Человечество как едино-цельная. Процесс роста населения на Земле

Мы так привыкли к сознанию высоты и уникальности русской классической литературы, что истина эта стала для нас давно избитою, не требующей доказательств и особых размышлений. А это дурно: не желая размышлять, пользуясь еще школьных лет шаблонами, мы своеобразие отечественной словесности плохо сознаем и чаще ограничиваемся чванливой уверенностью в художественном превосходстве творений русских гениев над всеми прочими, чем лишь питаем собственную гордыню.

По многим причинам, свойства объективного и субъективного, основное своеобразие русской классической литературы многочисленными ее исследователями и критиками затронуто почти не было. Проблемы философские, этические, эстетические, социальные, политические, связанные с этим великим проявлением русского национального духа, характера, отечественной культуры нашей, прослежены в их развитии едва ли не досконально. Традиционное литературоведение видит основную ценность творчества наших классиков лишь в критическом пафосе их произведений. Но даже если в таком подходе есть некоторая доля истины, то это все же вторично по отношению к важнейшему в отечественной словесности – ее религиозному, православному миропониманию, характеру отображения реальности.

Религиозность литературы нашей не в простой связи с церковной жизнью проявляется, равно как и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания – отнюдь не в том. (Как раз истолкование евангельских тем может быть и антиправославным, и даже антирелигиозным, как, к примеру, у М.А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» или в «Плахе» Ч.Т. Айтматова.) Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях Православия, и не только в прямых публицистических выступлениях («Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя, «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского) проявлялось это, но и в самом художественном творчестве.

Доверимся для начала взгляду со стороны, вдумаемся: как нерусские литераторы воспринимали создания писателей русских.
Стефан Цвейг:

«Раскройте любую из 50-ти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один».

Турецкий переводчик и критик Эрол Гюней:

«Идеалом героев, созданных Диккенсом, является хороший дом, счастливая семейная жизнь. Герои Бальзака стремятся приобрести великолепные замки, накопить миллионы. Однако ни герои Тургенева, ни герои Достоевского, ни герои Толстого не ищут ничего подобного… Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм».

Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не внешний жизненный успех, безбедное благополучие – что в литературах западных утверждалось как идеал всех стремлений людей, – но совесть как основа основ человеческого бытия. Вот что важно: не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие – волновали сознание и душу творцов русской литературы. И в этом она едина на протяжении всей ее истории – от великого «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Новая литература, хотя мы и выделяем ее особо, созидалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами православия. Вот главная особенность великой русской литературы: это литература прежде всего православная.

Именно православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление – отраженное литературой. Это и вообще основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире. Выдающийся русский философ И.В. Киреевский писал об этом так: «Западный человек искал развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд». И это могло быть определено только православным мироосмыслением. Ибо само лежащее в основе православия понимание спасения – то есть цели всего земного бытия – существенно отличается от того, что мы можем обнаружить в западных конфессиях. Западный человек понимает спасение как воздаяние за некое доброе делание (католицизм), либо как то, что он получает только в силу веры (протестантизм). Католик свое спасение «зарабатывает», трудом добродетели «выкупает» собственный грех. Для протестанта проблема не выявляется даже так: по его суждению за него уже «заплатил» Спаситель. Протестантизм вообще снимает вопрос о необходимости добрых дел для спасения, нацеливает человека на внешнюю практическую деятельность как на основное содержание его бытия в мире.

Спасение в православии осмысляется как внутреннее перерождение человека, его преображение духовное, обожение. Преподобный Исаак Сирин писал: «Добродетель есть матерь печали; от печали рождается смирение; смирению дается благодать. И воздаяние потом бывает уже не добродетели, и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны» (62-е подвижническое наставление. Добротолюбие. Т. 2). Это поразительно: не добродетель увенчивается наградою и не доброе делание ради нее, но смирение! Без смирения и добродетель напрасна! Грех нельзя «отработать» добрыми делами, его можно избыть лишь внутренним перерождением, начало которому есть смирение.

Но почему именно смирение в основе спасения? Потому, что оно устанавливает систему истинных критериев трезвой оценки реального состояния внутреннего мира человека, позволяет каждому ясно увидеть истинную греховность собственной души («добродетель есть матерь печали»).

Превращение же добродетели в самоцель может породить в душе надмение при достижении (не только мнимом, но и подлинном) этой цели, может привести к упоению собственным совершенством и тем усилить гордыню человеческую, источник мирового зла. Оттого и учит нас святой подвижник: без смирения добродетель напрасна. Без смирения человек не сознает своей нужды в Спасителе. Себя самого он мнит совершителем спасения. То есть становится в конечном итоге антихристианином.

И вот мы видим: православие устанавливает единственно истинную точку зрения на жизнь – и это-то усваивает (не всегда в полноте) русская литература в качестве основной идеи, становясь таким образом православною по духу своему.

Православная литература учит православному же воззрению на человека, устанавливает правильный взгляд на внутренний мир человека, определяет важнейший критерий оценки внутреннего бытия человека: смирение.

