Культурный уровень человека. Характеристика основных социальных уровней культуры

Выделяют три уровня культуры .

1. Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу - профессиональными творцами. Это «высокая литература», «кино не для всех» и т.д. Она ориентирована на подготовленную аудиторию - высокообразованную часть общества: литературоведов, киноведов, завсегдатаев музеев и выставок, писателей, художников. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

2. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это сказки, легенды, народные песни и танцы, народные промыслы, тосты, анекдоты и т.д. Функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Зачастую произведения народного творчества существуют и передаются устно из поколения в поколение. Этот уровень культуры адресован широким слоям населения.

3. Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Это телесериалы, книги популярных авторов, цирк, блокбастеры, комедии и т.д. Этот уровень культуры адресован всем слоям населения. Потребление продуктов массовой культуры не требует специальной подготовки. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры .

1. Доминирующая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

2. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей,. Н например, национальная, молодежная, религиозная.

3. Контркультура - вид субкультуры, которая противостоит доминирующей, например: хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство.

Основные направления искусства:

· музыка;

· живопись, скульптура;

· архитектура;

· литература и фольклор;

· театр и кино;

· спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы.


Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ).

СМИ - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т.д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. Но законодательство налагает определенные запреты на эту свободу.

Запрещается:

1) использование в программах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей;

2) пропаганда порнографии, насилия и жестокости, национальной розни;

3) распространение информации о способах разработки и местах приобретения наркотиков и психотропных препаратов;

4) использование СМИ в целях совершения уголовных преступлений;

5) разглашение сведений, содержащих государственную тайну.

УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНЫЙ - степень развития сущностных сил соц. субъекта, достигнутая в рез-те его культурной деятельности. Это понятие относится не только к личности, но и к группе, классу, об-ву в целом. У.к. соц. субъекта отражает степень приобщения к общемировым духовным ценностям, степень овладения знаниями, умениями, навыками, идеями, накопленными человечеством за весь период своей истории. Факторами повышения У.к. являются , воспитание. Понятие У.к. прочно вошло в категориальный аппарат социологич. науки. Показателями У.к. являются: совокупность показателей уровня культурно-технического (см.), характеризующих образовательный, квалификационный уровень населения и степень применения научно-технич. усовершенствований, научн. открытий во всех областях жизнедеятельности человека; совокупность показателей общекультурного уровня, характеризующих степень активного отношения к духовной культуре, потенциальную "реальную культурную , ориентационные и фактические материальные и временные затраты в сфере культуры, мотивацию культурной деятельности, избирательность в сфере ровной культуры, определяющуюся содержанием, направленностью культурной деятельности, эстетич. вкусами; нравственного развития личности и др. У.к. соц. субъекта - критерий рез-тов его культурной деятельности, интериоризации норм и ценностей культуры. Высокий У.к. членов об-ва - , способствующий эффективному его развитию. В конечном итоге высокий У.к. выгоден и экономически. Многие проблемы последних лет - низкое продукции, экологич. бедствия, катастрофические аварии - нельзя свести к просчетам отдельных исполнителей. Это вопрос У.к. об-ва в целом: культуры общей, экономич., по-литич., правовой, бытовой и т. д. Поэтому оправданными должны считаться всякие "вложения" в повышение У.к. человека, ибо это вложения в будущее. Лит.: Категории философии и категории культуры. Киев, 1983; Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М., 1986; Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социально-психологического исследования. Киев, 1988. И.Б. Орлова.

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНЫЙ" в других словарях:

    уровень - , вня, м. Ступень развития, достигнутая человеком в какой л. области; степень качества чего л. * Идейный уровень. * Политический уровень. * Культурный уровень. ◘ Непрерывный рост идейного уровня членов и кандидатов партии. СПА, 23.… … Толковый словарь языка Совдепии

    Культурный шок - Культурный шок эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом. Привыкание к новому окружению может быть волнующим,… … Википедия

    КУЛЬТУРНЫЙ - культурный, культурная, культурное; культурен, культурна, культурно. 1. только полн. формы. прил. к культура. культурный уровень. культурные навыки. || в области культуры, связанный с областью культуры. «культурное сближение с францией.… … Толковый словарь Ушакова

    УРОВЕНЬ - УРОВЕНЬ, уровня, муж. 1. Горизонтальная плоскость, представляющая собой границу высоты расположения чего нибудь. Уровень воды при наводнении сильно повышается. Уровень моря (условная исходная точка для определения высот на земной поверхности).… … Толковый словарь Ушакова

    уровень - УРОВЕНЬ, вня, муж. 1. Горизонтальная плоскость, поверхность как граница, от к рой измеряется высота. У. воды в реке. 2. Степень величины, развития, значимости чего н. Культурный у. У. жизни (степень удовлетворения населения материальными и… … Толковый словарь Ожегова

