Анализ одного из романов Р.Роллана (“Жан-Кристоф”).

Ромен Роллан (1866-1944) – классик французской литературы. Обладатель Нобелевской премии 1915 года. Писатель по типу близкий Гюго, эмоциональный оптимист, романтик. Роллан воспевает героев, сильных духом, творчески, отдающих свой яркий талант людям. Он верит, что идеал достижим, по крайней мере, к нему надо стремиться, когда-нибудь большинство людей на земле станут счастливы и духовно развиты (такова высшая цель).

«Мир гибнет от удушья в своём расчётливом и гнусном эгоизме. Мир задыхается. Откроем окна. Впустим вольный воздух. Будем дышать дыханием героев». Роллан пишет ярко, романтично, вдохновенно, потому что его цель - вдохновить читателя на жертвенное служение человечеству. Выше приведена цитата из первой значимой книги Роллана - «Жизнь Бетховена», также им написаны биографии многих выдающихся творцов: «Жизнь Микеланджело», «Жизнь Толстого». Всё это яркие примеры героев, борцов, сражающихся с людским непониманием, с собственными недостатками и недугами. Бетховен – величайший композитор - большую часть жизни был глухим и мужественно преодолевал свою болезнь.

Главное произведение Роллана изучаемого периода, за которое он удостоился Нобелевской премии – огромный 10-томный роман-поток (такой жанр) «Жан-Кристофф » (1912). Это подробная история жизни одного человека, главным образом, история его духовной жизни - от момента рождения до самой смерти. Жан-Кристофф – гениальный композитор, вымышленный Ролланом, но многие моменты его биографии, многие его черты характера Роллан взял у Бетховена. Жан-Кристофф помимо таланта наделён возвышенной чистой душой, горячими открытыми чувствами, нетерпимостью к злу и несправедливости – его невозможно не полюбить. Очень интересно описаны его взаимоотношения с женщинами (он был очень влюбчив), с миром, природой, Богом, поиски смысла жизни. Главный же вопрос романа: в чём смысл и предназначение искусства. Ответ традиционный в рамках классического мировоззрения: служить народу и духовно обогащать его.

23.Творчество Киплинга

КИПЛИНГ Джозеф Редиард - английский беллетрист и поэт. Р. в Бомбее. С 17 лет - сотрудник индийской «Военной и гражданской газеты» ; печатавшиеся в ней очерки, рассказы и стихи составили первые книги К. Впоследствии военный корреспондент (деятельности ирландской гвардии в империалистическую войну посвящена одна из его последних книг). Автобиографические черты - в романе «Свет погас». Получил в 1907 нобелевскую премию.

Особое положение К. в английской лит-ре отмечается не только высокими отличиями - он доктор honoris causa девяти университетов, - не только гонорарами, раз в 25 превосходящими обычные (по шиллингу за слово в 1900, т. е. около 3 тыс. руб. за печ. лист), но и наличием четырех прижизненных собраний сочинений, фактом необычайным для Англии, почти не знающей прижизненных собраний сочинений.

Идеология, выраженная творчеством К., - идеология сподвижников британского империализма, фактически и создавших «Бо̀льшую Британию» (кругосветную империю). Экспансия заселяет отдаленнейшие географические пункты юношами, едущими в колонии делать себе карьеру. Они мечтают о судьбе клерка Клайва, покорившего Индию, оседают, женятся, плодят детей. По всем «Семи морям» (книга стихов К.) вырастает проблема «туземнорожденного» (native born). Эти люди образуют как бы «иррегулярный легион», братство, дружеская поддержка конкистадоров связуют их. Они несут «бремя белого человека» (брошенный Киплингом лозунг).

Колония (в особенности Индия, место рождения самого К.) для «туземнорожденного» - не экзотика традиционного империалистического романа, но деловая реальность повседневной работы. Представитель колониального натурализма, К. первый в английской литературе воспринимает Индию как факт быта.

Психологии зауряд-завоевателя свойственны деловитость, самоуверенность, сентиментальная ностальгичность (тоска по родине), чужеедство (джингоизм). К. является выразителем дум и чувств преуспевающего молодого чиновника (любимого героя любого среднего английского романа), агента колонизаторства, «на совесть» его осуществляющего. В этой среде персонажи К. нарицательны, а многие строки его стихов стали пословицами.

Идейный багаж К. - империалистический, твердолобый консерватизм, расовая гордость, англо-саксонская избранность. Политическая позиция К. - превыше всего участь Империи, всякий покушающийся на ее сохранность - преступен. Отсюда - ненависть к возможным посягателям на Индию - к царской России (роман «Ким», «Мировая с Медведем», рассказ «Человек, к-рый был» и мн. др.); отсюда - оголтелое немцеедство во время и после мировой войны. Существующая система конкуренции, выживание сильного, правильна («Имперский приказ»), и хотя отдельные дефекты в ней налицо, напр. бюрократизм (ряд ранних индийских рассказов), не подлежит резким изменениям ни вправо («Старый исход»), ни влево. Допустимы реформы, но основа - добытая еще предками «свобода» для каждого, которая распространяется, естественно, лишь на белых. Вернее - существуют различные законы для белых и для цветных. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» («Баллада о Западе и Востоке») - стих, вошедший в пословицу. В том и состоит бремя белого человека, чтобы убеждением или силой подчинить Восток великой английской цивилизации. Величие задачи в том, что выполнители ее безымянны, а путь их труден. Но только эти люди, действующие в местах, где «ни божий, ни человеческий закон не властен к северу от 53° широты» («Сказ о трех котиколовах», стих, вошедший в пословицу), - только эти люди и ценны, ибо они строители и делатели жизни («Мэри Глостер», «Томлинсон» и др.) Таковы предпосылки лит-ой деятельности К. Она является выражением колониально-захватнической хищнической работы английского империализма, подчас переходит в непосредственный свод деловых указаний, инструкций - как нужно делать то или иное (напр. наставление в «солдатской песне» «Грабеж»). Здесь характерны три ряда фактов: 1. Абсолютная протокольная точность времени и места действия: данные, точно устанавливающие маршрут конокрада в «Балладе о Западе и Востоке», плацдарм боевых действий в «Балладе о Бо-Да-Тоне»; еще резче это, естественно, в прозе. Автор присутствует в новелле в качестве наблюдателя событий или лица, выслушивающего отчет о них. Рассказ поэтому напоминает запись дневника. 2. Романы заканчиваются моралью; новелла же - выводом, вскрывающим ту (разговорную) ассоциацию, в силу к-рой она рассказана (так построена целая книга «На корме у пароходной трубы»). Так. обр. новелла стирает свои грани и приближается к очерку. Характерно, что такой замечательный рассказ, как «Город ужасной ночи», впервые напечатан в книге путевых очерков. Не менее показательно наличие цикла книг рассказов из английской истории, творчески завершаемого «Школьной историей Англии» (совместно с Флетчером, 1911), детским учебником истории. 3. Чтобы окончательно подтвердить достоверность изложенного материала, К. циклизирует новеллы не только вокруг одних героев, но и по-бальзаковски, случайной перекличкой: эпизодическое лицо одной новеллы - герой другой. Особенную остроту получает этот прием, когда персонаж действует и в прозе и в стихах (рассказчик «Баллады о королевской шутке» барышник Махбуб-Али является одним из учителей Кима, и ряд др. примеров).

