Творческая история. Творческая история романа "отцы и дети"

Творческая история

Творческая история

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - история создания произведений художественной литературы. Многие памятники мировой литературы имеют богатую Т. и., изучение к-рой помогает уяснению их смысла, их значения в истории литературы (напр. «Демон» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя и мн. др.). Установление Т. и. базируется на изучении рукописей данного произведения (начиная с черновых набросков), различных его вариантов, редакций, авторской правки в корректурах, подготовительных материалов и т. п. К области Т. и. может быть отнесено также выяснение связи данного произведения с биографией автора и с жизненными прототипами. Если задачей текстологии (см.), к-рая оперирует с теми же материалами, является установление правильного текста, то задачи изучения Т. и. - выяснение самого процесса созидания произведения, замысла автора, эволюции замысла, его постепенного осуществления на различных этапах, уяснение того, от чего отталкивался автор, к чему он стремился, и, наконец, углубление наших представлений о законченном произведении данными, почерпнутыми из процесса его создания. Так напр. изучение творческой истории «Ревизора» может показать, как Гоголь отталкивался от фарса, водевиля, от традиций комедии классицизма и стремился к созданию реалистической, социально-сатирической комедии.
К фактам Т. и. обращались историки литературы самых различных направлений. В качестве же особого и чуть ли не важнейшего метода изучения литературных произведений Т. и. была выдвинута Пиксановым. Преувеличение роли Т. и., возведение ее изучения в особый метод или в важнейшую дисциплину науки о литературе влечет литературоведение в сторону психологизации и биографического метода. С точки зрения марксистско-ленинской науки о литературе установление фактов Т. и., как истории работы автора над произведением, не имеет самостоятельного методологического значения, а играет лишь подсобную роль. Тем не менее факты Т. и. представляют несомненный интерес при изучении творческого пути писателя, его художественно-творческой техники, а также при исследованиях текстологического порядка.Библиография:
Пиксанов Н., Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра (Принципы и методы), «Искусство», М., 1923, № 1; Пиксанов Н., Творческая история «Горя от ума»; Гиз, М. - Л., 1928; Сакулин П. Н., Проблема «творческой истории», «Известия Академии наук СССР», Отделение гуманитарных наук, VII серия, 1930, № 3; Вересаев В., Как работал Гоголь, изд. «Мир», М., 1932; Ашукин Н., Как работал Некрасов, изд. «Мир», М., 1933; Горнфельд А., Как работали Гёте, Шиллер и Гейне, изд. «Мир», М., 1934; Гудзий Н., Как работал Толстой, изд. «Советский писатель», М., 1936; Грифцов Б., Как работал Бальзак, изд. «Советский писатель», М., 1937; Тренин В., В мастерской стиха Маяковского, изд. «Советский писатель», М., 1937.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Смотреть что такое "Творческая история" в других словарях:

    ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - литературного произведения, тип литературоведческого исследования: восстановление процесса создания произведения с тем, чтобы уточнить социально психологические предпосылки и биографические условия творческой работы, полнее понять конкретно… … Литературный энциклопедический словарь

    творческая история - тип литературоведческого исследования, в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения. Рубрика: Литература и наука Целое: Текстология Прочие ассоциативные связи: Творческий процесс Источниками творческой истории… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Творческая история лит. произведения - тип лит. ведч. иссл., в к ром подвергается анализу весь комплекс данных, относящихся к истории текста произв. (от данных о возникновении замысла и черновых набросков до изменений текста в процессе его переизданий, переписывания и т. д.). Термин… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    История Витебска, центра Витебской области, охватывает более тысячелетия. Содержание 1 Основание 2 Витебское княжество … Википедия

    - «ИСТОРИЯ БАДДИ ХОЛЛИ» (The Buddy Holly Story) Великобритания США, 1978, 114 мин. Музыкальный фильм, приключенческий фильм. В жанре музыкальной документальной драмы воспроизведена короткая жизнь и еще более краткая творческая биография знаменитого … Энциклопедия кино

    История киностудии "Ленфильм" - 90 лет назад, 30 апреля 1918 года, в Санкт Петербурге была основана киностудия " Ленфильм". Старейшая киностудия России "Ленфильм" была основана 30 апреля 1918 года решением наркома просвещения А.В.Луначарского. Тогда она… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    История Палеха. "Артель древней живописи" - Палех или палехская миниатюра - один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи. Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области, представляет собой лаковые миниатюры темперой на папье маше. С… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    История Российской академии художеств - Академия художеств была учреждена в Петербурге решением Сената 17 (6 по старому стилю) ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе великого русского ученого Михаила Ломоносова и известного просветителя того… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с http://nestudent.ru/show.php?id=80519 p=4 практически без изменений. Пожалуйста, проверьте … Википедия

Книги

Процесс создания литературного произведения - от замысла к воплощению, к окончательному тексту, а также научное описание этого процесса называют по-разному: генезисом текста, динамической поэтикой и, более традиционно, творческой историей .

Биография рассматривается как факт истории, а создание произведения – как факт биографии. Знание исторического контекста помогает понять творчеством писателя в целом и оценить достоинства данного произведения.

В центре внимания мифологической (Я. и В. Гриммы, М.Миллер, Ф.И.Буслаев и др.), культурно -исторической (И. Тэн, А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов и др.), сравнительно-исторической (Т. Бенфей, А.Н. Веселовский и др.) школ оставалась фольклорная, литературная традиция, а не творческая воля автора.

