Рембрандт блудный сын в таверне. Рембрандт «Возвращение блудного сына

Сюжет

Согласно притче, однажды сын, младший в семье, захотел начать самостоятельную жизнь и потребовал свою долю наследства. По сути, это символизировало, что он желает отцу смерти, ведь раздел имущества происходит только после кончины старшего в роду. Молодой человек получил, что просил, и покинул отчий дом. Жизнь не по средствам, ухудшение экономического положения в стране, где он оказался, привели к тому, что вскоре молодой человек промотал все, что имел. Он оказался перед выбором — смерть или покаяние: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Отец при встрече с сыном приказал заколоть лучшего теленка и устроить праздник. При этом он произносит сакраментальную для всего христианства фразу: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Это аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви.

«Блудный сын в таверне» (1635). Другое название — «Автопортрет с Саскией на коленях».
На полотне Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, растрачивающего отцовское наследство

Старший же сын, вернувшись с полевых работ и узнав, почему затеян праздник, разгневался: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». И хотя отец призвал его к милосердию, из притчи мы не узнаем, какое решение принимает старший сын.

Рембрандт позволил себе отойти от классического текста. Во-первых, он изобразил отца слепым. В тексте не оговаривается прямо, был ли мужчина зрячим или нет, но по тому, что он издалека узрел сына, можно сделать вывод, что проблем со зрением у него все же не было.

Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. В классическом тексте он приходит, когда уже в доме идет подготовка к празднованию по случаю возвращения младшего брата.


«Возвращение блудного сына» (1666−1669)

В-третьих, сама встреча описана иначе. Обрадованный отец выбегает навстречу сыну и падает перед ним на колени. У Рембрандта же мы видим молодого мужчину, смиренно стоящим на земле, и отца, тихо положившим ладони ему на плечи. Причем одна ладонь выглядит как мягкая, ласкающая, материнская, а вторая — как сильная, удерживающая, отцовская.

Старший сын держится отстраненно. Кисти его рук крепко сжаты — видна внутренняя борьба, которая происходит в нем. Рассерженный на отца, старший сын должен сделать выбор — принять младшего брата или же нет.

Помимо главных героев Рембрандт изобразил на полотне и других людей. Кто они, точно сказать нельзя. Не исключено, что это слуги, с помощью которых художник хотел передать предпраздничную суету и светлое настроение.

Контекст

«Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта. Работе над ней предшествовала череда потерь, растянувшихся на 25 лет: от смерти первой, горячо любимой жены Саскии и всех рожденных ею детей до практически полного разорения и отсутствия заказчиков.

Богатые одежды, в которых изображены герои, были частью коллекции художника. В XVII веке Голландия была сильнейшей экономикой мира. Корабли ее купцов, казалось, были везде — даже с Японией шла торговля (больше Япония ни с кем в то время и не торговала). В голландские порты стекались диковинные товары. Художник регулярно прогуливался там и скупал необычные ткани, украшения, оружие. Все это потом использовалось в работе. Даже для автопортретов Рембрандт наряжался в заморское и примерял на себя новые образы.


Судьба художника

Рембрандт родился в Лейдене в семье зажиточного голландца — владельца мельницы. Когда мальчик объявил отцу, что намерен стать художником, тот поддержал его — тогда в Голландии было престижно и прибыльно быть художником. Люди были готовы недоедать, но не скупились на картины.

Отучившись три года (что было достаточно для начала собственного дела, как тогда считалось) у своего дяди — профессионального художника, — Рембрандт с другом открыл мастерскую в Лейдене. Заказы хотя и были, но довольно однообразные и не увлекали. Работа закипела после переезда в Амстердам. Там он вскоре познакомился с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена, и недолго думая женился.


. Картина, которая рассорила художника со всеми заказчиками, изображенными на полотне

Саския была его музой, вдохновением, светочем. Он писал ее портрет в различных одеяниях и образах. В то же время она была из состоятельной семьи, что позволяло им еще и жить на широкую ногу. Последнее обстоятельство раздражало родственников Саскии — классических фламандцев, не переносивших разнузданную жизнь не по средствам. Они даже подали на Рембрандта в суд, обвинив в расточительстве, но художник предъявил, как сказали бы сегодня, справку о доходах и доказал, что гонораров им с женой вполне хватает на все капризы.

