О нравственной культуре современного башкортостана. Общегражданская идентичность в контексте формирования башкирской городской культуры

12.5 Материальная культура башкир

12.5.1 Жилища и поселения . Основным типом жилища башкир – кочевников балы переносная войлочная юрта (тирмэ ). Внешне она напоминает полусферическую фигуру , покрытую войлоком . Стены юрты высотой около 170 – 180 см составлялись из слегка изогнутых деревянных планок . Щиты скреплялись между собой волосяными веревками и образовывали замкнутый круг . Каркас крыши состоял из жердочек , насажанных верхними концами в купольный круг и сое диненных внизу с выступающими концами решеток стен, которые по верхнему краю стягивались узким полотнищем, сотканным в ковровой или паласной технике. Стены и крыши юры покрывались войлоком. Наверху оставлялось отверстие, служащее одновременно в качестве окна и дымохода. Юрта имела двухстворчатые дощатые двери, иногда закрывалась циновкой или войлоком. Диаметр средней юрты составлял 5 – 6 метров .

Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам войлока, юрта одинаково надежно защищала и от холода, и от летней жары. Для обогрева и приготовления пищи в непогоду и зимнее время в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел.

Состоятельные семьи имели по 2 и более юрт. В почетной, или гостевой, юрте (атс тирмз), крытой белым войлоками, жил глава семьи или кочевой группы с женой, в хозяйственной (черной) – молодые члены семьи , дети и работники . Здесь же хранились разного рода припасы , утварь . В гостевой юрте стены завешивали паласами , вышивками , одеждой , земляно й пол устилали кошмами и коврами. В ней с правой стороны от входа занавесом отделяли хозяйственную или женскую половину, откуда подавались кушанья и напитки во время трапезы.

Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северной части Башкирии, в лесных и горных районах, особенно там, где продолжали жить ассимилированные башкирами племена местного происхождения, бревенчатый дом являлся преобладающим. Срубные постройки постепенно, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников, которые ставили их на зимниках, а кое – где , в первую очередь в долинах горных рек , также и на местах летних кочевий .

Бревенчатая башкирская изба в начальных порах во многом повторяла, особенно в интерьере, обстановку войлочной юрты. В ней сооружали большие нары, чего не было в юрте, но убранство нар было таким же, как и почетной половины юрты: их сплошь застилали кошмами и паласами, на одном конце на особых подставках складывали горкой постельные принадлежности, узорные войлоки и паласы и перетягивали узорной лентой. Печи еще не было, ее заменял своеобразный глинобитный камин с жердевым каркасом и прямым дымоходом. На небольшие окна натягивали брюшину, бычий пузырь, через который едва проникал солнечный свет.

В степной части башкиры строили глинобитные и, реже, пластовые (из дерна) дома. В качестве подсобного помещения, где готовили пищу и хранили продукты, сооружали асалык из луба, тына или плетня. На летовках такие постройки для многих являлись основным жилищем. Довольно широко был распространен конусообразный шалаш, составленный из прислоненных друг к другу толстенных жердей. На кратковременных стоянках, особенно во время больших сборищ и празднеств, делали двускатные шалаши и наклонные заслоны (сыт).

Таким образом, жилые помещения башкир были разнообразны. В этом сказалось разнообразие природных условий края и то обстоятельство, что в процессе сложения башкирского этноса в его состав вошли различные этнические образования (племена, группы племен), каждое со своими культурными навыками и традициями.

Скот находился в основном под открытым небом, на летних и зимних пастбищах. Для той части скота, который необходимо было иметь при жилище, делались жердевые загоны и сараи. Новорожденный молодняк содержали в жилом доме, пока не окрепнут.

Формы поселений всецело зависели от структуры социальной организации и хозяйственно – бытового уклада . Башкирские аулы представляли , как правило, поселения кочевых групп, которые состояли из родственных семей, объединенных вокруг одного состоятельного хозяина и зависимых от него экономически. Кочевая группа включала также выходцев из других родов, оказавшихся в той или иной форме зависимости от главы группы. Поэтому население аула (кочевая группа) и родовое подразделение не были тождественны.

В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселений. Зимние поселения отличались от весенне – летних и осенних наличием более капитальных жилых построек и помещений для скота. В них создавались также запасы продовольствия и корма. Надо сказать, поскольку к зимникам сгонялся не весь скот, а лишь рабочие лошади и маточное поголовье, часть населения проводила зиму при стадах и табунах на отдельных пастбищах с непродуктивным скотом и молодняком.

С переходом к оседлости постоянные аулы, как правило, возникали на местах зимников. Это был естественный процесс, так как и прежде в зимниках проходил наиболее продолжительный период жизни населения в году, и они располагались в местах, удобных для жизни и хозяйственной деятельности аула.

