Дела давно минувших лет преданье. Дела давно минувших дней, преданья старины глубоко

Цели урока:

  1. закрепление изученного материала по теме;
  2. обобщение знаний о жанровом многообразии литературного наследия А.С. Пушкина;
  3. определение принципа выбора Пушкиным исторических сюжетов в качестве основы для своих произведений;
  4. оперирование литературоведческими понятиями;
  5. отработка основных навыков монологического ответа.

Ход урока

Урок проходит в форме разгадывания литературного кроссворда, нарисованного на бумаге и закрепленного на обычной доске, но возможно использование интерактивной доски. (Рис. 1)

Структура урока.

1. Слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина. Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы усвоили этот материал. В этом нам поможет кроссворд, который вы видите перед собой.

Но сначала давайте вспомним, что объединяет произведения А.С. Пушкина, которые мы изучали в этом году?

(Пушкинские произведения объединяет интерес к истории своей страны, желание осмыслить современность через историю .)

Да, обобщая ваши ответы, можно сказать, что речь у нас шла о делах давно минувших дней. И в тему сегодняшнего урока мы вынесем слова А.С. Пушкина “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…” (Презентация )

Кстати, подскажите, из какого произведения А.С. Пушкина взята эта цитата?

Из поэмы “Руслан и Людмила”.

2. Да, действительно, это так. В нашем кроссворде зашифрованы имена трех персонажей, героев этой поэмы, самой первой поэмы Пушкина. Давайте попробуем их отгадать.

Первое – имя главного героя поэмы. Руслан.

Второе – имя главного соперника Руслана, сразившегося в ним в поединке. Рогдай.

Вспомните, как звали других соперников Руслана? Ратмир и Фарлаф.

“Руслан и Людмила” – поэма-сказка, в ней действуют ведьма, живая голова, карлик, но действие этой поэмы происходит во времена правления реального, очень известного князя.

– Как его имя и чем он известен?

Владимир Красное Солнышко, известен тем, что крестил Русь.

3. Но в своем творчестве А.С. Пушкин обращался и к более ранним временам в истории Руси. Как вы думаете, в каком произведении отразилось это время, время до крещения Руси?

– Здесь зашифровано имя главного героя. Олег. “Песнь о вещем Олеге”.
– Вспомните, в каком жанре написано это произведение? Баллада.
– Каковы особенности этого жанра?

а) напряженный сюжет,
б) конфликт героя с судьбой,
в) содержит моральный урок и несет поучительный смысл,
г) написано в стихотворной форме.

– Какую дорогую, важную для себя мысль вложил Пушкин в уста кудесника?

Независимость поэта-пророка.

Чтение наизусть отрывка из “Песни…”.

– Вспомните, откуда Пушкин взял сюжет для баллады “Песнь о вещем Олеге”?

За основу Пушкин взял предание, записанное в “Повести временных лет”.

– Кто создал это произведение? Монах Киево-Печерского монастыря Нестор-летописец.

4. А в каком произведении Пушкина выведен образ летописца? Назовите жанр это произведения?

Трагедия “Борис Годунов”.

– Как звали летописца в трагедии? Пимен.
– Как Пимен относился к своему труду? Найдите ответ в тексте.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному…

– Какими основными качествами, по мнению Пимена, должен обладать летописец?

Он должен быть правдив, честен, независим, беспристрастен.

– Как Пушкин добивается беспристрастности своего героя?

Пушкин много работал над словом, сначала была строка.

“Еще одно УЖАСНОЕ преданье”, а потом “Еще одно ПОСЛЕДНЕЕ сказанье”, сначала было осуждение, потом к равнодушие.

– В стенах какого монастыря звучат эти слова:

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца, –
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда!

Чудов монастырь.

Слайд 2.

Чудов мужской монастырь, основанный в 1365 году митрополитом Алексеем, находился на территории Кремля. Свое название он получил от церкви Чуда архистратига Михаила. Его снесли во время реконструкции Кремля в 30-х годах XX века.

– Кто произносит эти слова? Как имя этого человека? Какова его дальнейшая судьба? Григорий Отрепьев.
– Какой фразой заканчивается трагедия “Борис Годунов”? Что это значит?

“Народ безмолвствует”.

5. Кому посвятил Пушкин строки в стихотворении “Стансы”:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Эти строки посвящены Петру I.

– Куда мы впишем это имя?
– В каких еще пушкинских произведениях действует Петр I?

1826 г. – стихотворение “Стансы”.
1827 г. – незаконченный роман “Арап Петра Великого”.
1828 г. – поэма “Полтава”.
1833 г. – поэма “Медный всадник”.
1835 г. – стихотворение “Пир Петра Первого”.
1832–1837 гг. – исторический труд “История Петра I”.

– Почему у Пушкина не ослабевает особое отношение к Петру?

Мы анализировали с вами эпизод из поэмы “Полтава” “Полтавский бой”

– На каком композиционном приеме построен это эпизод? Антитеза.
– Каким предстает перед нами Петр I на страницах поэмы “Полтава”? С кем сопоставляется Петр I? Как это дается в тексте?

Для раскрытия образа Петра I Пушкин использует антитезу, противопоставляя ему Карла 12. Петр "весь, как божия гроза”, “движенья быстры”, “он промчался пред полками”. Он воплощает в себе силу и энергию молодого российского государства. А Карл XII, наоборот, “бледен, недвижим”, “несомый верными слугами в качалке”.

Вступление к поэме “Медный всадник” – это гимн Петру-преобразователю, реформатору.

Чтение отрывка наизусть.

6. А теперь попробуйте отгадать последнее слов в кроссворде. Это имя главного героя незаконченного романа Пушкина, который мы читали в 6-м классе. Что вы можете сказать об этом герое?

