Как телеге – пятое колесо: что такое аспирантура, зачем идти и что дает? Кем работать после аспирантуры? Какое звание получаешь после аспирантуры.

В соответствии Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который вступил в силу 1 сентября 2013 года, аспирантура получила новый статус.

Аспирантура стала третьей ступенью единой системы непрерывного высшего образования (после бакалавриата и магистратуры), с освоением специальной программы и сдачей экзаменов.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение для понятия аспирант. "Аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров". Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас необходимым шагом. Аспирантура – стезя будущего кандидата наук! Для поступления в аспирантуру необходимо иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры.

Аспиранты, так же как и студенты, сдают промежуточные зачеты и экзамены. Для аспирантов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами составлены свои учебные планы по направлению подготовки 40.06.01 – «Юриспруденция».

Итогом обучения в аспирантуре является государственная итоговая аттестация, к которой допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие индивидуальный учебный план по соответствующим образовательным программам.

Срок получения образования по программе аспирантуры в очной форме обучения, составляет 3 года.

Срок получения образования по программе аспирантуры в заочной форме обучения составляет 4 года.

Во время обучения аспирант ведет научную работу, принимает участие в различных конференциях, под руководством научного руководителя готовит к опубликованию научные статьи, готовит к защите выпускную квалификационную работу.

Итог обучения в аспирантуре - это защита выпускной квалификационной работы, после чего выпускник получит диплом государственного образца с указанием квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь". Если раньше аспирант по окончании аспирантуры получал только документ о сдаче кандидатских экзаменов и справку об окончании аспирантуры, то теперь он будет получать диплом об освоении «высшего» уровня высшего образования! Тем самым статус аспирантуры серьезно повышен! Окончивший аспирантуру получает диплом государственного образца, свидетельствующий о наличии у него максимально возможного в настоящее время образования и дающий основания для трудоустройства в качестве преподавателя и (или) научного сотрудника вуза (научной организации). Важно, что сегодня диплом об окончании аспирантуры не связан с защитой диссертации и получением диплома учёной степени кандидата наук! То есть по окончании аспирантуры у аспиранта есть возможность защитить диссертацию.

Выпускная квалификационная работа, по сути, представляет собой научно-квалификационный труд и при небольшой доработке может быть представлена в диссертационный совет для защиты, по результатам которой автору диссертации может быть присуждена ученая степень кандидата юридических наук. Защита диссертации и получение диплома кандидата наук выделены в отдельное положение закона: лицу, защитившему в установленном порядке диссертацию, присваивается ученая степень кандидата наук и выдается диплом кандидата наук.

Таким образом, у аспиранта, успешно закончившего аспирантуру и защитившего диссертацию, есть возможность получить два диплома:

Один - об окончании аспирантуры.

Другой – диплом кандидата наук.

Сегодня все больше выпускников ВУЗов поступают учиться в аспирантуру с целью получить диплом об освоении «высшего» уровня высшего образования!

Как выяснилось, диплом специалиста или магистра – это еще не предел всех мечтаний для амбиционного выпускника, ведь «аспирант» — куда более почетное звание для учащегося высшего учебного заведения. Однако здесь у студента имеются большие и радужные перспективы в плане будущей карьеры, да и предлагаемые должности «почетные и прибыльные», так сказать. И, тем не менее, обязательно стоит разобрать данный вопрос по порядку, подбираясь к главной теме, кем работать после аспирантуры?

Что такое аспирантура?

Итак, аспирантура – это, прежде всего, самостоятельная форма обучения, которая обеспечивает качественную подготовку научно – педагогического состава высшей квалификации. Полученные на занятиях знания и навыки, скорее, практические, а лекции преобладают в незначительном количестве.

Проще говоря, студент долгие пять лет углубленно изучает теорию в выбранной специальности, а теперь в аспирантуре он может применить полученные знания непосредственно на практике. В данном случае приветствуются многочисленные эксперименты, а также углубленное изучение практического материала в рамках выбранной специальности.

Аспирантура необходима для получения научных знаний и оформления собственных разработок. Если опять-таки говорить простым и доступным языком, то каждый заинтересованный аспирант должен готовиться к своей будущей докторской диссертации.

