В коридоре окружного суда описание картины. Касаткин николай алексеевич

В миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Березе Смоленской губернии. Блестяще окончив Смоленскую Духовную семинарию, в 1857 г. он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчивая академию, в нем обнаружилось призвание Божие - проповедовать православную веру в Японии. Подав соответствующее прошение, 24 июня 1860 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай. В июле 1860 г. иеромонах Николай выехал на место своего служения в г. Хокодате.

Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну: народ, язык, нравы и обычаи. В 1869 г. было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками слова Божия особую Российскую Духовную Миссию», начальником которой был назначен возведенный в сан архимандрита отец Николай. В 1871 г. в Японии началось гонение на христиан, и многие из них были подвергнуты преследованиям. В 1873 г., когда гонения несколько уменьшились, архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви, а затем - духовного училища. К 1874 г. при Миссии в Токио действовали четыре училища: катехизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хокодате два училища - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 г. Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный Вестник». К 1878 г. в Японии насчитывалось 4115 христиан. Богослужение в общинах и преподавание проводилось на родном языке. Стали издаваться духовно-нравственные книги.

В 1880 г., 30 марта, в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святитель Николай с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, а также принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь.

В период русско-японской войны 1905 г. на долю святителя и его паствы выпали тяжелые испытания, но он с честью перенес их. Он помогал русским военнопленным в их тяжелых условиях. За эти подвижнические труды святой был возведен в сан архиепископа.

В 1911 г., когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

Сам святитель всей своей жизнью являл пример истинного духовного руководителя, всецело преданного своему служению.

3 февраля 1912 г., на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 г. святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом.

Тропарь первый Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальней Троице / о всем твоем стаде // и о всем мире.

Тропарь второй Равноапостольному Николаю Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальной Троице // о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак первый равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская, / равноапостольне святителю Николае, / в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, / обаче теплоту и свет Христов источая, / прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, / имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, / о ней же ныне молися, / и тебе бо сынове ея и дщери взывают: // радуйся, пастырю добрый наш.

Кондак второй равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 2

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи, / возмездил еси Боголепно /, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении. // Того молитвами соблюди нас от неприязни.

Николай Алекссевич Касаткин - русский живописец-реалист первым з видных художников обратил свое творческое внимание на Донбасс. Случилось это после первого посещения нашего региона в 1894 году. В дальнейшем Касаткин еще не раз бывал в донецких степях, общался с людьми, знакомился с трудом шахтеров, металлургов. В 1936 году в журнале «Литературный Донбасс» выходит статья В. Золотарева о Касаткине, в которой автор рассказывает о пролетарской стороне творчества художника. Давайте вместе с вами немного больше узнаем о Николае Касаткине и о его картинах, посвященных Донбассу.

Первый художник Донбасса

17 декабря 1930 года ушел от нас один из последние представителей «передвижничества» художник Н. А. Касаткин. Заслуга Касаткина заключается в том, что он один из первых показал во весь рост, в условиях развивающегося капитализма, рабочего царской России и особенно Донбасса. Художник Касаткин впервые сумел художественно и правдиво показать рабочего, его жизнь, труд, быт. Никто из художников до Касаткина не проявлял должного интереса к про-летариату. У передвижников, тесно связанных с народничеством, в центре внимания стояло крестьянство… Оно было для них центральной исторической фигурой, вершителем исторических судеб России.

Передвижник Касаткин, художественная деятельность которого началась в 80-х годах, вслед за своим учителем - вдохновителем «передвижничества» Перовым тоже в начале своей творческой работы отдает известную дань крестьянским увлечениям («Соперница», «Перекупка» и т. д.). Но одновременно с этим в произведениях Касаткина в 90-х годах намечается новая тематика. Все чаще начинают в его полотнах фигурировать рабочие. Что натолкнуло на это Касаткина? Случаен ли новый отправной пункт в его творчестве? Проследить многолетнюю художественную и творческую деятельность Касаткина - это значит увязать его творчество с событиями 90-х годов, когда сложился и окреп Касаткин, как художник. Частые поездки художника Касаткина в Донбасс в эти годы имеют решающее значение во всей его дальнейшей творческой работе.


