Года жизни известных русских писателей. Литературные места России

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Будущий писатель появился на свет в доме местного врача М. Я. Трохимовского. Сейчас на этом месте находится Литературно-мемориальный музей Н. В. Гоголя.

История музея началась с 1909 года, когда 19 апреля у дома Трохимовского был проведен митинг общественности села. Во время него на фронтоне дома была прикреплена доска, обрамленная венком из дубовых листьев, с надписью «Здесь в 1809 г. родился Николай Васильевич Гоголь».

28 августа 1911 в центре села состоялось торжественное открытие памятника великому писателю. По идее народного артиста Амвросия Бучмы и по инициативе местных активистов, в год 120 летия со дня рождения Гоголя (1929 г.) был основан Великосорочинский литературно-мемориальный музей Н. В. Гоголя. На это событие откликнулись жители сел и городов Украины и России, где жил или находился Гоголь. Много ценных материалов поступило из Москвы, Ленинграда, Киева, Нежина. Музей постоянно обогащался новыми экспонатами о жизни и творчестве Гоголя, его эпохе. Это был первый и единственный музей Гоголя на территории Советского Союза. Но в 1943 году, отступая, немцы уничтожили музей, много ценных экспонатов было безвозвратно утеряно.

14 января 1951 в Великих Сорочинцах состоялось торжественное открытие нового литературно-мемориального музея Н. В. Гоголя, по проекту полтавского архитектора П. П. Черниховца.


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников" С уходом Рэя Брэдбери мировой писательский Олимп стал заметно более опустевшим. Давайте вспомним наиболее выдающихся писателей из числа наших современников - тех, кто до сих пор живет и творит на радость своим читателям. Если кто-то в список не попал, то дополняйте в комментариях!

1. Габриэль Хосе де ла Конкордиа «Габо» Гарсиа Маркес (р. 6 марта 1927, Аракатака, Колумбия) — знаменитый колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель; лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года. Представитель литературного направления «магического реализма». Мировую известность ему принёс роман «Сто лет одиночества» (Cien años de soledad, 1967).

2. Умберто Эко (р. 5 января 1932, Алессандрия, Италия) — итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, литературный критик, писатель. Наиболее известные романы - "Имя розы" и "Маятник Фуко".

3. Отфрид Пройслер (р. 20 октября 1923) — немецкий детский писатель, по национальности — лужичанин (лужицкий серб). Наиболее известные произведения: «Маленькая Баба-Яга», «Маленькое привидение», «Маленький водяной» и «Крабат, или Легенды старой мельницы».


4. Борис Львович Васильев (род. 21.05.1924) — советский и российский писатель. Автор повести "А зори здесь тихие" (1969), романа "В списках не значился" (1974) и др.

5. Ион Друцэ (р. 03.09.1928) — молдавский и русский писатель и драматург.

6. Фазиль Абдулович Искандер (6.03.1929, Сухум, Абхазия, СССР) — выдающийся советский и российский прозаик и поэт абхазского происхождения.

7. Даниил Александрович Гранин (р. 1 января 1919, Вольск, Саратовская губерния, по другим сведениям — Волынь Курской области) — русский писатель и общественный деятель. Кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, Герой Социалистического Труда (1989), Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва.

8. Милан Кундера (р. 1 апреля 1929) — современный чешский писатель-прозаик, с 1975 года живет во Франции. Пишет как на чешском, так и на французском языках.

9. Томас Транстрёмер (р. 15 апреля 1931 в Стокгольме) — крупнейший шведский поэт XX века. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2011 год «за то, что его краткие, полупрозрачные образы дают нам обновлённый взгляд на реальность».

10. Макс Галло (р. 7 января 1932, Ницца) — французский писатель, историк и политик. Член Французской Академии

11. Хорхе Марио Педро Варгас Льоса (р. 28.03.1936) — перуано-испанский прозаик и драматург, публицист, политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года.

