Человек и его ценности в древнерусской литературе. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе

Для православного человека, героя древнерусской литературы, наиболее важна духовная, внутренняя жизнь. Русский человек был убеждён, что именно внутренние, духовные качества определяют степень совершенства, к которому нужно стремиться. Утверждая, что внутреннее, духовное определяет внешнее, православие тем самым выстраивает определенную систему ценностей, в которой духовное важнее телесного.


Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало распространению и утверждению духовности. Её главное основание: непрестанная молитва, покой и сосредоточенность – собирание души.


Утвердил эталон нравственности в русской жизни Сергий Радонежский. В переломный момент в истории нашего народа, когда формировалось его национальное самосознание, Святой Сергий стал вдохновителем государственного и культурного строительства, духовным учителем, символом России.




















«За други своя и за землю русскую» Великий духовный подвиг смирения, пожертвования «земным тщеславием власти» ради своей страны и ее народа совершил князь Александр Невский. Будучи Великим Полководцем, одержавшим немало доблестных побед, он принёс присягу ханам Золотой Орды, чтобы сберечь хотя бы остатки народа для будущего возрождения. Тем самым он показал себя не только великим воином, но и мудрым политиком и дипломатом.








Левая сторона - зеркальное отображение правой. Звуки неблагозвучные, графика букв по своему рисунку напоминает кандалы, решетку тюрьмы. Эта сторона - путь духовного падения. Поэтому она заканчивается словами: «Безначально пустой … воры; пьянюги … примите долю горькую...». Падение Буки-пустого Буквы Слова Прозвища Буки (0)Отродье бесчисленное, безродное, буйное.Буки- пустой Шебарша – пустобай, пустословый. Шепотник – кляузник, ябедник. Шуй – левый. Шуйница – левая рука. Шкота – ущерб, леность. Щапить–щеголять. Ща - щада, щадить; нещада, нещадно - жестоко, беспощадно. «И смертям лютым предают без щадности». ШкодникТип «Гонь» – Поганое отродье Ера - плут, мошенник, вор. Ерыга - шатун, гуляка, пьянюга. Ерик - отщепенец; еретик – отступник, колдун, напускающий Узы - цепи, оковы, путы; узда, узел, узлят – вяжут. Осужденный Узилище - острог, тюрьма, темница. Узник Особый род – Ярый враг-Узничество – заточение. Струпник\Усекновение главы - смертная казнь, конец. Уродливый труп Бесовское отродье




Книги древней Руси знакомили с добродетелями, которыми должен обладать человек Добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. 7 главных добродетелей: 1 Воздержание (от излишества). 2.Целомудрие (хранение чувств, скромность, чистота). 3. Нестяжание (удовлетворение необходимым). 4. Кротость (уклонение от ярости и гнева, незлобие,терпение). 5. Трезвение (усердие ко всякому доброму делу, хранение себя от лени). 6. Смирение (молчание пред обижающими, страх Божий) 7. Любовь (к Господу и ближним).


Смирением, кротостью, послушанием отличались любимые русские святые Борис и Глеб. Борис и Глеб – первые русские святые. Они были младшими сыновьями князя Владимира. Родились до крещения Руси, но были воспитаны в христианском благочестии. Братья во всём подражали отцу, отзывчивому к бедным больным, обездоленным.






Большую роль для человека всегда играют семейные ценности. Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. Они открыли для благочестивых сердец красоту и высоту православной семьи.




И стали супруги жить-поживать, да добра наживать. Добро наживали Пётр и Феврония не в сундуки, а в душах своих возводили хрустальные замки. Зависть людская не терпит чужого счастья. Но верные супруги с кротостью и смирением перенесли наветы. Княгиня Феврония утешала и поддерживала мужа, князь Петр заботился о жене. Они любили друг друга христианской любовью, были единой плотью, достойным образцом истинной христианской семьи. И когда пришел конец их земной жизни, они оставили ее в один день.




В семейной жизни большое внимание уделялось достойному воспитанию детей Великий русский князь Владимир Мономах написал «Поучение», желая уберечь своих детей от ошибок, помочь им осознать силу и ценность единственно достойного человека пути. К чему же призывает князь?




Князь учит детей правилам взаимоотношений с людьми: «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Больного навестите. Напойте и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте. Старых чтите как отца, а молодых как братьев. Более всего чтите гостя; если не можете почтить его подарком, то угостите пищей и питием».




