Батальный жанр в изобразительном искусстве примеры. Батальный жанр, жанр изобразительного искусства

(от франц. bataille - битва)

жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого; Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром (См. Исторический жанр). Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью армии и флота, способствовала расширению рамок Б. ж., дополняемого сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях), которые одновременно относятся и к бытовому жанру (См. Бытовой жанр), а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками и т.д. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19-20 вв. связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств.

Формирование Б. ж. относится к 16-17 вв., но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев; уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4-3 вв. до н. э.). Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на тканях («Ковёр из Байё» со сценами завоевания нормандцами Англии, около 1073-83), в европейских и восточных книжных миниатюрах («Лицевой летописный свод», Москва, 16 в.), иногда на иконах; многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японских живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа - 15 в.); героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц, и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504-06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537-38), а Тинторетто - неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634-35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. ван де Велде в Голландии). В 18 в. условным официальным баталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Ватто во Франции), а позднее - картины американских живописцев (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. - картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего и драматически страстное напряжение массовых битв, и жестокость завоевателей, и воодушевление борцов за свободу. Освободительными движениями навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, Я. Чермака в Чехии, Дж. Якшича в Сербии и др. Во Франции романтическая легенда о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. Шарле и О. Раффе. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Берне) националистические концепции и ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839-43) создать народно-героическую эпопею. Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф.Тимма на темы Крымской войны 1853-56.

Развитие реализма во 2-й половине 19 - начале 20 вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в Б. ж., внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Во Франции реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали Э. Детай и А. Нёвиль; но в больших композициях и Панорамах сохранялась ходульность официальной концепции. В России в связи с развитием пейзажной и жанровой живописи расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Н. Филиппов, П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов), отразившая под влиянием демократического движения тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата. Особенно сильно и всесторонне, с бесстрашной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин, обличавший милитаризм, бездушную жестокость завоевателей и запечатлевший мужество и страдания народа. Верещагин решительно ломал традиционные схемы Б. ж. и в батально-исторических картинах, так же как Передвижники - И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. Реализм передвижников повлиял и на академическую Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-04; «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий.

В 20 в. социальные и национально-освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили сложившиеся принципы Б. ж. В буржуазных странах традиционные батальные композиции приобрели преимущественно шовинистический смысл, особенно в странах фашистской диктатуры, где в бездушных ложно монументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкий художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, протестуя против империалистических войн и насилия, создали ярко эмоциональные символические образы народной трагедии. У многих художников военные сцены окрашены настроениями мрачного отчаяния, а зачастую несут печать экспрессионизма или сюрреализма.

В советском искусстве Б. ж. получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Отправляясь от реалистических традиций Б. ж., советские баталисты выдвинули на первый план героический образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский Б. ж. формировался в графике периода Гражданской войны 1918-20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников (См. Студия военных художников) имени М. Б. Грекова (П. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы (См. Диорама)), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Борьба с империалистической реакцией и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие Б. ж. - в изображениях антифашистских и революционных битв (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободительной борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).

Лит.: Садовень В. В., Русские художники баталисты XVIII-XIX веков, М., 1955: Бродский В., Советская батальная живопись, Л.-М., 1950; Alexandre A., Histoire de la peinture militaire en France, P., 1890.

А. М. Комаров .

  • - ЖАНР - определенный вид литературного произведения...

    Словарь литературных терминов

  • - исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого...

    Большая Советская энциклопедия

  • - БАТАЛЬНЫЙ жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни...

    Большой энциклопедический словарь

  • - бата́льный прил. 1. соотн. с сущ. баталия 1., связанный с ним 2. Изображающий сражения, битвы и другие военные события...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - БОН ЖАНР * bon genre. 1. Хороший тон. Ср. Bon ton. - Мои отношения к Прасковье Алексеевне вы знаете? Она сама губернаторше ни ботонностью и ничем не уступит, такая comme il faut и bon genre, что чудо! И. Аксаков в его письмах 2 168. 2...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - БАТА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое. Изображающий войну. Батальная живопись. Батальные сцены...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БАТА́ЛЬНЫЙ, батальная, батальное. Изображающий военные сцены...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - бат"...