12. Терри Пратчетт (р. 28 апреля 1948) — популярный английский писатель. Наибольшей популярностью пользуется его цикл сатирического фэнтези про Плоский мир (англ. Discworld). Суммарный тираж его книг составляет около 50 миллионов экземпляров.

13. Юрий Васильевич Бондарев (р. 15.03.1924) — русский советский писатель. Автор романа "Горячий снег", повести "Батальоны просят огня" и др.

14. Стивен Эдвин Кинг (р. 21 сентября 1947, Портленд, Мэн, США) — американский писатель, работающий в разнообразных жанрах, включая ужасы, триллер, фантастика, фэнтези, мистика, драма.

15. Виктор Олегович Пелевин (род. 22 ноября 1962, Москва) — русский писатель. Наиболее известные произведения: "Жизнь насекомых", "Чапаев и Пустота", "Generation «П»"

16. Джоан Ролинг (р. 31 июля 1965, Йейт, графство Глостершир, Англия) — британская писательница, автор серии романов о Гарри Поттере, переведённых более чем на 65 языков и проданных (на 2008 год) в количестве более чем 400 миллионов копий.

Мамочка, я скоро умру...
- К чему такие мысли... ведь ты молодой, сильный...
- А вот же Лермонтов погиб в 26 лет, Пушкин - в 37, Есенин - в 30...
- Но ведь ты же не Пушкин и не Есенин!
- Нет, но все же..

Мама Владимира Семеновича вспоминала, что такой разговор состоялся у нее с сыном. Для Высоцкого ранняя смерть была чем-то вроде проверки на "настоящесть" поэта. Впрочем, не могу быть уверенной в этом. Скажу о себе самой. С детства я "знала точно", что стану поэтом (конечно, великим) и умру рано. Не доживу до тридцати, в крайнем случае, - сорока. Разве может поэт прожить дольше?

В биографиях писателей я всегда обращала внимание на годы жизни. Считала, в каком возрасте человек умер. Пыталась понять, почему это произошло. Думаю, так поступают многие пишущие люди. Не надеюсь разобраться в причинах ранних смертей, но попытаюсь собрать материалы, собрать существующие теории и нафантазировать - ученый из меня получится едва ли - собственные.

Первым делом, я собрала сведения о том, как умирали русские писатели. Занесла в таблицу возраст на момент смерти и причину смерти. Старалась не анализировать, просто вбивать данные в нужные графы. Взглянула на результат - интересно. Прозаики 20 века, например, часто умирали от онкологии (лидер - рак легких). Но ведь и в мире вообще - по сведениям ВОЗ - среди онкологических заболеваний чаще всего встречается и становится причиной смерти рак легких. Так есть ли связь?

Не могу решить, нужно ли искать "писательские" заболевания, но чувствую, что некоторый смысл в этом поиске есть.

Русские прозаики 19 века

Имя Годы жизни Возраст на момент смерти Причина смерти

Герцен Александр Иванович

25 марта (6 апреля) 1812 - 9 (21) января 1870

57 лет

воспаление легких

Гоголь Николай Васильевич

20 марта (1 апреля) 1809 - 21 февраля (4 марта) 1852

42 года

острая сердечно-сосудистая недостаточность
(условно, т.к. единого мнения нет)

Лесков Николай Семенович

4 (16 февраля) 1831 - 21 февраля (5 марта) 1895

64 года

астма

Гончаров Иван Александрович

6 (18) июня 1812 - 15 (27) сентября 1891

79 лет

воспаление легких

Достоевский Федор Михайлович

30 октября (11 ноября) 1821 - 28 января (9 февраля) 1881

59 лет

разрыв легочной артерии
(прогрессирующее заболевание легких, горловые кровотечения)

