Басня как литературный жанр и её характерные признаки. Литературный жанр басня: аллегория, эзопов язык, мораль

Басня - это литературный жанр, героями которого являются животные, наделенные чертами характера, присущими людям. Манера повествования сюжета носит характер сатирический, где в аллегорической форме высмеиваются и прямо указываются пороки героев, их неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести. Мораль басни - это прямое нравоучение.

Возникновение и развитие басенного жанра

По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос . По некоторым источникам, его хозяина звали Иадмон, по другим - Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме обрисовывал своему хозяину волнующую того ситуацию и правильный путь выхода из нее.

Басни Эзопа в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках поэтами нашей эры (Федр - I в., Бабрий - II в. и Авиан - V в.).

Басенный литературный жанр в Европе

Начиная с XVI века, в Европе поэты и прозаики увлекались переводами античной литературы. С начала XVII века басня в Европе получила свое бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.

Известными европейскими баснописцами являются : немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.

Басня в России

В XVII-XVIII вв. еках многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, тоже занимались переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. К их числу можно отнести: С. Полоцкого, А. Сумарокова, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, А. Кантемира, В. Тредиаковского. Очень нравоучительные басни для детей были написаны Л. Толстым. Благодаря стараниям перечисленных великих русских поэтов и писателей, в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр - басенный.

Главным мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов Иван Андреевич . Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.

В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.

В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.

В советской литературе нашли свое место баснописцы разных национальностей и народностей, населявших территорию Советского Союза. Их персонажи были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.

Признаки басенного жанра

Басенный жанр имеет несколько признаков и особенностей, которые его отличают от других литературных жанров :

Как отличить басню от сказки

Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.

Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:

  • носят поучительный характер;
  • могут быть в прозе и в стихах;
  • в роли главных героев могут выступать животные и растения, наделенные чертами характера людей;
  • повествование ведется в аллегорической форме.

Различия:

В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина . Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.

В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе. Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор.

Значение в воспитании детей

В воспитании ребенка басня имеет очень большое значение. Знакомство с нею у ребенка происходит в том возрасте, когда ему начинают читать первые книжки. Еще не постигая всего глубинного смысла, ребенок начинает отличать плохое поведение одних персонажей от хорошего поведения других, разбираться в иносказательных формах героев, понимать юмор и делать для себя первые выводы. Лучшему восприятию сюжета служат иллюстрации и ребенок учится зрительно воспринимать и отличать описываемые образы.

Басней называют аллегорическое сочинение небольшого размера, которое носит поучительный характер. Это основные признаки басни, как отдельного литературного жанра.

Басня как литературный жанр

Помимо них басне присуще изображение всего лишь одного события из жизни героя и их непродолжительное время действия, всего лишь два-три персонажа и повествовательный способ изложения. В основном, басня бывает стихотворной формы, но встречаются басни другого вида.

В басне обязательно есть поучительная часть, поэтому построение этого художественного произведения особенное и отличается от других. Басня известна, как один из самых древних видов литературного жанра, так как самые знаменитые басни были написаны Эзопом в 5-6 вв. до н.э. в Древней Греции.

Аллегория

Аллегорией называют условное изображение каких-то абстрактных понятий, и изображение происходит через художественный образ или диалог. Первоначально аллегория использовалась в народном творчестве, притчах и баснях. Поэтому и считается одним из основных средств изображения в басне. Для аллегории характерно представление определенных понятий через образы растений, животных, мифологических персонажей и других неживых предметов.

В таком случае, эти предметы имеют переносное значение, в которое и вкладывается основная задумка басни. Например, такие понятия, как любовь, война, справедливость, мир, душа, честь, жадность и великодушие изображаются в виде живых существ. Они раскрываются через качества живых существ, через особенности их поведения и поступки, иногда - через их внешний вид.

Эзопов язык

Выражение "эзопов язык" пошло от имени самого известного баснописца - Эзопа . Так принято называть любого вида иносказание. Такое произведение намеренно маскирует главную идея автора, так как он использует аллегории для того, чтобы донести мораль басни до читателей. Помимо аллегории эзопову языку присущи ирония, аллюзия и перифраз.

Мораль и нравоучения

Нравственные характеристики людей и их качества в басне показаны через аллегории. Но важно понять, какой главный замысел автора, что он хотел сказать этим небольшим иносказанием, чему он хотел научить? Недаром басни обязательны для изучения в школе, и особенно - для маленьких детей.