Так мы, к слову сказать, еще раз убеждаемся, что религиозные догматы, которые представляются многим как нечто далекое от жизни, схоластически-абстрактное, предмет бессмысленных богословских словопрений, на самом деле определяющим образом воздействуют на миропонимание человека, осознание им своего места в бытии, на его метод мышления. Более того: религиозные догматы формировали характер нации, политическое и экономическое своеобразие ее истории, судьбы народов.

Вот почему новая русская литература (всегда за древнерусскою) задачу свою и смысл существования видела в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Вот откуда идет и признание совести мерилом всех жизненных ценностей. Свое творчество русские писатели сознавали как служение пророческое (чего остальная, католическая и протестантская Европа не знала), отношение к деятелям литературы как к духовидцам, прорицателям сохранилось в русском сознании до сих пор – пусть и приглушенно уже.

Важно, что и те процессы в литературе XIX столетия, которые развивались как бы вне православной традиции, характерны не индифферентизмом по отношению к религии, но активным отталкиванием от нее, противостоянием православию. Это позволяет рассматривать и названные процессы в тесной связи с общим ходом всего литературного творчества русских классиков.

Неверным было бы утверждать, что важнейшая особенность русской литературы вовсе не затрагивалась теми, кто о ней размышлял и писал; русские религиозные философы, от славянофилов до «веховцев», несомненно, смотрели на литературу именно с этой точки зрения, однако литературная критика не была их преимущественной специальностью, поэтому обращения к творчеству того или иного писателя были эпизодическими. От профессионалов-критиков революционно-демократического толка этого и вовсе нельзя было ожидать, как и от унаследовавшего их традиции так называемого «советского» литературоведения (не будем говорить о невозможности религиозного осмысления литературы в условиях господства идеологии известного пошиба).

Положение начинает исправляться лишь в последнее время. Осваивается эмигрантское наследие, появляются глубокие исследования творчества русских классиков, выполненные литературоведами отечественными. Однако мы находимся лишь у истоков долгого процесса обновленного исторического познания русской литературы. Становится ясной важнейшая задача такого познания: переход от социального или чисто эстетического анализа литературы к религиозному. Наша литература была (воспользуемся гоголевским образом) «незримой ступенью» к Христу, она преимущественно отразила то испытание верой, которое совершалось в жизни народа и отдельного человека, которое, собственно, и есть главное испытание, коему подвержены мы в земной жизни нашей.

Но в наших размышлениях о важнейшем в отечественной литературе (как и в самом осмыслении жизни у русских писателей) – на что опереться, чтобы понять сущностное? Как писал Гоголь: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии». Разумеется, каждый православный человек должен отыскивать критерий истины в евангельских откровениях, должен поверять все свои рассуждения, как и все вообще, порожденное человеческим разумом, – словом Спасителя.

Опору для себя найдем в Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут…» (Мф. 6:19–20). В этой великой заповеди определена сокровенная суть двух пониманий смысла человеческой жизни, как и двух мировоззрений, двух различных типов мышления, двух типов культуры. В этих словах Христа – указание на смысл того разделения, которое Он принес в мир (Лк. 12:51–53). Две системы жизненных ценностей, связанных с тою или иною ориентацией человека в земном мире, обуславливают и различие в понимании добра и зла вообще.

Ведь если не мудрствовать лукаво, то всякий из нас понимает под добром то, что так или иначе споспешествует достижению сознаваемой нами цели бытия. Под злом – то, что препятствует такому достижению. И если кто-то ставит перед собою исключительно материальные цели (собирание сокровищ на земле), то все духовное станет лишь мешать ему и восприниматься как зло. И наоборот.

Предпочтение того или иного – дело совести и свободы каждого. Нужно лишь ясно сознавать, что столь прославляемая ныне западная цивилизация есть не что иное, как стремление к абсолютной полноте наслаждения сокровищами на земле. И так называемый прогресс – отыскание все более совершенных средств к овладению такими сокровищами.

Стремление к земному понятно и близко каждому: объяснять, что это такое, – нет нужды. Следует лишь уточнить, что к земному относятся не только непосредственные материальные блага и связанные с ними чувственные наслаждения, но порою и отказ от исключительно материальных ценностей ради, например, земной власти (вспомним внешний аскетизм многих тиранов и деспотов), славы, стремления к самоутверждению в обществе и т.д. Даже то, что иным представляется принадлежностью чисто духовной сферы, также может стать ценностью чисто земною. Например, эстетические переживания, превращаемые в самоцель – ради эгоистического душевного наслаждения. Или любовь, понимаемая как обладание (не в физиологическом только, а и в нравственном смысле). Даже нравственные поиски, когда они совершаются ради отыскания средств для более благополучного земного обустройства, – и они могут оказаться бездуховными в своей основе. Так случилось со Львом Толстым, например, отвергшим мысль о спасении, а из всего учения Христа воспринявшим лишь моральные постулаты, которые он хотел именно приспособить для устроения общественного бытия, но ценность которых в отрыве от Божественного Откровения оказалась весьма сомнительной. Сокровищем земным может оказаться в умах людей и Церковь Христова, когда ее начинают рассматривать, подобно иным политикам-прагматикам, лишь как средство, пригодное для использования в борьбе за власть.

Так или иначе, но тяга к сокровищам земным наблюдается на всех уровнях нашего земного существования. И она не может не стать предметом философского и эстетического осмысления.