Английская критика усматривает лит-ую традицию К. в Брет-Гарте (см.) Но Гарт фиксирует и изъясняет мир, исследует гл. обр. душевное содержание героя, притом сугубо натуралистичен и тем самым объективистичен, в то время как творчество К. является непосредственно политически-утилитарным; заботясь о протокольном приурочении, Киплинг пренебрегает объективным натурализмом, но стремится к натурализму прикладному и агитационному. Чисто же психологические произведения (роман «Свет погас», ряд рассказов) наименее удаются К. В названной параллели существенно лишь то, что оба автора прошли школу газетного очерка (см.) . Отсюда и зоркость К. к чисто профессиональным деталям и необычайная разносторонность его тематики, удивляющая многих исследователей.

Прикладной натурализм прозы К. нашел очень своеобразное выражение во всемирно известных его «звериных» циклах, особенно в двух «Книгах джунглей» , восторженно принятых всей критикой. Цикл о Маугли можно считать родоначальником нового жанра рассказов о животных: Ч. Дж. Д. Робертс и Э. Т. Сетон, оба старшие современники К., выступают со своими беллетристическими книгами о животных только после К. Второй «звериный» цикл, «Вот так сказки» , является уже сказовым развитием установившихся жанров, сложным скрещением традиций детской сказки с ее натуральным магизмом, познавательного

Известен российским читателям, пожалуй, как ни один другой французский писатель. Его творчество воспринималось как образец гуманизма и реализма. В этой статье рассказывается об одном из его самых значимых произведений Ромен Роллана - «Жан-Кристоф» - краткое содержание романа, история написания, особенности приведены в статье.

Немного об авторе

Французский писатель родился в январе 1866 года в городе Кламси в семье нотариуса. С детства увлекался историей музыки и играл на фортепиано. Окончил престижный лицей в Кламси и высшую школу Эколь Нормаль в Париже. После учебы два года жил в Италии, где изучал искусство. Вернулся на родину и защитил в Сорбонне диссертацию. В качестве профессора истории музыки читал в Сорбонне лекции.

Роллан прекрасно разбирался в философии, живописи. Выпускал музыкальный журнал, публиковал художественные и драматические произведения. Он ценил творчество Льва Толстого, был знаком с ним лично и вел переписку. Свой нравственный кодекс определил так: «Посвятить жизнь благу людей, упорствовать в поиске истины».

Творчество Роллана

Ромен Роллан оставил на редкость многообразное творческое наследие: пьесы, эссе, романы, мемуары и биографии - Льва Толстого, Микеланджело, Рамакришны, Махатмы Ганди, Бетховена, Вивекананды. В 1914 году завершил роман «Жан-Кристоф», следом - «Кола Брюньон». В 1920-ом опубликовал повесть «Пьер и Люс». Статьи писателя о задачах искусства и социальных противоречиях собраны в сборниках «Через Революцию к миру» и «Пятнадцать лет борьбы».

В 1933 году выходит роман «Очарованная душа», следом очерки «Ленин», «Вальми», драма «Робеспьер». В 1942-ом Роллан завершил автобиографическое произведение «Внутреннее путешествие», в 1946 году выходит«Кругосветное плаванье», в 1944-ом - цикл о Бетховене, биография Пеги. За несколько месяцев до смерти французскому писателю посчастливилось увидеть Париж свободным. Умер Ромен Роллан в декабре 1944 года в оккупированном немцами Везле.

«Жан-Кристоф»

Самое значительное произведение - «Жан-Кристоф». Над ним писатель работал восемь лет. Замысел создать «музыкальный роман» родился еще в конце 90-х. По признанию автора, он хотел не «анализировать», а вызвать чувство в читателе подобно музыке. Это желание и определило жанровую специфику произведения.

Ромен Роллан и его роман «Жан-Кристоф» разрушил традиционные представления о форме романа. Каждая из трех частей имеет свой ритм и тональность. Это роман-симфония, роман-поток. Не нарушая привычного течения перед нами открывается жизнь героя, впечатления и эмоции Жан-Кристофа. В 1 и 5 книге Роллан Ромен замечательно раскрыл первые впечатления ребенка, затем, - уже в Париже, - молодого человека. Вставные эпизоды и лирические отступления создают атмосферу эмоциональной приподнятости.

  • В I томе «жан-Кристофа» Ромен Роллан охватывает юные годы героя - первые побуждения сердца и чувств, первые потери и испытания. Но они помогают Кристофу понять свою жизненную миссию.
  • II том расскажет о том, как юный герой вступит в схватку с ложью, разъедающей и искусство, и общество.
  • III том, напротив, звучит, как песнь во славу любви и дружбы.
  • IV том - это середина жизненного пути, на котором душевные бури и сомнения героя готовы разнести все, но разрешаются безмятежным финалом.

Десятитомный роман Ромена Роллана «Жан-Кристоф» публиковался отдельными частями и сразу принес известность своему создателю. После международного признания Роллан ушел из Сорбонны и посвятил свою жизнь творчеству. В основном благодаря «Жан-Кристофу», автору была присуждена в 1915 году Нобелевская премия, которую он получил только в 1916 году из-за скандала, разгоревшегося вокруг антивоенных статей, опубликованных Ролланом.

Сюжет романа

В основе книги «Жан-Кристоф» Ромена Роллана лежат постоянные мотивы и этические постулаты - возрождение через смерть, победа в поражении, поражение в победе. В образе главного героя, музыкального гения Жана-Кристофа воплощена мечта о «современном Бетховене». В основе сюжета - его биография.

Восстав против насилия и деспотизма немецких властей, герой романа бежит во Францию, но европейскую культуру и политику он воспринимает как «ярмарку на площади», где все покупается и продается. Пройдя через многие испытания, Жан-Кристоф понимает, что свобода только для себя ограничена. Так, в одиночестве, нелепо и случайно гибнет его лучший друг Оливье. В финале произведения герой утрачивает бунтарский дух, но остается верным своему таланту и природе.

Действие «Жан-Кристофа» Ромен Роллана происходит в небольшом немецком городке, где в семье музыкантов рождается мальчик. Маленького Кристофа восхищает все - звон капели, пение птиц, шум ветра. Повсюду он слышит музыку и, незаметно для себя, придумывает мелодии. Дед записывает и собирает их в отдельную тетрадь. Вскоре мальчик становится придворным музыкантом и зарабатывает свои первые деньги.

Большую часть дохода отец пропивает и мать вынуждена работать кухаркой. Кристоф понимает, что они бедны и окружающие смеются над их невоспитанностью и неграмотностью. Чтобы помочь семье, Кристоф играет в оркестре с отцом и дедом, дает уроки музыки. Он мало общается со сверстниками, и единственным утешением становятся беседы с дедушкой и бродячим торговцем.