7. Подведение итогов:

Отгадав этот кроссворд, мы с вами еще раз увидели, что все произведения Пушкина, с которыми мы познакомились в этом году, объединяет искренний, глубокий интерес поэта к истории своей страны.

– Почему же Пушкина так волнуют страницы истории Отечества, почему он в своем творчестве к ним так часто обращается?

8. Домашнее задание. Составить свой кроссворд (на листочках) по произведениям Пушкина.

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...

Песнь первая

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.

Слилися речи в шум невнятный;
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

Но, страстью пылкой утомленный,
Не ест, не пьет Руслан влюбленный;
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И, щипля ус от нетерпенья,
Считает каждые мгновенья.
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые,
И брашна неприятны им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один – Рогдай, воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей;
Другой – Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей;
Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан Ратмир:
Все трое бледны и угрюмы,
И пир веселый им не в пир.

Вот кончен он; встают рядами,
Смешались шумными толпами,
И все глядят на молодых:
Невеста очи опустила,
Как будто сердцем приуныла,
И светел радостный жених.
Но тень объемлет всю природу,
Уж близко к полночи глухой;
Бояре, задремав от меду,
С поклоном убрались домой.
Жених в восторге, в упоенье:
Ласкает он в воображенье
Стыдливой девы красоту;
Но с тайным, грустным умиленьем
Великий князь благословеньем
Дарует юную чету.

И вот невесту молодую
Ведут на брачную постель;
Огни погасли... и ночную
Лампаду зажигает Лель.
Свершились милые надежды,
Любви готовятся дары;
Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры...
Вы слышите ль влюбленный шепот,
И поцелуев сладкий звук,
И прерывающийся ропот
Последней робости?.. Супруг
Восторги чувствует заране;
И вот они настали... Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит,
И замерла душа в Руслане...
Все смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной...
И снова терем пуст и тих;
Встает испуганный жених,
С лица катится пот остылый;
Трепеща, хладною рукой
Он вопрошает мрак немой...
О горе: нет подруги милой!
Хватает воздух он пустой;
Людмилы нет во тьме густой,
Похищена безвестной силой.

Ах, если мученик любви
Страдает страстью безнадежно,
Хоть грустно жить, друзья мои,
Однако жить еще возможно.
Но после долгих, долгих лет
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет,
И вдруг минутную супругу
Навек утратить... о друзья,
Конечно, лучше б умер я!

Однако жив Руслан несчастный.
Но что сказал великий князь?
Сраженный вдруг молвой ужасной,
На зятя гневом распалясь,
Его и двор он созывает:
«Где, где Людмила?» – вопрошает
С ужасным, пламенным челом.
Руслан не слышит. «Дети, други!
Я помню прежние заслуги:
О, сжальтесь вы над стариком!
Скажите, кто из вас согласен
Скакать за дочерью моей?
Чей подвиг будет не напрасен,
Тому – терзайся, плачь, злодей!
Не мог сберечь жены своей! -
Тому я дам ее в супруги
С полцарством прадедов моих.
Кто ж вызовется, дети, други?..»
«Я!» – молвил горестный жених.
«Я! я! – воскликнули с Рогдаем
Фарлаф и радостный Ратмир. -
Сейчас коней своих седлаем;
Мы рады весь изъездить мир.
Отец наш, не продлим разлуки;
Не бойся: едем за княжной».
И с благодарностью немой
В слезах к ним простирает руки
Старик, измученный тоской.

Все четверо выходят вместе;
Руслан уныньем как убит;
Мысль о потерянной невесте
Его терзает и мертвит.
Садятся на коней ретивых;
Вдоль берегов Днепра счастливых
Летят в клубящейся пыли;
Уже скрываются вдали;
Уж всадников не видно боле...
Но долго всё еще глядит
Великий князь в пустое поле
И думой им вослед летит.

Руслан томился молчаливо,
И смысл и память потеряв.
Через плечо глядя спесиво
И важно подбочась, Фарлаф,
Надувшись, охал за Русланом.
Он говорит: «Насилу я
На волю вырвался, друзья!
Ну, скоро ль встречусь с великаном?
Уж то-то крови будет течь,
Уж то-то жертв любви ревнивой!
Повеселись, мой верный меч,
Повеселись, мой конь ретивый!»

Хазарский хан, в уме своем
Уже Людмилу обнимая,
Едва не пляшет над седлом;
В нем кровь играет молодая,
Огня надежды полон взор:
То скачет он во весь опор,
То дразнит бегуна лихого,
Кружит, подъемлет на дыбы,
Иль дерзко мчит на холмы снова.

Рогдай угрюм, молчит – ни слова...
Страшась неведомой судьбы
И мучась ревностью напрасной,
Всех больше беспокоен он,
И часто взор его ужасный
На князя мрачно устремлен.

Соперники одной дорогой
Всё вместе едут целый день.
Днепра стал темен брег отлогий;
С востока льется ночи тень;
Туманы над Днепром глубоким;
Пора коням их отдохнуть.
Вот под горой путем широким
Широкий пересекся путь.
«Разъедемся, пора! – сказали, -
Безвестной вверимся судьбе».
И каждый конь, не чуя стали,
По воле путь избрал себе.

Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?
Людмилу, свадьбы день ужасный,
Всё, мнится, видел ты во сне.
На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей,
И медленно в душе твоей
Надежда гибнет, гаснет вера.

Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней
Идет под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошел с уныньем: что же зрит?
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.
«Добро пожаловать, мой сын! -
Сказал с улыбкой он Руслану. -
Уж двадцать лет я здесь один
Во мраке старой жизни вяну;
Но наконец дождался дня,
Давно предвиденного мною.
Мы вместе сведены судьбою;
Садись и выслушай меня.
Руслан, лишился ты Людмилы;
Твой твердый дух теряет силы;
Но зла промчится быстрый миг:
На время рок тебя постиг.
С надеждой, верою веселой
Иди на все, не унывай;
Вперед! мечом и грудью смелой
Свой путь на полночь пробивай.

Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Еще ничей в его обитель
Не проникал доныне взор;
Но ты, злых козней истребитель,
В нее ты вступишь, и злодей
Погибнет от руки твоей.
Тебе сказать не должен боле:
Судьба твоих грядущих дней,
Мой сын, в твоей отныне воле».

Наш витязь старцу пал к ногам
И в радости лобзает руку.
Светлеет мир его очам,
И сердце позабыло муку.
Вновь ожил он; и вдруг опять
На вспыхнувшем лице кручина...
«Ясна тоски твоей причина;
Но грусть не трудно разогнать, -
Сказал старик, – тебе ужасна
Любовь седого колдуна;
Спокойся, знай: она напрасна
И юной деве не страшна.
Он звезды сводит с небосклона,
Он свистнет – задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна.
Ревнивый, трепетный хранитель
Замков безжалостных дверей,
Он только немощный мучитель
Прелестной пленницы своей.
Вокруг нее он молча бродит,
Клянет жестокий жребий свой...
Но, добрый витязь, день проходит,
А нужен для тебя покой».

Руслан на мягкий мох ложится
Пред умирающим огнем;
Он ищет позабыться сном,
Вздыхает, медленно вертится...
Напрасно! Витязь наконец:
«Не спится что-то, мой отец!
Что делать: болен я душою,
И сон не в сон, как тошно жить.
Позволь мне сердце освежить
Твоей беседою святою.
Прости мне дерзостный вопрос.
Откройся: кто ты, благодатный,
Судьбы наперсник непонятный?
В пустыню кто тебя занес?»

Вздохнув с улыбкою печальной,
Старик в ответ: «Любезный сын,
Уж я забыл отчизны дальней
Угрюмый край. Природный финн,
В долинах, нам одним известных,
Гоняя стадо сел окрестных,
В беспечной юности я знал
Одни дремучие дубравы,
Ручьи, пещеры наших скал
Да дикой бедности забавы.
Но жить в отрадной тишине
Дано не долго было мне.

Тогда близ нашего селенья,
Как милый цвет уединенья,
Жила Наина. Меж подруг
Она гремела красотою.
Однажды утренней порою
Свои стада на темный луг
Я гнал, волынку надувая;
Передо мной шумел поток.
Одна, красавица младая
На берегу плела венок.
Меня влекла моя судьбина...
Ах, витязь, то была Наина!
Я к ней – и пламень роковой
За дерзкий взор мне был наградой,
И я любовь узнал душой
С ее небесною отрадой,
С ее мучительной тоской.

Умчалась года половина;
Я с трепетом открылся ей,
Сказал: люблю тебя, Наина.
Но робкой горести моей
Наина с гордостью внимала,
Лишь прелести свои любя,
И равнодушно отвечала:
«Пастух, я не люблю тебя!»

И все мне дико, мрачно стало:
Родная куща, тень дубров,
Веселы игры пастухов -
Ничто тоски не утешало.
В унынье сердце сохло, вяло.
И наконец задумал я
Оставить финские поля;
Морей неверные пучины
С дружиной братской переплыть
И бранной славой заслужить
Вниманье гордое Наины.
Я вызвал смелых рыбаков
Искать опасностей и злата.
Впервые тихий край отцов
Услышал бранный звук булата
И шум немирных челноков.
Я вдаль уплыл, надежды полный,
С толпой бесстрашных земляков;
Мы десять лет снега и волны
Багрили кровию врагов.
Молва неслась: цари чужбины
Страшились дерзости моей;
Их горделивые дружины
Бежали северных мечей.
Мы весело, мы грозно бились,
Делили дани и дары,
И с побежденными садились
За дружелюбные пиры.
Но сердце, полное Наиной,
Под шумом битвы и пиров,
Томилось тайною кручиной,
Искало финских берегов.
Пора домой, сказал я, други!
Повесим праздные кольчуги
Под сенью хижины родной.
Сказал – и весла зашумели:
И, страх оставя за собой,
В залив отчизны дорогой
Мы с гордой радостью влетели.

Сбылись давнишние мечты,
Сбылися пылкие желанья!
Минута сладкого свиданья,
И для меня блеснула ты!
К ногам красавицы надменной
Принес я меч окровавленный,
Кораллы, злато и жемчуг;
Пред нею, страстью упоенный,
Безмолвным роем окруженный
Ее завистливых подруг,
Стоял я пленником послушным;
Но дева скрылась от меня,
Примолвя с видом равнодушным:
«Герой, я не люблю тебя!»

К чему рассказывать, мой сын,
Чего пересказать нет силы?
Ах, и теперь один, один,
Душой уснув, в дверях могилы,
Я помню горесть, и порой,
Как о минувшем мысль родится,
По бороде моей седой
Слеза тяжелая катится.

Но слушай: в родине моей
Между пустынных рыбарей
Наука дивная таится.
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов, в глуши далекой
Живут седые колдуны;
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены;
Всё слышит голос их ужасный,
Что было и что будет вновь,
И грозной воле их подвластны
И гроб и самая любовь.

И я, любви искатель жадный,
Решился в грусти безотрадной
Наину чарами привлечь
И в гордом сердце девы хладной
Любовь волшебствами зажечь.
Спешил в объятия свободы,
В уединенный мрак лесов;
И там, в ученье колдунов,
Провел невидимые годы.
Настал давно желанный миг,
И тайну страшную природы
Я светлой мыслию постиг:
Узнал я силу заклинаньям.
Венец любви, венец желаньям!
Теперь, Наина, ты моя!
Победа наша, думал я.
Но в самом деле победитель
Был рок, упорный мой гонитель.

