Челябинская область.История Челябинской области. История центра челябинска

История становления Челябинска уходит далеко корнями в XVIII век. Он был построен 13 сентября 1736г. на берегу реки Миасс, а в 1743 г. Челябинск стал центром крупнейшей Исетской провинции. В крепости располагалась Исетская провинциальная канцелярия, через которую происходило управление исетскими казаками, духовное правление. В 1781г. Челябинску был присвоен статус уездного города. В первой половине ХIХ века в среде горожан начинает формироваться торгово-ремесленная прослойка, которой будет суждено превратить его в крупный торгово-промышленный центр. К середине XIX века Челябинск занимал устойчивое место в ярмарочной торговле Урала. Известным Челябинск стал в 1892г., когда было окончено строительство Самаро-Златоустовской железной дороги и было открыто движение.

Многим челябинцам, находящимся на службе в Красной Армии, пришлось принимать участие в боевых действиях с самого начала войны. Изначально в бой вступили с фашистскими захватчиками бойцы 85-й Челябинской стрелковой дивизии, которая находилась на белорусской земле под Гродно.Когда под Москвой шли тяжёлые бои, по инициативе молодёжи Челябинского абразивного завода в области развернулся сбор средств на строительство танковой колонны имени Челябинского комсомола. Важную роль играл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. Его население возросло от 270 до 650 тыс. человек. На базе предприятий, которые были эвакуированы и сливались с местными производствами, были созданы гиганты индустрии, такие как ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. После присоединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями - ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным и весь завод переключился на выпуск танков. В годы войны на заводе было произведено восемнадцать тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы дали фронту танки Т-34, которые стали впоследствии известными всему миру. На заводе Колющенко было осуществлено производство установки БМ-13 - знаменитых «Катюш». В послевоенное время Челябинск приобрёл стал значельным центром для страны.

Он стал поставщиком оборудования, техники, кадровых ресурсов для восстановления Сталинграда, Донбасса, Днепрогэса и других территорий СССР. Быстрыми темпами росла промышленность, город бурно строился, расширялись границы его территории.

В 50-80-егг. город стал интенсивно развиваться, быстро строился и расширял свои границы, благоустраивался, одевался в зеленый наряд.В нач. 50-х гг. в городе преобладали одноэтажные жилища первых пятилеток. Они перемешались с островками новых застроек, которые возникли на основе первого генерального плана развития Челябинска и был разработан в 1936г. Главным принципом нахождения новых кварталов тогда было приближенно к предприятиям (поселки ЧГРЭС, ЧЭМК, ЧТЗ и др.). В 1947г. утвердили новый план развития Челябинска, который предусматривал застройку районов, прилегающих к промышленным предприятиям, и центра города. Современном центре города создан комплекс взаимосвязанных магистралей и площадей. Главной считается площадь Революции. Ансамбль стал формироваться в 30-хгг. И к ним относятся две гостиницы, здание обкома партии, жилой дом с гастрономом. С появлением многоэтажного монументального ансамбля из трех сооружений: семиэтажного жилого дома, административных зданий ЮУЖД и Челябэнерго, расположенного напротив здания, где сейчас размещается городская администрация и был установлен в 1959г. Скульптура в честь В.И. Ленину в центре площади и это завершило первый этап оформления площади Революции. В 70-е гг. с южной стороны площади расположились два симметрично расположенных стеклянных корпуса административного назначения. В 1982г. Было построено новое здание драматического театра имени С.М. Цвиллинга. В 90-х гг. продолжалась застройка площади, на западной стороне появилось здание банка. В нач. 50-х гг. здесь также располагались одноэтажные жилища первых пятилеток. Но к 1947г. был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям.

Окончательно сформировался промышленный потенциал, который определил структуру современной экономики Челябинска. На предприятиях активно внедрялась модернизация и автоматизировалось производство. С 1954г. машины с маркой завода (Колющенко) вышли на мировой рынок, авто поставлялись в 40 стран мира. В 1956г. на трубопрокатном заводе была введена в строй первая очередь самого крупного в мире трубоэлектросварочного цеха. На металлургическом заводе за десятилетие стали работать 18 новых цехов, а в 1958г. Введена в работу доменная печь № 5 и завершена первая в Челябинске Всесоюзная ударная комсомольская стройка. В этот период ЧМЗ стал флагманом черной металлургии СССР. Успехи в промышленности не могли быть столь заметными, если бы Челябинск не имел своих инженеров и ученых, если бы не сложился тесный союз. В 1951г. Челябинский механико-машиностроительный институт был преобразован в Челябинского политехнического института, стали выпускниками, особенно ценились инженеры, как высококвалифицированные специалисты. К 1960г. в городе уже было около 15 тысяч студентов. Первый классический университет на Южном Урале был построен в 1976г. В 80 гг. столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов.