12.5.2 Пища. В соответствии с укладом хозяйства основу пищевого рациона большей части башкир составляли мясные и молочные продукты. Удельный вес мяса в пищи был велик летом и осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, на лето – вялили и коптили . Особым лакомством считались казы – вяленые колбасы из конского жира и мяса .

Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока – кумыс , который тоже заготовляли на зиму путем замораживания . Традиционным пра здничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.

У башкир сложилось и земледельческая кухня. Видимо, к глубокой старине восходит традиция потреблять зерна в цельно – каленом виде . К древнейшим блюдам относится кужэ – род супа из целых зерен ячменя, полбы или пшеницы. Каленые зерна дробили в ступах или размалывали в каменных жерновах, получалась мукообразная масса талкан, который брали с собой в дальний путь и ели, размешивая водой или молоком. Каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы являлись гостевым блюдом. Для торжественных случаев особое кушанье из муки на сметане. Хлеб пекли из пресного теста, обычно в виде лепешек в золе. О древности использования злаков в пищу говорит широкое распространение в прошлом напитка буза, приготовляемого из проросших зерен. Однако удельный вес пищевых блюд из злаков, из – за незначительных масштабов земледелия , был невелик .

В пищевой рацион башкир входили продукты охоты. Они потребляли мясо многих обитающих в крае диких животных и зверей, птиц, а также рыбу.

Довольно рано проник в Башкирию чай. В процессы торговли и обмена с южными краями привозили, правда, в небольших количествах, сладости и фрукты. Значительно место среди сладких блюд занимал мед. Как и топленое масло, мед применялся для консервирования ягод и плодов. Башкиры собирали клубнику, смородину, землянику, черемуху, вишню, костику, бруснику, клюкву и другие ягоды, часть из них сушили, другую консервировали в масле меде, а из клубники, земляники и смородины делали пастилу.

Весной башкиры пили березовый сок. Было принято снимать камбий – мякоть вновь образовавшийся древесины – у березы , осины и некоторых других деревьев . Из трав в пищу шли дикий лук , чеснок , особой популярностью пользовалась луковица сараны , которую заготовляли такж е в прок. Листья клубники, вишни, душицы использовали вместо чая. Потребление диких плодов, ягод, трав и различных кореньев особенно возрастало в голодные годы. В такие годы использовали также кору различных деревьев, желуди.

12.5.3 Бытовая утварь. Условия кочевой жизни требовали и удобную для перевозки утварь. Наиболее подходящим для изготовления сосудов и посуды материалом башкиры считали шкуры скота. Как и другие кочевники, они умели снимать шкуру животных без разрезов линии ног и живота. Из такой шкуры делали большие сосуды для хранения запасов кумыса и кислого молока. Из кожи задних ног лошади изготовляли большие бутылеобразные сосуды, из шкуры передних ног – меньшие бутылки (Куллык , Куллас , муртай ). Впрочем , ботлок и мурта й различались не столько по размерам, сколько по форме, а велечина каждого вида сосуда зависела от возраста животного. Кожа головы лошади шла на изготовление сосуда в виде ведерка с расширяющимся днищем, употреблявшегося для дойки кобылиц. Из кожи шеи делали низкую кадушку для подачи гостям кумыса и бузы. Кожаные сосуды, благодаря прочности и легкости, были удобны для перевозки жидких продуктов вьюнком на лошадях.

12.5.4 Одежда. Основными материалами для изготовления одежды были домашней выделки сукно, овчина, меха и, конечно же, фабричные ткани.

Башкирский костюм многообразен и богат. Для населения горной Башкирии характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Красочны были праздничные белые чекмени. Колоритным женским убором был шлемообразный кашмау. В бассейне р. Демы верхняя одежда в углах подола и на спине украшалась монетами. На нагрудник нашивали разнообразные серебреные бляхи. На северо-востоке Башкортостана головным убором женщин стал Кушьяулык. В старину здесь также носили налобники.

Драгоценными камнями, металлическими бляхами украшался поясной ремень, его мог заменить и билбау. В целом национальная одежда башкир привлекает внимание практичностью и простотой, и в то же время праздничные костюмы удовлетворяли самые изысканные вкусы. Складывалась она на протяжении столетий и отражает национальное своеобразие народа.

Российская Федерация - многонациональная страна. Государство населяют различные народы, у которых свои верования, культура, традиции. В есть такой субъект РФ - Республика Башкортостан. Она входит в Этот субъект Российской Федерации граничит с Оренбургской, Челябинской и Свердловской областями, Пермским краем, Республиками в составе РФ - Удмуртией и Татарстаном. является город Уфа. Республика является первой автономией по национальному признаку. Она была образована еще в 1917 году. По численности населения (более четырех миллионов человек) она также занимает первое место среди автономий. Республику населяют преимущественно башкиры. Культура, религия, народа будут темой нашей статьи. Следует сказать, что башкиры проживают не только в Республике Башкортостан. Представителей этого народа можно встретить в других уголках Российской Федерации, а также на Украине и в Венгрии.

