Анализ сцены последней встречи Раскольникова и Свидригайлова (по роману Ф. М

Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлова в романе, так как этот характер очень сложен и противоречив, принципиально важен в системе образов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников

К уроку учащимся было дано следующее домашнее задание:

  1. Ч.1, гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове)
  2. Ч.4, гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым)
  3. Ч.6, гл.3, 4, 5, 6 (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова)

Ответить на следующие вопросы:

  1. Как относится Раскольников к Свидригайлову? Отметить в тексте материал, связанный с ответом на этот вопрос.
  2. Каким представлен Свидригайлов в письме Пульхерии Александровны?
  3. Меняется ли ваше отношение к этому герою во время чтения романа?
  4. Почему Раскольникова заинтересовал этот человек? Можно ли назвать Свидригайлова двойником Раскольникова?

Цель урока:

  1. показать необходимость рассмотрения образа Свидригайлова в соотношении его с Родионом Раскольниковым, вытекающую из поэтики романа,
  2. раскрыть противоречивость характера Свидригайлова, определить его идейно-художественные функции в романе.

Путь Раскольникова к воскрешению, к восстановлению попранного человеческого достоинства во многом определяется встречами Раскольникова с такими героями, как Лужин и Свидригайлов.

“Вне соотнесения с Раскольниковым характеры Свидригайлова, Лужина, Порфирия Петровича, Сони утрачивают ту идейно-эстетическую функцию, которая как раз и определяется их местом в сложной, строго продуманной архитектонике романа”, - пишет исследователь романа Фридлендер.

Очень сложны идейно-художественные связи Раскольникова и Свидригайлова.

  1. Что вы знаете о жизни Свидригайлова до приезда его в Петербург? Как эта жизнь характеризует его? Используйте материал письма матери, слова Лужина о нем и рассказы самого Свидригайлова.
  2. Какие чувства этот человек вызывает у вас?
  3. Каким принципом руководствуется Свидригайлов в своей жизни?

Из рассмотренных поступков Свидригайлова (“отравил свою жену Марфу Петровну”, “довел до самоубийства своего слугу Филиппа”, “жестоко оскорбил девочку”) мы можем заключить, что это человек, живущий по принципу “все позволено”, лишенный нравственных устоев, не признающий никаких нравственных запретов.

  1. Какое мнение о Свидригайлове складывается у Раскольникова после чтения письма матери?

В письме Пульхерия Александровна рассказывает о Свидригайлове как о грубом и сладострастном деспоте, развратнике, пытавшемся соблазнить и опозорить Дуню. Для Раскольникова фамилия Свидригайлов стала нарицательной – столкнувшись с подвыпившим похотливым франтом, преследовавшим на бульваре девушку-подростка, он обозвал его Свидригайловым: кличка эта казалась ему более резкой и точной, чем все другие.

“…Только жужжала и билась какая-то муха, ударяясь с налета об стекло”. Очень примечательно, что буквально перед появлением Свидригайлова Раскольникову снится сон, что он находится снова в квартире у старухи- процентщицы. Вокруг была тишина и только “…Проснувшаяся муха вдруг с налета ударилась об стекло и жалобно жужжала”.

Два раза подряд мы читаем слово “муха”. Примечательно, что Вельзевул, одно из названий дьявола, означает “владыка мух”. Одной из казней египетских было нашествие песьих мух. И, следовательно, появление Свидригайлова, имеющее такое обрамление, воспринимается как что-то дьявольское, зловещее, ненужное и мешающее Раскольникову. И еще один раз, уже в финале романа, в предсмертный час героя, мы встретим среди деталей-образов образ мухи. Вспомните жутковатый эпизод, когда Свидригайлов после кошмарного сна начнет правой рукой ловить одну муху.

  1. Как проявляется противоречивость характера Свидригайлова в момент первой встречи с Раскольниковым?

Сидригайлов в какой-то мере оправдывает слухи, дошедшие ранее до Раскольникова. И вдруг заявляет, что ему очень скучно, что его не интересуют петербургские знакомые; предлагает Авдотье Романовне 10 тысяч рублей, как он говорит, без всяких расчетов. Уже из этого разговора становится явственной противоречивость характера Свидригайлова. Этого не может не заметить и Раскольников.

Найдите в тексте слова Раскольникова, подтверждающие то, что его мнение о Свидригайлове начинает изменяться. (Во время разговора Раскольникова с Дуней).

  1. Какие поступки Свидригайлова особенно ясно показывают, что это сложный человеческий характер, в душе которого есть задатки добра и холодного жестокого зла?

Этот злодей, развратник и циник, каким представлен Свидригайлов поначалу, на протяжении всего романа совершает массу добрых дел, больше, чем все другие персонажи, вместе взятые. Из письма же Пульхерии Александровны мы узнаем, что избавил Дуню от позора и восстановил ее доброе имя именно он, Свидригайлов, тот самый, который был причиной ее жестоких неприятностей. В Петербург Свидригайлов приехал главным образом для того, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина, пощадил Дуню во время последней встречи с ним. Свидригайлов взял на себя устройство дел семьи Мармеладовых, он же предлагает Раскольникову деньги для бегства в Америку.

  1. Что за человек Свидригайлов? Прост он? Понятен и ясен, как Лужин? Или это образ противоречивого, сложного человека?