    Русский орфографический словарь

  • - БАТАЛЬНЫЙ ая, ое. bataille f. 1. устар. Отн. к баталиям, связанный с ними. БАС-2. Офицерам обучать прилежно солдат скорострельной пальбе, т. е. называемому батальному огню. 1787. Суворов. СВИМ 4 7...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ДЕ ЖАНР * de genre. То же, что жанровая картина. Обращаясь к картинам de genre, укажем на замечательнейшия из них. БДЧ 1850 104 3 85. Что же касается до рода, так называемого de genre, то кто превзошел его <брюллова>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - бата́льный изображающий военные сюжеты, напр, б-ая живопись...
  • - безостановочная пальба...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Батальный жанр" в книгах

«Низкий» жанр

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

«Низкий» жанр 1980 год. Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов. В городе Ереване.Меня пригласили с «Местом встречи». Фильм уже два раза прошел по Центральному телевидению; страна вымирала, все сидели у телевизоров. «Ну, - думаю, - обязательно что-нибудь дадут! Не

Жанр

Из книги Ближний взгляд.Тексты этих лет автора Юрский Сергей Юрьевич

Жанр Нельзя сказать, что никогда ничего подобного не было на телевидении раньше. И все-таки жанр этих фильмов был особенный. Во-первых, УРОВЕНЬ ВСЕХ составляющих, во-вторых, ПОСТОЯНСТВО выхода и появления фильмов на экране, и в-третьих (это главное), СООТНОШЕНИЕ

ЖАНР

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

ЖАНР Михаил Бахтин говорил о памяти жанра. У этого жанра короткая память: ему не исполнилось и ста лет. Книге «Пушкин в жизни» (1926–1927) В. В. Вересаев дал подзаголовок «Систематический свод подлинных свидетельств современников». Так появился биографический монтаж, жанр в

«Рваный» жанр

Из книги История русского шансона автора Кравчинский Максим Эдуардович

«Рваный» жанр В 1882 году Владимир Иванович Немирович-Данченко, родной брат будущего основателя МХТа, написал песню «Умирающий»: Отворите окно… отворите!.. Мне недолго осталося жить; Хоть теперь на свободу пустите, Не мешайте страдать и любить! Горлом кровь показалась…

Особый жанр

Из книги автора

Особый жанр Артистические байки – особый жанр. Занимательные истории, передаваясь из уст в уста, со временем обрастают новыми деталями и превращаются в отточенный анекдот. И уже не знаешь – было это на самом деле или нет, а если было, то, порой выясняется, иногда с

Как начинается жанр

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

Как начинается жанр Приведу пример: к моему больному сыну ходила массажистка. Все, что было связано с моей жизнью, с ним, с ней, было миром стены, к которой я стоял лицом, - обычным, знакомым мне миром… Но как-то, кончив сеанс, массажистка вздохнула и сказала: «Бегу к своему

Новый жанр

Из книги Изнанка экрана автора Марягин Леонид

Новый жанр А. Довженко смотрел фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и после красно-черного эпизода плясок опричников изрек:- Опера.Его сосед по просмотровому залу напомнил:- Вы это уже говорили по поводу «Александра Невского».- То была опера днем, а это - опера

ЛЮБОВЬ КАК ЖАНР

Из книги Отрывки из Ничего автора Ванталов Борис

ЛЮБОВЬ КАК ЖАНР Одна знакомая рассказывала недавно несколько часов о несчастной любви.То есть любовь была взаимной, страстной, но в силу целого ряда обстоятельств не могла увенчаться браком.Оба действующих лица романа по сию пору понимают, что упустили главную удачу

Жанр

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Жанр Одновременно с расцветом барочного искусства, в Венеции же зародилась та форма живописи, которая должна была с течением времени сделаться доминирующей во всей Европе. Мы говорим о бытовой живописи, более известной под уродливым наименованием жанровой. Черты

Жанр

Из книги Паралогии [Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000 годов] автора Липовецкий Марк Наумович

Жанр Иногда спрашиваешь себя: «А как-нибудь еще возможно?», и кажется в тот момент, что вроде бы и возможно. Л. Рубинштейн, «Элегия» «Поэзия на карточках», картотека или «каталог» как жанр был придуман Рубинштейном, разумеется, в докомпьютерные времена. Оговорка эта - на

Барбой Юрий

9. Жанр Мы согласились с М.М. Бахтиным, что художественные произведения - это высказывания, и что в каждой сфере есть свои устойчивые типы таких высказываний. Бахтина нетрудно понять так, что жанры и являются этими типами. Так оно и есть, только надо принять во внимание, что

Жанр

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

Жанр В предыдущем разделе я намеренно говорил несколько неопределенно о том, что «к форме письма было адаптировано произведение другого литературного жанра» (§1) и - о «вдохновляющем изложении некоторых аспектов учения Павла» (§3). Сходство с письмом здесь минимальное,

Батальный жанр в искусстве существует с древнейших времён – человечество постоянно воевало и продолжает воевать до сих пор.

