Оперный фестиваль россини в пезаро. Оперный фестиваль Россини в Пезаро Pesaro Rossini Opera Festival

Фестиваль был основан великим музыкантом Альберто Дзеддой, недавно ушедшим от нас в мир иной. Об этом человеке хочется говорить исключительно в превосходной степени: выдающийся исследователь и интерпретатор творчества Джоаккино Россини, великий дирижёр и педагог, неутомимый труженик. Ещё не прошло и года с тех пор, как московские меломаны могли видеть Альберто Дзедду за дирижёрским пультом в КЗЧ при концертном исполнении оперы «Эрмиона» Дж. Россини.

Выдающимся вкладом Альберто Дзедды в мировую оперную культуру стала созданная и руководимая им до самого конца его жизни «Академия Россиниана» в Пезаро. Это действительно высшая школа оперного мастерства, школа постижения россиниевского стиля исполнения. Маэстро самозабвенно работал с молодыми певцами, приезжавшими к нему со всех уголков земного шара.

Особое место в его педагогической созидательной деятельности занимали певцы из России. В своих интервью Альберто Дзедда неоднократно отмечал красоту русских голосов, первоклассную подготовку исполнителей, их способность к обучению, чему помогала эмоциональная близость носителей двух культур. Это подтверждалось невероятно тёплым приёмом публикой выступлений выдающегося музыканта в России.


Откроется программа ROF-2017 исполнением оперы «Осада Коринфа» Дж. Россини на сцене «Адриатика Арена». В главной партии, наряду с Нино Мачаидзе, предстанет наш тенор Сергей Романовский. На следующий день, 11 августа, будет исполнена опера «Пробный камень» Дж. Россини. Среди исполнителей много выпускников «Академии Россинианы», в том числе признанный россиниевский тенор Максим Миронов, ученик профессора Дмитрия Вдовина. Опера «Торвальдо и Дорлиска» Дж. Россини будет представлена 12 августа на сцене «Театра Россини». И опять, среди исполнителей главных партий мы находим певцов из России. Это сопрано Саломе Джусиа и тенор Дмитрий Корчак.

Пожалуй, не будет преувеличением причислить тенора Дмитрия Корчака к выдающимся музыкантам нашего времени. Это возможно, благодаря, например, его концертным программам, представленным в последнее время, его дирижёрским дебютам и, конечно, его блистательной певческой карьере. И тут опыт Дмитрия Корчака сопоставим лишь с опытом самого Пласидо Доминго, только с разницей в возрасте. Что касается ROF, то певца можно считать постоянным насельником этого святого места в пространстве мировой культуры. Опять же, контракт на три года Дмитрий Корчак получил, исполнив партию тенора в «Stabat Mater» Дж. Россини. Было это в Пезаро. Прежде такое случилось лишь с Хуаном Диего Флоресом, тоже завсегдатаем ROF.

Символично, что предстоящий ROF-2017 завершится 22 августа исполнением «Stabat Mater» Дж. Россини. Партию тенора исполнит Дмитрий Корчак.


Кроме опер, на фестивале этого года будет представлена высокого уровня концертная программа. С сольным концертом на сцене консерватории, основанной Дж. Россини, выступит сопрано Маргарита Гришкова. В легендарном зале «Театра Россини» состоится выступление выдающегося баса Ильдара Абдразакова и тоже с сольной программой.

Фестиваль этого года, судя по программе и составу исполнителей, обещает быть необычайно интересным и насыщенным. Радует, что отечественная исполнительская школа, в сочетании со сложившимся творческим взаимодействием с итальянскими музыкантами, даёт высокие художественные результаты, столь необходимые миру.

Людмила КРАСНОВА

Буквально на днях мне задали вопрос о фестивалях оперы и классической музыки в Италии. Не секрет, что это страна не только славится красивой архитектурой, захватывающими дух пейзажами и богатой историей, но знаменитыми композиторами, которые родились здесь: Джакомо Пуччини, Джоаккино Россини, Джузеппе Верди… Каждое лето во многих городах Италии проходят музыкальные и оперные фестивали, на которые съезжаются гости со всего мира. О самых популярных пойдёт речь сегодня. Я оставлю их названия, даты проведения, краткое описание, а также ссылки на сайты. Статья будет разбита по географическому принципу начиная с северных регионов Италии.