Для понимания своеобразия произведения важно знать традицию, в частности жанровую . Бахтин: «произведение уходит своими корнями в далекое прошлое. Великие произведения литературы подготавливаются веками, в эпоху их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания». Творческая история – лишь часть генезиса произведения, ее следует отграничивать от гораздо более широкого понятия генезиса.

Интерес к «личному творчеству» выдвигает на первый план творческую индивидуальность автора и соответственно историю созданного им произведения, источники которого могли быть разнородными, часто заимствованными. Так, для воссоздания творческой истории многих произведений XVIII в. необходимо установление литературных источников и влияний. Проблема остается актуальной и в дальнейшем (напр., Пушкин «История села Горюхина»).

Различные литературоведческие подходы к произведению в разной степени признают необходимость изучения творческой истории.

Важное направление этому аспекту исследования придавала в XIX в. психологическая школа в российском литературоведении и биографическое направление в западном (в России появляются биографические словари).

В XX в. под воздействием идей З.Фрейда, К.Юнга многие биографические исследования являются одновременно психоаналитическими (из русских писателей в этом ключе особенно писали о Достоевском).

Социологическая школа В.Ф. Переверзева противопоставляла «простому» пути от произведения к биографии писателя «трудный» исследовательский путь «через поэтический текст» к «бытию» класса и выраставшей на этой почве психологии. Писатель изображал различные варианты классовой психологии в своем произведении. В этом контексте естественно безразличие к фактам биографии, в социологическом плане не представляющим интереса.

Согласно теории формальной школы, структурализма , произведение является автономным, независимым от биографии его создателя. Исследователи изучают имманентные свойства текста, оставляя в стороне историю его создания, биографию автора.

В англо-американском литературоведении выделяют историческое направление, представители которого «рассматривают произведение на фоне обстоятельств и фактов жизни его автора и времени».

В советском литературоведении 1920-х годов творческая история произведения как тип научного исследования получила подробное обоснование в работах Н.К. Пиксанова «Новый путь литературной науки» и «Творческая история «Горя от ума». Считал воссоздание творческой истории основой генетического изучения литературы. Пиксанов считает, что недостаточно опираться на данные окончательного текста, и предлагает рассматривать еще и другие относящиеся к произведению материалы: письменные и устные автосвидетельства, зафиксированные в письмах, дневниках, мемуарах современников, а также планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректурные листы, прижизненные и печатные издания. Исследователь должен воссоздать эволюцию основного замысла, «общую конструктивную преднамеренность». Рекомендовалось привлекать как биографию писателя, различные типы комментариев (литературный, реальный, исторический), так и исследовать эволюцию языка произведения, его стиха, метрики, сюжета, композиции. Т.е. исследователь должен неизбежно коснуться и того, как оно «сделано», и наоборот.

Ко времени выдвижения Пиксановым этого метода («телеогенетический метод») в отечественном литературоведении наметился кризис: литературе отводилась роль иллюстрации общественной жизни. Реакцией на такое принижение искусства явился формальный метод.

Метод Пиксанова все же имел ограничения: он применялся к ближайшим, современным произведению факторам, повлиявшим на него.

Но творческую историю можно рассматривать и в более широком контексте генезиса произведения вообще, в контексте исторической поэтики. В этом случае основой для реконструкции авторского творчества оказывается бесконечно протяженная родословная произведения. Речь идет уже не столько о прототипах (в жизни и литературе), сколько об архетипах . Такой подход не может не опираться на достижения как научных школ XIX в. (названных выше), так и направлений ХХ в., сфокусированных на генетической проблематике (социогенетическое, психоаналитическое направления, постструктурализм , с важным для него вопросом о межтекстовых связях, или интертекстуальнотсти и др.)

Для Пиксанова творческая история была прежде всего историей текста , а также выявлением жизненных и литературных фактов, имевших непосредственное влияние на писателя и его произведение. Опят такого толкования представлен им в книге «Творческая история «Горя от ума». Ученый показывает историю текста комедии от преданий о ранних редакциях до первопечатного текста. Так устанавливается канонический текст пьесы. В разделе, посвященном собственно творческой истории комедии, Пиксанов констатирует динамику стиля в ходе переработок от книжного языка к живой речи, прослеживает эволюцию образов , «эволюцию идейности пьесы» (рассматривает «первое начертание» комедии, ее черновой набросок, комментирует реалии бытовые, исторические, излагает «состав идейности» по окончательному тексту). В результате он приходит к выводу, что идейный замысел сложился на ранней стадии работы, до встреч поэта с декабристами.

Сравнение разных редакций и вариантов одного произведения, кроме того, проясняет отдельные сцены, эпизоды, действия героев, причины которых не всегда бывают очевидны из-за того, что автор в процессе доработки по каким-либо причинам устраняет в более позднем тексте отдельные реплики, действия.

Воссоздание творческой истории тесно связано с текстологией и обязательно опирается на ее данные. Поэтому возникает вопрос о соотношении и разграничении задач творческой истории и текстологии, изучающей те же материалы. Текстология, прослеживая историю формирования текста, обосновывая основной текст и сопровождая его необходимым реально-историческим комментарием, представляет его как образец, эталон для тиражирования . Творческая история, опираясь на историю текста, в идеале дает историю создания всего произведения в целом. Когда трудно определить, что относится к творческой истории, а что к текстологии, Пиксанов предлагал считать решающим присутствие в труде, претендующем на творческую историю, «хотя бы элементов анализа и обобщения».