Изображения битв и походов находят на рельефах Древнего Востока, на фронтонах зданий, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, на вазах Древней Греции и т.д.

Значение термина

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». То есть батальный жанр посвящён военной тематике. Это могут быть сцены сражений, военных походов, героических подвигов – современных или прошлых лет и веков.
Если художник не только показывает сцену битвы, но и раскрывает смысл происходящего, приводит зрителя к осознанию значения того или иного исторического события, то такую картину можно отнести не только к батальному, но и к историческому жанру.
Если же на картине мы видим изображение быта и жизни военных или моряков, то батальный жанр здесь сочетается с бытовым.
Батальный жанр может включать элементы других жанров: портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

История батального жанра

Возрождение

В эпоху Возрождения изображения битв мы видим на полотнах Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Тициана, Тинторетто, на фресках Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)
Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. Для батальной сцены да Винчи выбрал сражение, произошедшее 29 июня 1440 г. между флорентийцами и миланскими войсками под командованием кондотьера Никколо Пиччинино. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом. Д. Вазари так писал об этой картине: «...выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя...».

Формирование батального жанра

В XVI в. начинает формироваться батальный жанр в живописи. Вообще, что такое жанр? Это исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. И хотя само понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, жанровые различия существовали с тех пор, как человек начал рисовать. Формирование жанра как системы началось именно в XVI в.

Тинторетто «Битва при Заре» (около 1585). Венеция, дворец Дожей
Тинторетто ввёл в картину массу людей, вовлечённых в битву.
Глубоко осмысливал военные события испанский художник Д. Веласкес .

Д. Веласкес «Сдача Бреды» (1634)
Эту картину можно отнести и к батальному, и к историческому жанру, а также назвать её психологической, потому что на ней психологически точно показаны чувства победителей и побеждённых.
Сюжет картины: губернатор Юстин Нассауский передаёт ключи от города главнокомандующему испанскими войсками Амброзио Спиноле 5 июня 625 г., это всего лишь сцена передачи ключа от крепости Бреда. Почему же картина относится к батальному жанру? Но этому моменту предшествовала многомесячная осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. Амброзио Спинола, использовав паузу в войне, осадил крепость. С военной точки зрения осада Бреды была бесполезной, но с точки зрения политики имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. И вот наступила развязка: ключи от Бреды передаются победителям.
Разбитые голландцы и их предводитель поставлены в унизительное положение и вызывают сочувствие. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. Но он старается принять случившееся с достоинством. Победитель выше побеждённого, вся его фигура выражает снисхождение, он успокаивающе похлопывает по плечу своего противника, он почтительно уважителен. Лошади на этой картине как бы подчёркивают особенности своих хозяев: спокойная скромная лошадь принадлежит побеждённому, а грациозная игривая лошадь Спинолы – под стать победителю.

Русский батальный жанр

В XVIII в. появились произведения русского батального жанра. И здесь прежде всего хочется вспомнить работу В.М. Ломоносова «Полтавская баталия», хотя она принадлежит к мозаичной живописи.

«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург (1762-1764)
Полта́вская би́тва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII. Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе.
10 июля в честь победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении считается Днём воинской славы России.
Русский батальный жанр всегда проникнут особым духом патриотизма и стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов.
Война с Наполеоном отразилась в творчестве многих художников, т.к. в ней проявились все лучшие качества русских людей: бесстрашие, самопожертвование, патриотизм.

Ф. Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
Панораму «Бородинская битва» художник написал к 100-летию Отечественной войны 1812 г. по заказу императора Николая II. Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова.

Франц Алексе́евич Рубо́ (1856-1928) – русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Он является основоположником отечественной школы панорамной живописи, автором почти 200 монументальных полотен.