В Донбассе Касаткин увидел каторжный труд шахтеров, увидел как их беспощадно эксплуатируют капиталисты ( , Пастуховы и т. д.). Донбасс, порабощенный капитализмом, произвел тогда на Касаткина сильное впечатление: темы шахтерской жизни и труда волновали его до конца его творческой деятельности. Избрав шахтерскую тематику, Касаткин до самой смерти остался верен ей. У него устанавливается с Донбассом самая тесная и органическая связь. На всем протяжении 90-х годов художник почти ежегодно приезжает для зарисовок, для собирания материалов к новым картинам. Касаткин проявляет большой интерес к тяжелому быту шахтеров, к их каторжному труду; жизнь шахтеров становится ему близка. Большое значение тут имеет и тот факт, что художник и сам прошел когда-то тяжелый трудовой путь.

Родившись в семье мастера-литографа, Касаткин сам испытал в детстве нужду, разные невзгоды. Все это больше способствовало сближению Касаткина с пролетариатом. Если сейчас рабочая тематика, творческие поездки художников Москвы, Киева, Харькова в рабочие районы - явление обычное, то поездки Касаткина в те годы в рабочий Донбасс нужно рассматривать, как явление несомненно революционного значения. В Донбассе художнику Касаткину приходилось работать в самых неблагоприятных условиях: переносить разные лишения, неудачи.

Хозяева шахт подозрительно присматривались, когда на территории их рудников появлялся какой-то «посторонний» с этюдником через плечо; делал для чего-то бесчисленные зарисовки с грязных, покрытых угольной пылью шахтеров, вел с ними какие-то разговоры. Все это их тревожило: «Не вышло бы чего из этого… подальше от греха». И не особенно охотно пускали его в свои владения. Почти во всех своих письмах к родным Касаткин жалуется, в каких тяжелых условиях ему приходится работать в Донбассе. Вот он пишет из своей последней поездки в 1899 г. (шахта «София», станция Харцизск): «На шахте так тяжело, что я не мог остаться работать. В Юзовке нас было арестовали (там рабочее движение и забастовка!..). Все заперто и завод стоит»… Но трудности, неудачи не останавливают Касаткина и скоро начинают сказываться результаты его напряженной работы.

Частое пребывание художника в гуще шахтерской жизни, упорная творческая работа обеспечивают успех его художественных произведений. Знакомство с Донбассом способствует тому, что картины Касаткина -правдивы, доходят до зрителя, волнуют его и привлекают внимание к творчеству художника, тем более, что показ рабочего, как новая тема, и воспринималась по-новому.

Правда, на десять лет раньше известный художник «передвижник» Репин дал своих волнующих «Бурлаков». Но там перед нами еще не представители рабочего класса.

В 1894 г. Касаткин дает свою лучшую капитальную картину «Углекопы» (Смена), которая произвела тогда, пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки» Репина. Касаткин впервые в искусстве уверенно выводит во весь рост рабочего, которого проглядели художники-передвижники.

Картина «Углекопы» изображает момент смены шахтеров: одна часть, усталая и измученная- изнурительным трудом под землей, с непогасшими еще лампами выходит из бадьи; около клети ждет новая смена рабочих, с обушками и желонгами в руках. Темные тона, в которых написана картина, усиливают ее эмоциональную выразительность. С необычайной правдивостью сумел Касаткин отобразить каторжные условия труда этих суровых на вид, с вымотанными силами шахтеров.

Картина «Углекопы» сразу выдвинула Касаткина на то особенное место, которое он и занимает до самой смерти. - Вот перед нами другая работа. Это шахтер «Лука Хромой», уже физически искалеченный беспощадной капиталистической эксплуатацией, с искривленными, трясущимися коленями, с обушком лампочкой-коптилкой «бог в помощь»… - Он готов и дальше. продолжать свою работу в шахте, где его поджидает на каждом шагу увечье, а может быть и смерть из-за преступного отношения хозяина шахты к условиям работы шахтера.

Вот перед нами другая картина - «Тягальщик» (Саночник), где художник изображает подростка, ползущего в шахте, который тащит прикрепленные к крюку его пояса-лямки тяжелые сани, нагруженные углем. Картина дает яркое представление о труде саночников. Саночник, который в условиях советской действительности сошел со сцены, в старом Донбассе был одной из центральных фигур угольного производства. Находясь по двенадцать–пятнадцать часов под землею, саночник тащил на четвереньках по забою санки, нагруженные до отказа углем.