В басне всегда есть мораль, которую автор определяет в конце басни, когда становится понятно, чем разрешилась поднятая в басне проблема. Нравоучение в басне - это ее основа, в этом и состоит ее главное назначение. Через нравоучение дети получают полезный жизненный урок, который помогает им взрослеть правильно и вовремя. Но нравоучения в басне полезны не только детям, взрослым есть тоже чему поучиться.

Олицетворение

Олицетворение означает приписывание определенных свойств и характеристик одушевленных предметов неодушевленным. И чаще всего олицетворение относят к изображению природы, которую специально наделяют человеческими чертами. Олицетворение присуще не только басням и иносказанием, оно встречается и в других литературных жанрах.

Юмор и сатира

Юмор определяется, как способность подмечать в разных явлениях их комические стороны, и зачастую это происходит через противоречия окружающего мира. Как средство выражения авторского отношения и как художественный прием, юмор относится не только к басням и иносказаниям, но и ко многим другим литературным формам.

Например, зачастую юмор используют в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и для того, чтобы сатира не выглядела исключительно как нравоучение и проповедь. А сатира представляет собой унизительное обличение явлений при помощи разных комических средств. Это может быть сарказм, гротеск, ирония, гипербола, пародия, аллегория.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Джером «Трое в лодке, не считая собаки»: сюжет и анализ
Следующая тема:   Стихотворения Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Бунина, Пастернака

Что же такое басня? Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл. Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых).

Слайд 6 из презентации «Роды и жанры литературы» . Размер архива с презентацией 898 КБ.

Литература 5 класс

краткое содержание других презентаций

««Кавказский пленник» 5 класс» - Черты характера положительного героя. Деятельность. Кавказский пленник. Жилин и Костылин во время побега. Слова, детали, характеризующие героев. Каким я должен быть, чтобы меня уважали. Жилин и Костылин в плену. За что, уважая, преклоняемся перед Жилиным. За что зауважали татары Жилина. Цель урока.

«Цветы у Есенина» - Сказать о том, как «тихо розы бегут по полям», Есенин смог. Самое прекрасное на Земле. Художественный текст – это образное понимание мира. Использование цветов. Сирень. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку. Василёк. С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов. Человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Роза. Цветы в поэзии С.Есенина. Есенинская поэзия обращена к прекрасному.

«Русская сказка «Царевна-лягушка»» - Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка». Что такое сказка. Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича. Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка». О чем эта сказка. Почему царь трижды испытывает невесток. Почему царь избрал такой странный способ выбора невест. Цели. Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Когда в сказке впервые появляется имя царевны. Чего на свете не бывает.

«Викторина «Ночь перед Рождеством»» - Оксана. Ведьма верхом на метле. Олицетворение. Ясная ночь. Ладунка. Ночь перед Рождеством. Проповедь. Закрепление материала. Запорожцы. Н. В. Гоголь. Скрипучий снег. Чёрт. Ведьма и черт. Шутки Гоголя. Литературный прием. Вакула. Звёзды. Рудый Панько. Санкт-Петербург. Месяц. Выбери правильный ответ. Искусство. Грех Вакулы. Пузатый Пацюк. Реальные лица. Добрый человек. Тропы. Фразеологизм. Брейн-ринг.

«Житков «Механик Салерно»» - Образы матросов. Стилистический эксперимент. Чему учит книга. 1-ое название рассказа 1932 г. «Было давно». Механик Салерно. Виновник пожара. Подвиг команды моряков. Борис Житков «Механик Салерно». Моряк Житков. Финал рассказа. «Страх – это огонь в соломе». Человек в экстремальной ситуации.

«Учебники издательства «Дрофа»» - Три основных этапа. Фольклорист. Новые учителя. Фольклорная сказка. Устное народное творчество. Вопросы и задания. Художественный текст. Москва. Русские народные сказки. Изучение устного народного творчества. Морфология волшебной сказки. Переходный этап. Основные идеи. Структура раздела. Основные особенности волшебной сказки. Учебная линия. Диагностическая работа.

Тема: Понятия аллегории и морали

Цели: 1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями басни как литературного жанра; подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни; познакомить с термином «аллегория»;

2. Развивать чуткость к художественному слову; развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию;

3. Обогащать духовный мир ученика, воспитывать сопротивление невежеству.