Что за народ - башкиры?

Это автохтонное население одноименной исторической области. Если составляет более четырех миллионов человек, то этнических башкиров в ней проживает всего 1172287 человек (согласно последней переписи 2010 года). Во всей Российской Федерации насчитывается полтора миллиона представителей этой народности. Еще около ста тысяч выехали за рубеж. Башкирский язык выделился из алтайской семьи западнотюркской подгруппы давно. Но письменность вплоть до начала ХХ века у них была на основе арабской вязи. В Советской Союзе «указом сверху» ее перевели на латиницу, а в годы правления Сталина - на кириллицу. Но не только язык объединяет народ. Скрепляющим фактором, позволяющим сохранить свою идентичность, является и религия. Большинство верующих башкир - мусульмане-сунниты. Ниже мы более подробно рассмотрим их религию.

История народа

По утверждениям ученых, древних башкир описывали еще Геродот и Клавдий Птолемей. «Отец Истории» называл их аргиппеями и указывал, что этот народ одевается по-скифски, но говорит на особом наречии. Китайские же хроники причисляют башкир к племенам гуннов. В «Книге Суй» (седьмое столетие) упоминаются народности Бей-Дин и Бо-Хан. Их можно идентифицировать как башкир и волжских булгар. Больше ясности вносят средневековые арабские путешественники. Приблизительно в 840 году Саллам ат-Тарджуман посетил край, описал его пределы и быт жителей. Он характеризует башкир как независимый народ, обитающий по обоим склонам Уральского хребта, между реками Волгой, Камой, Тоболом и Яиком. Это были полукочевые скотоводы, но очень воинственные. Арабский путешественник упоминает и анимизм, который исповедовали древние башкиры. Религия их подразумевала двенадцать богов: лета и зимы, ветра и дождя, воды и земли, дня и ночи, лошадей и людей, смерти. Главным над ними был Дух неба. В верования башкир также входили элементы тотемизма (некоторые племена почитали журавлей, рыб и змей) и шаманизма.

Большой исход к Дунаю

В девятом веке предгорья Урала в поисках лучших пастбищ покинули не только древние мадьяры. К ним присоединились и некоторые башкирские племена - кесе, еней, юрматы и некоторые другие. Эта кочевая конфедерация сначала осела на территории между Днепром и Доном, образовав страну Леведию. А в начале десятого столетия, под предводительством Арпада, она начала продвижение далее на запад. Перевалив через Карпаты, кочевые племена завоевали Паннонию и основали Венгрию. Но не следует думать, что башкиры быстро ассимилировались с древними мадьярами. Племена разделились и стали жить по обоим берегам Дуная. Верования башкир, которые успели исламизироваться еще в Приуралье, стали постепенно заменяться единобожием. Арабские хроники двенадцатого века упоминают, что на северном берегу Дуная обитают христиане-хункары. А на юге Венгерского королевства живут башгирды-мусульмане. Главным городом у них был Керат. Конечно, ислам в сердце Европы не мог существовать долго. Уже в тринадцатом столетии большинство башкиров перешло в христианство. А в четырнадцатом мусульман в Венгрии не оказалось совсем.

Тенгрианство

Но вернемся к ранним временам, до исхода части кочевых племен с Урала. Рассмотрим более подробно верования, которые тогда исповедовали башкиры. Религия эта называлась Тенгри - по имени Отца всего сущего и бога неба. Во Вселенной, по мнению древних башкиров, существует три зоны: земля, на ней и под ней. И в каждой из них была явная и невидимая часть. Небо делилось на несколько ярусов. На самом высшем обитал Тенгри-хан. У башкир, не знавших государственности, было, тем не менее, четкое понятие о Все остальные боги были ответственны за стихии или явления природы (смену времен года, грозу, дождь, ветер и т.д.) и безоговорочно подчинялись Тенгри-хану. Древние башкиры не верили в воскрешение души. Но они считали, что настанет день, и они оживут в теле, и будут жить дальше на земле заведенным мирским укладом.

Соединение с исламом

В десятом столетии на территории, населенные башкирами и волжскими булгарами, стали проникать мусульманские миссионеры. В отличие от крещения Руси, которое встретило яростное сопротивление языческого народа, кочевники-тенгрианцы приняли ислам без эксцессов. Понятие о религии башкир идеально соединилось с представлениями о едином Боге, которое дает Библия. Тенгри стал ассоциироваться у них с Аллахом. Тем не менее «нижние боги», ответственные за стихии и природные явления, еще долго были в почете. Да и сейчас след древних верований можно проследить в пословицах, обрядах и ритуалах. Можно сказать, что тенгрианство преломилось в массовом сознании народа, создав своеобразный культурный феномен.