Успехи в промышленности не могли стать столь заметными, если бы Челябинск не имел своих научных кадров, если бы не сложился тесный творческий союз науки и производства. В 1980 году город стал выдающимся научным центром страны. НИИ охватили различные отрасли промышленности и строительства. Промышленный комплекс играл ведущую роль в экономике города и 40% выпускаемой продукции был металл. Основным производителем было открытое акционерное общество «Мечел» (бывший Челябинский металлургический завод) одно из самых крупных организации в России по производству сталей и сплавов.

В 1970 год в городе стало развиваться здравоохранение и образование. Первых посетителей принимают санатории и профилактории ЧТЗ и ЧТПЗ, появляется городская студенческая больница, строятся крупные медицинские центры. За короткие промежутки времени была застроена северо-западная часть города, появились новые кварталы высотных домов на ЧТЗ и северо-востоке. В 1976г. в городе был рождён миллионный житель. К 1980г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, 40% машин. Это время отмечено бурным развитием культурной жизни Челябинска. Открылся драматический театр на 1200 мест, всероссийскую известность приобрёл Челябинский Кукольный Театр. В 1986г. Челябинске был отмечен 250-летие со дня своего основания.

В 1990 года был сложный период для всей страны, потому что повсеместно происходило банкротство предприятий, невыплата зарплат, недофинансирование соц. программ. Только со второй половины десятилетия проводимые реформы начали давать свои плоды: в Челябинске заработала промышленность, стали увеличиваться поступления в бюджет, постепенно начали расти доходы горожан, что повлекло за собой увеличение рождаемости. Много комбинатов и заводов вышли на мировой рынок. По уровню телефонизации Челябинск перешёл за первую пятерку среди крупных городов страны, активно развивалась сотовая связь, интернет. Накануне 260-летия в Челябинске был открыт зоопарк, а в 2004г. построили пешеходную улица Кировку, которая стала любимым местом прогулок челябинцев и гостей города.

В Челябинске в 2000-м году стартовал период полномасштабной реконструкции и расширение дорог, строительство современных транспортных развязок. Муниципалитет провел ревизию всей инфраструктуры города и принял на свой баланс сотни километров сетей, которые перестали обслуживаться ведомствами и предприятиями еще с 80-90-х гг. Были размещен новые и отремонтированы многие социальные объекты образования и здравоохранения. В 2008г. В городе было сдано рекордное количество жилья за всю свою историю - 880 тысяч квадратных метров. Из сторожевой крепости Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Южного Урала, город с миллионным населением, среди него, сотни представителей разных национальностей.

Многие челябинцы знают, что днем основания нашего города является 13 сентября 1736 года. Это дата знаменитого донесения полковника Тевкелева Василию Татищеву: "Вашему Превосходительству покорно доношу...".

Именно с этого документа начинается история Челябинска . Это отлито сейчас на бронзовой доске на памятнике основателям Челябинска в центре города. Фамилия опального Тевкелева справа внизу мелко-мелко, чтобы различить, надо приблизиться вплотную.

Но мало кто знает, что кроме этой версии основания Челябинска существует еще одна.

Это история легендарной Александровской слободы. Все началось с того, что в 1890 году в Оренбурге вышла книга с длиннющим, как тогда было принято, названием: "Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о быте оренбургских казаков и карты". Автором книги являлся авторитетнейший тогда человек полковник Федор Митрофанович Стариков. Он не был профессиональным историком. С 20 лет он служил в Оренбургском казачьем войске. Прошел путь от урядника до генерал-майора. Имел допуск во все архивы Оренбурга, Орска, Верхнеуральска, Челябинска и Троицка. Параллельно со службой он увлекся историей родного края и получил прозвище "Отец истории Оренбургских казаков".