Пьемонт

Стреза, Озеро Маджоре

Фестиваль в Стреза
Stresa Festival, lake Maggiore

Один из важнейших фестивалей классической музыки в Европе каждый год проходит на озере Маджоре, что на севере Италии. Он также известен как Неделя музыки в Стреза. История фестиваля началась в 1961 году по инициативе адвокат из аристократической венецианской семьи Итало Трентиналья де Даверио, чей папа одно время был директором театра Ла Скала в Милане и театра Ла Фениче в Венеции. Фестиваль в Стреза также является отличным началом для молодых исполнителей.

Даты фестиваля

  • 18 июля – 8 сентября

Программа:

Билеты от 5 евро

Венето

Верона

Оперный фестиваль в Арена ди Верона
Arena Opera Festival

Вот уже более ста лет, с перерывами на время Первой и Второй мировых войн стены одного из старейших римских амфитеатров мира принимают каждое лето оперный фестиваль. Его история началась в далёком 1913 году, когда оперный певец Джованни Дзенателло и импресарио Оттоне Ровато из Вероны предложили отметить 100 лет со дня рождения Джузеппе Верди постановкой оперы “Аида” в стенах Арены. Её особенность заключалась в том, что декорации были не нарисованными, а объёмными, т. е. по современным меркам это был спектакль в 3D. Первая постановка имела невероятный успех. На открытие приехали Франц Кафка, Максим Горький и многие другие знаменитые люди тех времён. Именно поэтому каждый год в расписании фестиваля присутствует постановка оперы “Аида”.

В разные времена на сцене выступали такие знаменитые оперные певцы и певицы, как: Мария Каллас, Лучано Паваротти, а Пласидо Доминго до сих пор можно здесь услышать.

Даты фестиваля

  • 23 июня – 25 августа

В программе:

  • Аида (постановка 1913 года)
  • Аида (современная интерпретация)
  • Набукко
  • Мадам Баттерфляй
  • Риголетто
  • Тоска
  • Выступление Пласидо Доминго

Стоимость билетов от 22 евро

Расписание спектаклей можно посмотреть на официальном сайте

Эмилия-Романья

Фестиваль в Равенне
Ravenna Festival, Ravenna

Фестиваль музыки в Равнее был основан в 1990 году по инициативе Кристина Маццавиллани Мути. Он объединяет многие жанры культуры: симфоническая этническая музыка, опера, театр, балет, мюзиклы, джаз.

Даты фестиваля

  • 25 мая – 22 июля
  • 17 – 23 ноября

Тоскана

Флоренция

Флорентийский музыкальный май
Maggio Musicale Fiorentino

Фестиваль академической музыки впервые состоялся в 1933 году во Флоренции и по праву считается старейшим фестивалем такого рода в Италии и вторым в Европе после Зальцбурга. Изначально задумывался как оперный, но постепенно в программу были добавлены балет, симфонические концерты, сольные выступления и т. д.

Расписание и даты мероприятий смотрите на официальном сайте

Оперный фестиваль Пуччини
Festival Puccini, Torre del lago

Каждый год летом в Тоскане на берегу озера Массачукколи проходит оперный фестиваль имени знаменитого итальянского композитора Джакомо Пуччини. Именно здесь он прожил долгие года и написал многие свои работы. Фестиваль был впервые организован друзьям Пуччини Джоваккино Форцано и Пьетро Масканьи в 1930 году.
Спектакли проходят в театре под открытым небом Teatro dei Quatromilla, который располагает 3200 местами.

Даты фестиваля в 2017 году

  • 14 июля – 18 августа

Билеты от 19 евро

www.puccinifestival.it

Марке

Пезаро

Оперный фестиваль Россини в Пезаро
Pesaro Rossini Opera Festival

Каждый год в августе на родине знаменитого итальянского композитора Джакомо Пуччини в городе Пезаро проходит оперный фестиваль его имени. Его особенность заключается в том, что именно в его рамках можно услышать менее известные произведения композитора.