Только одна «Шахтерка» выделяется из ряда этих однотипных хмурых картин. В «Шахтерке» Касаткин дает облик здоровой улыбающейся девушки, очевидно, недавно прибывшей на заработки из деревни. Нужда, невзгоды не успели еще наложить на нее свой отпечаток. Эти картины явились огромным вкладом в русское искусство и создали Касаткину широкую популярность среди трудящихся. Буржуазия же, наоборот, холодно и сдержанно встречала каждое новое произведение Касаткина, особенно где он показывал пролетариат. Известный, например, владелец картинной галереи в Москве, капиталист Цветков, после осмотра лучшей картины Касаткина «Углекопы», остался ею не доволен и посоветовал художнику писать больше солнца, давать радостные краски и меньше подавать в картинах черный уголь и каких-то «трубочистов».

Буржуазная пресса всячески замалчивала, игнорировала творчество Касаткина. Она охотнее поощряла и поддерживала тех художников «передвижников», которые утратили всякие элементы революционности, сглаживали в картинах социальные противоречия и старались делать свои картины приемлемыми, приятными для буржуазного потребителя. Но художника Касаткина мало смущала такая оценка, такое отношение. Он не отступал пред своими замыслами, которые были связаны с эпопеей труда. Для этого он продолжал свои поездки на шахты Донбасса, где неутомимо собирал материал для новых задуманных вещей. Чтобы лучше понять и оценить творчество художника Касаткина, необходимо полнее быть знакомым с некоторыми биографическими данными из его жизни.




Н. А. Касаткин, родившись в 1859 году, прошел тяжелый жизненный путь. Пристрастившись с детства к рисованию, Касаткин четырнадцати лет поступает в Московскую школу живописи. По окончании школы, в 1878 году он мечтает поступить в академию художеств. Но это осталось для него мечтой. Известность пришла также не сразу. Картин его никто не покупает. Только в 1888 году, наконец, капиталист Третьяков, владелец картинной галереи, покупает картину «Соперницы». В этом же году Касаткин становится постоянный членом товарищества передвижных выставок.

Революционный подъем 1905 года находит яркое отражение в его творчестве. Он дает ряд созвучных времени картин («После обыска», «Последний путь шпиона»). Последовавшая после 1905 года реакция на время приостановила творческий размах художника. Касаткин временно умолкает.

Октябрьская революция вызывает новый подъем творческих сил Касаткина. Его интенсивная работа после Октябрьской революции еще более органически связана с рабочим классом. В число своих излюбленных сюжетов художник включает тип новой молодежи-комсомольцев» пионеров; он создает целую серию картин, напр., «Наша комсомольская молодежь». Это - одна из его удачных работ послеоктябрьского периода.

В 1924 году Касаткин еще раз возвращается к своей излюбленной, горняцкой тематике. На этот раз он выезжает в Англию и привозит оттуда целый цикл этюдов, зарисовок из быта и борьбы английских углекопов. Касаткин, один из первых художников (1922 г.), заслуженно получает звание Народного художника республики. Оставаясь верным заветам художественного реализма, художник-общественник А. Касаткин на протяжении всей своей пятидесятилетней деятельности, вплоть до самой смерти отдавал свои силы пролетариату.

Старый Донбасс с его каторжным трудом ушел далеко в прошлое. На его месте вырос новый социалистический Донбасс. Создаются новые города, шахты, заводы. Шире раскрываются богатства недр Донбасса. Растет новая, пролетарская культура. Растут новые люди.

Октябрьская революция развязала все творческие возможности пролетариата. Если до Октябрьской революции мы знали только одного художника, отображающего Донбасс, - Касаткина, то после Октября мы видим совершенно другое. С одной стороны, в советских условиях в Донбассе выдвигаются, растут свои молодые таланты-художники: Головатый, Кравцов, Грушкин, Мищенко, Бендрик, Козодоев и другие и, с другой стороны, сюда приезжают художники Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова.

Если поездки Касаткина в Донбасс были в старое время явлением необычайным, то поездки советских художников в промышленные районы нашей страны и в частности в Донбасс не вызывают больше удивлений. Это одна из боевых, очередных работ, стоящих в плане всей творческой деятельности советского художника. Тут отдельно нужно указать художников Москвы: Журавлева В., Петрова И., которые, по примеру Касаткина, периодически посещают Донбасс, и подолгу па месте изучают новую, меняющуюся обстановку, новых людей Донбасса. Из художников Украины можно отметить Азовского, Козика, Черкасского и др. Показателем общего подъема социалистической культуры Донбасса должна явиться подготовляющаяся выставка «Донбасс в живописи». Социалистический Донбасс должен найти свое художественное отображение в полотнах лучших художников СССР, участников этой выставки.