Принятие ислама

Первые мусульманские захоронения на территории Республики Башкортостан датируются восьмым веком. Но, судя по предметам, найденным в могильнике, можно судить, что усопшие, скорее всего, были пришлыми людьми. На раннем этапе обращения местного населения в ислам (десятое столетие) сыграли большую роль миссионеры таких братств, как Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали из городов Средней Азии, преимущественно из Бухары. Это предопределило то, какую религию исповедуют башкиры сейчас. Ведь Бухарское царство придерживалось суннитского ислама, в котором тесно переплелись суфийские представления и ханафитские истолкования Корана. Но для западных соседей все эти нюансы мусульманства были непонятны. Францисканцы Иоанн-Венгр и Вильгельм, прожившие беспрерывно шесть лет в Башкирии, посылают в 1320 году такую реляцию Генералу своего ордена: «Мы нашли Государя Баскардии и почти всех его домочадцев совершенно зараженными сарацинскими заблуждениями». И это позволяет говорить о том, что в первой половине четырнадцатого века большинство населения края приняло ислам.

Присоединение к России

В 1552 году, после падения Башкирия вошла в состав Московского царства. Но местные старейшины оговорили права на некоторую автономию. Так, башкиры могли и дальше владеть своими землями, исповедовать свою религию и жить прежним укладом. Местная конница участвовала в сражениях русской армии против Ливонского ордена. Религия у татаров и башкир имела несколько разное значение. Вторые приняли ислам намного раньше. И религия стала фактором самоидентификации народа. С присоединением Башкирии к России, в край стали проникать догматические мусульманские культы. Государство, желающее держать под контролем всех верующих страны, учредило в 1782 году в Уфе муфтиат. Такое духовное засилье привело к тому, что в девятнадцатом столетии верующие края раскололись. Возникли традиционалистское крыло (кадимизм), реформаторское (джадидизм) и ишанизм (утративший сакральную основу суфизм).

Какая религия у башкир сейчас?

Начиная с семнадцатого столетия, в крае постоянно проходили восстания против могущественного северо-западного соседа. Особенно участились они в восемнадцатом веке. Эти восстания жестоко подавлялись. Но башкиры, религия которых была сплачивающим элементом самоидентификации народа, сумели сохранить свои права на верования. Они и дальше исповедуют ислам суннитского толка с элементами суфизма. Вместе с тем Башкортостан является духовным центром для всех мусульман Российской Федерации. В Республике действуют более трехсот мечетей, Исламский институт, несколько медресе. В Уфе расположено Центральное духовное управление мусульман РФ.

Народ сохранил и ранние доисламские верования. Изучая обряды башкир, можно увидеть, что в них проявляется удивительный синкретизм. Так, Тенгри превратился в сознании народа в единого Бога, Аллаха. Другие же идолы стали ассоциироваться с мусульманскими духами - злыми демонами или же благоприятно расположенными к людям джиннами. Особое место среди них занимают йорт эйяхе (аналог славянского домового), хыу эйяхе (водяной) и шурале (леший). Отличной иллюстрацией религиозного синкретизма служат обереги, где наряду с зубами и когтями животных, от сглаза помогают написанные на бересте изречения из Корана. Грачиный праздник Каргатуй носит следы культа предков, когда ритуальную кашу оставляли на поле. Немало обрядов, практикуемых при родах, похоронах и поминках, также свидетельствуют о языческом прошлом народа.

Другие религии в Башкортостане

Учитывая, что из всего населения Республики этнические башкиры составляют всего четверть, следует упомянуть и о других вероисповеданиях. Прежде всего, это православие, которое проникло сюда с первыми русскими поселенцами (конец XVI в.). Позже здесь прижились и старообрядцы. В XIX столетии в край приехали немецкие и еврейские мастера. Появились лютеранские кирхи и синагоги. Когда Польша и Литва стали частью Российской империи, в краю стали селиться военные и ссыльные католики. В начале ХХ века в Уфу переехала колония баптистов из Харьковской области. Многонациональность населения Республики послужила причиной и разнообразия верований, к которым очень толерантны коренные башкиры. Религия этого народа, с присущим ей синкретизмом, до сих пор остается элементом самоидентификации этноса.

ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД

отделение социальный приют для детей и подростков в Альшеевском районе.

«Ознакомление воспитанников дошкольного возраста с культурой, бытом, и традициями башкирского народа»

воспитатель Хисматуллина Г.М

Сс. Раевский

Участники: воспитанники дошкольной группы

Вид проекта: познавательный

Тип проекта: долгосрочный

Актуальность:

Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Цели:

Приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;

воспитание толерантного отношения к другому народу.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

создание развивающей среды; проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;

Задачи:

Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).

Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.

Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

Формы и методы работы

Формы работы:

Непосредственно образовательная деятельность;

Совместная деятельность;

Самостоятельная деятельность;

1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Посещение родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.