Эти вопросы не до конца разрешили даже авторитетные исследователи романа.

Познакомьтесь со взаимоисключающими выводами ученых.

Какая точка зрения вам ближе, соответствует вашему пониманию образа?

Одна группа исследователей характеризует Свидригайлова как человека, внутренняя сущность которого заключается “в атрофии нравственного чувства, в подвластности хищным, зверским инстинктам, как “закоренелого злодея”, если и способного на бескорыстное действие на пользу другим, то только во имя своих же эгоистических стремлений”. (Фридлендер.)

По мнению Кирпотина, Свидригайлов не так однотипно черен, как это кажется на первый взляд. Потенциально Свидригайлов – человек большой совести и большой силы. Он не пошл, как Лужин. Жить средней, мещанской, в духовном смысле, жизнью он не может. Он по-своему человек тонкий и много может понимать.

2-ая концепция в полной мере отражает противоречивость характера Свидригайлова. Но в то же время нельзя преувеличивать положительные качества героя и всю суть образа сводить только к ним. Такую ошибку совершил режиссер Кулиджанов и актер Копелян, игравший роль Свидригайлова, при постановке кинофильма “Преступление и наказание” к юбилею Ф. М. Достоевского. Спорно и неточно трактован в фильме образ Свидригайлова. Актер Е. Копелян талантливо и убедительно играет благородство, щедрость и талантливость своего героя. Дело в том, что Кулиджанова более всего интересовало стремление Достоевского преобразить этого закоренелого циника и эгоиста сильным чувством, всепокоряющей любовью, поскольку тема возрождения человека через любовь все больше и больше занимала постановщика.

В полном объеме невозможно понять характер Свидригайлова, рассматривая его изолированно от главного героя.

  1. Почему Раскольникова заинтересовал этот человек? Какие чувства Свидригайлов вызывает у Раскольникова?

В данном романе самой важной является идеологическая позиция по отношению к раскольниковскому решению конфликта с миром. Иначе было бы не понять, почему Раскольников так много разговаривает с таким отвратительным типом, как Свидригайлов. Ведь они оба начинают с того, что как бы признают друг друга одного поля ягодами.

“Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее”,- повторяет Свидригайлов, и Раскольников сознавал, что в Свидригайлове “таится какая-то власть над ним”, - власть таинственно родственных и характера, и судьбы. С 1-го же разговора Свидригайлов обращается к Раскольникову: “…Ну не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая”.

Раскольников постоянно думает о Свидригайлове, тянется к нему и вместе с тем мучается при каждой встрече с ним, боится его.

  1. В каких эпизодах это полно проявляется? Почему Свидригайлов следит за Раскольниковым?

Страх Раскольникова перед Свидригайловым усиливается после известия о подслушанном разговоре с Соней. И боится Раскольников не столько того, что он будет выдан, а в большей мере того, что его преступление неправильно будет понято Свидригайловым. И, несмотря на то что известие это пугало Раскольникова, он все равно постоянно стремился к Свидригайлову.

“…Свидригайлов загадка…с Свидригайловым, может быть, еще тоже предстоит борьба”. Вспомните, как Раскольников спешил на последнюю встречу со Свидригайловым.

  1. Почему возникает такое взаимное притяжение Свидригайлова и Раскольникова?
  2. О какой общей точке говорит Свидригайлов? Как отвечает на этот вопрос текст романа?

Свидригайлов – это один из двойников Раскольникова. В морально-философских принципах, на которые опирались и тот, и другой, мы найдем много общего. Свидригайлов действует по принципу “все позволено”, но ведь к этой же позиции можно свести и теорию Родиона Раскольникова. Он, разрешая себе “кровь по совести”, считает относительным любое нравственное правило и отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”. Свидригайлов не признает ничьей нравственной ответственности, а Раскольников отрицает нравственную ответственность только сильных людей. Итак, мы видим, что жизненные принципы Свидригайлова – это доведенный до степени цинизма вариант теории Раскольникова.

  1. Почему все-таки эти две теории далеко не одно и то же?
  2. Вспомните, как Свидригайлов объясняет мотивы преступления Раскольникова при разговоре с Дуней?

Для Свидригайлова эти мотивы сводятся к бедному, ничего не объясняющему тезису: “Он ограбил, вот и вся причина”. В перечислении мотивов и переживаний Раскольникова Свидригайлов опускает совесть. Свидригайлов не в состоянии понять, что преступление совершено Раскольниковым во имя справедливости, во имя осуществления идеала. Свидригайлов понял причины по-своему, снижая их значение. Он так же, как Раскольников, разочарован в жизни. Ему стало тошно и в Петербурге, и в целой России, и за границей. Но если у Раскольникова неприятие существующего мира сохраняет в себе веру в идеал, в то, что мир может быть устроен иначе и лучше, предполагает будущее, то у Свидригайлова неприятие мира не видит будущего, отрицает его. Раскольников не верит в бога, он возмущен ходом земных дел, но он ищет “утешения”, пусть ошибочным и преступным путем. Свидригайлов же разочарован до дна, он не верит ни в бога, ни в черта, ни в людей, ни в идеал. И не случайно уже при первой встрече у Свидригайлова с Раскольниковым заходит разговор о будущем.

  1. Каким представляется Свидригайлову это будущее?