Но где критерий собирания сокровищ? Как точно определить, что именно собирает человек? Ведь в силу необходимости каждый вынужден существовать в земном мире и не может обходиться вовсе без земных, материальных вещей, связей, мыслей. Христос обозначил такой критерий ясно и просто:

«Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

К чему прикипаем мы сердцем – это ведь мы вполне определенно ощущаем, если начинаем вслушиваться в голос совести, – отчего мы так часто и глушим ее, чтобы отогнать от себя неприглядную истину.

Вот главная тема русской литературы – противоборство двух раздирающих душу и сердце наши стремлений – к сокровищам небесным и сокровищам земным. Это тема, проблема не просто литературы исключительно, это проблема жизни, творческих поисков (нередко – метаний) и самих писателей, путь которых был отнюдь не прямым и направленным лишь к горним высотам, но отмеченным многими ошибками, падениями, отступлением от Истины.

Человек обречен на выбор между добром и злом, но он усугубляет заключенный в этом трагизм своего существования еще и метаниями между различными пониманиями добра и зла. Вот эту-то смятенность души высветила русская литература, сделав ее, по сути, главным предметом своего сострадательного исследования. Она сумела приобщить читателя к таким внутренним переживаниям, таким терзаниям совести, погрузить его в такие бездны души, о каких имела весьма малое представление литература околоевропейская.

Западному человеку и вообще проще. «Коммерческая сотериология» (от греческого «сотерио» – спасение) католицизма, протестантское отрицание необходимости какой-либо внутренней борьбы с грехом делают жизнь внешне более ясной и радостной, в каком-то смысле более гармоничной, лишенной терзаний душевных. Стоит еще раз перечитать приведенные чуть ранее размышления литераторов, сопоставлявших русскую и западную словесность, чтобы без труда убедиться: различия определяются именно разнонаправленностью внутренних стремлений – западных писателей (и читателей) к сокровищам сугубо земным и русских – к неземному. Западный человек может, разумеется, страдать, но от отсутствия миллиона, титула, коттеджа и т.д. И только в русской литературе возможно появление героя, который страдает, обладая всеми подобными благами в преизбытке:

Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? Тоска, тоска!..

Как к такому страданию относиться – зависит от осмысления жизни каждым из нас. Кто-то сочтет его проявлением безумия. Но русский человек оказался на подобное обреченным (хотя не каждый без исключения, разумеется), и литература это точно отразила. А произошло это потому, что сам вектор душевных стремлений был повернут православием в противоположном от земных благ направлении.

Одною из важнейших проблем, вставших изначально перед русским православным сознанием, стала именно эта проблема – выбор между сокровищами небесными и земными. О том прямо говорил, просвещая Русь в «Слове о Законе и Благодати», киевский митрополит Иларион еще в XI веке. (С этого произведения, собственно, и начинается русская литература вообще.) Так с начальных лет христианства на Руси Истина и Благодать были утверждены словом Святителя рядом и неразрывно. Глубокая мысль: Законом человек утверждается в собственном эгоизме, Благодатью спасается в щедрой самоотдаче всему тварному миру. Предпочтение тому или другому зависит от понимания предназначенности человека. Желающие самоутвердиться на земле предпочитают Закон, стремящиеся к спасению в горнем мире – Благодать. Где Истина? Вопрос для православного сознания риторический.

Но знать Истину и следовать Истине – какая пропасть порою между двумя этими состояниями. И какая мука человеку от ощущения той бездны не где-нибудь, а в самой душе его. Об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Быть духом, иметь духовные потребности и стремления и не находить им удовлетворения – какое мучение для души!»

Вот такие мучения и стали прежде всего предметом эстетического осмысления и отображения в русской литературе. Но не поводом для отстраненного созерцания и холодного рассудочного анализа, а предметом и собственного душевного терзания художника.

Главною причиною таких терзаний стало именно то счастливое (по высшей мерке) обстоятельство, что как ни сильно было западное влияние, как ни победно проникал в российскую жизнь земной соблазн, а православие все же оставалось неискорененным, пребывало со всею полнотою заключенной в нем Истины – и никуда не могло исчезнуть. Души были повреждены – да! – но как бы ни блуждала в темных лабиринтах соблазнов общественная и личная жизнь россиян, а стрелка духовного компаса все равно упрямо указывала прежнее направление, хотя бы большинство и двигалось в прямо противоположном. Западному человеку, скажем еще раз, было проще: для него неповрежденных ориентиров не существовало, так что и сбившись с пути, он порою о том мог и не подозревать вовсе.

Внутренним терзаниям русского человека со стороны дивились, над ними недоумевали и даже насмехались, но они давали прочную закалку, крепили душевные силы, распространяли очищающее влияние на окружающий мир. Это запечатлела в себе прежде всего литература наша.