После смерти Саскии Рембрандт на некоторое время впал в депрессию, даже перестал работать. Обладатель и без того неприятного характера, он стал окончательно беспощаден к другим — был желчен, упрям, своеволен и даже груб. Во многом поэтому современники старались ничего не писать о Рембрандте — плохое неприлично, а хорошего, видимо, не было.


Хендрикье Стоффелс (1655)

Постепенно Рембрандт ополчил против себя почти всех: и заказчиков, и кредиторов, и других художников. Вокруг него сложился своего рода заговор — его практически целенаправленно довели до банкротства, вынудив распродать всю его коллекцию за бесценок. Даже дом ушел с молотка. Если бы не ученики, которые сложились и помогли мастеру купить жилье попроще в еврейском районе, Рембрандт рисковал остаться на улице.

Сегодня мы даже не знаем, где находятся останки художника. Он был погребен на кладбище для нищих. В похоронной процессии шла только его дочь Корнелия от Хендрикье Стоффелс, третьей жены (не официальной, а, можно выразиться, гражданской). После смерти Рембрандта Корнелия вышла замуж и уехала в Индонезию. Там следы ее семьи теряются. Что же до информации о самом Рембрандте, то последние десятилетия она собирается буквально по крупицам — при жизни художника многое было утеряно, не говоря уже о том, что никто целенаправленно не вел его жизнеописание.

Эта христова притча волновала Рембрандта, пожалуй, более других сюжетов, он обращался к ней на своих полотнах минимум четырежды: помимо одноименной работы были еще два офорта, а также другое известное полотно - «Автопортрет с Саскией», подзаголовком которой значится «Блудный сын в таверне». С таверны, пожалуй, и начнем.

Этот двойной портрет живописует эпизод из жизни блудного сына, когда тот, покинув отчий дом, подался, что называется, во все тяжкие - с первого греха по седьмой. Большая часть их, положим, осталась за рамой, но и тех, что показаны явно - похоть, чревоугодие, лень - довольно, чтобы в полной мере назваться блудным. Это первая из картин мастера, подписанная его именем (как раз к моменту написания, Рембрандт входит в пору славы и наивысших почестей), так что к числу грехов смело можно отнести и гордыню. Итак, блудный сын в таверне. Давая столь самокритичный подзаголовок собственному творению, Харменс, конечно, отдает отчет в мимолетности момента: все придется начинать сначала. Об этом, кажется, свидетельствует и грифельная доска на стене слева - tabula rasa. И действительно, повесив это «ружье» на своей кулисе, мастер спустя три десятка лет дает ему выстрелить - вместе с картиной «Возвращение блудного сына». З

десь показан финал притчи - покаяние сына и всепрощение отца. Учитывая первую картину, название этого полотна звучит как сиквел: «Блудный сын» был, самое время - «Возвращению». Но если принять за гипотезу биографическую связь двух картин, выходит, что и вторая картина должна быть автопортретом. Так ли это? Точного ответа нет - Рембрандт не раскрыл нам своих секретов. То есть не оставил прямых комментариев, позволив лишь вечно искать подсказки внутри прямоугольника холста. А впрочем и этого довольно: на то и живописец, чтобы живописать. Лично я уверен, что шедевр Рембрандта - не просто автопортрет, но галерея автопортретов. Начнем с центральной фигуры - сына. Он изображен со спины, что весьма редко для живописи и тем более для автопортрета. Но, когда речь заходит о притче, все мы становимся персонажами в пьесе Всевышнего - именно таким взглядом окидывает себя Рембрандт на своем полотне. Он уткнулся в ноги отцу - Отцу? Положим, статный старик - действительный родитель художника. Но кто другие персонажи, те, что наблюдают за сценой примирения?

Я думаю, эту картину нужно читать наподобие гогеновской «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?», на которой, как известно, изображены три ипостаси женщины, справа налево: девочка, женщина, старуха. То же и здесь: Рембрандт рисует себя в разные периоды жизни. Окидывая свою жизнь, свой блуд, Рембрандт смотрит на себя глазами самого себя - юноши, мужа и старика. Вот о чем думал тридцать лет назад, в пору молодости и славы. Он знал тогда, что эта сцена покаяния неминуема - он ожидал ее и вот вернулся на шестом десятке, чтобы провести инвентаризацию. Каков же итог этого аудита. Рискну предположить: вместе с Заветом Харменс из Рейна делает выбор в пользу блудного сына: не тогда праздник, когда не уходил, а тогда, когда вернулся. Не согрешишь, не покаешься. Аминь.