Тяжелые потери

После смерти деда, семья оказалась на грани нищеты. Отец пьет, и мать просит герцога, чтобы заработанные отцом деньги, отдавали сыну. На одном из концертов отец ведет себя отвратительно и ему отказывают от места. Кристоф пишет музыку и мечтает о великом будущем.

Но в его жизни не все гладко. Он нашел себе друга, но вскоре они с Отто расстались. Кристоф полюбил девушку из знатной семьи, но ему указали на разницу в положении. Умирает отец и семья вынуждена перебраться в жилье поскромнее. Кристоф знакомится с хозяйкой галантерейной лавки Сабиной. Неожиданная смерть любимой девушки оставляет в его душе глубокую рану.

Слова дядюшки - «Главное, это не уставать желать жить» - придают ему сил. В нем просыпаются неведомые силы. Ему слышатся фальшивые ноты в произведениях знаменитых музыкантов и народных песнях. Кристоф заявляет об этом во всеуслышание и пишет мелодию. Но народ не готов к новаторской музыке и вскоре от Кристофа отворачивается весь город.

Вынужденный побег

Знакомство с французской актрисой наводит его на мысль уехать в Париж, но он не может оставить мать. Но судьба распорядилась иначе. На одном из деревенских праздников он ссорится с солдатами, на него заводят уголовное дело и он вынужден бежать из страны.

Грязный, суетливый Париж неприветливо встретил Кристофа. Он зарабатывает на жизнь частными уроками, и вскоре замечает, что французское общество ничуть не лучше немецкого. Лидеры партий прикрывают громкими фразами корыстные интересы. Пресса лжива, а произведения искусства создаются в угоду богачам. Молодой человек повсюду видит фальшь и бездарность.Сочиненную им симфонию публика освистывает.

Кристоф голодает, но не сдается. После тяжелой болезни он чувствует себя обновленным, и перед ним открывается неповторимое очарование Парижа. У него появляется друг - молодой поэт Оливье. В доме, где они снимают квартиру, живут люди различных социальных слоев и сторонятся друг друга. Но музыка Кристофа сближает их.

Признание

К Кристофу приходит слава. Он становится модным композитором и перед ним распахиваются двери в светское общество. На одном из приемов Оливье знакомится с Жаклин, женится и уезжает в провинцию. Вскоре супруги возвращаются в Париж, но между ними нет былого взаимопонимания. Жаклин бросает семью ради молодого любовника и Оливье с сыном переезжают к Кристофу. Но друзья уже не могут жить под одной крышей, как прежде, и он снимает отдельную квартиру.

Кристоф знакомится с революционерами, он не придает значения их идеям, но ему нравится встречаться с ними и спорить. Первого мая он идет на демонстрацию и берет, еще не окрепшего после болезни, Оливье с собой. Во время столкновения с полицейскими его друг погибает, но Кристоф об этом не знает, - он вынужден бежать в Швейцарию, где и получает известие о смерти друга. Он тяжело переживает эту трагедию, и музыка становится для него невыносимой.

«Врата открываются»

Кристоф постепенно возвращается к жизни, друзья помогают ему найти учеников. Между Кристофом и женой доктора завязываются отношения. Когда измена открывается, Анна пытается покончить с собой, а Кристоф бежит из города в горы. Он пишет музыку и вскоре получает мировое признание.

Одна из учениц Кристофа влюбляется в него и они мечтают пожениться. Но ее сын всячески препятствует замужеству матери: симулирует нервные припадки и кашель. В конце концов он действительно тяжело заболел и умер. Грация винит себя в его смерти и не выносит этого - умирает вслед за сыном.

Потеряв любимую женщину, Кристоф чувствует, как рвется тонкая нить, соединяющая его с жизнью. Но именно в этот момент он создает самые глубокие произведения. Он устраивает судьбу сына Оливье и знакомит его с дочерью Грации. Кристоф тяжело болен, но тщательно скрывает это, не желая омрачать счастье молодых.

Умирающий Кристоф лежит в своей комнате и слышит оркестр, исполняющий гимн жизни, вспоминает мать, друзей, возлюбленных: «Вот аккорд, который я искал. Врата открываются».

Жан-Кристоф — центральный герой эпико-лирического повествования Роллана — сочетает в себе необоримую силу духа (нем. Krafft — «сила») с презрением к насилию, унижению человеческой личности. Героем избран музыкант, немец по национальности, что в разгар антигерманских настроений во Франции было определенным вызовом. Ж.-К. осуществляет себя в музыке, которая становится философией жизни. Музыкант способен, а значит, обязан «разливать вокруг себя солнце и радость... насытить вас солнцем». Передав своему герою биографические черты Бетховена и немецкого композитора конца XIX в. Гуго Вольфа, Роллан предложил тем не менее весьма актуальный поворот темы «художник и общество». Отказавшись от возможности представить еще один случай непреодолимого конфликта художника с обществом, Р. предпочел показать, что отвратительная «ярмарка на площади», унижающая художника, преодолима, причем не в далеком будущем, а сейчас, пока творит художник. Ж.-К. удается увлечь своим искусством тех, кто поначалу совсем равнодушен. Исток силы художника — в интересе ко всем проявлениям жизни и умении находить общий язык с самыми простыми людьми. Ж.-К., как и Роллана, пугает неуправляемая толпа, он не видит положительного начала в рабочем движении, но в нем активна вера в положительное начало человеческой природы и неиссякаема жажда общения. Роман густо населен, музыкант отнюдь не бежит от мира, не сторонится людей, напротив, стремится к ним, умеет быть снисходительным к художникам, избравшим путь, который ему кажется тупиком, хранить привязанность к людям старшего поколения, помогавшим ему (профессору Шульцу, первым оценившему его талант, семье Рейнгартов), вникать в доводы юных друзей, даже если они вступают в противоречие с его собственными взглядами. Его любовные увлечения всегда основаны на уважении, признании за любимой права на самостоятельный выбор, будь то застенчивая девочка Минна, охваченная «народной» необузданностью Ада, пылающая творческой энергией актриса Франсуаза Удон, плененная религиозными догматами Анна или близкая ему по духу Антуанетта. Ж.-К. максималист и в любви, и в дружбе, и в творческих намерениях. «Между добром и злом у меня нет середины, даже толщиной в волосок». Эта черта характера усилена эстетическим своеобразием образа: в его рисунке отчетливы признаки гиперболы. Произведение строится как роман воспитания и одновременно как четырехчастная симфония (начальные три книги — детство и юность Ж.-К.; «Бунт» и «Ярмарка на площади» — кульминация конфликта; следующие три книги — противопоставление фанатизму общественных оппозиций естественных радостей любви и дружбы; наконец, «Неопалимая купина» и «Грядущий день» — разрешение напряжения в мудром приятии жизни во всех ее противоречиях.

