожалением всегда относимся к человеку, который в результате болезни потерял память, и не задумываемся над тем, что общество в котором мы проживаем уже заражено бациллой беспамятства.

Не будем далеко ходить, возьмем, к примеру Сочинские памятники и их содержание.

Пожалуй, единственный в Сочи памятник, который прежде, чем поставить, обсуждался на различных советах — это памятник Ленину на Курортном проспекте. С тех пор ни у кого не возникало желание его «подкорректировать» даже со сменой курса государства.



Памятник М. Горькому на улице Горького – дешевле, но на месте.



© Akela white

Памятник Островскому на Курортном проспекте – в плане, если смотреть сверху, буденновка, которую мы топчем, не замечая и спотыкаясь о выступы. Куда стремится легендарный Павка Корчагин никто не обращает внимания, потому, что необходимого пространства для создания зоны обозрения нет.


Тут же рядом у здания городской санэпидемстанции огромная не масштабная голова врача Соколова спасшего город от малярии. Сама – то скульптура выполнена талантливо, а вот найти ее правильное место, масштабировать по отношению к окружающей застройке ума и профессионализма не хватило.


Памятник «неизвестному» в сюртуке Петра Первого у морвокзала смотрится как элемент клумбы.

У Центрального стадиона «воткнули» покосившийся бюст знаменитому Сочинскому футболисту Славе Метревели . Мы уже забыли кто такой Слава КПСС, а сочинского форварда Славу Метревели помним, но как?


© ALBANDY

© landrina

За свои средства и по зову души сочинский скульптор установил памятник дружбы между народами на въезде в село Сергей–Поле, а какой-то новоявленный «спец» разрешил построить напротив памятника автоостановку, которая загородила весь памятник.


Теперь памятник можно сфотографировать только так. © s42

Такая - же участь постигла и памятник 100-летию Хосты. Очередной районный временщик перечеркнул все, разрешив установку торгового павильона закрыв памятник.

Совсем уж позорно выглядит памятная стела первому председателю Сочинского горисполкома на улице Парковой. В свое время ее устанавливали как стелу в честь переименования улицы Парковой на улицу Москвичева. На этот постамент был установлен бюст Москвичева . «Воткнули» его работяги вечером, чтоб никто не приставал с вопросами, а утром увидели бюст вниз головой. Говорят, что он хранится в сочинском музее. А остаток от памятника назвали стелой установленной в честь первого мера. Не знаю, может быть он и удостоен такого памятника, как некоторые руководители нашего города.

Моя статья в газете не возымела никакого действия и реакции. Даже наш лихой депутатский корпус ни слова. Я даже не удержался, зашел в Сочинский музей узнать о судьбе памятника. На правах зама, неизвестная ничего не знает об этом памятнике и даже не представляет где эта улица Парковая (300 метров от здания музея). Да и зачем ей, ее же поставили руками разводить, а не работать, болеть душой за историю города, тем более, что он для нее скорее всего не родной.

Теперь у нас с вами своя «Хатынь» беспамятства.

И в завершение это памятник сочинским медикам, спасших от смерти тысячам раненым советским солдатам, защищавшим нашу с вами Родину. Более двадцати лет стоит не законченным главный памятник Города-курорта Сочи. Куда только не обращался автор проекта, заслуженный архитектор России Юрий Владимирович с просьбой найти средства и . А воз и ныне там.

Наверное, неслучайно, были отлиты в бронзе орфографические ошибки на памятной стеле Архангела Михаила на Курортном проспекте. Знай наших.

Недавно купил в магазине хамсу маринованную в банке на которой написано «Клевая хавка». Вот теперь понятно – «наши» пришли жующие, сосущие, бегающие за клинским…

Конечно, я нагнал страху больше, чем надо, мне хотелось бы стряхнуть вас и одуматься.

Мы уже стоим на краю пропасти беспамятства. Для решения этих проблем не нужны миллионные вложения нужно просто участие каждого из нас, граждан города Сочи. Необходимо добиться того, чтобы вопросы установки памятников, мемориальных знаков, широко обсуждались гражданами города Сочи при непосредственном участии и ответственности профессионалов. Нужно понять главное, что если ты не будешь участвовать в жизни города, начиная с выборов, за тебя сделают другие, для которых город Сочи никогда не будет родным, а будет только источником наживы растаптывающей все на своем пути. Устанавливая, мы определяем и оцениваем деятельность личности и указываем направление по которому следует идти дальше будущим поколениям.


Актуальность:

Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются памятники.

Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.

Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. А мы, поколение 21 века, просто обязаны сохранить и передать будущим все то, что составляет историю нашей страны, республики, города.

В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Зачастую мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания.

Цель нашего проекта – создать систему работы по формированию у старших дошкольников интереса к истории своего города, в частности к памятникам.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Знакомить детей с памятниками города Стерлитамака, их историей;

2. Формировать умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ.

