Аренский. Музыкальная гордость Новгородской земли

30 июня 1861, Великий Новгород - 12 февраля 1906, Перкярви, близ Териоки (ныне Кирилловское близ Зеленогорска Ленинградской области)

Композитор, пианист, дирижер, педагог. Ординарный профессор 2-й степени (1888). Управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге (1895-1901)

Родился в семье врача, любителя музыки. Мать, На-дежда Антипьевна, - сестра писателя и драматурга А.А. Потехина, прекрасная пианистка, «лишь по застен-чивости не пожелавшая выступать публично » (Аренска -я Е.В. Биография А.С. Аренского). В 7 лет начал обучать-ся игре на фортепиано, затем обнаружил склонность к сочине-нию. Переехав в Петербург, учился в частной музыкальный школе Ф.И. Руссо у К.К. Зике (фортепиано и теория музыки). В 1882 с золотой медалью окончил Петербургскую консерваторию по классу спец. тео-рии и композиции Н.А. Римского-Корсакова. Сочинение дава-лось Аренскому легко. По свидетельству современников, пока Римский-Корсаков проверял тетради других учеников, успе-вал сочинить фугу, которая оказывалась лучшей в классе.

С 1882 преподавал в Московской консерватории сначала все обяза-тельные музыкально-теоретические предметы (кроме элементарной теории музыки и сольфеджио), в 1889-95 - спец. теорию и свободное сочинение. Тогда же познакомился с С.И.Та-неевым, который писал: «От теории я освобожден благода-ря приезду Аренского… Я с ним очень подружился, захо-жу к нему почти каждый день; премилый молодой чело-век и очень талантливый… » (из письма П.И.Чайковскому от 24 окт. 1882, см. Чайковский - Танеев. Письма. М., 1951. С. 88). Аренский был одним из лучших педагогов-теорети-ков Московской консерватории, вызывал восхищение учеников неорди-нарностью, артистизмом, творческим отношением к предме-ту. Р.М. Глиэр, в частности, считал особенно ценным то, что с ними занимался «не рядовой педагог, который дол-жен… подготовить к сдаче экзамена, а подлинный худож-ник, композитор исключительно даровитый, глубоко ценимый и любимый не только публикой, но и лучшими музыкантами того времени » (Цит. по: Цыпин Г. А.С. Арен-ский. С. 14, 15). В мемуарах А.Б. Гольденвейзера Аренский предста-ет как человек блестяще одаренный от природы, «обла-давший каким-то личным обаянием, которого, несмот-ря на его недостатки, все любили. У него было очень яркое композиторское дарование, очень гармоничное и безукоризненное в смысле музыкального инстинкта… » (Цыпин Г.С. 17). Среди учеников едва ли не все исполни-тели, теоретики и композиторы того периода. Особое предпочтение отдавал занятиям с С.В. Рахманиновым, Г.Э. Конюсом, А.Н Корещенко, Гольденвейзером, К.Н.Игум-новым, Глиэром и др. С некоторыми учениками отношения, однако, сложились неблагоприятно. Так, из-за конфлик-та с педагогом ученик Аренского А.Н.Скрябин не получил права сдавать экзамен на получение диплома композитора.

В 1888-95 Аренский руко-водил концертами Русского хорового общества. В 1895-1901 был управляющим Придворной певческой капеллы (Петер-бург; сменил М.А.Балакирева).

С 1901 занимался композиторской и исполнительской деятельностью, которая наиболее активно протекала в 1900-е гг. Он выступал в городах России (Харьков, Рига, Нижний Новгород, Киев, Одесса, Кишинёв, Николаев, Орёл, Курск, Саратов и др.) и за рубежом (Лейпциг) в качестве дирижера, пианиста, в том числе с исполнением собственных сочинений. В 1900 осуществил концертное турне по го-родам России с квартетом герцога Мекленбургского. Несмотря на дефекты техники (не получил специального фортепиано об-разования), умел придать своей игре артистизм и блеск.