Для этого желательно обратить внимание на такие аспекты знаний, как:

1.​ Создание и продвижение собственных научных работ;

2.​ Публикация своих работ в научных журналах;

3.​ Выступление аспиранта с докладом на научных конференциях;

4.​ Ведение практических и лабораторных работ для отдельных групп студентов;

5.​ Подготовка будущей докторской диссертации.

Так что занятий на три года учебы предостаточно, главное – своевременно расставить приоритеты и поставить цель, которой неустанно следовать.

Как поступить в аспирантуру?

Теперь всем становится понятно, что уже дипломированный магистр не достиг поставленных целей, поэтому основательно готовится к высокому званию «кандидат наук». Однако добиться таких высот не так уж и просто, а поступление в аспирантуру для многих и вовсе остается несбыточной мечтой.

Например, рассчитывать на данное обучение могут исключительно выпускники с присвоенным статусом «магистр» или «специалист», блестяще сдавшие несколько вступительных кандидатских экзаменов. Для остальных категорий выпускников данная категория обучения и вовсе остается недоступной и заоблачной.

Форма обучения в аспирантуре традиционно бюджетная и по контракту. В первом случае магистр блестяще сдал вступительные экзамены и набрал проходной балл, поэтому последующие годы нести гордое звание «аспирант» может абсолютно бесплатно. Если по каким–либо причинам поступить на бюджет так и не удалось, но перспективы у такого абитуриента самые радужные, то руководство аспирантуры предлагает ему платную фору обучения. Соглашаться на такое предложение или нет – выбор каждого выпускника.

Обязательными экзаменами при поступлении считаются иностранный язык (привилегированно английский) и философия , а также профилирующий по специальности предмет и предмет по направлению вуза.

Кстати, можно изменить освоенную специальность в аспирантуре, однако такие нюансы необходимо будет оговаривать в индивидуальном порядке с руководством вуза (не все высшие учебные заведения идут выпускнику на такие уступки).

Что важно знать в аспирантуре?

Если вы считаете, что в аспирантуре важен процесс, то сильно ошибаетесь, поскольку немаловажную роль играет именно результат такого обучения, то есть успешная сдача кандидатских экзаменов точно в срок.

Для успешности в данном вопросе крайне важно регулярно посещать лекции не только по предмету будущей кандидатской работы, но и для общего развития социологию, экономику, психологию, статистик и даже педагогику. Однако основным по-прежнему остается именно профильный предмет.

Обучаться в аспирантуре несложно в течение семестра, а вот на кандидатских экзаменах придется попотеть и максимально продемонстрировать глубину своих познаний в каждом предмете.

На протяжении семестра аспирант ходит на лекции, выполняет практические занятия, но главное отличие от студенческой жизни – уникальная возможность педагогической практики с правом оценивания работ студента. В последнем случае педагогическая деятельность аспиранта оговаривается с деканом или заведующим кафедры индивидуально, а часы практики строго ограничены.

Отдельно стоит уточнить, что аспирантура – это путь к профессиональной педагогической деятельности, причем не исключено, что протекать она будет в стенах родного университета. Именно поэтому, будучи еще аспирантом, можно всегда завести полезные знакомства и наладить связь с преподавателями, которые теперь отчасти считаются коллегами.

Такой умный подход обязательно поможет «зацепиться», ведь не исключено, что в скором времени какой-нибудь профессор замолвит за вас пару приятных словечек в кабинете ректора, например. Конечно, штурмовать вуз необходимо исключительно знаниями, но и полезные связи в данном вопросе уж точно не повредят.

Совмещение работы и аспирантуры: законно или нет?

На одну стипендию аспиранту явно не прожить, а то минимальное количество часов преподавания, которое ему выделяет вуз, не оплачивается должным образом. Вот поэтому и возникает острая необходимость в дополнительном источнике доходов, не связанным с педагогикой и профессиональным обучением. Однако вот здесь имеется одно, но очень существенное НО.

Согласно официальным правилам, которые должен знать любой учащийся аспирантуры, аспирант очной формы обучения не имеет права работать в каком-либо другом месте, несвязанным со стенами вуза и наукой.