3. Вызвать у детей желание подражать мужественным и смелым людям, память о которых живет в сердцах жителей города.

4. Обратить внимание на разницу в архитектуре памятников.

5. Рассказать об охране памятников государством; расширить представления детей об окружающем мире.

Развивающие:

1. Развивать любознательность, интерес и стремление к познанию родного города;

2. Развивать умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой и практическо-экспериментальной деятельности.

3. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

1. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою малую родину и ее историческое прошлое. 2. Воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего города.

Гипотеза: Дети, познакомившись с памятниками своего города, узнают об их многообразии и истории, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанными с ними. Будут осознавать себя причастными к историческому наследию города.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, педагог – психолог, музыкальный руководитель.

Основные формы реализации проекта: НОД; беседы с детьми; экскурсии; целевые прогулки; дидактические игры; изготовление фотоальбомов, буклетов; ТРИЗ (метод ММЧ, морфологический анализ); сюжетно-ролевые игры; посещение музея ДОУ; исследовательская деятельность; викторина «Знатоки Стерлитамака»; творческая мастерская; организация выставок детских работ; работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

Знание детьми истории появления памятников нашего города, их название, местонахождение.

Понимание детьми значимости памятников в жизни людей.

Проявление заботы и уважения к памятникам нашего города.

Практическая значимость: Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.

Исполнение проекта

Свою работу над проектом «Памятники города Стерлитамака» мы начали с того, что выявили проблему в группе. Изучив литературу, составили план реализации проекта. Дети в недостаточной степени имеют представления о памятниках нашего города.

Нам хотелось вызвать у родителей воспитанников желание знакомить детей с историей возникновения памятников, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним.

С этой целью мы подготовили консультацию для родителей «Для чего нужно знакомить детей с памятниками?»

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно в дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Реализуя данный проект, можно развивать представления детей о памятниках, истории их возникновения, значении их в жизни людей.

Этапы реализации проекта:

I этап — Моделирование ситуации, выделение проблемы.

Деятельность воспитателя:

  • Вводит детей в игровую ситуацию: назначено место встречи – памятник.
  • Формулирует проблему: помочь найти место встречи – нужный памятник.
  • Определяет конечную цель: оформить альбомы «Памятники нашего города», «Старый и новый Стерлитамак», «Эскизы памятника детскому саду». Деятельность детей:
  • Дети вживаются в игровую ситуацию.
  • Осознают и личностно воспринимают проблему
  • Принимают задачу.

II этап — Организация работы над проектом (систематизация знаний детей и планирование работы педагога)

III этап — Практическая деятельность по решению проблемы

Деятельность воспитателя:

  • Консультация для родителей «Для чего нужно знакомить детей с памятниками?»
  • Беседы с детьми «Мы живем в Стерлитамаке», «Памятники воинской славы», «Символика нашего города».
  • Исследовательская работа: Изучение истории появления памятников.
  • Экспериментирование «Свойства глины, дерева, железа»

Метод ММЧ (ТРИЗ)

  • Экскурсия к памятникам «Вечный огонь» и Аллея славы
  • Индивидуальные беседы – консультации с родителями
  • Просмотр видеофильмов: «Мальчиш – Кибальчиш»
  • Разучивание песни «Город наш – Стерлитамак».

Деятельность детей:

  • Сюжетно – ролевые игры «Путешествие по городу», «В мастерской скульптора», «Армия»
  • Д/И «Где находится памятник?», «Расскажи о своем городе», «Собери памятник» (разрезные картинки), «Узнай по описанию»
  • Лепка «Человек», «Бюст герою»
  • Творческое рассказывание «Как я ходил(а) к памятнику», «Где в городе мы любим гулять»
  • Познавательная викторина «Знатоки Стерлитамака»
  • Психогимнастика «Живая скульптура»
  • ТРИЗ: Морфологический ящик «Создай свой памятник»
  • Рисование «Памятники воинской славы нашего города», «Памятник детскому саду»
  • Конструирование создание детских дизайнерских проектов «Я памятник воздвиг…»
  • Рассматривание открыток, буклетов, альбомов о родном городе.

IV этап — Презентация продукта деятельности

Деятельность воспитателя: Мастер – класс для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с историей своей малой родины Оформление выставок детских работ Оформление стенда «Памятники Стерлитамака»

Деятельность детей: Презентация «Памятники нашего города» Защита детских дизайнерских проектов «Памятник детскому саду»

  • Творческое рассказывание детей «Как я ходил(а) к памятнику», «Где мы любим гулять» (фотоотчет)

Скачать презентацию

Авторы: Габидуллина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, Сарварова Венера Адиповна, воспитатель, МАДОУ комбинированного вида – «Детский сад №51» городского округа г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, Российская Федерация.



Загрузка...
Top