    Складывается из двух составляющих: 1) культурно технич. потенциала населения, характеризующегося уровнем его образования и квалификации; 2) наличия и степени применения научно технич. достижений, научн. открытий в обществ. производстве, во всех… … Российская социологическая энциклопедия

    культурный - ая, ое; рен, рна, рно. 1. только полн. к Культура (2 3, 5 зн.). К. уровень населения. К ые ценности. К ое строительство. К. слой земли (археол.; образующийся из органических и строительных остатков на местах человеческих поселений). 2.… … Энциклопедический словарь

    культурный - ая, ое; рен, рна, рно. см. тж. культурно, культурность 1) только полн. к культура 2), 3), 5) Культу/рный уровень населения. К ые ценности … Словарь многих выражений

    Донбасс (историко-культурный регион) - Донбасс на карте Украины Донбасс это исторически сложившийся регион, включающий в себя Донецкую и Луганскую области Украины. В 1720 е годы был открыт Донецкий каменноугольный бассейн. Его промышленное освоение началось с конца XIX века. Площадь… … Википедия

    Немецкий культурный центр имени Гёте - Гёте Институт Куала Лумпур Гёте Институт Прага Гёте Институт Осло Гёте Институт (Немецкий культурный центр им. Гёте, нем … Википедия

Книги

  • Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. Среднее общее образование (базовый уровень). Гриф МО РФ , Сухих Игорь Николаевич. Учебник соответствует требованиям ФГОС. Входит и завершенную линию 171;Русский язык и литература 187;для 10-11 классов, разработанную доктором филологических наук, профессором Т. М.… Купить за 931 руб
  • Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США. Российско-американский проект , Жуков В.И.. Настоящая монография - результат совместного проекта ученых Российского государственного социального университета и Университета Прибрежной Каролины (США). В монографии на материале двух…

Термин «культурный уровень» прочно вошел в понятийный аппарат современной социологии культуры. Его широко используют:

  • при характеристике процесса развития различных субъектов культуры;
  • оценке степени их сближения;
  • соотнесении реального состояния культуры того или иного субъекта и той модели, которая признана обществом в качестве эталона для данного исторического этапа;
  • изучении вопросов, связанных с совершенствованием деятельности органов культуры в отдельно взятом городе, поселке, учреждении, трудовом коллективе и т.д.

Данный термин был введен в научный оборот отечественными социологами приблизительно в начале 70-х годов XX столетия. Первыми его начали употреблять представители Уральской социологической школы, которые не только обосновали целесообразность его применения при проведении эмпирических исследований культуры, но и показали, какое место оно занимает в системе базовых понятий социологии культуры.

Теоретическое обоснование необходимости использования понятия «культурный уровень» при изучении процессов, протекающих в сфере культуры, было дано в трудах Л.Н. Когана, который по праву относится к числу патриархов отечественной социологической науки.

С точки зрения ученого, понятие «культурный уровень» - это результат культурной деятельности человека, поэтому оба эти понятия нерасторжимо связаны друг с другом . Человек, эпизодически участвующий в культурной деятельности, соответственно имеет и низкий культурный уровень, и наоборот. Вне культурной деятельности повышение культурного уровня невозможно.

Л.Н. Коган показал, что понять суть данного понятия весьма трудно, если брать его в отрыве от других базовых понятий социологии культуры. Точно так же практически невозможно проникнуть в сущность феномена, обозначаемого данным понятием, если рассматривать его вне контекста тех теоретических рассуждений, которые ведутся, исходя из определенных методологических посылок. Так как наиболее эвристичной концепцией является деятельностная концепция культуры, то именно на ее положения необходимо опираться, решая вопрос о содержании понятия «культурный уровень». В самом общем виде культурный уровень можно определить как степень развития сущностных сил социального субъекта в результате его культурной деятельности. Исходя из того, что существует многообразие социальных субъектов, можно вести речь о культурном уровне личности, группы, класса, народа, нации, социальной системы, конкретного общества.

Культурный уровень, как считает Л.Н. Коган, детерминируется различными факторами. В его формировании определяющую роль играют, прежде всего, школа, семья, СМИ, трудовые коллективы, контактные группы и т.д. Однако влияние этих факторов на состояние уровня культуры различно не только потому, что «вес» каждого фактора различен, но и потому, что все перечисленные выше социальные институты выполняют различные социальные функции в зависимости от того, в какой социально-экономической системе разворачивается их деятельность. Например, школа имеет в странах капитала узкоэлитарный, сословно-классовый характер. Человек, окончивший элитарную школу, имеет неоспоримые преимущества в культурной деятельности по сравнению с бедняком, получившим образование в государственной школе.