Роман «Жан Кристоф»: материалы для анализа

Характеризуя историю создания романа, отметим, что она интересна и характерна для творческого процесса Роллана. Об этом он подробно написал в «Послесловии к русскому изданию 1931 г.» 1 . Идея произведения зародилась в 1890 г., заключительные главы были написаны в июне 1912 г. Замысел вынашивался в течение десяти лет. Структура произведения была тщательно продумана и взвешена. «Я принадлежу к старой породе буржуазных строителей, — писал Роллан. — Никогда я не начал бы произведения, не устроив заранее его фундамент и не определив всех его основных очертаний». Почти десять лет Роллан отдавал книге все свои интеллектуальные, духовные и эмоциональные силы. Все это время Роллан должен был совмещать работу над романом с другими обязанностями — преподаванием, сочинением исторических и музыковедческих трудов, работая ради куска хлеба. Позднее он вспоминал: «Но за эти десять лет не прошло ни единого дня, когда бы его («Жана Кристофа». — Б. Г.) не было бы со мною. Ему даже незачем было говорить. Он был тут: автор разговаривал со своей тенью». Заметим, что пятой книге эпопеи, «Ярмарка на площади», предшествует предисловие Роллана, которое называется «Диалог автора с тенью».

1. Определяя пафос своего сочинения, Роллан свидетельствовал: «Я пишу не литературное произведение. Я пишу символ веры».

Как вы понимаете эти слова? Прокомментируйте слова Роллана:

«Обязательство, которое я взял на себя в "Жане Кристофе", состояло в том, чтобы в период морального и социального разложения Франции пробудить дремлющий под пеплом духовный огонь».

2. Приобщение к творчеству и самому облику Бетховена, пленившего Роллана, явилось одним из главных стимулов в работе над романом. Почему великий композитор стал важнейшим героем для писателя? Почему именно бетховенский тип личности отвечал жизненной философии и эстетике писателя? Охарактеризуйте жизнь Бетховена как «героическую биографию», а самого композитора как «титана» в сфере творчества. Вспомните титанические образы в мировой литературе, такие, как Прометей, Фауст, Манфред. В чем особенности изображения этих образов?

В чем своеобразие и сложность замысла Роллана, запечатлевшего гения, музыканта на фоне современного ему социума? Обнаруживаете ли вы в образе главного героя автобиографические черты писателя? Были ли присущи самому Роллану, человеку хрупкого здоровья, сила духа, мужество в отстаивании своих убеждений, свойственные Жану Кристофу? В какие моменты жизни Роллана его бескомпромиссность и стойкость проявились особенно реально?

Какой смысл имеет посвящение в романе: «Свободным душам всех наций, которые страдают, борются и побеждают»? Охарактеризуйте интернационалистский пафос романа. Почему от писателя требовались смелость и независимость, чтобы сделать немца главным героем книги? Вспомните о событиях Франко-прусской войны, о деле Дрейфуса. Какова роль музыки в истории немецкой культуры? Каких великих композиторов помимо Бетховена вы можете назвать? В чем значение музыки Вагнера для литературного процесса на рубеже XIX—XX вв.?

3. Охарактеризуйте структуру романа «Жан Кристоф». Как определяет ее сам Роллан в предисловии к парижскому изданию 1921 г. 2 ? Писатель называет свое произведение «четырехчастной симфонией». Каковы содержание и пафос каждой из частей?

Проанализируйте жанровую природу романа «Жан Кристоф». Что такое роман-эпопея 3 ? Какие образцы этого жанра в литературе рассматриваемого периода вам известны (вспомните творчество Э. Золя, А. Франса, Г. Манна)? Назовите циклы романов, образующих эпические полотна (Э. Золя, Г. Манн, Т. Гарди, Т. Драйзер и др.).

В каких произведениях рассматриваемого периода в центре оказывается судьба творческой личности — живописца, музыканта, ученого? Вспомните творчество Э. Золя, Г. де Мопассана, Т. Драйзера, Дж. Лондона. Почему роман «Жан Кристоф» западные литературоведы называют «роман-река»? Как вы понимаете это определение?

4. Поясните суждения Роллана о своем романе: «Это своего рода интеллектуальная и нравственная эпопея современной души».

Почему, прослеживая жизнь гениального музыканта, Роллан делает акцент на его внутреннем, эмоциональном состоянии?

«Жан Кристофа» называют «музыкальным романом». Как Роллан достигает гармонического единства формы и содержания, т. е. изображения композитора, специфики его творческого труда и самой образно-стилевой системы произведения с его внутренней музыкальностью?

5. Охарактеризуйте первые три книги романа («Заря», «Утро», «Отрочество»). Как передает Роллан «пробуждение чувств и сердца героя» в родительском гнезде, в узких пределах «малой родины»? Как подводит его к первым жизненным испытаниям? Как складывается в Жане Кристофе представление о его жизненной миссии. Проследите наиболее значительные вехи сюжета в первых трех книгах романа.

Какова ситуация в семье Жана Кристофа? Как ребенок воспринимает окружающий мир и как у него проявляются музыкальные импульсы? Проанализируйте его взаимоотношения с дедом, отцом, дядюшкой Готфридом; первые музыкальные сочинения Жана Кристофа и ранние выступления в придворном оркестре. Как созревает музыкальный талант героя? Каков характер увлечений героя? В чем проявляется максимализм в любви и дружбе? Какова «планка» человеческих отношений?

Как Роллан изображает «жизнь души» своего героя?

6. Определите проблематику следующих двух книг: «Бунт», «Ярмарка на площади». Какую роль в развитии мировидения и характера героя сыграли его «немецкий» и «французский» опыт? Как происходит духовный рост героя? Жан Кристоф срывает свою «вчерашнюю, уже омертвевшую оболочку». Как это понимать?

Как происходит переход Жана Кристофа от «бунта» в музыкальной сфере к «бунту» в сфере социальной? В чем причина его бегства из Германии?

7. Почему книга «Ярмарка на площади» занимает особое место в романе? Какой известный писатель употребил слово «ярмарка» в значении «торжище» для характеристики буржуазно-аристократического общества? В каких случаях в стилистике романа появляются черты гротеска, сатиры, памфлета? Приведите примеры. Как в Париже исчезают иллюзии Жана Кристофа относительно Франции как страны свободы, противостоящей Германии с ее духом милитаризма и сословными пережитками? Опишите реакцию героя на современное искусство, ставшее предметом купли-продажи. Какими предстают перед взором Жана Кристофа литература, театр, «новая музыка»? Каков Леви-Кер, антагонист Жана Кристофа? Почему терпит провал его симфоническая картина «Давид»?

Постарайтесь сопоставить изображение коррумпированного искусства в «Ярмарке на площади» Роллана с аналогичными картинами в романах: «Утраченные иллюзии» О. де Бальзака, «Деньги» Э. Золя, «Милый друг» Где Мопассана. К кому, по вашему мнению, ближе Роллан: к старшим своим современникам — Золя и Мопассану или к Бальзаку?

8. Известна роль философии, нравственно-этических и эстетических воззрений Л. Н. Толстого в развитии Роллана, о чем неоднократно писал сам автор «Жана Кристофа». Согласны ли вы с точкой зрения литературоведа Т. Л. Мотылевой, которая в своей книге «О мировом значении Л. Н. Толстого» пишет: «... Близкое к идеям Толстого понимание долга художника лежит в основе всей концепции романа "Жан Кристоф". Это понимание выражено Ролланом и в биографических очерках о Бетховене, Микеланджело, Милле и в статьях о композиторе»? Т. Л. Мотылева также полагает, что «Роллан, подобно Толстому, придирчиво нетерпим ко всякому искажению ради внешнего эффекта» 4 . Выскажите свое суждение на эту тему.

