Шедевры византии в третьяковской галерее. Шедевры Византии: что нужно знать о новой выставке в Третьяковке

Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)». Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины. Фотография предоставлена пресс-службой Третьяковской галереи.

Дата: 8 февраля–9 апреля 2017 года
Место: Лаврушинский переулок, 10, зал 38

Куратор: Е.М. Саенкова
Музеи-участники: Византийский и Христианский музей, музей Бенаки, собрание Э.Велимезиса - Х.Маргаритиса
Состав: 18 экспонатов: 12 икон, 2 иллюстрированные рукописи, предметы литургического обихода - процессионный крест, воздух, 2 кацеи

Интереснейшая выставка открывается в Третьяковке. На ней будут представлены произведения византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции. Это памятники конца X – начала , которые дают представление о различных периодах Византийского искусства. Искусство Византии - бесценное сокровище мира, особенно важно для становления русской культуры. Выставка «Шедевры Византии» располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

« На выставке каждое из произведений - уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства. Самый ранний памятник в экспозиции - серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представлено иконой „Воскрешение Лазаря“, воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Один из самых ярких экспонатов выставки - рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев - интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

Икона „Богоматерь с Младенцем“, написанная в начале XIII века предположительно кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности.

Зрелому стилю искусства эпохи Палеологов принадлежит двусторонний образ „Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный“ конца XIV века. Эта икона - современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы; в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Этот образ, очевидно, является списком с чудотворной константинопольской иконы Одигитрии.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары. Особой виртуозностью отличалась техника художников, украшавших рукописи сложными изысканными орнаментами в заставках, инициалами и миниатюрами с образами евангелистов. Уровень их мастерства демонстрируют два кодекса Евангелия - XIII и начала XIV века.

Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.» - сообщает пресс-служба Третьяковской галереи.

В Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры Византии». Рассказываем главное, что надо знать, чтобы ею насладиться -- в том числе отличную новость про покупку билетов.

ЧТО ПРИВЕЗЛИ: 18 произведений искусства, в том числе 12 икон.

Несмотря на достаточно маленькое количество произведений (выставка заняла всего один зал), проект целиком оправдывает свое название «Шедевры Византии». Практически каждый экспонат здесь - действительно шедевр. Во-первых, впечатляет их древность - мы можем увидеть здесь предметы с конца Х по начало XVI века. Во-вторых, все они очень красивы и, как принято говорить, превосходны по своему художественному уровню. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи, бережно хранимые во время Османского владычества над Грецией и соседними православными землями - теперь они не только предметы культа или произведения живописи, но и свидетельства трагедий истории.

Характерный пример - икона «Распятие» XIV века (с «Одигитрией» на обороте) - один из прекрасных образцов византийского искусства эпохи Палеологов. Изящное тонкое письмо, радующая глаз гармония золотого и лазурного - и при этом лики святых варварски уничтожены.

ОТКУДА: своими экспонатами с Москвой поделился афинский Византийский и Христианский музей.

Он, увы, известен лишь знатокам, и туристы, прибывающие в Афины за античным искусством, часто о нем забывают. Однако это один из самых любопытных музеев города. Основанный в 1914 году, первоначально он располагался в небольшой вилле, когда-то принадлежавшей светской львице, жене наполеоновского офицера, герцогине Пьяченцы. К концу ХХ века особняк, стоявший посреди роскошного парка, явно перестал вмещать все огромные коллекции Византийского музея. К Олимпиаде 2004 года музей открылся после реконструкции - под газонами и клумбами парка, в толще земли, разместились три подземных этажа, в то время как особнячок остался на поверхности нетронутым. Колоссальное подземное пространство прямо-таки набито сакральным искусством византийского и пост-византийского периода. И его посетители наверняка не заметят, что какие-то вещи улетели в Москву.

Впрочем, отсутствие в постоянной экспозиции знаменитого «Святого Георгия» XIII века явно бросится в глаза посетителям афинского музея. Эта необычная икона выполнена в технике рельефа. Православные художники обычно так не делали, однако эта работа была создана во времена Крестовых походов, под влиянием западноевропейских мастеров. А вот обрамление привычное, каноническое - из клейм.

Другой важный экспонат выставки, кстати, размещенный кураторами на самом эффектном месте в зале - масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса». Этот эпитет переводится с греческого как «Сердечная» и является вариантом иконографии «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»). При взгляде на шедевр понимаешь, что такие нежные прозвища этот канон изображения получил не зря: Младенец так ласково тянет ручки к Матери, так мило прижимается к ней щечкой, что почти забываешь о том, что перед нами - предмет культа, а не зарисовка из жизни. Сохранилось и имя иконописца (для Руси это не очень привычно, а вот греческие мастера часто подписывали свои работы). Ангелос Акотантос жил и работал на Крите, в ту эпоху бывшем под властью Венецианской республики. Он считается одним из самых важных греческих художников XV века.