3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.

4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.

5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством,

6. Использование новых педагогических и здоровье сберегающих технологий.

Для успешной реализации проекта необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

Игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);

Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

Репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспиатнников в образовательной деятельности:

Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

Групповой – организация работы в группах;

Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Этапы реализации:

    подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования мероприятий.

    основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; повышение профессиональной компетентности путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в социальном приюте; привлечение родителей к участию в мероприятиях, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта.

    заключительный – итоговая диагностика, самоанализ, презентация опыта работы по проекту.

Основные направления в работе по реализации проекта

Образовательная область «Познание»

развитие познавательных интересов, исследовательской и продуктивной деятельности;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Образовательная область «Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки).

Образовательная область «Социализация»

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Образовательная область «Музыка»

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Образовательная область «Физическая культура»

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Образовательная область «Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Образовательная область «Труд»

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Образовательная область «Безопасность»

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Художественное творчество»

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

Ожидаемый результат : воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

В результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:

    место проживания: республика, село; предприятия родного села и их значимость; символику республики, столицу, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные города республики, знают природоохранительные мероприятия;

    свою нацию, культуру, язык, традиции, гордится своим народом, его достижениями. Знать столицу своей Родины, знать флаг, герб, гимн России;

    называть представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважать их культуру и традиции;

    знать природу республики, ее флору и фауну;

    уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;

    национальные игры, с удовольствием в них играть.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Перспективный план по реализации проекта.

Раздел программы

Формы и методы работы с детьми

Познание

Тематическое занятие «Моя республика и столица»;

кроссворд «Мой родной Башкортостан»;

тематическое занятие «Государственные символы республики Башкортостан»;

экскурсия в музей ДПиШ «Мой край родной»;

беседа «Достопримечательности моего села»;

занятие «Коренные жители Башкирии»;

беседа «Многонациональный Башкортостан»;

занятие «Башкирское народное жилище»;

занятие «Одежда башкирского народа»;

занятие «Гостеприимство башкир»;

беседа о труде пчеловода;

беседа «Целебные напитки. Кумыс»;

тематическое занятие « Башкирские народные музыкальные инструменты».

Коммуникация

занятие «Красоты и богатства моего края»;

развитие речи «Придумай сказку»;

пересказ сказки «Ленивый сын»;

рассказывание по картине «В башкирской избе»;

занятие «Гость – благо дома».

Башкирские народные пословицы

чтение сказки «Камыр-батыр». Беседа по содержанию.

беседа о лени и трудолюбии. Познакомить детей с произведением «Пчелка» Авт. Айсысыу Ягафарова (перевод М.Гафурова).

Башкирские пословицы о труде.

Описание куклы-мальчика и куклы-девочки в национальном костюме

Художественной

литературы

знакомство с произведениями поэтов Башкортостана

«Башкортостан – чудесная земля…»,

«Башкортостан – родная сторона».

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений о Башкортостане;

Чтение легенды «Происхождение башкир»;

разучивание стихотворения Ф.Рахимгуловой «Откуда родом ты?»,

занятие «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа». Прослушивание рассказа о детстве Салавата.

Разучивание стихотворения С.Юлаева;

чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К.Киньябулатовой;

чтение башкирских народных сказок «Урал-батыр», «Камыр-батыр», «Акбузат», «Алп-батыр», «Шумбай».

Художественный труд

Рисование «В Башкирии живут красивые люди»;

аппликация «Мой край родной»;

аппликация «Летняя башкирская деревня»

лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»;

рисование «Юрта»;

декоративная аппликация «Украсим юрту узором».

лепка «мой любимый сказочный герой»;

рисование «Башкирский национальный костюм»;

аппликация «Сапожки – ичиги»;

рисование «Украсим фартук для бабушки»

аппликация «Коврик для гостей» (тур, юфран);

рисование «Башкирские посиделки»;

лепка «Кадушка для кумыса»;

рисование «На пасеке»;

знакомство с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата».

Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов

песня «Салават-батыр!»;

песня «Эсейем кэзерлем» Р.Зобейера;

башкирская народная мелодия «Боронго Урал»;

«Колыбельная» Р.Сагхаутдиновой;

«Тукмас» башкирская народная мелодия

«Вальс-шутка» Д.Шостаковича;

Социализация

Дидактическая игра «Давайте познакомимся» (кукла в башкирском национальном костюме);

Подвижные игры «Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», «Перетягивание каната», «Мишень», «Имеешь саблю, руби», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы».

Сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»;

игровое занятие «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак».

деловая игра «Звездный час», тема «Край родной на век любимый»

башкирская народная игра «Невод» (разучивание)

Дидактические игры «Оденем куклу», «Угостим куклу», «Опиши посуду», «Собери орнамент», «Батыр и богатырь», «Назови башкирское блюдо»

Используемая литература.

Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г.

Гасанова Р.Х. Земля отцов.

Программа-руководство - Уфа, БИРО, 2004

Агишева Р.Л. Я – Башкортостанец. - Уфа, БИРО, 2003

Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам. – Уфа, Китап, 1995

Гасанова Р.Х. Этноэтикет. -Уфа, БИРО, 2003 (метод. рекомендации)

8. Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап. 1995год.

9. Башкирская энциклопедия. 2002г. «Башкиры. Этническая национальная культура».

Основные элементы культуры на примере Башкирского общества

город Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация

В повседневной жизни мы часто слышим и употребляем слово «культура». Учёные насчитывают более 500 определений данного термина. В зарубежной литературе существует несколько направлений и школ, в рамках которых выработаны десятки определений, но не одно из них не признано единственно верным. Если рассматривать термин культура в широком смысле, то она представляет собой всю совокупность приобретённых, а не врождённых аспектов жизни человека. К ним относят обычаи, традиции, нормы, институты, включая государство и экономику.

Достаточно интересно рассматривается термин культура в этнологии. Здесь под культурой понимается вся та небольшая общность, которая составляет данный этнос, и здесь культура охватывает все проявления социальной жизнедеятельности, без разделения на сферы хозяйства, политики и социальных отношений. Таким образом, термин культура употребляется в значении «общество».

В духовной жизни каждого человека, коллектива, этноса существуют структурные элементы, обладающие специфическими свойствами. К основным элементам культуры относят: ценности, обычаи, этикет, традиции, язык, обряд.

Ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен и может стремиться человек, а к чему он стремиться не может. Одной из главных ценностей башкир является знание Корана – священной книги мусульман.

Обычаи – это установившиеся схемы поведения. Их можно охарактеризовать как культурные привычки. К ним также можно отнести традиционные трудовые приёмы жизненного уклада, воспитания. Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передаётся из поколения в поколение и от индивида к индивиду. Ярким примером башкирских обычаев являются семейные обычаи. В них нашли отражение различные этапы истории народа. Строго соблюдалась экзогамия – древний обычай, запрещающий браки внутри рода. Важное значение для понимания природы брака имеет понятие «калым» - плата за невесту. В далёком прошло у башкир существовал обычай помолвки малолетних детей, который назывался «праздник колыбели». В цикле обрядов, связанных с рождением ребёнка, входил принятый у мусульман обычай обрезания и праздничное угощение. Обрезание считалось обязательным для мусульман.

Этикет – совокупность правил поведения по отношению к другим людям, включающая особые традиции, ритуалы и нормы, которые были выработаны обществом или его частью и могут иметь религиозное, философское или какое-то другое обоснование; как правило, этикет характерен для высших слоёв общества.

Традиции – совокупность элементов культурного наследия, которые передаются из поколения в поколения и являются ценностью в рамках данной культуры. Значимость традиций велика: они регулируют отношения между людьми. Их соблюдение – важное условие сохранения нормальных отношений в обществе. Традиционным у башкир является празднование сабантуя, где устраивались различные состязания, позволяющие проявить силу, ловкость. Сегодня сабантуй не потерял своей значимости и по сей день остаётся зрелищным театрализованным представлением. Важными для башкир являются религиозные праздники: Ураза-байрам (праздник разговенья), Курбан-байрам (великий праздник жертвоприношения).

Язык – совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, важнейшее средство общение, присущее лишь человеку. В Республике Башкортостан и русский и башкирский языки являются государственными. Башкирский язык преподаётся как предмет и в небашкирских школах, колледжах, университетах. На нём издаются республиканские и районные газеты и журналы. Растёт из года в год время вещания на башкирском языке по радио и телевидению.

Обряд – совокупность коллективных действий, воплощающих в себе определённые представления и ценности данного общества и вызывающих у всех носителей данной культуры аналогичные чувства; такие чувства могут носить коллективный характер. Семейные обряды – неотъемлемая часть культуры и быта любого этноса. В ритуал башкирской свадьбы вошел обряд никах – обязательное юридическое оформление брака по шариату. Интересным являлся обряд «продажа подарков». Продажа осуществлялась родственницами невесты и в подарки входили изделия, выполненные руками невесты.

В настоящее время содержание некоторых башкирских обычаев и традиций изменилось. Их архаичность уходит в прошлое, но они не потеряли своего значения сегодня. А многие мусульманские обряды возрождаются. Ценности, обычаи, обряды, традиции, язык и этикет башкирского народа отражают различные стороны материальной и духовной культуры. В них отображён образ жизни, общественный строй, история, мировоззрение, нравственные и моральные принципы.

Культура – необходимое условие существование всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Увлекательным и интересным является изучение культуры отдельно взятого народа.