Ф. Рубо «Осада ереванской крепости русскими войсками в 1827 г.»
Наполеоновские войны нашли отражение в творчестве многих художников. Вот ещё одна картина, изображающая сцену войны.

Б. Виллевальде «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году» (1884). Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Богда́н (Го́тфрид) Па́влович Виллева́льде (1818-1903) – русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств. Любимой темой его творчества была Отечественная война 1812, он хорошо изучил эпоху Наполеона и возвращался к этой теме постоянно. Его работы отличаются мягким юмором, умением изображать живые военно-бытовые сцены.

Б. Виллевальде «Встреча офицеров русской гвардейской кавалерии с жителями одного из европейских городов»
Виллевальде был руководителем баталического класса Академии художеств до реформы её в 90-х годах XIX в., его отличному преподавательству обязаны своим художественным развитием почти все наши новейшие баталисты.

Никола́й Дми́триевич Дми́триев-Оренбу́ргский (1837-1898) – русский батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств. Он создал целый цикл картин о Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.).

Н. Дмитриев-Оренбургский «Бой под Плевной 27 августа 1877 года» (1883)
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин (1842-1904) – русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Выпускник Морского кадетского корпуса, он всю жизнь был связан с армией: был в Самарканде во время его осады бухарцами; был в действующей русской армии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., где получил тяжёлое ранение. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции.

В. Верещагин «Перед Москвой в ожидании депутации бояр»

В. Верещагин «Наполеон на Бородинских высотах» (1897)

В. Верещагин «Конец Бородинского боя»
Одной из самых известных работ батального жанра вообще и работ художника является картина «Апофеоз войны».

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло, 127 х 197 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».
Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. По другой версии, эта картина была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.
Почему эту картину относят к батальному жанру, хотя на ней не изображены сцены битв, даже люди не присутствуют на полотне?
Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Война – это всегда смерть и опустошение. Пирамида из человеческих черепов изображена Верещагиным на фоне разрушенного города и обугленных деревьев. Всё уничтожено, остались одни во́роны, но и им уже нечем поживиться здесь. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. Известный русский художественный критик В. Стасов считал, что этой картиной Верещагин выступает в роли историка и судьи человечества.

Митрофан Борисович Греков (1882-1934) – советский художник-баталист русского казачьего происхождения.
«Трубачи Первой конной» – самое известное его произведение.

М. Греков «Трубачи Первой конной»

По его идее 29 ноября 1934 г. была создана Студия военных художников, впоследствии названная его именем. Студия военных художников им. М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. Их объединяет идея служения своим искусством Отечеству, воссозданию в художественных образах знаменательных страниц доблести и славы русского оружия, истории армии и народа. В основе их деятельности – метод реализма.
Вот картина члена этой студии.

Андрей Вениаминович Сибирский «После задания. Ханкала. Чечня» (1998). Холст, масло. 130 х 200 см
Пётр Александрович Кривоно́гов (1910-1967) – советский живописец-баталист. В 1939 г. он был призван в армию. Великую Отечественную войну прошёл в действующих войсках от Москвы до Берлина. Наиболее известные его произведения – о Великой Отечественной войне.

П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости» (1951)
В батальном жанре работали и непрофессиональные художники. Например, русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью, брал уроки живописи у П. Е. Заболотского, который написал маслом два портрета Лермонтова (в 1837 и 1840 гг.).

М.Ю. Лермонтов «Автопортрет» (1837-1838). Бумага, акварель. Литературный музей (Москва)
Одной из любимых тем Лермонтова-художника была военная тема. Лучшие его работы связаны с Кавказом и исполнены в духе романтической живописи.

М.Ю. Лермонтов «Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 г.». Картон, масло. 65,8 × 79,3 см

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР

В 1503 г. двум великим художникам итальянского Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики. Леонардо избрал сюжетом битву при Ангьяри, изобразив яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях. Картон был воспринят современниками как осуждение зверского безумия войны, где люди теряют свое человеческое обличие и уподобляются диким зверям.

Копия П. Рубенса с фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари"
(стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция, 1503-1505)

Копия П. Рубенса с фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари"
(стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция, 1503-1505)

Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе.


Аристотель да Сангалло. Копия картона Микеланджело Буонарроти «Битва при Кашине» (1503-1506).
Холкэм Холл, Норфолк, Великобритания.