Понимание данного обстоятельства позволяет сделать вывод о том, что в понятие «культурный уровень» в странах, где существует классовое деление общества, вкладывается различное содержание, ибо разные классы располагают принципиально различными условиями для осуществления культурной деятельности.

По мнению Л.Н. Когана, ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между культурным уровнем личности и количеством лет обучения, ибо культурный уровень - «не внешний параметр» личности, а «внутренне присущая ей качественная характеристика». Повышение культурного уровня есть не что иное, как развитие стремления к творческой деятельности, самореализации личности в сфере культуры.

Высокий культурный уровень человека, с его точки зрения, в определенной мере может быть зафиксирован и измерен степенью интенсивности его деятельности по освоению ценностей культуры и участия в деятельности по созданию новых культурных ценностей. Однако сам факт участия в том или ином виде деятельности и частота (интенсивность) этого участия еще не могут служить достаточным критерием ее эффективности. Культурная деятельность есть деятельность особого рода. Она предполагает развитие и постоянное обогащение творческого потенциала личности, который в наиболее яркой форме характеризует степень присвоения человеком его человеческой сущности.

Культурный уровень больших социальных групп людей (классов, слоев и прослоек) самым непосредственным образом связан с культурным уровнем индивидов, входящих в эти группы. Но культурный уровень группы не может рассматриваться как средняя величина. Это качественно своеобразное интегрированное понятие. Оно определяется на основе использования данной группой социальных условий для своего развития, степенью участия общности в целом как в освоении духовных богатств, так и в их созидании. В частности, индивидуальный уровень культуры отдельных рабочих может быть низким, однако это не говорит о том, что уровень культуры рабочего класса в целом ниже уровня культуры буржуазии или крестьянства.

Культурный уровень больших социальных групп складывается на основе целого комплекса социальных условий, которые с определенной долей условности можно расположить на следующих уровнях:

  • 1. Общие социальные условия в той или иной стране, способствующие повышению культурного уровня населения.
  • 2. Специфические условия той или иной республики.
  • 3. Специфические условия развития сферы культуры в определенном регионе.
  • 4. Специфические условия, существующие в различных типах поселений.

Наличие различных условий для культурно-творческой деятельности порождает различные уровни культуры. Кроме того, накладывает свой отпечаток на культурный уровень любого субъекта то обстоятельство, к какой социально-демографической или социально-профессиональной группе он принадлежит, занимается ли он физическим или умственным трудом, каков его возраст и социальный опыт.

Таким образом, анализ культурного уровня тех или иных общностей людей осуществляется на «пересечении» различий территориально-региональных, социальных и социально-демографических. Учет комплекса этих условий и означает анализ культурной среды, которая оказывает существенное влияние на культурную деятельность личности.

Несколько лет спустя после публикации первых трудов Л.Н. Когана, посвященных проблеме культурного уровня, появились работы А.В. Вехова , который предложил свою интерпретацию понятия «культурный уровень».

С его точки зрения, понятие «культурный уровень» можно определить как меру использования и реализации субъектом культуры свободы общества на данном этапе его развития . К этому выводу он пришел в ходе следующих рассуждений.

Большинство как отечественных, так и зарубежных авторов, исследующих понятие «культурный уровень», раскрывая его содержание, исходят из того, что культурный уровень есть некое соотношение между культурой общества и культурой исследуемого субъекта, однако очевидно, что проблема культуры тесно связана с проблемой свободы. На это обстоятельство обращали внимание еще И. Кант, а также К. Маркс и Ф. Энгельс, которые убедительно показали, что вхождение в мир культуры означает не только увеличение объема знаний, которым обладает индивид, не только появление у него новых возможностей управлять силами природы и общественными отношениями, но и ведет к расширению «поля свободы» человека, способствует превращению его в субъект исторического действия, способного противостоять обстоятельствам, а не подчиняться им. Подчеркивая этот момент, Ф. Энгельс писал: «Каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» . Он также указывал на три основные аспекта человеческой свободы: 1) господство над внешней природой; 2) господство над общественными отношениями; 3) господство над самим собой. С точки зрения Ф. Энгельса, в определение человеческой свободы включается и практика. Говоря другим словами, свобода есть практическое освоение необходимости в определенной, соответствующей интересам человека, форме. В этом плане культура может быть раскрыта через глубину познания действующим субъектом объективных связей, вещей, закономерностей, а также через деятельность и ее результаты.

Этой же точки зрения придерживался и К. Маркс. Он писал, что о той ступени, на которой находится культура человеческого общества, можно судить, прежде всего, по тому, в какой мере природа стала для человека «человеческой сущностью», то есть освоена и преобразована им .