ДИАЛОГ ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ОПЫТ И ДОСТИЖЕНИЯ

Культура каждого народа - развивающаяся система материальных и духовных ценностей, созданных им в ходе его социокультурной истории и приобретенных в результате творческого общения с другими культурными мирами, совокупность результатов деятельности духа, мысли, чувств народа, обретенных знаний, образов самосознания. Каждая культура обладает достоинствами и ценностью, которые следует уважать и сохранять. Развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа. В истории мировой культуры ключевыми являются общечеловеческие ценности, характерные для всех народов мира. В своем богатом многообразии и своеобразии все этнические и национальные культуры являются частью общего социокультурного космоса человечества, способствующие созданию атмосферы дружбы и мира, что, конечном итоге, составляет духовную ценность всего человечества.

Становление культуры межнациональных отношений способствует расширению контактов национальных культур, их взаимному обогащению и расцвету, укреплению, патриотическому воспитанию. Межнациональные отношения можно рассматривать как тип социальной технологии, целью которого является организация равновеликого культурного общения и культурного обмена между этносами и личностями на основе норм права. Это, в свою очередь, предполагает распространение знаний, регулирующих взаимоотношения этносов и людей различной национальности, формирующих глубокое уважение к национальным своеобразиям всех этносов.

Республика Башкортостан, являясь одним из национально-территориальных образований Российской Федерации, накопила значительный опыт по собственному национально-государственному строительству, формированию региональной модели государственной национальной политики.

Процесс гармонизации отношений между народами особенно рельефно проявляется в Республике Башкортостан, где созданы все условия для сосуществования в дружбе и согласии свыше ста тридцати наций. Межнациональные отношения в республике складывались на протяжении длительного исторического времени, и на всем протяжении социокультурной истории отношения между народами строились на основе согласия и взаимопонимания, что является главным духовным завоеванием в межнациональных отношениях народов Башкортостана. В целом в республике существует позитивная основа для согласия, взаимопонимания и сотрудничества между народами. Эту основу составляют длительное историческое время совместного проживания на общей территории, совместная борьба против угнетения, многообразные контакты на бытовом уровне, тесное многовековое общение в экономической, социальнобытовой и культурной сферах, сотрудничество, дружба между народами.

Без равновеликого общения различных культурных общностей и мировоззрений индивидов друг с другом теряется смысл взаимного обогащения, исключаются интерес, борьба мнений, творчество. Людская однородность создала бы, как отмечает В.И. Говалло, тупиковую ситуацию, в которой нет соревновательности, нет развития 1 .

Диалог культур складывается из взаимопроникновения, взаимообогащения различных локальных культур, носителями которых являются народы, каждый из которых представляет собой индивидуальность. Так как ни одна культура не существует изолированно, в процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому или к опыту других культур. Это обращение к другим культурам определяется особенностями взаимодействующих культур при обмене между двумя и более культурами и продуктами их деятельности, осуществляемыми в различных формах, что получило название «диалог культур». Диалог культур играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа.

Многочисленные исследования вопросов диалога культур свидетельствуют о том, что содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое главным образом определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией и менталитетом народов, господствующими в той или иной культуре ценностями.

Ключевое место в решении данных проблем занимает воспитание бережного отношения к накопленному богатому позитивному опыту своей нации, терпимости и уважения к культурным ценностям других наций, представителям различных этносов и религий.

Мир и согласие между народами Башкортостана достигается благодаря тому, что ведется повседневная работа по сохранению языков и развитию культур всех народов, населяющих республику, их многообразие национальных традиций. Именно традиционная культура играет ключевую объединяющую роль. В духовной культуре народов немаловажное значение занимает гостеприимство как одна из ипостасей дружбы как духовного феномена, имеющее в своей основе душевность, открытость и характеризующее особенности национального менталитета. Сегодня нравственная ценность дружбы поднимается до уровня философского обобщения. Как подчеркивает Р.Г. Абдулатипов, «самый главный талант нации - это способность уживаться со своими соседями, сохранять свое и способность перенять чужое без насилия и зла. Любовь без доброты не бывает. Любовь созидательна. Она рождает новую красоту и еще более трепетную жизнь. Вот что значит уважение и дружба между народами» 2 .