Правило, конечно, строгое, но, как известно, все правила созданы для того, чтобы их нарушать. Именно поэтому все аспиранты пренебрегают такими рекомендациями и запретами, а для улучшения своего материального состояния подыскивают денежную подработку.

В аспирантуре об этом знать не должны, хотя по неофициальным данным профессора понимают финансовые трудности и закрывают глаза на некоторые нарушения.

На аспирантов – заочников и соискателей такие правила не распространяются, однако и обучение для них включает более продолжительный период времени. Защита кандидатской диссертации становится тем финишем, который обеспечивает хорошую должность и вполне приличную заработную плату.

Сроки обучения индивидуальны, но результат, по сути, один и тот же, как и перспективы молодого, но уже квалифицированного специалиста.

Соискатель или заочник?

Далеко не все желающие становятся аспирантами дневного отделения, поскольку количество бюджетных мест строго ограничено. Зато шансов стать аспирантом – заочником или соискателем гораздо больше. Кто-то спросит, а в чем отличие? Вот в данном вопросе и необходимо внести определенную гласность!

Итак, заочная аспирантура, прежде всего, избавляет от посещения лекций, прекрасно сочетается с работой, а также оставляет время на подготовку к диссертации. Аспирант имеет определенное место работы, где ему предоставляют 30-тидневный оплачиваемый отпуск. Учиться в данном случае необходимо четыре года, тогда как при очной форме обучения этот срок составляет всего три года.

А вот соискатель – это творческий человек, который по-прежнему пребывает в поиске себя и своего я. Его основная задача сдать кандидатские экзамены, как соискатель, и только после этого можно поступить без вступительных экзаменов в аспирантуру.

Обучается он по индивидуальному плану, но при этом единожды в год на плановом заседании кафедры отчитывается о проделанной работе. Кстати, человек, окончивший аспирантуру на бюджете, быть соискателем уже не может.

Кем стать, выпускник вуза в состоянии эйфории решает самостоятельно, но при этом важно взвесить все за и против такого судьбоносного решения. Второго такого шанса в будущем может уже не представиться, так что самое время воспользоваться нужным моментом и «оказаться в нужное время в нужном месте», так сказать. Треть выпускников решаются на столь ответственный шаг, но не более!

Кем можно работать после аспирантуры?

Как показывает тенденция нескольких лет, многие выпускники вузов очных отделений выбирают вместо определенной профессии аспирантуру, чтобы повысить уровень своих знаний до почетной отметки «профессионал». Конечно, придется еще поучиться и вовсе не год, зато результат таких стараний обеспечит перспективное будущее.

Если интересно знать, кем можно стать после аспирантуры, то вариантов несколько. Чаще всего выпускники остаются в стенах родного вуза в качестве уже квалифицированных преподавателей и также обучают желторотых студентов.

Какая бы специальность не была выбрана, аспирант связывает ее с научной деятельностью, которая в дальнейшем становится смыслом его жизни. Не бывает случайных аспирантов, а каждый осознанно выбирает профессию, связанную с наукой!

Вывод : Если ты – выпускник вуза, но стремишься продолжить обучение и через несколько лет стать квалифицированным преподавателем, то просто обязан знать, кем работать после аспирантуры.

На информативном сайте сайт описаны все тонкости и нюансы данного вопроса, которые в будущем помогут определиться с окончательным выбором будущей профессии.

Теперь ты знаешь, кем работать после аспирантуры .

За магистратурой следует аспирантура – выбор тех, кто ощущает в себе тягу к научным знаниям. Сроки обучения аспирантов отличаются в зависимости от выбора формы учебы. Очники подходят к защите диссертации через 3 года, заочники готовятся на год дольше.

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» – соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3–4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.
  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.
  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.
  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.
  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.
  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).
  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.

Какой ступенью образования является аспирантура

Стандартная программа Болонской системы присваивает аспирантуре третий уровень образования после бакалавриата и магистратуры. Но здесь есть уточнения, связанные с относительно недавним переходом на международную программы подготовки профессиональных кадров.