Знание творческой истории произведения является важнейшим критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований, которыми произведение «обрастает» в процессе своего функционирования. В работе автора над произведением выявляется его преднамеренность, творческая воля, тот аспект литературной деятельности, который активно воздействует на читателя.

Изучение творческой истории классических произведений, выдержавших испытание временем, – важнейшая задача литературоведения. Чем древнее памятник литературы, чем меньше достоверных свидетельств о нем и о его авторе, тем более гипотетична его творческая история. При изучении произведений средневековых литератур, в частности древнерусской, в большинстве случаев анонимных и создававшихся в соответствии со сложившимися жанрово-стилистическими канонами, неоценимым подспорьем являются данные текстологии . Заимствование, варьирование, повторяемость одних и тех же сюжетов, персонажей, словесных формул и т.д. было нормой в эпоху традиционализма.

Для творческой истории произведений реалистической литературы важны данные о протосюжетах и прототипах героев. Например, известно, что подлинные происшествия лежат в основе сюжетов «Дубровского» Пушкина, «Ревизора» Гоголя, «Рудина» Тургенева, «Бесов» Достоевского.

Творческую историю имеют и многие лирические миниатюры . Известны случаи, когда они претерпевали значительные изменения при подготовке не только к первому, но и к позднейшим изданиям. Эти изменения могли способствовать наиболее полному и яркому воплощению намерений автора, но могли, наоборот, затемнять их под давлением различных обстоятельств (цензура, редактура, кардинальные изменения в мировоззрении самого поэта). Например, редакторское участие И.С. Тургенева в некоторых изданиях стихов его друзей-поэтов Ф.И.Тютчева (1854) и А.А. Фета (1856) в значительной степени исказило тексты, поэтому необходимо обращение к более ранним, авторским редакциям, выражающим музыкальный, эмоциональный характер лирики Фета, своеобразие стихосложения Тютчева.

Возможность и необходимость учета всех факторов в творческой истории зависит от конкретных особенностей изучаемого произведения. Здесь есть ряд трудностей, связанных с терминологической нечеткостью понятий «влияние », «сходство ».

По разным причинам творческая история не всегда устанавливается методом прямой документации (как в случае с комедией «Горе от ума»). Бывает, что замысел художника вынашивается в голове и выливается на бумагу сразу в окончательном варианте (напр., «Незнакомка» Блока). Но большинство крупных произведений имеет богатую историю текста, переработок, вариантов, печатания (Тургенев – «формулярные списки»: условные биографии своих героев, развернутые планы романов).

Для понимания авторского замысла произведения могут иметь значение факты его внешней истории: история перепечаток, вмешательства цензуры, редакторов, отзывы автора и профессионалов-литераторов, связь с биографией писателя и др.

(«Введение в литературоведение» под редакцией Л.В.Чернец. По-моему, лекция про творческую историю пр-ния была именно по учебнику, даже примеры одинаковые).

Дополнения по внешней истории произведения из лекций.

Раньше произведения сначала издавали по частям в разных журналах. Публикация в том или ином журнале помогает понять намерения автора (в каждом журнале своя редакция со своей позицией).

Большое значение имеет реакция современников сразу после публикации. «Современники очень хорошо чувствуют неписаные правила, характерные для данной эпохи», чувствуют новаторство, но часто реагируют негативно (напр., «Руслан и Людмила» Пушкина – поэма раньше должна была быть героической , на тему важную для государства, рассказы Чехова – считали, что они антихудожественные). У каждого произведения есть репутация. Проследить формирование этой репутации – задача истории литературы. Важно понять, почему какого-то писателя не приняли, а кого-то – переоценили. Часто писателей не принимали из-за того, что они опережали время, писали так, как будут писать после них. Иногда – обратная картина: забвение некогда популярного писателя. Напр., в 30-40е гг. XIX в. был очень популярен Булгарин. Как правило, такие авторы принадлежат к массовой литературе (считается, что в России массовая литра появилась в XVII в., когда был очень популярен жанр романа).

Основные задачи истории литературы

Литература – процесс собственных исторических закономерностей; сумма всех написанных произведений;

Механизм общественной памяти.

Задачи: 1) изучение отдельного художественного произведения; 2) попытка осмысления всего лит. тв-ва.

(1)(отд. пр-е) – а) собирание и систематизация всех фактов, связ. с данным пр-ем (для этого необходимо знание эпохи). Принцип историзма. Умение отстраняться от современности, широкая эрудиция. б) изучение биографии писателя (летопись жизни и тв-ва; критико-биографич. очерк)). в) изучение самого произведения (творческая история пр-я)

(2) – а) изучить определенный период тв-ва писателя/творческий путь писателя в целом, б) история опр. периода в развитии лит-ры, в) построить историю национальной литературы (Например, «История литературы» в 10 т. - 1950е гг., в 4 т. - 1980е гг.), г) построение истории всемирной литературы; фольклористы обнаружили повторяющиеся у разных народов мотивы и сюжеты => появился вопрос - нет ли общих закономерностей в развитии литературы и фольклора, д) сравнительное литературоведение (компаративистика), е) лит-ра понимается как отражение социальных процессов.