Итогом его многолетней деятельности явилось издание нескольких книг в том числе и упомянутой выше. В Члябинской областной публичной библиотеке эта книга имеется в виде микрофильма. В своей книге Стариков пишет, что в Западной Сибири по реке Исети еще аж с конца XVI века проживали так называемые исетские казаки, которые вели свою историю от сподвижников Ермака. Еще тогда в конце XVI века, погуляв по Сибири и разорив царство Кучумово, казаки решили осесть. Для жизни они выбрали пригодные земли на реке Исети основали несколько острогов. Правда сделали они это по приказу из Тобольска. И вот далее идет очень интересная цитата:

"Тайный советник Татищев в апреле 1736 года дал инструкцию полковнику Тевкелеву: слободы Верхне-Миясскую, Бродокалмакскую и Александровскую (ныне город Челябинск), основанные исетными казаками - первая в 1685, вторая в 1687, третья в 1696-1700 года переименовать в крепости и укрепить..." Между прочим, полковник Тевкелев основал крепость не на месте старой слободы Александровской, которая была расположена на левом (северном) берегу Мияса, а на правом берегу этой реки и назвал ее Челябинской ". Получается, что челябинская история длиннее почти на 40 лет?

Существуют и другие официальные документы 30-40-х годов XVIII века, но в них нет никакого упоминания ни об Александровской слободе ни о других казачьих поселениях в наших краях, относящихся к XVII или тем более к XVI векам. В 1732 году была составлена подробная карта Зауралья. Указанные на ней населенные пункты - слободы были известны еще с конца XVIII века: чумляк, Брод Калмацкий, Теченская, Багарякская. В 1739-1740 годах была проведена подробная перепись населения по всем крепостям Исетской линии. Из 184 человек Челябинской крепости большинство были переселенцами из Тюмени, Шадринска. Далматова монастыря, дальних зауральских слобод. Но ни одного упоминания об Александровской слободе в материалах переписи нет.

Что же Стариков ошибся? Принял желаемое за действительное? Ведь вести одну из ветвей Оренбургского казачества от сподвижников самого Ермака Тимофеевича было чрезвычайно почетно. Возможно, что все несколько сложнее. Ведь генерал Стариков, разъезжая по Оренбургским степям, собирал не только архивные документы, но и устные предания оренбургских казаков и возможно, что с ним сыграла злую шутку челябинская топонимика. Можно предположить, что даже в таком небольшом городке как Челябинск в середине XVIII века различные социальные группы селились более-менее компактно. Купцы с купцами на правом берегу Миасса поближе к гостиному двору, кварталы ремесленников, чиновников, а районом компактного проживания казаков было Заречье. Косвенно это подтверждает история эксплуатации первого челябинского моста через Миасс.

Старое фото Мост через Миасс, вид со стороны Заречья.

Первый челябинский мост - Кировский - из-за небольшой глубины реки строился на так называемых "свинках" - небольших деревянных срубах, которые притапливались и заполнялись камнями. Сохранились документы. датированные 1761 годом, из которых следует, что три "свинки" и мостовую на них с "зарешной стороны" обязаны были содержать казаки, а одну "свинку", лежащую с крепостной стороны обязаны были содержать цеховые, посадские и купцы. Из такого распределения работ можно сделать вывод, что в то время казаки составляли большинство населения города и что казаки своей считали именно заречную часть города. И такое положение дел сохранялось долгие десятилетия.

Челябинская область в древние века

Во XVIII-XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая название «страна городов» (историко-археологический заповедник «Аркаим»). Племена, населявшие эту территорию, занимались земледелием, использовали бронзовые и медные орудия. Свидетельство высокого уровня развития культуры — палеолитическая «картинная галерея» в Игнатиевской пещере.
В 1 тыс. н. э. здесь проживали тюркские и угро-финские племена. В средневековье по Южному Уралу проходило пограничье Золотой, Синей и Белой орд, Казанского, Сибирского и Ногайского ханств, затем - башкирских племен и казахских жузов.

Челябинская область в XIII-XVII вв.

В XVIII в. началась русская колонизация края. Оренбургская экспедиция (1734) в военно-торговых целях основала ряд крепостей: Верхне-Яицкая (1735), Чебаркульская, Миасская, Челябинская (1736). 13 августа 1737 по представлению В. Н. Татищева была образована Исетская провинция (северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 центр провинции - Челябинск. 15 марта 1744 была образована Оренбургская губерния, в состав которой вошли Исетская и Уфимская провинции.
Во второй половине XVIII в. активно развивается промышленность, вокруг заводов возникают новые города: Нязепетровск, Касли (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1758), Кыштым (1757), Сатка, Юрюзань, Усть-Катав (1758), Миасс (1773). Здесь разворачивались события крестьянского восстания 1773-75 гг. В феврале 1774 армия Е. Пугачева заняла Челябинск, но под натиском царских войск ушла к уральским заводам.
В середине XIX в. оренбургское казачество начало активно осваивать степные районы Южного Урала. Населенным пунктам давали наименования, связанные с местами побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и др.
В середине XIX в. Челябинск стал центром ярмарочной торговли Урала (здесь шла торговля хлебом и скотоводческой продукцией). После строительства Транссиба (1891-1916) Челябинский край стал крупнейшим транспортным центром, связавшим Центральную Россию, Урал и Сибирь в единое целое.