“…А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде…”

Образы мухи и паука – суть жизненной позиции Свидригайлова. Последовательный нигилист, отрицающий все вокруг, причиняет страдание не только окружающим, но обращает зло и на самого себя, в конце концов убивая в себе человека и превращаясь в “подлое насекомое”. Итак, образ насекомого неотступно следует за Свидригайловым.

Рассмотрим иллюстрацию Эрнста Неизвестного “Двойники Свидригайлов – Раскольников”.

Прав ли иллюстратор, предложив такую условную иллюстрацию к роману?

  1. Как передал художник идейную общность героев?
  2. Какой символический смысл имеет деталь – указательный палец, приблизившийся губам?

Художник изобразил идейную общность героев тем, что и того, и другого питает единое сознание, у них один мозг. Деталь, видимо, указывает на то, что Раскольников сознает эту общность, единство, но говорить об этом не смеет.

Чтобы правильно понять Свидригайлова, чрезвычайно важно разобраться в истории его взаимоотношений с Дуней.

  1. Как вы думаете, способен ли любить Свидригайлов?
  2. Почему он с такой настойчивостью преследует Дунечку?

Найдите в тексте эпизод “Последняя встреча Свидригайлова и Дуни”.

  1. Почему Дуня пришла к Свидригайлову?

Когда Свидригайлов понимает, что его жизнь зашла в тупик? Какими приемами пользуется писатель для изображения эмоциональной потрясенности героя?

Дуня – это, наверное, единственный человек, которого очень глубоко понял и оценил Свидригайлов. Идя на последнюю встречу с Дуней, Свидригайлов еще надеется на взаимность любви, на свое духовное воскрешение. Однако эти надежды оказались неосуществимы. Свидригайлов на вопрос, любит ли его Дуня, получил отрицательный ответ. И вот тут герой понимает, что его жизнь зашла в тупик и обновление, восстановление попранной человечности для него невозможно.

  1. Почему Свидригайлов приходит к самоубийству, а Раскольников не признает такого пути?

Раскольников не может покончить с собой. Потому что это значило бы признать свое поражение, бесплодие своей идеи. По Раскольникову, не смерть должна восстановить нарушенную справедливость, а просвещение и очищение всей действительности, мира. Свидригайлов же признает свое бессилие перед миром и перед собственными страстями, у него нет выхода, нет идеи. Свидригайлов хотел жить, он боялся смерти, но он преодолел этот страх и истребил себя. В одном из черновых вариантов Достоевский приписывал Свидригайлову такие слова: “…Если б я был социалистом, ну конечно, остался бы жить, потому что было б что делать…” В каноническом тексте нет этих слов. Весь текст романа говорит о том, что Свидригайлову нечего делать, он не социалист. Образ Свидригайлова отчетливо показал, что человек, пытающийся встать вне общества, неизбежно придет к гибели, к самоубийству, к суду личности над собой.

В литературоведении есть два противоположных мнения о причинах самоубийства Свидригайлова. Так, исследователь Фридлендер считает, что самоубийству послужили мотивы, зависящие от самой личности Свидригайлова. К гибели его приводит борьба между жаждой жизни и отвращением к самому себе.

Исследователь Кирпотин же объясняет самоубийство социальными причинами. По его мнению, Свидригайловым овладело скептическое отчаяние. “У него нет привязанности ни к добру, ни к злу. Это мертвое равнодушие оказалось сильнее даже инстинкта жизни. Без веры в истину и добро жить нельзя”.

  1. Чья позиция, на ваш взгляд, является наиболее правильной?

Все, о чем говорилось на уроке, приводит к тем выводам, которые сделал 2-й исследователь.

В одном из вариантов романа самоубийство Свидригайлова показано как галлюцинация Раскольникова. Почему Достоевский отказался от такого решения? Почему закономерно и оправдано психологически убийство героя?

Это самоубийство непременно должно было произойти на самом деле, а не в форме галлюцинации, иначе развитие характера Свидригайлова не получило бы своего завершения; этот образ, все речи героя, его концепция на жизнь были бы непонятны.

Постигнуть характер Свидригайлова пытаются не только читатели и исследователи романа, по-разному понимают этот характер и талантливые иллюстраторы романа. Мы познакомимся с 2-мя портретами литературного героя.

Один принадлежит художнику Шмаринову,

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=42861568.jpg

Другой – Глазунову.

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41fd35c9.jpg

  1. Какой из этих портретов более точно передает авторский рисунок внешности героя?

Портрет Шмаринова.

Кто из художников точнее передал психологический тип личности героя? Какие черты характера Свидригайлова подчеркнул в своей иллюстрации Шмаринов? Что стремился выразить Глазунов? Какая из иллюстраций вам ближе? Чем отличаются иллюстрации Шмаринова и Глазунова от иллюстраций Эрнста Неизвестного?

Шмаринов своей иллюстрацией стремился показать глубокую задумчивость героя. Мы видим, что героя волнуют какие-то вопросы, и, скорее всего, это вопросы, помогающие ему разобраться в окружающей действительности. Очень глубокий, устремленный куда-то взгляд. Совершенно по-другому решает образ Свидригайлова Глазунов. Мы видим на портрете презрительно-усмешливый взгляд, взгляд человека, которого, напротив, не одолевают раздумья. Шмаринов и Глазунов создают образ-характер, человеческий тип. Эрнст Неизвестный в своих иллюстрациях стремится выразить философские и нравственные идеи романа, определить смысловые линии в системе образов романа. Иллюстрация “Двойники” - это не портрет, а графическое изображение идейно-художественных связей Раскольникова и Свидригайлова.