В мечтах надежды молодой,
В восторге пылкого желанья,
Творю поспешно заклинанья,
Зову духов – и в тьме лесной
Стрела промчалась громовая,
Волшебный вихорь поднял вой,
Земля вздрогнула под ногой...
И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина.
Ах, витязь, то была Наина!..
Я ужаснулся и молчал,
Глазами страшный призрак мерил,
В сомненье все еще не верил
И вдруг заплакал, закричал:
«Возможно ль! ах, Наина, ты ли!
Наина, где твоя краса?
Скажи, ужели небеса
Тебя так страшно изменили?
Скажи, давно ль, оставя свет,
Расстался я с душой и с милой?
Давно ли?..» – «Ровно сорок лет, -
Был девы роковой ответ, -
Сегодня семьдесят мне било.
Что делать, – мне пищит она, -
Толпою годы пролетели.
Прошла моя, твоя весна -
Мы оба постареть успели.
Но, друг, послушай: не беда
Неверной младости утрата.
Конечно, я теперь седа,
Немножко, может быть, горбата;
Не то, что в старину была,
Не так жива, не так мила;
Зато (прибавила болтунья)
Открою тайну: я колдунья!»
И было в самом деле так.
Немой, недвижный перед нею,
Я совершенный был дурак
Со всей премудростью моею.

Но вот ужасно: колдовство
Вполне свершилось, по несчастью.
Мое седое божество
Ко мне пылало новой страстью.
Скривив улыбкой страшный рот,
Могильным голосом урод
Бормочет мне любви признанье.
Вообрази мое страданье!
Я трепетал, потупя взор;
Она сквозь кашель продолжала
Тяжелый, страстный разговор:
«Так, сердце я теперь узнала;
Я вижу, верный друг, оно
Для нежной страсти рождено;
Проснулись чувства, я сгораю,
Томлюсь желаньями любви...
Приди в объятия мои...
О милый, милый! умираю...»

И между тем она, Руслан,
Мигала томными глазами;
И между тем за мой кафтан
Держалась тощими руками;
И между тем – я обмирал,
От ужаса зажмуря очи;
И вдруг терпеть не стало мочи;
Я с криком вырвался, бежал.
Она вослед: «О, недостойный!
Ты возмутил мой век спокойный,
Невинной девы ясны дни!
Добился ты любви Наины,
И презираешь – вот мужчины!
Изменой дышат все они!
Увы, сама себя вини;
Он обольстил меня, несчастный!
Я отдалась любови страстной...
Изменник, изверг! о позор!
Но трепещи, девичий вор!»

Так мы расстались. С этих пор
Живу в моем уединенье
С разочарованной душой;
И в мире старцу утешенье
Природа, мудрость и покой.
Уже зовет меня могила;
Но чувства прежние свои
Еще старушка не забыла
И пламя позднее любви
С досады в злобу превратила.
Душою черной зло любя,
Колдунья старая, конечно,
Возненавидит и тебя;
Но горе на земле не вечно».

Наш витязь с жадностью внимал
Рассказы старца; ясны очи
Дремотой легкой не смыкал
И тихого полета ночи
В глубокой думе не слыхал.
Но день блистает лучезарный...
Со вздохом витязь благодарный
Объемлет старца-колдуна;
Душа надеждою полна;
Выходит вон. Ногами стиснул
Руслан заржавшего коня,
В седле оправился, присвистнул.
«Отец мой, не оставь меня».
И скачет по пустому лугу.
Седой мудрец младому другу
Кричит вослед: «Счастливый путь!
Прости, люби свою супругу,
Советов старца не забудь!»

«Дела давно минувших дней…»

  1. Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
  2. Знакомство с жанром арии.
  3. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
  2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);
  3. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);
  4. Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
  2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.
  3. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу.

Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях участвуют актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и начинают говорить свой текст, играть свои роли. Ещё все вы, наверное, знаете и любите кукольный театр, где вместо живых людей представления дают куклы. Такой кукольный театр каждый вечер приходит к вам в гости в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!».

А есть театр, в котором все спектакли поставлены с использованием музыки. И актёры там не говорят, а поют и танцуют под музыку. Такой театр называется музыкальным.

  1. Какие виды музыкального представления вы знаете? (Опера и балет.)
  2. Как называется музыкальный спектакль, во время которого все его участники – актёры не говорят, а поют? (Опера.)
  3. Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.)
  4. Кто ещё участвует в постановке настоящего оперного спектакля? (Симфонический оркестр, хор.)

Да, такой спектакль называется красивым словом «опера». Часто сюжетом оперы бывает сказка. Герои попадают то на дно моря, то в волшебный сказочный лес, то в зачарованное царство…

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…

Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал превратился в берег моря. На берегу стоял могучий кряжистый дуб. Вода на море волновалась, и брызги падали на медлительного серого кота, который, позвякивая тяжелой золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню. А среди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки. Вместо косы по плечам у неё струились длинные зеленые водоросли, а на ресницах блестели не то капли воды, не то слезы... В чаще мелькнул невиданный зверь, который оставлял свои следы на неведомой дорожке…

Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой волшебной картиной.

Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Поэма – крупное поэтическое произведение с развёрнутым сюжетом.)

Эта сказочная история стала сюжетом оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».

Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в гостях у легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь Людмилу замуж за русского богатыря Руслана.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.

Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу-сказителю – Баяну.

Кто такой Баян?

Певец сказитель, старый седой мудрец, предсказатель, историк. В пророческой песне вещий Баян предсказывает Руслану и Людмиле тяжёлые испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света, вновь радуга взойдёт!»

Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском народном инструменте. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей. Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественность повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с инструментальными отыгрышами.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
Про славу русския земли,
Бряцайте, струны золотые.

Слушание: М. Глинка. Запев Баяна из оперы «Руслан и Людмила»

В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:

Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане.

Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы найти Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с врагами. На своём пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с Головой богатыря…

Композитор М. Глинка рисует нам портрет богатыря Руслана. Этот князь предстаёт перед нами сильным, мужественным, отважным, готовым на подвиги.

… В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его:

Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле,
Кто тебя усеял мёртвыми костями?»

Эти стихи легли в основу арии Руслана.

Слушание: М. Глинка. Ария Руслана «О поле, поле…» из оперы «Руслан и Людмила»

Ария – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.

Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов.

Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла. Руслан побеждает врагов, освобождает Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в Киеве у князя Владимира на свадебном пире.

За благом вслед идут печали,
Печаль же – радости залог!

Музыка перенесла нас в далёкое прошлое. Помогла нам прикоснуться к нашей истории, богатырскому прошлому.

В этой опере композитор всех героев делит на добрых и злых. Для добрых и благородных он сочинил прекрасную песенную музыку. К таким относятся Руслан, Людмила, певец-сказитель Баян. У этих персонажей музыкальная тема распевная, с красивыми запоминающимися мелодиями. А со злыми героями своей оперы композитор сыграл своеобразную музыкальную шутку – он не дал им вокальных партий. Например, для одной такой героини – злой волшебницы Наины – он сочинил музыку, которая почти вся поётся на одном звуке. Для похитителя княжны Людмилы, злого волшебника Черномора, Глинка вообще не создал вокальной музыки: все действия Черномора передаёт только оркестровая музыка.

  1. Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.)
  2. На какой сюжет написана опера? (На сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
  3. Какими словами начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный…»)
  4. Что такое лукоморье? (Морской залив.)
  5. С какого события начинается опера? (Со свадьбы Руслана и Людмилы.)
  6. Что происходит на свадебном пиру? (Злой волшебник Черномор похищает Людмилу, а Руслан отправляется на её поиски.)
  7. Какие отрывки из оперы «Руслан и Людмила» композитора М. Глинки вы сегодня слушали?
  8. Какой была эта музыка по характеру?

Вопросы и задания:

  1. Каков характер Запева Баяна? Как вы думаете. Почему Запев звучит неспешно и величаво?
  2. Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?
  3. Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный образ «мёртвого поля»? Какой темп выбрал композитор? Какие использованы регистры? Какова динамика?
  4. В середине арии характер музыки резко меняется. С чем по-вашему, это связано?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа - былинах.
  • Рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.
  • Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.
  • Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.
  • Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
  • Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Отработка навыков работы в группе, умения отвечать на поставленные вопросы, в том числе проблемного характера, осуществлять монологическое высказывание на заданную тему.
  • Воспитывать патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.

Тип урока:обобщение и систематизация знаний, урок-соревнование.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация.

Подготовка: делим класс на 2 команды-дружины (жеребьевка), ученики прочитали былины об Илье Муромце, нарисовали иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-Разбойник", комиксы; памятки по написанию синквейна; жетоны.

ХОД УРОКА

Звучит гусельный перебор. Слайд

Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно я вас жду-поджидаю,
Урок без вас не начинаю.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мы рассказ поведем про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины - древнего эпоса русского народа.

Сегодня мы подведем итоги по изученной теме. Вы разбились на 2 дружины, которым предстоит помериться силой знаний, эрудицией, недюжинными творческими способностями. Дерзайте, да не посрамите чести своей дружины!

1. Придумать название своей дружины, связанное с былинами об Илье Муромце, представить свою дружину, выбрать художника. Слайд

Задание художникам (работают отдельно, как закончат, присоединяются к команде). Из нарисованных иллюстраций или комиксов (давалось в качестве домашнего задания на предыдущем уроке) оформить выставку (заголовок, расположение и т.д.) и придумать защиту своей работы.

2. Былинная разминка. Слайд

За каждый правильный ответ дается один жетон. Если дружина не знает ответа, то право отвечать переходит к команде-сопернице.

Вопросы для 1 дружины

  1. Героическая песня-сказание о богатырях, об их подвигах. (былина или старина)
  2. Средства выразительности: "старыя казак", "дороженька окольная" (Эпитеты)
  3. Как звали мать Ильи Муромца? (Ефросинья Поликарповна)
  4. Где родился Илья Муромец? (Родом из села Карачарова, что под Муромом.)
  5. Как звали коня Ильи Муромца? (Старый Бурушка косматенький)
  6. Сколько лет не владел Илья ни руками, ни ногами (33 года)
  7. С именем какого князя связаны былины киевского периода? (Князь Владимир)
  8. Соловей -Разбойник имеет отчество ...(Одихмантьев сын)
  9. Илья Муромец выбил Соловью-Разбойнику:(право око с окосицей, т.е. с виском)
  10. Место обитания Соловья-Разбойника? (Возле Черной Грязи, у реки Смородинки)
  11. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)
  12. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
  13. А сколько всего богатырей было у князя Владимира Красное Солнышко? (Тринадцать.)
  14. А по многу ли в день ест хлеба Илья Муромец? ("Он ведь кушает-то хлеба по единому, по единому кушает одному ломтю!")
  15. Каким оружием поразил в бою Илья Калина - царя татарского? (Он поразил его острым копьём)

Вопросы для 2 дружины

  1. Древнее название былины (Старины)
  2. Художественный приём: "с горы на гору стал перескакивать, с холма на холмы перемахивать:" (Гипербола)
  3. Как звали отца Ильи Муромца? (Иван Тимофеевич)
  4. Старинный струнный щипковый инструмент. (гусли).
  5. Какие два основных вида былин вы знаете? (киевские и новгородские)
  6. Кого называли ратными людьми? (богатырей)
  7. Сколько было дочерей у Соловья - Разбойника?(3 дочери)
  8. Что означает название реки Смородина? (Река Забвения -смрадная)
  9. На развилке трех дорог лежит камень. Как его называют? (горюч камень)
  10. Кто же исцелил Илью Муромца? (Калики перехожие.)
  11. Где взял богатырь доброго коня? (Сам выкормил из жеребёночка, три месяца кормил)
  12. Кто выковал для Ильи доспехи богатырские? (Краснояр - кузнец)
  13. Кто выучил Илью военной науке? (Святогор - богатырь)
  14. Какого цвета волосы у Ильи Муромца? (Жёлтого: "Он берёт Илью да за жёлты кудри...")
  15. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать? (Пятьсот вёрст.)