Аристотель да Сангалло. Копия картона Микеланджело Буонарроти «Битва при Кашине» (1503-1506).
Холкэм Холл, Норфолк, Великобритания.

Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах, исполненных в XVI-XVII вв. по рисункам художников, копировавших эти сцены в начале XVI в. Тем не менее их влияние на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным. Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра.

Французское слово «bataille» (читается: батай ) означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634-1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. 1884; «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах) . С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже).


Д. Веласкес. Сдача Бреды.
1634-1635. Холст, масло.
Прадо. Мадрид.

Д. Веласкес. Сдача Бреды.
1634-1635. Холст, масло.
Прадо. Мадрид.

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV-III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

Однако формирование батального жанра относится к XV-XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло, разоблачавшие жестокость завоевателей, остро показывавшие народные бедствия в период войн. Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца Я. Я. Рубенса. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж).

В XVIII- начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-1820). Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX-XX вв. связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Художники разоблачают несправедливые агрессивные войны, прославляют народный героизм в революционных и освободительных войнах, воспитывают высокие патриотические чувства.

Ценный вклад в развитие батального жанра внесли русские художники второй половины XIX в. В. В. Верещагин и В. И. Суриков. Картины Верещагина обличают милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдания простого солдата («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, Государственная Третьяковская галерея).


В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года».
1887-1895. Холст, масло.
Государственный Исторический музей. Москва.

В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года».
1887-1895. Холст, масло.
Государственный Исторический музей. Москва.

Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в Государственном Русском музее) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу. К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902-1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.


В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком"
1895. Холст, масло.

В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком"
1895. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Уже в 1920-е гг. М. Б. Грековым были созданы незабываемые образы бойцов гражданской войны («Тачанка», 1925). А. А. Дейнека показал суровый пафос этой эпохи в монументальном полотне «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва).


М. Б. Греков. Тачанка.
1933. Холст, масло.
Центральный музей Вооруженных Сил. Москва.

М. Б. Греков. Тачанка.
1933. Холст, масло.
Центральный музей Вооруженных Сил. Москва.

Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, Государственный Русский музей ).


А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя".
1942. Холст, масло.

А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя".
1942. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы, создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).

СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМЕНИ М. Б. ГРЕКОВА

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников - это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину - советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащалась и после её завершения. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах России и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа советского народа.

В творчестве художников разнообразно отражалась жизнь Советской Армии, ее мирные будни, военные учения. В произведениях ведущих мастеров студии Н. Овечкина, М. Самсонова, В. Переяславца, В. Дмитриевского, Н. Соломина и других раскрывается образ советского воина, человека высокой нравственной чистоты, идейности, беззаветно любящего свою Родину.

За 80 с лишним лет лет своего существования студия участвовала в создании масштабных государственных проектов. Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты - панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др.

Разнообразный тематический круг работ грековцев, в которых раскрывается не только военно-патриотическая, но и религиозно-духовная, лирическая темы, представляет художественное богатство классического русского искусства, воплощённое в десятках тысяч произведений живописи, графики и скульптуры.

Масштабный и эпический батальный жанр в живописи занимает особую нишу. Он целиком и полностью посвящен войне и всему, что с ней связано: морские и сухопутные сражения, походы и т. д. Жанр отличает прежде всего высокая динамика, большое количество человеческих фигур и пристальное внимание к деталям, которые придают историческую достоверность всему происходящему на полотне.

Возникновение жанра и его развитие в Средние века

Официальное отделение батальной живописи в самостоятельный жанр произошло в 16-м веке, однако творить в данном направлении живописцы всего мира начали гораздо раньше. Так, уже на амфорах, барельефах, стенах храмов Древней Греции можно увидеть сцены исторически важных битв. В Римской империи и на Востоке часто изображали императоров и великих полководцев, правителей в бою. В данном случае батальная живопись также выполняла функцию исторической хроники.

В Средние века жанр нашел отражение на коврах, в книгах, гравюрах, на гобеленах и даже иконах. Или, к примеру, созданный на ткани «Ковер из Байе» с сюжетами из истории о завоевании нормандскими феодалами Англии (1073-1083 гг.), представленный на фото.