Так, бакалавры не могут стать аспирантами без магистерского диплома, а выпускники специалитета могут. Для последних это вторая ступень. Студенты, закончившие аспирантуру, вправе поступать повторно как соискатели (это уже второе высшее или 4-я ступень).

Какая степень присваивается выпускнику аспирантуры

В отличие от бакалавров, специалистов, магистрантов, аспиранты не получают квалификационного диплома. Им присваивается степень кандидата наук. Она дает право вести педагогическую деятельность, принимать участие в совместных научных работах, претендовать на государственную поддержку при проведении исследований.

Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации

Статус кандидата наук – «пропуск» в докторантуру. Она является следующей ступенью подготовки ученых кадров и доступна только держателям диплома магистранта/специалиста, успешно сдавшим кандидатские экзамены, защитившим перед комиссией диссертацию.

Докторантура, как и аспирантура – уровень послевузовского последипломного повышения квалификации. Заканчивается докторской диссертацией, присвоением степени доктора наук.

«Аспирант» — звучит гордо! Это возможность проявить себя, связать дальнейшую жизнь с научной деятельностью, стать настоящим профессионалом в своей отрасли. Некоторые студенты решают продолжить обучение просто потому, что не знают, куда идти дальше. Но кем работать после аспирантуры? Как закончить ее так, чтобы открыть перед собой все возможные двери? Есть ли какие-то секреты в обучении? Давайте разберемся.

Аспирантура – это возможность применить на практике знания и навыки, полученные за предыдущие годы обучения. У каждого студента есть свой научный руководитель, вместе с которым выбирается тема исследований и направление дальнейшей работы.

Во время обучения отпадает необходимость в ежедневном посещении большого количества лекций, как это было на младших курсах. Количество теоретических занятий сводится к минимуму, а вот практики как раз достаточно для того, чтобы полностью освоить выбранную тему.

Основа обучения в аспирантуре – самостоятельные исследования, экспериментальные методы и огромное количество возможностей проявить себя. Студент не только готовится к написанию и защите своей кандидатской диссертации, но и может проводить практические и лабораторные занятия у обучающихся на младших курсах, создавать свои собственные научные работы и выступать с ними на конференциях, публиковать результаты исследований в научных журналах.

Самое главное для будущего научного работника – выбрать интересную для себя тему, поставить четкую цель в начале трехлетнего обучения и постепенно следовать ей. Только тогда у него будет возможность получить достойную высокооплачиваемую работу в дальнейшем.

Можно ли устраиваться на работу во время учебы?

Официальные правила аспирантуры запрещают студенту очного отделения устраиваться на работу, несвязанную с родным вузом и преподавательской деятельностью. На заочников и соискателей это правило не распространяется.

Но в большинстве случаев оплата за выделенные вузом часы преподавания слишком низкая, и будущие научные деятели вынуждены искать подработку в любой сфере, где не требуется предъявлять диплом. На кафедре об этом знать не должны, но многие руководители хорошо понимают ситуацию и закрывают на нее глаза.

Как проявить себя?

  • Старайтесь завести полезные знакомства в кругах специалистов и преподавателей, которые теперь являются вашими коллегами. Конечно, на одних только связях карьеру не построишь, но и лишними они точно не будут.
  • Уделите большое внимание выбору направления ваших исследований. Работа должна иметь научную новизну и практическую ценность, именно тогда она будет оценена по достоинству.
  • Не упускайте возможности опубликовать свои работы в научных журналах или поучаствовать в конференции. Многие работодатели обращают на это внимание.
  • Самое главное – ваша кандидатская диссертация должна быть идеальной! Она является основным показателем проделанной работы и может как скрыть некоторые огрехи в обучении, так и полностью свести все старания на нет. Огромное влияние имеет и ее защита. Вы должны быть уверены в себе и уметь ответить на все вопросы. Поэтому, если время поджимает и вам кажется, что ваших собственных сил недостаточно – обратитесь к профессионалам, которые помогут не только написать отдельные части или целую работу, но и подготовиться к выступлению на кафедре.
Кем работать после аспирантуры?

У аспиранта, который успешно закончил обучение, есть несколько путей дальнейшего развития. Он может устроиться преподавателем в ВУЗ, в том числе и свой родной, и продолжать свою научную деятельность параллельно с чтением лекций и ведением практики у студентов младших курсов.