Анто́н (Анто́ний) Степа́нович Аре́нский (30 июня (12 июля) 1861, Новгород, — 12 (25) февраля 1906, Перк-ярви, близ Териоки, Российская Империя) — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог. В 1889-1894 годах - профессор Московской консерватории, в 1895-1901 - управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге.Аренский родился в музыкальной семье: его отец, врач, хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано, а с девяти — сочинять. Первым его учителем теории музыки был профессор Зикке, дальнейшее образование Аренский получил в Петербургской консерватории по классу композиции Николая Римского-Корсакова.

По окончании консерватории в 1882 году Аренский получил приглашение в Московскую консерваторию на должность преподавателя. С 1889 года, получив звание профессора, Аренский вёл в ней классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. Уже начиная с двадцатипятилетнего возраста, преподавая в московской консерватории курс полифонии и свободного сочинения, Аренский стал широко известен своим "широким" и разгульным образом жизни. Тогдашний директор консерватории, профессор Василий Сафонов живо откликнулся на его бурную «славу» эпиграммой, начинавшейся такими словами: «Муза Аренского - не выходит из погреба ренского».После окончания Петербургской консерватории и возвращения в Москву, горячее участие в судьбе Аренского принял Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали громадное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Кроме того, Чайковский много сделал для продвижения на сцену опер Аренского, хлопотал о включении его произведений в программы концертов.
«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Волге» Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, - но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего, это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление. По-видимому, опера публике чрезвычайно нравится, и мне кажется, что она может занять прочное место в русском репертуаре. Было бы весьма, весьма желательно, чтобы «Сон на Волге» был поставлен в Петербурге в будущем сезоне. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение. В нём настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка!Аренский, в свою очередь, переложил для фортепиано в четыре руки Сюиту из балета «Щелкунчик» (издана в 1892), а затем и весь балет (издан в 1894).В 1888—1895 композитор наряду с работой в консерватории руководил концертами Русского хорового общества, в 1895 году покинул консерваторию и до 1901 был директором Придворной певческой капеллы. Выйдя в отставку с этого поста, до конца жизни Аренский занимался исключительно композицией.

Могила А. С. Аренского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Аренский умер в 1906 году от туберкулёза в Перк-ярви (ныне Кирилловское). Похоронен в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лаврыСвоеобразным «некрологом» откликнулся на смерть Антония Аренского его любимый и неизменно уважаемый долгие годы учитель, Николай Андреевич Римский-Корсаков, буквально в нескольких строках «Музыкальной летописи» изложивший всю его жизнь.
«Мой бывший ученик, по окончании Петербургской консерватории вступивший профессором в Московскую консерваторию, прожил в Москве много лет. По всем свидетельствам, жизнь его протекала беспутно, среди пьянства и картёжной игры, но композиторская деятельность была довольно плодовита. Одно время он был жертвою психической болезни, прошедшей, однако, по-видимому, бесследно. Выйдя из профессоров Московской консерватории в 90-х годах, он переселился в Петербург и некоторое время после Балакирева был управляющим Придворной капеллой. И в этой должности беспутная жизнь продолжалась, хотя и в меньшей степени. По выходе из Капеллы <…> Аренский очутился в завидном положении: числясь каким-то чиновником особых поручений при Министерстве двора, Аренский получал от пяти до шести тысяч рублей пенсии, будучи вполне свободным для занятий сочинением. Работал по композиции он много, но тут-то и началось особенно усиленное прожигание жизни. Кутежи, игра в карты, безотчётное пользование денежными средствами одного из богатых своих поклонников, временное расхождение с женой, в конце концов скоротечная чахотка, умирание в Ницце и наконец смерть в Финляндии. С переезда своего в Петербург Аренский всегда был в дружеских отношениях с беляевским кружком, но как композитор держался в стороне, особняком, напоминая собой в этом отношении Чайковского. По характеру таланта и композиторскому вкусу он ближе всего подходил к А.Г.Рубинштейну, но силою сочинительского таланта уступал последнему. В молодости Аренский не избег некоторого моего влияния, впоследствии - влияния Чайковского. Забыт он будет скоро...»В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. В творчестве композитора заметно влияние Чайковского. Не избежал Аренский также и влияния фортепианной музыки Роберта Шумана, причём немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок и в итоге всё-таки был поглощён и побеждён влиянием Рубинштейна и Чайковского. Музыку Антония Аренского высоко ценил Лев ТолстойАренский имеет большое значение как педагог — он автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского — Сергей Рахманинов, Александр Скрябин (исключённый Аренским со второго курса свободного сочинения),Рейнгольд Глиэр, Георгий Конюс, Арсений Корещенко.

