Художественные средства в романе обломов. Художественные особенности романа «Обломов» И

«Обломов» (1859) - роман критического реализма, то есть изображает типический характер в типических обстоятельствах при верности деталей (данную формулировку критического реализма даёт Ф.Энгельс в письме М.Гаркнесс в апреле 1888). Эти принципы критического реализма каждый талантливый писатель выражает по-своему, создавая оригинальное литературное произведение, не похожее ни на какое другое. В «Обломове» Гончаров представил своё понимание не отдельной стороны, а всей русской жизни в переломный исторический момент - накануне отмены крепостного права, когда и общественные, и нравственные противоречия особенно обострились. Чтобы раскрыть выбранную тему, Гончаров описывает в романе жизнь одного героя - Обломова, помещика и отставного чиновника, в жизни которого не происходит ничего особенного: он почти всё время спит или мечтает, лёжа на диване сначала в квартире на Гороховой улице, потом на Выборгской стороне, а когда не спит, то ест. Таким образом, в романе очень мало действия, нет занимательного сюжета, хитрых интриг, он даже кажется затянутым.

Экспозиция занимает первую и начало второй части романа (до знакомства Обломова с Ольгой) и изображает практически одно обычное утро из жизни Ильи Ильича. Жизнь главного героя ограничена пределами одной комнаты, где он целое утро не может встать с дивана. Но в первой части, в «Сне Обломова», подробно показывается становление характера Ильи Ильича. Дворянское происхождение и положение помещика, на которого трудятся триста Захаров, а также тепличное воспитание превратили живого и любознательного мальчика в «лишнего человека», ни к чему не годного, ничего не умеющего.

Завязка действия романа - знакомство главного героя с Ольгой. История любви Обломова и Ольги составляет главную сюжетообразующую линию романа, но параллельно развивается вторая сюжетная линия - история дружбы Обломова и Штольца. История любви в жизни главного героя была недолгой и на первый взгляд очень спокойной: не было никаких внешних препятствий для этой любви (кроме разведённых мостов, которые на две недели разлучили влюблённых - 3, VI), ничто не мешало соединению молодых и любящих людей, кроме лени и апатии Обломова. В любовной сюжетной линии присутствуют две кульминации: объяснение-признание в сиреневой аллее (2, VI) и последнее объяснение (3, XI), когда оба понимают, что надо расстаться. Эта вторая кульминация практически совпадает с развязкой в истории любви. Однако роман (жизнь Обломова) продолжается и после разрыва: в четвёртой части Гончаров изображает сонное существование Ильи Ильича в доме вдовы Пшеницыной и его тихую смерть. Здесь же находится кульминация истории дружбы: Штольц берёт на себя управление Обломовкой и разбирается с фальшивым заёмным письмом, составленным ловкими мошенниками Мухояровым и Тарантьевым. Так Штольц на деле доказывает своё дружеское расположение к главному герою, а Обломов - свою полную беспомощность, ибо жизненные интересы героя сузились до сытного обеда и продолжительного сна. Следовательно, в сюжете романа нет ничего оригинального: через историю любви и дружбы раскрывается характер и Онегина, и Печорина. Однако эти «старшие братья» Обломова, как их назвал Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» (1859), совершают хоть какие-то поступки: дерутся на дуэли, испытывает судьбу, мечутся по жизни, пытаясь найти себе достойное занятие. В «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» показаны столкновения характеров в конкретных обстоятельствах, а в «Обломове» царствует сонная жизнь, которая требует от автора особых приёмов художественного воплощения. Гончаров нашёл оригинальный способ изображения своего героя - через детали и предметы, так как у Обломова нет ни поступков, ни дела, где бы он мог проявить себя.

Добролюбов отмечал, что особенность стиля Гончарова - в тщательности описания: «Автор не поражается одной стороной предмета, одним моментом бытия, а вертит предмет со всех сторон, что позволяет ему охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» («Что такое обломовщина?»). Гончаров подробно рисует халат, туфли, диван Ильи Ильича, его запылённую комнату, его неловкого, неумелого слугу Захара.