Челябинская область во время Гражданской войны

Губерния была создана на части территории Оренбургской губернии и Тургайской области постановлением ВЦИК от 3 сент. 1919 об образовании Челябинского районного управления на правах губернского органа. Первоначально состояла из Курганского, Троицкого, Златоустовского, Кустанайского и Челябинского уездов. Согласно постановлению, Челябинский ревком преобразовывался в Челябинский губернский ревком, а Челябинск становился губернским городом. На момент образования Челябинским ревкомом руководили М. Х. Поляков (предс.), А. Я. Бакаев (зам.), Е. В. Плотников и И. А. Медведев.
Границы и состав губернии несколько раз менялись: Кустанайский уезд стал частью Киргизской АССР, Верхнеуральский уезд — частью Челябинской губернии и пр.
Гражданская война и политика военного коммунизма, проводившаяся советским правительством в 1919—1921, вызвала голод 1921—1922 и разруху в промышленности. Числ. населения Ч. г. за 1920—1923 сократилась на 423 803 человек, в том числе в Челябинске — на 6479. С 1920 по 1923 произошло уменьшение количества сельсоветов (с 1425 до 830) и волостей (с 227 до 90) при неизменном количестве населённых пунктов (3268).
С введением НЭПа экономика губернии стала постепенно налаживаться. В 1923 году сельскохозяйственное производство достигло уровня 1916, но показатели промышленности оставались крайне низкими. В 1923 площадь Челябинской губернии составляла 119 066 км², численность населения — 1 млн 279 тыс. человек.
3 ноября 1923 Челябинская губерния вошла в состав вновь образованной Уральской области.
17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена, в результате чего была образована Челябинская область. В дальнейшем площадь области неоднократно уменьшалась. Так, в период с 1938 по 1943 год из Челябинской области переданы в состав Свердловской области семь районов. После передачи 32 районов в состав вновь образованной Курганской области с 6 февраля 1943 года границы области практически не менялись.

Челябинская область в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Челябинская область в буквальном смысле слова стала кузницей Победы, обеспечивая фронт металлом, боеприпасами и боевой техникой.
22 июня 1941 года о вероломном нападении фашистской Германии на Южном Урале узнали днем: в городах завыли заводские сирены, раздались паровозные гудки.
На Магнитогорском металлургическом комбинате уже через два часа после сообщения о начале войны, не дожидаясь указаний из центра, принимается решение о переводе ряда печей на выпуск специального металла. В магнитогорскую броню были одеты десятки тысяч советских танков, ведущих военные действия против войск неприятеля. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был сделан из магнитогорской стали.
В первые месяцы Великой отечественной войны Челябинский тракторный завод перешел на выпуск танков. Уже осенью 1941 года челябинские танки участвовали в тяжелых боях под Москвой. Летом 1942 года Танкоград перестроил конвейер и за 33 дня наладил выпуск танка Т-34, признанного лучшим танком II мировой войны.
Но южноуральцы не только строили боевые машины. Из Челябинской области на фронт ушли более 60-ти соединений разных родов войск. Особую гордость составил Уральский добровольческий танковый корпус. Проводы танкистов состоялись 9 мая 1943 года. Добровольческий танковый корпус участвовал в освобождении Украины, земель Польши, штурмовал Берлин и первым вошел на помощь восставшей Праге.
В годы войны Южный Урал оказался в центре грандиозного передвижения людей и промышленности в восточную часть страны. Ценой величайших усилий к середине 1942 года эвакуированные предприятия были восстановлены. К станкам встали все, от мала до велика. Подростки, старики и женщины Южного Урала наравне с мужчинами разделили тяготы и лишения военного времени.