Часто историю лит-ры описывают как историю литературных направлений (лит. напр. начинаются с 17в.): Барокко – классицизм – сентиментализм(Руссо, Карамзин) – романтизм – реализм(40-е гг. 19в.) – символизм(нач. 20в.;Рэмбо, Блок) – авангард(футуризм и акмеизм) – социалистический реализм – постмодернизм(в Евр. с 60х, в Рос. – с 80-х).

Внутренние причины, закономерности развития лит-ры (последовательность направлений не случайна, подчиняется внутренним законам). Писатель зависит от многих факторов - жанр, стиль, язык, социальные факторы, внешнее влияние.

1)биографич. метод(пр-е анализируется через биографию писателя и биологический метод(лит-ра развивается как живой организм – рождение…смерть) – 1ая полов. 19в., 2) теория Дарвина (теория естественного отбора) . Литература развивается от однородности к неоднородности. Сначала - единство слова, танца, музыки… Затем искусства начинают развиваться по отдельности. Формалисты - - принцип лит. эволюции - борьба. «Теория качелей» . Нет непрерывного прогресса. Литературные направления чередуются (реализм напоминает классицизм), литературная эпоха стремится быть похожей на «дедушку», а не на «отца» - 2ая полов. 19в., 3) социологический метод. Заимствует свои метафоры и модели в социологии. В основе каждой формации - экономика. Искусство - «надстройка» (определяет уровень развития общества).

От мифологии и фольклора - к психологическим романам реализма: Со временем человек лучше познает мир. Творчество - процесс интуитивный. 18в. – фольклор как плод невежества, 19в - писатели обращаются к архаическим пластам народной культуры(Жуковский, Пушкин, Гоголь, сб. сказок Афанасьева). Всякое приобретение сопровождается потерями. Новые приемы в литературном направлении - своеобразный «технический прогресс». Любое пр-е уникально; его невозможно подделать или повторить даже самому автору.

Творческая история произведения

Процесс создания лит. пр-я – от замысла к воплощению, к окончательному тексту, а также научное писание этого текста называют по-разному: генезисом текста, динамической поэтикой, творческой историей. Биография как факт истории, а создание пр-я как факт биографии. Знание историч. контекста помогает понять тв-во писателя в целом и оценить достоинства данного пр-я. В центре внимания мифологической, культурно-исторической, сравнительно-историч. школ оставалась фольклорная лит. традиция, а не творческ. воля автора. (Для понимания пр-я важно знать традицию, в частности, жанровую). Творческ. история – часть генезиса. Интерес к личному тв-ву выдвигает на 1ый план творческ. индивидуальность автора и историю создания его пр-я. Так для создания творческ. истории пр-й необходимо установить литер. источники и влияния. Важн. направление этому аспекту придавала в 19в. психологич. школа в рос. литературовед. и биографическ. направление в западном (появление биографич. словарей). Биографич. исследования есть и психоаналитические. Социологич. школа(Переверзев) – трудн. исследовательский путь через поэтическ. текст к бытию класса и к психологии. Безразличие к фактам биографии. Формальная школа – пр-е явл. независимым от биографии писателя. Историческ. направление(в американском литведе) – пр-е через призму фактов жизни автора и времени. Пиксанов(советкое литвед 1920х гг.) предлагат рассматривать и другие материалы, относящ. к тексту: автосвидетельства(дневники и письма), наброски, черновые варианты. Воссоздание эволюции основного замысла. Привлечение эволюции языка пр-я(метрика, сюжет, композиция) - телеогенетический метод(прим. – «Творческая история «Горя от ума»» Кризис; лит-ре отводилась роль иллюстрации обществ. жизни, реакция на такое принижение – формальный метод. Рассматривание творческ. истории в более широком смысле – в контексте исторической поэтики(речь об архетипах). Воссоздание творческ. истории связано с текстологией, отсюда – вопрос о разграничении задач творческ. истории и текстологии(Пиксанов – в творческ. истории есть хотя бы эл-т анализа и обобщения). Знание тв. истории – важнейший критерий объективности прочтения и ориентир во мн-ве толкований. Изучение тв. историй классич. пр-й – важнейш. задача литведа. Чем древнее памятник, тем более гипотетична его история. Для тв. истории пр-й реалистич. лит-ры важны данные о протосюжетах и прототипах героев. Тв. историю имеют многие лирические миниатюры(прим. – редакторское участие Тургенева в издании нек. стихов Тютчева и Фета). Бывает, что замысел вынашивается в голове автора и выливается вдруг на бумагу сразу («незнакомка»), бывает наоборот – у Тургенева. Для понимания замысла м.б. важны факты его внешн. истории – вмешательства цензуры, печать фрагментов текста в журналах, перепечатки, отзывы(Державин сам рассказывал о своиз пр-ях). Большое значение имеет реакция современников сразу после публикации. У каждого пр-я есть репутация, проследить формирование этой репутации – задача истории лит-ры. Понимание, почему кого-то недооценили, кого-то – наоборот. Часто писатели не понимали, что опережают свое время. И наоборот – забвение некогда популярного писателя(Булгарин – 30-40е гг. 19в.)

Задачи теории литературы

Теория лит-ры – академическ. дисциплина. связ. с историей. История лит-ры предлагает интерпретацию текста; интерпретировать пр-е можно, опираясь на теорию лит-ры. 2 пути исследований: 1) индуктивный(больш. часть), 2) дедуктивный. Там, где невозможно проверить все на конкретном материале, наука приближается к философии. Теория близка к научн. идеалу объективность(исключены оценочные суждения). Задачи – разнообразны.