Предметы становятся знаковыми для характера Обломова. На столе в его комнате лежат книги, но они изрядно покрыты пылью. Когда главный герой влюбляется в Ольгу, он запирает в сундук свой чудесный халат, широкий и тёплый, который в романе становится символом мёртвого покоя и сна. Но когда Обломов устраивается на Выборгской стороне, халат достаётся из сундука, стирается, штопается руками заботливой хозяйки Агафьи Матвеевны, и это уже сигнал, что сонная жизнь опять победила Илью Ильича. В «Сне Обломова» автор подробно рассказывает об одном дне в Обломовке: заботы об обеде, устройство господского дома, мёртвый сон после обеда, вечерние посиделки барской семьи.

Показать характер героя через предметы блестяще умел и Гоголь. Помещики в «Мёртвых душах» изображаются сатирически, описание их мёртвых душ писатель сводит к одной главной черте. Например, в Собакевиче подчёркивается хозяйственность, основательность, неуклюжесть. Эти близкие черты проявляются во внешнем облике деревни и во внутреннем убранстве помещичьего дома: избы, заборы, даже колодец были выстроены из таких толстых брёвен, какие идут только на корабельные мачты, а мебель в гостиной Собакевича была простая, но крепкая и устойчивая, как сам хозяин, похожий на медведя средней величины.

Гончаров не повторяет, но развивает гоголевские приёмы изображения. Обломов, может, чем-то и похож на гоголевских помещиков, но упрощать его характер, видеть в нём только примитивную натуру («мёртвую душу») нельзя. Гончаров показывает мыслящего человека, который хочет понять самого себя, мечтает, любит. Главная черта характера Обломова - лень - раскрывается многосторонне, то есть освещается по-разному, с разных точек зрения. В результате писатель создаёт полный и сложный характер главного героя, не ограничиваясь сатирическим заострением одной-двух черт.

В романе Гончаров показывает умирание души главного героя, поэтому детально передаёт переживания Ильи Ильича. Психологизм у Гончарова тоже особый: через описание предметов, бытовых деталей автор изображает не бездушность Обломова (так было у Гоголя), но противоречивую борьбу его чувств и мыслей. Оригинальность психологического раскрытия образа Обломова проявляется в том, что Гончаров показывает не процесс мышления, как Толстой и Достоевский, а уже сложившийся у героя стереотип мыслей, который, как и окружающие предметы, характеризует Илью Ильича. Показательно в этом смысле зарождение его интереса, а потом и любви к Агафье Матвеевне: Обломов начал приглядываться к своей квартирной хозяйке после того, как она угостила его очень вкусным пирогом «с цыплятами и со свежими грибами» (3, III). Пирог напомнил Илье Ильичу Обломовку.

Душевное самочувствие героя передаётся часто через его физическое состояние. Беспокойство, например, выражается тем, что Обломов вертится на своём диване: «Порой он терялся в приливе житейских забот, лежал, ворочаясь с боку на бок, временами слышались его отрывистые восклицания: "Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде трогает"» (1,I). Как бы желая спрятаться от беспокойной жизни, Обломов «кутался в халат или завёртывался в одеяло совсем с головой». Но вот пробудилась мысль, наступила минута самокритики, и «Обломов высвобождал голову из-под одеяла» (1,VIII). Обычно душевные переживания Ильи Ильича сопровождаются болезненным физическим состоянием: он объясняется с Ольгой, и его «руки и ноги похолодели», «он упал духом», «внутри него уже разыгрывалась легкая лихорадка» (2, XII).

Одной из художественных особенностей романа является переплетение лирического, трагического и комического изображения. Добролюбов отмечал, что писательская манера Гончарова ненавязчива, он не поучает читателя, как надо понимать характер или ситуацию, описанную в романе: Гончарову «нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа, - это уж ваше дело» («Что такое обломовщина?»). Но при всей объективности описания у Гончарова чувствуется глубокая симпатия к главному герою, снисходительность к нему, продиктованная ясным пониманием того зла, которое погубило его. Известно, что сначала роман назывался «Обломовщина», то есть идейный акцент ставился на социальные обстоятельства, которые сформировали ленивый, никчёмный характер героя. Однако в окончательном варианте Гончаров изменил название на «Обломов», подчёркивая тем самым важность личной драмы героя.