Обобщающие вопросы по уроку:

  1. Что за человек Свидригайлов? Почему он далеко не то же самое, что Лужин?
  2. Почему Свидригайлов является духовным двойником Раскольникова? Что между ними общего? Что отличает Раскольникова от Свидригайлова?
  3. Какое значение для Раскольникова имели встречи со Свидригайловым на этапе духовных метаний между правдой Сони и собственной правдой?

Последняя встреча Раскольникова и Свидригайлова происходит запланированно. Родион решает встретиться с этим человеком, чтобы выяснить наверняка, знает ли он про его преступление и не собирается ли воспользоваться беззащитностью Дунечки в этой ситуации.
Свидригайлов весело проводит время в трактире. Автор замечает, что он везде создавал вокруг себя «патриархальную» обстановку, легко вписывался в круг кутящих людей и становился там главою, покровителем. Все были рады подчиняться Свидригайлову.
Заметив Раскольникова, герой усаживает его рядом с собой и начинает беседу. Но ее скорее можно назвать монологом Аркадия Ивановича. Мне кажется, он «изливал душу» перед Раскольниковым, чувствуя в нем своего двойника, «родственника».
Итак, из этого эпизода мы узнаем не только о внешних событиях в судьбе Свидригайлова, но и о внутренних причинах его поступков. Так, мы узнаем историю женитьбы героя на Марфе Петровне. Сладострастный и циничный герой, который ничуть не стесняется своих пороков, сразу говорит будущей жене, что будет ей изменять. Его не останавливают даже страдания, которые он причиняет любящему его человеку.
Затем в жизни Свидригайлова появилась Авдотья Романовна – сестра Раскольникова Дунечка. Она стала настоящей страстью героя. Особенно Свидригайлова разжигало то, что при неимоверной красоте Дунечка была «целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно». Когда жена героя поняла, что Дунечка стала настоящей страстью Свидригайлова, она устроила так, чтобы девушке сделал предложение Лужин.
По ходу рассказа Свидригайлова Раскольников все больше утверждается в своих подозрениях: Аркадий Иванович имеет виды на Дунечку. Свидригайлову эти подозрения Родиона очень неприятны. Он начинает раздражаться, злиться и срываться на героя. Почему? Мне кажется, что по отношению к Авдотье Романовне этот человек испытывает некое подобие настоящих чувств, Дунечка сумела задеть какие-то глубокие струны его души. Но герой прекрасно понимает, что он никогда не добьется этой женщины. Именно поэтому он начинает рассказывать подробности своих развратных похождений, пытаясь шокировать не столько Родиона, сколько самого себя, сделать себе еще большее.
Так, Свидригайлов повествует о своем увлечении тринадцатилетней девочкой. Кроме того, мы узнаем, что Аркадий Иванович собрался жениться на очень молодой девушке. Он всячески подчеркивает свои развратность и цинизм. Но мы понимаем, что не все так просто. Раскольников постоянно намекает на грехи Свидригайлова, испытывая одновременно неприязнь и странное влечение к этому человеку. Аркадия Ивановича мучает совесть - ему постоянно видятся призраки загубленных им людей. А таких жертв на совести героя немало: его жена, лакей. Я думаю, что этот список легко можно продолжить. И что самое странное, Свидригайлова мучит совесть. Кроме того, он боится смерти – Аркадий Иванович просит Раскольникова не затрагивать эту тему. И здесь этот циничный и самоуверенный человек показывает свое слабое место. Это герой знает о своих грехах и просто боится думать, что его ожидает там, за чертой жизни.
Свидригайлов скучает. Ему скучно всегда. Именно поэтому он экспериментирует со своей совестью, хочет понять, что ему дозволено, а что - нет. Аркадий Иванович постоянно нарушает «границы», переступает нравственную черту. Но где-то внутри чувствует, что делает что-то запрещенное, неправильное, страшное.
Автор подчеркивает, что внутренне этот человек давно мертв, душа его сожжена. Это выражается и во внешности Свидригайлова, которая всегда поражает Раскольникова.
Таким образом, данный эпизод раскрывает характер Свидригайлова, рассказывает о его судьбе, показывает внутренние мотивы его поступков, раскрывает его душу, заставляет понять весь трагизм судьбы этого человека.

К уроку учащимся было дано следующее домашнее задание:

  • Ч.1, гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове)
  • Ч.4, гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым)
  • Ч.6, гл.3, 4, 5, 6 (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова)

Ответить на следующие вопросы:

  1. Как относится Раскольников к Свидригайлову? Отметить в тексте материал, связанный с ответом на этот вопрос.
  2. Каким представлен Свидригайлов в письме Пульхерии Александровны?
  3. Меняется ли ваше отношение к этому герою во время чтения романа?
  4. Почему Раскольникова заинтересовал этот человек? Можно ли назвать Свидригайлова двойником Раскольникова?

Цель урока:

  • показать необходимость рассмотрения образа Свидригайлова в соотношении его с Родионом Раскольниковым, вытекающую из поэтики романа,
  • раскрыть противоречивость характера Свидригайлова, определить его идейно-художественные функции в романе.