Древнерусская литература – это не только замечательный памятник старины, но и фундамент, на котором созидалась духовность русского человека. Читая произведения древнерусской литературы, у нас появляется возможность познакомиться с событиями древней истории нашей родины, сверить свои оценки жизни с мудрыми оценками писателей того далекого времени, усвоить сложные понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убедиться в истинности духовно – нравственных ценностей русского народа.

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям.

Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов?

Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе. Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток.

По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком. Большой мир и малый, вселенная и человек!

Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека. Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря), очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня. Человек – микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские сочинения. Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории.

В этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла… Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни…

Литература - не естественнонаучная теория, не учение и не идеология. Литература учит жить, изображая. Она учит видеть, видеть мир и человека. Значит, древнерусская литература учила видеть человека способным к добру, учила видеть мир как место приложения человеческой доброты, как мир, который может измениться к лучшему.

Cлайд 1

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 32» г. Оренбурга Иващенко А.В. Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе

Cлайд 2

Для православного человека, героя древнерусской литературы, наиболее важна духовная, внутренняя жизнь. Русский человек был убеждён, что именно внутренние, духовные качества определяют степень совершенства, к которому нужно стремиться. Утверждая, что внутреннее, духовное определяет внешнее, православие тем самым выстраивает определенную систему ценностей, в которой духовное важнее телесного.

Cлайд 3

Русское православие ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало распространению и утверждению духовности. Её главное основание: непрестанная молитва, покой и сосредоточенность – собирание души.

Cлайд 4

Утвердил эталон нравственности в русской жизни Сергий Радонежский. В переломный момент в истории нашего народа, когда формировалось его национальное самосознание, Святой Сергий стал вдохновителем государственного и культурного строительства, духовным учителем, символом России.

Cлайд 5

Жизнь Сергия Радонежского позволяет познакомиться с духовными ценностями, особо чтимыми русским народом

Cлайд 6

Любовь к Богу С юности Сергий Радонежский поставил перед собой цель - совершенствовать свою душу, чтобы приблизиться к Богу, и всю жизнь посвятил этому, достигнув высот святости.

Cлайд 7

Любовь к людям Сила любви Сергия Радонежского творила чудеса: в житии приводится пример воскрешения святым мертвого мальчика.

Cлайд 8

Творение добрых дел - помощь всем нуждающимся не только делом, но и добрым словом, советом, сочувствием Святой Сергий постоянно оказывал помощь всем, приходящим к нему.

Cлайд 9

Трудолюбие Святой занимался физическим трудом каждый день: работал на огороде, был плотником, носил воду, пек хлеб, шил одежду.

Cлайд 10

Смирение - неосуждение других, отказ от славы и почестей. Сергий Радонежский никогда и никого не осуждал. Он не хотел власти и почета: отказывался быть игуменом в основанном монастыре, не принял сана архиепископа.

Cлайд 11

Отказ от земных благ и богатств Святой никогда не заботился об избытке еды, одежды, понимая, что главное богатство человека - его бессмертная душа.

Cлайд 12

Сергий Радонежский стал идейным вдохновителем противостояния Мамаю. Он благословил князя Дмитрия Ивановича на защиту русской земли и предсказал победу в Куликовской битве

Cлайд 13

Такая подвижническая жизнь Сергия Радонежского воспринималась и воспринимается русским народом как идеал. Недаром автор «Жития...» Епифаний Премудрый называет его «земным ангелом».

Cлайд 14

«За други своя и за землю русскую» Великий духовный подвиг смирения, пожертвования «земным тщеславием власти» ради своей страны и ее народа совершил князь Александр Невский. Будучи Великим Полководцем, одержавшим немало доблестных побед, он принёс присягу ханам Золотой Орды, чтобы сберечь хотя бы остатки народа для будущего возрождения. Тем самым он показал себя не только великим воином, но и мудрым политиком и дипломатом.

Cлайд 15

Глубокий духовный смысл вложен святыми Кириллом и Мефодием в созданную ими славянскую азбуку

Cлайд 16

Ее деление на две части - правизну и левизну - означает два пути в жизни человека, которому предстоит сделать выбор в сторону добра или зла.

Cлайд 17

В правой стороне азбуки буквы благозвучны, а запись под ними учит людей благочестию: «Изначально будь первым: ведай учение; говори -поступай добронравно; по естеству живи; крепко землю люби; наш брат духовный...».