Комизм присутствует в первой части романа, когда Обломов никак не может встать с дивана, хотя несколько раз уже спускал ноги к домашним туфлям. Всякий раз какая-то мысль останавливала героя и, чтобы обдумать её, он опять укладывался на подушку. Уже в первой части Обломов ставит перед собой кардинальный вопрос: «Почему я такой?» (1,VIII). С этого момента в романе возникает трагическое настроение, которое постепенно усиливается к концу: Обломов, человек умный, совестливый и чуткий, но слабовольный и пассивный, не может побороть свою натуру и быстро движется к трагическому финалу, отдавая себе в том полный отчёт. Автор показывает Обломова через борьбу противоположных стремлений: эта борьба время от времени ведёт героя к мучительному сознанию своей беспомощности и желанию переменить свою жизнь, но все порывы кончаются апатией, сном, победой лени. К сожалению, из двух возможных путей, которые видит перед собой сам Обломов («Теперь или никогда! Быть или не быть!» 2, V), побеждает второй - «никогда», «не быть». Обломов отказывается от активной жизни, добровольно ограничивает своё существование заботами о вкусном обеде и покое в домике на Выборгской стороне. Лирические авторские ноты сильнее всего звучат именно в четвёртой части романа: здесь совершенно явно выражено сочувствие автора беспомощному герою.

Подводя итог, следует сказать, что роман «Обломов» - в высшей степени своеобразное произведение, глубокое по идейному содержанию и неповторимое по художественному воплощению этого содержания. Роман построен весьма просто, без эффектных сюжетных поворотов. Его ценность не во внешней занимательности, а в глубине постижения современной Гончарову русской действительности и человеческой жизни вообще. Ведь Обломов показан одновременно как продукт определённых общественных условий (обломовщины) и как личность, которая пытается им противостоять, не принимая пустую и суетную окружающую действительность. Социальное положение (помещик), неправильное воспитание (ему с детства внушалось, что труд - наказание, а отдых и покой - сказочное блаженство) предопределили, по Гончарову, трагическую судьбу главного героя. Однако неприятие жизни приводило к трагическому концу во все эпохи: обстоятельства побеждали гордого человека, который противопоставлял себя несправедливому окружающему миру. Недаром в «Обломове» повторяется гамлетовская дилемма, а сам Обломов с Захаром напоминают Дон Кихота и Санчо Панса. Испанский рыцарь тоже шёл «против течения» и из-за этого вызывал смех у «нормальных» людей, которые заранее знают, что идти против течения глупо - всё равно проиграешь.