Критики характеризовали как «последнего лирика русской фортепианной музыки». Произведения для фортепиано составляют примерно половину творческого наследия композитора, и их популярность при жизни автора была довольно велика. Аренский был известен и как пианист, вдохновенный исполнитель своих сочинений. Его пианистическая манера выглядела оригинально и даже эксцентрично – сохранились свидетельства современников о «плоских и даже вытянутых пальцах», но при этом отмечалось, что рояль у него «звучал превосходно». Манера игры Аренского покоряла своей свободой и изысканностью – настолько, что многие молодые музыканты пытались перенять ее. Он не был ярким виртуозом, музыкант покорял публику изящной фразировкой, мягкостью певучего звука. Он не стремился воплощать трагедийные образы или исполнять нечто философски-углубленное – его любимой образной сферой была задушевная лиричность, и именно это привлекало публику в Аренском-пианисте. Те же черты характерны и для Аренского-композитора, творившего для фортепиано.

В фортепианном творчестве Аренского проявляется тяготение скорее к шопеновской, чем к листовской традиции. Для него характерна удивительная гибкость мелодий. Продолжал он и традиции русских композиторов, но по-своему. Например, в отличие от кучкистов, он крайне редко цитировал фольклорный материал, не стремился к этнографической точности – но русская природа его мелодий сомнений не вызывает.

У Аренского есть крупные произведения для фортепиано с оркестром – Фантазия на темы Рябинина, Концерт – и все же предпочтение композитор отдавал малым формам, что в наибольшей степени соответствовало лирической природе его творческого облика. В этом выражается и трактовка музыкальных форм и жанров. Так, в прелюдиях Аренский не стремится к выходу за пределы миниатюры, в отличие от . В большинстве случаев пьесы Аренского имеют трехчастную форму, но средний раздел не вносит контраста, а развивает музыкальный материал первого раздела. Фактура пьес Аренского насыщена подголосками, полифонична. Характерной чертой его фортепианного стиля является преобладание мелкой техники, что придает пьесам особое изящество.

Среди фортепианных произведений Аренского – танцевальные и программные пьесы, прелюдии, этюды. Его этюды не только сложны, но и весьма необычны. В них нередко встречаются широкие интервалы, которые требуют растяжения соседних пальцев, особой пластичности и свободы кисти. Подобно этюдам и Сергея Васильевича Рахманинова, этюды Аренского не являются чисто техническими пьесами – композитор поэтизирует этот жанр.

Прелюдии Аренского отличаются элегантностью «акварельной» фактуры. Они не похожи ни на прелюдии Рахманинова, перерастающие границы миниатюры, ни на страстно-импульсивные прелюдии Скрябина – их отличает лиричность, поэтичность в сочетании с уравновешенностью чувств. отмечает оригинальность этих миниатюр: «В каждой пьесе всегда наличествует какая-либо «выдумка» касательно ритмики, конструкции, колорита или орнамента».

Наряду с виртуозными сочинениями – такими, как этюды или скерцо – Аренский создавал кантиленные пьесы. Многие из них названы романсами, что подчеркивает их вокальную природу. К лучшим страницам творчества композитора принадлежит Романс фа мажор Op. 53 № 5. В духе инструментальной «песни без слов» с напевно-повествовательной мелодией и незатейливым аккомпанементом написан Экспромт си мажор Op. 25 № 1. Его скромная фактура рассчитана скорее на любительское домашнее музицирование, чем на профессиональное исполнение.

Аренский создал немало программных фортепианных пьес. Многие из них носят «пейзажные» заглавия – «Незабудка», «Лесной ручей», «В поле». В «Незабудке» в полной мере проявилось влияние : ниспадающие окончания фраз, нисходящие секвенции, некоторые черты гармонии и фактуры.