В статье «Яд идеализма» (1900) Роллан писал: «Какова бы ни была сфера нашей деятельности, будем служить правде... на свете существует лишь два рода искусства: то, которое вдохновляется жизнью, и то, которое довольствуется условностью. Истина прежде всего». Можно ли принять эту точку зрения полностью? Не проистекает ли отсюда недоверие, недооценка условности в искусстве, равно как и его «нереалистических» форм, таких, как натурализм, символизм?

9. Охарактеризуйте сюжетные перипетии следующих книг романа: «Антуанетта», «В доме». Как меняется тональность повествования? Вдумаемся в слова Роллана, который пишет, что эти книги овеяны атмосферой нежности и душевной сосредоточенности, служат контрастом к предыдущей части с ее исступленным энтузиазмом и ненавистью и звучат как элегическая песнь во славу Дружбы и Чистой Любви. В чем смысл поисков героем «другой Франции»? Охарактеризуйте образ Оливье Жаннена, вехи его дружбы с Жаном Кристофом. Что лежит в основе этой дружбы? Отражают ли отношения героев в какой-то мере жизненную философию Роллана и нравственно-этический пафос романа? Является ли дружба немца и француза воплощением интернационалистских убеждений романиста?

Проследите сюжетную линию Оливье.

10. Охарактеризуйте последние книги романа: «Подруги», «Неопалимая купина», «Грядущий день», в которых завершена жизненная одиссея главного героя. Как вместе с Оливье герой взыскует «символ веры», хочет принести жизнь на «алтарь нового бога — народа»? Как в «Неопалимой купине» реализуется тема политической борьбы? Как характеризуются в романе рабочее движение, его методы и его лидеры? Приведите примеры. Какую позицию занимают Оливье и Жан Кристоф? Прокомментируйте слова Роллана: «Оливье вернулся в свое уединение. Кристоф не замедлил присоединиться к нему. Положительно, они чувствовали себя не на месте в революционном социальном движении. Оливье не мог примкнуть к простому народу. Кристоф же не хотел. Оливье отдалялся от них во имя слабых, Кристоф во имя сильных, независимых».

Какова позиция самого Роллана? Каково было отношение писателя к революции, революционному насилию? Вспомните характер его полемики с А. Барбюсом, его философию, называемую часто «ролландизмом».

Опишите эпизод с первомайской демонстрацией. Какова ее роль в судьбе героя?

11. Охарактеризуйте финальный, «швейцарский» этап жизни Жана Кристофа (книга «Грядущий день»). Каков характер нового увлечения Жана Кристофа — Анной Браун, женой доктора Брауна? Почему это гармоническое чувство завершилось трагедией? Опишите последнюю любовь Жана Кристофа к Грации, его бывшей ученице. Какую роль играет в романе мотив смерти, ухода самых близких людей главного героя? В чем смысл последнего желания Жана Кристофа — соединить детей его умерших друзей — дочь Грации и сына Оливье?

Охарактеризуйте финал романа. В чем смысл отождествления Жана Кристофа со святым Христофором? Обратите внимание на религиозно-христианские идеи романа, долгое время затушевывавшиеся марксистской критикой, на следующую деталь: «В тот день, когда ты будешь взирать на изображение Христа, ты не умрешь дурной смертью». Эта надпись, высеченная на цоколе статуи святого Христофора у входа в средневековые храмы (например, в соборе Парижской Богоматери), приводилась Ролланом в конце каждого тома при первом издании романа в «Еженедельных тетрадях».

Как реализуется в заключительной книге эпопеи мотив смены поколений, неумолимого рождения нового? Роллан пишет в кратком послесловии к книге:

«Я написал трагедию уходящего поколения, ничего не утаив. <...> Люди сегодняшнего дня, молодежь, настал ваш черед! Пусть тела наши будут для вас ступенями — шагайте по ним вперед. Будьте сильнее и счастливее нас. <...> Жизнь — чередование смертей и возрождений. Умрем, Кристоф, чтобы родиться вновь!»

11. Французский критик Лами назвал роман «поэмой чувств». В чем своеобразие обрисовки главного героя? На чем делает Роллан акцент: на изображении внешних событий, «вещного» интерьера или мира чувств, эмоций, переживаний Жана Кристофа?

Как реализуется в романе музыкальный, структурообразующий принцип? Как Роллан достигает того, что жизнь музыканта членится на отдельные фазы, подобно монументальному симфоническому сочинению?

В какой мере обрисовывается исторический фон, социальный контекст?

12. Охарактеризуйте поэтику и стилистику романа. Подчеркните оригинальность роллановской манеры, сопоставив ее со стилем таких его современников, как Э. Золя, Где Мопассан, А. Франс.

Как в повествовании Роллан достигает гармонического синтеза слова и музыки: приведите примеры лиризма, патетики, экспрессии, эмоциональной насыщенности, метафоричности в манере Роллана. Покажите, что романист предстает не только как художник слова, психолог, но и как знаток искусства, музыковед.

13. Обоснуйте романтическое начало в романе, связанное с его музыкальной природой. Покажите склонность Роллана к сгущению красок, к изображению особой интенсивности чувств и переживаний главного героя. Можно ли говорить о зеркальном «жизнеподобии» образов и ситуаций в романе или Роллан продолжал романтические традиции В. Гюго?

Охарактеризуйте, исходя из романтической природы романа, чувственную двуплановость образа Жана Кристофа (с одной стороны, он живой человеческий образ, с другой — символ Добра, Справедливости, Творческого духа).

14. Роман имел огромный успех и вызвал общеевропейский резонанс. Найдите и приведите высказывания критиков. Суммируйте ваши наблюдения: в чем впечатляющая сила романа. В чем его новаторство 5 ?

Как роман «Жан Кристоф» воспринимается сегодняшним читателем?

Примечания.

1 См.: Роллан Р. Собрание сочинений: в 14т. — М, 1956.— Т. 6. — С. 369 —377.

2. См.: Роллан Р. Собрание сочинений: в 14т. - М., 1955. — Т. 3. — С. 78.

3. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. — С. 1235-1238.

4. См.: Мотылева Т. Л. О мировом значении Л. Н. Толстого. — М., 1957. — С. 398 — 416. О творческих взаимосвязях Л. Н. Толстого и Р. Роллана также см.: Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. — М., 1958. — С. 246 — 260.

5. См.: Чичерин А. В. Указ. соч. — Гл. 6. Новаторство и традиции в эпопее Р. Роллана «Жан Кристоф».

На фоне нынешнего всеобщего брюзжания вспомнилась судьба Людвига ван Бетховена и роман Ромена Роллана "Жан-Кристоф", в котором прототипом главного героя стал Бетховен. Когда-то я именно с этого романа узнала о судьбе Бетховена. События, которые описывает Ромен Роллан, происходили через полсотни лет после Бетховена и, конечно же, роман - это не биография композитора, но почти биографический в своем художественном вымысле.