Даты фестиваля

  • 10 – 22 августа

Программа:

Билеты от 20 евро

Мачерата

Оперный фестиваль Сферистерио, Мачерата
Sferisterio Opera Festival, Macerata

Проходит каждое лето в театре Сферистерио в городе Мачерата. Он был построен в 1829 году по проекту Иренео Алеандири и изначально использовался для игры в мяч, турниров рыцарей, сражения быков и других мероприятий. В 1921 году здесь была представлена первая постановка оперы “Аида” Джузеппе Верди. Этот год считается отправной точкой Оперного фестиваля в Мачерате, который проходит здесь каждый год. Долгий перерыв был сделан на период Второй мировой войны и последующие годы восстановления после её окончания.

Сферистерио знаменит своей отличной акустикой, а также самой длинной сценой в Европе.
В разные годы здесь выступали такие знаменитые оперные певцы и певицы, как: Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Ренато Бруссон и др.

Даты фестиваля

  • 21 июля – 14 августа

Программа:

  • Турандот
  • Мадам Баттерфляй

Билеты от 20 евро

Умбрия

Сполето

Фестиваль двух миров, Сполето
Festival dei Due Mondi, Spoleto

Фестиваль считается одним из важнейших в Умбрии. Он был создан в 1958 году по инициативе композитора Джан Карло Менотти. Его идея закончилась в том, чтобы объединить две разные культуры и два разных мира – Европейский и Американский.

Фестиваль объединяет музыкантов, художников и артистов. Большего признания он добился на международном уровне. Именно поэтому, каждый год Умбрия принимает почётных гостей со всего мира.

Даты фестиваля

  • 30 июня – 16 июля

Расписание мероприятий, а также стоимость билетов можно посмотреть на официальном сайте фестиваля:

Лацио

Рим

Оперный фестиваль в Темах Каракалла в Риме
Teatro dell’Opera di Roma Festival d’estate alle Terme di Caracalla

Особенностью фестиваля является то, что вечера проходят под открытым небом на месте, где в начале первого тысячелетия располагались термы императора Каракаллы.

Даты фестиваля

  • 28 июня – 9 августа

Программа:

  • Кармен
  • Набукко
  • Тоска
  • Роберто Болле (балет)

Европейской публике хорошо известны такие фестивали, как Зальцбургский, проходящий под знаком музыки Моцарта; Байройтский, посвящаемый великому Вагнеру. В нынешнем сезоне (13/14) фестивальной площадкой стали оперные сцены мира, исполнявшие свои спектакли в честь великих юбиляров Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера.

Есть и более камерные фестивали, обосновавшиеся в уютных курортных городах. Таков, к примеру, фестиваль в Бад Киссингене в Баварии. Особое место среди музыкальных фестивалей принадлежит ROF — Россиниевскому оперному фестивалю, проходящему ежегодно в Пезаро, родном городе великого Джоакино Россини. Небольшой курортный городок на берегу Адриатического моря с каждым годом собирает всё больше и больше публики, желающей посетить оперные спектакли ROF. Фестиваль объединяет не только исполнителей высочайшего уровня, но и музыковедов, теоретиков искусства. В рамках фестиваля работает Академия Россинианы для молодых певцов. Весомым вкладом фестиваля в мировой культурный процесс является увеличение постановок опер Дж. Россини на мировых оперных сценах. С 90-х годов прошлого столетия, когда упростилась процедура пересечения границ для наших сограждан, устремились туда и мы, любители музыки.

С самолёта, заходящего на посадку в Италии, хорошо видны горы, испещрённые тропами, дорогами, причудливо переплетающимися между собой. Тогда, давно, в XIX веке, каким-то чудным образом из маленького городка Пезаро на берегу Адриатического моря долетела до России музыка Джоакино Россини. Случилось это в 1821 году, и была это опера «Севильский цирюльник», исполненная в Одессе.

Россини в Одессе: история

Далёк от нас 1821 год. Может, в литературе запечатлено это событие? Да, действительно, отразилось это событие в стихах нашего гения А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин». Именно в то время в Одессе находился в южной ссылке поэт Александр Пушкин, высланный из Петербурга царём за «возмутительные стихи». «Упоительный Россини» — такими словами отметил поэт свою встречу с великой музыкой композитора в 8-ой неоконченной главе романа, названной «Путешествие Онегина». Удивительно, как точно поэт уловил и передал словами всё то, что составляет своеобразие и суть музыки гениального Россини. Для этого понадобилось 14 строк, но каких!