Но по-настоящему впечатляющими и масштабными можно назвать работы живописцев периода Ренессанса в Италии. Батальный жанр обрел свои характерные черты, реалистичность и динамику. С этого времени начинается его официальный хронологический отсчет. В это время изображения битв были созданы Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

18-20-е века

Новой вехой развития можно назвать 18-й век. В это время на фоне войны за независимость появляются полотна американских художников, а также рождается русская батальная живопись (гравюры Ф., картины Никитина И. Н., мозаика Ломоносова М. В и т. д.). Под влиянием французской революции и наполеоновских войн в жанре наметилось романтическое направление, наиболее ярко выразившееся в творчестве Э. Делакруа, О. Верне. В России в это время «расцветает» морская тематика и батально-бытовая. Ярчайшими представителями первой являются Айвазовский И. К. и Боголюбов А. П., второй - Поленов В. Д., Ковалевский П. О. Беспощадными и реалистичными создает свои картины Верещагин В. В., участвовавший во многих войнах и походах в качестве добровольца.

В 20-м веке историческая батальная живопись формировалась на фоне освободительных и социальных революций, разрушительных войн. Произошли кардинальные изменения жанра, расширившие его художественный смысл и границы. Во многих произведениях прослеживаются социальные и историко-философские вопросы, проблемы войны и мира, фашизма, человеческого общества. Заметно единство, ведь, как в искусстве стран социалистического лагеря, так и в капиталистических государствах живопись батального жанра посвящена антифашистским и революционным битвам, самым крупным историческим событиям не только отдельного народа, но и всего мира.

Батальная живопись: особенности

Живопись на тему войны и взаимосвязанных с ней вопросов имеет определенные особенности, ее нельзя спутать с работами из какого-либо иного Ее уникальность заключается в следующем:

  • Наглядная демонстрация важности битвы или определенного исторического момента, быта солдат, войны в целом.
  • Отражение на полотнах наиболее знаковых и важных моментов сражения.
  • Демонстрация солдатского героизма.
  • Привитие и взращивание чувства долга, патриотизма.

Следует отметить, что исторический и батальный жанры в живописи крайне близки. Это связано с тем, что на полотнах отражаются не просто военные действия, они привязаны к определенному исторически важному событию. Часто можно встретить картины, где демонстрируется быт солдат, обычная жизнь за пределами поля боя, однако тесно связанная с войной.

Без наглядности и рассказа о выдающихся художниках-баталистах информация о данном жанре живописи воспринимается не в полной мере. Недаром одна из пословиц говорит о том, что лучше увидеть один раз, чем услышать об этом сотню раз.

Верещагин Василий Васильевич

Имя этого русского 19-го века и путешественника известно всему миру. Он посвятил практически всю свою жизнь различным поездкам, военным походам, в том числе по Туркестану, Семиречью, Индии, Кавказу, Европе и России. Верещагин окончил морской кадетский корпус, участвовал в военных действиях, в том числе выдержал в составе небольшого русского гарнизона осаду Самарканда, за что получил четвертой степени, которым крайне гордился. О войне он знал не понаслышке, поэтому совершенно логично, что в определенный момент его призванием стала батальная живопись.

Художник имел свое собственное видение военных действий, отношение к гибели обычных солдат. На своих полотнах он отразил, какова настоящая цена амбиций императора в ближневосточных компаниях. Картины, наполненные особой философией и критическим отношением к войне, часто были причиной осуждения со стороны государя и его приближенных. Наиболее известные работы: «Апофеоз войны» (на третьем фото), «Наполеон в России» (фото выше), Туркестанская и Балканская серии, «Перед атакой. Под Плевной».

Рубо Франц Алексеевич

Имя Ф. А. Рубо знакомо всем: от профессионалов в сфере до любителей. Он является основоположником российской школы панорамной живописи и автором более двух сотен полотен, в числе которых три наиболее монументальные: «Бородинская битва», «Оборона Севастополя» (фото выше) и «Штурм аула Ахульго». Он происходит из семьи французского коммерсанта, обосновавшегося в Одессе. С 1903 г. художник работает в качестве руководителя в мастерской при имея при этом звание профессора. В числе его учеников был Греков М. Б. В преддверии революции в России Рубо в 1912 году окончательно переехал в Германию. Однако в последние годы жизни не имел крупных заказов, живя практически в полном забвении.