Cлайд 18

Левая сторона - зеркальное отображение правой. Звуки неблагозвучные, графика букв по своему рисунку напоминает кандалы, решетку тюрьмы. Эта сторона - путь духовного падения. Поэтому она заканчивается словами: «Безначально пустой … воры; пьянюги … примите долю горькую...». Падение Буки-пустого Буквы Слова Прозвища Буки (0)Отродье бесчисленное, безродное, буйное.Буки-пустой Шебарша – пустобай, пустословый. Шепотник – кляузник, ябедник. Шуй – левый. Шуйница – левая рука. Шкота – ущерб, леность. Щапить–щеголять. Ща - щада, щадить; нещада, нещадно - жестоко, беспощадно. «И смертям лютым предают без щадности». ШкодникТип «Гонь» – Поганое отродье Ера - плут, мошенник, вор. Ерыга - шатун, гуляка, пьянюга. Ерик - отщепенец; еретик – отступник, колдун, напускающий Узы - цепи, оковы, путы; узда, узел, узлят – вяжут. Осужденный Узилище - острог, тюрьма, темница. Узник Особый род – Ярый враг-Узничество – заточение. Струпник\Усекновение главы - смертная казнь, конец. Уродливый труп Бесовское отродье

Cлайд 19

Азбука объясняла, что смысл духовной жизни человека в постоянной борьбе в его душе добра и зла, божественных и дьявольских сил.

Cлайд 20

Книги древней Руси знакомили с добродетелями, которыми должен обладать человек Добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. 7 главных добродетелей: 1 Воздержание (от излишества). 2.Целомудрие (хранение чувств, скромность, чистота). 3. Нестяжание (удовлетворение необходимым). 4. Кротость (уклонение от ярости и гнева, незлобие,терпение). 5. Трезвение (усердие ко всякому доброму делу, хранение себя от лени). 6. Смирение (молчание пред обижающими, страх Божий) 7. Любовь (к Господу и ближним).

Cлайд 21

Смирением, кротостью, послушанием отличались любимые русские святые Борис и Глеб. Борис и Глеб – первые русские святые. Они были младшими сыновьями князя Владимира. Родились до крещения Руси, но были воспитаны в христианском благочестии. Братья во всём подражали отцу, отзывчивому к бедным больным, обездоленным.

Cлайд 22

После смерти князя Владимира его старший сын Святополк вероломно обманул братьев, подослал к ним убийц. Братья были предупреждены, но не стали сопротивляться, приняли мученическую смерть.

Cлайд 23

Какой смысл в том, чтобы без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых князей была принесена в жертву основной христианской заповеди – любви. Они первые на Руси показали, что нельзя злом воздавать на зло, даже под страхом смерти.

Cлайд 24

Большую роль для человека всегда играют семейные ценности. Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. Они открыли для благочестивых сердец красоту и высоту православной семьи.

Cлайд 25

Господь через скорбь и болезнь указал Своим перстом князю Петру на крестьянскую девушку Февронию. Она исцелила молодого князя от тяжелого недуга.

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Изображение героя в древнерусской литературе

"Первые исторические произведения позволяют народу осознать себя в историческом процессе, задуматься над своей ролью в мировой истории, понять корни событий современности и свою ответственность перед будущим".
Академик Д. С. Лихачев

Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину.
Итак, каков же он, древнерусский герой литературы?

Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах - важны его монашеские качества, если князь - княжеские, если богатырь - богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм.
Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром.
Древнерусский герой - цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: "цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю". Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, - собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения.
Кем бы ни был герой - он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н.В.Гоголем в повести "Тарас Бульба", и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской.
Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность. Так в "Слове о полку Игореве" борьба с половцами рассматривается как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. В былине "Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград" "…отпускают во Царьград молода Тугарина и учат заклинать, чтоб им на Русь не бывать век по веку."
Святой Сергий Радонежский, благословляя князя Дмитрия на битву с Мамаем, говорит: "Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься."
Женские образы древнерусской литературы несут в себе созидание, тепло семейного очага, любовь и верность. Это необычайно тонкие и умные представительницы прекрасной половины человечества, умеющие добиться своей цели не силой, а разумом.
Человек древней Руси неразрывно связан с окружающей его природой. И пусть в древнерусской литературе отсутствует описание пейзажа в привычном современному человеку понимании этого слова, но присутствие живых, одушевленных лесов и полей, рек и озер, цветов и трав, зверей и птиц создают впечатление неразрывной связи людей с живым окружающим миром.
Наиболее ярко выражено описание природы в "Слове…", где природные явления, животный мир сопереживают герою:
"…Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра….."
Во всех остальных произведениях пейзаж прорисован крайне слабо, иногда его вообще почти нет.
Однако, св. Сергий ищет уединения среди девственных лесов, а Феврония превращает обрубки деревьев в большие деревья с ветвями и листвой.