Ограничимся одним лишь примером – но авторитетным и поучительным. В мемуарах известного церковного деятеля первой трети ХХ века митрополита Евлогия (Георгиевского) находим свидетельство, слишком важное для понимания достоинств русской литературы. Владыка Евлогий рассказывает, как в ранней молодости, в первые два года семинарской своей жизни, он отличался не весьма достойным поведением и образом жизни. И что же помогло избегнуть падения? Чтение русской литературы. «Воспитательное значение литературы для молодежи огромно, – утверждает на основе собственного опыта мемуарист. – Трудно даже учесть меру ее благотворного влияния. Она повышала самопознание, спасала от грубости, распущенности, безобразия поступков, питала склонность юношеской души к идеализму. Я стал выправляться, хорошо учиться, у меня появились умственные запросы, более серьезные интересы… Мое увлечение литературой… подготовило почву для дальнейшего душевного развития…»

Дополнительных пояснений, пожалуй, вовсе не требуется.

Наша литература запечатлела в слове и образе религиозный опыт русского человека: и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и опыт безверия.

Михаил Дунаев

СПРАВКА
Михаил Михайлович Дунаев (1945–2008), доктор филологических наук, доктор богословия, профессор, преподаватель Московской духовной академии (1990–2008). Автор более 200 книг и статей, в том числе 6-томного сочинения «Православие и русская литература», основанного на курсе лекций М.М. Дунаева в МДА.

XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Общая характеристика русской литературы 19 века стала предметом изучения отдельного раздела в литературоведении. Несомненно, предпосылками для столь стремительного культурного взлета послужили события в политической и социальной жизни.

История

Основные тенденции в искусстве и литературе формируются под влиянием исторических событий. Если в XVIII столетии общественная жизнь в России была относительно размеренной, то следующий век включил в себя множество важных перипетий, повлиявших не только на дальнейшее развитие общества и политику, но и на формировании новых течений и направлений в литературе.

Яркими историческими вехами этого периода стали война с Турцией, вторжение наполеоновской армии, казнь оппозиционеров, отмена крепостничества и многие другие события. Все они нашли отражение в искусстве и культуре. Общая характеристика русской литературы 19 века не может обойтись без упоминания о создании новых стилистических норм. Гением искусства слова был А. С. Пушкин. С его творчества и начинается это великое столетие.

Литературный язык

Главной заслугой гениального русского поэта стало создание новых поэтических форм, стилистических приемов и уникальных, ранее неиспользуемых сюжетов. Добиться этого Пушкину удалось благодаря всестороннему развитию и отличному образованию. Однажды он поставил перед собой цель добиться всех вершин в просвещении. И достиг ее к своим тридцати семи годам. Нетипичными и новыми для того времени стали пушкинские герои. Образ Татьяны Лариной сочетает в себе красоту, ум и особенности русской души. Этому литературному типу в нашей литературе аналогов ранее не было.

Отвечая на вопрос: «В чем заключается общая характеристика русской литературы 19 века?», человек, обладающий хотя бы базовыми филологическими познаниями, вспомнит такие фамилии, как Пушкин, Чехов, Достоевский. Но именно автор «Евгения Онегина» совершил переворот в русской словесности.

Романтизм

Это понятие берет начало еще у западного средневекового эпоса. Но к XIX веку оно приобрело новые оттенки. Зародившись в Германии, романтизм проник и в творчество русских авторов. В прозе этому направлению свойственно стремление к мистическим мотивами и народным преданиям. В поэзии прослеживается желание преобразовать жизнь к лучшему и воспевание народных героев. Оппозиционное и их трагический конец стали благодатной почвой для поэтического творчества.

Общая характеристика русской литературы 19 века отмечена романтическими настроениями в лирике, которые довольно часто встречались в стихотворениях Пушкина и других поэтов его плеяды.

Что касается прозы, то здесь появились новые формы повести, среди которых важное место занимает фантастический жанр. Яркие примеры романтической прозы - ранние произведения Николая Гоголя.

Сентиментализм

С развитием этого направления начинается русская литература 19 века. Общая прозы - это чувственность и упор на восприятие читателя. В русскую литературу сентиментализм проник еще в конце XVIII века. Основоположником русской традиции в этом жанре стал Карамзин. В XIX веке у него появился ряд последователей.

Сатирическая проза

Именно в это время появляются сатирические и публицистические произведения. Эта тенденция прослеживается в первую очередь в творчестве Гоголя. Начиная свой творческий путь с описания малой родины, этот автор позже перешел к общероссийским социальным темам. Сложно сегодня представить, какой бы без этого мастера сатиры была русская литература 19 века. Общая характеристика его прозы в этом жанре сводится не только к критическому взгляду на глупость и тунеядство помещиков. Писатель-сатирик "прошелся" почти по всем слоям общества.

Шедевром сатирической прозы стал роман «Господа Головлевы», посвященный теме бедного духовного мира помещиков. Впоследствии произведение Салтыкова-Щедрина, как и книги многих других писателей-сатириков, стали отправной точкой для зарождения

Реалистический роман

Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского - неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался.

В первые десятилетия в стране прославляли Михаила Кутузова, затем романтиков-декабристов. Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей. Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».

Народная поэма

В годы, когда реалистический роман занял главенствующие позиции, поэзия отошла на второй план. Общая характеристика развития русской литературы 19 века позволяет проследить долгий путь от мечтательной поэзии к правдивому роману. В этой атмосфере создает свое гениальное произведение Некрасов. Но его сочинение едва ли можно отнести к одному из ведущих жанров упомянутого периода. Автор объединил в своей поэме несколько жанров: крестьянский, героический, революционный.