Если вам удастся побывать в Луврском музее, обратите внимание на работу французского скульптора Антуана Бурделя «Бетховен».

Художник Павел Корин замирал перед головой этого титана, пораженный экспрессией прекрасного творения: «Какая буря в этом лице, пожар страсти. Мозг, охваченный пламенем. И это пламя рвется наружу - оно в вихре волос, в глазах, в повороте головы. Какой мужественный пафос! Какая воля!».
Когда у вас случаются несчастья и, кажется, уже угас последний луч надежды, на самом пороге отчаяния становитесь, вспомните заповедь Бетховена: «Я все могу - я человек!»

Из рассказа И. Долгополова
"Антуан Бурдель"

"Бетховен".

Вглядитесь!

Вас поразит планетарность образа композитора. Словно расплавленная магма, вырвавшаяся из кратера вулкана, вылепила, обозначила черты гения.

Лава еще не застыла, ее горячие волны взметнулись и обозначили мощный рельеф лица Людвига ван Бетховена.

Лик создателя "Героической" симфонии подобен рельефу Луны,
изборожденной кратерами, глубочайшими расселинами, трещинами.

Титанические страсти наложили отпечаток, и мы явственно ощущаем следы ударов судьбы в рытвинах горестных складок, в глубине впадин глазниц, в резких морщинах лица.

Но в образе композитора царит воля: в выпуклости лба, в массивности тяжелого подбородка. В жесткой прочерченности губ. Сложное чувство нераскрытости тайны овладевает нами постепенно, чем больше мы вглядываемся в асимметричные, смещенные черты скульптуры. Все трасти,

вся мощь раскатов величественных симфоний, тонкость "Аппассионаты" в мерцающих бликах, бродящих по лицу композитора... Глядя на скульптуру, мы словно путешествуем по неведомой планете и слышим звуки музыки.

Яростен резец творца, создавшего этот шедевр. Скульптору сродни бетховенское ощущение мира. И эта равновеликость духовного напряжения нашла воплощение в совершенной пластической форме.

Можно часами бесконечно находить все новые и новые детали в сложнейшей структуре, во всей архитектонике головы композитора. Мастер создал Бетховениану - более сорока портретов гениального композитора. Он начал работать над образом Бетховена еще в юности. Увидев однажды в витрине магазина в Монтобане его портрет, он был потрясен.

Неизвестно, знал ли скульптор слова Гайдна, сказанные им Людвигу ван Бетховену: "Вы производите на меня впечатление человека, у которого несколько голов, несколько сердец и несколько душ:"

Бурдель интуитивно повторил в пластике это ощущение Гайдна. Его бюсты, эскизы, композиции, портреты показывают нам многообразие лика гения, всю неохватную глубину состояния души творца бессмертной музыки.

"Слух прорицателя Бетховена покорил неуловимое. Не чудо ли, что он, глухой, смог вызвать к жизни самые возвышенные, самые правдивые звуки, самые близкие человеческой душе. С какой бесконечной тоской он мечтал, должно быть, услышать пение птиц, недоступное для него, ибо ни один голос внешнего мира не прорывался через его навсегда закрытые уши. Boo6pажение вело его с поразительной уверенностью и правдой. А может быть, иллюзия, вдохновение, искусство совершеннее действительности?"

Но был Бетховен другой. Это был человек непреодолимого взлета, могучих озарений, знавший меру той тяжести, которую он несет, но отлично понимавший, что он дает людям, - Бетховен творец.

В 1910 году на лекции в Гранд Шомьер художник сказал:

"Все искусства имеют между собой точки соприкосновения, они взаимопроникают друг в друга. Слушая недавно восхитительное трио Бетховена, я подумал, что на этот раз я слушаю скульптуру. Так же, как у Бетховена звучат три музыкальных голоса, подчиняясь законам его гения, так же и скульптор стремится свести воедино планы, профили и

соотношения масс. Вторая часть трио закончилась, но я, целиком ушедший в себя, все еще продолжал слышать ее. И я слышал ее, когда синтезировал законы моего искусства. Я слышал ее всегда".

:Бетховен идет навстречу буре.

Он слышит шум улиц и площадей, миллионноустые крики толп народа. Ураган разметал гриву его волос, свет молний озаряет его лицо. Нас овевает дыхание героя. Так скульптор воплотил мечту Роллана.

Не надо забывать, что эта скульптура создана в самым разгул модернизма на Западе. Бурдель и его искусство стояли как утес среди мутных волн абстрактного экспрессионизма. Ваятель видел крушение всех своих идеалов в пластике, музыке, культуре. И в 1914 году он создает еще один шедевр.

"Смерть последнего кентавра".

Оборвался последний аккорд лиры.

Угасла мелодия...

Обескровленные, бессильно откинулись сильные руки, упала на плечо голова последнего кентавра.Скорбен его лик. Заломлены брови. Остро обозначились скулы, запали глазницы.Смерть неумолимо витает над человеко-зверем. Но еще живы звуки, не заглушенные предсмертным стоном. Кентавр еще жив, он еще тщится встать.Увы, усилия напрасны. Мы словно ощущаем последний роковой трепет жизни, бегущий по могучему торсу. Еще бьется сердце, еще вздрагивают мышцы, но глубокая тень, запавшая в прорези рта и в провалы глазниц, обозначает неумолимую смерть.

Бесконечно трогателен прощально-призывный жест руки, возлежащей на лире. Кентавр как бы завещает людям борьбу.

С чем?

С уродством?..

Или он пытается остановить неумолимо приближающуюся тьму?..

Бетховен, сопротивляющийся ветру

По имеющимся портретам Бетховена он представляется нам невысоким, с широким обветренным лицом со следами оспы. Тучей нависающие волосы придают облику музыканта что-то демоническое. Запоминаются глаза - умные, добрые, а в самой глубине их затаилось страдание. Глаза, в которых отражена трагедия глохнущего музыканта, и его решение уйти из жизни. Невозможно читать без содрогания «Гейлигенштадтское завещание» - документ, в котором тридцатидвухлетний композитор прощается с миром:
Крику отчаяния подобны слова в завещании Бетховена, написанного 6 октября 1802 года: «О люди, вы, считающие меня бессердечным, упрямым, эгоистичным, — о, как вы несправедливы ко мне! Вы не знаете сокровенной причины того, что вам только кажется! С самого раннего детства мое сердце было склонно к нежному чувству любви и доброжелательству; но подумайте, что уже шесть лет я страдаю неизлечимым недугом, доведенным неумелыми врачами до ужасной степени… При моем горячем, живом темпераменте, при моей любви к общению с людьми, я должен был рано уединиться, проводить мою жизнь одиноко... Для меня не существует отдыха среди людей, ни общения с ними, ни дружеских бесед. Я должен жить как изгнанник. Если иногда, увлеченный моей врожденной общительностью, я поддавался искушению, то какое унижение испытывал я, когда кто-нибудь рядом со мною слышал издали флейту, а я не слышал!.. Такие случаи повергали меня в страшное отчаяние, и мысль покончить с собою нередко приходила в голову. Только искусство удержало меня от этого; мне казалось, что я не имею права умереть, пока не совершу всего, к чему я чувствую себя призванным... И я решил ждать, пока неумолимым паркам угодно будет порвать нить моей жизни... Я на все готов; на 28-м году я должен был сделаться философом. Это не так легко, а для художника труднее, чем для кого-нибудь. О божество, ты видишь мою душу, ты знаешь ее, знаешь, сколько в ней любви к людям и стремления делать добро. О, люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то вспомните, что были несправедливы ко мне; и пусть всякий, кто несчастен, утешится тем, что есть ему подобный, который, вопреки всем препятствиям, сделал все, что только мог, чтобы быть принятым в число достойных художников и людей».