В общем и целом нам понятен язык, которым написаны древнерусские произведения литературы, ведь это, хоть и древний, но все же русский язык!
Там безусловно присутствуют устаревшие слова (гуни - верхняя одежда, елико - только, инок - монах, адамант - алмаз, пядь - мера длины, фимиам - благовоние), о смысле которых сложно догадаться сразу, но в контексте произведения можно понять их смысл (молебен - богослужение, зегзица - кукушка). В древнерусской литературе использован очень яркий, живой и образный язык. Присутствует много диалогической речи, соответственно используется разговорная лексика, делающая эти произведения необычайно народными. В древнерусской литературе присутствует множество эпитетов (серебряны берега, жемчужная душа) и сравнений (поскакал горностаем, плыл белым гоголем, полетел соколом, побежал волком, как кукушка, кличет на юру). Литературные произведения напевны, музыкальны и неспешны за счет большого количества гласных и сонорных звуков.
Стоит упомянуть, что автор не использует такую немаловажную вещь, как портрет, без которой мы не представляем современной литературы. Возможно, в те времена представление о том или ином герое было общим, и описывать его внешность было не нужно, т. к. оно (представление) было негласным.
Также средством художественной выразительности является эпическая гиперболизация и идеализация.
Прием гиперболизации широко используется в былинах, возможности многих героев и предметов преувеличиваются, оживляя и подчёркивая события. (Например, описание Идола Скоропеевича в "Богатырском слове":
"А ростом добре, не по обычаю,
Меж очима у него стрела ладится,
Меж плечми у него большая сажен,
Очи у него, как чаши,
А голова у него как пивной котёл.)
Прием идеализации - способ художественного обобщения, позволяет автору создать образ на основе своих представлений о том, каким он должны быть (святые - идеальны, семейные ценности незыблемы).
Все элементы композиции (Пролог => Завязка действия => Развитие действия => Кульминация =>Развязка => Эпилог) присутствуют только в "Слове о полку Игореве", а в былинах, повестях и житиях пролог отсутствует, и стартовой точкой действия является завязка.
Духовные ценности, которые отстаивают герои древнерусской литературы, актуальны и в наши дни, спустя почти тысячу лет. Национальная независимость, сплоченность и единство нации, семейные ценности, христианские ценности (= общечеловеческие ценности) близки и понятны каждому гражданину России. Связь времен - налицо.
Первые нравственные сочинения, сочинения общественно-политические, уточняют социальные нормы поведения, позволяют шире распространять идеи ответственности каждого за судьбу народа и страны, воспитывают патриотизм и одновременно уважение к другим народам.
Богатство русского языка - итог почти тысячелетнего развития русской литературы.
В Древней Руси была красота нравственной глубины, нравственной тонкости и одновременно нравственной мощи.
Приобщиться к древней русской литературе - великое счастье и великая радость.

Список литературы:
Б.А. Рыбаков "Мир истории" 1984г.
Д.С. Лихачев "Антология древнерусской литературы"

Древнерусская литература — "начало всех начал", истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры. Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Она наполнена патриотическим пафосом 1 служения русской земле, государству, родине.

Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. Литература — часть действительности, она занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности.

Академик Д.С. Лихачев предлагает читателям древнерусской литературы мысленно перенестись в начальный период жизни Руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в XI-XIII века.

Русская земля огромна, поселения в ней редки. Человек чувствует себя затерянным среди непроходимых лесов или, напротив, среди слишком легкодоступных его врагам бескрайних просторов степей: "земли незнаемой", "дикого поля", как называли их наши предки. Чтобы пересечь из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. Бездорожье весной и поздней осенью отнимает месяцы, затрудняет общение людей.