В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения “Сон Обломова”, в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: “Почему я такой?” - и во сне получает ответ на свой вопрос. “Сон Обломова” - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.
Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет “добрый барин”. Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой, бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии. Собственно, жизнь Штольца, по его выражению, - бурная, несущаяся река, жизнь же Обломова - “болото”. Это два совершенно противоположных характера; Гончаров использует антитезу, чтобы более полно раскрыть образы Обломова и Штольца. Вообще в романе много противопоставлений, основные же - Обломов и Штольц, Обломов и Ольга, Ольга и Пшеницьша. Антитеза Обломов - Ольга подобна антитезе Обломов - Штольц, только здесь вялость и равнодушие Ильи Ильича противопоставлены живости и ненасытному уму Ольги, требующему все время новой пищи для размышлений. Такая любознательность и широта мышления, в свою очередь, противопоставлена ограниченности и индифферентности Пшеницыной. Чтобы показать возвышенность Ольги и приземленность Агафьи Матвеевны, в описании героинь Гончаров использует следующий прием: говоря об Ольге, он мало внимания уделяет ее внешности, подробнее останавливаясь на внутреннем мире; в описании же Пшеницыной все время упоминаются локти, плечи, шея - детали внешнего облика; таким образом показывается незначительность и узость ее внутреннего мира и мышления. В сравнении выявляются наиболее типичные и значимые черты характера; так создается яркий и рельефный образ.
Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи - рассуждения героя, которые он не произносит вслух. Это как бы диалог человека с самим собой; так, Обломов перед “Сном...” задумывается о своем поведении, о том, как бы вел себя другой на его месте. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти - ко всему; таким образом, опять же исследуется психология.
Художественные приемы, используемые Гончаровым, очень разнообразны. На протяжении всего романа встречается прием художественной детали, подробного и точного описания человеческой внешности, природы, внутреннего убранства комнат, то есть всего, что помогает создать у читателя полную картину происходящего. Как литературный прием в произведении также важен символ. Множество предметов имеют символическое значение, например халат Обломова - символ его повседневной привычной жизни. В начале романа главный герой не расстается с халатом; когда Ольга на время “вытаскивает Обломова из болота” и он оживает, халат забыт; в конце," в доме Пшеницыной, он опять находит применение, уже до конца жизни Обломова. Другие символы - ветка сирени (любовь Ольги), домашние тапочки Обломова (почти как халат) и другие тоже имеют большое значение в романе.
“Обломов” - произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать и рассмотреть, а исследовать истоки, причины формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенного социального типа. И. А. Гончаров добился этого, использовав разнообразные художественные средства, создав с их помощью наиболее подходящую к содержанию форму - композицию, систему образов, жанр, стиль и язык произведения.

Андрей Штольц - ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался...

Образ Обломова состоит как бы из 2 частей. Есть Обломов «заплесневевший, почти гадкий», «засаленный, нескладный кусок мяса». Есть Обломов, влюбленный в Ольгу, Обломов, который «глубоко трогателен и симпатичен в своем грустном комизме». Между этими Обломовыми...

«Обломов» (1859) - роман критического реализма, то есть изображает типический характер в типических обстоятельствах при верности деталей (данную формулировку критического реализма даёт Ф.Энгельс в письме М.Гаркнесс в апреле 1888). Эти принципы критического реализма каждый талантливый писатель выражает по-своему, создавая оригинальное литературное произведение, не похожее ни на какое другое. В «Обломове» Гончаров представил своё понимание не отдельной стороны, а всей русской жизни в переломный исторический момент - накануне отмены крепостного права, когда и общественные, и нравственные противоречия особенно обострились. Чтобы раскрыть выбранную тему, Гончаров описывает в романе жизнь одного героя - Обломова, помещика и отставного чиновника, в жизни которого не происходит ничего особенного: он почти всё время спит или мечтает, лёжа на диване сначала в квартире на Гороховой улице, потом на Выборгской стороне, а когда не спит, то ест. Таким образом, в романе очень мало действия, нет занимательного сюжета, хитрых интриг, он даже кажется затянутым.

Экспозиция занимает первую и начало второй части романа (до знакомства Обломова с Ольгой) и изображает практически одно обычное утро из жизни Ильи Ильича. Жизнь главного героя ограничена пределами одной комнаты, где он целое утро не может встать с дивана. Но в первой части, в «Сне Обломова», подробно показывается становление характера Ильи Ильича. Дворянское происхождение и положение помещика, на которого трудятся триста Захаров, а также тепличное воспитание превратили живого и любознательного мальчика в «лишнего человека», ни к чему не годного, ничего не умеющего.