Конец века

На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание. Продолжая развивать образ «маленького человека», созданного еще Пушкиным, Чехов изучал русскую душу. Различные философские и политические идеи, которые получили развитие в конце XIX века, не смогли не повлиять на жизнь отдельных людей.

В поздней литературе XIX века преобладали революционные настроения. Среди авторов, творчество которых находилось на стыке веков, одной из самых ярких личностей стал Максим Горький.

Общая характеристика 19 века заслуживает более пристального внимания. Каждый крупный представитель этого периода создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. И главная задача их авторов заключалась в отражении реалий века, богатого на социальные и политические события.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - совокупность индивидов, принадлежащих биологическому виду человека разумного (Hom sapiens); включает в себя как всех ныне живущих, так и живших в прошлом представителей данного вида.

ляется единственным известным нам носителем дальнейшего поступательного развития во Вселенной - социального прогресса, поскольку обладает разумом и культурой. Благодаря культуре человечество наряду с первичной средой своего обитания создало вторичную, техногенную, окружающую его среду. В результате этого человечество представляет собой биосоциальный , ибо детерминировано как генетической информацией, передающейся биологической наследственностью, так и культурной информацией, приобретаемой из поколения в . Усвоение культурной информации в обществе происходит неизмеримо быстрее, чем передача по наследству генетической информации. Именно этим объясняется возрастающее ускорение общественного прогресса по сравнению с биологической эволюцией. Это же обстоятельство является главной причиной прекращения среди человечества дальнейшего видообразования; другими дополнительными причинами являются сравнительно большой интервал времени при смене поколений, отсутствие продолжительной и устойчивой изоляции отдельных популяций человека и постоянное смешение различных рас и этносов вследствие их высокой географической подвижности.

Расовое человечества уходит в далекое прошлое. Не исключено, что отдельные признаки современных больших рас (европеоидов, австралоидов, монголоидов, негроидов и др.) ведут свое происхождение от предков человека разумного, тогда как другие были приобретены им в ходе последующего расселения. Вместе с тем наряду с большими расами, представители которых составляют от трех пятых до половины населения Земли, почти две пятых его приходится на переходные , возникшие в ходе “великих переселений” племен и народов на протяжении многих тысячелетий вплоть до Нового времени. Кроме того, в основном после эпохи Великих географических открытий 15-18 вв. появились сотни миллионов представителей смешанных рас (мулатов, метисов, самбо и др.), особенно в Новом Свете.

В отличие от рас многочисленные этносы (племена и их союзы, народности и нации), из которых состоит человечество, представляют собой не биологические, а последовательные во времени исторические стадии общности людей, развивающиеся благодаря присущей им солидарности с себе подобными (по образу жизни, языку или иным культурным - в широком смысле - причинам). Эволюция этнических общностей включает в себя как их интеграцию, так и дифференциацию. На протяжении исторического времени возрастала к нормированию более или менее устойчивых метаэтнических общностей от конгломератных империй Древнего Востока до объединенных общей культурой эллинистических государств, арабского халифата при Омейядах и Аббасидах, Византии, Священной Римской империи, России-СССР; в большинстве случаев они распадались как из-за внутренней дезинтеграции, так и вследствие военных катастроф. Распространенные в новейшее время представления о грядущем слиянии всех наций в гомогенное человечество, говорящее на одном, общем для всех языке, являются утопическими даже для отдаленного будущего.

Хотя первоначальные этапы культурной эволюции человечества во многих отношениях носили изолированный , это не исключало их взаимодействия и широкого заимствования одними племенами у многих других технических достижений по крайней мере со времен раннего неолита, а вероятно, и раньше. При всем своеобразии локальных и региональных цивилизаций, возникавших на Земле с 4-го тысячелетия до н. э., культурная эволюция человечества представляет собой процесс, происходящий с ускорением “ритма истории”. Большие периоды в истории (этапы, формации, эпохи) являются определяющими для человечества в целом.

Наряду с принятой среди историков периодизацией (Древний . Средние века, Новое время) наиболее распространенным ныне является членение всемирной на четыре технологические эпохи - собирательства и охоты, аграрного (земледелие и скотоводство), индустриального и постиндустриального, информационного обществ. Современное человечество находится на разных этапах всех этих четырех эпох с преобладанием перехода от аграрного общества к индустриальному в развивающихся странах и от индустриального к постиндустриальному - в развитых. Переход от одной технологической эпохи к сопровождается демографической революцией. С сер. 20 в. значительно усилилась тенденция к экономической, научно-технической и культурной интеграции человечества, В настоящее время созданы важные предпосылки для формирования общепланетарной цивилизации при сохранении ее гетерогенности на нашей планете. Осознание общечеловеческой солидарности началось еще в древности, нашло свое воплощение в заповедях универсальных мировых религий (буддизм , христианство, ислам и др.). Несмотря на все цивилизационные и мировоззренческие противоречия, сохранялось и развивалось вплоть до нашего времени. На необходимости отношения к другим людям как к самим себе настаивали многие философы, среди них Кант в своем “категорическом императиве”. Социальные потрясения 20 в. потребовали формирования всеобщего эйкуменическоГО взгляда на неотъемлемость политических и экономических прав и свобод человека, решительного осуждения расовых, религиозных и этнических войн, а также преступлений против человечности. Именно соблюдение всех этих требований является гарантией самосохранения человечества как носителя социальных и моральных ценностей.