Этапы урока:

1. Оргмомент

3. Повторение

4. Физкультминутка

5. Подготовка восприятия

6. Сообщение темы урока, задач

7. Работа по теме

8. Итоги урока

9. Домашнее задание

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)

1. Оргмомент

Приветствие. Выявление отсутствующих.

2. Проверка готовности к уроку

Чтение басен Крылова наизусть (часть у доски, часть «рассказывают» басни, отражая их на листах бумаги).

3. Повторение
Беседа по вопросам: 1. Что такое басня? 2. В чем ее особенности? 3. Кто чаще всего выступает в роли главных героев? Все верно, ребята. А теперь, давайте представим себе некоторых из них

4. Физкультминутка

Дети встают со своих мест.

А теперь вспомним героев басен. Я называю, а вы жестами показываете героя.

МЕДВЕДЬ (ребята должны изобразить, что он большой, неуклюжий)

ЗАЯЦ (прыжки на месте)

ВОРОН (ребята размахивают руками, словно крыльями)

ЛЕБЕДЬ (спинки выпрямляем, шейки вытягиваем)

5. Подготовка восприятия.

Говорящие лисички, мартышки, вороны и медведи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.

В разных литературных жанрах свои средства и способы выражения оценки поступков, мыслей отношений.

6. Целью нашего урока сегодня будет изучение басен Крылова со стороны средств и способов выражения оценок поступков и ситуаций.

Запишем сегодняшнюю дату и тему урока: средства выражения оценки поступков и ситуаций в баснях И. А. Крылова.

Чтобы цель урока была достигнута, нам необходимо поставить перед собой ряд задач, которые поведут к цели:

1. Вспомнить изученные и знакомые с детства басни и их героев.

2. Познакомиться с понятием «аллегория».

2. Поговорить о морали басен.

Итак, начнем с пункта 1: какие басни вы можете вспомнить и кто в них выступает в роли главных персонажей? Характеризуя героев, о чем мы будем говорить: о внешности или о характерах? Почему?

Мы будем описывать характеры, так как басня - это литературный жанр, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения (а о человеке судят по его поступкам, в первую очередь) через иносказание.

Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла. Басни полны иносказаниями. Например под ситуацией, в которой волк, желая попасть в овчарню, неожиданно попадает на псарню, мы можем разглядеть ситуацию войны 1812 года, а в волке увидеть французского императора Наполеона.

С понятием «иносказание» тесно связано понятие «аллегория».

Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Аллегория – это процесс охарактеризовывания персонажа, при котором его качества закрепляются в нашей памяти и ассоциируются только с этим животным. Например, лису мы считаем хитрой, поэтому под аллегорией лисы мы распознаем хитрого человека, за ягненком – беззащитный человек, свинья – неблагодарная, наглая, ленивая.

Чтобы подкрепить вышесказанное, обратимся к басне “Свинья под Дубом”. Глазками пробежались по тексту – освежили содержание басни в своей памяти.

Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).

Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).

Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.

(…Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.)

Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)

Ребята, не просто так в баснях используется иносказание и аллегории, а с целью того, чтобы через образы животных обличить отрицательные качества и поступки и показать нам со стороны, как это низко, подло, некрасиво, но особенность басни в том, что в ней нам не читают нотаций, не поучают. Басня наблюдает и предоставляет читателю самому расценивать его наблюдения. Каждая басня – это своего рода нравственный суд над теми или иными видами порока. Хотя мы четко угадываем мнение автора, басня объективна: Крылов не дает оценок своим персонажам, он их просто показывает. А мы с вами делаем выводы в соответствии с нашими моральными принципами.

Мора́ль (лат. moralis - касающийся нравов ) - один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Какова мораль басни «Свинья под дубом», какой вывод делает сам Крылов?

(Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)

8. Итоги урока

В чем проявляется аллегория в басне «Свинья под дубом»? Для чего автор использует аллегорию, иносказание.

Итак, ребята, целью нашего урока сегодня было изучение басен Крылова со стороны средств и способов выражения оценок поступков и ситуаций. И путем анализа мы выяснили, что И.А. Крылов выражает оценку поступков и ситуаций с помощью иносказания, аллегории, а также такой структурной части басни, как мораль, в которой и заключен тот смысл, то нравоучение, ради которого создавалась басня.

9. Домашнее задание

Найти 2-3 басни Эзопа и приготовиться к выразительному чтению. Индивидуально – сообщение об Эзопе.



Загрузка...
Top