Завязка действия романа - знакомство главного героя с Ольгой. История любви Обломова и Ольги составляет главную сюжетообразующую линию романа, но параллельно развивается вторая сюжетная линия - история дружбы Обломова и Штольца. История любви в жизни главного героя была недолгой и на первый взгляд очень спокойной: не было никаких внешних препятствий для этой любви (кроме разведённых мостов, которые на две недели разлучили влюблённых - 3, VI), ничто не мешало соединению молодых и любящих людей, кроме лени и апатии Обломова. В любовной сюжетной линии присутствуют две кульминации: объяснение-признание в сиреневой аллее (2, VI) и последнее объяснение (3, XI), когда оба понимают, что надо расстаться. Эта вторая кульминация практически совпадает с развязкой в истории любви. Однако роман (жизнь Обломова) продолжается и после разрыва: в четвёртой части Гончаров изображает сонное существование Ильи Ильича в доме вдовы Пшеницыной и его тихую смерть. Здесь же находится кульминация истории дружбы: Штольц берёт на себя управление Обломовкой и разбирается с фальшивым заёмным письмом, составленным ловкими мошенниками Мухояровым и Тарантьевым. Так Штольц на деле доказывает своё дружеское расположение к главному герою, а Обломов - свою полную беспомощность, ибо жизненные интересы героя сузились до сытного обеда и продолжительного сна. Следовательно, в сюжете романа нет ничего оригинального: через историю любви и дружбы раскрывается характер и Онегина, и Печорина. Однако эти «старшие братья» Обломова, как их назвал Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» (1859), совершают хоть какие-то поступки: дерутся на дуэли, испытывает судьбу, мечутся по жизни, пытаясь найти себе достойное занятие. В «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» показаны столкновения характеров в конкретных обстоятельствах, а в «Обломове» царствует сонная жизнь, которая требует от автора особых приёмов художественного воплощения. Гончаров нашёл оригинальный способ изображения своего героя - через детали и предметы, так как у Обломова нет ни поступков, ни дела, где бы он мог проявить себя.

Добролюбов отмечал, что особенность стиля Гончарова - в тщательности описания: «Автор не поражается одной стороной предмета, одним моментом бытия, а вертит предмет со всех сторон, что позволяет ему охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» («Что такое обломовщина?»). Гончаров подробно рисует халат, туфли, диван Ильи Ильича, его запылённую комнату, его неловкого, неумелого слугу Захара.

Предметы становятся знаковыми для характера Обломова. На столе в его комнате лежат книги, но они изрядно покрыты пылью. Когда главный герой влюбляется в Ольгу, он запирает в сундук свой чудесный халат, широкий и тёплый, который в романе становится символом мёртвого покоя и сна. Но когда Обломов устраивается на Выборгской стороне, халат достаётся из сундука, стирается, штопается руками заботливой хозяйки Агафьи Матвеевны, и это уже сигнал, что сонная жизнь опять победила Илью Ильича. В «Сне Обломова» автор подробно рассказывает об одном дне в Обломовке: заботы об обеде, устройство господского дома, мёртвый сон после обеда, вечерние посиделки барской семьи.

Показать характер героя через предметы блестяще умел и Гоголь. Помещики в «Мёртвых душах» изображаются сатирически, описание их мёртвых душ писатель сводит к одной главной черте. Например, в Собакевиче подчёркивается хозяйственность, основательность, неуклюжесть. Эти близкие черты проявляются во внешнем облике деревни и во внутреннем убранстве помещичьего дома: избы, заборы, даже колодец были выстроены из таких толстых брёвен, какие идут только на корабельные мачты, а мебель в гостиной Собакевича была простая, но крепкая и устойчивая, как сам хозяин, похожий на медведя средней величины.

Гончаров не повторяет, но развивает гоголевские приёмы изображения. Обломов, может, чем-то и похож на гоголевских помещиков, но упрощать его характер, видеть в нём только примитивную натуру («мёртвую душу») нельзя. Гончаров показывает мыслящего человека, который хочет понять самого себя, мечтает, любит. Главная черта характера Обломова - лень - раскрывается многосторонне, то есть освещается по-разному, с разных точек зрения. В результате писатель создаёт полный и сложный характер главного героя, не ограничиваясь сатирическим заострением одной-двух черт.