Вместе с тем научно-техническая мощь человечества ныне возросла настолько, что породила современности. Она ведет к истощению природных ресурсов планеты, к перенаселению, катастрофическому загрязнению окружающей среды и способна уничтожить в ядерной и экологических катастрофах не только само человечество, но и на Земле. Однако все эти глобальные проблемы являются преимущественно техногенными, а следовательно, не только порожденными человеком, но и потенциально разрешимыми им. Предотвращение отрицательных последствий научно-технического прогресса, стихийности и неравномерности общественного развития, недальновидной политики государств и поведения людей настоятельно требует мобилизации всего “человеческого потенциала”, перехода человечества к саморегуляции своей деятельности. Дальнейшее сохранение и жизни на Земле предполагает управляемую коэволюцию человечества и всей окружающей его среды (создание “ноосферы”).

Лит.: Кондорсэ Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936; Человечество (Штернберг Л.).- В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауз-Эфрон, т. 38. СПб., 1903; Какое будущее ожвдает человечество? Прага, 1964; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965; Забелин И. М. Человек и человечество. М-, 1970; ПоршчевБ. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974; Давидович В., АбаяинаВ. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М-, 1975; Фролов И. Т. Перспективы человека. М., 1979; Он же. О человеке и гуманизме. М., 1982; Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М.,1982; Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983; Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988; Человеческий потенциал. Нью-Йорк, 1994.

Э. А. Араб-Оглы

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЧЕЛОВЕЧЕСТВО" в других словарях:

    В конечном счете существует лишь одна раса: человечество. Джордж Мур Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности. Дон Аминадо Человек разумное существо, но это не относится к человечеству. Раймон Арон Человечество имеет за… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Человеческое общество, гуманизм, род человеческий, род людской, сыны адама, потомки адама, сыны земли, общество, люди Словарь русских синонимов. человечество 1. люди, род людской (или человеческий); потомки (или сыны) Адама, сыны Земли (книжн.) 2 … Словарь синонимов

    Человечество - Человечество ♦ Humanité Слово имеет два смысла – описательный и нормативный. Человечество, и это в общем то единичный случай, есть одновременно вид животного и добродетель. Здесь используется не метафора (ср.: «Отважный, как лев» – о храбром … Философский словарь Спонвиля

    ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, человечества, мн. нет, ср. Люди, человеческий род. «…Великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм…» Ленин. «Коммунистом… … Толковый словарь Ушакова

    ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, а, ср., собир. Люди, человеческий род. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. humanity; нем. Menschheit. Наиболее общая форма соц. общности, совокупность всех конкретных обществ, весь мир в целом. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Многие из нас хотя бы раз в жизни задавались вопросом о том, как появился человек. Не менее интересна загадка о возникновении Земли. Полностью снять завесу с этих тайн так никому и не удалось. Философы размышляли на данные темы на протяжении веков. На сегодняшний день ни мыслители, ни ученые не привели стопроцентные доказательства какой-либо теории, объясняющей, откуда появились люди на Земле. Предположений множество, но попробуем выделить четыре основные группы гипотез.

Теория эволюции

Как появился человек согласно этой теории? Считается, что он произошел от высших приматов. Постепенная трансформация вида происходила под влиянием естественного отбора. Выделяют четыре стадии этого процесса:

  • Период существования австралопитеков (альтернативное название - «южные обезьяны»). Они уже освоили прямохождение, были способны манипулировать различными предметами в руках и строили стадные отношения. Вес австралопитеков составлял примерно тридцать-сорок килограмм, а рост - 1,2-1,3 метра.
  • Питекантроп (древнейший человек). Кроме всех указанных выше характеристик появилось умение добывать огонь и обращаться с ним. В форме лицевого скелета и черепа все еще оставались обезьяньи черты.
  • Неандерталец (древний человек). Общее строение скелета было практически таким же, как и у современных людей, но череп имел некоторые отличия.
  • Современный человек. Появился в период позднего палеолита (от семидесяти до тридцати пяти тысяч лет назад).

Недостатки

Несостоятельность рассмотренной выше теории заключается в следующем: ученые так и не смогли объяснить, как по причине мутаций образовались более сложные формы жизни. Загвоздка в том, что в результате мутации происходит повреждение отдельных генов, следовательно, качество новой формы снижается. Ни один полезный результат данного процесса до сих пор не найден.

Гости с других планет

Эта версия того, как появился человек, основывается на предположении о внешнем вмешательстве в ход развития нашей планеты. Главенствующая роль в рассматриваемой теории отводится внеземным цивилизациям. Именно благодаря им и появились люди. Проще говоря, первый человек на Земле был прямым потомком инопланетянина. Есть и другие варианты. Среди наиболее распространенных следующие:

  • Человек разумный произошел благодаря возможностям генной инженерии.
  • Первые люди появились гомункулярным способом (в пробирке).
  • Эволюционное развитие жизни на Земле управляется высшим разумом.