МИР Текст (конкретное авт. пр-ние, фольклорный текст, целый жанр с одинак. внутр. строением)

(вещи, предметы;

социум, психология человека)

Читатель (обычный человек, целевая групп, обобщ. образ читателя).

Текст : Объективные (формальные) теории. Как построено худ. пр-ние. Аристотель: построение античной трагедии и эпической поэмы. Русский формализм (1916 г., СПб), Московский лингвистический кружок (Шкловский, Тынянов, Томашевский). В сталинскую эпоху запрещено. В 60е гг. идеи формалистов => структурализм (Лотман, Успенский, Иванов, Топоров…). Литературоведение ХХ в. базировалось на лингвистических методах.

Читатель : Аффективные теории. Как воздействует художественное произведение (реакция читателя). Психология. Аристотель - «катарсис» воздействие трагедии. Далее - по пути нормативности (писателю предписывают, как он должен писать и как воздействовать). Поэтика => риторика (искусство убеждать). XIX-XX вв. - стали изучать реальную реакцию реального читателя. Каждый ли человек читает по-своему или есть общее? Есть ли единое значение текста, которое воспринимает любой читатель? Эмоциональная реакция или интеллектуальная? Существует ли единственно верная интерпретация текста? Психология восприятия (когнитивные науки).

Мир . Реалистические теории. ЧТО отражает худ. пр-ние? (отражение, воспроизведение явлений мира, с элементами вымысла, выдумки) В любом пр-нии отражаются объективные законы действительности. С позиции социолога - на 1м месте социальные процессы, эстетские теории - на 1м месте вымысел, мысли автора. КАК отражает мир худ. пр-ние?

При помощи языка. Существует языковая картина мира. Мир делится языком. Слово неоднозначно. Насколько объективно можно выразить? Философия языка.

Творческая история

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - история создания произведений художественной литературы. Многие памятники мировой литературы имеют богатую Т. и., изучение к-рой помогает уяснению их смысла, их значения в истории литературы (напр. «Демон» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя и мн. др.). Установление Т. и. базируется на изучении рукописей данного произведения (начиная с черновых набросков), различных его вариантов, редакций, авторской правки в корректурах, подготовительных материалов и т. п. К области Т. и. может быть отнесено также выяснение связи данного произведения с биографией автора и с жизненными прототипами. Если задачей текстологии (см.), к-рая оперирует с теми же материалами, является установление правильного текста, то задачи изучения Т. и. - выяснение самого процесса созидания произведения, замысла автора, эволюции замысла, его постепенного осуществления на различных этапах, уяснение того, от чего отталкивался автор, к чему он стремился, и, наконец, углубление наших представлений о законченном произведении данными, почерпнутыми из процесса его создания. Так напр. изучение творческой истории «Ревизора» может показать, как Гоголь отталкивался от фарса, водевиля, от традиций комедии классицизма и стремился к созданию реалистической, социально-сатирической комедии.
К фактам Т. и. обращались историки литературы самых различных направлений. В качестве же особого и чуть ли не важнейшего метода изучения литературных произведений Т. и. была выдвинута Пиксановым. Преувеличение роли Т. и., возведение ее изучения в особый метод или в важнейшую дисциплину науки о литературе влечет литературоведение в сторону психологизации и биографического метода. С точки зрения марксистско-ленинской науки о литературе установление фактов Т. и., как истории работы автора над произведением, не имеет самостоятельного методологического значения, а играет лишь подсобную роль. Тем не менее факты Т. и. представляют несомненный интерес при изучении творческого пути писателя, его художественно-творческой техники, а также при исследованиях текстологического порядка.Библиография:
Пиксанов Н., Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра (Принципы и методы), «Искусство», М., 1923, № 1; Пиксанов Н., Творческая история «Горя от ума»; Гиз, М. - Л., 1928; Сакулин П. Н., Проблема «творческой истории», «Известия Академии наук СССР», Отделение гуманитарных наук, VII серия, 1930, № 3; Вересаев В., Как работал Гоголь, изд. «Мир», М., 1932; Ашукин Н., Как работал Некрасов, изд. «Мир», М., 1933; Горнфельд А., Как работали Гёте, Шиллер и Гейне, изд. «Мир», М., 1934; Гудзий Н., Как работал Толстой, изд. «Советский писатель», М., 1936; Грифцов Б., Как работал Бальзак, изд. «Советский писатель», М., 1937; Тренин В., В мастерской стиха Маяковского, изд. «Советский писатель», М., 1937.

  • - Итак, какие выводы можно сделать из обзора развития и смены обеденного меню разных классов населения России за последние 150-200 лет? Какие выводы можно извлечь из того сопоставления разных по составу блюд и по...

    Большая энциклопедия кулинарного искусства Похлебкина

  • - тип литературоведческого исследования, в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения...
  • - см. стиль писателя...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т.д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными...

    Педагогический терминологический словарь

  • - 1. понятие и концепция философской системы Бергсона: введены в работе ‘Творческая эволюция’ - см. ...

    История философии

  • - «ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ» - одна из основных и наиболее известных работ А. Бергсона, опубликованная в 1907 г. и внесшая заметный вклад в развитие идей философии жизни и интуитивизма...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - ...
  • - часть элиты, связанная с производством «нематериальных ценностей» культурного характера, творчеством...