Вероятно, из константинопольских мастерских конца XIV- начала XV века происходит икона, которая будет любопытна всем обладательницам популярного в России имени «Марина». Дело в том, что святую Марину Антиохийскую в традиционном православном искусстве изображают достаточно редко. Позднепалеологовскя икона, на которой святая предстает в ярко-красном мафории и с распятием (символом мученичества) в руке, происходит из церкви Святого Герасима в Аргостолиона на острове Кефалония и является одним из старейших сохранившихся образов великомученицы.

ДРУГИЕ СОБРАНИЯ: кроме этого музея, в выставке в Москве приняли участие греческие частные коллекционеры. Сами понимаете, увидеть вещи из подобных собраний - это уникальный шанс.

Из собрания Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса происходит небольшая, но очень изысканная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века. Этот сюжет привычен и для русской иконописи сюжет - Иоанн Креститель изображен с крыльями, у его ног на блюде лежит его собственная отрубленная голова, а с другой стороны между деревьями воткнут топор. Однако тонкость и гармоничность письма подскажут, что эта красота родом из тех земель, где веками не исчезала иконописная традиция, заложенная в византийских иконописных мастерских.

Из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом, прибыл старейший экспонат выставки - серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века. На этом двустороннем ювелирном изделии можно разглядеть тонкие гравировки фигур Христа и святых. Помимо Иоанна Златоуста, Василия Великого и других популярных святых, на кресте изображен редкий святой - Сисиний. Из надписи на рукояти известно, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

МЕСТО: выставка расположилась в главном здании Третьяковской галереи в зале №38 (обычно там висит Малявин и Союз русских художников ). Кураторы выставки особенно подчеркивают, что в соседних залах - постоянная экспозиция древнерусского искусства. И, насладившись афинской выставкой, стоит сделать два шага и посмотреть, что творили в это же время в северном углу православных земель.

БИЛЕТЫ: заранее покупать не надо. Выставка проходит в зале, находящемся среди постоянной экспозиции, и чтобы попасть на нее - достаточно купить обычный входной билет в музей. Хорошая новость для тех, кто устал осаждать сайт с онлайн-продажей билетов на выставку шедевров из Ватикана в соседнем Инженерном корпусе (которая на днях была продлена до 1 марта).

Завтра в Лаврушинском переулке откроется выставка уникальных экспонатов из собраний греческих музеев

Государственная Третьяковская галерея
7 февраля - 9 апреля 2017
Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 38

Выставка организована в рамках перекрестного года культуры России и Греции. В 2016-м в Афинах показали икону «Вознесение» Андрея Рублёва и целую выставку русских икон и скульптуры XV–XIX веков из собрания ГТГ. Ответная выставка в Москве представит 18 экспонатов (12 икон, 2 иллюстрированные рукописи, предметы литургического обихода - процессионный крест, воздух, 2 кацеи) из собраний Византийского и Христианского музея в Афинах, музея Бенаки, собрания Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.

Экспонаты датируются концом X - началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах. Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

На выставке каждое из произведений - уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства. Самый ранний памятник в экспозиции - серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представлено иконой «Воскрешение Лазаря», воплощающей утонченный, рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Один из самых ярких экспонатов выставки - рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев - интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

Икона «Богоматерь с Младенцем», написанная в начале XIII века, предположительно, кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности.

Зрелому стилю искусства эпохи Палеологов принадлежит двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный» конца XIV века. Эта икона - современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы - в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Этот образ, очевидно, является списком с чудотворной константинопольской иконы Одигитрии.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары.

Особой виртуозностью отличалась техника художников, украшавших рукописи сложными изысканными орнаментами в заставках, инициалами и миниатюрами с образами евангелистов. Уровень их мастерства демонстрируют два кодекса Евангелия - XIII и начала XIV века.

Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.

Выставка «Шедевры Византии» располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Куратор проекта Е. М. Саенкова.

Источник : пресс-релиз ГТГ

Бывает ведь так, и у вас, наверное, тоже — ждешь от события чего-то необычного, идешь с таким настроением, что прикоснешься к прекрасному или хотя бы интересному. Так вышло у меня с выставкой «Шедевры Византии», статью о которой я прочла на сайте Арнамик Информ, и впечатлилась.

Может еще, сработала ассоциация с проходящей в это же время в Третьяковке выставкой «Шедевры Ватикана», распиаренной настолько, что билеты на нее невозможно купить задолго до окончания.

Как бы то ни было, собрались. В Третьяковской галерее мы бываем время от времени, поэтому экспонаты постоянных экспозиций нам знакомы. Шли именно на «Шедевры Византии».

Выставка размещается в 38 зале.

Можно, проходя через множество предшествующих ему залов, окинуть взглядом картины любимых художников, кивнув им, словно приветствуя хороших знакомых. Репин, Суриков, Перов, Иванов, Врубель, Куинджи, Верещагин — все на местах.

А вот и «Шедевры Византии». Посмотрим…

На выставке всего 18 экспонатов, представляющих произведения византийского и поствизантийского искусства, привезенных в рамках культурного обмена из музеев и частных собраний Греции.