Путь Раскольникова к воскрешению, к восстановлению попранного человеческого достоинства во многом определяется встречами Раскольникова с такими героями, как Лужин и Свидригайлов.

“Вне соотнесения с Раскольниковым характеры Свидригайлова, Лужина, Порфирия Петровича, Сони утрачивают ту идейно-эстетическую функцию, которая как раз и определяется их местом в сложной, строго продуманной архитектонике романа”, - пишет исследователь романа Фридлендер.

Очень сложны идейно-художественные связи Раскольникова и Свидригайлова.

  • Что вы знаете о жизни Свидригайлова до приезда его в Петербург? Как эта жизнь характеризует его? Используйте материал письма матери, слова Лужина о нем и рассказы самого Свидригайлова.
  • Какие чувства этот человек вызывает у вас?
  • Каким принципом руководствуется Свидригайлов в своей жизни?

Из рассмотренных поступков Свидригайлова (“отравил свою жену Марфу Петровну”, “довел до самоубийства своего слугу Филиппа”, “жестоко оскорбил девочку”) мы можем заключить, что это человек, живущий по принципу “все позволено”, лишенный нравственных устоев, не признающий никаких нравственных запретов.

  • Какое мнение о Свидригайлове складывается у Раскольникова после чтения письма матери?

В письме Пульхерия Александровна рассказывает о Свидригайлове как о грубом и сладострастном деспоте, развратнике, пытавшемся соблазнить и опозорить Дуню. Для Раскольникова фамилия Свидригайлов стала нарицательной – столкнувшись с подвыпившим похотливым франтом, преследовавшим на бульваре девушку-подростка, он обозвал его Свидригайловым: кличка эта казалась ему более резкой и точной, чем все другие.

“…Только жужжала и билась какая-то муха, ударяясь с налета об стекло”. Очень примечательно, что буквально перед появлением Свидригайлова Раскольникову снится сон, что он находится снова в квартире у старухи- процентщицы. Вокруг была тишина и только “…Проснувшаяся муха вдруг с налета ударилась об стекло и жалобно жужжала”.

Два раза подряд мы читаем слово “муха”. Примечательно, что Вельзевул, одно из названий дьявола, означает “владыка мух”. Одной из казней египетских было нашествие песьих мух. И, следовательно, появление Свидригайлова, имеющее такое обрамление, воспринимается как что-то дьявольское, зловещее, ненужное и мешающее Раскольникову. И еще один раз, уже в финале романа, в предсмертный час героя, мы встретим среди деталей-образов образ мухи. Вспомните жутковатый эпизод, когда Свидригайлов после кошмарного сна начнет правой рукой ловить одну муху.

  • Как проявляется противоречивость характера Свидригайлова в момент первой встречи с Раскольниковым?

Сидригайлов в какой-то мере оправдывает слухи, дошедшие ранее до Раскольникова. И вдруг заявляет, что ему очень скучно, что его не интересуют петербургские знакомые; предлагает Авдотье Романовне 10 тысяч рублей, как он говорит, без всяких расчетов. Уже из этого разговора становится явственной противоречивость характера Свидригайлова. Этого не может не заметить и Раскольников.

Найдите в тексте слова Раскольникова, подтверждающие то, что его мнение о Свидригайлове начинает изменяться. (Во время разговора Раскольникова с Дуней).

  • Какие поступки Свидригайлова особенно ясно показывают, что это сложный человеческий характер, в душе которого есть задатки добра и холодного жестокого зла?

Этот злодей, развратник и циник, каким представлен Свидригайлов поначалу, на протяжении всего романа совершает массу добрых дел, больше, чем все другие персонажи, вместе взятые. Из письма же Пульхерии Александровны мы узнаем, что избавил Дуню от позора и восстановил ее доброе имя именно он, Свидригайлов, тот самый, который был причиной ее жестоких неприятностей. В Петербург Свидригайлов приехал главным образом для того, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина, пощадил Дуню во время последней встречи с ним. Свидригайлов взял на себя устройство дел семьи Мармеладовых, он же предлагает Раскольникову деньги для бегства в Америку.

  • Что за человек Свидригайлов? Прост он? Понятен и ясен, как Лужин? Или это образ противоречивого, сложного человека?

Познакомьтесь со взаимоисключающими выводами ученых.

Какая точка зрения вам ближе, соответствует вашему пониманию образа?

Одна группа исследователей характеризует Свидригайлова как человека, внутренняя сущность которого заключается “в атрофии нравственного чувства, в подвластности хищным, зверским инстинктам, как “закоренелого злодея”, если и способного на бескорыстное действие на пользу другим, то только во имя своих же эгоистических стремлений”. (Фридлендер.)

По мнению Кирпотина, Свидригайлов не так однотипно черен, как это кажется на первый взляд. Потенциально Свидригайлов – человек большой совести и большой силы. Он не пошл, как Лужин. Жить средней, мещанской, в духовном смысле, жизнью он не может. Он по-своему человек тонкий и много может понимать.