«Но уж темнеет, вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льёт — они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего Аи
Струя и брызги золотые...»

Существует великое множество комментариев, толкований всего того, что написано поэтом. Но всё-таки, уясним и мы, сегодняшние, то, что описано поэтическим языком: Орфей — мифический персонаж, увлекающий звуками своей кифары не только людей, но и животных, и даже растения, приковывающий к себе невидимой цепью. Не так ли и сегодня? Не звуки ли той волшебной кифары позвали и нас в неблизкий путь? О критике, мнением которой, действительно, Дж. Россини не весьма дорожил, был снисходителен к ней. Он шёл своим путём, нет, бежал, торопился, стараясь успеть записать то, что звучало в его душе.

Как точно поэт определяет жизнь композитора во времени: он ВЕЧНО тот же и ВЕЧНО новый. Музыка его каждый раз открывает слушателю всё новые грани. О звуковом строе музыки Дж. Россини сказано такими словами, что хочется воскликнуть, обратиться к читателям: послушайте, как звучат, переливаются эти слова поэта! Звуки — они льются, кипят, текут, горят, в них нега, пламень и, наконец, они как струя и брызги золотые зашипевшего Аи! Это роскошь, соответствующая роскоши музыки великого Джоакино Россини. Слова и музыка у Пушкина составляют единое целое, дополняя друг друга. И это сказано по-русски!

Пушкинские ассоциации

Надо сказать, что поэт А. Пушкин никогда не бывал на Адриатическом побережье, но замышлял свой побег именно к этим берегам:

Адриатические волны!
О Брента! нет, увижу вас
И, вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас!
Он свят для внуков Аполлона,
По гордой лире Альбиона
Он мне знаком, он мне родной.

Поэту знаком голос адриатических волн, он ему родной, а, значит, звук, голос самого Джоакино Россини. Волшебный глас этих волн способен пробудить вдохновение поэта. В эти края звала его и молодая негоциантка Амалия Ризнич, возлюбленная А. С. Пушкина, которую он встретил в Одессе. Это её видит поэт в соседней ложе, окружённую поклонниками, на представлении оперы «Севильский цирюльник» в Одессе:

А ложа, где красой блистая,
Негоцианка молодая,
Самолюбива и томна,
Толпой рабов окружена.

Любовь, идеалы свободы, музыка Россини! Вот те пути, те загадочные тропы, которые соединили навеки двух гениев — Россини и Пушкина, открыли движение двух культур — Италии и России — навстречу друг другу.

Позднее, в Петербурге, в квартире на Мойке, жена поэта Наталья Николаевна, разыгрывала по нотам сочинения великого Россини. Эти ноты и сейчас стоят на пюпитре того рояля, как будто ждут момента, чтобы снова зазвучать...

От императорских театров в современный Пезаро

Музыка Россини, перешагнув границы, пришла в Петербург и Москву, в великосветские салоны и Императорские театры. Исполнялись оперы на языке оригинала итальянцами, оперными труппами, приехавшими из тёплой Италии в заснеженные, холодные российские столицы. Так началась русская Россиниана. Оперы Россини навсегда поселились в русских оперных театрах и не только в столичных. Оперные партии, написанные Россини, трудны для исполнения. Эта музыка именуется виртуозной и подвластна она тем исполнителям, которые овладели приёмами бельканто. Разумеется, и это справедливо, лучшими исполнителями итальянской оперы были и остаются итальянские певцы. Постичь стиль произведений Россини, приблизиться к эталону бельканто молодым певцам помогает, даёт напутствие школа Россинианы, существующая в Пезаро. Именно сюда слетаются со всего мира певцы, желающие постичь эти тайны.

От Болоньи мчимся мы на юг. Скоро, скоро будет Пезаро, маленький итальянский городок на берегу Адриатики. Каждый год сюда спешат меломаны со всего мира на встречу с музыкой, в которой живёт душа великого композитора. Прямо от вокзала начинается Виа Россини и ведёт нас к морю. Почти у начала проспекта, слева, Театр Россини, чуть дальше — консерватория, основанная великим Россини и носящая его имя. В ознаменование этого события благодарные потомки установили памятник композитору во внутреннем дворе консерватории.