В романе Гончаров показывает умирание души главного героя, поэтому детально передаёт переживания Ильи Ильича. Психологизм у Гончарова тоже особый: через описание предметов, бытовых деталей автор изображает не бездушность Обломова (так было у Гоголя), но противоречивую борьбу его чувств и мыслей. Оригинальность психологического раскрытия образа Обломова проявляется в том, что Гончаров показывает не процесс мышления, как Толстой и Достоевский, а уже сложившийся у героя стереотип мыслей, который, как и окружающие предметы, характеризует Илью Ильича. Показательно в этом смысле зарождение его интереса, а потом и любви к Агафье Матвеевне: Обломов начал приглядываться к своей квартирной хозяйке после того, как она угостила его очень вкусным пирогом «с цыплятами и со свежими грибами» (3, III). Пирог напомнил Илье Ильичу Обломовку.

Душевное самочувствие героя передаётся часто через его физическое состояние. Беспокойство, например, выражается тем, что Обломов вертится на своём диване: «Порой он терялся в приливе житейских забот, лежал, ворочаясь с боку на бок, временами слышались его отрывистые восклицания: "Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде трогает"» (1,I). Как бы желая спрятаться от беспокойной жизни, Обломов «кутался в халат или завёртывался в одеяло совсем с головой». Но вот пробудилась мысль, наступила минута самокритики, и «Обломов высвобождал голову из-под одеяла» (1,VIII). Обычно душевные переживания Ильи Ильича сопровождаются болезненным физическим состоянием: он объясняется с Ольгой, и его «руки и ноги похолодели», «он упал духом», «внутри него уже разыгрывалась легкая лихорадка» (2, XII).

Одной из художественных особенностей романа является переплетение лирического, трагического и комического изображения. Добролюбов отмечал, что писательская манера Гончарова ненавязчива, он не поучает читателя, как надо понимать характер или ситуацию, описанную в романе: Гончарову «нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа, - это уж ваше дело» («Что такое обломовщина?»). Но при всей объективности описания у Гончарова чувствуется глубокая симпатия к главному герою, снисходительность к нему, продиктованная ясным пониманием того зла, которое погубило его. Известно, что сначала роман назывался «Обломовщина», то есть идейный акцент ставился на социальные обстоятельства, которые сформировали ленивый, никчёмный характер героя. Однако в окончательном варианте Гончаров изменил название на «Обломов», подчёркивая тем самым важность личной драмы героя.

Комизм присутствует в первой части романа, когда Обломов никак не может встать с дивана, хотя несколько раз уже спускал ноги к домашним туфлям. Всякий раз какая-то мысль останавливала героя и, чтобы обдумать её, он опять укладывался на подушку. Уже в первой части Обломов ставит перед собой кардинальный вопрос: «Почему я такой?» (1,VIII). С этого момента в романе возникает трагическое настроение, которое постепенно усиливается к концу: Обломов, человек умный, совестливый и чуткий, но слабовольный и пассивный, не может побороть свою натуру и быстро движется к трагическому финалу, отдавая себе в том полный отчёт. Автор показывает Обломова через борьбу противоположных стремлений: эта борьба время от времени ведёт героя к мучительному сознанию своей беспомощности и желанию переменить свою жизнь, но все порывы кончаются апатией, сном, победой лени. К сожалению, из двух возможных путей, которые видит перед собой сам Обломов («Теперь или никогда! Быть или не быть!» 2, V), побеждает второй - «никогда», «не быть». Обломов отказывается от активной жизни, добровольно ограничивает своё существование заботами о вкусном обеде и покое в домике на Выборгской стороне. Лирические авторские ноты сильнее всего звучат именно в четвёртой части романа: здесь совершенно явно выражено сочувствие автора беспомощному герою.

Подводя итог, следует сказать, что роман «Обломов» - в высшей степени своеобразное произведение, глубокое по идейному содержанию и неповторимое по художественному воплощению этого содержания. Роман построен весьма просто, без эффектных сюжетных поворотов. Его ценность не во внешней занимательности, а в глубине постижения современной Гончарову русской действительности и человеческой жизни вообще. Ведь Обломов показан одновременно как продукт определённых общественных условий (обломовщины) и как личность, которая пытается им противостоять, не принимая пустую и суетную окружающую действительность. Социальное положение (помещик), неправильное воспитание (ему с детства внушалось, что труд - наказание, а отдых и покой - сказочное блаженство) предопределили, по Гончарову, трагическую судьбу главного героя. Однако неприятие жизни приводило к трагическому концу во все эпохи: обстоятельства побеждали гордого человека, который противопоставлял себя несправедливому окружающему миру. Недаром в «Обломове» повторяется гамлетовская дилемма, а сам Обломов с Захаром напоминают Дон Кихота и Санчо Панса. Испанский рыцарь тоже шёл «против течения» и из-за этого вызывал смех у «нормальных» людей, которые заранее знают, что идти против течения глупо - всё равно проиграешь.