Однако возможности, которыми обладают люди, чтобы использовать результаты познаний в своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, зависят от характера общественных отношений. Поэтому при рассмотрении проблем культуры необходимо дополнять аспект взаимодействия природы и общества собственно социальным аспектом, то есть анализом господства человека над общественными отношениями и над самим собой.

Анализ этих объективно обусловленных отношений может дать картину «распределения» свободы, которой располагают индивиды, социальные группы и классы.

В культуре общества это находит отражение в существовании социальных групп с различной культурой как по содержанию, так и по степени овладения ею. Особенно четко это проявляется в существовании в условиях антагонистического общества двух культур: прогрессивной (демократической) и реакционной. К. Маркс отмечал, что

класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средством духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств производства, оказываются подчиненными господствующему классу .

Это приводит к тому, что культурный уровень большинства трудящихся, в частности при капитализме, остается весьма низким. В этом обществе овладеть культурой и, что особенно важно, проявить свою культуру в той или иной сфере жизни человек может лишь тогда, когда эта сфера не противостоит ему как чуждая сила, навязанная извне. Господство частной собственности приводит к тому, что общественные отношения воспринимаются именно как враждебные силы, а сфера собственных интересов настолько сужается, что человек

Чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций - при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.д., а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным .

К. Маркс указывал, что рабочий буржуазного общества является носителем культурных достижений лишь в качестве участника капиталистического производства. В остальных случаях он отчужден от подлинной культуры или имеет дело большей частью с суррогатами буржуазной культуры.

«Скачок из царства необходимости в царство свободы» означает коренное изменение общественных отношений, благодаря которому господство человека над природой уже не связано с господством человека над человеком. Коммунистическое преобразование общественных отношений с необходимостью ведет к освобождению личности из-под гнета стихийных сил общественного развития. Люди начинают овладевать объективными закономерностями развития общества, что постепенно изменяет и характер господства человека над природой, и характер его господства над самим собой. Более высокую ступень развития культуры классики марксизма связывали с такой организацией производства, при которой, с одной стороны,

Производительный труд, вместо того чтобы быть средством порабощения людей, стал бы средством их освобождения, предоставляя каждому возможность развивать во всех направлениях и действенно проявлять все свои способности, как физические, так и духовные...

Господство человека над самим собой характеризуется понятием «свободной воли» в марксистском понимании этого слова. Речь идет не просто о воле, которая составляет одну из человеческих способностей, а о человеческой личности в целом, которой присущи многообразные чувства, потребности, желания, стремления и которые она известным образом направляет, контролирует, осуществляет и т.д.

Важнейший элемент, определяющий внутреннюю свободу субъекта культуры, - его мировоззрение. Мировоззрение человека выражает его отношение к действительности, характеризует уровень и тип развития его способностей, его цели в жизни, социальную ориентацию, и тем самым оно тесным образом связано с внутренней свободой. По поступкам, характеру деятельности, продиктованной мировоззренческими мотивами, судят о мере осознанности объективной необходимости.

Сущность духовной свободы заключается в том, что общественные интересы становятся доминирующими побуждениями в деятельности личности, когда каждый индивид в меру своих сил и способностей может стать активным участником развития свободы общества.

Однако если понимать культуру так, как ее понимали классики марксизма, то тогда становится очевидным, что понятие «культурный уровень» выражает нечто большее, чем просто соотношение между культурой общества и культурой того или иного субъекта.

Из этого следует, что: а) ограничиваться только выявлением степени образованности человека, фиксацией того, знает ли он те или иные произведения искусства, литературы, музыки, не представляется возможным; б) обобщенным показателем культурного уровня является степень свободы человека; в) данный показатель включает в себя степень овладения человеком силами природы, господства человека над общественными отношениями и господства индивида над самим собой.

О том, в какой мере человек господствует над природой, судят по развитости материально-технической базы общественного производства, по той совокупности орудий и технических средств, которыми располагает человек, осуществляя свою деятельность по преобразованию природы и созданию «мира человека». О степени господства над общественными отношениями - по степени развития социального творчества, реальному участию человека в деятельности по совершенствованию экономических, политических, правовых и других институтов. О мере преодоления собственной ограниченности можно судить по степени сознательности, идейности индивида, его способности воспринимать общественное дело как свое собственное.

С точки зрения А.В. Вехова, подобное понимание природы культурного уровня позволяет решить ряд задач принципиального плана, составить более четкое представление о тех реальных процессах, которые протекают сфере не только духовного, но и материального производства, более грамотно и целенаправленно проводить культурную политику, направленную на формирование всесторонне развитого, духовно богатого человека.