2-ая концепция в полной мере отражает противоречивость характера Свидригайлова. Но в то же время нельзя преувеличивать положительные качества героя и всю суть образа сводить только к ним. Такую ошибку совершил режиссер Кулиджанов и актер Копелян, игравший роль Свидригайлова, при постановке кинофильма “Преступление и наказание” к юбилею Ф. М. Достоевского. Спорно и неточно трактован в фильме образ Свидригайлова. Актер Е. Копелян талантливо и убедительно играет благородство, щедрость и талантливость своего героя. Дело в том, что Кулиджанова более всего интересовало стремление Достоевского преобразить этого закоренелого циника и эгоиста сильным чувством, всепокоряющей любовью, поскольку тема возрождения человека через любовь все больше и больше занимала постановщика.

В полном объеме невозможно понять характер Свидригайлова, рассматривая его изолированно от главного героя.

  • Почему Раскольникова заинтересовал этот человек? Какие чувства Свидригайлов вызывает у Раскольникова?

В данном романе самой важной является идеологическая позиция по отношению к раскольниковскому решению конфликта с миром. Иначе было бы не понять, почему Раскольников так много разговаривает с таким отвратительным типом, как Свидригайлов. Ведь они оба начинают с того, что как бы признают друг друга одного поля ягодами.

“Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее”,- повторяет Свидригайлов, и Раскольников сознавал, что в Свидригайлове “таится какая-то власть над ним”, - власть таинственно родственных и характера, и судьбы. С 1-го же разговора Свидригайлов обращается к Раскольникову: “…Ну не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая”.

Раскольников постоянно думает о Свидригайлове, тянется к нему и вместе с тем мучается при каждой встрече с ним, боится его.

  • В каких эпизодах это полно проявляется? Почему Свидригайлов следит за Раскольниковым?

Страх Раскольникова перед Свидригайловым усиливается после известия о подслушанном разговоре с Соней. И боится Раскольников не столько того, что он будет выдан, а в большей мере того, что его преступление неправильно будет понято Свидригайловым. И, несмотря на то что известие это пугало Раскольникова, он все равно постоянно стремился к Свидригайлову.

“…Свидригайлов загадка…с Свидригайловым, может быть, еще тоже предстоит борьба”. Вспомните, как Раскольников спешил на последнюю встречу со Свидригайловым.

  • Почему возникает такое взаимное притяжение Свидригайлова и Раскольникова?
  • О какой общей точке говорит Свидригайлов? Как отвечает на этот вопрос текст романа?

Свидригайлов – это один из двойников Раскольникова. В морально-философских принципах, на которые опирались и тот, и другой, мы найдем много общего. Свидригайлов действует по принципу “все позволено”, но ведь к этой же позиции можно свести и теорию Родиона Раскольникова. Он, разрешая себе “кровь по совести”, считает относительным любое нравственное правило и отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей – “тварей дрожащих”. Свидригайлов не признает ничьей нравственной ответственности, а Раскольников отрицает нравственную ответственность только сильных людей. Итак, мы видим, что жизненные принципы Свидригайлова – это доведенный до степени цинизма вариант теории Раскольникова.

  • Почему все-таки эти две теории далеко не одно и то же?
  • Вспомните, как Свидригайлов объясняет мотивы преступления Раскольникова при разговоре с Дуней?

Для Свидригайлова эти мотивы сводятся к бедному, ничего не объясняющему тезису: “Он ограбил, вот и вся причина”. В перечислении мотивов и переживаний Раскольникова Свидригайлов опускает совесть. Свидригайлов не в состоянии понять, что преступление совершено Раскольниковым во имя справедливости, во имя осуществления идеала. Свидригайлов понял причины по-своему, снижая их значение. Он так же, как Раскольников, разочарован в жизни. Ему стало тошно и в Петербурге, и в целой России, и за границей. Но если у Раскольникова неприятие существующего мира сохраняет в себе веру в идеал, в то, что мир может быть устроен иначе и лучше, предполагает будущее, то у Свидригайлова неприятие мира не видит будущего, отрицает его. Раскольников не верит в бога, он возмущен ходом земных дел, но он ищет “утешения”, пусть ошибочным и преступным путем. Свидригайлов же разочарован до дна, он не верит ни в бога, ни в черта, ни в людей, ни в идеал. И не случайно уже при первой встрече у Свидригайлова с Раскольниковым заходит разговор о будущем.

  • Каким представляется Свидригайлову это будущее?

“…А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде…”

Образы мухи и паука – суть жизненной позиции Свидригайлова. Последовательный нигилист, отрицающий все вокруг, причиняет страдание не только окружающим, но обращает зло и на самого себя, в конце концов убивая в себе человека и превращаясь в “подлое насекомое”. Итак, образ насекомого неотступно следует за Свидригайловым.

Рассмотрим иллюстрацию Эрнста Неизвестного “Двойники Свидригайлов – Раскольников”.

Прав ли иллюстратор, предложив такую условную иллюстрацию к роману?

  • Как передал художник идейную общность героев?
  • Какой символический смысл имеет деталь – указательный палец, приблизившийся губам?

Художник изобразил идейную общность героев тем, что и того, и другого питает единое сознание, у них один мозг. Деталь, видимо, указывает на то, что Раскольников сознает эту общность, единство, но говорить об этом не смеет.

Чтобы правильно понять Свидригайлова, чрезвычайно важно разобраться в истории его взаимоотношений с Дуней.

  • Как вы думаете, способен ли любить Свидригайлов?
  • Почему он с такой настойчивостью преследует Дунечку?