Греков Митрофан Борисович

Художник-баталист, имевший русско-казачье происхождение, родившийся в Ростовской области, стал основателем жанра в Советском Союзе. Бесценный опыт он получил во время Первой мировой войны, а затем и Гражданской. В этот период им было сделано большое количество тематических зарисовок. Его батальная живопись представлена такими картинами, как «Тачанка» (фото ниже), «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Бой при Егорлыкской», «Трубачи Первой конной», также он возглавлял работу над панорамой «Штурм Перекопа» в 1934 г.

Зауервейд Александр Иванович

Профессор батальной живописи, известный русский и немецкий художник создавал свои полотна в первой половине 19-го века, родом был из Курляндии. Получил отличное образование в академии Дрездена. Еще в молодости он писал картины по заказу Наполеона Бонапарта, а в 1814 г. его пригласил в I для написания полотен военного содержания, а также рисунков обмундирования солдат русских войск. При Николае I он преподавал рисование великим князьям. Картины Зауервейда отличаются суховатым письмом, не совсем идеальной композицией, но при этом отличным рисунком. Наиболее известные работы: «Лейпцигское сражение» (фото ниже), «Штурм крепости Варна», «Битва под Лейпцигом».

Виллевальде Богдан Павлович

Сын состоятельного иностранца из Баварии родился в Павловске в 1818 г., а спустя двадцать лет стал одним из учеников Карла Брюллова. Получив звание художника, он работал не только в России, но и по всей Европе, занимался преподавательской деятельностью, был награжден орденами. Полотна Виллевальде выставлялись в Париже и Вене, Берлине и Антверпене, в них нашли отражение события войны 1812 г., польского восстания 1831 г., венгерского похода, военных действий 1870-х годов и др. Наиболее известные работы в жанре батальная живопись: «Сражение при Грохове», «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице», «Генерал Блюхер и казаки в Бауцене», «Они попали в плен в 1814 г.»

Петер фон Гесс

Баварский придворный художник-баталист и мастер исторической живописи Петер фон Гесс родился в 1792 г. в Дюссельдорфе. Как и многие другие мастера жанра, войну он знал не понаслышке. Гесс участвовал в походах против Наполеона I в 1813-1814 гг. Он начинал свое творчество с небольших зарисовок сцен из жизни солдат и простонародья. После поездки в Грецию в свите короля Оттона в 1831 г. он создал целую серию картин, посвященных борьбе греков за независимость. В 1839 г. он отправился в Россию для того, чтобы собрать материал для создания полотен, заказанных самим Николаем I. Двенадцать масштабных картин было посвящено битвам 1812 г., в том числе сражение при Бородине, Смоленске, Вязьме.

Немногие художники батальной живописи могут похвастаться такой оживленностью композиции, как у Гесса. Отдельные фигуры или сложные группы на полотнах продуманы и проработаны до мелочей, наполнены драматизмом. Лучшие его работы - это «Битва при Аустерлице», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров», «Ловля лошадей в Валахии», «Сражение при Вёргле», «Бивуак австрийцев». На фото - картина о сражении под Смоленском.

Альфонс де Невиль

Ярким представителем французской батальной живописи является Альфонс де Невиль, дебют которого состоялся в 1859 г. картиной «Батальон стрелков на батарее Жерве». Принимал участие в войне 1870 г. подпоручиком в парижском батальоне мобилей, а затем в штабе генерала Кайе. Он досконально изучил характер военных действий, а затем воплотил их на своих картинах.

Полотна французского мастера батальной живописи отличаются искренним патриотичным воодушевлением, здоровым реализмом. Он редко писал масштабные картины боев, массовых походов и пр., отдавая предпочтение отдельным эпизодам. Его работы полны движения, проникновенности при полном отсутствии слащавости. Изредка можно наблюдать веселые нотки, являющиеся проявлением черты национального характера, и они не только не портят впечатления, но, напротив, добавляют картинам жизни. Наиболее известные полотна: «Последние патроны» (на фото), «Шпион», «Сражение у Роркс-Дрифт», «Сражение при Шампиньи».

Батальная живопись русских художников и европейских, американских мастеров - это довольно молодой жанр, проявивший себя в течение 3-4 последних столетий. Он невероятно динамичен, ярок, порой жестоко реалистичен. Ясно одно, что он не оставляет равнодушными. Кто-то восхищается грамотно выстроенной композицией из сотен людских фигур, лошадей и орудий, другие - мастерством прорисовки мельчайших деталей, а третьи - энергетическим посылом, который несут в себе картины.