Однако ни точка зрения Л.Н. Когана, ни точка зрения А.В. Ве- хова на природу и показатели культурного уровня не были приняты широкой социологической общественностью. Признавая их приоритет в исследовании сложной проблемы, большинство исследователей высказывали критические замечания, многие из которых были справедливыми. В частности, ими подчеркивалось, что решение вопроса на философском уровне еще не означает решение проблемы на социологическом уровне.

Одним из оппонентов уральских исследователей был Н.С. Мансуров , который предложил свою собственную трактовку культурного уровня. С его точки зрения, об уровне культурного развития того или иного общественного субъекта можно судить:

  • по степени его интеллектуального, политического, идейномировоззренческого, эстетического, правового, нравственного развития;
  • отношению к культурным ценностям;
  • степени расхождения между усвоенными идеями, идеалами, принципами и поведением личности;
  • состоянию культуры труда, поведения, быта, взаимного общения;
  • наличию собственного мнения в вопросах культуры;
  • соответствию культурного уровня личности культурному богатству общества .

Однако толкование культурного уровня Н.С. Мансурова не было принято.

Нет сомнения, подчеркивали оппоненты, что культурная деятельность личности зависит от ее культурного уровня. Но столь же правильна и обратная зависимость, ибо культурный уровень не приобретен личностью по наследству от родителей, не дан свыше, он сам является результатом культурной деятельности. Вывод критиков был таков: абстрактная и неосуществимая в реальном социологическом исследовании схема Н.С. Мансурова еще раз доказывает, что все попытки изучения культурного уровня личности в отрыве от ее реальной культурной деятельности неизбежно обречены на неудачу Там же. Т. 20. - С. 305.

  • Мансуров Н.С. Проблема культуры в социологических исследованиях // Социологические проблемы культуры. - М., 1976. - С. 7.
  • См.: Коган Л.Н. Культурный уровень и культурная деятельность // Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. -Свердловск, 1979. - С. 3-13.
  • Сложность некоторых терминов заключается в огромном количестве толкований, каждое из которых в какой-то степени верно, но не отображает общей картины. Именно это и происходит с культурой — это слово используется до такой степени часто, что возникает иллюзия абсолютно прозрачного понимания. Как определить уровень культуры, чтобы можно было признать его достаточным или же, напротив, признать необходимость тщательной работы по его повышению? Если оставить академические определения культурологам, то любой человек может назвать некие общие понятия, относящиеся именно к этой жизненной сфере.

    Происхождение и толкование термина

    Если изучать лингвистическую структуру слова «культура», то можно смело утверждать, что речь идёт о системе удаления всего лишнего, о запретах и ограничениях. Латинское слово culter, которое лежит в основе самого понятия, переводится как «нож» или любое другое орудие, которое отрезает лишнее. Получается, что уровень культуры чего-либо - это избавленное от лишнего, ненужного и даже опасного, некое идеальное или приближённое к идеалу явление.

    Окультуривание — приведение из дикого состояния в облагороженное, удобное, приятное и красивое. Культивация (родственный термин из сельского хозяйства) — целенаправленное выращивание чего-то полезного в необходимом качестве и количестве. Следовательно, уровни развития культуры - это стремление человека улучшить и облагородить свою жизнь методом создания правил, устранения лишнего. Стоит признать, что культура в широком смысле слова делает жизнь безопаснее, удобнее и приятнее. В бытовом приложении, например, гораздо спокойнее сосуществовать с людьми, которые взаимно соблюдают внимательны к собеседнику, не позволяют себе диких выходок, неопрятности и так далее.

    Как определить свой уровень культуры в бытовом смысле?

    Если учесть, что фраза «культурный человек» сама по себе обладает положительной эмоциональной окраской, то хочется действительно соответствовать высоким стандартам, чтобы получать сопутствующие социальные бонусы. Как определить, являетесь ли вы достаточно приличным в данном смысле человеком, чтобы гордиться собой и считать достойным общения с другими, не менее культурными людьми? Вот тут мы попадаем в стандартную ловушку, ведь объективно высокий уровень культуры включает в себя огромное количество факторов, которое субъективной оценке поддаётся с огромным трудом. Тем не менее каждый считает себя вправе объявить своё личное оценочное мнение эталонным.

    Как в бытовом смысле определить уровень культуры человека? Есть нужно полным комплектом столовых приборов, вилкой и ножом, нельзя облизывать пальцы, шмыгать носом, чихать, не прикрывая рот рукой. А лучше вообще не чихать. Поэтому у озабоченных собственным реноме молодых людей возникают вполне резонные вопросы по части этикета. Можно ли, например, высморкаться в носовой платок, при этом находясь в обществе? Вопрос не праздный и достаточно сложный, ведь шмыгать носом нельзя, вытирать его рукой нельзя, насморк не отменить по мановению волшебной палочки. А издавать физиологические звуки в платочек тоже кажется неприличным.