Вы проходите Народную площадь, в центре которой, как принято в Италии, фонтан. Тут же, на площади, основательное здание телеграфа со скульптурной фигурой композитора Россини. Идём дальше и очень скоро, справа, можем видеть добротный каменный дом с мемориальной доской, повествующей нам о том, что в этом доме родился и жил великий композитор Джоакино Россини. Теперь здесь музей композитора. Всё здесь дышит его именем, памятью о нём, а самое главное — живой музыкой композитора.

Странные события, скажу я вам, происходят иногда... Вот и в этот раз, у самого дома-музея Россини, на узкой улочке навстречу мне вышел, нет, чудным образом возник передо мной легендарный маэстро Альберто Зедда! Именно в этот момент я думала о том, как бы мне увидеть маэстро Альберто Зедду, поговорить с ним, если очень повезёт... И тут вдруг такая встреча! Мы поздоровались, как будто были давно знакомы, и, вознеся руки к небу, согласились, что сам Бог это устроил.

Маэстро Зедда

Маэстро Альберто Зедда — легендарная личность. Его имя ассоциируется с именем Россини. Альберто Зедда — признанный мировым музыкальным сообществом ведущий специалист и глубокий знаток музыкальной культуры Италии и особенно творчества великого Джоакино Россини. Именно Альберто Зедда вернул к жизни первоначальное звучание многих произведений Россини, испытав на себе яростное сопротивление тех, кто не хотел что-то менять в своём исполнении, не хотел переучиваться, возвращаться к первоисточнику. Маэстро Альберто Зедда выиграл этот бой, победил в этой схватке. Его поправки, а, вернее, реставрации нотных записей произведений Джоакино Россини были признаны мировым музыкальным сообществом и приняты к исполнению. Работа маэстро Альберто Зедды была сродни кропотливой работе мастера, восстанавливающего драгоценное полотно картины, принадлежащей всему человечеству. Понятно, что для такой работы требуются особые, глубокие познания, но ещё и особенное чувство гармонии, определяющее целостность представления о стиле великого композитора.

Совершенно уникальное явление представляет собой искусство интерпретации произведений Россини в дирижёрской практике Альберто Зедды. За пультом мировых оркестров появляется маленький, очень серьёзный человек и, взмахнув дирижёрской палочкой, он овладевает вниманием огромных залов, ведя за собой музыкантов, причём, без каких-либо видимых усилий. Так, во всяком случае, это выглядит.

ROF

С именем Альберто Зедды связан ROF — Россиниевский Оперный Фестиваль. ROF — это всемирно известная аббревиатура фестиваля, проходящего ежегодно в Пезаро. Марка ROF давно признана в мире оперного пения, в мире высокого искусства. Это — состоявшийся бренд. Фестиваль был основан в 1980 году. Неизменным художественным руководителем фестиваля, его создателем был и остаётся по сей день уважаемый, признанный во всём музыкальном мире маэстро Альберто Зедда.

Основная идея фестиваля — исполнение неизвестных широкой публике произведений Россини. У фестиваля существует своя весьма взыскательная аудитория, знающая толк в исполнении произведений Россини, имеющая не поверхностные представление о том, что именуется бельканто, сведущая в вопросах исполнительского стиля. На фестивале царит атмосфера высокого интеллектуального общения. Это среда единомышленников, совершающих паломничество в прекрасный мир высокого искусства.

Фестиваль сложился и утвердился благодаря высочайшему уровню исполнительского искусства, как певцов, так и музыкантов. В 2013 году проходил уже ХХХIV Россиниевский оперный фестиваль. В программе фестиваля были представлены пять опер: «Путешествие в Реймс», «Итальянка в Алжире», «Вильгельм Телль», «Вор по случаю» и «Дева озера». Кроме того, концерт Академии Россинианы и концерты в номинации «Бельканто». Приятно отметить, что во всех разделах фестиваля, во всех операх в главных партиях можно было встретить исполнителей из России. Участвовать в Россиниевском фестивале, быть допущенным — это уже успех, а тем более, исполнить главную партию!