Писемский Алексей Феофилактович

11 (23) марта 1821 - 21 января (2 февраля) 1881

59 лет

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

15 (27) января 1826 - 28 апреля (10 мая) 1889

63 года

простуда

Толстой Лев Николаевич

28 августа (9 сентября) 1828 - 7 (20) ноября 1910

82 года

воспаление легких

Тургенев Иван Сергеевич

28 октября (9 ноября) 1818 - 22 августа (3 сентября) 1883

64 года

злокачественная опухоль позвоночника

Одоевский Владимир Федорович

1 (13) августа 1804 - 27 февраля (11 марта) 1869

64 года

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

25 октября (6 ноября) 1852 - 2 (15) ноября 1912

60 лет

плеврит

Чернышевский Николай Гаврилович

12 (24) июля 1828 - 17 (29) октября 1889

61 год

кровоизлияние в мозг

Средняя продолжительность жизни русских людей 19 века составляла около 34 лет. Но эти данные не дают представления о том, до скольких доживал среднестатистический взрослый, поскольку на статистику сильно повлияла высокая младенческая смертность.

Русские поэты 19 века

Имя Годы жизни Возраст на момент смерти Причина смерти

Баратынский Евгений Абрамович

19 февраля (2 марта) или 7 (19 марта) 1800 - 29 июня (11 июля) 1844

44 года

лихорадка

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

10 (21) июня 1797 - 11 (23) августа 1846

49 лет

чахотка

Лермонтов Михаил Юрьевич

3 октября (15 октября) 1814 - 15 июля (27 июля) 1841

26 лет

дуэль (выстрел в грудь)

Пушкин Александр Сергеевич

26 мая (6 июня) 1799 - 29 января (10 февраля) 1837

37 лет

дуэль (ранение в живот)

Тютчев Федор Иванович

23 ноября (5 декабря) 1803 - 15 (27) июля 1873

69 лет

инсульт

Толстой Алексей Константинович

24 августа (5 сентября) 1817 - 28 сентября (10 октября) 1875

58 лет

передозировка (ввел ошибочно большую дозу морфия)

Фет Афанасий Афанасьевич

23 ноября (5 декабря) 1820 - 21 ноября (3 декабря) 1892

71 год

сердечный приступ (существует версия самоубийства)

Шевченко Тарас Григорьевич

25 февраля (9 марта) 1814 - 26 февраля (10 марта)1861

47 лет

водянка (скопление жидкости в брюшинной полости)

В России 19 века поэты умирали иначе, чем прозаики. Ко вторым смерть часто приходила от воспаления легких, а среди первых никто не умер от этой болезни. Да и раньше уходили поэты. Из прозаиков только Гоголь умер в 42, остальные - намного позже. А из лириков редко, кто доживал до 50 (долгожитель - Фет).

Русские прозаики 20 века

Имя Годы жизни Возраст на момент смерти Причина смерти

Абрамов Федор Александрович

29 февраля 1920 - 14 мая 1983

63 года

сердечная недостаточность (умер в послеоперационной палате)

Аверченко Аркадий Тимофеевич

18 (30) марта 1881 - 12 марта 1925

43 года

ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек

Айтматов Чингиз Торекулович

12 декабря 1928 - 10 июня 2008

79 лет

почечная недостаточность

Андреев Леонид Николаевич

9 (21) августа 1871 - 12 сентября 1919

48 лет

порок сердца

Бабель Исаак Эммануилович

30 июня (12 июля) 1894 - 27 января 1940

45 лет

расстрел

Булгаков Михаил Афанасьевич

3 мая (15 мая) 1891 - 10 марта 1940

48 лет

нефросклероз гипертонический

Бунин Иван

10 (22) октября 1870 - 8 ноября 1953

83 года

умер во сне

Кир Булычёв

18 октября 1934 - 5 сентября 2003

68 лет

онкология

Быков Василь Владимирович

19 июня 1924 - 22 июня 2003

79 лет

онкология

Воробьёв Константин Дмитриевич

24 сентября 1919 - 2 марта 1975)

55 лет

онкология (опухоль мозга)

Газданов Гайто

23 ноября (6 декабря) 1903 - 5 декабря 1971

67 лет

онкология (рак легких)

Гайдар Аркадий Петрович

9 (22) января 1904 - 26 октября 1941

37 лет

выстрел (убит в войну пулеметной очередью)