В беспредельных пространствах человек с особенной силой тянулся к общению, стремился отметить свое существование. Высокие светлые церкви на холмах или на крутых берегах рек издали обозначают места поселений. Эти сооружения отличаются удивительно лаконичной архитектурой — они рассчитаны на то, чтобы быть видными со многих точек, служить маяками на дорогах. Церкви словно вылеплены заботливой рукой, хранят в неровностях своих стен тепло и ласку человеческих пальцев. В таких условиях гостеприимство становится одной из основных человеческих добродетелей. Киевский князь Владимир Мономах призывает в своем "Поучении" "привечать" гостя. Частые переезды с места на место принадлежат к немалым добродетелям, а в иных случаях переходят даже в страсть к бродяжничеству. В танцах и песнях отражается то же стремление к покорению пространства. О русских протяжных песнях хорошо сказано в "Слове о полку Игореве": ". дъвици поютъ на Дунаи, - вьются голоси чрезъ море до Киева". На Руси родилось даже обозначение для особого вида храбрости, связанного с пространством, движением, - "удаль".

На огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили свое единство — и в первую очередь единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором рассказывали предания глубокой старины, опять-таки свидетельствовавшие об их целостности, неделимости. В тогдашних условиях даже само слово "язык" приобретает значение "народ", "нация". Роль литературы становится особенно значительной. Она служит той же цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она является хранительницей истории, преданий, а эти последние были своего рода средствами освоения пространства, отмечали святость и значительность того или иного места: урочища, кургана, селения и проч. Предания сообщали и стране историческую глубину, были тем "четвертым измерением", в рамках которого воспринималась и становилась "обозримой" вся обширная Русская земля, ее история, ее национальная определенность. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей.

Вся древняя русская литература, вплоть до XVII века, отличалась глубоким историзмом, уходила корнями в ту землю, которую занимал и веками осваивал русский народ. Литература и Русская земля, литература и русская история были теснейшим образом связаны. Литература была одним из способов освоения окружающего мира. Недаром автор похвалы книгам и Ярославу Мудрому писал в летописи: "Се бо суть рекы, напояющие вселенную. ", князя Владимира сравнивал с земледельцем, вспахавшим землю, Ярослава же - с сеятелем, "насеявшим" землю "книжными словесы". Писание книг — это возделывание земли, и мы уже знаем какой — Русской, населенной русским "языком", т.е. русским народом. И, подобно труду земледельца, переписка книг извечно была на Руси святым делом. Тут и там бросались в землю ростки жизни, зерна, всходы которых предстояло пожинать будущим поколениям.

Поскольку переписывание книг — святое дело, книги могли быть только на самые важные темы. Все они в той или иной мере представляли "учение книжное". Литература не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той или иной мере — поучениями.

Чему же учила древняя русская литература? Оставим в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.

Если в первые века русской литературы, в XI-XIII веках, она призывала князей прекратить раздоры и твердо выполнять свой долг защиты родины, то в последующие — в XV, XVI и XVII веках — она заботится уже не только о защите родины, но и о разумном государственном устройстве. Вместе с тем на протяжении всего своего развития литература была тесно связана с историей. И она не только сообщала исторические сведения, а стремилась определить место русской истории в мировой, открыть смысл существования человека и человечества, открыть назначение Русского государства.

Русская история и сама Русская земля объединяла все произведения отечественной литературы в единое целое. В сущности, все памятники русской литературы, благодаря своим историческим темам, были гораздо теснее связаны между собой, чем в новое время. Их можно было расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагали одну историю — русскую и одновременно мировую. Теснее были связаны между собой произведения и в результате отсутствия в древней русской литературе сильного авторского начала. Литература была традиционна, новое создавалось как продолжение уже существовавшего и на основании тех же эстетических принципов. Произведения переписывались и переделывались. В них сильнее отражались читательские вкусы и читательские требования, чем в литературе нового времени. Книги и их читатели были ближе друг к другу, а в произведениях сильнее представлено коллективное начало. Древняя литература по характеру своего бытования и создания была ближе к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем изменялось бесчисленными переписчиками, переделывалось, в различной среде приобретало разнообразные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами.

"Роль литературы огромна, и счастлив тот народ, который имеет великую литературу на своем родном языке… Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Чтобы глубоко и точно воспринять художественное произведение, надо знать кем, как и при каких обстоятельствах оно создавалось. Так же точно и литературу в целом мы по-настоящему поймем, когда будем знать, как она создавалась, формировалась и участвовала в жизни народа.