    Политология. Словарь.

  • - создание культурных ценностей и их интерпретация...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - I Приднепровская Россия IX-XII вв. земель", занятых племенами, определились частью естественными пределами - линиями водораздельных волоков, частью перекрестным столкновением отдельных волн колонизационного...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ВОТ <ТАК> ИСТОРИЯ. Устар. Экспрес. Выражение удивления, разочарования при неожиданном, непредвиденном обороте дела. - Ах доктор! Идите один. Я не пойду, не хочется!.. - Не пойдёте? Вот так история! ...
  • - ВОТ <ТАК> ИСТОРИЯ. Устар. Экспрес. Выражение удивления, разочарования при неожиданном, непредвиденном обороте дела. - Ах доктор! Идите один. Я не пойду, не хочется!.. - Не пойдёте? ! ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - интеллектуальная деятельность человека, связанная с выполнением таких задач, решения которых неизвестны, которые нельзя решить точными алгоритмическими методами...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - ИСТО́РИЯ, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 искусство...

    Словарь синонимов

  • - воображение,...

    Словарь синонимов

"Творческая история" в книгах

Творческая лаборатория

Из книги Rammstein: будет больно автора Тати Жак

Творческая лаборатория С конца 1999 года группа прекратила свою концертную деятельность и приступила к подготовке нового альбома. Эта работа по многим причинам растянулась почти на полтора года.Разговоры о записи нового альбома начались давно, ведь все отлично понимали,

Творческая вершина

Из книги Менделеев автора Слётов Петр Владимирович

Творческая вершина Жизнь Дмитрия Ивановича изо дня в день, из году в год представляла собой одну непрерывную цепь труда. Даже в редкие времена отдыха он что-нибудь высчитывал, проверял, оправдываясь тем, что: «все равно ведь делать-то нечего».Всюду, с чем только

ТВОРЧЕСКАЯ ДРУЖБА

Из книги Леся Украинка автора Костенко Анатоль

ТВОРЧЕСКАЯ ДРУЖБА В возникновении замысла поэмы «В катакомбах», как и вообще в творческой жизни писательницы, немалую роль сыграл выдающийся ученый-востоковед, поэт и академик Агатангел Крымский.Познакомились они еще в юношеские годы, когда Крымский учился в Киеве, и с

Творческая помощь

Из книги Изнанка экрана автора Марягин Леонид

Творческая помощь Один из двух художественных руководителей студии им. Горького, режиссер Леонид Луков, сидел за огромным, тяжелым, на львиных лапах, столом и вызванивал очередного режиссера своего объединения, Сухобокова:- Володя, срочно зайди!Я, неоперившийся юнец,

Творческая особенность

Из книги Изнанка экрана автора Марягин Леонид

Творческая особенность На восьмидесятилетнем юбилее режиссера Чеботарева выступавшая соседка - актриса Маслова сказала:- Двадцать лет я живу под ним. И ни разу он меня не

Из книги Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты» автора Соколов Борис Вадимович

1. Сюжет – композиция – жанр, творческая история («Царь-рыба» В.П. Астафьева)

Из книги Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века: учебное пособие автора Смирнова Альфия Исламовна

1. Сюжет – композиция – жанр, творческая история («Царь-рыба» В.П. Астафьева) Жанр «Царь-рыбы» В. Астафьева, определенный самим автором как «повествование в рассказах», интерпретировался в критике по-разному: как «скрытый роман» (В. Курбатов), разновидность романа,

Творческая история комедии «Горе от ума»

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Творческая история комедии «Горе от ума» Точно неизвестно, когда возникает у Грибоедова замысел «Горе от ума». Есть свидетельства, что первые проблески будущего творения появляются в 1816 г. и даже, что маловероятно, в 1812 г., но большинство биографов и исследователей

6. TERRA INCOGNITA: ИСТОРИЯ СРЕДЫ – ИСТОРИЯ ТАЙНОГО ИЛИ ИСТОРИЯ БАНАЛЬНОГО?

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

6. TERRA INCOGNITA: ИСТОРИЯ СРЕДЫ – ИСТОРИЯ ТАЙНОГО ИЛИ ИСТОРИЯ БАНАЛЬНОГО? Нужно признать, что в истории среды мы очень многого не знаем или лишь смутно распознаем. Иногда кажется, что экологическая история Античности или неевропейского мира до Нового времени состоит в

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

автора Лебедев Юрий Владимирович

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин» Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25

Творческая история романа «Герой нашего времени.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Творческая история романа «Герой нашего времени. Работу над романом Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В 1839 году в журнале «Отечественные записки» появились две повести – «Бэла» и «Фаталист», в начале 1840 года там же увидела свет «Тамань». Все они

Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души».