Теория творения

Как появились на свет люди согласно этой гипотезе? Человек был сотворен самим Богом из ничего, или же материал использовался не биологический (если принимать во внимание креационизм). Согласно известнейшей библейской версии, первые люди - Ева и Адам - появились из глины. Среди представителей других народов и верований на этот счет имеются свои версии. Ни одна из них не требует доказательств. Главным аргументом является вера.

В некоторых современных теологических течениях рассматривается вариация эволюционной теории с поправкой на то, что первый человек на Земле появился от обезьяны, но по воле Бога.

Теория пространственной аномалии

Как появился человек согласно этой гипотезе? Она в некоторой степени напоминает эволюционную, но имеет свои особенности. Так, допускается наличие как случайных факторов, так и конкретной программы развития жизни. Имеет место гуманоидная триада (аура, материя и энергия) или пространственная аномалия. Последняя включает такой элемент, как антропогенез. Утверждается, что биосфера гуманоидных вселенных развивается по стандартному сценарию на уровне информационной субстанции (ауры). При благоприятных условиях происходит зарождение гуманоидного разума.

Подробнее об одной из распространенных теорий

Большинство консервативных ученых утверждает, что наши древнейшие предки - маленькие древесные зверьки, немного напоминавшие современных тупай. Они населяли Землю не менее шестидесяти пяти миллионов лет назад, в период вымирания динозавров. Примерно пятьдесят миллионов лет назад появились высокоорганизованные животные, схожие с обезьянами. С течением времени развитие одной из групп приматов пошло по особенному пути, который и привел к возникновению человекообразных обезьян двадцать пять миллионов лет назад.

Сегодня большинство представителей ста восьмидесяти групп приматов обитает в регионах тропиков или субтропиков. Но так было не всегда. Около пятидесяти миллионов лет назад климат на нашей планете был намного теплее, поэтому предки современных обезьян занимали гораздо более обширные территории.

Особенности жизни на деревьях

Ранние приматы в совершенстве освоили искусство древолазания. Для успешной жизни на высоте им пришлось научиться основательно цепляться за ветки и верно оценивать расстояние. Первое свойство удалось развить благодаря подвижным пальцам, а второе - при участии направленных вперед глаз, обеспечивающих так называемое бинокулярное зрение.

Невероятная история «Люси»

Д. Джохансену - американскому антропологу - в 1974 году удалось сделать одно очень важное открытие. Он проводил раскопки на территории Эфиопии и обнаружил останки самки вышеупомянутых «южных обезьян». Ее стали называть «Люси». Рост молодой самки составлял около одного метра. Зубы и мозг «Люси» имели много сходств с обезьяньими. Тем не менее, как предполагается, она передвигалась уже на своих двоих, пусть и кривых, ногах. До этой находки ученые были уверены в том, что «южные обезьяны» обитали на нашей планете около 2 миллионов лет назад. Что касается останков «Люси», их возраст - 3-3,6 млн лет. Таким образом, стало известно, что эти существа жили на Земле более чем на миллион лет раньше.

Человек, который никогда не жил

В 1912 году недалеко от Пилтдауна (Англия, Суссекс) археологи обнаружили несколько обломков черепа и сломанную лицевую кость нашего далекого предка. Необычная находка вызвала небывалый интерес общественности. Однако через некоторое время специалисты стали сомневаться в ценности находки. Вот почему в 1953 году была инициирована проверка возраста костей. Такого результата не ожидал никто. Выяснилось, что кость челюсти принадлежала орангутангу, жившему пятью веками ранее, а части черепа - современному человеку. Все останки просто покрыли особым составом, а зубы искусно подпилили, чтобы они обрели доисторический вид. «Шутник» так и не был найден.

Подробное рассмотрение эволюционных процессов и их результатов

История происхождения человека гласит: вначале эволюция происходила не так уж быстро. С момента появления нашего первого предка до освоения навыка делать наскальные рисунки прошло практически семь миллионов лет. Однако как только «человек мыслящий» обстоятельно обосновался на Земле, он начал стремительно развивать всевозможные способности. Так, всего лишь сто тысяч лет отделяют нас от вышеупомянутого наскального творчества. В настоящее время люди представляют собой господствующую форму жизни на планете. Мы даже смогли покинуть Землю и принялись осваивать космос.

Сейчас трудно представить, какими станут наши потомки через сто тысяч лет. Ясно одно: они будут совсем другими. К слову, мы вообще достаточно сильно изменились за последние четыре века. К примеру, современному солдату едва будут впору доспехи рыцарей пятнадцатого столетия. Средний рост воина тех времен - 160 см. Да и нынешняя супермодель вряд ли бы надела платье своей прапрабабушки, имевшей талию в 45 см и рост на 30 см ниже. Как отмечают ученые, если эволюционные процессы продолжат развиваться в том же направлении, наши лица станут более плоскими, а челюсть уменьшится. Наш мозг станет больше, а мы сами - выше.

Невыносимая жара

Согласно данным, полученным в ходе недавних исследований, древние люди освоили прямохождение с целью спасения от перегрева. Четыре миллиона лет назад по знойным африканским равнинам ходить на двух ногах было гораздо комфортнее. Среди главных преимуществ следующее: лучи солнца падали только на голову тому, кто ходил прямо. Ну а тот, кто продолжал передвигаться с согнутой спиной, перегревался гораздо больше. Люди, которые стали ходить на двух ногах, менее интенсивно потели, следовательно, для выживания им требовалось не так много воды. Это позволило человеку обойти других животных в непрестанной борьбе за существование.