Вся программа фестиваля сложилась в едином представлении о красоте, гармонии, изяществе исполнения, о необыкновенных постановках, где всё к месту, где режиссёрские решения вызывают согласие зрителя, его одобрение и восторг. На всех спектаклях и концертах всегда присутствовал маэстро Зедда, добрый гений ROF. Закончился фестиваль исполнением оперы Джоакино Россини «Дева озера», представленной в концертном варианте. За дирижёрским пультом был маэстро Альберто Зедда.

Наступило время прощания с фестивалем, с гостеприимным Пезаро, с тёплым морем. Меломаны разъезжались, увозя с собой и мелодии великих произведений Джоакино Россини. Опять же, как тут не вспомнить описание театрального разъезда после «Севильского цирюльника» у А. С. Пушкина?

Финал гремит; пустеет зала;
Шумя, торопится разъезд;
Толпа на площадь побежала
При блеске фонарей и звезд,
Сына Авзонии счастливой
Слегка поют мотив игривый,
Его невольно затвердив,
А мы ревём речитатив.
Но поздно. Тихо спит Одесса;
И бездыханна и тепла
Немая ночь. Луна взошла.
Прозрачно-лёгкая завеса
Объемлет небо. Всё молчит;
Лишь море Чёрное шумит...

В Пезаро всё было так, как рассказал наш гений. Только другое шумело море...

Людмила Краснова

Кастинг певцов на этот фестиваль также проводился маэстро Альберто Дзеддой. В программу вошли три оперы, в которых главные партии исполнили певцы из России. Это три тенора: Сергей Романовский, Максим Миронов и Дмитрий Корчак. Кстати, все трое ученики профессора Дмитрия Вдовина.

Первой была показана опера «Осада Коринфа», лирическая трагедия в трёх действиях. Опера не возобновлялась с 2000 года. Представление оперы прошло на сцене «Адриатика Арена». За дирижёрским пультом Национального симфонического оркестра RAI был Роберто Аббадо. Среди исполнителей главных партий, кроме нашего тенора Сергея Романовского в партии Неоклеса, была Нино Мачаидзе в партии Памиры, а также европейские знаменитости: Лука Писарони – Магомет II, Джон Ирвин – Клеомене. Хор Театра Вентидии.

Своеобразие нынешней постановки состоит в сближении с парижским вариантом оперы, созданным Дж. Россини в 1826 году. Современный элемент актуализации был привнесён в сценографию экологической темой нехватки водных ресурсов, что было представлено в виде растрескавшейся земной коры и пустых бутылей из-под воды. Другая тема, пришедшая к нам из далёкого прошлого, в актуализации не нуждалась. Это тема войны и крови на почве борьбы мусульман и христиан.

В этом контексте в героическом ключе была исполнена Сергеем Романовским партия Неоклеса, встреченная публикой с большим энтузиазмом. Успех был предопределён благодаря вокальной составляющей певца, металлической окраске его тембра, так подошедшей к героической партии и высоко оцененной итальянской аудиторией. Убедили публику и умело подобранные артистом приёмы сценического воплощения роли.


Опера-буффа «Пробный камень» также была представлена на сцене «Адриатика Арена». Богатый граф, многочисленные друзья, изысканные развлечения, - тем не менее, у хозяина есть сомнения в искренности тех, кто рядом с ним. Отсюда и происхождение идеи проверить, кто есть настоящий друг, а кто с тобой только тогда, когда ты богат. Такова основная интрига спектакля, принёсшего Россини первый настоящий успех в 1812 году.

Сценография спектакля, хоть и не отличается какой-то особенной оригинальностью, но вполне сочетается с содержанием этой оперы. Опять же, сближение с реалиями нашего времени не разрушает авторский замысел произведения.