Найдите в тексте эпизод “Последняя встреча Свидригайлова и Дуни”.

  • Почему Дуня пришла к Свидригайлову?

Когда Свидригайлов понимает, что его жизнь зашла в тупик? Какими приемами пользуется писатель для изображения эмоциональной потрясенности героя?

Дуня – это, наверное, единственный человек, которого очень глубоко понял и оценил Свидригайлов. Идя на последнюю встречу с Дуней, Свидригайлов еще надеется на взаимность любви, на свое духовное воскрешение. Однако эти надежды оказались неосуществимы. Свидригайлов на вопрос, любит ли его Дуня, получил отрицательный ответ. И вот тут герой понимает, что его жизнь зашла в тупик и обновление, восстановление попранной человечности для него невозможно.

  • Почему Свидригайлов приходит к самоубийству, а Раскольников не признает такого пути?

Раскольников не может покончить с собой. Потому что это значило бы признать свое поражение, бесплодие своей идеи. По Раскольникову, не смерть должна восстановить нарушенную справедливость, а просвещение и очищение всей действительности, мира. Свидригайлов же признает свое бессилие перед миром и перед собственными страстями, у него нет выхода, нет идеи. Свидригайлов хотел жить, он боялся смерти, но он преодолел этот страх и истребил себя. В одном из черновых вариантов Достоевский приписывал Свидригайлову такие слова: “…Если б я был социалистом, ну конечно, остался бы жить, потому что было б что делать…” В каноническом тексте нет этих слов. Весь текст романа говорит о том, что Свидригайлову нечего делать, он не социалист. Образ Свидригайлова отчетливо показал, что человек, пытающийся встать вне общества, неизбежно придет к гибели, к самоубийству, к суду личности над собой.

В литературоведении есть два противоположных мнения о причинах самоубийства Свидригайлова. Так, исследователь Фридлендер считает, что самоубийству послужили мотивы, зависящие от самой личности Свидригайлова. К гибели его приводит борьба между жаждой жизни и отвращением к самому себе.

Исследователь Кирпотин же объясняет самоубийство социальными причинами. По его мнению, Свидригайловым овладело скептическое отчаяние. “У него нет привязанности ни к добру, ни к злу. Это мертвое равнодушие оказалось сильнее даже инстинкта жизни. Без веры в истину и добро жить нельзя”.

  • Чья позиция, на ваш взгляд, является наиболее правильной?

Все, о чем говорилось на уроке, приводит к тем выводам, которые сделал 2-й исследователь.

В одном из вариантов романа самоубийство Свидригайлова показано как галлюцинация Раскольникова. Почему Достоевский отказался от такого решения? Почему закономерно и оправдано психологически убийство героя?

Это самоубийство непременно должно было произойти на самом деле, а не в форме галлюцинации, иначе развитие характера Свидригайлова не получило бы своего завершения; этот образ, все речи героя, его концепция на жизнь были бы непонятны.

Постигнуть характер Свидригайлова пытаются не только читатели и исследователи романа, по-разному понимают этот характер и талантливые иллюстраторы романа. Мы познакомимся с 2-мя портретами литературного героя.

Один принадлежит художнику Шмаринову, другой – Глазунову.

  • Какой из этих портретов более точно передает авторский рисунок внешности героя?

Портрет Шмаринова.

Кто из художников точнее передал психологический тип личности героя? Какие черты характера Свидригайлова подчеркнул в своей иллюстрации Шмаринов? Что стремился выразить Глазунов? Какая из иллюстраций вам ближе? Чем отличаются иллюстрации Шмаринова и Глазунова от иллюстраций Эрнста Неизвестного?

Шмаринов своей иллюстрацией стремился показать глубокую задумчивость героя. Мы видим, что героя волнуют какие-то вопросы, и, скорее всего, это вопросы, помогающие ему разобраться в окружающей действительности. Очень глубокий, устремленный куда-то взгляд. Совершенно по-другому решает образ Свидригайлова Глазунов. Мы видим на портрете презрительно-усмешливый взгляд, взгляд человека, которого, напротив, не одолевают раздумья. Шмаринов и Глазунов создают образ-характер, человеческий тип. Эрнст Неизвестный в своих иллюстрациях стремится выразить философские и нравственные идеи романа, определить смысловые линии в системе образов романа. Иллюстрация “Двойники” - это не портрет, а графическое изображение идейно-художественных связей Раскольникова и Свидригайлова.

Обобщающие вопросы по уроку:

  • Что за человек Свидригайлов? Почему он далеко не то же самое, что Лужин?
  • Почему Свидригайлов является духовным двойником Раскольникова? Что между ними общего? Что отличает Раскольникова от Свидригайлова?
  • Какое значение для Раскольникова имели встречи со Свидригайловым на этапе духовных метаний между правдой Сони и собственной правдой?

Последняя встреча Раскольникова и Свидригайлова происходит запланированно. Родион решает встретиться с этим человеком, чтобы выяснить наверняка, знает ли он про его преступление и не собирается ли воспользоваться беззащитностью Дунечки в этой ситуации.

Свидригайлов весело проводит время в трактире. Автор замечает, что он везде создавал вокруг себя «патриархальную» обстановку, легко вписывался в круг кутящих людей и становился там главою, покровителем. Все были рады подчиняться Свидригайлову.

