Музыкальные уголки в детском саду по фгос. Иллюстративные материалы: фотогалерея

Реализация ФГОС в условиях детского сада
Рекомендация для педагогов дошкольных учреждений

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ:
Статья 48. Педагогические работники обязаны:
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ​ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ:

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Создание творческой зоны в группе необходимо для развития музыкальных и творческих способностей дошкольника. Это неотъемлемая часть всего педагогического процесса, которая очень важна для воспитания в ребёнке эстетических, культурных и нравственных качеств, а также для выявления и развития у него творческих и музыкальных способностей.

С чего начать создание такой творческой зоны?

II Совместно с музыкальным руководителем подобрать оборудование

по разделам, которые соответствует данной возрастной группе:

2.1. Слушание:

Приобрести портреты известных русских, зарубежных (в том числе современных композиторов (М.Глинка, П.Чайковский, Д.Кабалевский, А.Моцарт, Л.Бетховен, И.Бах, Красев);
-Пополнить фонотеку по слушанию и восприятию музыки (классические, детские, тематические и современные музыкальные произведения)
-Приобрести DVD диски с познавательной информацией об искусстве.
-Подобрать иллюстрации музыкальных инструментов, ноты, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

2.2.Игра на детских музыкальных инструментах:

Бутафорские музыкальные инструменты - игрушки (изготавливаются педагогами, совместно с детьми) - это не озвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами (пианино, гармошка, балалайка);
- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки, куклы - неваляшки, образные музыкальные поющие или танцующие игрушки (собачка котик, петушок, зайка);
-Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: детское пианино, гармошка, со средней группы добавляется металлофон;
-Озвученные игрушки: (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки) Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию;
-Шумовые инструменты: бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, ложки.

2.3 Пение и подпевание:

Завести тетрадь для записи песен, стихов, потешек, разучиваемых на музыкальных занятиях;
- Приобрести аудиозаписи плюсов или минусов, разучиваемого песенного материала.

2.4 Дидактические игры:

-«Солнышко или дождик» (на различение характера музыки
-«Тихо-громко» (на различение динамики)
-«Угадай на чем играю» (на развитие тембрового и звуковысотного слуха)
-«Ритмические матрёшки» (на развитие ритмического слуха)

III Оформить папку с теоретическим материалом:

3.1Консультации для воспитателей:
3.2Консультации для родителей:
3.3 Сценарии музыкальных утренников, проводимых в группе.

При оформлении музыкально-творческой зоны нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
Музыкальная предметная среда должна соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, стол, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также в виде пирамидки, в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик.
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Музыкальный уголок можно оформить совместно с другими уголками, например, с речевым или познавательным.
Интересным вариантом оформление является объединение музыкальной и театральной зон.
Предлагаю поместить в музыкальный уголок следующие виды театров:
1. Театр картинок (Фланелеграф). (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью.
С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.
2. Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички). Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев.
3. Настольный театр (русские народные сказки)
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.

Татьяна Москалева
Организация предметно-развивающей среды согласно ФГОС. Музыкальный уголок.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды . Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда , окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них .

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов , людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе , (музыкально-театральная зона ) . Наличие в группе музыкальных инструментов уже вызывает у ребенка желание научиться на них играть, а с помощью музыкально -дидактического материала можно решать разнообразные воспитательные задачи в доступной для детей игровой форме (например развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.).

Основными требованиями музыкального уголка являются :

1 Эстетичность музыкального уголка , его отдельных элементов.

2. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

3. Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

4. Удобное расположение музыкального уголка или музыкально-театральной зоны .

Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию , также можно оформить музыкальный уголок в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик, можно в виде елочки с игрушкам и т. д.

При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.

Итак, в музыкальных уголках в в ясельной и мл . гр. должны находиться :

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки; мягкие музыкальные игрушки ; куклы - неваляшки, образные музыкальные поющие или танцующие игрушки (собачка котик, петушок, зайка и т. п.)

иллюстрации музыкальных инструментов , ноты, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах .

Бутафорские музыкальные инструменты- игрушки((что это такое) -это неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами .

(пианино, гармошка, балалайка и т. д.)

Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого

музицирования : (детское пианино, гармошка, со средней группы добавляется металлофон и т. д.)

5. Озвученные игрушки (музыкальный молоточек , шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки и т . д. дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

5. Шумовые инструменты : (бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, ложки и др.).

6. Также необходимы в музыкальном уголке : Музыкально - дидактические игры : («Птицы и птенчики» , «Угадай на чем играю?» , «Где мои детки?» «Чудесный мешочек» ).

Для музыкальной игры можно изготовить музыкальную лесенку из 3х ступенек. На 1 ступеньке низко сидит мама птица и поет низко чик –чирик, а птенчики сидят высоко и поют высоким голосом чик- чирик. Игра на развития высоты звука.

Музыкально дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку .

Также в музыкально -театральной зоне должны находиться атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества :

Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные . В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т. д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.

Сейчас очень модно изготавливать самодельные музыкальные инструменты и всевозможного бросового материала.

Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия.

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности , необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне , вносить новое оборудование.

Для прослушивания произведений классической музыки , детских песен и музыкальных сказок , а также во время занятий, например рисованием или для пробуждения после дневного сна необходим магнитофон.

Можно даже оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (детские песни, народная и классическая музыка , голоса птиц и животных, шумы природных явлений и воды, русские народные сказки и сказки мира). Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания , обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка.

В музыкальном уголке должны быть театры :

Знакомство детей с театральной игрой и театральной куклой начинается уже в раннем детстве. Важно, чтобы уже первые встречи с театральной куклой создавали радостную атмосферу.

Виды театров :

Театр картинок (Фланелеграф)

Пальчиковый театр

Кукольный театр

1. Театр картинок (Фланелеграф) . (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью.

С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.

Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички и т. д.)

Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает и ценными навыками общения.

В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.

Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются, звукопадражают : собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т. д.) В свою очередь ребенок усваивает эти способы и впоследствии будет играть сам.

Игра на детских музыкальных инструментах очень нравится детям, конечно, сначала это будут погремушки, колокольчики. Кстати, владеть колокольчиком не сразу получится. Вы должны объяснить ребёнку, что держать колокольчик нужно двумя пальчиками за «ушко» . Только тогда звук будет громким. Затем, можно попробовать играть левой рукой (сначала воспитатель, потом дети) . Гораздо легче ребёнку будет обращаться с бубенцами, это тоже колокольчик, но закрытый. Причём, бубенцы бывают самых разных видов – на деревянной ручке, на тканевом манжете, в форме погремушки.

Начиная со 2 мл. гр. Воспитатель, наблюдая за детьми во время самостоятельной музыкальной деятельности показывает новые игры, приемы, поддерживает инициативу одних детей, отмечает в какой помощи нуждается другой ребенок. Кроме того, воспитатель должен уметь заметить, когда дети исчерпали все возможности данной игры и заменить ее другой. Поэтому игры, инструменты необходимые в работе находятся в доступном детям месте, остальные же можно убрать и менять по мере необходимости.

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях , в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Публикации по теме:

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой развивающая среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО Деловая игра для педагогов ДО на заседании КМО. В ФГОС большое значение придается развивающей среде, которая является частью целостной.

Раздевалка детского сада оформляется согласно комплексно-тематическому планированию. В этом учебном году наша средняя группа отметила новоселье.

Консультация «Организация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» В настоящее время, в связи с введением ФГОС, нами, педагогами ДОУ остро встает вопрос об организации ППРС согласно новым требованиям. ППРС.

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

Болданкова Ирина Геннадьевна музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад № 9 "Золотой ключик"

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя гру ппа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)

Старшая груп па.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Ручные знаки (5ст.)
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная гру ппа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
--Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Елена Игнатова
Оснащение музыкальных уголков в группах

Самостоятельная деятельность детей

Главное условие для самостоятельной деятельности детей – создание музыкальных уголков.