Как правило, фортепианные миниатюры Аренского объединены в циклы, и некоторые из них имеют программные названия. Один из самых интересных циклов Аренского – сюита для фортепиано в четыре руки «Силуэты». Пять пьес, входящих в нее – яркие музыкальные «портреты». В первой пьесе – «Ученый» – интеллектуальное начало в образе персонажа подчеркнуто использованием самой «ученой» формы – фуги. Тема, лишенная напевности, кажется «математически высчитанной». Суховатой суровости «Ученого» контрастирует «Кокетка» – мажорный лад, подвижный темп, изысканная напевная мелодия с обилием форшлагов и иных украшений, легкий аккомпанемент в духе вальса. В пьесе «Паяц» динамические и тембровые контрасты, синкопы и причудливые акценты прекрасно передают ужимки и прыжки персонажа. Четвертый номер – «Мечтатель» – написан в форме неделимого десятитактового периода, повторяемого дважды. Неторопливо развертывающуюся тему сопровождают фигурации. Иллюзорность, бесплотность «мира», в котором живет этот мечтательный персонаж, подчеркнута тем, что в пьесе ни разу не появляется тоника основной тональности. Завершающая цикл пьеса «Танцовщица» построена на характерной ритмической формуле испанского танца.

Фортепианные миниатюры Аренского, когда-то любимые публикой, сегодня можно услышать нечасто, и об этом остается только пожалеть. Пьесы этого композитора не поражают эффектной виртуозностью, но подкупают своей проникновенностью. Несомненно, они заслуживают внимания и исполнителей, и публики.

Все права защищены. Копирование запрещено

«Люблю музыку и желаю сделать для неё то, что могу, то, что в моих силах»

А. С. Аренский

155-летию со дня рождения А.С. Аренского посвящается.

В этом году музыкальный мир отмечает 155 лет со дня рождения и 110 лет со дня кончины выдающегося композитора, пианиста, дирижёра, педагога и музыкального общественного деятеля Антония Степановича Аренского. С Новгородской землёй связаны жизнь и творчество многих великих людей, деятелей искусств, среди которых гениальные композиторы: С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и А.С. Аренский. Из них лишь Аренский родился в самом Новгороде.

Новгородская областная филармония, носящая им А.С. Аренского, представит новгородцам два концерта-лекции, посвящённых юбилею композитора. 18 ноября прозвучит программа «Великие ученики великих учителей» с участием лауреата международных конкурсов, дипломанта Национальной театральной премии «Золотая маска» Виталия Панфилова (тенор) и преподавателя колледжа искусств им. С.В. Рахманинова Лилии Максимовой (фортепиано). Будут исполнены вокальные произведения и фрагменты из опер Римского-Корсакова, Аренского и Рахманинова. большую концертную программу, включающую в себя вокальные и инструментальные произведения Аренского, мелодекламацию, фрагменты опер «Сон на Волге» и «Наль и Дамаянти», балета «Ночь в Египте» и последнего произведения композитора музыки к спектаклю Шекспира «Буря», представит колледж искусств им. С.В. Рахманинова. В концерте участвуют симфонический, народный и камерный оркестры колледжа, хор, студенты музыкального отделения, хореографической и театральной специализаций. Вход на этот концерт бесплатный. Художественное руководство в подготовке концертов осуществляет преподаватель колледжа искусств, заслуженный работник культуры РФ Идея Гавриловна Демидова. Расскажет о жизни и творчестве Аренского музыковед филармонии, преподаватель колледжа искусств Наталья Владимировна Серова. Приглашаем всех новгородцев прийти на концерты и насладиться музыкой великого земляка А.С Аренского.

Каким же человеком был Аренский, как сложилась его судьба, как развивалось его творчество? Об этом повествует предлагаемая вашему вниманию, уважаемые читатели, статья.