3. "А как это по-русски?" Слайд

Объяснить значение древнерусских слов и выражений (даем на листочках каждой команде, они вписывают значения, собираем листочки, называем правильный вариант, даем 1 жетон за каждое правильное значение)

1.Ой, вы гой еси - будьте здоровы. Слайд

2. Калика перехожий - странник, позже - калека.

3. Покляпая береза - наклоненная, кривая.

4. Живот - жизнь, достаток.

5. Сыть - пища, еда.

6. Дорога заколодела - завалена колодами, попадавшими деревьями.

4. Богатырские доспехи (кто быстрее даст ответ на вопрос, тот и получает заветный жетон) Слайд Как назывался головной убор богатыря?(Шлем.) Слайд

  • При создании какого военного головного убора XX века за основу был взят богатырский шлем? (Буденновка.) Слайд
  • Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец. (Кольчуга.) Слайд
  • Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем - считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч.) Слайд
  • Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов "один на один" начинался с использования именно этого оружия. (Копье, пика.)
  • Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит.) Слайд
  • Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава.) Слайд
  • 5. Богатырские подвиги (самые трудные вопросы, задаем каждой дружине поочередно; если дружина затрудняется с ответом- передаем право ответить дружине-сопернице). Слайд

    1. Что написано на горюч камне? (Прямо ехать- убиту быть; направо ехать- женату быть; а налево ехать- богатому быть) Слайд

    2. Какую новую надпись написал Илья Муромец на бел-горюч камне? ("Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем") Слайд

    3. Какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем-разбойником возле речки Смородинки.) Слайд

    4. С кем еще пришлось сражаться Илье Ивановичу? (С Идолищем поганым, с Калиным-царем.) Слайд

    5. По описанию узнай героя былины об Илье Муромце: "Он сидит злодей на семи дубах, \На семи дубах, на сорока суках:" (Соловей - разбойник) Слайд

    6.По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья: "Голоса у них горластые, \А щиты у них крестастые, \На них шлемы, будто ведра вверх дном, \Кони - лошади в булатной броне:" (Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге) Слайд

    7. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира? (Дерзким поступком: сбил стрелами из лука серебряные церковные маковки и кресты золочёные, отправился в кружало и устроил для мужиков киевских пир-столованье.) Слайд

    8. На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.) Слайд

    9. Кто спас жизнь богатырю, когда Владимир бросил его в подземелье? (Его спасла Любава - дочь Владимира) Слайд

    10. Как Илья Муромец попал в плен, сражаясь с Батыем? (Он попал в подкоп, устроенный Батыем и не мог из него выбраться) Слайд

    11. Кто носил хлеб и питьё Илье Муромцу, когда он сидел в подкопе? (Авдотья Рязаночка) Слайд

    12. Как удалось Илье выйти на свободу из плена? (Он поломал оковы железные, разорвал все "опутья", побил врагов "осиновой палицей") Слайд

    13. К кому обратил Илья такие слова: "Ты сухая, ты ведьма стародряхлая, \ Плохо знаешь ты, видно, русский люд!" (К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не смогла) Слайд

    14. Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами.)

    15. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь.) Слайд

    16. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.) Слайд

    17. Вспомните любимое "ругательное" слово Ильи Муромца. (Собака: "Что ж ты об кочки, собака, спотыкаешься?" - говорит коню; "Не буду служить тебе, собаке, царю Калину!") Слайд

    18. Все вы помните картину В.М. Васнецова "Богатыри" и её героев - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина "Бой Добрыни с Ильёй Муромцем".) Слайд

    19. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное? (Двенадцать русских богатырей под началом Самсона Самойловича.) Слайд

    20. Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце? ("Три поездки Ильи Муромца".) Слайд

    6. На выставке. Слайд

    Художники, оформлявшие выставку, демонстрируют свою работу, защищают.

    7. Подведение итогов. Слайд

    8. Домашнее задание. Слайд

    1. Написать материал в школьную газету о сегодняшнем уроке.

    2. Написать синквейн об Илье Муромце. (раздаем памятки)

    Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

    Порядок написания синквейна:

    Первая строка - одно существительное, определяющее содержание синквейна.

    Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

    Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

    Четвёртая строка - короткое предложение (из 4-5 слов), в котором автор высказывает своё отношение.

    Пятая строка - одно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

    Литература

    1. Былины. Составление, вступительная статья, обработка текстов и словарь Ю.Г. Круглова. М.: Просвещение. 1993 год.
    2. Дубицкая М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, 1980 год.
    3. Пастон Э.В. Виктор Васнецов. М.: Слово. 1998 год (Картинная галерея)
    4. Романова О. И. "Былины - древний эпос русского народа" . Фестиваль пед. идей "Открытый урок"
    5. Аржаников Г. Урок-игра по былинам об Илье Муромце "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..."
    6. Рябова Т. Н. Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Фестиваль пед. идей "Открытый урок"
    Русские. История, культура, традиции Манышев Сергей Борисович

    «Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…»

    Однажды во время прогулки, увидев, что в наш дом въезжают новые жильцы, переносят мебель, вещи, мы заинтересовались тем, как на берегах Каспия, в Дагестане, появились первые русские. И вот, что мы узнали.

    Знакомство прикаспийских народностей с Русью произошло еще в VII веке. Севернее Дербента была целая колония русов. Здесь они занимались торговлей, перевозя товары по Каспию.