Заметив Раскольникова, герой усаживает его рядом с собой и начинает беседу. Но ее скорее можно назвать монологом Аркадия Ивановича. Мне кажется, он «изливал душу» перед Раскольниковым, чувствуя в нем своего двойника, «родственника».

Итак, из этого эпизода мы узнаем не только о внешних событиях в судьбе Свидригайлова, но и о внутренних причинах его поступков. Так, мы узнаем историю женитьбы героя на Марфе Петровне. Сладострастный и циничный герой, который ничуть не стесняется своих пороков, сразу говорит будущей жене, что будет ей изменять. Его не останавливают даже страдания, которые он причиняет любящему его человеку.

Затем в жизни Свидригайлова появилась Авдотья Романовна – сестра Раскольникова Дунечка. Она стала настоящей страстью героя. Особенно Свидригайлова разжигало то, что при неимоверной красоте Дунечка была «целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно». Когда жена героя поняла, что Дунечка стала настоящей страстью Свидригайлова, она устроила так, чтобы девушке сделал предложение Лужин.

По ходу рассказа Свидригайлова Раскольников все больше утверждается в своих подозрениях: Аркадий Иванович имеет виды на Дунечку. Свидригайлову эти подозрения Родиона очень неприятны. Он начинает раздражаться, злиться и срываться на героя. Почему? Мне кажется, что по отношению к Авдотье Романовне этот человек испытывает некое подобие настоящих чувств, Дунечка сумела задеть какие-то глубокие струны его души. Но герой прекрасно понимает, что он никогда не добьется этой женщины. Именно поэтому он начинает рассказывать подробности своих развратных похождений, пытаясь шокировать не столько Родиона, сколько самого себя, сделать себе еще большее.

Так, Свидригайлов повествует о своем увлечении тринадцатилетней девочкой. Кроме того, мы узнаем, что Аркадий Иванович собрался жениться на очень молодой девушке. Он всячески подчеркивает свои развратность и цинизм. Но мы понимаем, что не все так просто. Раскольников постоянно намекает на грехи Свидригайлова, испытывая одновременно неприязнь и странное влечение к этому человеку. Аркадия Ивановича мучает совесть - ему постоянно видятся призраки загубленных им людей. А таких жертв на совести героя немало: его жена, лакей. Я думаю, что этот список легко можно продолжить. И что самое странное, Свидригайлова мучит совесть. Кроме того, он боится смерти – Аркадий Иванович просит Раскольникова не затрагивать эту тему. И здесь этот циничный и самоуверенный человек показывает свое слабое место. Это герой знает о своих грехах и просто боится думать, что его ожидает там, за чертой жизни.

Свидригайлов скучает. Ему скучно всегда. Именно поэтому он экспериментирует со своей совестью, хочет понять, что ему дозволено, а что - нет. Аркадий Иванович постоянно нарушает «границы», переступает нравственную черту. Но где-то внутри чувствует, что делает что-то запрещенное, неправильное, страшное.

Таким образом, данный эпизод раскрывает характер Свидригайлова, рассказывает о его судьбе, показывает внутренние мотивы его поступков, раскрывает его душу, заставляет понять весь трагизм судьбы этого человека.

И сегодня, читая Достоевского, мы продолжаем удивляться силе его художественного прозрения. В чем же такая необыкновенная притягательность творчества Достоевского? Каждая строчка его книг посвящена человеку. В центре творчества писателя стоит человек и вечные вопросы человеческого бытия, вопросы добра и зла, на которые он пытается дать ответ. Главную задачу своего творчества Достоевский видел в том, чтобы искать человека в человеке.

Острие последней встречи Свидригайлова и Дуни в том, что Свидригайлов уже в начале главы намекнул Раскольникову, что подслушал его разговор с Соней. И очень четко сформулировал свою идеологию, ответив на упрек Раскольникова: «Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушек можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку. Бегите, молодой человек!» После этой сцены читатель не удивляется поведению Свидригайлова с Дуней, его домогательствам, шантажу, угрозам насилия.

Роман «Преступление и наказание» был написан в период «трудного времени» конца 60-х годов, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа 1861 г. не только не сгладила, но и еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники свидри-гайловы и лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становится частью обнишавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой. Человек, который думает, страдает, мучается. Таковы семья Мармеладовых, Дуня, Раскольников, обманутая девушка на бульваре, утопленница.

Что особенно обидно, так это то, что свидригайловы всегда выходят сухими из воды. Их даже убить сложно, пуля только царапает их, а пистолет дает осечку. «Дуня подняла револьвер и, мертво-бледная, с побелевшею, дрожащею нижнею губкой, с сверкающими, как огонь, большими черными глазами, смотрела на него, решившись, измеряя и выжидая первого движения с его стороны...»

Достоевский - писатель-гуманист, показывает, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройство общества для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается не защищенным от бесчеловечных законов общества.

Позднее в романе «Бесы» Достоевский развил тему «некрасивого преступления» - там его совершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову. И очень важно, что Свидригайлов перед тем, как застрелиться, пытается искупить свои грехи: помогает детям Катерины Ивановны, дает деньги родителям своей невесты, отпускает Дуню. Самоубийство Свидригайлова полностью убеждает Раскольникова, что его сверхидея, его путь неверен.



Загрузка...
Top