Отец будущего композитора, Степан Матвеевич, был известным в городе врачом, проработавшем в Новгороде более 20 лет, автором книги о домашних и народных лечебных средствах. Ему единственному из врачей города было разрешено работать в 7 местах. Так, но был директором Николаевского детского приюта, читал лекции по медицине в семинарии, инспектировал медицинские службы воинских частей, был почётным членом попечительского совета императрицы Марии Фёдоровны. Степан Матвеевич был человеком искренним, хорошим психологом. Бывали случаи, когда он лечил словом. Иногда его приглашали полицейские следователи для общения с преступниками, и они после разговоров с ним признавались в содеянном и искренне раскаивались. С.М. Аренский на медицинском поприще дослужился от титулярного советника до чина действительного статского советника, который соответствовал званию генерал-майора в армии, и был награждён орденами св. Владимира II степени и св. Анны. Несмотря на занятость, Степан Матвеевич в минуты досуга с удовольствием играл на фисгармонии, скрипке, духовых инструментах и виолончели - его любимом инструменте. 1-я симфония А.С. Аренского посвящена отцу. Мать композитора, Надежда Антиповна, в девичестве Потехина, была прекрасной пианисткой. В силу своей застенчивости она не давала сольных концертов, но принимала участие в музыкальных четвергах и пятницах в Новгороде. Она и стала первой учительницей музыки сына. Предположительно, семья Аренских жила недалеко от нынешнего 1-го роддома. Антоний был третьим из четырёх детей в семье.

Первые композиторские опыты Аренского относятся к 1870 году (Антонию 9 лет). В возрасте 18 лет он поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается по классу теории композиции и оркестровки у профессора Н.А. Римского-Корсакова, который отмечал высокую интеллигентность и начитанность, фантастические слух, артистизм и музыкальную одарённость ученика. Через 3 года Антоний Степанович блестяще заканчивает обучение с малой золотой медалью (большую медаль вручали окончившим по двум специальностям: композиторской и исполнительской). Сразу же его приглашают на должность преподавателя музыкально-теоретических дисциплин (гармонии, контрапункта и фуги, формы, теории музыки и музыкальной энциклопедии) в Московскую консерваторию, а ведь ему всего-то 21 год. Через 7 лет Аренский получает звание профессора 2-й степени по специальным дисциплинам и классу свободного сочинения. В консерватории Аренский преподавал 12 лет. Среди его учеников С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Р.М. Глиэр, Н.К. Метнер, А.Т. Гречанинов, сёстры Евгения и Елена Гнесины, А.Б. Гольденвейзер и многие другие известные музыканты нашей страны. Свой педагогический опыт Аренский передал в теоретических трудах: «1000 задач для практического обучения гармонии», «Краткое руководство к практическому изучению гармонии» и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки», которыми по сей день пользуются и преподаватели и студенты музыкальных учебных заведений.

А.С. Аренский с учениками: крайний справа - С.В. Рахманинов

Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром Сад

Преподавание в консерватории Аренский успешно совмещает с руководством концертами Русского хорового общества, создаёт музыкальные произведения разных жанров, среди которых 1-я симфония, концерт для фортепиано с оркестром, 1-я сюита для оркестра, оперы «Рафаэль» и «Сон на Волге», дирижирует симфоническими концертами, выступает с сольными фортепианными программами. Аренский был превосходным пианистом. Его концерты нередко бисировались полностью. Любую из 32-х сонат Бетховена он мог сыграть наизусть с любого места. Однако, большую часть его концертных программ составляли его собственные произведения. Вот что написано в одной из газет того времени:

«Игра Аренского покоряет воодушевлением и уверенностью, мягким певучим туше, законченной, выразительной и изящной фразировкой, столь милыми русской публике сердечностью и прочувствованостью. Его исполнение вполне удовлетворяет с виртуозной стороны, а с музыкальной и говорить нечего». Многочисленные валики фонографа с записями игры Аренского хранятся в Петербургском Пушкинском доме. Они были сделаны в конце 1890 - х годов Юлием Блоком - пионером звукозаписи в России.

Музыку Аренский сочинял легко, не мучаясь над каждой фразой, был прекрасным импровизатором. В августе 1894 года он, вместе со своим другом и коллегой, профессором консерватории Сергеем Ивановичем Танеевым, с которым он проводил в консерватори аккустические опыты, приехал лечиться в Пятигорск (композитор, как и его отец, болел туберкулёзом, от чего и умер). Там Аренский написал 24 кратких темы - каждую на отдельном маленьком листочке бумаги, свернул их в трубочки и положил в вазу, стоящую на столе. Каждый день он доставал наугад одну из бумажек и писал ту пьесу, тема которой была написана. Так возник цикл 24 пьесы опуса 36 для фортепиано.