    На дербентстком рынке можно было встретить меха, янтарь, моржовую кость, воск, привезённые русами. Об этом базаре по всему миру шла слава как о рынке русского льна. Здесь же можно было встретить и русских рабов, которых продавали в восточные страны.

    Время от времени, там, где сейчас расположен современный Дагестан, селились русы. У многих народов Дагестана, которые поддерживали прочные связи с русами, сложились всевозможные легенды. У аварских ханов существовал обычай: если их род обрывался, то на престол должен был взойти «хан из русских, грузин или армян». Жители высокогорного лезгинского селения Микрах, например, связывали своё происхождение с русами.

    Дагестан, по территории которого пролегали пути из Европы и России в Грузию и Персию, всегда был местом, где сталкивались интересы множества разных государств. Поэтому здесь всегда было неспокойно, и русские поселенцы то покидали эти места, то появлялись вновь.

    Вместе русы и народы Дагестана боролись против арабов, когда те огнём и мечом насаждали исламскую религию. Как писал средневековый дагестанский историк Мухаммад Рафи, русы и дагестанцы всегда поровну делили добро и зло.

    Не раз они вместе совершали совместные походы на Грузию и Азербайджан. Жители Дагестана были и в дружине князя Святослава, который захватил столицу хазар – город Семендер.

    В конце X века дербентские вельможи захватили в свои руки правителя Дербента, но ему удалось призвать на помощь русов. Они приплыли по Каспийскому морю на 18 судах и освободили правителя; с тех пор он окружил себя дружинниками из русов. Их приглашали на военную службу и дагестанские феодалы.

    В 1466 году тверской купец Афанасий Никитин, погрузив на два корабля товары для продажи, отправился по Волге на Каспий. Каспийское море тогда называли Хвалынским. Один из его кораблей в устье реки Волги разграбили кочевники, другой разбился о скалы приблизительно там, где сейчас располагается Махачкала.

    Выжившие купцы отправились на юг, к Дербенту, но их захватил в плен Халил-Бек – кайтагский уцмий (правитель). Афанасию Никитину удалось добраться до Дербента. С помощью русского посла Василия Панина и знатных жителей города он освободил своих товарищей-купцов. Эти хлопоты заняли у него целый год. Оставшись без товаров для продажи, одни из них вернулись обратно, на родину, другие решили заработать на путь домой, в Баку. И лишь Афанасий Никитин, отважный и сильный духом путешественник, отправился дальше – в Персию.

    О своём путешествии Афанасий Никитин оставил знаменитые записки «Хождение за три моря». Из них можно узнать о плавании русских купцов по Каспийскому морю, о торговле России с Дербентом, о дипломатических отношениях России и Дагестана во времена Ивана Третьего, в XV веке.

    Россия была очень заинтересована в том, чтобы её южные границы были в безопасности, чтобы на Каспийском море развивалась торговля.

    В течение XVI–XVIII веков по пути Афанасия Никитина – от Терека через Сулак, Тарки и Дербент – шли в Грузию, Ширван, Персию русские посольства. Послы, как опытные разведчики, интересовались не только ценами на самые популярные товары на местных базарах для развития торговли. Не меньше внимания они уделяли крепостям и численности войск на случай войны.

    Через 150 лет после Афанасия Никитина по его маршруту в Турцию и Персию через Дагестан прошёл другой русский купец – Фёдор Котов. В своём торговом дорожнике (путевых заметках) он рассказал о землях между Сулаком и Аксаем, о Тарках и Тарковском шамхальстве, а также населявших его «кумычанах» (кумыках), о кайтагском уцмийстве и его жителях, о городе Дербенте, его базарах, караван-сараях, о поразившей его грозной крепости Нарын-кала, о легендарной дербентской стене Даг-бары, которая уходила вглубь Табасарана, о быте и нравах «лезгинцев» (лезгин). Фёдор Котов оставил правдоподобное и подробное описание страны гор, которая манила своими труднодоступностью и много образием, таинственностью и многоязычием не одно поколение русских путешественников и исследователей.

    Не раз за эти годы из Москвы в Дагестан и из шамхальства Тарковского в Москву были отправлены дипломатические посольства, чтобы решать важные вопросы: о развитии торговли, об обороне от иноземных завоевателей.

    Так из века в век сближались Дагестан и Россия. Император Пётр Первый хотел завоевать Каспийское море, чтобы оградить южные границы России от вторжения Турции и Ирана, торговать с заморскими странами и укрепить связи с христианской Грузией.

    Поэтому в июле 1722 года он и появился – на берегах Каспия вместе с большим войском. В августе войска во главе с Петром гостили в Тарках по приглашению шамхала Адиль-Герея. В честь наступившего праздника – Успения Пресвятой Богородицы – на берегу моря отслужили молебен. После чего Пётр и его свита сложили из камней холмик, обозначив место, где должен был появиться порт на Каспии. Впоследствии здесь и возник город Порт-Петровск, который мы знаем как Махачкалу. Прощаясь с Петром Первым, Адиль-Герей подарил ему на память шёлковый шатер и прекрасного породистого коня.

    Дальше император Пётр направился на юг, в Дербент. Знатные люди вручили Петру Первому серебряные ключи от города. Здесь он ждал прибытия флотилии из Астрахани, обдумывал планы морской торговли с Персией и Индией. Но страшная буря повредила флот, уничтожила припасы для армии, и Пётр был вынужден вернуться в Москву.

    Вернувшись в Россию, Пётр не забыл о Дагестане. Он всегда интересовался исследованиями Каспия и прилегающих к нему земель.

    В свите Петра Первого во время его Каспийского похода и пребывания в Дагестане были замечательные люди, которые исследовали Каспийское море и прикаспийские земли.