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души». Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин, который был свидетелем мошеннических сделок с «мертвыми душами» во время кишиневской ссылки. В начале XIX века на юг России, в Бессарабию, бежали с разных концов страны тысячи крестьян,

Приложение Краткая творческая история романа «Мастер и Маргарита»

Из книги Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты» автора Соколов Борис Вадимович

Приложение Краткая творческая история романа «Мастер и Маргарита» Впервые роман «Мастер и Маргарита» был опубликован: Москва, 1966, № 11; 1967, № 1. Время начало работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Скорее всего к 1928 году

Натан Эйдельман Творческая история «Пиковой дамы»

Из книги Творческая история «Пиковой дамы» автора Эйдельман Натан Яковлевич

Натан Эйдельман Творческая история «Пиковой дамы» Журнал «ЗНАНИЕ - СИЛА»Номер 11/2004.Натан Эйдельман стремительно ворвался в нашу литературу, в нашу историческую науку, более того, в нашу общественную и духовную жизнь и еще того более, в частную жизнь каждого из нас, в

Глава 1. Моя история, ваша история, наша история (отвратительно, но так оно и есть)

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Глава 1. Моя история, ваша история, наша история (отвратительно, но так оно и есть) Эта книга могла бы спасти вашу жизнь, нет, не так, как спасательный круг, а дав вам нужную информацию. Возможно, вы обратили внимание, что в заголовке стоит «живое питание для здоровья», но она о

Процесс создания литературного произведения - от замысла к воплощению, к окончательному тексту, а также научное описание этого процесса называют по-разному: генезисом текста, динамической поэтикой и, более традиционно, творческой историей.

Биография рассматривается как факт истории, а создание произведения - как факт биографии. Знание исторического контекста помогает понять творчеством писателя в целом и оценить достоинства данного произведения.

В центре внимания мифологической (Я. и В. Гриммы, М. Миллер, Ф.И. Буслаев и др.), культурно-исторической (И. Тэн, А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов и др.), сравнительно-исторической (Т. Бенфей, А.Н. Веселовский и др.) школ оставалась фольклорная, литературная традиция, а не творческая воля автора.

Для понимания своеобразия произведения важно знать традицию, в частности жанровую. Бахтин: «произведение уходит своими корнями в далекое прошлое. Великие произведения литературы подготавливаются веками, в эпоху их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания». Творческая история - лишь часть генезиса произведения, ее следует отграничивать от гораздо более широкого понятия генезиса.

Интерес к «личному творчеству» выдвигает на первый план творческую индивидуальность автора и соответственно историю созданного им произведения, источники которого могли быть разнородными, часто заимствованными. Так, для воссоздания творческой истории многих произведений XVIII в. необходимо установление литературных источников и влияний. Проблема остается актуальной и в дальнейшем (напр., Пушкин «История села Горюхина»).

Различные литературоведческие подходы к произведению в разной степени признают необходимость изучения творческой истории.

Важное направление этому аспекту исследования придавала в XIX в. психологическая школа в российском литературоведении и биографическое направление в западном (в России появляются биографические словари).

В XX в. под воздействием идей З. Фрейда, К. Юнга многие биографические исследования являются одновременно психоаналитическими (из русских писателей в этом ключе особенно писали о Достоевском).

Социологическая школа В.Ф. Переверзева противопоставляла «простому» пути от произведения к биографии писателя «трудный» исследовательский путь «через поэтический текст» к «бытию» класса и выраставшей на этой почве психологии. Писатель изображал различные варианты классовой психологии в своем произведении. В этом контексте естественно безразличие к фактам биографии, в социологическом плане не представляющим интереса.

Согласно теории формальной школы, структурализма, произведение является автономным, независимым от биографии его создателя. Исследователи изучают имманентные свойства текста, оставляя в стороне историю его создания, биографию автора.

В англо-американском литературоведении выделяют историческое направление, представители которого «рассматривают произведение на фоне обстоятельств и фактов жизни его автора и времени».

В советском литературоведении 1920-х годов творческая история произведения как тип научного исследования получила подробное обоснование в работах Н.К. Пиксанова «Новый путь литературной науки» и «Творческая история «Горя от ума». Считал воссоздание творческой истории основой генетического изучения литературы. Пиксанов считает, что недостаточно опираться на данные окончательного текста, и предлагает рассматривать еще и другие относящиеся к произведению материалы: письменные и устные автосвидетельства, зафиксированные в письмах, дневниках, мемуарах современников, а также планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректурные листы, прижизненные и печатные издания. Исследователь должен воссоздать эволюцию основного замысла, «общую конструктивную преднамеренность». Рекомендовалось привлекать как биографию писателя, различные типы комментариев (литературный, реальный, исторический), так и исследовать эволюцию языка произведения, его стиха, метрики, сюжета, композиции. Т.е. исследователь должен неизбежно коснуться и того, как оно «сделано», и наоборот.

Ко времени выдвижения Пиксановым этого метода («телеогенетический метод») в отечественном литературоведении наметился кризис: литературе отводилась роль иллюстрации общественной жизни. Реакцией на такое принижение искусства явился формальный метод.

Метод Пиксанова все же имел ограничения: он применялся к ближайшим, современным произведению факторам, повлиявшим на него.

Но творческую историю можно рассматривать и в более широком контексте генезиса произведения вообще, в контексте исторической поэтики. В этом случае основой для реконструкции авторского творчества оказывается бесконечно протяженная родословная произведения. Речь идет уже не столько о прототипах (в жизни и литературе), сколько об архетипах. Такой подход не может не опираться на достижения как научных школ XIX в. (названных выше), так и направлений ХХ в., сфокусированных на генетической проблематике (социогенетическое, психоаналитическое направления, постструктурализм, с важным для него вопросом о межтекстовых связях, или интертекстуальнотсти и др.)