В связи с подготовкой нельзя пройти мимо художника Касаткина. Необходимо с большим вниманием отнестись к оставленному художником наследию. Необходимо, чтобы трудящиеся Донбасса ближе ознакомились с произведениями Касаткина, где так ярко, правдиво, с худо-жественной убедительностью показан ушедший бесповоротно в далекое прошлое старый Донбасс с его бесчеловечной эксплуатацией, грубыми нравами, политической бесправностью трудящихся и «собачевками». В подготовляемой выставке должны быть широко представлены произведения первого певца пролетариата старого Донбасса - Народного художника Республики- Н. А. Касаткина.

  • В. Золотарев, «Литературный Донбасс», — 1936. — №1 (янв. — февр.)

Которого носят социальный характер, обращается к народной жизни, посвящает первые произведения крестьянам и связывает творчество с судьбами трудящихся. Он показывает людей, которые способны защитить свои интересы.

Художник, призывающий к борьбе

Николай Касаткин родился в 1859 году. Одаренный мальчик поступает в училище живописи в Москве и перенимает опыт у известных художников В. Перова и И. Прянишникова. Окончившего заведение с серебряной медалью юного автора приглашают на работу в крупное книжное издательство.

В 90-е годы XIX века живописец обращается к теме труда и быта рабочего класса. Под воздействием пролетарского движения, начинающего набирать силу, Николай Касаткин рисует картины тяжелого труда простых людей, видит их нищету и раскрывает красоту несломленных тружеников. Например, в шахтерах, которых часто изображает автор, воплотились его представления о новой силе, крепнущей день ото дня. Он считает, что не стоит создавать красивые полотна, ласкающие взор обывателей, а необходимо обратить внимание на каторжный труд рабочих и призвать к борьбе с эксплуататорами.

Реальные сцены из жизни рабочего люда

Николай Касаткин - художник, который первым поведал о тяжелой доле шахтеров. Его полотна, поражающие значительностью образов, написаны в мрачной гамме красок, и такой колорит оправдан реалистичными сюжетами. Много путешествующий по стране автор видит нищету, но не старается изобразить своих персонажей таким образом, чтобы вызвать у общества сочувствие. Он пишет остросоциальные произведения из жизни рабочих и крестьян, выбирает драматические сюжеты, но не ограничивается бытовым реализмом.

В полотнах нет излишней сентиментальности, а занятые каторжным трудом люди не выглядят раздавленными и сломленными. Единичная трагедия человека воспринимается зрителями как типичная.

Образ нового человека

Получивший звание академика живописи художник приветствует революционные события и пишет полотна, на которых изображены борющиеся с властью рабочие. По мнению автора, произведения искусства обязаны агитировать и бить в колокол, указывая на существующие проблемы.

После 1917 года Николай Касаткин соединяет в своем творчестве русский реализм и советское искусство. Он пишет картины, посвященные жизни и борьбе пролетариата, принимает активное участие в работе Академии художеств России. В советский период живописец трудится над образом нового человека и создает целую серию портретов комсомольцев - юных борцов за коммунизм, поскольку будущее страны он видит в юных лицах.

Общественная миссия

Произведения советского художника демонстрируются на передвижных выставках, которых ждут с нетерпением неграмотные крестьяне. Забитые люди, не умеющие читать, видят на полотнах несправедливость, беды и горе рабочего люда, и в их душе поднимается протест против эксплуататоров. Таким образом, Николай Касаткин, картины которого открывают новый мир образов и чувств, выполняет не только культурную, но и общественную миссию.

Целая галерея портретов женских образов

Художник создает удивительно прекрасные образы советских женщин, изможденных, но не теряющих чувства собственного достоинства и не вызывающих сострадания у зрителя. Его работы восхищают выразительностью, точными линиями и внутренним обаянием изображенных героев.

"Шахтерка"

Очаровательный этюд, наполненный особым светом, признан сокровищем русского живописного искусства. Улыбающаяся юная девушка, уверенная в своих силах, гордо смотрит на зрителя. Ее образ полон внутренней теплоты, а нужда еще не успела наложить на нее свой отпечаток, и этот холст выделяется среди других мрачных полотен сторонника реалистического искусства. Художник передает сложный духовный мир девушки, обращая пристальное внимание на пластику лица и рук, а бедность наряда шахтерки зритель даже не замечает.