    Фёдор Иванович Соймонов, первый русский картограф (составитель географических карт), ещё в 1719 году на паруснике «Святая Екатерина» проводил картографическую съёмку северо-западного и западного, то есть дагестанского побережья Каспия от Терека до Куры. В 1720 году была составлена сводная (общая) карта всего Каспийского моря. Учёные впервые получили правильное представление о море, потому что раньше они пользовались очень неточными, приблизительными картами, составленными около полутора тысяч лет назад ещё античными учёными.

    Фёдор Соймонов обследовал устья Сулака и Аграхани, составил план постройки крепости Святого Креста. В своих научных трудах он описал историю исследования Каспия, дал подробную его характеристику, составил карты Аграханского залива и острова Тюлений, рассказал о Персидском походе и развитии торговли России с Бухарой, Персией и Индией.

    Среди спутников Петра Первого был и артиллерийский офицер Иван Гербер – известный исследователь прикаспийских земель. Обследуя, по поручению императора, прибрежную полосу от Волги до Куры, Иван Гербер часто углублялся в горы – туда, где до него не ступала нога ни одного исследователя. Пробыв в Дагестане и других приморских областях до 1729 года, Гербер первым в мире опубликовал в печати описание аула Кубачи. Он подразделял Дагестан на «верхний» (Тарки, Эндери, Буйнак, Кубачи) и «нижний» (Алтыпара, Рутул, Ахты, Докузпара), на Лезгистан (Акуша и Табасаран) и Тавлистан (земли аварцев). Наблюдательный исследователь, он не только рассказал о Дербенте, но и о жизни и быте народов, населявших Дагестан: кумыков, лезгин, аварцев, даргинцев, лакцев.

    Другой сподвижник Петра Великого – Дмитрий Кантемир – не только исследовал стену Даг-бары, но и с увлечением переводил на русский язык рукопись «Тарихи Дербенд-наме» («Историю Дербента»), которую императору преподнесли в подарок в Дербенте вместе с ключами от города.

    Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

    § 1. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ… 1. Территория и население нашей страны в глубокой древностиПервобытные охотники и собиратели, земледельцы и скотоводы. Территория нашей страны была заселена человеком в глубокой древности. В европейской и азиатской частях современной

    Из книги Русь - Дорога из глубин тысячелетий, Когда оживают легенды автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

    Глава 11 "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ" В первой части мы рассмотрели некоторые версии и гипотезы, касающиеся развития и распространения древнеарийской цивилизации. Что ж, перейдем к более конкретному вопросу, поднятому в самом начале этой работы: "откуда есть пошла Русская

    Из книги Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

    В дни новизны - преданья старины В Семилетнюю войну никто из русских военачальников не приобрел славы полководца. Уроки Великого Петра как будто были забыты. И Русская армия постепенно возвращается к преданиям старины. Снова начинает строиться на манер побеждаемых ею

    Из книги Русские пираты автора Широкорад Александр Борисович

    I. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

    Из книги А был ли мальчик? [Скептический анализ традиционной истории] автора Шильник Лев

    Глава 3 Преданья старины глубокой

    Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

    Дела давно минувших дней

    Из книги Вслед за Великой Богиней автора Захаров Аркадий Петрович

    Верста тридцать третья Дела давно минувших дней Предания русские ничуть не уступают в фантастической поэзии преданиям ирландским и германским. А. Пушкин. Письмо П. А. Плетневу, около 14 апреля 1831 г. Зима 1924 года. Село Михайловское, что неподалеку от древней границы

    Из книги Заселение Земли человеком [С иллюстрациями] автора

    Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

    Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

    ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ Русалки В Переславле-Залесском, в Пронске, в Рязани, в Туле, и почти во всех местах великороссийских, с самою большою подробностью рассказывают о русалках. В Вожской засеке близ Рязани, в борах Муромских, в лесах Переславль-Залесских, в засеках

    Из книги Легендарные полководцы древности. Олег, Добрыня, Святослав автора Копылов Н. А.

    Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой… Величайшим из полководческих подвигов князя Олега русская историческая традиция признает поход на Царьград в 907 г. Вот как об этом событии рассказывает «Повесть временных лет».«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков,

    Из книги Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи автора Чуприн Константин Владимирович

    Дела давно минувших дней Корейский народ (если говорить о нем как едином этническом целом) имеет славную военную историю. Еще в V – II вв. до нашей эры древнекорейское государство Чосон воевало с китайскими государствами Янь, Цинь и Хань, посягавшими на земли, населенные

    Из книги Заселение Земли человеком [Без иллюстраций] автора Окладников Алексей Павлович

    «Преданья старины глубокой...» Вопрос о происхождении человека волнует умы человечества с глубокой древности. Спустя каких-нибудь 600 тыс. лет после того, как человек выделился из мира животных, он, вероятно, уже мог задаться вопросом: кто он и откуда? Во всяком случае

    Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

    ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ Клады и кладоискательство появились на земле вместе с человеком. Если кто-то прятал что-нибудь ценное и об этом становилось известно, обязательно находился человек, пытавшийся найти укрытое. Не случайно еще в XI веке неизвестный летописец

    Из книги Большая ложь автора Максимов Анатолий Борисович

    Глава 1 «Дела давно минувших дней…» (IX–XX века) Для них Россия – это загадочная полуварварская «пустота»… В случае нужды ее можно и должно использовать для своей торговли и для своих целей и интриг, а впрочем, – ее необходимо всячески ослаблять. Иван Ильин, русский

    Из книги Живая древняя Русь. Книга для учащихся автора Осетров Евгений Иванович

    Преданья старины глубокой В этих тихих комнатах вспоминаешь о том, что в некогда известном всей Москве доме Пашкова помещался Румянцевский музей.Отдел рукописей Ленинской библиотеки сохраняет до сих пор в своем облике музейные черты. В шкафах, в особых приспособлениях



    Загрузка...
    Top