Челябинская область в послевоенные годы

После 1945 года в СССР началась эпоха восстановления страны и разрушенного хозяйства. Челябинская область за годы войны стала одной из ведущих в промышленности страны. Повсеместно по стране и на Урале развернулось движение стахановцев и многостаночников. Каждый день приносил новые победы и новые имена героев труда.
Страна остро нуждалась в металле. Доменщики, сталевары и прокатчики Магнитки, Челябинска, Златоуста, Сатки и Уфалея включились в соревнование за выдачу сверхпланового металла.
Навсегда в истории Златоустовского металлургического завода будет вписано имя сталевара Василия Амосова. По его инициативе развернулось соревнование металлургов.
Мощное строительство развернулось в городах Южного Урала, устраивался быт, строились учреждения культуры и здравоохранения. На правом берегу реки Урал вырастал новый город - Магнитогорск.
Быстрыми темпами развивался и Челябинск. За 15 послевоенных лет жилой фонд города увеличился почти на три миллиона квадратных метров. Особенно остро проблема жилья стояла в первые послевоенные годы
Еще несколько событий послевоенной хроники:
Декабрь 1947 года - в городе Миассе Челябинской области основан Государственный ракетный центр имени академика Макеева.
В этом же 1947 году, в Челябинске при Дворце спорта ЧТЗ создана хоккейная команда «Трактор».
19 июня 1948 года в городе Озерске Челябинской области пущен первый атомный реактор на НПО «Маяк». Этот день стал датой рождения атомной промышленности в СССР и, в целом, в Евразии.

Заселение территории Южного Урала человеком началось в эпоху палеолита. В XVIII - XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая название «страна городов» (историко-археологический заповедник ). Племена, населявшие эту территорию, занимались земледелием, использовали бронзовые и медные орудия. Свидетельство высокого уровня развития культуры - палеолитическая «картинная галерея» в Игнатиевской пещере.

Не остался Южный Урал в стороне и от Великого переселения народов. Такие известные народы древности, как скифы и саки, населяли степи Южного Урала в VII - V веках до н.э., в IV веке до н.э. их сменили сарматы. В III - II веках до н. э. из Центральной Азии сюда пришли хунну. Смешавшись на этих территориях с сарматами и частью лесного населения, они начали продвижение на запад, где стали известны под именем гуннов. В VI в. н. э., в эпоху тюркских каганатов, на территорию Южного Урала пришли первые носители тюркских языков.

Тюрки постепенно стали основным населением степи. В VII - IX веках на стыке угорских и тюркских племен происходит формирование протомадьяр, ушедших в IX в. на запад и осевших в том числе в Паннонии (сегодняшняя Венгрия).

В XIII веке территория Южного Урала входит в состав монгольской империи. Одним из ярких памятников позднего ордынского времени, сохранившимся до наших дней, является мавзолей Кесене, расположенный близ поселка Варна. Первые русские поселения на территории, входящей в современную Челябинскую область, появились в конце XVII в. - Белоярская Теченская слобода (село Русская Теча) и Багарякская слобода (село Багаряк).

Челябинская область в XVIII - XIX вв.

Во второй половине XVIII в. активно развивается промышленность. Вокруг заводов возникают новые города:Нязепетровск (1944), (1747), (1754), Катав-Ивановск (1755), (1757), (1758), (1758), (1758), (1773). Здесь разворачивались события Крестьянской войны 1773 - 1775 гг. В феврале 1774 г. армия Емельяна Пугачева заняла Челябинск, но под натиском царских войск ушла к уральским заводам. В XVIIIв. началась русская колонизация края.

Оренбургская экспедиция (1734) в военно-торговых целях основала ряд крепостей: (1734), (1736), Миасскую (1736), Челябинскую (1736). 13 августа 1737 г. по представлению В. Н. Татищева была образована Исетская провинция (северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 г. ее центром являлся Челябинск. 15 марта 1744 г. Исетская и Уфимская провинции были объединены вновь созданной Оренбургской губернией.

В 1784 г. императрицей Елизаветой Петровной был издан указ, предписывающий учредить на Уйской линии в Троицкой крепости торг. В 1750 г. в Троицке открыта первая ярмарка. Проходила она затем ежегодно. Обменивалось, а позже продавалось здесь все, что давала земля и могли производить умелые руки мастеров. Из Средней Азии, Индии, Персии везли ковры, чай, ткани, пряности. Из Казахстана - коней, скот. Из России -- хлеб, посуду, древесину. Золото и серебро являлись главнейшими из доставляемых Азией товаров вплоть до 70-х гг. XVIII в. По своим масштабам ярмарка в Троицке уступала только Нижегородской и Ирбитской. А в середине XIX в. уже Челябинск стал центром ярмарочной торговли Урала (здесь шла торговля хлебом и скотоводческой продукцией).