Волосяной покров

Освоение прямохождения имело и другие существенные последствия. Так, двуногому существу больше не нужно было иметь такой обширный и густой волосяной покров, ранее оберегавший его спину от беспощадного солнца. В результате защищенной волосами осталась только голова. Таким образом, наши предки стали пресловутыми «голыми обезьянами».

Благостная прохлада

Начав ходить на двух своих ногах, наш предок словно приоткрыл одну из важных «эволюционных дверей». Приняв выпрямленную позу, он значительно отдалился от земли, а следовательно, и от жара, который она испускала. Мозг по этой причине стал перегреваться гораздо меньше. Прохладный ветерок, гулявший в одном-двух метрах над землей, дополнительно охлаждал организм. По вышеуказанным причинам мозг стал более крупным и деятельным.

Где появился первый человек?

Ученые находили и продолжают находить останки древних людей в самых разных местах планеты. Одни из самых широко известных раскопок проводились в долине недалеко от немецкого селения Неандер. Похожие останки позже обнаруживали во Франции и других странах. По той причине, что находки близ Неандера были самыми полными и интересными, наших самых древних предков стали называть неандертальцами.

Где появился первый человек современного типа? Ранее ученые считали, что это произошло в восточной части Африки, однако позже появилась версия о южных районах. Сделать выводы, опровергнувшие первоначальную теорию, помогли генетические исследования представителей коренных африканских племен. Тем не менее, подобные заключения находятся в противоречии с современными археологическими данными, поскольку наиболее древние останки современного в анатомическом плане человека нашли именно на востоке Африки - на территории таких современных стран, как Кения, Танзания и Эфиопия. Кроме того, имеющиеся на сегодняшний день сведения позволяют сделать вывод о том, что население вышеуказанных государств отличается наибольшей генетической изменчивостью, если сравнивать с представителями других регионов планеты. Данный факт дает право считать Африку отправной точкой всех волн распространения людей по Земле.

Заключение

Вопросы о том, сколько лет назад появился человек и где именно это произошло, до сих пор будоражат умы и ученых, и простых обывателей. Версий существует множество, и каждая из них имеет право на существование. К сожалению, с течением времени все сложнее докопаться до истины, поскольку годы неумолимо стирают с лица Земли свидетельства прошлого…

Человечество - это постоянно развивающаяся, динамичная система, совокупность всех людей, населявших когда-либо Земной шар.

Понятие «человечество»

Человечество подразделяется на народы, этносы, расы, культурные и социальные группы. Такое разделение не является абсолютным показателем, ведь многие народности и даже расы смешиваются между собой.

Каждые малые и большие социальные группы, из которых состоит человечество, основаны на родстве. К примеру, люди, которые длительное время проживают на территории одного государства, могут иметь общих предков, то есть быть связанными кровным родством.

Человечество как сумма поколений

Человечество можно представить себе как совокупность всех людей, которые когда-либо населяли нашу планету. На сегодняшний день Землю заселяет около 7 млрд. людей. Но это только малая часть человечества, ведь тысячу, и даже десять тысяч лет назад на нашей планете жили люди. Представьте, какая грандиозная цифра получится, если сложить количество всех людей, которые жили на Земле!

Человечество можно рассматривать и с другой точки зрения: не как сумму людей, а как сумму поколений. Поколение представляет собой совокупность людей, которые родились в один год, в более широком смысле - в одно десятилетие.

Например, люди, которые родились в период 1980- 1990 году принадлежат к одному поколению. Их жизнь имеет похожие черты: они живут при одинаковых социально - политических условиях. Очень часто людей. Которые принадлежат к одному поколению, называют одногодками - они имеют одинаковый жизненный опыт, схожие взгляды, интересы и мировоззрение.

Процесс роста населения на Земле

Благодаря исследованиям современных демографов, мы можем знать и самостоятельно исследовать процесс роста населения на Земле. В период завершения эпохи палеолита население нашей планеты достигло отметки 3 млн. людей. В начале нашей эры Землю заселяло всего лишь 50 млн. человек.

Но уже через тысячелетие эта цифра увеличилась в 6 раз. В начале 20 века Землю населяло около 2 млрд. человек. В наши дни количество людей достигло 7 млрд. Самая крупная по количеству людей страна - Китай. В нем проживает около 1.5 млрд. людей.

Второе место занимает Индия, с населением 1 млрд. Российская Федерация занимает 7 место, количество наших соотечественников - 143 млн.

Поколение как часть человечества

Человечество - это непрерывающаяся эстафета поколений людей. Каждое поколение превосходит предыдущее, благодаря унаследованному опыту.

Мы, люди, принадлежащие к ныне живущим поколениям, намного превосходим своих предков, так как являемся более умными, целеустремленными и образованными. К нашему распоряжению представлены новейшие достижения науки и техники. Каждое поколение является важной составляющей всего человечества, обеспечивает его дальнейший прогресс и развитие.



Загрузка...
Top