Русскую историю без русской литературы также трудно себе представить, как Россию без русской природы или без ее исторических городов и сел. Сколько бы ни изменялся облик наших городов и сел, памятников архитектуры и русской культуры в целом — их существование в истории вечно и неуничтожимо" 2 .

Без древней русской литературы нет и не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, нравственных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Русская средневековая литература является начальным этапом в развитии отечественной литературы. Она передала последующему искусству богатейший опыт наблюдений и открытий, литературный язык. В ней соединились идейные и национальные особенности, были созданы непреходящие ценности: летописи, произведения ораторского искусства, "Слово о полку Игореве", "Киево-Печерский патерик", "Повесть о Петре и Февронии Муромских", "Повесть о Горе-Злочастии", "Сочинения протопопа Аввакума" и многие другие памятники.

Русская литература - одна из самых древних литератур. Ее исторические корни относятся ко второй половине X века. Как отмечает Д.С. Лихачев, из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть древнерусской литературой.

"Перед нами литература, которая возвышается над своими семью веками, как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, вступающими в неповторимое сочетание. Древнерусские писатели — не зодчие отдельно стоящих зданий. Это — градостроители. Они работали над одним общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным "чувством плеча", создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшихся в единое здание литературы…

Это своеобразный средневековый собор, в строительстве которого принимали участие в течение нескольких веков тысячи вольных каменщиков…" 3 .

Древняя литература представляет собой собрание великих исторических памятников, созданных в большинстве своем безымянными мастерами слова. Сведения об авторах древней литературы весьма скупы. Вот имена некоторых из них: Нестор, Даниил Заточник, Сафоний Рязанец, Ермолай Еразм и др.

Имена действующих лиц произведений в основном исторические: Феодосий Печерский, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский. Эти люди сыграли значительную роль в истории Руси.

Принятие языческой Русью христианства в конце Х столетия было актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов, стала "знаемой и ведомою" во всех концах земли, как говорил первый известный нам древнерусский ритор 4 и публицист 5 митрополит Иларион в "Слове о Законе и Благодати" (памятник середины XI века).

Большую роль в распространении христианской культуры сыграли возникавшие и растущие монастыри. В них создавались первые школы, воспитывалось уважение и любовь к книге, "книжному учению и почитанию", создавались книгохранилища-библиотеки, велось летописание, переписывались переводные сборники нравоучительных, философских произведений. Здесь создавался и окружался ореолом благочестивой легенды идеал русского инока-подвижника, посвятившего себя служению Богу, нравственному совершенствованию, освобождению от низменных порочных страстей, служению высокой идее гражданского долга, добра, справедливости, общественного блага.

&658; Читайте также другие статьи раздела "Национальное своеобразие древней литературы, ее возникновение и развитие":

Никакие материалы этого сайта не являются публичной офертой.

Сочинение на тему человек и его духовные ценности древнерусской литературы

Изображение героя в древнерусской литературе

"Первые исторические произведения позволяют народу осознать себя в историческом процессе, задуматься над своей ролью в мировой истории, понять корни событий современности и свою ответственность перед будущим".

Академик Д. С. Лихачев

Древнерусская литература, включающая в себя и былины, и сказки, и жития святых и, и (позднее) повести, являет собой не просто памятник культуры. Это уникальная возможность знакомства с жизнью, бытом, духовным миром и нравственными принципами наших далеких предков, своеобразный мостик, соединяющий современность и старину.

Итак, каков же он, древнерусский герой литературы?

Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах - важны его монашеские качества, если князь - княжеские, если богатырь - богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм.

Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром.

Древнерусский герой - цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: "цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю". Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, - собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными способностями, образец гражданского поведения.

Кем бы ни был герой - он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Очевидно, это фантастическое упрямство, столь великолепно описанное Н.В.Гоголем в повести "Тарас Бульба", и позволяет человеку добиться выполнения задачи, определенной им самим для себя. Например, св. Сергий Радонежский наотрез отказывается стать митрополитом, Феврония, вопреки своему социальному статусу, становится княгиней, Илья Муромец, не просто обороняет Киев, а по своему разумению истребляет врагов земли русской.