С. И. Танеев

Пьеса «Лесной ручей» из цикла 24 пьесы опуса 36 для фортепиано Сад

В годы преподавания в Московской консерватории Аренский подружился с Петром Ильичём Чайковским, также, профессором, который был старше его на 21 год. Гениальный автор оперы «Евгений Онегин», 4-й симфонии, балета «Лебединое озеро» и многих других известных в то время в России и за её пределами произведений с интересом следил за развитием композиторского таланта Аренского. Он писал: «Аренский удивительно умён в музыке, как-то всё тонко и верно обдумывает. Это очень интересная музыкальная личность».

Романс на стихотворение Чайковского «Ландыш» Сад

Чайковский подарил Аренскому своё стихотворение «Ландыш» (любимый цветок Петра Ильича), на которое тот написал одноимённый романс, а также, либретто своей первой оперы «Воевода», написанное им по драме А.Н. Островского. Партитура этого произведения была уничтожена автором и восстановлена по сохранившимся фрагментам в ХХ веке.

На фото справа - П.И. Чайковский.

На основе подаренного либретто Аренский написал опреу «Сон на Волге», которая Чайковского привела в восторг. Из письма Петра Ильича директору императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому от 11 января 1891 года:

«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать «Сон на Волге»Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения, но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление... Ар енский, по-моему, имеет блестящую будущность. В нём есть настоящий композиторский темперамент, настоящая творческая струнка. Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы - верный признак, что «Сон на Волге» написан сильным талантом».

Вариации на тему Чайковского «Был у Христа младенца сад» Сад

После смерти Чайковского в 1893 году, Антоний Степанович сблизился с его братом Модестом Ильичём, основателем музея Чайковского в Клину, автора либретто последней оперы Аренского «Наль и Дамаянти», написанного по мотивам древнеиндийского эпоса «Махабхарата». М.И. Чайковский пережил Аренского на 10 лет и написал о нём воспоминания, а также, сохранил его архив, переданный в музей в Клину вдовой композитора.

В годы работы в Московской консерватории радость Аренскому дарит и семейная жизнь. Он женится на студентке консерватории по классу пения Елизавете Владимировне Лачиновой. Вскоре рождаются сын Павел и дочь Надежда. Сын был назван в честь брата жены, известного адвоката, который поддерживал семью Аренских материально когда композитору было необходимо дорогостоящее лечение за рубежом. Павел получил прекрасное образование, был востоковедом, переводчиком с арабского и других языков, писателем и драматургом. Погиб в сталинских лагерях.

После переезда Аренского с семьёй в Петербург в 1895 году, Антоний Степанович принимает на себя обязанности управляющего Придворной певческой капеллой, став своеобразным музыкальным камертоном царского двора, выполняет обязанности чиновника по особым поручениям Министерства двора, входит в состав дирекции Петербургского отделения Русского музыкального общества.

Музыка композитора восхищает слушателей и исполнителей. Л.Н. Толстой говорит: «Он один из самых лучших композиторов. Я думаю, что слава его будет расти». Из «Русской музыкальной газеты»: «Аренский - художник чувствующий и обдумывающий, возвышающийся весьма часто до истинной поэтичности и обладающий тонким и очень изящным вкусом и большим чутьём меры. Полное владение современного искусства понимается здесь само собой». Аренский был в центре культурной жизни России. Его музыка к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» исполнялась в дни празднования 100-летия со дня рождения поэта, опера «Рафаэль» была заказана композитору к юбилею Рафаэля и была исполнена на 1-м съезде Российских художников. Из дневника С.И. Танеева от 21 апреля 1895 года: «Музыка «Рафаэля» идеальна. Написал Антоше письмо, благодаря его за счастливые минуты, которые пережил слушая «Рафаэля». Балет «Ночь в Египте», написанный в 1900 году, стал украшением Русских сезонов в Париже. Однако, это произошло через 2 года после смерти композитора, в 1908 году. Постановку осуществил знаменитый танцор труппы С.П. Дягилева Михаил Фокин, который с этого момента станет знаменитым балетмейстером, реформатором классического балета.