    Разные уровни культуры в обществе часто соприкасаются именно с этикетом, умением вести себя согласно правилам, установленным именно в этом конкретном собрании людей. На это опирается и такое явление, как субкультуры. Получается, что одни и те же действия могут быть объявлены бескультурными, допустимыми (извинительными) или одобряемыми, в зависимости от возрастной, профессиональной, досуговой или мировоззренческой направленности членов группы.

    Основные виды культуры

    Данное понятие принято делить на две главные категории — материальную и духовную. При этом вряд ли можно жёстко их разделить, потому что в них существует взаимопроникновение. Например, к относятся всевозможные материальные объекты, которые составляют собой жизнь человека, от жилища, транспорта и одежды, до всевозможных профессиональных и ремесленных отраслей. Но одним наличием материальной единицы сложно ограничиться, поэтому духовная культура неизбежно просачивается во все перечисленные сферы жизни.

    Если речь идёт о жилище, то мы стремимся сделать его красивым и привлекательным с помощью всевозможных приёмов, пробуждающих положительные эмоции. Дизайн помещений в какой-то мере можно считать частью духовной культуры, поскольку в данном случае художник-дизайнер создаёт некий образ и восприятие пространства, используя материальные предметы утилитарного назначения. Замечательным примером можно считать высокую моду, которая кажется многим людям странной, непонятной и совершенно непрактичной. Однако на самом деле не ставит перед собой целью подарить миру новый вид юбки или костюма. Это художественные образы и эмоциональные духовные культурные явления, воплощённые с помощью одежды, так же как живописец орудует красками или карандашами.

    Уровень культуры в духовном смысле - это сложное сочетание нематериальных произведений, которые, естественно, создаются с помощью вещественных вспомогательных средств. Музыка совершенно лишена материального воплощения, её нельзя пощупать, взвесить и измерить, но чтобы написать, исполнить и дать послушать другим, необходимо использовать инструменты, соответствующую технику.

    Социум

    В обществе воспитанным человеком чаще всего называют того, кто соблюдает требования этикета. Действительно, какие качества характеризуют уровень общей культуры в социуме? Если взять в качестве примера современность, то это духовность, толерантность и отсутствие предвзятости, отзывчивость и эмпатия по отношению к другим людям, честность, ответственность и прочие положительные общечеловеческие качества, которые заботливые родители стараются привить своим детям буквально с первых лет жизни. Вспомните: кидаться песком нельзя, отнимать совочек и ведёрко некрасиво, бить девочек и драться — вообще ужасно.

    Краткой энциклопедией социальной культуры можно назвать поэму Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо». Простые рифмованные строчки прекрасно объясняют, что следует считать приемлемым, а какие качества однозначно порицаются воспитанными людьми и не могут считаться предметом подражания.

    Как повысить социальный уровень культуры, если он чаще всего формируется за счёт основной массы населения? Получается, что мнение общества в целом становится определяющим фактором, и если большинство решит, что некое явление не соответствует требованиям духовности, то оно подлежит искоренению. Общество может ополчиться на что угодно, поскольку агрессивными гонителями выступают чаще всего умелые манипуляторы, за которыми идут массы, не берущие на себя труд самостоятельно думать. Объективность и непредвзятость в этом случае, к сожалению, не срабатывают, поскольку противоречат примитивному желанию оградить «своих» от «чужаков».

    Физическая культура

    Возможно, воспеванием здорового тренированного тела мы обязаны Древней Греции. Так или иначе, физической культурой называют стремление к гармоничному развитию методом активного времяпрепровождения. Уроки из школьной программы как раз должны быть на это направлены — у детей формируется правильная осанка, умеренная физическая активность помогает усваивать новые знания, способствует более полному отдыху. Стоит отметить, что сейчас уровень физической культуры многие пытаются подменить спортивными достижениями, но спорт сам по себе считается отдельной категорией. В нём слишком много направленности на чистый результат, соревновательность, рекорды, а если учесть коммерческую составляющую, то мы имеем активность исключительно ради самой активности как замкнутую систему.

    Хорошо известный лозунг «В здоровом теле — здоровый дух» можно признать несколько устаревшим, особенно если учесть всевозможные виды физической культуры. Можно иметь не идеально здоровое тело, потерять ноги или руки, но при этом обладать неукротимым духом. Существует лечебная и коррекционная физкультура, как раз позволяющая людям с ограниченными возможностями доказать в первую очередь себе, что они могут полноценно радоваться жизни. Более того, параолимпийские игры стали источником вдохновения для многих совершенно здоровых людей. Потрясающей силы мотивация возникает у тех, кто восхищается спортивными достижениями тех, кого принято считать инвалидами — они смогли преодолеть свои проблемы, добиться впечатляющих результатов. Мотивационный эффект в данном случае размывает рамки, разграничивающие спорт и физическую культуру, и переходит в категорию настоящих ценностей, вдохновляющих на свершения и духовный рост в том числе.