Яркое начало творческого пути, приезд в Вену, знакомство с влиятельными людьми, известными музыкантами. Казалось, Бетховен мог быть счастлив. И в искусстве, и в жизни он достигал того, о чем скромному боннскому юноше и не мечталось. Но «судьба стучалась в дверь». Лет шесть назад его начал беспокоить гул в левом ухе. Бетховен не понимал, в чем дело. Среди ночи он вскакивал и прислушивался к себе. Долго не решался идти к врачу, боясь узнать правду. А когда узнал, уже готов был к удару. Врачи утешали, лечили, но никакие средства не помогали - шум в ушах усиливался, слух угасал. Бетховен перестал слышать верхние звуки оркестра, в театре должен был садиться в первые ряды, и то с трудом понимал актеров. Он уже не мог улавливать смысла речей собеседника, до него доносились лишь отдельные слова. Какая мука! Он научился притворяться рассеянным. Но что будет, когда узнают правду? Кому нужен музыкант, потерявший слух?
И врачи рекомендуют Бетховену отправиться в городок Гейлигенштадт, в котором замечательный климат и горный воздух могут его исцелить. Он снял комнату, где много сочиняет, вечером подолгу гуляет по окрестностям. Но прошло уже больше месяца, а улучшения не наступало.
Незаметно подкралась осень. Ушло лето, а с ним и последняя надежда на выздоровление. Он глохнет, и от этого нет спасения. Врачи бессильны перед болезнью. «Тишина, покой, чистый воздух, близость к природе» - все оказалось жалким самообманом.

Как затравленный зверь мечется композитор в поисках выхода, но спасения нет. И тогда приходит мысль о самоубийстве. Он прощается с жизнью, пишет завещание, адресованное братьям: «Прочесть после моей смерти». Что творилось в душе человека, когда он писал эту скорбную исповедь? Теперь он рассказывает о себе все, что так долго скрывал.
Он призывает смерть. И - он отвергает ее. Со всей страстью музыкант обрушивается на себя, на свою слабость. Как мог он склониться под ударами судьбы? Нет, он не даст себя растоптать, он будет бороться, и вырвет у судьбы свое счастье! Но где найти точку опоры? В эти черные дни к нему приходит музыка, чтобы спасти его. Она вселяет в него веру и волю к жизни: «Нет, я не покорюсь. Я схвачу судьбу за глотку!».
В конце 1799 г. Людвиг познакомился с семейством Брунсвик, аристократами, приехавшими в Вену. Вскоре к ним из Италии приехала родственница - шестнадцатилетняя Джульетта Гвиччарди. Она любила музыку, хорошо играла на рояле. Воспользовавшись присутствием известного композитора, девушка решила брать у него уроки.
Ему было 30 лет, а жизнь его оставалась неустроенной. Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен увлекся своей ученицей. Приняв красоту ее лица за красоту души, он сделал ей предложение, но получил отказ. Препятствием являлись его материальное неблагополучие, аристократическое происхождение девушки. Только творчество возвращало веру в себя. Будем благодарны Джульетте Гвиччарди - благодаря ей появилось удивительное по красоте сочинение - Соната № 14. В медленном движении музыки первой ее части слышится исповедь страдающего человека: нежность, печаль, раздумье..

Когда Джульетта вышла замуж за графа, Бетховен уехал в имение своего друга. Там он искал одиночества, три дня бродил по лесу, не возвращаясь домой. Никто не услышал ни одной жалобы. Все было сказано музыкой.
Бетховен играет с упоением. «Патетическую сонату» он вспомнил сегодня не случайно. Она была написана четыре года назад, когда беда, которая привела его сюда, в Гейлигенштадт, впервые постучалась к нему в дверь. В сонате он рассказал о себе - об отчаянии и поединке с судьбой.

После всего произошедшего с ним Бетховен понял, осознал самое главное — свою миссию: «Все, что есть жизнь, да будет посвящено великому и пусть будет святилищем искусства! Это твоя обязанность перед людьми и перед Ним, Всемогущим. Только так ты еще раз можешь явить то, что скрыто в тебе». Звездным дождем пролились на него идеи новых произведений — в это время родились соната для фортепиано «Аппассионата», отрывки из оперы «Фиделио», фрагменты Симфонии № 5, наброски многочисленных вариаций, багателей, маршей, месс, «Крейцеровой сонаты». Окончательно выбрав свой жизненный путь, маэстро словно получил новые силы. Так, с 1802 по 1805 годы на свет появились произведения, посвященные светлой радости: «Пасторальная симфония», фортепианная соната «Аврора», «Веселая симфония»…

Часто, сам этого не осознавая, Бетховен становился чистым родником, в котором люди черпали силу и утешение. Вот что вспоминает ученица Бетховена, баронесса Эртман: «Когда у меня умер последний ребенок, Бетховен долгое время не мог решиться прийти к нам. Наконец, однажды он позвал меня к себе, и, когда я вошла, он сел за фортепиано и сказал только: „Мы будем говорить с вами музыкой“, после чего стал играть. Он все мне сказал, и я ушла от него облегченная». В другой раз Бетховен сделал все, чтобы помочь дочери великого Баха, после смерти отца оказавшейся на грани нищеты. Он часто любил повторять: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
Внутренний бог был единственным постоянным собеседником Бетховена.
…………….
Музыку Бетховена и поныне знают не все. Но почти всем известно, что Бетховен был глух. Глухота стала продолжением одиночества. Он пытается скрывать ее, но это становится все тяжелее. И тогда на одном из листков с набросками он пишет: "Пусть твоя глухота больше не будет тайной - и в искусстве тоже..."
Еще молодым Бетховен написал так называемое Гейлигенштадское завещание. "О вы, люди, считающие или объявившие меня озлобленным, упрямым или мизантропом, - как вы несправедливы ко мне. Вы не знаете тайной причины того, что я вам кажусь таким: подумайте только, вот уже шесть лет как меня поразил неизлечимый недуг... Я должен жить изгнанником. Едва только я сближаюсь с обществом, как меня охватывает жгучий страх, я боюсь быть подвергнутым опасности дать заметить мое состояние... Но что за унижение, когда кто-нибудь, стоя рядом со мной, слышал издалека звуки флейты, я же не слышал ничего... Такие случаи приводили меня на грань отчаяния, недоставало малого, чтобы я покончил со своей жизнью. Только оно, искусство, оно удержало меня. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир, прежде чем я выполню все, к чему чувствовал себя призванным... О Божество, Ты с высоты проникаешь в глубь моего существа, Ты знаешь его, Ты знаешь, что в нем живут любовь к людям и желание творить добро. О люди, если вы когда-нибудь прочитаете это, подумайте, что вы были несправедливы ко мне, и несчастный пусть утешится, найдя такого же несчастливца..."
24 марта 1827 года Бетховен последний раз причастился. Была гроза. Свидетельство очевидца: "После 5 часов молния со страшным громом ярко осветила комнату умирающего. Бетховен открыл глаза, поднял правую руку и, вытянув вверх сжатый кулак, посмотрел со строгим, угрожающим лицом. Когда он опустил поднятую руку на постель, его глаза наполовину закрылись. Больше он не дышал, и сердце его не билось!" И в этом поднятом кулаке - итог жизни Бетховена - Победа.