Сюжет

Согласно притче, однажды сын, младший в семье, захотел начать самостоятельную жизнь и потребовал свою долю наследства. По сути, это символизировало, что он желает отцу смерти, ведь раздел имущества происходит только после кончины старшего в роду. Молодой человек получил, что просил, и покинул отчий дом. Жизнь не по средствам, ухудшение экономического положения в стране, где он оказался, привели к тому, что вскоре молодой человек промотал все, что имел. Он оказался перед выбором — смерть или покаяние: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Отец при встрече с сыном приказал заколоть лучшего теленка и устроить праздник. При этом он произносит сакраментальную для всего христианства фразу: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Это аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви.

«Блудный сын в таверне» (1635). Другое название — «Автопортрет с Саскией на коленях».
На полотне Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, растрачивающего отцовское наследство

Старший же сын, вернувшись с полевых работ и узнав, почему затеян праздник, разгневался: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». И хотя отец призвал его к милосердию, из притчи мы не узнаем, какое решение принимает старший сын.

Рембрандт позволил себе отойти от классического текста. Во-первых, он изобразил отца слепым. В тексте не оговаривается прямо, был ли мужчина зрячим или нет, но по тому, что он издалека узрел сына, можно сделать вывод, что проблем со зрением у него все же не было.

Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. В классическом тексте он приходит, когда уже в доме идет подготовка к празднованию по случаю возвращения младшего брата.


«Возвращение блудного сына» (1666−1669)

В-третьих, сама встреча описана иначе. Обрадованный отец выбегает навстречу сыну и падает перед ним на колени. У Рембрандта же мы видим молодого мужчину, смиренно стоящим на земле, и отца, тихо положившим ладони ему на плечи. Причем одна ладонь выглядит как мягкая, ласкающая, материнская, а вторая — как сильная, удерживающая, отцовская.

Старший сын держится отстраненно. Кисти его рук крепко сжаты — видна внутренняя борьба, которая происходит в нем. Рассерженный на отца, старший сын должен сделать выбор — принять младшего брата или же нет.

Помимо главных героев Рембрандт изобразил на полотне и других людей. Кто они, точно сказать нельзя. Не исключено, что это слуги, с помощью которых художник хотел передать предпраздничную суету и светлое настроение.

Контекст

«Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта. Работе над ней предшествовала череда потерь, растянувшихся на 25 лет: от смерти первой, горячо любимой жены Саскии и всех рожденных ею детей до практически полного разорения и отсутствия заказчиков.

Богатые одежды, в которых изображены герои, были частью коллекции художника. В XVII веке Голландия была сильнейшей экономикой мира. Корабли ее купцов, казалось, были везде — даже с Японией шла торговля (больше Япония ни с кем в то время и не торговала). В голландские порты стекались диковинные товары. Художник регулярно прогуливался там и скупал необычные ткани, украшения, оружие. Все это потом использовалось в работе. Даже для автопортретов Рембрандт наряжался в заморское и примерял на себя новые образы.


Судьба художника

Рембрандт родился в Лейдене в семье зажиточного голландца — владельца мельницы. Когда мальчик объявил отцу, что намерен стать художником, тот поддержал его — тогда в Голландии было престижно и прибыльно быть художником. Люди были готовы недоедать, но не скупились на картины.

Отучившись три года (что было достаточно для начала собственного дела, как тогда считалось) у своего дяди — профессионального художника, — Рембрандт с другом открыл мастерскую в Лейдене. Заказы хотя и были, но довольно однообразные и не увлекали. Работа закипела после переезда в Амстердам. Там он вскоре познакомился с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена, и недолго думая женился.


. Картина, которая рассорила художника со всеми заказчиками, изображенными на полотне

Саския была его музой, вдохновением, светочем. Он писал ее портрет в различных одеяниях и образах. В то же время она была из состоятельной семьи, что позволяло им еще и жить на широкую ногу. Последнее обстоятельство раздражало родственников Саскии — классических фламандцев, не переносивших разнузданную жизнь не по средствам. Они даже подали на Рембрандта в суд, обвинив в расточительстве, но художник предъявил, как сказали бы сегодня, справку о доходах и доказал, что гонораров им с женой вполне хватает на все капризы.

После смерти Саскии Рембрандт на некоторое время впал в депрессию, даже перестал работать. Обладатель и без того неприятного характера, он стал окончательно беспощаден к другим — был желчен, упрям, своеволен и даже груб. Во многом поэтому современники старались ничего не писать о Рембрандте — плохое неприлично, а хорошего, видимо, не было.