Вместе с тем, успешная реализация экономических, социальных, культурных, языковых прав народов, населяющих республику, возможна только при условии совершенствования и развития деятельности национально-культурных общественных объединений. Именно данные объединения призваны выполнять функцию основных институтов самоорганизации и саморазвития этносов, что, однако, не исключает сохранения известной регулирующей роли государства. Для претворения в жизнь продуманной национальной политики, отвечающей потребностям многочисленных этносов, сформирована серьезная законодательная база, позволяющая проводить полноценную работу по сохранению и развитию национальных культур и языков народов республики. Среди наиболее важных в этом отношении законы: «Об образовании», «О культуре», «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан», «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О языках народов Республики Башкортостан», «О народных художественных промыслах», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Республике Башкортостан» и другие. В республике сложилась уникальная система национального образования, являющаяся моделью для поликультурных обществ. Организовано обучение на 6 языках. Из 2205 общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан в 1279 обучение ведется на родном языке, в том числе в 775 школах обучение организовано на башкирском, в 357 - на татарском, в 25 - на чувашском, в 100 - на марийском, в 22 - на удмуртском языках. 73 % учащихся нерусской национальности обучаются на родном языке или изучают его как предмет. В школах со смешанным национальным составом организовано изучение нескольких родных языков. Функционируют 55 национальных гимназий и лицеев.

Развитию самобытной культуры народов, проживающих на территории республики, способствует также реализация целого комплекса и других государственных программ: «Народы Башкортостана» на 2003-2012 гг., «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан» на 20062010 гг., «Башкиры Российской Федерации» на 2008-2017 гг. и т. д. Ежегодное финансирование со стороны Правительства Республики Башкортостан мероприятий программ способствует повышению их качества, улучшению материальной базы национально-культурных организаций, историко-культурных центров и учреждений культуры. Государственная программа «Народы Башкортостана» представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на поддержку и развитие социальной, экономической, духовной, культурной жизни и языковой культуры народов Республики Башкортостан. В целях исполнения государственных программ на базе национально-культурных объединений проводятся различные культурно-массовые мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков и культур народов.

Межнациональный состав населения республики есть исторически сложившаяся реальность, которая формировалась в силу объективных этнодемографических и миграционных процессов. Народы Башкортостана, расселяющиеся в самом сердце континентальной Евразии, сумели сохранить свою культуру, язык, религию, традиции и обычаи, представляющие огромную духовную ценность и являющиеся предметом особой заботы Республики Башкортостан. Главным ориентиром государственной национальной политики Республики Башкортостан является формирование гражданского общества, новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь права и возможности для полноценного развития. Дружба народов, которая имеет многовековую историю, делает Башкортостан стабильным, мирным регионом, является главным условием для реализации его духовного, интеллектуального и экономического потенциалов. Еще на начальных стадиях социокультурного развития вырабатывались определенные правила человеческого общежития, морально-этические понятия и нормы общества, выполняющие роль неписанных законов, регулирующих должное, морально положительное личное и коллективное поведение. Действительно, социально-духовная природа человека обусловливает то, что он не может жить один, неизбежно вступает во взаимоотношения с другими людьми. Именно поэтому открытые, искренние отношения между людьми, основанные на поддержке и взаимопомощи, которые мы и называем дружбой, имеют жизненно важное, судьбоносное значение для полнокровной, спокойной, одухотворенной жизни. На протяжении веков у башкирского народа складывалась система этических воззрений, связанная с житейской мудростью и охраняющая главные духовные завоевания башкирской культуры, на протяжении более 5 веков мирно сосуществующей с культурами других народов, обживших благодатный башкирский край, и утверждающая в межнациональном общении дружбу, веротерпимость, уважительное отношение к другому. Именно это является матрицей духовнонравственного потенциала человека, «золотым сводом» законов и знаний о жизни, который призван обеспечивать духовное и физическое благополучие индивида и народа. Показателем продуктивности и эффективности такой политики, направленной на удовлетворение духовных запросов широких слоев общества, служит большое количество действующих ныне национально-культурных общественных организаций. Будучи весьма различными и по численности, и по возможностям, они все играют очень важную роль, как в формировании здорового общества, так и в становлении полноценной, гармонично развитой личности. Именно эта многонациональность, сложившееся единство разноязычных культур и плодотворное их сосуществование - истинное богатство Республики Башкортостан. Бережное отношение к такому бесценному достоянию, всемерная поддержка национальных культур является важнейшей задачей государственной политики Республики Башкортостан.

Проводимая в последние годы многоплановая культурная и национальная политика есть доказательство серьезных усилий правительства республики, направленных на обеспечение конституционных гарантий свободного развития населяющих ее народов и диалога национальных культур 3 .

Ценность дружбы, ее положительное влияние на нравственный облик и существование человека - неоспоримая истина, которая многократно проверена временем и в очередной раз доказывает то, что добрососедство представителей разных национальностей, мирное сосуществование разных культур, религий и языков в башкортостанской культуре - реалии современной жизни Республики Башкортостан.

поликультурный диалог межнациональный

Примечания

  • 1 См. Говалло, В.И. Почему мы не похожи друг на друга? М.: Знание, 1984. С. 40.
  • 2 Абдулатипов, Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славян. диалог, 2000. С. 406.

См. об этом подробнее: Рахматуллина, З.Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). Уфа: Изд-во Башк. гос. ун-та, 2002. С. 115-116.



Загрузка...
Top