Требования к музыкальным уголкам

1. Эстетичность.

2. Наличие всех необходимых пособий.

3. Учет возрастных особенностей.

4. Педагогически грамотное руководство детей со стороны воспитателя.

5. Удобное расположение.

Программное содержание

1. Обеспечить самостоятельную музыкальную деятельность детей.

2. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

3. Стимулировать развитие творческих способностей детей.

4. Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.

Музыкальный уголок – I младшая группа

1. Музыкальные инструменты.

Шумовые (погремушки, колокольчики, бубенчики, игрушки – пищалки, поющие волчки).

Ударные (барабан, бубен, молоточки).

Духовые (различные дудочки, свистульки).

Музыкальные игрушки с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках).

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

Песни, танцы для праздников, досугов.

Произведения «Слушание».

Музыкальные сказки.

Народные песенки, детские, колыбельные.

4. Картинки.

Музыкальные инструменты.

Музыкальные профессии (певец, танцор).

Иллюстрации «Слушание».

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика.

6. «Песенки – картинки».

7. Дидактические игры.

8. Печатные издания (стихи, загадки).

9. Дидактический материал.

Лесенка 3 ступени.

Звучащие предметы – заместители.

10. Картотека пальчиковых игр.

11. Атрибуты для танцев.

12. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

13. Костюмы, маски для театрализации.

14. Различные виды театров.

15. Сценарии праздников.

Музыкальный уголок – младшая группа

1. Музыкальные инструменты.

Духовые (дудочки, свистульки).

Клавишные (металлофон).

Ударные (барабан, бубен, музыкальный молоточек, гонг, тарелки).

Шумовые (колокольчики, бубенчики, погремушки, игрушки – пищалки, поющие волчки, трещотки, деревянные палочки).

Неозвученные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты с фиксированным звуком (механические или на батарейках).

Игрушки поющие, танцующие и играющие на инструментах.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

Детские песни.

Произведения «Слушание».

Звучание оркестра.

Музыкальные сказки.

4. Картинки.

Музыкальные инструменты.

Жанры (марш – праздничный, военный, детский, спортивный, игрушечный; танец – веселая пляска, вальс, спортивный, хоровод; песня – детская, хоровая, колыбельная, народная).

Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант).

Оркестр (шумовой, народный).

Иллюстрации «Слушание».

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые игры.

6. Дидактические игры.

7. Дидактический материал.

Нотный стан.

Лесенка 3 ступени.

Ковролин, карточки.

Кубики и мячики со звучащими наполнителями.

Пособие «Эмоции».

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

12. Различные виды театров.

14. Сценарии праздников.

Музыкальный уголок – средняя группа

1. Музыкальные инструменты.

Духовые (дудочки, свистульки, труба).

Струнные (гусли).

Ударные (бубен, барабан, ложки, гонг, тарелки).

Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки).

Клавишные (металлофон, пианино).

Неозвученные музыкальные инструменты.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

Произведения «Слушание».

Классическая и народная музыка.

Детские песни, детский фольклор.

Танцы народов мира.

Колыбельные песни и музыка для релаксации.

Музыкальные сказки.

4. Картинки.

Музыкальные инструменты.

Жанры (песня – детская, колыбельная, эстрадная, авторская; танец – хоровод, на льду, молодежный, разных народов; марш – спортивный, траурный, военный, торжественный, игрушечный).

Портреты композиторов.

Музыкальные профессии (певец, танцор, музыкант, дирижер).

Оркестр (народный).

Ансамбль.

Концерт.

Иллюстрации «Слушание».

6. Дидактические игры.

7. Дидактический материал.

Немая клавиатура.

Лесенка 5 ступеней.

Ковролин, карточки.

Пособие «Эмоции».

Пластиковые емкости с разными наполнителями.

Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (сказки, стихи, загадки).

Музыкальный уголок – старшая группа

1. Музыкальные инструменты.

Струнные (арфа, гитара, гусли).