Иконы, кацеи, воздУхи, экземпляры Библии — все это должно показать единство культуры русской и византийской. И обозначить византийские предметы поклонения как источник вдохновения русских мастеров.

Хотя в целом к иконописи я отношусь ровно, без благоговейного поклонения, на выставке оказались экспонаты, поразившие мое воображение.

Это даже не вырезанный из дерева образ Великомученика Георгия XIII века из Афин (он слева на фото, молодой человек пристально рассматривает его) — уж резных икон и резных деревянных скульптур я насмотрелась, путешествуя по миру.

Удивили меня двусторонние иконы. Таких оказалось две. Одна «пара» с изображением с одной стороны того самого Великомученика Георгия со сценами жития, а с другой — Великомучениц Марины и Ирины. Вторая — с изображением с разных сторон Богоматери с младенцем и Распятия с другой стороны.

Самым древним экспонатом выставки считается процессионный крест Х века, созданный в правление Македонской династии.

На нём выгравированы образы Иисуса Христа, Богоматери, некоторых святых.

В общем, экспонаты выставки «Шедевры Византии» — да, вызывают почтение… Но культурного шока я не испытала.

Повторюсь, я не знаток и не ценитель храмовой живописи. Мне сюжеты показались знакомыми. Так, окинула взглядом. Можно пытаться заставить себя прочувствовать «пыль веков», глядя на изображения, но не сложилось.

Скажу честно, выставка оставила равнодушной. Видать, недостаточно развит мой культурный уровень.

Сожалею, что не смогла передать и донести до вас, дорогие читатели, то прекрасное и возвышенное, которое, вероятно, надеялись вызвать организаторы выставки. Предлагаю сходить самим и посмотреть. Выставка продлится ориентировочно до 9 апреля, если не продлят, как это бывает. Лучше, если сложится свое впечатление.

Перекрестный год России и Греции завершает культурный проект, который стартует сегодня в Третьяковской галерее - выставка «Шедевры византийского искусства». Уникальные памятники X-XV веков, собранные из греческих музеев и частных коллекций. Посетители смогут представить историю великой империи, проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Артефакты исчезнувшей Византийской империи. Самый ранний - церковный крест X века. Современник Крещения Руси. В центре - другой металл, не оригинальный. Вставка появилась, когда отсюда вырвали реликвию - частицу Креста Господня.

«Мы с вами видим две руки великомученика, которые подняты к Христу. И фигура его здесь хорошо видна, объемна. Он практически как бы выходит с поверхности иконы, с плоскости иконы к нам, к молящимся», - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.

Куратор выставки у «объемной» иконы - такие появились в XIII веке, после прихода крестоносцев. Столкнулись два христианских мира: западный и восточный. Техника резьбы, одеяния, даже щит у ног Святого Георгия - европейские, а техника росписи - византийская

И это - далеко не все сюрпризы от византийских мастеров. Двусторонние иконы - большая редкость. Например, на этой, конца XIV века, с одной стороны изображено распятие Христа, а с другой стороны - Богоматерь. Такие иконы также называют процессиоными, то есть они участвовали в церковных службах, торжествах, крестных ходах. Но самое интересное другое - искусствоведы предполагают, что и внутри храма они располагались особым образом. Одной стороной были обращены к молящимся, то есть сюда. А другой стороной - внутрь алтаря, к священнослужителям.

Рассохшиеся края, местами утраченные краски, а где-то и намеренно сбитые лица святых потрясают сильнее отреставрированных образов. Эти иконы дышат временем, живут каждой трещинкой, назло всем завоевателям Византии.

«Когда турки взяли Константинополь, они стали уничтожать убранство храмов, обезображивать иконы: выкалывали глаза, лики святых», - рассказывает сотрудник Византийского и Христианского музея Федра Калафати.

Уникальных 18 экспонатов приехали из музеев и частных собраний Греции. Этот визит - ответный: осенью 2016-го в Афинах прошла выставка русских икон. Перекрестный год России-Греции календарно уже завершился, но фактически закрывается сейчас.

Рукопись Евангелия XIV века - в драгоценном окладе, с богатыми миниатюрами, прекрасно сохранившимся текстом и пометками на полях. Основа - телячья кожа тончайшей выделки.

Рядом еще менее привычный для слуха «воздУх» - шитый покров на Святые Дары. Его использовали во время Литургии. Судя по узору, накрывали вино. Даже нити сохраняют свою яркость у византийских мастеров, ведь красители создавали из природных пигментов. Киноварь - красный, лазурит - синий, охра - телесно-оранжевый. Палитра - небольшая, но как искусно ей владели художники.

«Рассматривать эти иконы - огромное наслаждение для глаза, потому что это тончайшая живопись, тончайшая работа с краской, с цветом, с золотом», - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

А еще - деталями. Казалось бы, каноническое изображение Богоматери с младенцем, но как по-человечески игриво с одной ноги Христа съезжает сандалик.



Загрузка...
Top