Писатель-реалист, Гончаров счи­тал, что художника должны интересовать в жизни устойчивые формы, что дело истинного писателя - создание устойчивых типов, которые слагаются «из долгих и многих повторений или настроений явлений и лиц». Эти принципы и определили основу романа «Обломов».

Добролюбов дал точную характеристику Гончарова-художника: «объективный талант». В статье «Что такое обломовщина?» он подме­тил три характерных признака писательской манеры Гончарова. Прежде всего это отсутствие дидактизма: Гончаров не делает от сво­его имени никаких готовых выводов, он изображает жизнь такою, какой ее видит, и не пускается в отвлеченную философию и нраво­учения. Вторая особенность Гончарова, как считает Добролюбов, за­ключается в умении создавать полный образ предмета. Писатель не увлекается какой-либо одной стороной его, забывая об остальных. Он «вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления». Наконец, своеобразие писателя Добролюбов видит в спо­койном, неторопливом повествовании, стремящемся к максимально возможной объективности.

Художественный талант писателя отличают также изобразитель­ность, пластичность и детализация описаний. Живописность изо­бражения позволяет проводить сравнение с фламандской живопи­сью или бытовыми набросками русского художника П.А. Федотова. Таковы, например, в «Обломове» описания жизни на Выборгской стороне, в Обломовке или же петербургского дня Ильи Ильича.

Особую роль при этом начинают играть художественные детали. Они не только помогают создать яркие, красочные запоминающиеся картины, но и приобретают характер символа. Такими символами яв­ляются туфли и халат Обломова, диван, с которого его поднимает Ольга и на который он вновь возвращается, завершив свою «поэму любви». Но, изображая эту «поэму», Гончаров использует совсем иные детали. Вместо приземленных, бытовых предметов появляются поэти­ческие детали: на фоне поэтичного образа куста сирени развиваются отношения Обломова и Ольги. Их красота и одухотворенность под­черкивается красотой звучания арии casta diva из оперы В. Беллини «Норма», которую исполняет наделенная певческим даром Ольга.Сам писатель подчеркивал музыкальное начало в своих произве­дениях. Он утверждал, что в «Обломове» само любовное чувство, в его спадах, подъемах, унисонах и контрапунктах, развивается по за­конам музыки, отношения героев не столько изображаются, сколько разыгрываются «музыкой нерв».

Гончарову присущ также и особый юмор, призванный не казнить, а, как говорил писатель, смягчать и улучшать человека, подставляя ему «нельстивое зеркало его глупостей, уродливостей, страстей, со всеми последствиями», чтобы с их сознанием явилось и «знание, как остеречься». В «Обломове» гончаровский юмор проявляется и в изо­бражении слуги Захара, и в описании занятий обломовцев, быта Вы­боргской стороны и зачастую касается изображения главных героев.

Но самое важное для Гончарова качество произведения - это особая романная поэзия. Как отмечал еще Белинский, «поэзия… в таланте г. Гончарова - агент первый и единственный». Сам же ав­тор «Обломова» называл поэзию «соком романа» и отмечал, что «ро­маны … без поэзии - не произведения искусства», а их авторы - «не художники», а всего лишь более или менее даровитые бытописатели. В «Обломове» важнейшим из «поэтических» начал выступает сама «изящная любовь». Поэтичность создается особой атмосферой весны, описанием парка, ветки сирени, сменяющимися картинами знойного лета и осенних дождей, а затем засыпавшего дома и улицы снега, которые сопровождают «поэму любви» Обломова и Ольги Ильинской. Можно сказать, что поэзия «пронизывает» всю романную структуру «Обломова», является его идейно-стилевым стержнем.