Хендрикье Стоффелс (1655)

Постепенно Рембрандт ополчил против себя почти всех: и заказчиков, и кредиторов, и других художников. Вокруг него сложился своего рода заговор — его практически целенаправленно довели до банкротства, вынудив распродать всю его коллекцию за бесценок. Даже дом ушел с молотка. Если бы не ученики, которые сложились и помогли мастеру купить жилье попроще в еврейском районе, Рембрандт рисковал остаться на улице.

Сегодня мы даже не знаем, где находятся останки художника. Он был погребен на кладбище для нищих. В похоронной процессии шла только его дочь Корнелия от Хендрикье Стоффелс, третьей жены (не официальной, а, можно выразиться, гражданской). После смерти Рембрандта Корнелия вышла замуж и уехала в Индонезию. Там следы ее семьи теряются. Что же до информации о самом Рембрандте, то последние десятилетия она собирается буквально по крупицам — при жизни художника многое было утеряно, не говоря уже о том, что никто целенаправленно не вел его жизнеописание.

Испокон веков художники писали картины на духовные темы. Их цель, по мнению автора, пробудить в людях добро и веру в Бога. В разные эпохи всегда были художники, которые проявляли божью волю через искусство, вдохновляя людей идти праведным путём, не грешить и стремиться к духовному развитию. В этой серии статей, будет представлено несколько примеров таких художественных работ.

И так - блудный сын. В Евангелии от Луки, приводится притча Иисуса Христа о блудном сыне. Она звучит примерно так: У отца было два сына. Младший попросил отца отдать ему надлежащую ему часть имения, и отец разделил своё имение между сыновьями. Младший отправился в дальнюю сторону и растратил всё имущество, ведя развратный образ жизни.

Вскоре в той стране настал голод. Этот сын нанялся к одному купцу, и тот послал его на свои поля пасти свиней. Сын ел пищу, которую скармливали свиньям, и радовался, что по крайней мере не умер от голода. Вскоре его сознание прояснилось и он осознал, что согрешил, и решил вернуться к отцу и просить прощения, чтобы отец принял его обратно.

Увидев сына издалека, отец бросился ему на шею и расцеловал его. Сын же просил у отца прощения и говорил, что не достоин более называться его сыном. Отец его простил и приказал слугам принести сыну лучшую одежду и заколоть для него телёнка.

Старший сын в то время был в поле, и когда он вернулся и увидел ликование и праздник в честь возвращения брата, то был смущен и расстроен, и спросил отца: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же ему ответил: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Тема «блудного сына» отображена также в кино, литературе и балете.

«Блудный сын в таверне», 1635, Рембрандт. Фото: wikimedia.org Время создания картины относится к самому счастливому периоду жизни Рембрандта, когда он добился популярности как художник, количество заказов на его картины возросло, появились ученики. Он был счастлив и в семейной жизни, и решил создать портрет своей семьи. Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом). И к теме Блудного сына художник вернулся год спустя в офорте «Возвращение блудного сына», и 31 год спустя - в финальной картине «Возвращение блудного сына».

Читатель, верующий или нет, может догадаться, что смысл этой притчи глубок,и относится не только к минувшим событиям, а, возможно, и к настоящим, и ни к кому-то там, а к нему самому. В быстром темпе суетной современной жизни многие ли из нас задумываются о смысле жизни, о Боге? Наука развивается, и уже не понятно, кто кому служит, наука человеку, или человек науке? В погоне за деньгами, и комфортом кто из нас задумывается о спасении души, о загробной жизни? Что для нас означает эта притча? Есть ли у нас Отец, или мы как блудные дети, наслаждаемся жизнью, не думая, что в один миг может настать голод. Жизнь такая хрупкая, человеческое тело такое хрупкое и всего оно боится - и холода, и голода. Для меня эта притча означает, что Бог Отец любит всех своих детей. А по блудным сынам тужит паче преданных ему, ведь они нуждаются в нём больше. Возможно, он ждёт, чтобы мы «наигрались» в земные игрушки, испытали и славу, и позор, боль и радость, счастье и горе, расцвет и упадок, насытились бы всем этим и пришли к нему. Верный сын от Отца не отходит, он верит. и отец всегда рядом с ним. А блудный сын считает, что у него есть всё. и ему не нужна ни опека, ни поддержка, и покуда он наслаждается материальными благами, Отец ему не нужен, он к нему и не взывает. А когда становиться худо, он начинает молиться Отцу и искать у него помощи.