Второй вариант – воспользоваться своим дипломом и успешно защищенной диссертацией, чтобы устроиться работать по специальности или в любой научно-исследовательский центр. Так или иначе, большинство аспирантов связывают свою дальнейшую жизнь именно с наукой и развиваются в этой отрасли.

Подведем итоги

Я уже писал, можете почитать по ссылкам, там достаточно подробно, да ещё и законами свои слова подкрепил. Теперь настало время для статьи бакалавриат магистратура аспирантура что это, думаю это всё, что можно написать про болонскую систему и прочее. В докторантуру лезть не имею желания, да и не знаю про неё ничего, а переписывать чужие статьи не люблю.

Итак, сначала кратко напомню откуда взялись бакалавриат и магистратура вместо специалитета. Всё это пошло от желания сделать в РФ «как за границей», видимо надеялись, что наше образование будет куда лучше «котироваться» в Европе и за океаном. Насколько я знаю, такого чуда не произошло, но советская система образования, которая считалась очень качественной, была успешно похоронена. Кстати, тут и очень к месту поспела, советую почитать, хотя она не вся по теме.

Если очень кратко, то это 3 ступени высшего образования.

Снова обращаемся к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), подтверждение моих предыдущих слов содержится в 10 статье данного Федерального закона:

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Итак, бакалавриат – это первая ступень высшего образования. Кому-то будет достаточно и тех базовых знаний, которые можно получить за 4 года обучения на бакалавриате. Но не стоит забывать, что знания эти именно базовые, если когда-то в этой стране станут обращать внимание на такие вещи, как степень образования (бакалавр, магистр, кандидат наук), ВУЗ, в котором было получено образование и прочие подобные вещи, то тогда иметь образование магистра станет престижно. Но в настоящее время у нас какой-то родоплеменной строй остается и на работу скорее возьмут дверцу от холодильника, которую кто-то из начальства знает, чем никому неизвестного магистра отличника.

Переходим ко второй ступени. Там расположились магистратура и специалитет. Про специалитет уже можно забыть, сейчас такое образование получить очень сложно, потому сосредоточимся на магистратуре. Магистратура – это образование после бакалавриата, длится 2 года, позволяет изучать не в общем всего по немногу, как было при обучении на бакалавриате, а изучать что-то более конкретное. Помимо того, что магистратура просто сама по себе более престижна, чем бакалавриат, есть ещё один небольшой бонус. Получив образование магистра можно преподавать в средне-специальных учебных учреждениях, это всевозможные колледжи, техникумы и прочее. Не знаю, насколько это интересно для Вас, но ещё один вариант работы – это всегда неплохо.

Наконец, третья ступень. В законе написано «подготовка кадров высшей квалификации», в более понятном варианте это называется обучением в аспирантуре (скорее всего, докторантура туда же относится, не знаю). Что же интересного может предложить аспирантура? Вы можете написать и защитить диссертацию и стать кандидатом наук. На самом деле это нужно очень мало кому. Лучше немного напишу про аспирантура и магистратура отличия, отличий очень немало, но писать о том, где есть лекции и сессии, а где нет мне не хочется, как мне кажется, Вам это не интересно. Интереснее другой момент, обучаясь в аспирантуре можно преподавать студентам в том ВУЗе, где Вы учитесь. Не в техникуме и после обучения, а параллельно с обучением, как мне кажется, это и есть основное в вопросе аспирантура и магистратура отличия. Причем если Вы будете учиться, писать диссертацию, преподавать и участвовать в научных конференциях, то сможете получать совсем неплохую заработную плату. Да, столько делать весьма непросто, но в приличных ВУЗах Вам заплатят за это весьма достойно.

Вся статья в одной картинке

Итак, я уже отошел от темы, углубился в самые разные вопросы образования и даже работы. Пора сделать коротенький вывод, статья называлась «бакалавриат магистратура аспирантура что это?» отвечаю кратко, ступени образования. Получать их можно только последовательно, причем именно в том порядке, в каком они перечислены. До встречи на страницах блога сайт

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно или просто пообщаемся.



Загрузка...
Top