Максим Горький

16 (28) марта 1868 -18 июня 1936

68 лет

простуда (существует версия убийства - отравления)

Житков Борис Степанович

30 августа (11 сентября) 1882 - 19 октября 1938

56 лет

онкология (рак легких)

Куприн Александр Иванович

26 августа (7 сентября) 1870 - 25 августа 1938

67 лет

онкология (рак языка)

Набоков Владимир Владимирович

10 (22) апреля 1899 - 2 июля 1977

78 лет

бронхиальная инфекция

Некрасов Виктор Платонович

4 (17) июня 1911 - 3 сентября 1987

76 лет

онкология (рак легких)

Пильняк Борис Андреевич

29 сентября (11 октября) 1894 - 21 апреля 1938

43 года

расстрел

Андрей Платонов

1 сентября 1899 - 5 января 1951

51 год

туберкулез

Солженицын Александр Исаевич

11 декабря 1918 - 3 августа 2008

89 лет

острая сердечная недостаточность

Стругацкий Борис Натанович

15 апреля 1933 - 19 ноября 2012

79 лет

онкология (лимфома)

Стругацкий Аркадий Натанович

28 августа 1925 - 12 октября 1991

66 лет

онкология (рак печени)

Тендряков Владимир Федорович

5 декабря 1923 - 3 августа 1984

60 лет

инсульт

Фадеев Александр Александрович

11 (24) декабря 1901 - 13 мая 1956

54 года

самоубийство (выстрел)

Хармс Даниил Иванович

30 декабря 1905 - 2 февраля 1942

36 лет

истощение (во время блокады Ленинграда; избежал расстрела)

Шаламов Варлам Тихонович

5 июня (18 июня) 1907 - 17 января 1982

74 года

пневмония

Шмелев Иван Сергеевич

21 сентября (3 октября) 1873 - 24 июня 1950

76 лет

сердечный приступ

Шолохов Михаил Александрович

11 (24) мая 1905 - 21 февраля 1984

78 лет

онкология (рак гортани)

Шукшин Василий Макарович

25 июля 1929 - 2 октября 1974

45 лет

сердечная недостаточность

Существуют теории, согласно которым заболевания могут быть вызваны психологическими причинами (некоторые эзотерики считают, что любая болезнь вызвана духовными или душевными проблемами). Наукой эта тема пока недостаточно разработана, но в магазинах немало книг вроде "Все болезни от нервов". За неимением лучшего, прибегнем к популярной психологии.

Русские поэты 20 века

Имя Годы жизни Возраст на момент смерти Причина смерти

Анненский Иннокентий Федорович

20 августа (1 сентября) 1855 - 30 ноября (13 декабря) 1909

54 года

инфаркт

Ахматова Анна Андреевна

11 (23) июня 1889 - 5 марта 1966

76 лет
[Анна Ахматова несколько месяцев лежала в больнице после инфаркта. Выписавшись, отправилась в санаторий, где и скончалась.]

Андрей Белый

14 (26) октября 1880 - 8 января 1934

53 года

инсульт (после солнечного удара)

Багрицкий Эдуард Георгиевич

22 октября (3 ноября) 1895 - 16 февраля 1934

38 лет

бронхиальная астма

Бальмонт Константин Дмитриевич

3 (15) июня 1867 - 23 декабря 1942

75 лет

воспаление легких

Бродский Иосиф Александрович

24 мая 1940 - 28 января 1996

55 лет

инфаркт

Брюсов Валерий Яковлевич

1 (13) декабря 1873 - 9 октября 1924

50 лет

воспаление легких

Вознесенский Андрей Андреевич

12 мая 1933 - 1 июня 2010

77 лет

инсульт

Есенин Сергей Александрович

21 сентября (3 октября) 1895 - 28 декабря 1925

30 лет

самоубийство (повешение), существует версия об убийстве

Иванов Георгий Владимирович

29 октября (10 ноября) 1894 - 26 августа 1958

63 года

Гиппиус Зинаида Николаевна

8 (20) ноября 1869 - 9 сентября 1945

75 лет

Блок Александр Александрович

16 (28) ноября 1880 - 7 августа 1921

40 лет

воспаление сердечных клапанов

Гумилев Николай Степанович

3 (15) апреля 1886 - 26 августа 1921

35 лет

расстрел

Маяковский Владимир Владимирович

7 (19) июля 1893 - 14 апреля 1930

36 лет

самоубийство (выстрел)