Акварельный этюд

Еще один чудесный этюд, который вышел из-под руки Касаткина, называется "Женская голова". Светлое акварельное полотно, написанное в 1908 году, притягивает взоры зрителей. Никто не знает, где художник встретил эту девушку, образ которой перекликается с "Шахтеркой", только там характер труженицы выражен более резко. Обаятельная темноволосая красавица из рабочей среды, обладающая внутренней силой, не смотрит в глаза, но оторвать взгляд от нее невозможно.

"Девушка у изгороди"

Произведение, на котором изображена бедно одетая девушка, недавно переехавшая в город из деревни, заставляет зрителя переживать за судьбу чистой и светлой души. Понятно, что здесь ее не ждет ничего хорошего, кроме рабского труда, грубости и безжалостности людей. Но пока милая девушка, не знающая ничего о жестокости общества, запечатлена на фоне зелени листьев, а как сложится ее судьба, остается только догадываться.

Певец пролетариата Николай Касаткин, оставивший ценное наследие, понимал тенденции общественного развития России и видел в пролетариате мощную силу, которая сможет изменить привычный ход истории.



13 декабря 1859 (Москва) - 17 декабря 1930 (Москва)
Живописец, график.
Родился в семье художника-литографа А. А. Касаткина и крепостной крестьянки. Первые художественные навыки получил дома под руководством отца. В 1873 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова. В 1878 за «Этюд старухи» и в 1882 за рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1883 за картину «Нищие на церковной площади» удостоен большой серебряной медали и получил звание классного художника.
С 1878 преподавал в школе при типографии Общества распространения полезных книг, в 1884–1894 - в Художественной школе при типографии товарищества «И. Д. Сытин и К°». С 1894 до революции 1917 сотрудничал с издательством Сытина и как художник.
В 1893 был удостоен звания академика. В 1894–1918 преподавал в МУЖВиЗ.
С 1890 регулярно экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств (до 1910, с перерывами) и ТПХВ, в 1891 стал членом Товарищества (до 1922). Несколько картин с выставок ТПХВ были приобретены П. М. Третьяковым. В 1890-х сблизился в Л. Н. Толстым, часто гостил в имении писателя Ясная Поляна, испытал влияние на свое творчество его идей. В 1894 принимал участие в работе Первого съезда русских художников и любителей художеств, был избран в члены совета съезда. В 1900 за картину «В коридоре окружного суда» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1903 был избран действительным членом ИАХ в Петербурге.
Неоднократно совершал творческие поездки по России. В 1887 путешествовал по Волге, с 1891 по 1901 ежегодно выезжал в район донецких шахт, в 1894 побывал на Кавказе, в 1898 предпринял поездку на Урал, в 1900-х ездил на торфоразработки Иваново-Вознесенской области и по текстильным предприятиям Подмосковья. В 1893 посетил Париж и Берлин, с 1901 ежегодно бывал в Италии, в 1907–1917 совершил путешествия по Турции, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Скандинавским странам.
После Октябрьской революции принимал участие в оформлении революционных празднеств. Создал районную художественную студию, при которой основал музей художников, вышедших из народа. С 1918 до середины 1920-х заведовал художественной студией на Биостанции им. К. А. Тимирязева, преподавал рисование в Лесной школе им. В. Д. Бонч-Бруевича и на учительских курсах. С 1920 руководил детской изостудией при санатории «Захарьино», с 1924 - Музеем труда. В 1923 первым был удостоен звания народного художника РСФСР.
В 1924 совершил поездку в Лондон и Южный Уэльс, чтобы запечатлеть борьбу пролетариата в Англии. В 1922 вступил в Ассоциацию художников революционной России, участвовал в выставках АХРРа до 1927. В 1927 стал членом Общества художников-реалистов. В 1929 в Москве прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставках мастера.
Ретроспектива произведений Касаткина состоялась в 1953–1954 в Москве, Ленинграде и Таллине.
Касаткин - один из ведущих русских мастеров реалистического искусства второй половины XIX - первой трети ХХ века. Наиболее значительный период его художественной деятельности связан с ТПХВ. В раннем творчестве (конец 1880-х - начало 1890-х) создавал жанровые работы в духе передвижничества, для которых характерны повествовательность сюжета, взятого из обыденной жизни, сдержанность колористической гаммы, тщательность исполнения.
В середине 1890-х тематика картин художника изменилась: он одним из первых в русской живописи обратился к индустриальной теме. Манера письма также претерпела изменения: доминирующими в палитре стали напряженные красно-коричневые, синие тона, мазок приобрел более энергичный и экспрессивный характер, а основной акцент делался уже не на пересказе сюжета живописными средствами, а передаче настроения, эмоционального состояния героев картин.
Помимо бытового жанра, являющегося основным в творчестве художника, обращался к портрету и пейзажу.
Произведения Касаткина находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства, Пермская государственная художественная галерея, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Национальный художественный музей республики Беларусь и другие.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru

Живописец, график.