    Профессиональная этика

    В любой сфере человеческой деятельности существует набор этических и духовных качеств, которые необходимо соблюдать. Часто говорят про уровни преподавателей, поскольку требовательность к представителям этой профессии с каждым годом повышается. Это неудивительно, ведь каких-то полтора века назад дети представляли собой ценность другого порядка. Преподаватель мог прибегать к физическим наказаниям, за ним признавалось право морального давления. По большому счёту, авторитет преподавателя считался непререкаемым и недосягаемым, особенно на фоне низкого уровня образования населения. Сейчас возможности гораздо шире, как и права ребёнка. Невозможно считать профессионалом преподавателя, который позволяет себе ударить ученика.

    Можно сказать, что с этим тесно связны уровни правовой культуры, то есть степень понимания своих прав. Профессиональная этика одной группы людей всегда будет граничить с обыденным уровнем другой, например, как преподаватели и ученики в описанном выше примере, медики и пациенты, продавцы и покупатели.

    Культура как симбиоз направлений искусства

    Возможно, самый обширный и привычный смысл данного термина - это искусство: музыка, живопись, скульптура, танец, литература и так далее. Многообразие прекрасного создаёт некий ореол недосягаемости, однако даже в искусстве есть свои уровни развития культуры.

    В первую очередь это, конечно, массовое или популярное направление. «Поп-звезда» — понятие как раз из этой области. Популярная культура в подавляющем большинстве случаев имеет коммерческое направление, нуждается в поддержке СМИ и является, по сути, выгодным предприятием. А вот элитный уровень подразумевает развитие фундаментальных видов искусства — академический вокал, балет, То есть направление традиционных классических видов искусства. Есть мнение, что это направление может быть только бесплатным или очень дорогим, потому что невозможно «делать на коленке» высокое искусство, пробавляясь крошками. Этим нужно заниматься либо профессионально за большие деньги, либо по велению души и таланта, при этом одно не исключает другое.

    Наконец, существует также народное творчество, которое тоже нельзя сбрасывать со счетов. Его сложно популяризировать, при этом оно больше относится к фундаментальной части. Также имеется определённый уровень культуры, который является антагонистом общепринятых канонов. Это так называемая контркультура, к которой относится, например, андеграунд.

    Контркультура противопоставляет себя доминирующему направлению, при этом с течением времени может аккуратно в него вплетаться, обогащая таким образом общий интеллектуальный и духовный багаж человечества. Всевозможные субкультурные течения, отрицающие, бунтарские и даже откровенно агрессивные, могут полностью исчезать или менять направление. Так произошло, например, с хиппи или панками. Всё неустойчивое и временное отсеялось, и теперь данные субкультуры обогатили нас, добавив новые грани восприятия.

    Деструктивные течения, которые проповедуют разрушение культурных ценностей, не могут существовать достаточно долго. Во-первых, человек по своей натуре творец, и только разрушать он не может. Во-вторых, всё созданное конечно — когда больше нечего разрушать, приходится созидать, пусть даже и на обломках. Стремление «разрушить до основания» прослеживалось в большевистской морали, и с точки зрения сохранения культурных ценностей это было, конечно, деструктивное течение временного характера.

    Повышение уровня культуры общества

    При анализе некоторых негативных явлений можно в качестве объяснений услышать такой аргумент, как «низкий уровень культуры общества». И это действительно так. В погоне за экономическим развитием многие направления просто потеряли финансирование, и это повлекло за собой вполне логичные последствия. Высокий уровень культуры не достаётся по умолчанию, над ним необходимо работать, продвигать, буквально преподавать гражданам. В Советском Союзе имелось такое явление, как культурно-просветительский отдел, который занимался именно продвижением всевозможного искусства в массы. Сейчас это не настолько заметно, и многие творческие люди искренне полагают, что им дают недостаточно возможностей для развития, следовательно, и общество имеет всё меньше шансов поднять свой культурный уровень.

    Трагично и то, что люди предпочитают развлекательное искусство, популярное, при этом не обращая внимания на фундаментальное, которое требует осмысления, прочтения, раскрытия подтекста. Отсутствует баланс, и поэтому культурный уровень среднего человека начинает формироваться на развлекательном контенте. Тем не менее с возрастом многие открывают для себя и фундаментальное направление, причём искренне удивляются, что оно оказывается не таким скучным, как казалось под модные ритмы популярных песенок.