Мандельштам Осип Эмильевич

3 (15) января 1891 - 27 декабря 1938

47 лет

тиф

Мережковский Дмитрий Сергеевич

2 августа 1865(или 14 августа 1866) - 9 декабря 1941

75 (76) лет

кровоизлияние в мозг

Пастернак Борис Леонидович

29 января (10 февраля) 1890 - 30 мая 1960

70 лет

онкология (рак легкого)

Слуцкий Борис Абрамович

7 мая 1919 - 23 февраля 1986

66 лет

Тарковский Арсений Александрович

12 (25) июня 1907 - 27 мая 1989

81 год

онкология

Цветаева Марина Ивановна

26 сентября (8 октября) 1892 - 31 августа 1941

48 лет

самоубийство (повешение)

Хлебников Велимир

28 октября (9 ноября) 1885 - 28 июня 1922

36 лет

гангрена

Рак связывают с чувством обиды, глубокой душевной раной, ощущением тщетности своих действий, собственной ненужности. Легкие символизируют свободу, готовность и способность принимать и отдавать. Двадцатый век в России век, многие писатели "задыхались", были вынуждены молчать или говорить не все, что считали нужным. Причиной рака называют и разочарование в жизни.

Болезни сердца вызываются переутомлением, длительным стрессом, верой в необходимость напряжения.

Простудой заболевают люди, в жизни которых одновременно происходит чересчур много событий. Пневмонией (воспалением легких) - отчаявшиеся.

Болезни горла - творческое бессилие, кризис. Кроме того, неспособность постоять за себя.

У большой и великой страны должно быть большое и великое литературное наследие, причем не только книжное. Мы выбрали двадцать самых интересных памятных мест в жизни русских писателей.

Усадьба Тургенева в Спасском-Лутовиновом

У тургеневской усадьбы непростая судьба - после смерти писателя большинство ценных вещей было разобрано наследниками, а сам дом сгорел. Что-то удалось сохранить благодаря новым хозяевам Галаховым - они заранее вывезли старинную библиотеку и некоторые личные вещи Тургенева. Но в целом усадьба вместе с красивейшим парком пришла в запустение. Предотвратить ее дальнейшее разрушение помог юбилей писателя, которому в 1918 году исполнилось бы 100 лет. Новая советская власть взяла под охрану это место и сделала из него музей. Но сам дом был восстановлен лишь в 1976 году. Именно здесь Иван Тургенев написал своих «Отцов и детей», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудина», «Постоялый двор» и еще несколько произведений. К писателю в имение наведывались известные современники - Фет, Некрасов, Аксаков и другие.

Музей Пастернака в Чистополе

Чистополь - небольшой город в Татарстане, в 130 километрах от Казани. Во время Великой Отечественной войны он стал прибежищем для Союза советских писателей - в эвакуации здесь жили многие известные литературные деятели. В их числе Ахматова, Асеев, Цветаева и Пастернак. У последнего здесь есть свой мемориальный музей - небольшой особнячок конца XIX века, где Пастернак жил и работал во время войны. На втором этаже дома находится экспозиция «Чистопольские страницы». Она рассказывает о чистопольском периоде Пастернака и его взаимоотношениях с эвакуированными коллегами. В музее представлены также предметы быта писателя, включая его рабочий стол. Интерьер сохранен настолько хорошо, что кажется, будто вот-вот в комнату зайдет сам знаменитый хозяин.

Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова в Архангельской области

Имя Ломоносова в первую очередь вызывает ассоциации с наукой, но не стоит забывать, что Михаил Васильевич был еще и прекрасным литератором. Белинский называл его основателем и отцом русской поэзии. Поэтому музей в селе Ломоносово, расположенный на месте усадьбы семьи знаменитого ученого и поэта, имеет особое значение, в том числе для тех, кто испытывает интерес к русской литературе. Самого дома семьи Ломоносовых уже давно нет, однако сохранился пруд, который выкопал отец Михаила Ломоносова Василий Дорофеевич. В самом музее представлено шесть экспозиций, рассказывающих о разных направлениях работы великого человека, в том числе и поэтическом.

Елецкий музей Бунина

Если вдруг судьба однажды занесет вас в город Елец, обязательно побывайте в музее Бунина. Ориентир - длинная изба с резными белыми наличниками. Музей был открыт в конце 80-х, его появлению предшествовала серьезная исследовательская работа. Дело в том, что Бунин жил в Ельце в разных местах, в итоге был выбран дом, где он провел три года жизни, будучи учеником Елецкой мужской гимназии. В пространстве музея очень достоверно воссоздана атмосфера конца XIX века. Демонстрируют личные вещи Бунина, книги с его автографами и другие важные раритеты.

Михайловское - настоящая духовная родина главного русского поэта.

Усадьба Пушкина в Михайловском

Михайловское - настоящая духовная родина главного русского поэта. Это дворянское имение было подарено императрицей Елизаветой Петровной прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу. С 1818 года усадьба принадлежала матери поэта Надежде Осиповне, ее знаменитый сын провел здесь два своих ссыльных года и по-настоящему достиг творческой зрелости. В Михайловском было написано несколько глав «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов» и десятки разных стихотворений. В усадьбе Пушкиных сегодня располагается музей с экспозицией, воссоздающей интерьеры времен поэта. И именно тут следует искать домик няни Пушкина Арины Родионовны.

Музей Тютчева в Овстуге

Овстуг - малая родина Федорова Тютчева, здесь он родился и провел детство. В Овстуге в Тютчеве оформился тот самый романтический поэт-лирик, которым мы все его знаем со школы. Увы, та усадьба, которая сегодня выполняет функцию музея, это не подлинное родовое имение Тютчевых. Дом семьи поэта постигла та же участь, что и многие другие дворянские гнезда прошлого - запустение и затем полное исчезновение. Дом Тютчева был воссоздан в 1985 году по проекту архитектора Городкова. В нем три зала, рассказывающих о разных периодах жизни поэта, две мемориальные комнаты, а также комнаты, посвященные его близким и потомкам.

Музей Лескова в Орле

Для русской литературы Орел и его окрестности имеют особое значение - здесь жили и работали многие известные писатели и поэты. Но Николай Лесков - это, пожалуй, главный литературный символ города. В Орле у писателя есть свой собственный музей - живописная деревянная усадьба на улице Октябрьской, во времена Лескова именовавшейся Верхней Дворянской. Надо сказать, что сам Лесков в этом доме никогда не жил, - особняк был построен лишь в 1874 году, когда писатель уже был в зрелом возрасте и проживал в Петербурге. Однако дом был выстроен именно на том месте, где ранее находилось родовое имение семьи Лесковых. Выяснил историческое расположение сын Лескова Андрей Николаевич.

Музей Блока в Шахматово

Официальное название этого места очень длинное - Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока. Расположена усадьба в Солнечногорском районе Московской области. Блок проводил здесь каждое свое лето, и можно смело сказать, что именно Шахматово стало духовной родиной поэта. Тут он написал не менее 300 произведений. Упоминание окрестностей усадьбы можно встретить в блоковских «На железной дороге» и «Все это было, было, было». Ну и, конечно, с Шахматово связаны дела сердечные Блока - здесь он встретил свою Любовь с большой буквы - дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну Менделееву. Неудивительно, что впоследствии поэт назовет Шахматово «родными местами», в которых он «провел лучшие времена жизни».