Ромен Роллан и его роман «Жан-Кристоф»
ЖАН-КРИСТОФ (фр. Jean-Christophe) - герой десятитомного романа-эпопеи Р.Роллана «Жан-Кристоф» (1904-1912). Своеобразным прототипом героя послужил великий композитор Л. ван Бетховен (1770-1827). Это отчетливо проявляется в начале романа: Ж.-К. - полунемец-полуфламандец, у него широкое лицо с грубоватыми крупными чертами и грива густых непокорных волос, он родился в небольшом немецком городке. В дальнейшем фактографическое сходство кончается; Ж.-К. живет почти век спустя, и судьба у него иная. Но вымышленного и реального композиторов по-прежнему роднит творческая мощь и бунтарский дух,- Ж.К. достоин своей фамилии Крафт, что в переводе с немецкого означает «сила». Первые четыре книги («Заря», «Утро», «Юность», «Бунт») последовательно описывают детство и юность Ж.-К. в одном из захудалых княжеств пиренейской Германии. Сын придворного музыканта, Ж.-К. в раннем возрасте обнаруживает необычайное музыкальное дарование. Пьяница отец, желая извлечь выгоду из таланта сына, стремится сделать его вундеркиндом. Он, жестоко избивая, дрессирует малыша, добиваясь от него виртуозной игры на скрипке. Дед Ж.-К., тоже музыкант, записывает импровизации мальчика, проча ему великое будущее. В шесть лет Ж.-К. становится придворным музыкантом герцога. Его музыкальные опусы, адресованные герцогу, сопровождаются раболепными посвящениями, написанными отцом. Дядя по матери, коробейник Готфрид, открывает Жану - Кристофу обаяние народной песни и простую истину: музыка должна иметь смысл, должна быть «скромной и правдивой, выражать подлинные, а не поддельные чувства». В одиннадцать лет Ж.-К.- первая скрипка придворного оркестра, а в четырнадцать - он один содержит всю семью: его отец, выгнанный за пьянство, утонул. Ж.-К. зарабатывает деньги уроками в богатых домах, терпя насмешки и унижение. Уроки, репетиции, концерты в герцогском замке, сочинение кантат и маршей к официальным празднествам, неудачная любовь к мещаночке Минне,- Жан - Кристоф одинок, он задыхается в атмосфере пошлости, угодливости, раболепства, и только тогда, когда он оказывается наедине с природой, в душе его зарождаются небывалые мелодии. Он мечтает о Франции, она видится ему средоточием культуры. Роман «Ярмарка на площади» посвящен жизни Ж.-К. в Париже. Это самый страстный и гневный роман всей серии, памфлет против разлагающегося искусства XIX в. На парижской ярмарке продается все: убеждения, совесть, талант. Как по кругам Дантова ада Роллан проводит своего героя по слоям парижского культурного общества: литература, театр, поэзия, музыка, пресса, и Ж.-К. все отчетливее ощущает «сначала вкрадчивый, а потом упорный удушливый запах смерти». Ж.-К. объявляет непримиримую борьбу ярмарке, он пишет оперу «Давид». Но новоявленный Давид не победил Голиафа, опера не увидела сцены: герою закрыл все двери влиятельный писатель, «салонный анархист» Леви-Кер, с которым Жан -Кристоф неосторожно вступил в битву. Он терпит голод, нищету, заболевает, и тут ему открывается рабочий Париж, его выхаживает девушка из народа, служанка Сидони. А вскоре мятежный Жан -Кристоф обретает и друга - поэта Оливье Жанена. Роллан подчеркивает контраст внешности и характеров друзей: огромный, сильный, уверенный в себе, вечно рвущийся в бой Жан -Кристоф и небольшого роста, сутулый, тщедушный, робкий, боящийся конфликтов и резкостей Оливье. Но оба они чисты сердцем и щедры душой, оба бескорыстно преданы искусству. Друзья ставят себе целью отыскивать и сплачивать хороших и честных людей. В романах «В доме» и «Подруги» Роллан показывает эти поиски. (Тут заметно влияние Л.Н.Толстого и его идеи все примиряющей любви.) Не примыкая ни к какой партии, друзья сближаются с рабочими, с социал-демократическим движением. Героика борьбы пьянитЖан -Кристоф, и он сочиняет революционную песню, которую на следующий же день распевает рабочий Париж. Бурный роман Ж.-К. с Анной Браун («Неопалимая купина») тоже сродни борьбе, Ж.-К. пока еще далек от умиротворяющей любви. Погруженный в кипение страстей, Ж.-К. увлекает за собой Оливье на первомайскую демонстрацию, которая перерастает в вооруженную стычку с полицией. Ж.-К. на баррикаде, он распевает революционные песни, он стреляет и убивает полицейского. Друзья прячут Ж.-К. от ареста и переправляют за границу. Там он узнает, что Оливье умер от ран. Ж.-К. живет в горах Швейцарии, он вновь одинок, раздавлен, разбит. Мало-помалу возвращается к нему душевное здоровье и возможность творить. А спустя какое-то время он обретает и новую дружбу-любовь, повстречав свою бывшую ученицу итальянку Грацию. В заключительной части романа Роллан приводит своего героя-бунтаря к вере, к возможности разрешить социальные конфликты мирным путем, к идее внесоциального всемирного братства интеллигенции - интернационалу Духа («Грядущий день»). Смерть Ж.-К. Роллан изображает символической картиной: герой, переходя бурный поток, выносит на своих плечах младенца - Грядущий день.
После века сочувствия «маленькому человеку» с его немощами и слабостями Роллан в своём романе воплотил мечту о «большом человеке». Жан -Кристоф - олицетворенная мощь, но не сверхчеловеческая ницшеанская, а созидательная творческая мощь гения: он бескорыстно отдает себя искусству, а через это служение - всему человечеству. Роман «Жан-Кристоф» - роман идей, в нем мало примет быта, мало событий, основное внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, на его духовной эволюции.

По материалам:
Лит.: Р.Роллан. Био-библиографический указатель. М, 1959; Балахонов В.Е. Р.Роллан и его время
(«Жан-Кристоф»). Л., 1968; Мотылева Т. Р.Роллан. 153 М., 1969.
М.Ю.Кожевникова
Литературные герои. — Академик. 2009.
Независимая Газета 11.03.2005



Загрузка...
Top