Характерной чертой героя древнерусской литературы является отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям разных национальностей. При всем патриотизме отсутствует агрессивность. Так в "Слове о полку Игореве" борьба с половцами рассматривается как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. В былине "Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград" "…отпускают во Царьград молода Тугарина и учат заклинать, чтоб им на Русь не бывать век по веку."

Святой Сергий Радонежский, благословляя князя Дмитрия на битву с Мамаем, говорит: "Иди против варваров, великое отвергши сомнение, и Бог поможет тебе. Врагов победишь и здоровым в свое отечество возвратишься."

Женские образы древнерусской литературы несут в себе созидание, тепло семейного очага, любовь и верность. Это необычайно тонкие и умные представительницы прекрасной половины человечества, умеющие добиться своей цели не силой, а разумом.

Человек древней Руси неразрывно связан с окружающей его природой. И пусть в древнерусской литературе отсутствует описание пейзажа в привычном современному человеку понимании этого слова, но присутствие живых, одушевленных лесов и полей, рек и озер, цветов и трав, зверей и птиц создают впечатление неразрывной связи людей с живым окружающим миром.

Наиболее ярко выражено описание природы в "Слове…9, где природные явления, животный мир сопереживают герою:

"…Ночь прошла, и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра….."

Во всех остальных произведениях пейзаж прорисован крайне слабо, иногда его вообще почти нет.

Однако, св. Сергий ищет уединения среди девственных лесов, а Феврония превращает обрубки деревьев в большие деревья с ветвями и листвой.

В общем и целом нам понятен язык, которым написаны древнерусские произведения литературы, ведь это, хоть и древний, но все же русский язык!

Там безусловно присутствуют устаревшие слова (гуни - верхняя одежда, елико - только, инок - монах, адамант - алмаз, пядь - мера длины, фимиам - благовоние), о смысле которых сложно догадаться сразу, но в контексте произведения можно понять их смысл (молебен - богослужение, зегзица - кукушка). В древнерусской литературе использован очень яркий, живой и образный язык. Присутствует много диалогической речи, соответственно используется разговорная лексика, делающая эти произведения необычайно народными. В древнерусской литературе присутствует множество эпитетов (серебряны берега, жемчужная душа) и сравнений (поскакал горностаем, плыл белым гоголем, полетел соколом, побежал волком, как кукушка, кличет на юру). Литературные произведения напевны, музыкальны и неспешны за счет большого количества гласных и сонорных звуков.

Стоит упомянуть, что автор не использует такую немаловажную вещь, как портрет, без которой мы не представляем современной литературы. Возможно, в те времена представление о том или ином герое было общим, и описывать его внешность было не нужно, т. к. оно (представление) было негласным.

Также средством художественной выразительности является эпическая гиперболизация и идеализация.

Прием гиперболизации широко используется в былинах, возможности многих героев и предметов преувеличиваются, оживляя и подчёркивая события. (Например, описание Идола Скоропеевича в "Богатырском слове":

"А ростом добре, не по обычаю,

Меж очима у него стрела ладится,

Меж плечми у него большая сажен,

Очи у него, как чаши,

А голова у него как пивной котёл.)

Прием идеализации - способ художественного обобщения, позволяет автору создать образ на основе своих представлений о том, каким он должны быть (святые - идеальны, семейные ценности незыблемы).

Все элементы композиции (Пролог => Завязка действия => Развитие действия => Кульминация =>Развязка => Эпилог) присутствуют только в "Слове о полку Игореве", а в былинах, повестях и житиях пролог отсутствует, и стартовой точкой действия является завязка.

Духовные ценности, которые отстаивают герои древнерусской литературы, актуальны и в наши дни, спустя почти тысячу лет. Национальная независимость, сплоченность и единство нации, семейные ценности, христианские ценности (= общечеловеческие ценности) близки и понятны каждому гражданину России. Связь времен - налицо.

Первые нравственные сочинения, сочинения общественно-политические, уточняют социальные нормы поведения, позволяют шире распространять идеи ответственности каждого за судьбу народа и страны, воспитывают патриотизм и одновременно уважение к другим народам.

Богатство русского языка - итог почти тысячелетнего развития русской литературы.

В Древней Руси была красота нравственной глубины, нравственной тонкости и одновременно нравственной мощи.

Приобщиться к древней русской литературе - великое счастье и великая радость.

Б.А. Рыбаков "Мир истории" 1984г.

Д.С. Лихачев "Антология древнерусской литературы"

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Загрузка...
Top