Эта особая романная поэзия воплощает общечеловеческое нача­ло, вводит произведение в круг вечных тем и образов. Так в харак­тере главного героя романа Обломова варьируются черты шекспи­ровского Гамлета и сервантесовского Дон Кихота. Все это не только придает роману удивительное единство и целостность, но и опреде­ляет его непреходящий, вневременный характер.

  1. Новое!

    Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя. Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал опре­деление этого понятия...

  2. Роман Гончарова “Обломов” является второй частью его знаменитой трилогии, открывает которую роман “Обыкновенная история”. Роман “Обломов” назван по имени главного героя- Ильи Ильича Обломова-помещика, жившего в Петербурге спокойной и размеренной жизнью. ...

    И. А. Гончаров Тема: ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ: ДВА ВОСПРИЯТИЯ МИРА (по роману И. А. Гончарова "Обломов") И. А. Гончаров работал над романом "Обломов" в течение десяти лет. В этом (лучшем!) произведении автор выразил свои убеждения...

    В романе “Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Однако для того, чтобы...

В романе «Обломов» Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX века. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения «Сон Обломова», в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: «Почему я такой?» - и во сне получает ответ на свой вопрос. «Сон Обломова» - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.
Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет «добрый барин». Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненна беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными едой и сном, бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полон энергии. Собственно, жизнь Штольца, по его выражению, - бурная, несущаяся река, жизнь же Обломова - «болото». Это два совершенно противоположных характера; Гончаров использует антитезу, чтобы более полно раскрыть образы Обломова и Штольца. Вообще, в романе много противопоставлений, основные же - Обломов и Штольц, Обломов и Ольга, Ольга и Пшеницына. Антитеза Обломов - Ольга подобна антитезе Обломов - Штольц, только здесь вялость и равнодушие Ильи Ильича противопоставлены живости и ненасытному уму Ольги, требующему все время новой пищи для размышлений. Такая любознательность и широта мышления, в свою очередь, противопоставлена ограниченности и индифферентности Пшеницыной. Чтобы показать возвышенность Ольги и приземленность Агафьи Матвеевны, в описании героинь Гончаров использует следующий прием: говоря об Ольге, он мало внимания уделяет ее внешности, подробнее останавливаясь на внутреннем мире; в описании же Пшеницыной все время упоминаются локти, плечи, шея - детали внешнего облика; таким образом показывается незначительность и узость ее внутреннего мира и мышления. В сравнении выявляются наиболее типичные и значимые черты характера; так создается яркий и рельефный образ.
Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи - рассуждения героя, которые он не произносит вслух. Это как бы диалог человека с самим собой; так, Обломов перед «Сном...» задумывается о том, как бы вел себя другой на его месте. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти - ко всему; таким образом опять же исследуется психология.
Художественные приемы, используемые Гончаровым, очень разнообразны. На протяжении всего романа встречается прием художественной детали, подробного и точного описания человеческой внешности, природы, внутреннего убранства комнат, то есть всего, что помогает создать у читателя полную картину происходящего. Как литературный прием в произведении также важен символ. Множество предметов имеют символическое значение, например, халат Обломова - символ его повседневной, привычной жизни. В начале главный герой не расстается с халатом; когда Ольга на время «вытаскивает Обломова из болота» и он оживает, халат забыт; в конце, в доме Пшеницыной, он опять находит ему применение, и уже до конца жизни Обломова. Многие символы - ветка сирени (любовь Ольги), домашние тапочки Обломова (почти как халат) и другие тоже имеют большое значение в романе.
«Обломов» - произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать и рассмотреть, а исследовать истоки, причины формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенного социального типа. И.А. Гончаров добился этого, использовав разнообразные художественные средства, создав с их помощью наиболее подходящую к содержанию форму - композицию, систему образов, жанр, стиль и язык произведения.



Загрузка...
Top