Усадьба Некрасова в Карабихе

В 1861 году, в год отмены крепостного права, Николай Некрасов приобрел усадьбу для летнего отдыха в деревне Карабихе - большую резиденцию в стиле классицизма, которой когда-то владел князь Михаил Голицын. Именно здесь Некрасов впоследствии напишет поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также будет работать над главным своим произведением «Кому на Руси жить хорошо». После Гражданской войны в усадьбе разместилось правление совхоза, и только в сороковые была проведена реставрация и открыт мемориальный музей. Среди экспонатов - первые издания Некрасова, семь книг из его личной библиотеки и журналы, в которых он печатался.

Музей-заповедник Островского в Щелыково

«Что за реки, что за горы, что за леса!» - описывал в своем дневнике Александр Островский местечко Щелыково в Костромской области. Здесь начиная с 1867 года великий русский драматург проводил по 4-5 месяцев, после того как выкупил вместе с братом отцовскую усадьбу у своей мачехи. Считается, что именно Щелыково более всего вдохновляло Островского, однако оно же и сильно подорвало его дух. Это случилось после того, как местные крестьяне попытались поджечь его дом. Это настолько потрясло Островского, что у него до самой смерти тряслись руки и голова, прожил он после этого недолго. В сохранившемся Доме-музее Островского есть немало подлинных предметов драматурга, включая старинное фортепиано, под аккомпанемент которого часто пела его супруга Мария Васильевна.

Музей-усадьба «Красный Рог» А.К. Толстого

Род Толстых, как известно, был богат на литературные дарования. Один из отпрысков - Алексей Константинович Толстой, писатель, поэт и драматург - знаком нам по роману «Упырь», «Князь Серебряный», трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», а также по лирической поэзии вроде стихотворений «Средь шумного бала случайно». С 1861 года Алексей Толстой переехал на постоянное проживание в свое родовое имение в Красном Роге - небольшой уютный «охотничий замок». Здесь он прожил до самой своей смерти и был похоронен в усыпальнице часовни XVIII века по соседству. К сожалению, дом во время войны сгорел, и его пришлось воссоздавать заново.

Музей-заповедник Есенина в Константиново

На высоком берегу Оки в 43 километрах от Рязани расположено село Константиново. Здесь родился поэт Есенин, и здесь же сегодня находится его музей. Это целый комплекс строений, но его сердце - небольшая, самая обычная бревенчатая русская изба, родительский дом, куда в 20-е годы поэт приезжал на отдых. Вот стоит печь-голландка, возле которой в холодное время года спал Есенин, а вот ведерный самовар, который использовался для семейных чаепитий, - интерьер дома очень живой, максимально достоверно передающий семейную атмосферу Есениных. За домом стоит амбар, построенный еще в 1913 году. На лето Есенин устраивал здесь себе спальню и рабочий кабинет.

Даровое и усадьба Достоевского

Даровое - это усадьба в Московской области (ранее Тульской губернии), где провел детство Федор Достоевский. Имение купил отец писателя, оно состояло из 260 десятин земли. Позже им было выкуплено еще и соседнее село Черемошня - вместо с Даровым они и превратились в родовое поместье Достоевских. По соседству с усадьбой рос очень живописный березовый лес, который настолько полюбился юному Достоевскому, что был прозван его родными Фединой рощей. Сегодня на этом месте вместо берез растут осины, но говорят, что руководство музея хочет восстановить рощу. Для Достоевского Даровое и Черемошня оказались местом трагическим - здесь при загадочных обстоятельствах умер отец писателя, причем поговаривали, что он был убит крестьянами. Этот печальный факт писатель впоследствии отразит в своих «Братьях Карамазовых».

Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Это место в специальных рекомендациях не нуждается - о том, что здесь жил и работал Лев Толстой, знают, пожалуй, даже далекие от русской литературы люди. В Ясной Поляне Толстой родился, тут же творил, тут же и был похоронен. Главное строение на территории усадьбы - собственно сам дом Толстого, где все так, как было при жизни писателя, его личные вещи и библиотека из 22 тысяч книг. Имение сильно пострадало во время войны и, говорят, чуть не сгорело, но все же дом удалось спасти.