Родился в семье художника-литографа А. А. Касаткина и крепостной крестьянки. Первые художественные навыки получил дома под руководством отца. В 1873 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова. В 1878 за «Этюд старухи» и в 1882 за рисунок с натуры награжден малыми серебряными медалями. В 1883 за картину «Нищие на церковной площади» удостоен большой серебряной медали и получил звание классного художника.

С 1878 преподавал в школе при типографии Общества распространения полезных книг, в 1884–1894 - в Художественной школе при типографии товарищества «И. Д. Сытин и К°». С 1894 до революции 1917 сотрудничал с издательством Сытина и как художник.

В 1893 был удостоен звания академика. В 1894–1918 преподавал в МУЖВиЗ.

С 1890 регулярно экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств (до 1910, с перерывами) и ТПХВ, в 1891 стал членом Товарищества (до 1922). Несколько картин с выставок ТПХВ были приобретены П. М. Третьяковым. В 1890-х сблизился в Л. Н. Толстым, часто гостил в имении писателя Ясная Поляна, испытал влияние на свое творчество его идей. В 1894 принимал участие в работе Первого съезда русских художников и любителей художеств, был избран в члены совета съезда. В 1900 за картину «В коридоре окружного суда» был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1903 был избран действительным членом ИАХ в Петербурге.

Неоднократно совершал творческие поездки по России. В 1887 путешествовал по Волге, с 1891 по 1901 ежегодно выезжал в район донецких шахт, в 1894 побывал на Кавказе, в 1898 предпринял поездку на Урал, в 1900-х ездил на торфоразработки Иваново-Вознесенской области и по текстильным предприятиям Подмосковья. В 1893 посетил Париж и Берлин, с 1901 ежегодно бывал в Италии, в 1907–1917 совершил путешествия по Турции, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Скандинавским странам.

После Октябрьской революции принимал участие в оформлении революционных празднеств. Создал районную художественную студию, при которой основал музей художников, вышедших из народа. С 1918 до середины 1920-х заведовал художественной студией на Биостанции им. К. А. Тимирязева, преподавал рисование в Лесной школе им. В. Д. Бонч-Бруевича и на учительских курсах. С 1920 руководил детской изостудией при санатории «Захарьино», с 1924 - Музеем труда. В 1923 первым был удостоен звания народного художника РСФСР.

В 1924 совершил поездку в Лондон и Южный Уэльс, чтобы запечатлеть борьбу пролетариата в Англии. В 1922 вступил в Ассоциацию художников революционной России, участвовал в выставках АХРРа до 1927. В 1927 стал членом Общества художников-реалистов. В 1929 в Москве прошла первая (и единственная прижизненная) персональная выставках мастера.

Ретроспектива произведений Касаткина состоялась в 1953–1954 в Москве, Ленинграде и Таллине.

Касаткин - один из ведущих русских мастеров реалистического искусства второй половины XIX - первой трети ХХ века. Наиболее значительный период его художественной деятельности связан с ТПХВ. В раннем творчестве (конец 1880-х - начало 1890-х) создавал жанровые работы в духе передвижничества, для которых характерны повествовательность сюжета, взятого из обыденной жизни, сдержанность колористической гаммы, тщательность исполнения.

В середине 1890-х тематика картин художника изменилась: он одним из первых в русской живописи обратился к индустриальной теме. Манера письма также претерпела изменения: доминирующими в палитре стали напряженные красно-коричневые, синие тона, мазок приобрел более энергичный и экспрессивный характер, а основной акцент делался уже не на пересказе сюжета живописными средствами, а передаче настроения, эмоционального состояния героев картин.

Помимо бытового жанра, являющегося основным в творчестве художника, обращался к портрету и пейзажу.

Произведения Касаткина находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства, Пермская государственная художественная галерея, Астраханская государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Национальный художественный музей республики Беларусь и другие.



Загрузка...
Top