Город Троицк. Дата неизвестна

Город Златоуст. Начало ХХ в.

После строительства Транссиба (1891-1916) Челябинский край стал крупнейшим транспортным центром, связавшим Центральную Россию, Урал и Сибирь в единое целое.В середине XIX в. оренбургское казачество начало активно осваивать степные районы Южного Урала. Важной составляющей Российских вооруженных сил в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии в 1813-1814 гг. являлось казачество, в том числе Уральского и Оренбургского казачьих войск. После возвращения домой вновь образованным населенным пунктам давали наименования, связанные с местами побед русских войск в войне: Варна, Фершампенуаз, Париж и др.

См. также интернет-проекты отдела краеведения ЧОУНБ:

Южный Урал в годы Гражданской войны и в преддверии Великой Отечественной войны

В первой половине XX в. многие заводские поселки получили статус городов, сложился их архитектурных облик.

В период революции и Гражданской войны бывший важным стратегическим пунктом Челябинск неоднократно переходил из рук в руки противоборствующих сторон. Боевые действия 17 июля - 14 августа 1919 г. между частями Пятой армии красных и Третьей армией адмирала А. В. Колчака явились решающей операцией Гражданской войны на Южном Урале. Наступление Рабочее-Крестьянской Красной Армии (РККА) началось 17 июля после окончания успешных для нее Златоустовской и Екатеринбургской операций. Белогвардейские войска пытались задержать наступление красных на рубеже озер Чебаркуль - Иртяш, но 20 июля Красная армия прорвала этот рубеж и начала наступление на Челябинск.

Годы Гражданской войны на Урале

Белые перегруппировали свои войска и отвели основные силы за Челябинск с целью заманить красные части в город, а потом окружить и разгромить их. 24 июля красные вступили в Челябинск, а на следующий день белые перешли в контрнаступление. Белые войска наступали двумя группами - северной под командованием С. Н. Войцеховского и южной с командующим В. О. Каппелем. Группа Войцеховского перерезала железную дорогу Челябинск-Екатеринбург и вышла в тыл 5-й армии. Однако благодаря тому, что 26-я стрелковая дивизия красных не отступила под ударами группы Каппеля, кольцо окружения не было замкнуто. Пока 26-я дивизия сдерживала группу Каппеля, остальные части 5-й армии перегруппировались и совместно с частями 3-й армии, подошедшей с севера, разгромили группу Войцеховского. 4 августа 24-я стрелковая дивизия совместно с партизанами заняли Троицк, а основные силы 5-й армии вышли на рубеж, пролегавший в 25-30 км восточнее Челябинска. Благодаря успешно проведенной операции войска РККА окончательно заняли весь Урал и получили возможность наступления на Сибирь и Туркестан.

Дополнительная информация

  • 63.3(2)
    В 493
    К-512005 - КР
    К-512006 - КР
    Виноградов, Н. Б. Страницы древней истории Южного Урала: учеб. для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей / Виноградов Н. Б. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997. - 159с.
  • 63.3(2)
    И 907
    К-514295 - КР
    К-514294 - КР
    История Урала. Кн. 1: С древнейших времен до конца XIX века: учеб. для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей / Под ред. Б. В. Личмана; УРО РАН, Ин-т истории и археологии. - Екатеринбург: СВ-96, 1998. - 439 с.

    63.3(2)52
    И 907
    К-573857 - КР
    К-573859 - КР
    История Урала, XIX век - 1914 год: учеб. пособие / Н. Н. Алеврас [и др.]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2008. - 637, c.

    63.3(2)
    Ю 197
    К-572169 - КР
    К-572170 - КР
    Южный Урал в судьбе России: история и современность: [материалы науч.-практ. конф., 16 дек. 2008 г. / сост. С. В. Нечаева; редкол.: Рязанов Н. М. (отв. ред.) и др.]. - Челябинск: Пресс-Мастер, 2008. - 463 с.

    63.3(2)
    О-952
    М-488935 - КР
    М-488934 - КР
    Очерки истории Челябинской области: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Б. Виноградов, В. Н. Елисеева, А. В. Лушников [и др.]. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1991. - 190 с.



Загрузка...
Top