Дом Анны Ахматовой и Николая Гумилева

В Тверской области, недалеко от села Градницы, когда-то находилось село Слепнево. Там стоял деревянный дом, в котором жили поэты Анна Ахматова и Николай Гумилев. В тридцатые годы в Градницах сгорела школа, поэтому дом в Слепнево аккуратно разобрали и перевезли в Градницы. Долгое время в нем учились сельские дети, и только в 1989 году, к столетию со дня рождения Анна Ахматовой, из дома сделали музей. В этой простой русской усадьбе Гумилев и Ахматова прожили с 1911 по 1917 год, о чем сообщает памятная табличка. В доме два этажа и несколько комнат, где сохранились личные вещи поэтов.

Музей-заповедник Лермонтова «Тарханы»

Тарханы, пожалуй, самое известное лермонтовское место в России. Здесь, в небольшой усадьбе XIX века, расположен музей Лермонтова, открытый в 1939 году. В этом имении прошли детские и юношеские годы поэта, тут он встретил свою первую любовь, перенес смерть матери и разлуку с отцом, начал познавать науку и искусство (у юного Лермонтова была очень хорошая библиотека). Наконец, в Тарханах покоится его прах. В числе раритетов, которые хранит музей, личные вещи поэта (трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана). Кроме того, здесь представлена главная работа Лермонтова-художника - картина «Кавказский вид близ селения Сиони».

Дом Цветаевой в Елабуге

Елабуга - небольшой, очень уютный и аккуратный городок в Татарстане. Одна из его главных достопримечательностей - дом Марины Цветаевой, куда ее поселили в 1941 году и где она провела последние годы своей жизни. Музейную экспозицию здесь открыли сравнительно недавно - в 2005 году. В доме воспроизведена атмосфера тех лет и представлены личные вещи Цветаевой. Самый ценный экспонат - сафьяновая записная книжка, которую вынули из кармана Цветаевой уже после ее смерти. Есть также прядь волос поэта и пудреница ее дочери.

Музей Чехова в Мелихове

Это один из главных чеховских музеев России. Писатель прожил здесь семь лет своей жизни - с 1892 по 1899 год. Здесь находится дом Чехова и тот самый флигель, где была написана знаменитая «Чайка». Рядом - так называемая Аллея любви, по которой частенько прохаживался Антон Павлович. Музей в Мелихове насчитывает ни много ни мало 29 тысяч экспонатов, в том числе и картины художников-друзей Чехова - Левитана, Поленова, Серегина и других.

Музей-усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева

Эта старинная дворянская усадьба XIX века находится в 50 километрах от Москвы. Здесь в разное время проживали два знаменитых поэта - сначала Евгений Баратынский, по чертежам которого и было построено имение, а затем Федор Тютчев, чьи семейные реликвии и рукописи хранятся сегодня именно в Муранове. Комплекс объединяет в себе сразу несколько построек: главный усадебный дом, домовую церковь Спаса Нерукотворного и еще несколько зданий. Все это окружает очень живописный парк с частично сохранившейся системой прудов.

Переделкино, Дом писателей

Подмосковное Переделкино - это, конечно, прежде всего Писательский городок, знаменитые литературные дачи, где в прошлом веке жили все главные действующие лица русскоязычной литературы XX века. Список и правда получается очень длинный - от Исаака Бабеля до Андрея Вознесенского. Писательский городок был создан по совету Максима Горького - в тридцатые Литфонд выделил средства на строительство 50 дач по немецким проектам. Про литературную жизнь Переделкино можно рассказывать очень долго - литературой здесь пропитан каждый квадратный сантиметр. К слову, именно в Переделкино Корней Чуковский устраивал чтения своих произведений всей окрестной детворе.



Загрузка...
Top