    Культурные ценности

    Это расхожее выражение в большинстве случаев объединяет в себе всевозможные произведения искусства, от архитектурных памятников и ювелирных украшений до песен, танцев и литературных произведений. Это совокупность всего, что влияет на уровень общей культуры, формирующее некий эталон восприятия. При этом какая-то одна ценность не может считаться абсолютным эталоном, поэтому речь идёт именно о восприятии, о чувствах, которые она вызывает. Считается, что культура должна вызывать душевный подъём, который при этом может быть окрашен разными чувствами и ощущениями — печаль является такой же равноправной эмоцией, как и радость. Нельзя требовать, чтобы вызывало только позитивные эмоции, иначе неизбежно появится перекос, отдающий искусственностью и неискренностью.

    Именно способностью воспринимать и чувствовать посыл и определяется уровень воспитанности и образованности человека. Отсутствие однозначного шаблона даёт возможность развиваться, появляются новые культурные ценности, которые могут противоречить друг другу. Стремление прослыть возвышенным человеком по указанному параметру может привести к желанию притвориться понимающим, но стоит помнить о том, что любое произведение искусства неоднозначно, ведь оно действует на эмоциональную часть личности, и восприятие является индивидуальным, вплоть до непонимания и отторжения.

    Самостоятельное образование

    Не обязательно тщательно изучать культурологию, чтобы при этом по праву считать себя образованным в данном смысле человеком. Это как раз та сфера жизни, в которой можно и нужно заниматься самообразованием. Повышение уровня культуры заключается не только в изучении и выполнении требований, которые предъявляет этикет. Необходимо помнить о субъективности восприятия, и если что-то кажется вам не соответствующим эталону, но при этом не нарушает общепринятые правила, то не стоит сразу объявлять явление вопиющим.

    Не может опираться только на материальные ценности, иначе за этим последует неизбежный упадок и хаос. Духовный рост каждого отдельного человека в конечном итоге помогает формировать сильную и плодотворную цивилизацию, в которой уровень образования, культуры и традиций не противоречит экономическому росту и материальному благополучию. Путь у каждого человека может быть собственным, отличным от других: всевозможные направления искусства или религия, как духовные ценности, или материальная культура, без которой очень сложно создавать нечто эфемерное, затрагивающее эмоции и пробуждающее прекрасные душевные порывы.

    Определений культуры, как отмечалось, очень много. Мы условились понимать её как способ деятельного существования человека, как способ его самоосуществления. Второй этап системного подхода – это анализ элементов и структуры. На данном этапе различают социологический и философский подходы к анализу. В первом случае выделяют как минимум «две культуры» в каждой национальной культуре, о чём когда-то писал В.И. Ленин 7 , выделяют прогрессивные и регрессивные традиции, различные субкультуры, национальные и региональные особенности в культуре и т.д. Во втором случае, когда основой является философский анализ, структура культуры рассматривается как некая целостность, представляющая собой множество субкультур и обладающая перечисленными выше функциями.

    В предшествующей теме мы уже приступили к такому анализу, когда говорили о видах, формах, функциях и значении их в культуре. Сейчас мы выделим уровни, ориентации в культуре, нормы, обычаи, традиции, ценности.

    Исходя из нашего понимания культуры, можно сказать, что её уровень определяется возможностью самоосуществления человека как индивида, то есть его свободой в обществе. Как полагал Ф. Энгельс (1820–1895), «каждый шаг вперёд на пути культуры был шагом к свободе» . Если сама культура – это качество человеческого существования, то её уровень может быть выражен количественно и включать в себя комплекс показателей: характер и организацию производства, формы собственности, характер власти, социальную структуру.

    Культурный уровень показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определённых видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений.

    Но каких видов деятельности, и каких ценностей – зависит и от самого уровня культуры в обществе. Можно сделать такой вывод: то, какими мерами пользуется человек или общество при определении собственной культуры, характеризует и культуру, и её уровень.

    Например, в советском обществе к показателям культуры относили число киноустановок, библиотек или число подписчиков на газеты и журналы. Несомненно, что всё это важные показатели культуры. Но они далеко не исчерпывают понятие «культурный уровень». Культурный уровень не совпадает и с уровнем грамотности или образованности. Культура не вручается вместе с дипломом, поскольку существует и как личностный вид. Образованность, знания могут и не иметь личностного измерения, и если сводить к ним культуру, то вместо неё появляется набор штампов в мышлении, господство общепринятых вкусов, модных книжек или песен и их исполнителей. Мода – это тоже показатель культуры, но она может и противостоять ей, являясь её антиподом.



    Загрузка...
    Top