Духовые (дудочки, горн, свистульки, губная гармошка).

Ударные (барабан, ложки, треугольник, бубен, трещотки, гонг, тарелки)

Шумовые (колокольчики, игрушки – пищалки, маракасы, трещотки, цимбала).

Клавишные (металлофон, пианино, гармошка).

Неозвученные музыкальные инструменты.

Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией (механические или на батарейках).

Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

Произведения «Слушание».

Детские песни.

Колыбельные песни и музыка для релаксации.

Звучание оркестра.

Музыкальные сказки.

4. Картинки.

Музыкальные инструменты.

Жанры (песня - детская, колыбельная, хоровая, дуэт, народная, эстрадная, авторская; танец – спортивный, пляска, полька, вальс, хоровод, пляски разных народов, на льду, молодежный; марш – военный, детский, солдатики, спортивный, праздничный, траурный, карнавальный, торжественный, кавалерийский).

Портреты композиторов.

Музыкальные профессии (певец, танцор, различные музыканты, дирижер).

Оркестр (духовой, струнный).

Ансамбль, хор, концерт.

Иллюстрации «Слушание».

Схемы танцев.

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

7. Дидактический материал.

Немая клавиатура.

Дирижерская палочка.

Лесенка 7-8 ступеней.

Ковролин, карточки.

Пособие «Эмоции».

Музыкальные ребусы.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски, элементы декораций для театрализации.

12. Различные виды театров.

14. Сценарии досугов и праздников.

Музыкальный уголок – подготовительная группа

1. Музыкальные инструменты.

Струнные смычковые и щипковые (арфа, гитара, скрипка, балалайка).

Духовые металлические и деревянные (дудочки, свирель, губная гармошка, триола, свистульки).

Ударные (барабан, бубен, ложки, цитра, треугольник, костаньеты, трещотки, гонг, тарелки)

Шумовые (колокольчики, игрушки-пищалки, маракасы, цимбала).

Клавишные язычковые и ударные (металлофон, ксилофон, пианино, аккордеон).

Неозвученные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты с фиксированным звуком, мелодией (механические или на батарейках)

Звучащие предметы – заместители, изготовленные совместно с детьми.

2. «Песенки – картинки».

3. Фонотека.

Песни, танцы, игры для праздников, досугов.

Произведения «Слушание».

Музыкальные сказки.

Классическая, народная, современная музыка.

Детские песни.

Танцы разных народов.

Колыбельные песни, музыка для релаксации.

4. Картинки.

Музыкальные инструменты.

Жанры (песня, танец, марш, опера, балет, концерт).

Портреты композиторов.

Оркестр (симфонический).

Ансамбль, хор, концерт.

Музыкальные профессии.

Иллюстрации «Слушание».

Схемы танцев, перестроений.

5. Игры на дыхание, артикуляционная гимнастика, голосовые и речевые игры.

6. Музыкальные дидактические игры.

7. Дидактический материал.

Немая клавиатура.

Дирижерская палочка.

Лесенка 8 ступеней.

Ковролин, карточки.

Пособие «Эмоции».

Музыкальные ребусы.

8. Картотека пальчиковых игр.

9. Атрибуты для танцев.

10. Атрибуты для музыкальных подвижных игр.

11. Костюмы, маски, декорации для театрализации.

12. Различные виды театров.

13. Печатные музыкальные издания (рассказы, стихи, загадки).

14. Сценарии досугов и праздников.

Публикации по теме:

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:.

Консультация для родителей «Значение тематических уголков в группах детского сада» Детский сад - это второй родной дом для ребенка куда он приходит не только играть, гулять, но и знакомиться с окружающим миром, получать.

Оборудование: банка из - под майонеза, самоклеющаяся бумага, бельевая верёвка, ножницы, карандаш, кожа (или крепкая, плотная ткань). Шаг.

Методические рекомендации для музыкальных руководителей «Создание здоровьесберегающей среды на музыкальных занятиях» В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются.



Загрузка...
Top