В своём творчестве Аренский возрождает забытую в России, но популярную в Европе, традицию ансамблевого музицирования. Он создаёт вокальные дуэты и квартеты, пьесы для двух фортепиано и для одного фортепиано в 4 руки.

Вокальные произведения Аренского поёт гений русской оперной сцены Ф.И. Шаляпин. Великая русская драматическая актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская исполняет 3 мелодекламации с музыкой Аренского в сопровождении оркестра, (позже в переложении для фортепиано) на стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы», «Лазурное царство» и «Нимфы». Мелодекламация был модным в то время жанром чтения под музыку, возникшем в Европе в середине XVIII века и возрождённым в России Аренским.

В 1901 году Аренский выходит в отставку (ему 40 лет) и получает государственную пенсию в 5 000 рублей в год. Не обременённый службой, он гастролирует по городам России со струнным квартетом как пианист, создаёт множество произведений в разных жанрах, среди которых и последнее - музыка к драме Шекспира «Буря» для солистов, хора и оркестра.

Неизлечимая болезнь привела к смерти А.С. Аренского 12 февраля 1906 года в туберкулёзном санатории в городке Питка-Ярви в Финляндии. Похоронили его в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в Петербурге.

А.С. Аренский был обладателем Глинкинской премии, был награждён званием кавалера ордена св. Анны (в годы преподавания в консерватории), орденом св. Станислава 2-й степени (в 1896 году в Петербурге - Аренскому 35 лет!), серебряной медалью для ношения на груди на Андреевской ленте в память о короновании Николая II и его супруги (Аренский был командирован в Москву для подготовки к музыкальному оформлению церемонии коронования и празднования её). Князь Болгарский Фердинанд I наградил Антония Степановича орденом св. Александра 3 степени.

Однако, находились и завистники, считающие музыку Аренского отвратительной и даже пошлой. И это при том, что музыка Антония Степановича искренняя, лирическая, несущая в себе высокий гуманизм и любовь к жизни, людям, природе! Н.А. Римский-Корсаков в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» написал об Аренском как об азартном игроке и любителе кутежей и что «забыт он будет скоро». При всём почтении к Николаю Андреевичу невозможно согласиться с этим. Да, Аренский любил с друзьями ездить к «Яру», где его с порога встречал оркестр, исполняющий фрагменты из его сочинений, где он со вкусом истинного гурмана выбирал угощения для друзей и умел радоваться и азартной карточной игре и шуткам. Тем не менее, как вспоминал двоюродный брат Рахманинова, преподаватель Московской консерватории Александр Ильич Зилоти, во время слушания анекдотов в мужской компании «Аренский оставался неизменно сдержанным, изящным, и чем двуслысленнее становились рассказы, тем больше хмурился и замолкал». Однако Аренский был великим тружеником и великим композитором! Справедливости ради, напомню о том, что Римский- Корсаков и о гениальнейшей 6-й симфонии П.И. Чайковского написал, что «эта симфония ничем особым не отличается» и что «музыка Чайковского свидетельствует об отвратительном вкусе» (!!) Музыку Аренского действительно забыли после 1917 года, когда произошла переоценка духовных ценностей, и чистая музыка оказалась непонятой и ненужной.

Но прошло время, которое имеет свойство всё расставлять по своим местам. Музыка А.С. Аренского интересна, понятна и любима во всём мире! Новгородские музыканты, музыкальные краеведы супруги Демидовы, автор статьи, многие годы ведут серьёзную работу по изучению и популяризации музыки Аренского. Имя композитора носит Новгородская детская музыкальная школа и областная филармония. И особенно важно и ценно то, что музыку А.С. Аренского слушают и исполняют дети и юношество, а значит, их сердца и души станут открыты добру, искренности и красоте.

Наталья Серова - музыковед филармонии им. А.С. Аренского,

преподаватель колледжа искусств им. С.В. Рахманинова.



Загрузка...
Top