Практически все исполнители партий в этой опере проходили совершенствование в Академии Россинианы под руководством маэстро Альберто Дзедды. Среди них и наш тенор Максим Миронов, представший в партии Графа Джокондо и исполнивший её изящно и легко, покорив публику лёгким, вибрирующим тенором приятного тембра. Состав исполнителей дополнили Аврора Факколи (Баронесса Аспазиа), Марина Монсо (Донна Фульвиа), Айя Вакизоно (Маркиза Кларис), Джанлука Марчери (Граф Аздрубале), Паоло Бордогна (Пакувио). Спектакль, как и полагается опере этого жанра, был полон юмора, забавных ситуаций, исполненных артистами с неизменным мастерством и юмором. Публика очень тепло принимала спектакль, оставивший светлое впечатление.

Третьей оперой основной программы фестиваля была опера «Торвальдо и Дорлиска», лирическая драма со счастливым концом, представленная на сцене Театра Россини. Впечатление от постановки и вообще от спектакля соотносится с тем, что мы называем аутентичным, воспроизведённым в той эстетике, которая была во времена Россини. Особенно это понятно в связи, можно сказать, с наивной машинерией, которая используется на сцене. Это и замшелые лестницы, которые в положенный момент выдвигаются из боковых лож, и клетка, в которую спускается Торвальдо. Есть и поединок, когда в руках главного героя появляется сабелька, которой он ловко управляется, сражаясь с врагами.


Все эти приёмы и средства изобразительности придают спектаклю особое очарование, некую сказочность, формируют атмосферу, в которую не без удовольствия погружаются современные зрители. Над всем царит, главенствует музыка Россини, в театре, основанном Россини, в городе, в котором родился Россини!

Ансамбль певцов в этом спектакле был такого уровня, достигал такой высокой степени сочетаемости голосов артистов, какие редко встречаются в постановках на самых престижных оперных сценах мира. Это и Николо Алаймо (Граф Д"Ордо), и Саломе Джикия (Дорлиска), и Дмитрий Корчак (Торвальдо), и Карло Лепоре (Джорджио), и Рафаэлла Лупиначчи (Карлотта), и Филиппо Фонтана (Ормондо). Уместно сказать о большом успехе Рафаэллы Лупиначчи, обладательнице объёмного, грудного, мягкого меццо-сопрано необыкновенной красоты. Молодая певица была очень органична в своей ответственной, очень важной роли, исполненной особенно по-итальянски как с точки зрения языка, так и в сочетании с жестикой, с движениями её героини. Невольно возникала мысль: не рождение ли новой Кольбран в этом славном месте?

Огромное удовольствие доставили знаменитые россиниевские речитативы, заключающие в себе особые ритмы, своеобразную мелодику, тот самый «мостик», связующий живой итальянский язык с итальянской музыкой. И тут, в этой трудной части оперы, которая далеко не всем итальянцам удаётся, следует отметить высокое мастерство нашего русского тенора Дмитрия Корчака, исполнившего титульную партию в опере.


Певец имеет в своём арсенале изобразительных средств не только лёгкий, подвижный голос уникальной тембровой окраски, но и владеет техниками пиано и пианиссимо. Это позволило артисту добиться особенной, тонкой проработки характера своего героя. Всё это нашло отражение в сольных ариях Торвальдо, прозвучавших изысканно в исполнении Дмитрия Корчака. И тут нужно отметить, что Дмитрий Корчак находится сейчас в прекрасной вокальной форме, его артистический талант постоянно развивается. Успех был предопределён работой артиста в сочетании с его интеллектуальным творческим потенциалом.

Прекрасно были исполнены дуэты Торвальдо и Дорлиски. Партию героини исполнила грузинская певица Саломе Джикия. Певица привнесла в свою трактовку характера героини подлинную страстность, эмоциональность, что сблизило её Дорлиску, скорее, с вердиевскими персонажами. Овладение россиниевским стилем исполнения дело непростое, не всё происходит так быстро, как хотелось бы.

В спектакле был задействован Симфонический оркестр имени Дж. Россини под управлением маэстро Марио Мартоне, а также хор театра Делля Фортуна. Опера «Торвальдо и Дорлиска» Дж. Россини, исполненная в Театре Россини произвела впечатление драгоценного сувенира. Постановочная часть спектакля, всё исполнение в таком значимом театре, как Театр Россини, в родном городе композитора – всё вместе возвращает к вопросу: опера для всех?

Людмила КРАСНОВА



Загрузка...
Top