Мудрый человек, оборачиваясь на человеческую историю, понимает, что наша жизнь чередуется взлетами и падениями. Сколько войн пережили люди, сколько болезней, сколько катастроф и катаклизмов случалось с человечеством. И тем не менее, люди всё еще не верят, всё еще озабочены только суетными делами, всё еще борются друг с другом ряди жалкой выгоды. Даже те, кто идут в храмы, мечети и синагоги, выйдя из ворот, становятся прежними людьми, по-прежнему ненавидят, завидуют и лелеют дурные помыслы. Возможно, эта вечная тема «блудного сына» служит руководством и для нас. Пусть мы совершали плохие поступки в прошлом, пусть грешили в наведении или осознанно. Если мы обратимся к Богу, не для того, чтобы он помог нам в нужде, вылечил родных, перевел деньги на банковский счет или наказал наших врагов, а для того, чтобы прийти к Нему, в его духовную обитель, то осознаем смысл жизни и обретем душевный покой.

Блудные сыны, это не только те, кто живёт экстравагантно, расточают деньги и даже убивают и совершают криминальные поступки ради личной выгоды. А также и все мы, когда наши мысли крутятся только вокруг личных интересов, вокруг семьи, огородов, путешествий, карьеры, иномарки, погоней за продвижением в карьере и тп. Мы перестаем блуждать, когда, чтобы мы не делали, где бы ни были, осознаём, что везде нужно быть хорошим человеком, думать о других в первую очередь, не вредить умышленно живым существам и очищать свою душу, чтобы вернутся к Отцу, как блудный сын.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Рембрандт - Блудный сын в таверне.
Год создания: 1635
Холст, масло.
Оригинальный размер: 161 × 131 см
Галерея старых мастеров, Дрезден

«Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях») — знаменитый автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. Экспонируется в Дрезденской галерее (Германия). Время создания картины относится к самому счастливому периоду жизни Рембрандта, когда он добился популярности как художник, количество заказов на его картины возросло, появились ученики. Он был счастлив и в семейной жизни, и решил создать портрет своей семьи. Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом). Существует версия, что первоначально на картине были и другие персонажи, но потом художник решил оставить только себя и Саскию, и холст с левой стороны был обрезан самим Рембрандтом.

К теме блудного сына художник вернется год спустя в офорте «Возвращение блудного сына», и 31 год спустя — в финальной картине «Возвращение блудного сына». Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». На картине Рембрандт играет роль блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския, тоже в богатой одежде в роли блудницы. На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. Несмотря на веселье, изображенное на картине, Рембрандт всё же одной деталью напомнил, какое продолжение имеет библейская история. На стене видна грифельная доска — символ того, что рано или поздно за всё придётся платить.

Автопортрет с Саскией или Блудный сын в таверне — знаменитая картина-автопортрет Рембрандта, где он изобразил себя с супругой Саскией персонажами притчи о блудном сыне. Картина была создана в 1635 году, в самый счастливый период жизни художника. В это время Рембрандт стал известным и популярным живописцем, у него появились ученики, а заказы были распределены на годы вперед. И в семейной жизни у художника все было хорошо. Поэтому он решил создать семейный портрет. Это единственная картина голландского художника, на которой он изображен вместе с Саскией (хотя известен ещё офорт «Автопортрет с Саскией», нарисованный через год). Так как полотно было обрезано Рембрандтом, существует версия, что на отрезанной части картины были другие персонажи, но потом живописец решил оставить только себя и супругу. Притча о блудном сыне была востребованна Рембрантдом, который через 31 год напишет свою знаменитую картину «Возвращение блудного сына». Картина описывает известную притчу из Евангелия от Луки. На полотне Рембрандт изображен в роль блудного сына, который растрачивает свое наследство. Он одет в элегантный камзол со шпагой, на его голове богатая шляпа с пером, а правой рукой он поднимает хрустальный бокал с вином. На его коленях сидит Саския, облаченная в богатую одежду распутницы. На столе стоит блюдо с павлином, который символизирует тщеславие. Несмотря на кажущуюся легкость и веселость картины, мастер одной деталью напоминает о том, как закончится библейская притча. На стене заметна грифельная доска, котороя в то время использовалась для записи долгов. Этой деталью Рембрандт напоминает о том, что за все когда-то придеться платить. Сейчас картина «Блудный сын в таверне» выставляется в Дрезденской галерее.



Загрузка...
Top