Для Пиксанова творческая история была прежде всего историей текста, а также выявлением жизненных и литературных фактов, имевших непосредственное влияние на писателя и его произведение. Опят такого толкования представлен им в книге «Творческая история «Горя от ума». Ученый показывает историю текста комедии от преданий о ранних редакциях до первопечатного текста. Так устанавливается канонический текст пьесы. В разделе, посвященном собственно творческой истории комедии, Пиксанов констатирует динамику стиля в ходе переработок от книжного языка к живой речи, прослеживает эволюцию образов, «эволюцию идейности пьесы» (рассматривает «первое начертание» комедии, ее черновой набросок, комментирует реалии бытовые, исторические, излагает «состав идейности» по окончательному тексту). В результате он приходит к выводу, что идейный замысел сложился на ранней стадии работы, до встреч поэта с декабристами.

Сравнение разных редакций и вариантов одного произведения, кроме того, проясняет отдельные сцены, эпизоды, действия героев, причины которых не всегда бывают очевидны из-за того, что автор в процессе доработки по каким-либо причинам устраняет в более позднем тексте отдельные реплики, действия.

Воссоздание творческой истории тесно связано с текстологией и обязательно опирается на ее данные. Поэтому возникает вопрос о соотношении и разграничении задач творческой истории и текстологии, изучающей те же материалы. Текстология, прослеживая историю формирования текста, обосновывая основной текст и сопровождая его необходимым реально-историческим комментарием, представляет его как образец, эталон для тиражирования . Творческая история, опираясь на историю текста, в идеале дает историю создания всего произведения в целом. Когда трудно определить, что относится к творческой истории, а что к текстологии, Пиксанов предлагал считать решающим присутствие в труде, претендующем на творческую историю, «хотя бы элементов анализа и обобщения».

Знание творческой истории произведения является важнейшим критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований, которыми произведение «обрастает» в процессе своего функционирования. В работе автора над произведением выявляется его преднамеренность, творческая воля, тот аспект литературной деятельности, который активно воздействует на читателя.

Изучение творческой истории классических произведений, выдержавших испытание временем, - важнейшая задача литературоведения. Чем древнее памятник литературы, чем меньше достоверных свидетельств о нем и о его авторе, тем более гипотетична его творческая история. При изучении произведений средневековых литератур, в частности древнерусской, в большинстве случаев анонимных и создававшихся в соответствии со сложившимися жанрово-стилистическими канонами, неоценимым подспорьем являются данные текстологии. Заимствование, варьирование, повторяемость одних и тех же сюжетов, персонажей, словесных формул и т.д. было нормой в эпоху традиционализма.

Для творческой истории произведений реалистической литературы важны данные о протосюжетах и прототипах героев. Например, известно, что подлинные происшествия лежат в основе сюжетов «Дубровского» Пушкина, «Ревизора» Гоголя, «Рудина» Тургенева, «Бесов» Достоевского.

Творческую историю имеют и многие лирические миниатюры. Известны случаи, когда они претерпевали значительные изменения при подготовке не только к первому, но и к позднейшим изданиям. Эти изменения могли способствовать наиболее полному и яркому воплощению намерений автора, но могли, наоборот, затемнять их под давлением различных обстоятельств (цензура, редактура, кардинальные изменения в мировоззрении самого поэта). Например, редакторское участие И.С. Тургенева в некоторых изданиях стихов его друзей-поэтов Ф.И. Тютчева (1854) и А.А. Фета (1856) в значительной степени исказило тексты, поэтому необходимо обращение к более ранним, авторским редакциям, выражающим музыкальный, эмоциональный характер лирики Фета, своеобразие стихосложения Тютчева.

Возможность и необходимость учета всех факторов в творческой истории зависит от конкретных особенностей изучаемого произведения. Здесь есть ряд трудностей, связанных с терминологической нечеткостью понятий «влияние», «сходство».

По разным причинам творческая история не всегда устанавливается методом прямой документации (как в случае с комедией «Горе от ума»). Бывает, что замысел художника вынашивается в голове и выливается на бумагу сразу в окончательном варианте (напр., «Незнакомка» Блока). Но большинство крупных произведений имеет богатую историю текста, переработок, вариантов, печатания (Тургенев - «формулярные списки»: условные биографии своих героев, развернутые планы романов).

Для понимания авторского замысла произведения могут иметь значение факты его внешней истории: история перепечаток, вмешательства цензуры, редакторов, отзывы автора и профессионалов-литераторов, связь с биографией писателя и др.

(«Введение в литературоведение» под редакцией Л.В.Чернец).

Раньше произведения сначала издавали по частям в разных журналах. Публикация в том или ином журнале помогает понять намерения автора (в каждом журнале своя редакция со своей позицией).

Большое значение имеет реакция современников сразу после публикации. «Современники очень хорошо чувствуют неписаные правила, характерные для данной эпохи», чувствуют новаторство, но часто реагируют негативно (напр., «Руслан и Людмила» Пушкина - поэма раньше должна была быть героической, на тему важную для государства, рассказы Чехова - считали, что они антихудожественные). У каждого произведения есть репутация. Проследить формирование этой репутации - задача истории литературы. Важно понять, почему какого-то писателя не приняли, а кого-то - переоценили. Часто писателей не принимали из-за того, что они опережали время, писали так, как будут писать после них. Иногда - обратная картина: забвение некогда популярного писателя. Напр., в 30-40е гг. XIX в. был очень популярен Булгарин. Как правило, такие авторы принадлежат к массовой литературе (считается, что в России массовая литра появилась в XVII в., когда был очень популярен жанр романа).



Загрузка...
Top