В изобразительном искусстве термин «батальный жанр» относится к картинам, изображающим сцены войны. На полотне отображены люди в динамике, отмечается высокий уровень внимания к деталям. Батальный жанр посвящен всем событиям, связанным с войной: походы, сражения – сухопутные и морские.

Цели

Задачи и цели художников, работающих в этом жанре:

  • Демонстрация важности исторического момента, битв, быта солдат времен войны;
  • Запечатление наиболее знаковых моментов сражений;
  • Демонстрация героики солдат;
  • Развитие чувства патриотизма, долга.

Отображение на полотне реальных военных действий и исторических событий, связанных с ними, сближает батальный жанр с историческим. Присутствуют черты бытового направления – демонстрация обычной жизни, вне поля битвы, но связанной с боевыми действиями.

История формирования

Официальное формирование направления произошло в 16 веке, но работы, демонстрирующие сцены баталий, характерны для искусства древних времен:


Аллегория как жанр в живописи

Художники

Известные художники представители батальной живописи:

Александр Зауервейд

Художник первой половины 19 века, баталист, работы отличаются большим вниманием к общему расположению объектов на картине. Руку художника легко узнать по изображению лошадей. Работы: «Битва у Лейпцига», «Осада Варны». Изображения считаются слишком обобщенными, без деталей – мастер передавал общую картину, без внимания к нюансам.

Богдан Виллевальде

Баталист, профессор, типичный представитель направления первой половины 19 века. В творчестве находился под большим влиянием немецких живописцев. Его работы не имеют особых отличий от аналогичных полотен художников батального жанра. Картины: «Кульм», «Перед Парижем», «Лейпциг», «Фершампенуаз».

Известный иллюстратор романов Жюля Верна, французский баталист. Полотна отличаются выразительным духом патриотизма, реалистичностью передачи объектов, динамичностью. Особенности работ – практически все картины передают тревожность, погоню, внезапное нападение, преследование. Работы: «Бурже», «Кладбище Сен-Прива», «Защита ворот Лонгбуайо».

Портрет в живописи

Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны». Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Бывшее укрепление Кош-Тигермень», «Въезд в город Катта-Курган», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Подавление индийского восстания англичанами».

Николай Каразин

Баталист и писатель. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Рисовал с натуры, будучи военным корреспондентом во время Сербско-турецкой и Русско-турецкой кампаний. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе».

Пастораль в живописи

Профессор живописи, баталист, панорамист, основатель российской школы панорамной живописи. Он создал около 200 гениальных монументальных работ. Масштабность – главная черта живописи Рубо. Картины художника: «Оборона Севастополя», «Штурм аула Ахульго», «Бородинская битва».

Митрофан Греков

Баталист, один из наиболее известных представителей направления. Большинство работ принадлежит к советскому времени. Он сам был непосредственным участником сражений Первой мировой и Гражданской войн, откуда привез зарисовки, сделанные с натуры. Работы: «Трубачи Первой конной», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Штурм Перекопа». Над последней панорамной работой трудился творческий коллектив, возглавляемый Грековым.

Михаил Авилов

Советский художник-баталист. Воевал на фронтах Первой мировой войны. Его картины были удостоены высочайших оценок за реалистичность, идейность, дух патриотизма, внимание к деталям. Авилов был членом студии, которую основал Митрофан Греков – в ее составе участвовал в создании работы «Штурм Перекопа». Создавал плакаты, графические рисунки. Работы Михаила Авилова: «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле».

Историческая живопись

Рудольф Френц

Советский живописец, баталист, педагог, руководитель мастерской, которая занималась батальной живописью – ЛИЖСА имени И.Е.Репина. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. Комбинированная атака», «М. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. 2 февраля 1943 года».

Батальный жанр также представляют: Н.Самокиш, И.Владимиров, Р.-К.Зоммер, Ю.Коссак, В.Мазуровский, А.Соколов.

Характерные черты

Батальные картины характеризует:

  1. Масштабность.
  2. Особое внимание уделяется деталям.
  3. Реалистичность передачи объектов.
  4. Напряженность, эмоциональность, динамичность.
  5. Историческая достоверность.
  6. Идейная направленность.


Загрузка...
Top